Научная статья на тему 'Процессуальные характеристики воспитания прекрасного: стадии становления эстетического опыта у студентов'

Процессуальные характеристики воспитания прекрасного: стадии становления эстетического опыта у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПРЕКРАСНОГО У СТУДЕНТОВ / ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ / СМЫСЛ КРАСОТЫ / ДУХОВНЫЙ (КРАСИВЫЙ) ПОСТУПОК / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS' AESTHETIC CULTIVATION / HARMONY / AESTHETICAL EXPERIENCE GAINING PROCESS / BEAUTY CONCEPT / MORAL (AESTHETIC) ACTION / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова И.Н.

Автор обращается к рассмотрению процессуальных характеристик воспитания прекрасного, а именно освещается проблема разработки стадий становления эстетического опыта у студенческой молодежи. Воспитание прекрасного эстетико-смысловая деятельность педагога, направленная на создание условий становления у воспитанников эстетического опыта как опыта переживания и созидания прекрасного. Специфика эстетического опыта заключается в эмоционально-чувственном, интуитивном «знании», которое проявляется в способности человека воспринимать, созерцать, понимать и созидать прекрасное. В процессе исследования были выделены следующие стадии становления эстетического опыта у студентов: несформированности эстетического опыта, открытия смысла красоты, овладения эстетическим опытом, ценностно-смысловой самореализации по законам красоты. Для определения данных стадий автором применялись такие диагностические методики, как «Незаконченные предложения», «Эстетические предпочтения современной молодежи», методика нестандартизированного наблюдения «Луковица» (Н.Е. Щуркова), написание рефлексивных эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural features of the aesthetic cultivation: Stages of students’ aesthetic experience development

The author examines procedural features of the aesthetic cultivation, in particular, the stages of development of aesthetic experience of youth are highlighted. Aesthetic cultivation is presented as a teacher’s aesthetic and cognitive activity, which aims at creating conditions for aesthetic experience development as both experiencing and creating aesthetic beauty. Aesthetic experience is very peculiar as it is grounded on emotional, intuitive knowledge, which allows a person to perceive, observe, comprehend and create aesthetic phenomena. The stating experiment made it possible to define the following stages of students’ aesthetic experience development: lack of aesthetic experience, beauty concept discovery, gaining aesthetical experience, value and cognitive self-realization in accordance with aesthetic rules. In order to formulate the above-mentioned stages the author applied some diagnostic methods including «Nonfinished sentences», «The contemporary youth aesthetical preferences», non-standardized observation method called «Onion» (N.E. Thchurkova) as well as reflective essays writing.

Текст научной работы на тему «Процессуальные характеристики воспитания прекрасного: стадии становления эстетического опыта у студентов»

Общая психология, психология личности, история психологии

И.Н.Солдатова

Процессуальные характеристики воспитания прекрасного: стадии становления эстетического опыта у студентов

Автор обращается к рассмотрению процессуальных характеристик воспитания прекрасного, а именно освещается проблема разработки стадий становления эстетического опыта у студенческой молодежи. Воспитание прекрасного - эстети-ко-смысловая деятельность педагога, направленная на создание условий становления у воспитанников эстетического опыта как опыта переживания и созидания прекрасного. Специфика эстетического опыта заключается в эмоционально-чувственном, интуитивном «знании», которое проявляется в способности человека воспринимать, созерцать, понимать и созидать прекрасное. В процессе исследования были выделены следующие стадии становления эстетического опыта у студентов: несформированности эстетического опыта, открытия смысла красоты, овладения эстетическим опытом, ценностно-смысловой самореализации по законам красоты. Для определения данных стадий автором применялись такие диагностические методики, как «Незаконченные предложения», «Эстетические предпочтения современной молодежи», методика нестандартизированного наблюдения «Луковица» (Н.Е. Щуркова), написание рефлексивных эссе.

Ключевые слова: воспитание прекрасного у студентов, процесс овладения эстетическим опытом, смысл красоты, духовный (красивый) поступок, студенческая молодежь.

«Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением. Это звездное небо над нами и моральный закон в нас» [2]. В такой метафорической форме высказыванием И. Канта можно проиллюстрировать

ш о

сущность воспитания прекрасного. Воспитание прекрасного всегда обращено к человеческой сущности. Оно заключает в себе одну из наиболее значимых проблем: способность человека отличить в своей жизни прекрасное от безобразного. Интегративным же критерием воспитания прекрасного является открытие в Другом человеческого, что неразрывно связано с нравственностью, духовностью. В данной связи точно подходит выска- ^^ зывание В.А. Канке о том, что «тайна эстетического состоит в удивительной согласованности «лица предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем отношении к другим и себе он постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции...» [11, с. 23]. Воспитание прекрасного понимается как эстетико-смысловая деятельность педагога, направленная на создание условий становления у воспитанников эстетического опыта как опыта переживания и созидания прекрасного. Сущностным признаком сформированности эстетического опыта является принятие личностью творения, созидания красоты как одного из доминантных смыслов жизни. При этом главным проявлением красоты бытия личности становится ее добротворчество. Воспитание прекрасного - это также принцип жизнедеятельности воспитанника с позиций законов красоты, возможность получения знания о себе как о человеке духовно красивом. Эстетико-смыс-ловая деятельность проявляется в переживании человеком разнообразных граней эстетического (прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного и т.п.), в результате которой этим человеком обретаются индивидуальные смыслы красоты.

В процессе овладения эстетическим опытом воспитанником присваиваются «ценности переживания» (В. Франкл), иначе говоря, смыслы красоты, прекрасного, которые заключаются в переживании мгновений жизни. «"Ценности переживания" реализуются в восприятии мира, например, в восторге перед красотой природы или искусства. Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира... Нельзя недооценивать всей полноты смысла, которую приобретает наша жизнь благодаря этим ценностям. Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия. Смысл жизни определяется ее высшими точками» [8, с. 76]. Смысл прекрасного утверждает в духовном мире воспитанника Красоту как ценность, как универсальный принцип всех проявлений его жизни: выражение переживаний, поведение, взаимодействие со значимым Другим, поступки, рефлексия (самосмысление). Созидание личностью прекрасного является деятельным проявлением смысла красоты, миропостижения. Воспитание способности к поиску и реализации

смысла красоты (жизни, деятельности, творчества, профессии, человеческих отношений) и есть цель воспитания прекрасного. Смысл красоты - это с= возвышение личности над обыденным прагматическим мировосприятием.

ее

Эстетический опыт обретается воспитанником не через курс лекций «по о§<3 эстетике», а через собственные ощущения, чувства, переживания, озаре-|= ния. Специфика эстетического опыта заключается в эмоционально-чувственном, интуитивном «знании», которое проявляется в способности человека воспринимать, созерцать, понимать и осознавать прекрасное, выражать индивидуальное отношение к прекрасному, созидать красоту. Таким образом, эстетический опыт - сложный духовный феномен, в котором можно выделить такие элементы, как восприятие эстетических ценностей; потребность человека в переживании прекрасного; эмоционально-образная жизнь человека, его духовно-душевный мир; эстетический вкус как способ различения прекрасного от безобразного; смыслопоиск красоты, смыслотворчество.

Эстетический опыт - то главное личностное новообразование, качество, которое формируется у студенческой молодежи в процессе воспитания прекрасного. При рассмотрении этого процесса необходимо выделить важнейшую его характеристику - стадийность. При этом стадия понимается как определенная ступень, период, за который происходят изменения какого-либо личностного качества, новообразования в воспитаннике.

Разрабатывая стадии становления эстетического опыта, мы учитывали возрастные и социальные особенности студенческой молодежи, результаты эмпирического исследования, опирались на динамическую модель педагогической системы, разработанной В.С. Ильиным. Согласно этой модели, развитие воспитанников происходит поступательно, постепенно осуществляется переход с одной стадии на другую. При этом каждая следующая стадия представляет качественно новый уровень развития воспитанника. Были выделены следующие стадии становления эстетического опыта: нес-формированности эстетического опыта, открытия смысла красоты, овладения эстетическим опытом, ценностно-смысловой самореализации по законам красоты.

С целью выявления, на какой стадии становления эстетического опыта находится тот или иной студент, применялись: методика «Незаконченные предложения», «Эстетические предпочтения современной молодежи», написание рефлексивных эссе. Кроме этого, была использована методика нестандартизированного наблюдения «Луковица», разработанная Н.Е. Щурковой [9], модифицированная нами. Сущность данной методики

заключается в послойном («сферическом») анализе проявлений духовной § ^ жизни студентов: внешний вид воспитанника, поведение, взаимоотно- £ о

_ и ^

шение с другими людьми, отношение воспитанника к самому себе, мера ^ к осмысления своего Я. <5 ^

;£ ш

В процессе исследования уровня сформированности эстетического опыта ^ й

студентов интерпретация высказываний проводилась по онтологическому ^^

^ о

типу и включала несколько оснований: с

1) дифференциация по интенции духовного мира: «быть» или «иметь» (Э. Фромм), определяющая либо бескорыстное отношение к прекрасному, либо отношение потребительское;

2) степень выраженности чувства общности «мы» (В.И. Слободчиков), определяющая ориентацию на Другого (близких людей, авторов и героев произведений искусства, частицу природы и т.п.), понимание Другого, сопереживание, сострадание, деятельную помощь;

3) представленность в высказываниях различных аспектов прекрасного -в природе, искусстве, повседневной жизни, в отношениях между людьми, умение обнаруживать прекрасное в разнообразных сферах бытия [7].

В процессе интерпретации учитывался также эффект «скрипта» (Л.М. Лузина), состоящий в том, что непротиворечивые по содержанию, логично выстроенные тексты, но слабо эмоционально окрашенные, представляющие автора «правильным», положительным героем, как правило, являются неискренними и не отражают духовный мир воспитанника. Напротив, сбивчивые, противоречивые суждения, резкие, эмоциональные высказывания, скорее всего, являются искренними, свидетельствуют о том, что студент пытается отыскать смыслы собственной жизни, в том числе и смыслы красоты.

Участниками исследования уровня сформированности эстетического опыта выступили студенты 1-11 курсов Волгоградского государственного медицинского университета, студенты 11-У курсов кафедры графики и дизайна Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, студенты Института непрерывного образования Волгоградского государственного аграрного университета.

Рассмотрим стадии становления эстетического опыта у студенческой молодежи. На стадии несформированности эстетического опыта выявляется проблема незрелости личностно-смысловой сферы, где формируются смыслы, присваиваются нравственные и эстетические ценности. Ярко проявляется «неразвитость самосознания» (И.А. Кудрявцев), что выражается

°оо в «ущербности рефлексии, недостаточной способности к критическому самоанализу и самоконтролю в соответствии с социальными требовани-с= ями...» [3, с. 466]. Вследствие несформированности эстетического опыта

ТС I— ТС

У студентов наблюдаются серьезные искажения в переживании прекрас-0°В ного. Студенты на данной стадии способны в некоторой степени выразить с= ^ свое понимание красоты (причем речь идет преимущественно о красоте внешней), но это понимание поверхностное, формальное, стереотипное. Для студентов на этой стадии характерно обесценивание красоты и прекрасного, следование пагубным тенденциям гламура, что представляет для них наибольшую значимость, ложную ценность. Так, несформированность опыта прекрасного проявляется во внешнем виде воспитанников. В одежде они стремятся следовать модным тенденциям, которыми изобилуют глянцевые журналы. Проявляется отсутствие индивидуального эстетического вкуса, имеет место «сфабрикованная», искусственная, «гламурная» красота. Такие студенты одеваются броско, порой кричаще, используют яркий макияж, не учитывая контекста ситуации (например, учебное занятие или дискотека). Часто ведут себя агрессивно, неестественно, манерно, вычурно, подражая гламурным дивам. Другие же студенты на этой стадии стараются выглядеть, наоборот, незаметно, безлико, не привлекают внимания. И у тех, и у других студентов отсутствует внешняя и внутренняя индивидуальность. В качестве примера «гламурного» стиля мышления молодежи приведем высказывание из рефлексивного эссе студентки лечебного факультета Оксаны К.: Хочу Итальянскую жизнь, Американскую зарплату, Французскую любовь, Немецкую машину и Гавайское лето (сохранена орфография оригинала). Как показала дальнейшая беседа, студентка ориентирована на внешне красивую жизнь вне контекста собственного развития, ценностей человеческих отношений. Таким образом, у студентов на стадии несформированности эстетического опыта наблюдается внутренняя пустота, незаполненная смыслами красоты эмоционально-образная жизнь. У студентов на этой стадии ярко прослеживается «некритичность и беспринципная толерантность ко всякого рода деструкциям, безобразному» [6, с. 90].

В ходе исследования выявлено также, что студенты на стадии несформи-рованности эстетического опыта практически не интересуются проявлениями прекрасного в окружающем мире. Природа, искусство, мир человеческих отношений не представляют для них ценности. Отношение к природе, искусству, другому человеку - потребительское. Здесь на первый план выходит получение удовольствия, «позитива» любыми средствами, поэтому у студентов выражена позиция «иметь». В жизни они часто занимают

ш о

позицию скучающего человека, ожидающего развлечении, удовольствии, которые должны преподнести извне. Беседы на темы «Эстетическая культура человека», «Подлинная красота и гламур», «Прекрасное в моеИ профессии» обременяют студентов, часто не представляют для них интереса и трудны для понимания. Наблюдалась даже открытая демонстрация негативного, пренебрежительного, циничного отношения к (цитируем) «высо- ^^ ким» темам. Обратимся к результатам методики «Незаконченные предложения»: «Красота в моем понимании...» - стереотип общества; ...это хорошо; ...в повседневной жизни красоты нет. Есть серые, надоедливые дни, где только одна скучная учеба; «искусство.» - это из области фантастики; «добрые поступки» несут добро, ...показуха; лишними не бывают; «моя жизнь.» - театр, а люди в нем актеры; ...получение удовольствия; и т.п.

С помощью методики нестандартизированного наблюдения «Луковица» было установлено, что в поведении студенты на этоИ стадии игнорируют правила хорошего тона. Выявляется неумение вести диалог с окружающими, бестактность, грубость, отсутствие внутреннего достоинства. Отмечается проявление бурных, негативных эмоции, реакции агрессии, пороИ жестокости к другому человеку (одногруппнику, преподавателю, родителям и т.д.). Отмечается употребление жаргона, который «становится все более изощренным и нагловато позерским» [10, с. 14]. Они демонстративны, навязывают другим свои эгоистические установки, взгляды. У студентов на стадии несформированности эстетического опыта в отношениях с другими людьми преобладает центрированность на своем «Я»: другие не представляют для них особенной ценности. Для таких студентов составляет наибольшую сложность понимание, принятие Другого. В отношении к себе у них отсутствует самоуважение, что и определяет отношение к Другому. Отмечается «грубый самоуверенный в своей непогрешимости ... яростный индивидуализм» [Там же, с. 15].

Кроме того, студенты на данной стадии высказывают стереотипные суждения, фразы, штампы, не утруждая себя глубоким пониманием проблемы, стремлением скорее, формально выполнить задания, предлагаемые преподавателем. Некоторые «сложные», с их точки зрения, высказывания методики «Незаконченные предложения», например, «Другой человек для меня.», «Моя жизнь.», студенты игнорировали (ставили прочерк), поскольку здесь требовалась духовная работа по поиску смыслов и ценностей, которой препятствовали стереотипы восприятия и мышления. Таким образом, у студентов на стадии несформированности эстетического опыта выявляются следующие проблемы:

°°° - недостаток смысла красоты, пребывание в «экзистенциональном вакууме» (В. Франкл);

с= - неспособность осознавать и понимать себя как человека духовного, кра-^о^ сивого (не обращаются со своим внутренним ресурсам, не запускают 0§В «работу души»);

^^ - неумение отличать подлинно прекрасное от «гламурной» красоты, разного рода проявлений безобразного (присутствует ложное убеждение собственной «прекрасности» с позиций модных, «гламурных» представлений);

- проявление толерантности ко всякого рода деструкциям, безобразному;

- неумение переживать прекрасное и адекватно выражать свое отношение к прекрасному.

Следует отметить, что у некоторых студентов на данной стадии в процессе исследования уровня сформированности эстетического опыта стал проявляться значительный интерес к проблемам эстетического, появилось желание взглянуть на себя с другой, непривычной для них стороны, возникли вопросы: Вот мы писали в прошлый раз, Вы читали наши работы?, Мы будем еще выполнять такие задания? и т.п. В данном случае наблюдаются слабо выраженные, но качественные изменения у студентов по отношению к себе, к своему внутреннему миру. Эти изменения позволяют им перейти на стадию открытия смысла красоты.

Стадия открытия смысла красоты предполагает встречу воспитанника с собой как носителем прекрасного. На этой стадии происходит возникновение у студента интереса к своему внутреннему миру. Начинает актуализироваться потребность осознания, понимания себя с позиций красоты, прекрасного. Студенты на этой стадии характеризуются эмоциональным, позитивным отношением к красоте окружающего мира, пытаются анализировать, осмысливать встречи с прекрасным, осознают их значимость для своего внутреннего мира. Характерно проявление заинтересованности по отношению к прекрасному в разнообразных сферах жизни: в искусстве, природе, в отношениях с другими людьми. Они пытаются понять, что для них доброе / злое, красивый / некрасивый поступок, хорошее / плохое и т.д.

Во внешнем виде студенты на стадии открытия смысла красоты не следуют слепо «гламурным» тенденциям, у них не обнаруживается дисгармония внешнего облика с их духовным миром. Они проявляют искренность и естественность в общении с другими, в выражении своих эмоциональных переживаний по поводу прекрасного. В поведении студенты на этой стадии проявляют вежливость, такт, задумываются о чувствах другого человека, корректируют свое поведение. Во взаимоотношениях с другими людьми

для студентов на стадии открытия смысла красоты важно уважение, душевность, раскрытие своих лучших духовных качеств, сопереживание, искренность, естественность. Приведем высказывания из «Рефлексивных эссе» (здесь и далее в цитируемом материале из эссе студентов сохранена орфография и пунктуация оригинала): Я считаю, что человек должен жить эмоциями и искренностью. Если человек живет, надевая маски, то он никогда не сможет понять другого человека... Красота в понимании студентов, находящихся на данной стадии, - это душа, внутренний мир. Результаты диагностических методик («Ценностные ориентации» М. Роки-ча, «Незаконченные предложения) показали, что ведущими ценностями для студентов на стадии открытия смысла красоты являются семья, любовь, дружба. Они также отмечают ценность природы в жизни человека, задумываются над проблемой человека в меняющемся мире. Из рефлексивных эссе студентов Института непрерывного образования (Волгоградский ГАУ): По-моему мнению, человек сильно связан с природой, но не каждый знает, что природа и есть то прекрасное сказочное место, чем должен жить человек. Современный мир одурманивает людей, отталкивает от людей, отталкивает от настоящего мира, все больше погружая их в виртуальный. Тем самым большинство не знает, что такое обычная красота, свободная жизнь и поистине настоящая живая природа. У студентов на этой стадии отмечается уважение к себе, они стремятся к переосмыслению своих поступков, однако испытывают при этом затруднения.

Важно заметить, что у студентов на стадии открытия смысла красоты только начинает формироваться то ценностное переживание человеком прекрасного, что утверждает в духовном мире красоту как универсальный принцип всех проявлений его жизни. Важно подчеркнуть, что у студентов на этой стадии эмоциональные переживания нельзя назвать глубокими и устойчивыми. Их отношение к прекрасному носит скорее ситуативный характер. Им важен именно определенный момент встречи с красотой, мгновение, которое эмоционально захватывает, потрясает. Обратимся к результатам рефлексивных эссе: «Прекрасное, чем должен жить человек» - сегодняшним днем и не оглядываться назад; Мне кажется, человек должен жить моментом, ценить каждый день и окружающих его людей; Мой смысл жизни в моментах. Живу ради прекрасного, когда смотрю на цветочную полянку, обнимаю свою собаку, когда уютно сидим с семьей за столом или слушаю хорошую погоду. Как говорится, счастье в мелочах. Нужно чаще отвлекаться от рутины будней; Человек должен жить так, чтобы ему это нравилось, то есть в радость. Он должен заниматься тем, что ему нравится и от чего он получает удовольствие. Тогда он будет

го О.

ш о

°оо счастливый, жизнерадостный, смотивированный; Человек должен жить только позитивом. Люди не должны страдать и получать от жизни [=§ с= только все самое лучшее. Нет смысла жить, если не получать удоволь-

ТС |_ ТС

^о^ ствие от настоящего момента.

0°В Приведенные примеры показывают, что встреча с красотой часто вос-с= ^ принимается студентами как момент наслаждения, получения удовольствия, приятного времяпровождения, жизнь осознается ими как «легкость бытия», прекрасное понимается как средство ухода от жизненных проблем. Поэтому на этой стадии еще рано говорить о наличии у студентов интенции «быть», она равнозначна с интенцией «иметь», а проявления той и другой зависят от ситуации. Наряду с оригинальными, самостоятельными высказываниями часто встречаются стереотипные. Кроме того, более глубокое осознание, осмысление прекрасного, смысла жизни, добрых поступков, роли другого человека для этих студентов является также проблемой. Из рефлексивных эссе: Немного было трудно. Потому что нужно было подумать и сформулировать свои мысли; было довольно тяжело выполнять эти задания. Трудно подобрать нужные слова, а на некоторых заданиях в голову совершенно ничего не приходило. Еще довольно трудно было выделить то, что для меня важнее всего; Пока я дописывал предложения, я «сломал голову», было трудно; Вызвало затруднение то, что я никогда не задумывался об этом; В реальной жизни такими вопросами никто не задается, люди просто живут и все.

Сложность вызывали и такие фразы методики «Незаконченные предложения», как «Милосердие и сострадание...», «Другой человек для меня...», «Мой смысл жизни.» и т.д., т.к. здесь требовалось осмысление, осознание себя как человека духовного, раскрытие интеллектуальных ресурсов. Студенты старались размышлять, но иногда и игнорировали подобные вопросы, ставили прочерк. Также воспитанники на данной стадии испытывали затруднения при написании рефлексивных эссе. Иногда у них наблюдалась выраженная пассивность, намеренное нежелание выразить свое отношение к прекрасному, поскольку воспитанники таким образом пытались избежать искреннего ответа, боясь показаться смешными, открыть свой внутренний мир другому человеку, раскрыть свои лучшие духовные качества. У студентов на этой стадии часто прослеживался эффект «скрипта». Таким образом, сделаем вывод о том, что глубоко переживать и осознавать прекрасное в разнообразных сферах жизни является для студентов на стадии открытия смысла красоты значительными проблемами.

На стадии овладения эстетическим опытом активно задействованы структурные элементы самосознания личности воспитанника: Я-отношение

(я отношусь к себе и другим красиво); Я-действие (я обретаю смысл красоты); Я-осмысление (рефлексия по поводу совершения красивого или некрасивого поступка, мое умение различать подлинно красивое от «красивости», безобразного, пошлого). Здесь речь идет об активной духовной деятельности воспитанника, когда он обретает смысл красоты. На этой стадии раскрывается способность студентов диалогически взаимодействовать с Другим как носителем и выразителем прекрасного в разнообразных сферах жизни: в природе, искусстве, повседневности, мире человеческих отношений.

Во внешнем виде студентов прослеживается стремление к индивидуальности, естественности, что выражается в спортивности, пластичности, грациозности и т.д. Для студентов на этой стадии важно самосовершенствование. В поведении у студентов проявляется соблюдение правил хорошего тона, манер, уважение точки зрения другого человека. В отношении к себе преобладает самоуважение, самокритичность. Для них характерно проявление душевных порывов, которые воспитанники воспринимают как моменты духовного обогащения, духовного роста. Студенты на стадии овладения эстетическим опытом характеризуются способностью глубокого восприятия, понимания, эмоционального переживания прекрасного в разнообразных сферах жизни. Во взаимоотношениях с другими людьми у них развито сопереживание, сострадание. Рефлексируют относительно совершения красивого/некрасивого поступков, ярко выражена готовность помощи и поддержки другому человеку, им интересно понять, кто такой значимый Другой. Воспитанники также задаются вопросами помощи бездомным животным, их интересуют экологические проблемы. Они замечают красоту мгновений повседневной жизни. Приведем некоторые результаты методики «Незаконченные предложения»: «В людях я больше всего ценю.» умение поддержать в трудную минуту; ...доброту, милосердие, любовь к живому миру. «Добрые поступки.» ...больше всего радуют того, кто их совершает и иногда дают надежду отчаявшимся. «Другой человек для меня.» как отдельный мир, в котором есть свои мысли, поступки, недостатки... «Красота в моем понимании.» -это внутренний мир, это то, возможно, чего не видно, будь то ветер, листья, которые развиваются по ветру, также, мне кажется, и с человеком: его улыбка, поступки... Обратимся к фрагментам рефлексивных эссе на тему «Прекрасное, чем должен жить человек.»: главное, человек должен жить своей жизнью, не повторяя ее за кем-то; человек должен жить со смыслом, чем-то увлекаться, спортом, искусством и т.д. Люди должны объединиться и жить без войн, для чего-то более прекрасного...

го О.

ш о

°°° Приведенные примеры показывают, что студенты на стадии овладения эстетическим опытом открывают не только смыслы красоты, но и глубоко с= переживая разнообразные ситуации трагического, возвышенного, герои-^о^ ческого, воспринимают их как подлинное душевное событие. Ведь жизнь, 0§В по их мнению, это событие, страхи, радость, эмоции, боль... а потом с= ^ опять события... Для студентов на данной стадии характерно проявление пиковых переживаний (А. Маслоу) в моменты их встреч с прекрасным, трагическим, безобразным. Пиковые эстетические переживания - это моменты радости, счастья, печали, грусти, восторги от встречи с красотой природы, с музыкой, книгой, человеком, переживание чувства любви, горечь утраты. По А. Маслоу, пиковые переживания - это состояния Бытия, высшие взлеты человеческой природы, поскольку они неповторимы, уникальны, духовны [5]. Из рефлексивных эссе: В жизни я думаю, что самое главное - это жить, уметь дышать полной грудью, ценить, любить, помнить. Большинство людей в современном мире прячутся за масками, телефонами, принципами. Они боятся браться или делать что-то новое, они ценят деньги, а не людей и их внутренний мир, они живут, будто в глупой пелене, наполненной бессмысленной пустотой. Человек должен жить любовью. Не теми секундами, не теми воспоминаниями о ней, а ее состоянием. Любовь способна открыть глаза, она способна дать возможность чувствовать. Ради нее боролись, борются и будут бороться, и это правильно! Чувство любви - это и есть то прекрасное, чем должен жить человек; каждый человек должен жить любовью. Жизнь без любви - это страшно, страшно не иметь в темном холодном мире родственную душу, горящую таким же огнем. Так что жизнь без любви пуста.

В свете вышесказанного отметим, что для студентов на стадии овладения эстетическим опытом человек, его чувства, а также природа, искусство являются ценностями. У студентов на данной стадии выражена позиция «быть», а не «иметь», чувство общности «мы», отсутствуют стереотипные высказывания в проводимых диагностических методиках. Это свидетельствует об активном духовном поиске ими смыслов, заложенных в различных проявлениях прекрасного. В их высказываниях, письменных работах не проявляется эффект «скрипта», что можно интерпретировать как искреннее желание поделиться своими мыслями и переживаниями с другими людьми.

Тем не менее, у студентов на стадии овладения эстетическим опытом выявляется проблема нераскрытия своего эстетического, духовного потенциала. Понимая значимость и важность духовного поступка, для них затруднительно совершить красивый поступок, воплотить в жизнь «души

прекрасные порывы» (созидать красоту в разнообразных сферах жизни). С одной стороны, студентам на этой стадии часто не хватает знания, что такое «духовный поступок» и какая помощь может понадобиться другому человеку. С другой стороны, у них преобладает ситуативность в совершении духовного поступка, возникает чувство неловкости стать «не как все», не соответствовать духу «гламурной» современности. Поэтому им требуется побуждение к созиданию прекрасного, к совершению поступка, так как они обладают для этого всеми необходимыми ресурсами.

Студенты на стадии ценностно-смысловой самореализации по законам красоты характеризуются созиданием прекрасного, совершением духовных, красивых поступков. У воспитанников на данной стадии приобретенный ими эстетический опыт воплощается в жизнь. Речь идет о таких видах духовных поступков (М.М. Бахтин), как поступок-чувство (отношение), поступок-слово (высказывание), поступок-дело (совершение, создание) [1]. При этом преобразование окружающего мира по законам красоты становится мотивом всех форм жизнедеятельности воспитанника на данной стадии. У студентов на этой стадии наблюдается активная эстетико-смысловая деятельность (деятельность по извлечению смыслов красоты в процессе переживания разнообразных граней эстетического). Эстетико-смысловая деятельность включает в себя такие духовные процессы, как самопонимание, интуитивное чувствование, созерцание прекрасного в природе, искусстве, в отношениях с другими людьми. Поступок для студентов на этой стадии (цитируем) - действие, которое оказывает человек не ради выгоды или из-за необходимости, а по призыву души. При проведении диагностики отмечались радость, стремление студентов выполнять задания, эмоциональная захваченность. Им нравилось написание рефлексивных эссе, поскольку это было способом самовыражения для них, все шло от души. В их понимании, «жизнь...» - это чудо; «окружающий мир.» прекрасен и безграничен; «искусство...» - это прекрасно! Смотря на произведения искусства, я духовно отдыхаю и одновременно обогащаюсь; «природа.» -трепетное, гармоничное прекрасное существо, которое человек должен оберегать; «добрые поступки.» большое сердце; главное в человеке; делают нас счастливым, если делать их с душой. Такие студенты искренне восхищаются прекрасным в окружающем мире, для них ценна гармония в жизни. Примерами этому служат размышления студентов, полученные из рефлексивных эссе: «Прекрасное, чем должен жить человек» - это душой; когда человек живет в полной гармонии с собой; истинная сущность человека раскрывается, когда он познает, впитывает прекрасное: музыку гениальных композиторов, театральные постановки ведущих

го О.

ш о

ООО

§"9

мировых театров, классику; у человека должна быть мечта, потому что без мечты нет смысла чего-то добиваться, к чему-то стремиться. Если § с= человек перестает мечтать, то и реальность приобретает совсем другой

^о^ смысл....

0°В Во внешнем виде студентов на данной стадии отмечается индивидуаль-и ^ ный стиль в одежде, эстетичность, стремление к гармонии (внешняя красота сочетается с внутренней). У них высоко развита способность различать безобразное и прекрасное, подлинную и мнимую («недобрую») красоту. В отношениях со значимым Другим ярко выражены проявления заботы, милосердия, помощи Другому в трудные моменты и в других жизненных ситуациях (например, участие в донорских акциях, работа в приютах для бездомных животных и т.д.). Из рефлексивных эссе: Я думаю, что человек должен жить своими идеями, своим любимым делом, своими талантами и любовью. Если человек живет своими идеям, он жизнь посвящает тому, чтобы обосновать свою идею, доказать ее, воплотить в жизнь. Прожив свою жизнь, человек должен совершить как можно больше хороших поступков. До конца своей жизни сохранить доброту и нежность в душе... Понимание другого человека, любовь, прекрасное в окружающем мире -истинные духовные ценности для студентов на стадии ценностно-смысловой самореализации по законам красоты. Такие студенты замечают красоту непримечательных явлений повседневности. Из рефлексивных эссе: Красота - это природа, красота проявляется в мелочах; другой человек -неизведанный храм, который полон загадок, противоречий, чувств и которые так хочется узнать, понять; человек должен относиться ко многим вещам с трепетом. Именно трепетное отношение к окружающему миру и людям помогает человеку быть в гармонии с собой, эмоциональное переживание событий жизни... Если человек способен видеть красоту в обыденных вещах, значит он человек! Приведенные высказывания студентов на этой стадии свидетельствуют об устойчивой позиции «быть», богатой палитры восприятия разнообразных граней эстетического. Высказывания, суждения студентов носят неоднозначный, проблемный характер, в них ярко проявляется стремление обнаружить смыслы, заключенные в прекрасном, выраженное чувство общности «мы».

У студентов на стадии ценностно-смысловой самореализации по законам красоты формируется целостное, интегрированное представление о прекрасном. В результате опыта переживания встреч с прекрасным, трагическим, возвышенным, героическим, безобразным у молодых людей формируется такое отношение к жизни, когда преобразование окружающего мира и собственного духовного мира осуществляется по законам красоты.

.

Обратимся к результатам эссе, в которых студенты II курса лечебного § факультета Волгоградского государственного медицинского университета ^ сформулировали свое понимание «законов красоты».

го

Для меня жить по «законам красоты» - это естественно совершать красивые, достойные поступки. И они должны сопутствовать нашей 2 повседневности. Это именно те поступки, которые мы совершаем, ш1з не задумываясь, считая это обычным действием. Я бы назвала их негласными законами красоты. Кто-то уступил бабушке или беременной женщине место в транспорте, кто-то забрал домой промокшего под дождем бездомного котенка/щенка, кто-то подал руку упавшему человеку, кто-то подарил грустившему малышу шоколадку. Да просто улыбнулся прохожему! Перечислять можно бесконечно...

Для меня главный «закон красоты» - это Естественность. Человек, пытающийся повторять за кем-то, успеть за какими-то веяниями, порой не понимая, для чего они созданы, стремящийся проявить себя в каждой сфере, не проникнув даже в ее смысл, выглядит как минимум смешно. Человек, который не признает идеалов, отрицает современную культуру и классику, грубо говоря - современный нигилист, тоже выглядит неуместно в условиях современного мира. А человек, ведущий себя соответственно своей природе, своему мнению, своим вкусам, всегда будет соответствовать понятию Красота - хотя бы потому, что будет приятен окружающим.

Понятие красоты у каждого свое...уникальное... Другое... Стало быть и законы у каждого свои... Но главный принцип красоты - она несёт свет... Мне кажется, жить по законам красоты - значит нести свет в мир... Можно созидать красоту, говорить о ней, дарить ее, воспевать ее, мечтать о ней. И, в конце концов, услаждать ею душу.

В отношении студентов к себе на данной стадии наблюдается стремление к самосовершенствованию, к достижению внутренней гармонии. Однако студенты испытывают недостаток гармонии в собственном внутреннем мире, что вероятно, объясняется возрастом юности, характеризующимся диссонансами, противоречиями и духовными кризисами. Важно отметить, что «гармония достижима лишь в том случае, если человек учится не позволять "внешним" негативным событиям превращаться во "внутренние" эгоцентрично обремененные впечатления и не сохранять отрицательные эмоции в памяти» [4, с. 218]. Поэтому студентам на стадии ценностно-смысловой самореализации по законам красоты важно стремиться к гармонии

и

°°° в собственной жизни, поскольку гармония - сущность прекрасного, осно-

ОиО

ва отношений человека во взаимодействии его с другими людьми и иными с= способами бытия (природа, искусство). Ощущение гармонии проявляется

ТС 1_ ТС

^о^ в поиске человеком душевного равновесия, смыслов его жизни. 0°В В свете вышесказанного сделаем вывод о том, что «ситуационно-событийный механизм» (В.В. Сериков) воспитания прекрасного заключается в прохождении студентами стадий становления эстетического опыта: стадии несформированности эстетического опыта, открытия смысла красоты, овладения эстетическим опытом, ценностно-смысловой самореализации по законам красоты. Именно этот психологический механизм - основа проектирования широкого спектра ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи. Выделенные стадии позволяют педагогу разработать «законосообразный» (В.В. Сериков) алгоритм педагогической деятельности в сфере воспитания прекрасного.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. М., 1986.

2. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1908.

3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство). М., 1999.

4. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас: практическое руководство. М., 2008.

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 2017.

6. Самохвалова В.И. Категория нормативности и постсовременный культурный контекст // Философия и общество. 2014. № 1 (73). С. 75-101.

7. Солдатова И.Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.

8. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ / Пер. с нем. М., 2017.

9. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. СПб., 2005.

10. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания. М., 2014.

11. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник для студентов средних проф. учебных заведений. М., 2010.

Солдатова Инна Николаевна - кандидат педагогических наук; преподаватель иностранного языка отделения «Общеобразовательные дисциплины» Института непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет

E-mail: inna-soldatova@yandex.ru

CD O

I. Soldatova g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O

Procedural features of the aesthetic cultivation: g

Stages of students' aesthetic experience development ^

The author examines procedural features of the aesthetic cultivation, in particular, q the stages of development of aesthetic experience of youth are highlighted. Aesthetic cultivation is presented as a teacher's aesthetic and cognitive activity, which aims at creating conditions for aesthetic experience development as both experiencing and creating aesthetic beauty. Aesthetic experience is very peculiar as it is grounded on emotional, intuitive knowledge, which allows a person to perceive, observe, comprehend and create aesthetic phenomena. The stating experiment made it possible to define the following stages of students' aesthetic experience development: lack of aesthetic experience, beauty concept discovery, gaining aesthetical experience, value and cognitive self-realization in accordance with aesthetic rules. In order to formulate the above-mentioned stages the author applied some diagnostic methods including «Non-finished sentences», «The contemporary youth aesthetical preferences», non-standardized observation method called «Onion» (N.E. Thchurkova) as well as reflective essays writing.

Key words: students' aesthetic cultivation, harmony, aesthetical experience gaining process, beauty concept, moral (aesthetic) action, student youth

Soldatova Inna N. - PhD in Pedagogy; teacher of a Foreign Language of Office «General education disciplines» of the Institute of Continuing Education, Volgograd State Agricultural University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.