DOI 10.24411/1813-145X-2019-10449
УДК 373.3/.5
У. А. Терещенко https://orcid.org/0000-0002-3726-0880
Ценностная составляющая процесса подготовки старшеклассников к Единому государственному экзамену
Автор анализирует опыт работы учителей по подготовке старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам и обобщает виды учебно-познавательной деятельности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, используемые учителями в учебном процессе. Автор отмечает, что старшеклассники готовятся к ЕГЭ на предметном, организационном, психологическом уровнях, но их учебно-познавательная деятельность не отличается ценностной направленностью. На основе выявления проблем, связанных с формированием ценностей у старшеклассников, автор подчеркивает важность организации учителем ценностно-ориентационной деятельности учеников в процессе подготовки к ЕГЭ. В связи с недостаточной разработанностью технологического обеспечения процесса формирования ценностей при подготовке старшеклассников к ЕГЭ автор предлагает для рассмотрения технологию подготовки старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, способствующую формированию ценностей. В статье дано краткое содержание ценностно-ориентированных заданий на ориентационно-целевом, организационном, содержательно-деятельностном, рефлексивно-оценочном этапах технологии и приводятся примеры ценностно-ориентированных заданий на каждом этапе технологии. В процессе выполнения ценностно-ориентированных заданий старшеклассники планируют и реализуют предметную, организационную, психологическую подготовку к ЕГЭ на основе использования ценностно-ориентированных приемов самоменеджента. Подчеркивается, что подготовка старшеклассников к ЕГЭ, построенная на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности, способствует формированию системы ценностей, позволяющей ученикам проектировать личностное и профессиональное саморазвитие как на ближайшее будущее, так и на дальнейшую перспективу.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, формирование ценностей, ценностно-ориентационая деятельность учителя, ценностная самоорганизация учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ, технология подготовки старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, ценностно-ориентированные задания, ценностно-ориентированные приемы самоменеджмента.
U. A. Tereshchenko
Axiological component in the senior pupils' preparation for the Unified State Examination in humanitarian disciplines
In the article the author analyses the experience of teachers' work concerning the preparation of senior pupils for the Unified State Examination in humanitarian disciplines and generalizes types of senior pupils' educational-cognitive activity while preparing for the Unified State Examination that are practised by teachers in the educational process. The author notes that senior pupils prepare for the Unified State Examination at subject, organizational, psychological levels, but their educational-cognitive activity is not value oriented. On the basis of revealing the problems connected with the formation of senior pupils' values the author underlines the importance for teachers to organize pupils' value-oriented activity in the process of preparing for the Unified State Examination. Due to insufficient development of technological support of the process of forming values while preparing senior pupils for the Unified State Examination the author proposes the technology of senior pupils' preparation for the Unified State Examination in humanitarian disciplines that contributes to forming values. The article gives the brief outline of value-oriented tasks at orientation-targeted, organizational, content-activity, reflexive-evaluating stages of technology and gives examples of value-oriented tasks at each stage of technology. In the process of doing value-oriented tasks senior pupils plan and fulfill subject, organizational, psychological preparation for the Unified State Examination on the basis of using value-oriented techniques of self-management. It is emphasized that the preparation of senior pupils for the Unified State Examination based on valued self-organization of educational-cognitive activity contributes to forming the system of values that enables pupils to project personal and professional self-development both for the near future and for the further perspective.
Keywords: the Unified State Examination, forming of values, teacher's value-oriented activity, valued self-organization of educational-cognitive activity in preparing for the Unified State Examination, the technology of senior
© Терещенко У. А., 2019
pupils' preparation for the Unified State Examination in humanitarian disciplines, value-oriented tasks, value-oriented techniques of self-management.
С 2009 г. Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. Вопросами подготовки старшеклассников к ЕГЭ по организационному, психологическому, предметному направлениям занимаются как исследователи (Ю. С. Егорова, Л. Ю. Еремина, Р. Е. Прохоров, М. Г. Ситдикова, Н. Н. Щеглова и др.), выдвигающие научно
обоснованные положения в диссертационных исследованиях, так и учителя-предметники, представляющие свой опыт работы на конкурсах и фестивалях разного уровня.
Нами изучен опыт работы 58 учителей-предметников (Табл. 1) по подготовке обучающихся к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, история, обществознание), представленный на фестивале «Открытый урок» [18].
Таблица 1
Учителя-предметники, представившие опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ на фестивале «Открытый урок»_
Учебный предмет Учителя-предметники
Русский язык Т. С. Андреева, Н. С. Баженова, Э. В. Бойченко, И. А. Гурченкова, И. В. Дурсун, Н. Г. Евсеенко, Н. Н. Зеленкова, В. П. Зотова, Ж. Э. Ибрагимова, Г. В. Иващенко, В. Т. Ихсанова, Н. Н. Казарина, Н. М. Козлова, Г. М. Краснова, Н. Г. Мухутдинова, Н. Н. Никитина, И. А. Павлова, П. Н. Петриченко, Н. В. Савина, Н. Т. Садриева, Н. М. Сафарян, З. Н. Сафина, Н. Н. Сергеева, С. В. Смирнова, О. М. Торсукова, Е. В. Трусова, М. С. Хохлова, Е. Н. Цибульская, З. Н. Цховребова, В. Т. Ямбогло
Литература Н. Г. Денисова, Т. И. Денисова, Е. А. Малеева, Е. В. Петренко, М. С. Терехова, О. В. Турабаева, Н. С. Федорова, Е. В. Щербинина
Английский язык Л. В. Бодичева, Н. Ю. Божок, О. Ю. Мартьянова, И. Г. Нахтармина, П. М. Порохова, Н. П. Пронина
Немецкий язык М. Г. Шемина
История Н. Н. Денисенко, Н. Г. Игнатова, Т. Б. Михайлова, А. В. Никиташина, И. А. Салова
Обществознание И. А. Артамонова, О. А. Асанбаева, Е. Л. Балакина, С. В. Кабанова, А. А. Надина, Е. Г. Пименова, Е. Г. Чегодаева, И. В. Чепакова
Краткий обзор опыта работы учителей-предметников показывает, что учителя готовят старшеклассников к ЕГЭ по трем направлениям: предметно, организационно, психологически.
На предметном уровне учителя знакомят старшеклассников с элементами содержания, проверяемыми на ЕГЭ; предлагают старшеклассникам для выполнения задания части 1 ЕГЭ, части 2 ЕГЭ, задания, контрольные работы, приближенные к формату ЕГЭ; задания формата ЕГЭ, нацеленные на формирование компетенций, формирование универсальных учебных действий, формирование и развитие предметных умений. Учителя знакомят старшеклассников с алгоритмами, стратегиями выполнения заданий, дают рекомендации по выполнению заданий, используя наглядный материал, дидактический материал (словарь литературоведческих терминов, список интернет-ресурсов, электронное пособие, электронный учебник). Важным в процессе обучения старшеклассников является развитие навыков понимания прочитанного, анализа, сопоставления, обобщения, рассуждения; развитие
исследовательских умений, творческих способностей, внимания, логического мышления, критического мышления, самостоятельности, познавательной активности. Для обобщения пройденного учебного материала учителя совместно со старшеклассниками анализируют и исправляют ошибки, допущенные при выполнении тренировочных заданий.
На организационном уровне учителя знакомят старшеклассников с нормативным обеспечением проведения ЕГЭ, с процедурой проведения ЕГЭ, со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, с критериями оценивания по различным видам деятельности, с форматом бланков ответов и процедурой их заполнения. Учителя обучают старшеклассников точному и правильному прочитыванию и выполнению инструкций к тестовым заданиям.
На психологическом уровне учителя знакомят старшеклассников с интернет-ресурсами по психологической помощи выпускникам в момент подготовки к ЕГЭ; дают советы по подготовке к экзаменам; отмечают важность навыка работы в условиях ограниченного времени; дают установку на серьезную работу по подготовке к экзамену; формируют навыки адекватной самооценки у учащихся.
Однако следует заметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (10-11 класс) [14], представляющем собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, уделяется внимание становлению в школьные годы личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Выделим в перечне личностных характеристик выпускника формируемые ценности: духовные традиции; ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; ценность образования и науки, труда и творчества; ответственность.
П. И. Касаткин [9], анализируя аксиологические аспекты современного образования, в частности, уделяя внимание перспективам отечественного образования, а также его аксиологической компоненте на современном этапе, определяет аксиологическую аксиому современного российского образования: «ценностный компонент в образовании является необходимым условием становления и развития личности; в процессе образования должен соблюдаться баланс между формированием национальных и общечеловеческих (общеевропейских) ценностей».
Анализу аксиологических аспектов современного образования и решению проблем на данном уровне уделяется большое внимание в диссертационных исследованиях. Значимую роль играет формирование у старшеклассников ценностей (С. П. Акутина, Н. В. Беляков, А. А. Бобылева, М. В. Виноходова, Т. У. Гочияева, Е. А. Захарен-ков, О. Ю. Иванова, Н. А. Ильчевская, Е. М. Ка-лачева, Т. В. Корбанович, М. С. Коренькова, Т. П. Краснова, Л. А. Кружкова, Р. К. Лавриченко, С. М. Лепшокова, Е. А. Мацефук, И. Г. Митюно-ва, Э. М. Молчан, О. В. Плотникова, А. В. Старостина, Л. Н. Танклаева, О. И. Томенко, А. Н. То-тиева, С. В. Шестопалов, О. А. Шилина, Н. Н. Щеглова, Е. Д. Щур и другие). Проблема ценностного наполнения содержания подготовки учеников к ЕГЭ также находит отражение в исследованиях: рассматривается вопрос о возмож-
ностях действующих учебников формировать нравственно-эстетические ценности при подготовке учащихся к ЕГЭ (Н. Н. Щеглова); формулируется противоречие между необходимостью развития творческих, исследовательских способностей старшеклассников в ориентации на познание как ценность и проведением в школах государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Н. В. Беляков).
Несмотря на существующие противоречия, учебно-познавательная деятельность школьников при подготовке к ЕГЭ имеет ценностную составляющую. Н. Ф. Ефремова [7] подчеркивает ценностную направленность в системе подготовки учеников к ЕГЭ, которая проявляется в формировании ценных для итоговой аттестации качеств, формировании ценностно-смыслового отношения к полученному знанию, формировании ценностно-смысловой компетенции. Исследователь отмечает, что при независимом стандартизированном контроле ученики, находясь в одинаковых условиях, относятся к результату оценивания как к некой ценности [5]. Объективная оценка учебных достижений помогает субъекту образования идентифицировать себя во внешней образовательной среде, определить свой рейтинг в однотипном ряду по определенным показателям, выявить и мобилизовать свои возможности для достижения планируемого результата, наметить план актуальных действий в соответствии с собственной системой ценностей [6].
В процессе приобщения учащихся к ценностям важную роль играет учитель, помогающий ученикам освоить ценности через организацию познавательной, ценностно-ориентационной и иной деятельности (В. П. Бездухов, А. В. Воронцов [2], А. В. Капцов, Л. В. Карпушина [8], О. В. Правдина [15] и другие). Проанализировав опыт работы 58 учителей-предметников по подготовке обучающихся к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, история, общество-знание), представленный на фестивале «Открытый урок» [18], мы определили, что только 29 % учителей уделяют внимание формированию ценностей при подготовке старшеклассников к ЕГЭ. Это свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной разработанности технологического обеспечения процесса формирования ценностей при подготовке старшеклассников к ЕГЭ. Так, 7 % учителей относят к основным целям подготовки учащихся к ЕГЭ не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей. 17 % учителей уделяют внима-
ние формированию культурных, духовных, нравственных ценностей у старшеклассников благодаря подбору ценностно-ориентированных текстов для подготовки к выполнению заданий части 1 и части 2 ЕГЭ. 5 % учителей уделяют внимание формированию семейных ценностей. В связи с выявленной проблемой мы определили пути ее решения и предлагаем рассмотреть и
применять в школьной практике разработанную нами технологию подготовки старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русский язык, литература, английский язык, история, об-ществознание). Определим содержание каждого этапа технологии с позиции формирования ценностей (Таблица 2).
Таблица 2
Ценностная составляющая в технологии подготовки старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам_
Компоненты подготовки к ЕГЭ:
предметный
организационный
психологический
Этапы технологии
Ориентационно-целевой этап
Организационный этап
Содержательно-деятельностный этап
Рефлексивно-оценочный этап
Фазы процесса ориентации (по А В. Кирьяковой [10])
Присвоение личностью ценностей
Преобразование личности на основе присвоенных ценностей
Самопроектирование личности
Краткое содержание ценностно-ориентированных заданий
- дать определения понятиям «ценности», «духовные ценности», «доминантные ценности»
- сопоставить названия ценностей с их видами
- вставить пропущенные слова в описание уровней сформиро-ванности ценностей
- проранжировать ценности в соответствии с заданными условиями (значимость в жизни человека, значимость при подготовке к ЕГЭ)
- заполнить лист самооценки «Портрет выпускника школы»
- заполнить лист самооценки «Ценные качества для итоговой аттестации»
- выполнить тесты по определению ценностей личности
- заполнить анкеты в форме методики неоконченных предложений
- заполнить анкеты открытого и закрытого типов
- написать мини-рассуждение «Что я ценю как выпускник (-ца) школы»
- высказать мнение в графе «Мои рассуждения»
- изучить и дать ценностную оценку основам целеполагания
- изучить и дать ценностную оценку особенностям хронометража как персональной системы учета времени
- изучить и дать ценностную оценку видам планирования
- изучить и дать ценностную оценку сути обзора задач и обозначить его роль в принятии решений
- изучить и дать ценностную оценку способам и методам расстановки приоритетов
- изучить и дать ценностную оценку технологиям достижения результатов
- планировать и реализовать предметную подготовку к ЕГЭ на основе использования ценностно-ориентированных приемов самоменеджмента
- планировать и реализовать организационную подготовку к ЕГЭ на основе использования ценностно-ориентированных приемов самоменеджмента
- планировать и реализовать психологическую подготовку к ЕГЭ на основе использования ценностно-ориентированных приемов самоменеджмента
- оценить уровень сформированности ценностей на основе повторного выполнения тестов по определению ценностей личности, заполнения листов самооценки, анкет в форме методики неоконченных предложений, анкет открытого и закрытого типов
- составить программу личностного роста
- написать мини-рассуждение «Я и мои ценности при подготовке к ЕГЭ»
- выполнить и защитить мини-проекты «Ценности в современном мире», «Ценности моей семьи», «Ценности моего будущего», «Ценности в профессиях»
- спроектировать образы «Я-идеальный как личность» и «Я-идеальный как выпускник школы»
На ориентационно-целевом этапе старшеклассники при поддержке учителя знакомятся с понятиями «портрет выпускника школы», «ценности», «виды ценностей», «ценностные ориентации», «виды ценностных ориентаций», «уровни сформированности ценностей». Старшеклассники в разных режимах работы выполняют задания на понимание и осмысление существующих в обществе ценностей; определяют, какие ценности у них сформировались в процессе изучения гуманитарных дисциплин; соотносят процесс подготовки к ЕГЭ с формированием ценностей. Учитель направляет старшеклассников на переосмысление их учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ: акцент ставится на то, что подготовка к ЕГЭ - это целенаправленный процесс, требующий времени, усилий, способности организовать свою учебно-познавательную деятельность. Ученики знакомятся с качествами, ценными для итоговой аттестации (Н. Ф. Ефремова [7]). Заполнение листа самооценки «Ценные качества для итоговой ат-
Так, на ориентационно-целевом этапе происходит обогащение знаний старшеклассников о ценностях, ориентация старшеклассников в мире ценностей, переосмысление старшеклассниками процесса подготовки к ЕГЭ, наполнение учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ личностным смыслом.
тестации» позволяет им выявить отсутствие или недостаток сформированности качеств и наметить дальнейшие действия для самосовершенствования. Выполнив тест М. Рокича «Ценностные ориентации» [16, 20], ученики определяют, какие терминальные и инструментальные ценности у них сформированы и какие ценности они хотели бы приобрести. Старшеклассники отмечают те ценности, формирование которых позволит оптимизировать процесс подготовки к ЕГЭ. На наш взгляд, такими ценностями являются честность, самоконтроль, исполнительность, аккуратность, ответственность, образованность, эффективность в делах, рационализм. Приведем пример ценностно-ориентированного задания.
Ценностно-ориентированное задание. На основе изучения определений ценностей сопоставь названия ценностей с их видами. В графе «Мои рассуждения» выскажи мнение о роли ценностей в современном мире и в современном образовании.
На организационном этапе старшеклассники знакомятся с понятием «ценностная самоорганизация учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ» и его содержанием. Под ценностной самоорганизацией учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ мы понимаем ценностно-ориентированное
1. Семейные духовно-нравственные ценности (С. П. Акутина [1]) А. Аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость
2. Гуманистические ценности (А. А. Бобылева [3]) Б. Единство культуры, ответственный субъект (долг, честь), свобода как нравственный выбор, Другой как ценность
3. Инструментальные ценности (М. Рокич [16]) В. Культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды)
4. Ответственность как социально значимая ценность (Е. А. Мацефук [12]) Г. Добро, справедливость, любовь, совесть, сопереживание, милосердие, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, бескорыстие
1 2 3 4
ГРАФА «МОИ РАССУЖДЕНИЯ»
На мой взгляд, значимыми ценностями в жизни являются_
За время обучения в школе у меня сформированы ценности_
Ценным при подготоке к ЕГЭ я считаю_
овладение старшеклассниками деятельностным, предметным, психологическим содержанием учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ на основе применения приемов самоменеджмента. Для целенаправленной, системной подготовки к ЕГЭ старшеклассникам предлагается изучить документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русский язык, литература, английский язык, история, обществознание) на текущий учебный год [4]. Ознакомление, анализ содержания данных документов, выстраивание системы подготовки к ЕГЭ в соответствии с изученными материалами требует знания техник и приемов, позволяющих эффективно распределять время для достижения поставленных целей. Сформированное под руководством учителя умение распределять время в процессе подготовки к ЕГЭ облегчит старшеклассникам сам процесс сдачи ЕГЭ, так как экзаменационная работа состоит из нескольких разделов и для каждого раздела предлагается рекомендуемое время для выполнения заданий. На данном этапе старшеклассники под руководством учителя или самостоятельно
изучают основы целеполагания, особенности хронометража как персональной системы учета времени, виды планирования, суть обзора задач и его роль в принятии решений, способы и методы расстановки приоритетов, технологии достижения результатов [17]. Для выявления понимания старшеклассниками сути и правил использования приемов самоменеджента учитель предлагает выполнять в урочной или во внеурочной деятельности ценностно-ориентированные задания. Приведем пример ценностно-ориентированного задания.
Ценностно-ориентированное задание. Твой знакомый обратился к тебе за помощью: он хочет стать врачом, но не знает, как этого добиться. На основе изученного теоретического материала по видам приемов самоменеджмента дополни памятку «Двухмерный график долгосрочных дел, задач и проектов» пропущенными словами. Предложи своему знакомому воспользоваться данной памяткой для поэтапного выстраивания своих действий. В графе «Ценностная оценка» выскажи свое мнение о значимости данного приема самоменеджмента.
ПАМЯТКА «ДВУХМЕРНЫЙ ГРАФИК ДОЛГОСРОЧНЫХ ДЕЛ, ЗАДАЧ И ПРОЕКТОВ»
Использование двухмерного обзорного графика выполняет в тайм-менеджменте две основные функции и помогает
осуществить: контроль за__;
___со сложной структурой, имеющих определенные сроки выполнения.
Правила и шаги по созданию двухмерного обзорного графика.
1. Крупную задачу или проект разбиваем на _, которые записываем в _ колонке в
произвольном порядке.
2. Вводим второе измерение -_(календарные даты, дни, недели).
3. С помощью__или__вдоль оси времени осуществляем
привязку подзадач к периодам и срокам исполнения. Наибольшей наглядности можно достичь, используя_
_для разных задач.
Составление такого графика для любой крупной задачи занимает от пяти до десяти минут. При этом график достаточно
гибок: мы не стараемся записать подзадачи в__их выполнения; в случае возникновения
_и необходимости_графика на его исправление тоже понадобится от пяти до десяти минут
[171._
ГРАФА «ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА»
На мой взгляд, преимущество двухмерного обзорного графика состоит в возможности
По моему мнению, планирование с помощью двухмерного обзорного графика способствует формированию таких ценностей, как_.
Так, на организационном этапе происходит ознакомление старшеклассников с приемами самоменеджмента, выявление их ценностной составляющей, осознание возможности планировать свою учебно-познавательную деятельность при подготовке к ЕГЭ на основе использования
ценностно-ориентированных приемов самоменеджмента.
На содержательно-деятельностном этапе старшеклассники планируют свою учебно-познавательную деятельность при подготовке к ЕГЭ на основе использования ценностно-
ориентированных приемов самоменеджмента. Учитель нацеливает старшеклассников на самостоятельное овладение предметным, организационным, психологическим содержанием учебно-познавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ, достигая при этом личностных, метапред-метных и предметных результатов освоения основной образовательной программы [14]. На предметном уровне учитель направляет старшеклассников на самостоятельное ознакомление с элементами содержания, проверяемыми на ЕГЭ; выполнение заданий части 1 ЕГЭ; выполнение заданий части 2 ЕГЭ; выполнение заданий, приближенных к формату ЕГЭ. Разрабатывая задания, приближенные к формату ЕГЭ, учитель может предлагать учащимся ценностно-ориентированные тексты в качестве опоры для выполнения заданий. На организационном уровне учитель направляет старшеклассников на самостоятельное изучение процедуры проведе-
УЧЕТ ВРЕМЕНИ С ПОМОЩЬЮ ТЕ
ния ЕГЭ; изучение структуры контрольно-измерительных материалов ЕГЭ; ознакомление с критериями оценивания по различным видам деятельности. На психологическом уровне [19] учитель направляет старшеклассников на самостоятельное изучение приготовленных им заранее памяток, советов, способствующих преодолению когнитивных, личностных, процессуальных трудностей. Приведем пример ценностно-ориентированного задания по английскому языку.
Ценностно-ориентированное задание. Выполни задания по подготовке к написанию развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения (задание 40, раздел 4 «Письмо» ЕГЭ). Напиши свое рассуждение на основе аргументов и ключевых слов. Планируй свою учебно-познавательную деятельность с помощью техники полного хронометража. В графе «Самооценка» определи свои достижения, свои трудности и свои ценности.
ШКИ ПОЛНОГО ХРОНОМЕТРАЖА
Начало работы Окончание работы Длительность работы (мин.) Вид деятельности Примечание
Задание 1. Ознакомься со структурой написа- sponsible for Their Learning Results?» [13]. Пере-ния эссе-мнения (opinion essay) по теме «Do You веди на русский язык ключевые слова. Agree That Learners Themselves Should Be Re-_
Ключевые слова [13]_
to take responsibility, to rely on the teacher, to take care of one's learning, to put responsibility on, to take the trouble to, to self-assess, to see the real achievement by oneself, to feel complacent, to give/get/receive positive feedback, methodology of teaching, teaching methodology, teacher's personality, learner's motivation, the interaction of the teacher and the learner, learning outcomes, active learning, active teaching, unrealistic expectations, initiative, to guarantee successs_
Задание 2. Сопоставь названия абзацев эссе-мнения с соответствующими данным абзацам средствами логической связи.
1. Вводный абзац (абзац № 1) A. It is a common observation that ... .Furthermore, ... . On top of that, ... .
2. Абзац, выражающий позицию автора эссе (абзац № 2) E. Notwithstanding the ideas above, I think that ... . Concerning ...,.....As for ...,.....Talking about ..., ... .
3. Абзац, выражающий противоположную точку зрения (абзац № 3) B. There are too many cases proving that ... . Some of them believe that ... . I now want to consider which position has the right to exist.
4. Абзац, объясняющий причины несогласия автора с мнением оппонентов (абзац № 4) r. The other side of the coin is that ... . In addition, ... . To add, ... .
5. Заключительный тезис (абзац № 5) fl. Consequently, my assumption is that ... .
Задание 3. Сформулируй свое понимание цен- In my opinion, to be responsible means ности «ответственность». .
Задание 4. Напиши свое рассуждение по теме «Do You Agree That Learners Themselves Should Be Responsible for Their Learning Results?» на ос-
средства логической связи. Обрати внимание на критерии оценивания. Рекомендуемый объем письменного высказывания с элементами рас-
нове аргументов и ключевых слов. Используй суждения (эссе) на ЕГЭ составляет 200-250 слов.
Баллы по критериям:
Выполнение задания и решение коммуникативной задачи - максимум 3 балла. Логическая организация текста - максимум 3 балла. Использование лексики - максимум 3 балла.
Грамматическая правильность (допускаются 1-2 негрубые ошибки) - максимум 3 балла.
Орфография и пунктуация правильная - максимум 2 балла._
ГРАФА «САМООЦЕНКА»
Мои достижения: я умею___
Мои трудности: мне необходимо__
Мои ценности: планируя выполнение заданий при подготовке к ЕГЭ с помощью техники полного хронометража, я учусь ценить_
Так, на содержательно-деятельностном этапе (как под руководством учителя, так и самостоятельно) осуществляются планирование и реализация старшеклассниками предметного, организационного, психологического направлений подготовки к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам на основе использования ценностно-
ориентированных приемов самоменеджмента.
На рефлексивно-оценочном этапе происходит внешнее оценивание и самооценивание результатов планирования и реализации старшеклассниками предметного, организационного, психологического направлений подготовки к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам на основе использования ценностно-ориентированных приемов самоменеджмента. Приведем пример ценностно-ориентированного задания.
Ценностно-ориентированное задание [11]. Результатом прохождения фаз процесса ценностной ориентации является самопроектирование. Спроектируйте собственные образы Я-идеального как личности и Я-идеального как выпускника школы. В данных образах больше сходств или различий?
Так, на рефлексивно-оценочном этапе старшеклассники обобщают полученные результаты тестов, анкет, листов самооценки и выстраивают дальнейшую жизненную и профессиональную стратегию на основе сформированной системы ценностей.
Таким образом, целенаправленная и систематичная предметная, организационная, психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности способствует формированию системы ценностей, позволяющей ученикам проектировать личностное и профессиональное саморазвитие как на ближайшее будущее, так и на дальнейшую перспективу.
Библиографический список
1. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С. П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им.
A. И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
2. Бездухов, В. П., Воронцов, А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям [Текст] /
B. П. Бездухов, А. В. Воронцов. - Самара : Изд-во СамГПУ 2002. - 192 с.
3. Бобылева, А. А. Включение старшеклассника в проектно-исследовательскую деятельность как условие его ориентации на гуманистические ценности в профильном образовании [Текст] / А. А. Бобылева // Евразийский Союз Ученых. - № 5-3 (26). - 2016. -
C. 18-20
4. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс] / ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - иКЬ: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 01.05.2019)
5. Ефремова, Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся [Текст] / Н. Ф. Ефремова // Российский психологический журнал. - Т. 14. - № 2. - 2017. - С. 227-244.
6. Ефремова, Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся [Текст] / Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - № 3. -2018. - С. 47-52.
7. Ефремова, Н. Ф. Подготовка к единому государ-
Я-идеальный как личность Я-идеальный как выпускник
1. Образованный 2. 3. 4. 5. 1. Подготовленный к осознанному выбору профессии 2. 3. 4. 5.
ственному экзамену как педагогическая проблема [Текст] / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование сегодня. - № 3. - 2009. - С. 18-22.
8. Карпушина, Л. В., Капцов, А. В. Психология ценностей российской молодежи [Текст] : монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. - Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с.
9. Касаткин, П. И. Аксиология образования: архитектоника современного образовательного пространства [Текст] : монография / Петр Касаткин ; науч. ред. М. М. Лебедева ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. философии им. А. Ф. Шишкина, каф. мировых политических процессов. - М. : МГИМО-Университет, 2018. - 252 с.
10. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 189 с.
11. Мазурова, У. А. (Терещенко, У. А.) Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью [Текст] : учебно-методическое пособие / У А. Мазурова (У А. Терещенко). - Омск : ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. - 72 с.
12. Мацефук, Е. А. Личностно значимые педагогически ситуации как средство формирования ценностных отношений школьников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам [Текст] / Е. А. Мацефук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Том 2. - № 2. - С. 212-217.
13. Мильруд, Р. П. Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / Р. П. Мильруд. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2019. - 75 с. - (Готовимся к экзамену)
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями на 29 июня 2017 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения 01.05.2019)
15. Правдина, О. В. Ориентация учащихся на ценность образования : теория и практика [Текст] / О. В. Правдина. - Самара : Изд-во СамГПУ, 2001. -166 с.
16. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» [Текст] / М. Рокич // Большая энциклопедия психологических тестов / автор-составитель А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 414 с.
17. Тайм-менеджмент. Полный курс [Текст] : учебное пособие / Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев; Под ред. Г. А. Архангельского. - 7-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2018. - 311 с.
18. Фестиваль «Открытый Урок» [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения 01.05.2019)
19. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст] / М. Ю. Чибисова. - М. : Генезис, 2009. -184 с.
20. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text] / M. Rokeach. - Free Press, 1973. - 438 pp. [Электронный ресурс]. - URL: https ://openlibrary. org/books/OL5 309153M/The_nature_ of_human_values (дата обращения 01.05.2019)
Reference List
1. Akutina, S. P. K probleme klassifikacii semejnyh duhovno-nravstvennyh cennostej = To the problem of the classification of family spiritual and moral values [Tekst] / S. P. Akutina // Izvestija Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2009. - № 94. - S. 9-15.
2. Bezduhov, V P., Voroncov, A. V. Teorija i praktika priobshhenija uchashhihsja k cennostjam = Theory and practice of introducing students to values [Tekst] / V. P. Bezduhov, A. V. Voroncov. - Samara : Izd-vo SamGPU, 2002. - 192 s.
3. Bobyleva, A. A. Vkljuchenie starsheklassnika v proektno-issledovatel'skuju dejatel'nost' kak uslovie ego orientacii na gumanisticheskie cennosti v profil'nom obrazovanii = Inclusion of a high school student in design and research activities as a condition of his orientation towards humanistic values in specialized education [Tekst] / A. A. Bobyleva // Evrazijskij Sojuz Uchenyh. -№ 5-3 (26). - 2016. - S. 18-20
4. Demoversii, specifikacii, kodifikatory = Demoversions, specifications, codifiers [Jelektronnyj resurs] / FGBNU «Federal'nyj institut pedagogicheskih izmerenij». - URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (data obrashhenija 01.05.2019)
5. Efremova, N. F. Motivacionnyj aspekt nezavisi-mogo ocenivanija dostizhenij obuchajushhihsja = Motivational aspect of independent assessment of students' achievements [Tekst] / N. F. Efremova // Rossijskij psi-hologicheskij zhurnal. - T. 14. - № 2. - 2017. -S. 227-244.
6. Efremova, N. F. Motivacionnyj aspekt nezavisi-mogo ocenivanija dostizhenij obuchajushhihsja = Motivational aspect of independent assessment of students' achievements [Tekst] / N. F. Efremova // Pedagogika. -№ 3. - 2018. - S. 47-52.
7. Efremova, N. F. Podgotovka k edinomu gosudar-stvennomu jekzamenu kak pedagogicheskaja problema = Training for the Unified state examination as a pedagogical problem [Tekst] / N. F. Efremova // Vysshee obra-zovanie segodnja. - № 3. - 2009. - S. 18-22.
8. Karpushina, L. V, Kapcov, A. V. Psihologija cennostej rossijskoj molodezhi = Psychology of the Russian youth's values [Tekst] : monografja / L. V. Karpushina, A. V. Kapcov. - Samara : Izd-vo SNC RAN, 2009. -252 s.
9. Kasatkin, P. I. Aksiologija obrazovanija: arhitek-tonika sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva = Axiology of education: architects of modern educational
space [Tekst] : monografija / Petr Kasatkin ; nauch. red. M. M. Lebedeva ; Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) M-va inostr. del Ros. Federacii, kaf. filosofii im. A. F. Shishkina, kaf. mirovyh politicheskih processov. -M. : MGIMO-Universitet, 2018. - 252 s.
10. Kir'jakova, A. V. Teorija orientacii lichnosti v mire cennostej = Theory of the personality's orientation in the world of values [Tekst] / A. V Kir'jakova. - Orenburg, 1996. - 189 s.
11. Mazurova, U. A. (Tereshhenko, U. A.) Jeffektiv-naja podgotovka k EGJe : samoupravlenie uchebnoj deja-tel'nost'ju = Effective preparation for the Unified state examination: self-management of training activity [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / U. A. Mazurova (U. A. Tereshhenko). - Omsk : OOO «Poligraficheskij centr KAN», 2012. - 72 s.
12. Macefuk, E. A. Lichnostno znachimye pedagog-icheski situacii kak sredstvo formirovanija cennostnyh otnoshenij shkol'nikov v obuchenii social'no-gumanitarnym disciplinam = Personal significant pedagogical situations as a means for forming value relations of schoolchildren in teaching social and humanitarian disciplines [Tekst] / E. A. Macefuk // Izvestija Sara-tovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obra-zovanija. Psihologija razvitija. - 2013. - Tom 2. - № 2. -S. 212-217.
13. Mil'rud, R. P. Anglijskij jazyk. Edinyj gosudar-stvennyj jekzamen. Pishem jesse = English. Unified state exam. Writing an essay [Tekst] : ucheb. posobie dlja ob-shheobrazovat. organizacij i shk. s uglubl. izucheniem angl. jaz. / R. P. Mil'rud. - 3 e izd. - M. : Prosveshhenie, 2019. - 75 s. - (Gotovimsja k jekzamenu)
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshhego
obrazovanija (s izmenenijami na 29 ijunja 2017 goda) = On approval of the Federal state educational standard of secondary (complete) general education (with changes dated from June 29, 2017) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (data obrashhen-ija 01.05.2019)
15. Pravdina, O. V. Orientacija uchashhihsja na cen-nost' obrazovanija : teorija i praktika = Student orientation on the value of education: theory and practice [Tekst] / O. V. Pravdina. - Samara : Izd-vo SamGPU, 2001. -166 s.
16. Rokich, M. Metodika «Cennostnye orientacii» "Value orientations" methodology [Tekst] / M. Rokich // Bol'shaja jenciklopedija psihologicheskih testov / avtor-sostavitel' A. Karelin. - M. : Jeksmo, 2007. - 414 s.
17. Tajm-menedzhment. Polnyj kurs = Time management. Full course [Tekst] : uchebnoe posobie / G. A. Arhangel'skij, M. A. Lukashenko, T. V. Telegina, S. V. Behterev; Pod red. G. A. Arhangel'skogo. - 7 e izd. -M. : Al'pina Pablisher, 2018. - 311 s.
18. Festival' «Otkrytyj Urok» Festival «Open Lesson» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://festival.1september.ru/ (data obrashhenija 01.05.2019)
19. Chibisova, M. Ju. Psihologicheskaja podgotovka k EGJe. Rabota s uchashhimisja, pedagogami, roditelja-mi = Psychological preparation for the Unified state examination. Work with students, teachers, parents [Tekst] / M. Ju. Chibisova. - M. : Genezis, 2009. - 184 s.
20. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text] / M. Rokeach. - Free Press, 1973. - 438 pp. [Jelektronnyj resurs]. - URL: https ://openlibrary. org/books/OL5 309153M/The_nature_ of_human_values (data obrashhenija 01.05.2019)