Научная статья на тему 'Гражданское самоопределение старшеклассников: диагностический аспект'

Гражданское самоопределение старшеклассников: диагностический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
379
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPLINES / СТАРШЕКЛАССНИК / SENIOR / ЦЕННОСТИ / VALUES / CIVIL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковешникова Ольга Тимофеевна

В статье приводятся результаты диагностики школьной практики формирования гражданского самоопределения личности. Показан потенциал социальногуманитарных дисциплин при формировании данного личностного образования. Характеризуется понимание учащимися их социальной роли гражданина. Выявлены ценностные ориентиры современных старшеклассников. Определены уровни сформированности гражданского самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIORS'' CIVIL SELF-DETERMINATION: THE DIAGNOSTIC ASPECT

The article contains the results of the diagnostic school practice of the civil self-determination formation of personality. The potential of the social-humanitarian disciplines in the formation of the personal education is demonstrated. Students' realizing of their social role is demonstrated. The value priorities of modern seniors are identified. The levels of seniors' formation of civil self-determination are defined.

Текст научной работы на тему «Гражданское самоопределение старшеклассников: диагностический аспект»

П едагогический вуз - школе

YAK 37.02 ББК 74.2

О.Т. КОВЕШНИКОВА

O.T. KOVESH NIKOVA

ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

SENIORS' CIVIL SELF-DETERMINATION: THE DIAGNOSTIC ASPECT

В статье приводятся результаты диагностики школьной практики формирования гражданского самоопределения личности. Показан потенциал социально-гуманитарных дисциплин при формировании данного личностного образования. Характеризуется понимание учащимися их социальной роли гражданина. Выявлены ценностные ориентиры современных старшеклассников. Определены уровни сформи-рованности гражданского самоопределения учащихся.

The article contains the results of the diagnostic school practice of the civil self-determination formation of personality. The potential of the social-humanitarian disciplines in the formation of the personal education is demonstrated. Students' realizing of their social role is demonstrated. The value priorities of modern seniors are identified. The levels of seniors' formation of civil self-determination are defined.

Ключевые слова: гражданское самоопределение, диагностика, социально-гуманитарные дисциплины, старшеклассник, ценности.

Key words: civil self-determination, diagnostics, socio-humanitarian disciplines, senior, values.

Современная социокультурная ситуация в России, продолжающиеся в настоящее время преобразования вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и определять собственное отношение к миру и самому себе. Так, социологические опросы, проведённые ВЦИОМ в 2011-2012 гг., показывают, что, отвечая на вопрос «Кто я такой?», только 55% опрошенных определяют себя гражданами России (в 2008 - 70%), при этом 80% россиян считают себя патриотами своей страны (в 2008 - 88%). В связи с этим приобретает значение гражданское самоопределение личности через принятие гражданских ценностей как условие сохранения российской государственности.

Под гражданским самоопределением личности понимается интегра-тивное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием об идеале гражданина как патриоте Отечества, личностным отношением к нему и проявляющееся в реализации универсального умения старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала гражданина как императива [3, с. 69].

Научно обоснованная педагогическая деятельность по формированию гражданского самоопределения личности в качестве необходимого этапа включает констатирующий эксперимент. Он предполагал определение характера реализации формирования гражданского самоопределения старшеклассников в массовой практике. Значительным потенциалом для формирования гражданского самоопределения личности обладает гуманитарное образование, т. к. оно предполагает «создание условий для формиро-

вания личности социально-грамотной, приобщенной к базовым жизненным ценностям, ориентирующейся в цивилизованном времени-пространстве» [4].

Содержание социально-гуманитарных дисциплин, охватывая различные сферы жизни общества, человека, позволяет определить сущность идеала человека-гражданина. Оно представляет собой проблемное поле обобщённого опыта всего человечества для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития. Анализировался уровень сформированно-сти гражданского самоопределения личности в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Так, проводилось анкетирование учителей социально-гуманитарных дисциплин и учащихся, беседы с ними, посещение учебных занятий, связанных с проблемой исследования. Констатирующий эксперимент предполагал решение следующих задач:

- выявление понимания учителями значения формирования гражданского самоопределения личности старшеклассника;

- выявление ориентации учителей на идеал человека гражданина как результат обучения;

- выяснение готовности учителей к целенаправленной работе по формированию гражданского самоопределения личности, в том числе использованию адекватных дидактических средств формирования данного личностного образования.

Рассмотрим понимание значимости проблемы исследования учителями. Всего в ходе эксперимента было проанализировано 42 анкеты, 43 учебных занятия, тематика которых отражала проблемы формирования гражданского самоопределения личности.

В ходе анкетирования и проведения бесед с учителями было определено, что 60% учителей связывают цели современного школьного социально-гуманитарного образования с формированием у учащихся ценностных отношений; из них 20% отдаёт приоритет «воспитанию гражданина-патриота». Значимым явилось определение учителями ценностей, которые должны быть присвоены учащимися. Это Отечество (Родина) - 60%, гражданское общество - 1%. Упоминаются толерантность, гуманизм.

Респонденты давали определение «гражданского самоопределения личности». Большинство из них определили данное качество как связь человека и государства - около 80%, другие 18% связали с «гражданской позицией». При этом в некоторых ответах делалась попытка дать определение через характеристику гражданина. Например, гражданин - это человек «способный самостоятельно оценивать... строить свою деятельность в соответствии с...», «выполнять гражданские права и обязанности», имеющий «собственное мнение на . социальные явления».

Все учителя согласились с необходимостью формирования гражданского самоопределения личности старшеклассников. Подчёркивалась его связь с воспитанием нравственных, гражданских качеств личности, определением отношения к себе и окружающему миру, определением собственной точки зрения относительно «происходящего в жизни»; воспитанием гражданина, формированием мировоззрения личности.

Идеал человека-гражданина был определён как «образец достойного человека», «модель поведения определённого человека», «образ человека», были отмечены такие качества, как ответственность, сознательность, патриотизм, законопослушность.

Для формирования гражданского самоопределения личности наибольший потенциал носят, по мнению учителей, такие социально-гуманитарные предметы, как обществознание (100%), история (70%), право (40%), литература (70%). Дидактические средства, основанные на диалоге, были охарактеризованы как приоритетные (60%).

Таким образом, по итогам исследования характера реализации учителями возможностей социально-гуманитарных дисциплин по формированию гражданского самоопределения личности старшеклассников, целесообразно сделать следующие выводы:

- нет чёткого понимания целей современного школьного социально-гуманитарного образования, что выражается в затруднении назвать ценностные ориентиры современного общества;

- отмечается значение формирования гражданского самоопределения личности, но нет чёткого понимания качественных характеристик «идеала человека-гражданина»;

- проявляется готовность к целенаправленной работе по формированию гражданского самоопределения личности, отмечается значимость дидактических средств, основанных на диалоге.

Для выявления степени реализации в массовой практике потенциала социально-гуманитарных дисциплин для формирования гражданского самоопределения старшеклассников необходимо определить уровень сформиро-ванности гражданской идентичности и ценностные ориентиры современных старшеклассников возрастной группы 15-18 лет. Для этого был использован комплекс диагностических методик (тест «Кто Я?», методика «Ценностные ориентации», мини-сочинение «Я гражданин»), основанием построения которых являлись показатели сформированности компонентов гражданского самоопределения личности.

Психологический тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой) был направлен на определение наличия имени-характеристики «Я-гражданин». Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия учащимся самого себя, то есть с его образом «Я». Отвечая на него, учащийся указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми себя соотносит, идентифицирует, т. е. он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним. Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик показывает степень значимости принадлежности к той или иной группе людей [5, с. 84]. Налицо отсутствие имени-характеристики «Я-гражданин» в идентификационных характеристиках указывает на кризис идентичности личности [5].

С целью определения ценностных ориентиров старшеклассников использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая помогает определить содержание направленности личности, отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Данная методика основана на ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет две группы ценностей: ценности-цели и ценности-средства. Первая группа включает ценности, важные для жизни человека в целом. Вторую группу составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом её поступков, мыслей и чувств [2, с. 26].

Мини-сочинение «Я гражданин» предполагало подтверждение выводов психологических методик и выявление сформированности компонентов гражданского самоопределения личности: когнитивно-ценностного, личностно-смыслового и деятельностно-прогностического.

Первым этапом диагностики стало определение уровней сформирован-ности когнитивно-ценностного компонента гражданского самоопределения личности. Это предполагало выявление системности знаний старшеклассников об идеале человека-гражданина (через знание об Отечестве и гражданском обществе как ценности) и их оперативности.

Системность знаний понимается как «качество совокупности знаний, которое характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний» [1, с. 260]. На основе результатов анализа ответов учащихся и выделенных уровней сформи-

рованности гражданского самоопределения личности было детализировано содержание уровней системности знаний старшеклассников об идеале человека-гражданина. Поисково-ориентационный уровень характеризуется размытостью знаний об Отечестве и гражданском обществе как ценности. На субъективно-оценочном уровне учащиеся обнаруживают элементарные представления об Отечестве и гражданском обществе как ценности. Социально-личностный уровень представлен системностью знаний об идеале человека-гражданина (через знание об Отечестве и гражданском обществе как ценности).

При определении уровня сформированности гражданского самоопределения старшеклассника было важно не только выяснить, насколько оно у них сформировано, но также определить уровень актуальности (значимости) ценностей «Отечества» и «гражданского общества» для современных старшеклассников.

В ходе диагностического эксперимента было определено место ценностей «Отечества» и «гражданского общества» среди иных ценностных приоритетов старшеклассников. Учащимся 10-11 классов школ, лицеев, гимназий (196 чел.) и студентам 1 курса (на базе 9 классов) училища (74 чел.) возрастной группы 15-18 лет было предложено определить степень значимости для них следующих целей-ценностей: жизнь, труд, Отечество, толерантность, ответственность, культура, общение, свобода, мир, гражданское общество, правовое государство, новации, семья, знание, традиции, человек. Выбор обозначенного ряда ценностей определяется их социально значимым характером.

Как показал анализ ответов учащихся, в списке ценностей-целей гражданское общество оказалось на последнем месте (2,2%), ценность Отечество - на 7 месте (15,5%).

Кроме того, учащимся был предложен список ценностей-средств, который конкретизирует выше полученные данные: свобода выбора, самоконтроль, честность, терпимость к мнениям других, законопослушное поведение, эффективность в труде, дисциплинированность, ответственность, рационализм, образованность, воспитанность. Анализ ответов определил в списке ценностей-средств: терпимость на 8 место (12,2%), законопослушное поведение - 11 место (5,5%); ответственность - 5 место (31,5%).

Под оперативностью знаний об идеале человека-гражданина понимается способность применять полученные знания о гражданских качествах личности для самооценки и «примерки на себя» данных качеств. На основе результата анализа ответов учащихся и выделенных уровней сформирован-ности гражданского самоопределения личности было детализировано содержание уровней оперативности знаний старшеклассников об идеале человека-гражданина. На поисково-ориентационном уровне учащийся не может оценить себя как гражданина, но может назвать несколько качеств личности, характерных гражданину. Субъективно-оценочный уровень характеризуется оценкой учащегося своих действий, как гражданина; он называет качества личности гражданина и проводит параллели между собой и идеалом. Социально-личностный уровень характеризуется чётким определением учащимися себя как гражданина, он ассоциирует гражданские качества с собой и может дать оценку своих действий с точки зрения «пользы» для общества. С целью определения оперативности знаний об идеале человека-гражданина использовались мини-сочинение «Я-гражданин» и беседа с учащимися.

Анализ полученных ответов показал, что большинство старшеклассников обладают некоторым знанием об Отечестве и гражданском обществе как ценностях, однако это знание отличается фрагментарностью, бессистемностью; учащиеся не могут их применять. Характерной чертой ответов являлось указание некоторых гражданских качеств личности, при этом учащиеся затруднялись раскрыть их признаки. Старшеклассники частично называли права и обязанности гражданина, но не всегда соглашались с ними, противопоставляли себя гражданина государству. Например, «я соблюдаю

правила» без раскрытия этих правил, «трудно быть гражданином. в этой отсталой стране», «гражданин - это потребитель». Во многих случаях учащиеся видели связь гражданина и государства только в наличии паспорта и прописки. Важно, что они часто именуя себя гражданами страны, не соотносят это с необходимостью исполнять обязанности гражданина.

В результате проведённого исследования старшеклассники были разделены на группы, соответствующие уровню сформированности когнитивно-ценностного компонента гражданского самоопределения личности:

- поисково-ориентационный - 80%;

- субъективно-оценочный - 17%;

- социально-личностный - 3%.

Это может быть связано с недостаточным пониманием учителями задач формирования гражданского самоопределения личности и недостаточной степенью реализации этих задач в УМК социально-гуманитарных дисциплин.

Следующим этапом диагностического исследования стало определение уровневых характеристик старшеклассников по параметрам сформиро-ванности личностно-смыслового компонента гражданского самоопределения личности. При этом следует отметить, что исследование сформированности данного компонента было сопряжено с некоторыми трудностями, так как область ценностей и смыслов - область «повышенной» сложности изучения, где нет возможности полноценно использовать статистические методы.

Мы предположили, что исходя из психологических основ формирования гражданского самоопределения личности, уровней сформированности гражданского самоопределения личности старшеклассников возможны следующие ситуации, характеризующиеся наличием или отсутствием имени-характеристики «Я-гражданин», осознанностью или неосознанностью личностного смысла ценности Отечества и гражданском общества (личностный смысл присутствует, но не осознаётся; личностный смысл осознаётся; осознаются и принимаются все аспекты социально значимой ценности Отечества и гражданском общества).

Присутствие неосознанного личностного смысла, отсутствие имени-характеристики «Я-гражданин», характерно для поисково-ориентационного уровня; осознание личностного смысла ценностей и присутствие имени-характеристики «Я-гражданин», «Я-патриот» соответствует субъективно-оценочному уровню, для социально-личностного уровня характерно принятие имени-характеристики «Я-гражданин РФ», «Я-россиянин», «Я-патриот России», осознание и принятие всех её аспектов. Поэтому критериями при обработке результатов выступали тенденции наличия или отсутствия имени-характеристики «Я-гражданин», осознанности или неосознанности личностного смысла ценности Отечества и гражданского общества.

Анализ результатов проведённого исследования показал, что 48% учащихся не дают себе имя-характеристику «Я-гражданин», у 32% и 10% соответственно присутствует имя-характеристика «Я-гражданин», «Я-патриот», и только у 7,7% и 1,5% «Я-гражданин РФ», «Я-россиянин», «Я-патриот России» (при обработке результатов имена-характеристики «Я-гражданин РФ» и «Я-россиянин» были объединены).

Таким образом, соответственно уровню сформированности личностно-смыслового компонента гражданского самоопределения личности старшеклассники были разделены на группы:

- поисково-ориентационный - 81,8%;

- субъективно-оценочный - 15,4%;

- социально-личностный - 2,8%.

Заключительным этапом диагностического исследования стало определение уровня сформированности деятельностно-прогностического компонента гражданского самоопределения личности. Это предполагало обращение к ценностно-коммуникативным умениям: выделять качества, присущие идеалу человека-гражданина из текстов культуры; давать оценку

идеалу человека-гражданина различных периодов истории; обосновывать свое отношение к идеалу человека-гражданина. Кроме того, учитывалась готовность к реализации универсального умения прогнозировать и корректировать свою деятельность в контексте принятия идеала человека-гражданина как императива.

На основе результатов анализа ответов учащихся и выделенных уровней сформированности гражданского самоопределения личности было детализировано содержание каждого из уровней сформированности деятельностно-прогностического компонента.

Поисково-ориентационный уровень характеризуется низкой степенью сформирвоанности ценностно-коммуникативных умений. Субъективно-оценочный уровень определяется сформированностью ценностно-коммуникативных умений среднего уровня. Социально-личностный уровень характеризуется сформированностью ценностно-коммуникативных умений, готовностью к реализации универсального умения старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия идеала человека-гражданина как императива.

В результате проведённого исследования старшеклассники были разделены на группы, соответствующие уровню сформированности деятельностно-прогностического компонента гражданского самоопределения личности:

- поисково-ориентационный - 91,5%;

- субъективно-оценочный - 5,7%;

- социально-личностный - 2,8%.

Проведённый анализ показал, что у большинства старшеклассников налицо поисково-ориентационный уровень сформированности деятельностно-прогностического компонента, что связано со спецификой сформированно-сти когнитивно-ценностного и личностно-смыслового компонентов рассматриваемого личностного образования.

В результате исследования степени сформированности всех компонентов гражданского самоопределения личности старшеклассников, они были распределены по уровням их сформированности на группы: поисково-ориентационный - 84,8%; субъективно-оценочный - 12,6%; социально-личностный - 2,6%.

Таким образом, преобладает низкий (поисково-ориентационный) уровень сформированности гражданского самоопределения старшеклассников по всем компонентам. Полагаем, что одной из причин такого положения является то, что учителя слабо ориентированны на работу в данном направлении: они затрудняются в целеполагании, отборе и применении средств, основанных на диалоге. Как показало наше исследование, это свидетельствует о наличии противоречия между социальной актуальностью формирования гражданского самоопределения личности и готовностью школы к решению этой задачи. Полагаем, что это предполагает необходимость разработки научной педагогической системы формирования гражданского самоопределения личности в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

Литература

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 479 с.

2. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

3. Ковешникова, О.Т. Сущностные характеристики гражданского самоопределения личности старшеклассника [Текст] / О.Т. Ковешникова // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. - 2012. - № 7 (71). -С. 66-69.

4. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования : монография [Текст] / Л.П. Разбегаева. - Волгоград : Перемена, 2001. - 289 с.

5. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст] / Т.В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.