3. Solov'eva N.N. Formirovanie bazovoj kul'tury lichnosti. Shkola. 2002; 5: 25 - 28.
4. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.
5. Maksimov V.G. Pedagogicheskaya diagnostika v shkole: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: «Akade-miya», 2002.
6. Shojgu S.K. Uryanhaj Tyva depter. Moskva: Slovo, 2007.
Статья поступила в редакцию 09.02.18
УДК 37.214
Irgit A.D., Head of Laboratory of Tuvan Philology, Institute for Development of the National School of the Ministry of Education
and Science of the Republic of Tuva (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
INTERNAL RESERVES OF ADDITIONAL EDUCATION IN FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S VALUABLE ATTITUDE TO THE CULTURAL HERITAGE OF THEIR NATIVE LAND. The article deals with problems of forming appreciating attitude to the native land's cultural heritage through the internal reserves of Bai-Taiga region's additional education. The article is about the native land and village's studied by members of the local history club "The young local historian". Nowadays we need a revival of spirituality, studying of culture, studying of our small motherland's past and present, recreation of spirituality for formation of the moral identity of the citizen and the patriot of the country. Therefore one of the most important problems of additional education is introduction of the growing person into his native culture, spiritual atmosphere of the place, where his destiny begins. The work draws attention to the internal reserve on additional education of schoolchildren. The practical experience of pupils is generalized. When children conduct scientific, expeditionary works, they develop their love to the native land, which becomes stronger.
Key words: internal reserves, valuable attitude, cultural heritage, significance, determinants.
А.Д. Иргит, зав. лабораторией тувинской филологии, Институт развития национальной школы Министерства
образования и науки Республики Тыва, г. Кызыл, Республика Тыва, E-mail: [email protected]
ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края через внутренние резервы дополнительного образования Бай-Тайгинского района. Данная статья посвящена изучению истории родного края и села членами краеведческого клуба «Юный краевед», оформлению и пополнению экспозиций школьного краеведческого музея. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего «малой родины», восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Поэтому одной из важнейших задач дополнительного образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Значительное внимание в статье уделяется внутреннему резерву по дополнительному образованию школьников. Обобщается практический опыт учащихся, развивается самостоятельность при выполнении научных, экспедиционных работ, укрепляется чувство любви к родному краю.
Ключевые слова: внутренний резерв, ценностное отношение, культурное наследие, значимость, детерминанты.
Тувинский народ, развивая свою национальную культуру, всегда уделял должное внимание изучению истории своей родины. Древняя история племен, населявших долину верховья реки Енисея, с давних пор интересовали историков. Исследователи, посетившие в разное время тувинскую землю - В.В. Радлов, А.В. Адрианов, Е.Г. Грум-Гржимайло и другие в своих работах оставили ценнейшие сведения о далеком прошлом предков тувинского народа. Ими были найдены первые памятники древности, произведены первые археологические раскопки, описаны рисунки и писанины на скалах. [1, с. 19 - 26].
Ценностное отношение к культурному наследию родного края следует считать одним из проявлений культуры. Мы понимаем под культурным наследием «совокупность встраиваемых в жизнь личности культурных ценностей, критически осваиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности». Ценностное отношение к культурному наследию, определяется как «интегративное личностное образование, включающее знание о ценности культурного наследия и осознание его личностной значимости» [2, с 16]. Средством для достижения обозначенной выше цели выступает образование на всех его уровнях, как основной инструмент формирования личности в обществе. В рамках исследования нами сделана попытка доказать недостаточность средств, используемых в основной школе для развития ценностного отношения к культурному наследию родного края и показали преимущества дополнительного образования детей в качестве одной из средств формирования указанного личностного образования.
Детерминантами такого преимущества мы выделили:
• во-первых, недостаточную разработанность данной проблемы в рамках основной школы, а также возможности системы дополнительного образования, такие как ее гибкость, позволяю-
щая варьировать и материал, и форму его подачи более свободно, нежели в рамках учебного процесса в основной школе;
• во-вторых, более глубокое удовлетворение индивидуальных интересов старшеклассников средствами дополнительного образования; развитие старшеклассника в иной образовательной среде, нежели школа; возможность для старшеклассников овладеть новыми социальными ролями, что особенно необходимо на данном этапе формирования личности;
• в-третьих, особое место занимает принцип добровольности членства старшеклассников в системе дополнительного образования, что создает благоприятные предпосылки для формирования мотивации к учебной деятельности как таковой.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании» РФ «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных организациях и в образовательных учреждениях дополнительного образования, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии» [3, с. 11].
Задачами дополнительного образования в рамках формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края являются:
• дополнить и закрепить школьные знания по истории Отечества, истории родного края;
• показать специфику и значимость истории малой Родины в контексте истории Республики Тыва и России в целом;
• сформировать практические навыки и умения исследовательской работы;
• воспитать чувство гражданственности и ценностное отношение к Отечеству;
• повысить физическую и духовную культуру школьников.
Видный политический деятель Тувы Кужугет Шойгу писал:
«Думая о красоте природы моего родного края, я невольно переношусь мыслями в свои детские и молодые годы, события тех далеких лет вновь захватывают меня». Действительно это так. Но сколько бы поколений ни прошло по земле, каждое оставит свой след в истории. Память о них - суть непрерывности любого народа, на этом зиждется его историческое осознание себя как единого целого [4, с. 10].
В Республике Тыва и в Бай-Тайгинском районе дополнительное образование детей в контексте ценностного отношения к культурному наследию родного края представлено различными образовательными программами (научно-исследовательская работа, военно-патриотические детские организации, краеведческие кружки, реализующимися в русле республиканской целевой программы развития образования на территории Республики Тыва, разработанной Министерством образования и науки и утвержденной законом Республики Тыва в рамках государственной политики в сфере образования).
В Бай-Тайгинском районе на базе МАОУ Кара-Хольской СОШ имени К.С. Шойгу функционирует краеведческий клуб «Юный краевед» в рамках краеведческого музея К.Л. Балгана. Клуб является общественным объединением учащихся старших классов не только школы, но и района, объединившихся для совместной деятельности по изучению и пропаганде культурного наследия Бай-Тайгинского района. В ходе работы клуба «Юный краевед» с 2013 по 2016 годы проведен эксперимент по формированию ценностного отношения к культурному наследию родного края.
Системообразующим элементом в проведении эксперимента являлся авторский курс «Культурное наследие Бай-Тайгинско-го района», на основе которого была разработана и реализована программа формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края посредством аспектных задач ценностного характера. Данный район очень уникальный. Он богат красивыми природными местами и целебными аржаанами, мастерами-камнерезами, мастерами по резьбу дерева, по обработке металла и кожи.
Результаты исследования на сегодняшний день активно применяются в практике работы клуба «Юный краевед» как на теоретических и практических занятиях внеурочной деятельности школ, так и на экспедиционных выездах, во время полевой практики. Активно используется клубом программа авторского курса «Культурное наследие Бай-Тайгинского района». Результаты деятельности краеведческого клуба «Юный краевед» регулярно отражаются в школьной газете МАОУ Кара-Хольской СОШ «Новости школы».
Вместе с руководителями краеведческого клуба «Юный краевед» нами был организован выезд, который состоялся в июле 2017 года, когда клуб работал совместно с научной экспедицией Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва. Здесь школьники, члены клуба «Юный краевед», провели несколько мероприятий, направлен-
Библиографический список
ных на формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края.
После подготовительного этапа, в соответствии с программой формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края, юные краеведы, юные археологи выполняли различные виды деятельности, направленные на изучение культурного наследия родного края. Составляли схемы курганных могильников, снимали на фото и видео каменных изваяний и стел, в местечке Туралыг, например, целью исследований была группа курганов скифского времени, находящихся в эрозийной зоне.
Уникальность данной экспедиции заключается в исследовании легенды про «Хемчик и Алаш». Согласно легенде участники экспедиции должны были заснять видеоматериал о том, где берет самое начало река Алаш, где лежат озёра Кара-Холь и Даштыг-Холь и на каком месте соединяются река Алаш и река Хемчик. Это была самая трудоемкая работа для ребят. Собрана очень много фотоматериалов, которые войдут в фотоальбом «Западная Тува - Кара-Холь».
Также, силами юных археологов, нашли еще одну уникальную находку. У подножья горы в местечке Алаак была обнаружена наскальная надпись, которая является орхоно-енисейской надписью VIII, IX веков нашей эры. Фотоснимки этой скалы с надписью будут включены в фотоальбом «Западная Тува - Кара-Холь».
Для достижения цели формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края все эти материалы экспедиции были весьма полезны. С одной стороны, по ходу исследований ребята получали объяснения об историческом этапе в истории края, с которым они соприкоснулись, что, после теоретического курса по истории края, по краеведению являются важным этапом в формировании ценностного отношения к культурному наследию родного края; с другой стороны, юные археологи понимают, что спасают ценный историко-культурный материал от разрушения и разграбления, т. е. приобщаются к этой самой культуре. И еще одним важным моментом является процесс представления результатов своего труда самими юными археологами на конференциях. Доклады о летних экспедициях клуба «Юный краевед» будут представлены на очередной научно-практической конференции юных археологов и историков в феврале 2018 года. Не менее значимым является осознание ребятами того, что их находки составляют значимую часть в экспозиции краеведческого музея, и в научных работах ученых Института развития национальной школы.
Таким образом, можно утверждать о наличии в Бай-Тай-гинском районе достаточного внутреннего резерва системы дополнительного образования детей в формировании ценностного отношения к культурному наследию родного края. Значение работы клуба очень велико, потому, что в ходе экспедиций школьники приобрели ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы клуба. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применять на уроках истории Тувы, географии Тувы, обновят стенды школьного музея.
1. Богатырев Н.М. О тувинских памятниках древности: материалы научно-практической конференции, 9-11 июня, Новосибирск: ИД «Сибирские огни», 2014: 19 - 26.
2. Матаев В.В. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2008.
3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Москва, 2003.
4. Федеральный закон об образовании. Изм. Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 29.07.2017 N 313-ф3. Available at: http: //www.edu.ru
5. Шойгу К.С. Танну-Тыва: страна голубых озёр и рек. Москва. Редакционно-издательский центр Ассамблеи народов России, издательство «Новости Тувы», 2004.
References
1. Bogatyrev N.M. O tuvinskih pamyatnikah drevnosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, 9-11 iyunya, Novosibirsk: ID «Sibirskie ogni», 2014: 19 - 26.
2. Mataev V.V. Formirovanie u starsheklassnikov cennostnogo otnosheniya k kul'turnomu naslediyu rodnogo kraya v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2008.
3. Gricanov A.A. Novejshij filosofskijslovar': 3-e izd., ispravl. Moskva, 2003.
4. Federal'nyj zakon ob obrazovanii. Izm. Postanovleniem Konstitucionnogo Suda RF ot 24.10.2000 N 13-P, Federal'nymi zakonami ot 27.12.2000 N 150-FZ, ot 30.12.2001 N 194-FZ, ot 24.12.2002 N 176-FZ, ot 23.12.2003 N 186-FZ, ot 29.07.2017 N 313-FZ. Available at: http: //www.edu.ru
5. Shojgu K.S. Tannu-Tyva: strana golubyh ozer irek. Moskva. Redakcionno-izdatel'skij centr Assamblei narodov Rossii, izdatel'stvo «Novosti Tuvy», 2004.
Статья поступила в редакцию 09.02.18