Научная статья на тему 'Обучение гуманитарным дисциплинам как условие формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края'

Обучение гуманитарным дисциплинам как условие формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUABLE ATTITUDE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HUMANITARIAN DISCIPLINES / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит А.Д.

В статье рассматривается проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края при изучении гуманитарных дисциплин. В статье речь идёт о роли углубленного изучения гуманитарных курсов в рамках дополнительного образования, как способа компенсации пробела в формировании ценности единства планетарной цивилизации в осознании человеком единства Отечества и Мира, межкультурной толерантности, единства традиций и новаций, как основных компонентов важности «культурное наследие». Статья посвящена детальному анализу гуманитарных дисциплин учебных курсов по истории, обществознания и народоведения. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины проблемы комплексного подхода к формированию основных компонентов ценности «культурное наследие родного края». Автором предложено несколько вариантов конкретных мнений по формированию ценностного отношения к культурному наследию родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES AS A CONDITION OF HIGH SCHOOL PUPILS’ FORMATION OF THEIR MORAL ATTITUDE TO THE NATIVE LAND CULTURAL HERITAGE

The article studies a problem of high school seniors' formation of their moral attitude to the native land cultural heritage in the course of teaching humanitarian disciplines. The paper deals with the role of profound studying of humanitarian courses within additional education as a way of compensation of the gap in forming of the value of unity of a planetary civilization in understanding by a person of unity of the fatherland and the world, cross-cultural tolerance, unity of traditions and innovations as main components of importance of the “cultural heritage”. The researcher presents a detailed analysis of education courses on history, social science and ethnography. The author makes an attempt to reveal the main reasons of an integrated approach problem to formation of the main components of the value of “the cultural heritage of the native land”. The author offers several options of concrete opinions on formation of the valuable relation to cultural heritage of the native land.

Текст научной работы на тему «Обучение гуманитарным дисциплинам как условие формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края»

Ammonis, по имени древнеегипетского божества Амона Ра, изображавшегося в виде зрелого мужа, похожего на Зевса, но с бараньими рогами, а также историю внедрения в анатомическую терминологию и их современное значение. Было установлено, что многие анатомические термины были взяты из древних сказаний и мифологии. В настоящее время настолько эти мифо-логизмы привились, что приобрели нарицательное значение. В итоге все пришли к выводу, что классические античные мифо-логизмы в отличие от клинической терминологии, составляют небольшую группу анатомических терминов и их производных, а также знание мифологических источников, событий и персонажей позволяют воспринимать мифологизмы как наиболее яркие по своей семантике и интересные по форме термины.

Другой темой дискуссии и дебатов были «Мифологизмы в фармацевтической терминологии». Фармацевтическая терминология - это один из пластов медицинской терминологии. Самый начальный этап в ее развитии - это закрепление названий за определенными растениями (эпоха Возрождения). В ходе дискуссии были выявлены такие мифологизмы, например, Аконит -Akonis vemaNs свое имя получил от названия городка Акон. Как гласит легенда, неподалеку от этого городка находился вход в Подземное Царство Аида, Царство мертвых. Вход в подземное царство сторожил пес Цербер, один из детей Ехидны, внук Медузы. Геракл, совершая свой одиннадцатый подвиг, должен был привезти из Гадеса Цербера, пса, сидящего на цепи у ворот Ахерона, на шее у которого росли три головы, а вместо шерсти извивались змеи. Геракл вытащил на Свет Божий Цербера. И когда свирепый пес увидел солнце, у него от ужаса потекла из всех трех пастей ядовитая слюна. Капли слюны, падая, касались земли, превращаясь в цветы, названные аконитом.

Деловая игра или ролевая игра - один из видов интерактивного метода обучения, где происходит в форме игры имитация либо моделирование ситуации, взятой из профессиональной деятельности. В заключительном этапе по обучению клинической терминологии был взят случай из жизни врачей. Изучение клинической терминологии на занятиях по латинскому языку основывается на анализе отдельных компонентов, называемыми терминоэлементами. Терминоэлемент - это словообразующий элемент (корень, основа, приставка, суффикс), который имея постоянное значение, образует термин одного смыслового ряда [2, с. 15].

Студентам была предложена следующая ролевая игра с использованием истории болезни пациента К.: «Пациент К, 45 лет,

Библиографический список

поступил в отделение с абдоминальным синдромом, этиология неясная, температура субфебрильная, дизурия. При обследовании выяснены: салурия, лейкоцитоз, лейкоцитурия, гипопро-теинемия. Рентгенограмма: левосторонний нефроптоз, слабая правосторонняя пиелэктазия. Диагноз предварительный: левосторонний нефроптоз, двухсторонний пиелонефрит, уролитиаз? Назначено: контрастная урография». Задание было следующее: 1. Перевод незнакомых терминов на русский язык. 2. Конструирование клинических терминов. З.Решение своей задачи в этой ситуации согласно своей роли и обязанности. Общение во время этой ролевой игры - это не только усвоение нового по клинической терминологии, но также имитация коммуникации врачей во время работы, т. е. это совместная деятельность, обучение умениям и навыкам совместного сотрудничества.

При такой игре также используется другой вид интерактивного метода обучения: анализ конкретной ситуации или case-study, по-другому изучение конкретного случая. Этот метод основывается на моделировании, также использовании какой-либо реальной ситуации, на анализе данной ситуации, на выявлении причин и проблем, а также на поиске решения и принятия какого-либо решения данной проблемы. Целью такого метода является анализ данной ситуации и поиск путей и решения проблемы студентами, при этом использовать все свои приобретенные теоретические знания. Главное достоинство такого метода - это самостоятельное принятие решения, которое вызывает большой интерес у студентов к изучаемой теме, оформленная и поданная в форме кейса - конкретной ситуации. Как показывает практика, студенты с интересом и с большим азартом принимаются за решение задачи, описанной в кейсе. В связи с этим хочется отметить, что организация самостоятельной работы по латинскому языку предполагает специальное и нравственное развитие студентов и это заложено в рабочих программах, где оптимизированы вопросы формирования личности, способной к дальнейшему саморазвитию [3, с. 16].

Все это позволяет нам говорить, что использование при обучении латинскому языку интерактивных методов обучения значительно способствует повышению и активизации познавательной деятельности студентов и позволяет выработке необходимых компетенций у них. Работая над такими заданиями, студент становится мотивированным и появляется потребность в нем. Как показывает опыт преподавания латинского языка, такой метод преподавания медицинской терминологической лексики является эффективным для повышения интереса студента к предмету.

1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник. Москва: Медицина, 2002.

2. Дмитриева О. Н. Перевод сложных и производных клинических терминов на занятиях по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 30: 15 - 17. Available at: http://e-koncept. ru/2017/770955.htm. https://elibrary.ru/item.asp?id=29072832

3. Дмитриева О.Н. Роль самостоятельной работы студентов в преподавании латинского языка и основ медицинской терминологии. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: МНКО, 2016. № 4 (59):16 - 17.

References

1. Chernyavskij M.N. Latinskijyazyk i osnovy medicinskoj terminologii: uchebnik. Moskva: Medicina, 2002.

2. Dmitrieva O. N. Perevod slozhnyh i proizvodnyh klinicheskih terminov na zanyatiyah po latinskomu yazyku i osnovam medicinskoj terminologii. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 30: 15 - 17. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770955.htm. https://elibrary.ru/item.asp?id=29072832

3. Dmitrieva O.N. Rol' samostoyatel'noj raboty studentov v prepodavanii latinskogo yazyka i osnov medicinskoj terminologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk: MNKO, 2016. № 4 (59):16 - 17.

Статья поступила в редакцию 08.02.18

УДК. 37.214

Irgit A.D., Head of Laboratory of Tuvan Philology, Institute for Development of the National School of the Ministry of Education

and Science of the Republic of Tuva (Kyzyl, Russia), E-mail: isal47@mail.ru

TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES AS A CONDITION OF HIGH SCHOOL PUPILS' FORMATION OF THEIR MORAL ATTITUDE TO THE NATIVE LAND CULTURAL HERITAGE. The article studies a problem of high school seniors' formation of their moral attitude to the native land cultural heritage in the course of teaching humanitarian disciplines. The paper deals with the role of profound studying of humanitarian courses within additional education as a way of compensation of the gap in forming of the value of unity of a planetary civilization in understanding by a person of unity of the fatherland and the world, cross-cultural tolerance, unity of traditions and innovations as main components of importance of the "cultural heritage". The researcher presents a detailed analysis of education courses on history, social science and ethnography. The author makes an attempt to reveal the main reasons of an integrated approach problem to formation of the main components of the value of "the cultural heritage of the native land". The author offers several options of concrete opinions on formation of the valuable relation to cultural heritage of the native land.

Key words: valuable attitude, cultural heritage, humanitarian disciplines.

А.Д. Иргит, зав. лабораторией тувинской филологии, Институт развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, г. Кызыл, Республика Тыва, E-mail: isal47@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ

В статье рассматривается проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края при изучении гуманитарных дисциплин. В статье речь идёт о роли углубленного изучения гуманитарных курсов в рамках дополнительного образования, как способа компенсации пробела в формировании ценности единства планетарной цивилизации в осознании человеком единства Отечества и Мира, межкультурной толерантности, единства традиций и новаций, как основных компонентов важности «культурное наследие». Статья посвящена детальному анализу гуманитарных дисциплин учебных курсов по истории, обществознания и народоведения. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины проблемы комплексного подхода к формированию основных компонентов ценности «культурное наследие родного края». Автором предложено несколько вариантов конкретных мнений по формированию ценностного отношения к культурному наследию родного края.

Ключевые слова: ценностное отношение, культурное наследие, гуманитарные дисциплины.

Каждая учебная дисциплина призвана внести свой вклад в решение задач по организации личностного осмысления учащимися учебного материала через призму гуманистических ценностей. Особенности содержательной основы ценностного отношения к культурному наследию в ФГОСе определяются в рамках гуманитарных дисциплин. Это обусловлено специфического присвоения указанной ценности в старшем школьном возрасте и потенциалом гуманитарного знания.

В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития [1, с. 272]. По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного [2, с. 266]. Гуманитарное познание предстает как ценностно-смысловое освоение человеческого бытия [3, с. 272].

Гуманитарные науки, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования. Чтобы гуманитарное познание было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.

Важным является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов, еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением. Это положение обосновывается в различных концепциях образования (В.С. Ильин, И.Я. Лернер, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков). «Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [4, с. 543].

«...В обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [5, с. 70]. Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения».

Среди гуманитарных дисциплин особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания и народоведения.

Особая роль в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта отводится предмету История. Подчеркивается роль истории, как дисциплины, составляющей «вертикаль, стержень гуманитарных... курсов в основной и средней школе», утверждается, что «история служит основой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей», включая ценностный опыт. ФГОС включает перечень единиц гуманитарного знания учащихся, необходимых для формирования ценностного отношения к культурному наследию. Они раскрываются через такие элементы содержания школьного гуманитарного образования (исторического и обществоведческого): «обще-

цивилизационные достижения и ценности», «этнос», «человек его индивидуальная самореализация», «культурные ценности», «вечные моральные ценности», «моральные нормы», «религиозные традиции», «этнонациональные ценности», «межкультурная и межрелигиозная толерантность», «нравственные и социальные установки», «преемственность в развитии», «патриотизм» и др.

Для данной работы особое значение имеют образовательные гуманитарные курсы второго образовательного концентра: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «Народоведение» и «История Тувы».

Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга. Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, гражданственности, национальной идентичности; развитию стремления к познанию личностью окружающей действительности, самопознанию и самореализации, стремления к пониманию исторической обусловленности явлений и процессов современного общества и умению соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию своей страны и родного края в частности, что для нашего исследования является приоритетным. При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих школах Республики Тыва практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов: история мировой культуры, история родного края, история религии, история искусств, философия, народоведение, история народа Урянхая («Тыва дептер» в 7 томах, составитель С.К. Шойгу). Содержание этих учебных курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края, патриотического отношения своей большой и малой Родине. С.К. Шойгу в антологии «Урянхай тыва дептер» очень подробно отражает историю формирования и развития тувинского народа так же многогранна и богата, как и любого другого этноса. В антологии можно соприкасаться с историей удивительных и загадочных творений насельников земли тувинской, самые ранние из которых уходят корнями вглубь веков [6, с. 10].

Направления анализа Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования и учебно-методических комплексов было определено на основе структурно-функциональной модели ценностного отношения к культурному наследию своей страны. Она показывает, что отношение старшеклассника к культурному наследию как ценности обусловлено знанием его сущности, соответствующим эмоционально-оценочным отношением к нему, осознанием культурного наследия своей страны как ценности и реализацией на основе соответствующих учебных умений деятельностных аспектов ценностного отношения к культурному наследию большой и малой Родины. Поэтому, нами, был проведен анализ нормативных документов, учебников и учебных пособий на базе МАОУ Кара-Хольской СОШ им: К.С. Шойгу по следующим направлениям:

• какое значение придают учебники и учебные пособия формированию ценностного отношения к культурному наследию родного края, Тувы и России;

• какое место в учебниках и учебных пособиях занимает процесс формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края;

• как осуществляется отбор учебного материала, позволяющего раскрыть сущность ценности «культурное наследие» и выработать эмоционально-оценочное отношение к ней;

• в какой мере в учебниках и учебных пособиях представлен мотивационный блок, стимулирующий активность учащихся по присвоению ценности «культурное наследие»;

• какое значение в учебниках и учебных пособиях придается формированию учебных умений, связанных с ценностью «культурное наследие», «патриотизм», а также реализации деятель-ностных аспектов отношения.

Были проанализированы основные учебники и учебные пособия по гуманитарным дисциплинам. Для полноты анализа мы выделили три блока учебников и учебных пособий:

- учебники и учебные пособия, рекомендованные Государственным образовательным стандартом;

- учебники и учебные пособия федерального значения;

- учебники и учебные пособия регионального значения.

Государственный образовательный стандарт общего среднего образования «нового поколения» представляет учебники и учебные пособия базового (в классах естественно-научной и математической направленности) и профильного (в классах социально-гуманитарной направленности) уровней. Мы проанализировали учебники, из числа рекомендуемых, по истории и обществознанию профильного уровня ГОС как, наиболее приближенные по содержанию к контексту исследования.

Таковыми учебниками по истории для 9 - 11 классов являются: работа Сахарова А.Н., Боханова А.Н. «История России», учебник Сахарова А.Н., Буганова В.И., Зырянова П.Н. под редакцией Сахарова А.Н. «История России», а также работы Улуняна А.А., Сергеева Е.Ю. под редакцией Чубарьяна А.О. «Всеобщая история», Шестакова В.А. под редакцией Сахарова А.Н. «История России» (Москва, 2012), Маннай-оол М.Х., Достай И.А. «История Тувы», Г.Д. Сундуй «Народоведение».

В указанных изданиях авторами значительное внимание уделяется духовной жизни народа: влиянию традиций русского и тувинского народов, фактору многонациональности страны на внедрение экономических и социально-политических преобразований. Вместе с тем, на наш взгляд, содержание и методический аппарат учебников недостаточно способствует формированию ценностного отношения старшеклассников к культурному наследию родного края; т. к. ориентирован, прежде всего, на формирование «констатирующих» оценок. Недостаточно заданий, направленных на формирование эмоционально-смыслового и мотивационно-деятельностного отношения к действительности. Не присутствует в указанных учебниках и учебных пособиях конкретизация понятий единство планетарной цивилизации, единство традиций и новаций, межкультурная толерантность, что необходимо даже на начальном уровне формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края, любви большой и малой Родине.

Что касается обществоведческой составляющей для базового уровня школьного образования, Государственный образовательный стандарт общего среднего образования указывает, в частности, учебник Никитина «Обществознание» (Москва, 2014). Автор рассматривает общество как взаимосвязанную систему элементов, совокупность социально-экономических, политических, духовных факторов цивилизационного развития человечества. Одной из позитивных сторон учебника является доступность изложения материала, опора на предшествующий опыт старшеклассника. Но, тем не менее, в учебнике отсутству-

Библиографический список

ют вопросы и задания, направленные на эмоционально-смысловое и мотивационно-деятельностное осмысление учебного материала.

Наиболее используемым в основной школе является учебное пособие по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В учебном пособии особое место отводится характеристике основных ценностей современного общества, содержится информация об обществе как динамичной системе; развитии культуры, межкультурных отношений; соотношении традиции и новаций в различных сферах жизни общества.

Результаты исследования по данной теме показывают, что в рамках основной школы обращение к ценностям культурного наследия родного края осуществляется относительно слабо: не существует комплексного подхода к формированию основных компонентов ценности «культурное наследие родного края».

Большинство учителей в основной школе, особенно учителя гуманитарных дисциплин, не уделяют должного внимания проблеме формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края. В связи с этим очевидна роль изучения гуманитарных курсов в рамках дополнительного образования, как способа компенсации пробела в формировании у старшеклассников ценности единства планетарной цивилизации в осознании человеком единства Отечества и Мира, межкультурной толерантности, единства традиций и новаций, как основных компонентов ценности «культурное наследие». В результате история родного края (История Тувы) рассматривается в контексте мировой истории и истории России, открывается возможность увидеть причинно-следственные связи в развитии Республики Тыва, проследить преемственность в развитии культуры данного региона. Это является важнейшим условием формирования ценностного отношения старшеклассников к культурному наследию родного края.

Таким образом, анализ нормативных документов, учебников и учебных пособий, который проводился нами, совместно с администрацией школы, позволяет сделать следующие выводы:

- нормативные документы предусматривают формирование у школьников ценностного отношения к культурному наследию, но отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы применительно к каждому гуманитарному курсу;

- в федеральных учебниках содержится материалы, позволяющие определить сущность ценности «культурное наследие» и выработать личностное отношение к ней. Но следует отметить недостаточную системность, полноту раскрытия его ценностных аспектов;

- в выпускаемых учебных пособиях Республики Тыва отдельно выделяются компоненты культурного наследия родного края, особенно по предмету «народоведение». И следует отметить достаточную ориентацию на значимость культурного наследия родного края на региональном уровне.

Поэтому мы считаем, что надо четко конкретизировать задачи по решению проблемы применительно к каждому гуманитарному курсу. Необходимо выстроить комплексный подход к формированию основных компонентов ценности «культурное наследие родного края».

Надо еще отметить, что нужно составить новый учебник «История Тувы» для 9-го класса согласно требованиям ФГОС ООО.

Также, предлагаем широко использовать 7-томную антологию С.К. Шойгу «Урянхай Тыва дептер» как дополнительные элективные курсы по истории Тувы.

1. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: «Академия», 2002.

2. Ильин В.С. О специфике гуманитарного знания. Вопросы философии. 1985; 7: 266.

3. Соловьева Н.Н. Формирование базовой культуры личности. Школа. 2002; 5: 25 - 28.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992.

5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: «Академия», 2002.

6. Шойгу С.К. Урянхай Тыва дептер. Москва: Слово, 2007.

References

1. Maksimov V.G. Pedagogicheskaya diagnostika v shkole: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: «Akade-miya», 2002.

2. Il'in V.S. O specifike gumanitarnogo znaniya. Voprosy filosofii. 1985; 7: 266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.