Научная статья на тему 'Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности'

Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТРУД / DIAGNOSIS / VALUE / MORAL VALUES / VALUE ATTITUDE / HUMANITIES / WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томенко Оксана Игоревна

Автором проведена диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности, что является первым шагом в процессе опытно-экспериментальной работы. Описаны основные результаты диагностирующего эксперимента по трем направлениям: ориентация учебно-методического комплекса по гуманитарным дисциплинам на формирование у старшеклассников отношения к труду как ценности; реализация в педагогическом процессе возможностей гуманитарных дисциплин; место нравственной ценности «труд» в системе ценностных приоритетов старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томенко Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of condition of school practice of forming attitude to work as a moral value in students of high schools

The author has diagnosed the condition of school practice of forming high school students' attitude to work as a moral value, which is the first step in the experimental work. The basic results of this diagnosing experiment are described in three areas: orientation of a methodological complex in the humanities aimed at the formation of high school students' attitude to work as a moral value; implementation of the capabilities of the humanities in a pedagogical process; the place of such a moral value as «work» in the system of value priorities of students of high schools.

Текст научной работы на тему «Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности»

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ V СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ

Диагностика, ценность, нравственные ценности, ценностное отношение, гуманитарные дисциплины, труд.

За последнее десятилетие ценностная картина общества притерпела ряд изменений. Проводимые исследования показывают, что актуализировались ценности материального порядка. Такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труд, образование, заметно утратили своё значение, уступив верхние ступени иерархии материальной обеспеченности. Если в 1970-х годах ценности «труд» и «работа» были на первом месте, то сейчас они не входят в тройку лидеров [Гурина, 1995, с. 47].

Вместе с тем отношение к труду характеризуется как сложный, многомерный и динамичный социальный феномен. Труд составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Социальное развитие сегодня определяет необходимость культивирования в обществе отношения к труду как нравственной ценности. Труд развивает и возвеличивает человека, утверждает его собственное человеческое достоинство. Следует отметить также роль трудовой деятельности в формировании высоких нравственных качеств, таких как трудолюбие и бережливость, добросовестность и деловитость, настойчивость и инициативность, доверие друг к другу, принципиальная критика и самокритика недостатков [Богданов, Черенкова, 1988, с. 82].

Основополагающая роль в решении задачи по воспитанию именно такой личности принадлежит системе школьного гуманитарного образования. Это связано со спецификой гуманитарных дисциплин, сопряженных с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, а также с системностью школьного образования и возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных особенностей школьников [Разбегаева, 2001, с. 15].

Присвоение школьниками ценностей исследовалось в работах А.В. Кирьяковой, Л.П. Разбегаевой, В.А. Караковского и других. В психолого-педагогических исследованиях (Т.С. Анисимова, Л.М. Архангельский, В.И. Бойко, А.В. Кирьякова и др.) подчеркивается значимость нравственного воспитания старшеклассников и отмечается низкий уровень сформированное™ ценностных отношений. Это позволяет говорить о необходимости формирования у школьников отношения к труду как нравственной ценности.

Несмотря на то, что за последнее десятилетие в сфере гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения в его содержание ценностного компонента, оно все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и далеко не в полной мере ориентировано на развитие личности и становление ее ценностного сознания. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили необходимость научного обоснования процесса формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности в обучении гуманитарным дисциплинам.

Целью настоящей статьи выступает диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности, что является первым шагом в процессе опытно-экспериментальной работы. Объектом данного исследования выступает школьная образовательная практика.

Диагностика состояния массовой школьной практики является необходимым, важнейшим этапом в процессе научного обоснования педагогической деятельности по формированию у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности. Диагностирование проводилось по следующим направлениям:

— определялись особенности ориентации учебно-методического комплекса по гуманитарным дисциплинам по формированию у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности;

— выявлялся характер реализации в педагогическом процессе возможностей гуманитарных дисциплин по формированию исследуемого личностного образования;

— уточнялось место нравственной ценности «труд» в системе ценностных приоритетов учащихся старших классов на данный период времени, а также выявлялась степень сформированности у них отношения к труду как нравственной ценности.

В рамках решения первой задачи были рассмотрены особенности ориентации нормативных образовательных документов, учебников, учебных пособий по формированию отношения к труду как нравственной ценности.

Основные функции, цели и содержание федерального компонента школьного образования определяются Государственным образовательным стандартом. Образовательные области «История», «Обществознание» ориентированы на «содействие социализации личности, то есть становлению, усвоению индивидом культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения; способствуют включению учащихся в систему демократических и гуманистических ценностей и национальной культуры» [Федеральный...]. Таким образом, Государственный образовательный стандарт в качестве приоритетных целей выделяет формирование гармонично развитой, самостоятельной личности, приверженной к общечеловеческим ценностям, в том числе нравственной ценности «труд».

Особенностью современной школьной практики является то, что в период проводимого исследования был утвержден новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования и создан проект ФГОС для старшей школы (от 15 апреля 2011 г.). Поэтому считается целесообразным рассмотреть наряду с действующим Государственным образовательным стандартом 2004 г. и стандарт второго поколения для основной школы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в декабре 2010 г.

Анализ Стандарта позволяет сделать вывод о значительном ценностном потенциале целей образования. Современное образование ориентировано в первую очередь на успешную социализацию школьника, на его духовно-нравственное развитие и воспитание, на осознание и принятие учениками системы общечеловеческих ценностей, среди которых особое место занимают такие ценности, как человеческая жизнь, семья, труд, наука, творчество, нравственные ценности.

Приоритет общечеловеческих ценностей подчеркивается в Законе РФ «Об образовании». Основные принципы образовательной политики в России Закона РФ «Об образовании» развивает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция предлагает современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как личную. Отмечается, что основой развития всего общества является духовно-нравственное воспитание молодого поколения в свете приобщения к базовым национальным ценностям. Одними из таких ценностей являются уважение к труду, созидание, целеустремленность и творчество.

Цели современного образования реализуются через обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Примерные программы среднего (полного) образования по обществознанию и истории (базовый уровень) определяют в качестве приоритетных целей следующие: «воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации» [Федеральный...].

Основой для формирования отношения к труду как нравственной ценности являются образовательные курсы второго образовательного концентра: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание». В рамках данной задачи нами был проанализирован целый ряд учебников по данным предметам. Большинство из них до сих пор делают упор на овладение фактологической основой исторических знаний. Лишь отдельные учебники оснащены заданиями и вопросами к материалу параграфа и документам, направленными на формирование личностного смысла нравственной ценности «труд», на выработку собственного мнения и оценку деятельности исторических деятелей в контексте присвоенной ценности.

Таким образом, анализ нормативных документов, учебников и учебных пособий позволяет сделать следующие выводы: государственные нормативные документы в области образования предполагают формирование у учащихся нравственного сознания, приобщения к важнейшим нравственным ценностям современного общества, среди которых выделяется ценность «труд»; при этом материал учебников, а также задания к нему крайне незначительно ориентированы на формирование личностного смысла ценности «труд», а также не ориентированы на реализацию прогнозирования и корректирования своей будущей трудовой деятельности с учетом присвоенной нравственной ценности «труд».

Одним из направлений проведения диагностирующего эксперимента явилось исследование характера реализации в педагогическом процессе возможностей гуманитарных дисциплин по формированию у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности.

При разработке комплекса диагностических методик мы использовали такие методы исследования, как наблюдение в естественных и специально организуемых ситуациях, индивидуальные собеседования, тестирование, творческие сочинения-размышления. Отметим что, некоторые методики адаптировались в соответствии с целями нашего исследования.

В процессе решения данной задачи были проведены анкетирование учителей истории, обществознания и права; посещение и анализ занятий, посвященных изучению проблем, связанных с отдельными аспектами нравственной ценности «труд» и проблем общеисторического и обществоведческого характера, индивидуальные беседы с учителями и учащимися.

В общей сложности в эксперименте принимало участие 48 учителей различных возрастных категорий с опытом работы от 1года до 48 лет, было проанализировано 58 уроков, из них на 32-х изучались проблемы, отражающие ценностные аспекты труда. В результате анкетирования и бесед было выявлено, что 52 % учителей называют в качестве целей современного школьного гуманитарного образования воспитание всесторонне развитой гармоничной личности при особом акценте на духовно-нравственное воспитание, ориентацию на присвоение ценностей современного общества, таких как ответственность, толерантность, патриотизм, семья, уважение к другим людям, здоровый образ жизни, труд; 30 % учителей связывают цели образования с социализацией школьников, развитием мышления, усвоением определенного объема знаний.

Значительная часть учителей указала на необходимость формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности. 90 % респондентов отметили ценностный потенциал преподаваемых ими учебных дисциплин для формирования рассматриваемого личностного образования.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что учителя в большинстве случаев осознают значимость ценности «труд» для каждого из учеников, социума и человечества в целом. Однако в системе ценностных приоритетов современного образования на ценность «труд» указали лишь 15 % учителей. Анализ полученных даннывх позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию отношения к труду как нравственной ценности протекает бессистемно и носит фрагментарный характер.

Для определения места ценности «труд» среди иных приоритетов старшеклассников и степени сформированности у них отношения к труду как нравственной ценности был использован целый ряд разнообразных диагностических методик.

Так, в ходе диагностики определилось место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов старшеклассников. Учащимся 10—11 классов (300 чел.) было предложено определить степень значимости для них следующих ценностей: жизнь, труд, Отечество, толерантность, красота, познание, универсальное общение, традиции, человек. Индекс значимости определялся как отношение общего количества баллов к числу респондентов. Был получен следующий результат: жизнь — 5,5 %, труд - 4,76 %, Отечество - 4,97 %, толерантность - 4,49 %, красота - 4,48 %, познание -5,03 %, универсальное общение — 5,1 %, традиции — 4,02 %, человек — 5,42 %. В настоящее время, как показал анализ ответов учащихся, в ценностном ряде труд занимает 6 место (одно из последних).

Диагностический этап эксперимента включал также выявление уровня сформированности отношения к труду как нравственной ценности у старшеклассников в начале (10 кл.) и по окончании обучения (11 кл.) во втором образовательном концентре. Для этого был использован комплекс диагностических методик. Применялись три группы методик в соответствии с компонентами структурно-функциональной модели отношения к труду как нравственной ценности, разработанной нами ранее. Отношение к труду как нравственной ценности представляет собой интегративное, относительно устойчивое личностное образование, включающее в себя когнитивно-оценочный компонент (знание о ценности «труд» и ее оценка), эмоционально-смысловой (эмоциональное восприятие ценности и принятие ее личностного смысла), проекционно-деятельностный (прогнозирование и корректирование своей деятельности в контексте ценности «труд»).

Первая группа методик (анкеты, тест-опросники) была направлена на определение уровней сформированности когнитивно-оценочного компонента отношения к труду как нравственной ценности, то есть на выявление полноты и системности знаний старшеклассников ценности «труд». Низкий (аморфный) уровень характеризуется элементарными представлениями учащихся о признаках нравственной ценности «труд» или их отсутствием. Средний (информационно-ориентационный) уровень характеризуется знанием почти всех признаков нравственной ценности «труд». Высокий (ре-гулятивно-прогностический) уровень характеризуется ясным пониманием идей нравственной ценности «труд».

Анализ полученных ответов показал, что большинство старшеклассников обладают некоторым, как правило, поверхностным, фрагментарным и бессистемным знанием о сущности труда как нравственной ценности. Однако при неспособности перечислить все признаки рассматриваемой ценности большинство школьников отнесли труд к числу ценностей современного общества.

В результате проведенного исследования старшеклассники были разделены на группы, соответствующие уровню сформированности когнитивно-оценочного компонента отношения к труду как нравственной ценности (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования когнитивно-оценочного компонента отношения к труду как нравственной ценности

Уровни системности знаний 10 кл. 11 кл.

кол-во учащихся (154 чел.) % кол-во учащихся (146 чел.) %

Высокий (регулятивно-прогностический) 4 2,6 6 4,1

Средний (информационно-ориентационный) 40 25,9 46 31,5

Низкий (аморфный) 110 71,4 94 64,4

Следующим объектом диагностического исследования являлся эмоционально-смыс-ловой компонент личностного образования. При этом использовалась вторая группа методик. К ним относятся: методика незаконченных предложений, тест-опросник на определение устойчивости эмоционального отношения к нравственной ценности «труд», мини-сочинение, наблюдение.

В результате анализа полученных данных старшеклассники были отнесены к одному из трех уровней сформированности данного компонента. Низкий (аморфный) уровень характеризуется неразвитостью эмоционально-смыслового отношения к ценности «труд». На данном уровне личностный смысл нравственной ценности «труд» отсутствует. Средний (информационно-ориентационный) уровень характеризуется проявлением ситуативной, зачастую неосознанной, эмоциональной оценкой при восприятии информации о ценности «труд». Для данного уровня характерно присутствие неосознанного личностного смысла нравственной ценности «труд». Высокий (регулятивно-прогностический) уровень предполагает устойчивое эмоционально-смысловое отношение к нравственной ценности «труд» (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования эмоционально-смыслового компонента отношения к труду как нравственной ценности

Уровни сформированности Количество учащихся (300 человек)

10 кл. (154 чел.) % 11 кл. (146 чел.) %

Высокий (регулятивно-прогностический) 8 5,2 10 6,8

Средний (информационно-ориентационный) 82 53,2 96 65,8

Низкий (аморфный) 64 41,6 40 27,4

Для определения уровня сформированности у старшеклассников проекционно-деятельностного компонента использовалась третья группа методик. Нами были разработаны специальные задания (работа с источниками, вопросы и задания к ним), направленные на выявление полноты реализации деятельностных аспектов отношения, а также применялись метод наблюдения и беседы.

Низкий (аморфный) уровень характеризуется учебными умениями, сформированными на элементарном уровне, ценность «труд» не оказывает влияния на деятельность. Возможно частичное понимание необходимости труда и проявление определенных нравственных качеств в процессе трудовой деятельности. Для среднего (информационно-ориентационного) уровня характерна, как правило, неосознанная реализация отдельных аспектов отношения в деятельности (дается «ценностный» ответ, но не может быть объяснен). Высокий (регулятивно-прогностический) уровень характеризуется проявлением сознательной реализации всей полноты деятельностных аспектов отношения, возможна проекция деятельности в связи с отношением к труду как нравственной ценности.

Результаты распределения старшеклассников по уровням сформированности про-екционно-деятельностного компонента отношения к труду как нравственной ценности представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты исследования проекционно-деятельностного компонента отношения к труду как нравственной ценности

Уровни сформированности Количество учащихся (300 человек)

10 кл. (154 чел.) % 11 кл. (146 чел.) %

Высокий (регулятивно-прогностический) 4 2,6 6 4,2

Средний (информационно-ориентационный) 58 37,7 76 52,1

Низкий (аморфный) 92 59,7 64 43,7

В результате исследования степени сформированности у старшеклассников всех компонентов отношения к труду как нравственной ценности учащиеся старших классов были распределены на группы (табл. 4).

Таблица 4

Результаты исследования сформированности у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности

Уровни сформированности 10 класс (%) 11 класс (%)

Высокий (регулятивно-прогностический) 3,5 5

Средний (информационно-ориентационный) 38,9 49,8

Низкий (аморфный) 57,6 45,2

Таким образом, анализ результатов диагностики позволяет сформулировать некоторые противоречия, возникшие в образовательной практике, а именно противоречия между: необходимостью осознания личностью труда как нравственной ценности и недостаточной ориентацией современного образования на ее формирование; потенциальными возможностями школьного гуманитарного образования для формирования у учащихся старших классов отношения к труду как нравственной ценности и отсутствием механизма ее формирования, недостаточной подготовленностью учителей к решению этой задачи.

Обозначенные противоречия в значительной мере выступают в качестве движущей силы процесса формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности. Результаты диагностики обладают большой практической значимостью, так как знакомство учителей-практиков с представленными данными позволяет наиболее эффективно корректировать цели, методы, средства учебно-воспитательного процесса в школе.

Библиографический список

1. Богданов О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.

2. Турина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика 1995. № 4. С. 45—48.

3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 1Л1Ь: http://standart.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.