5. Павлов, Н.А. Основы физиологии мозгового кровообращения: учеб. пособие / Н.А. Павлов. Тюмень, 1988. С. 27-37.
6. Покалев, Г.М. Нейроциркуляторная дистония / Г.М. Покалев. Н. Новгород: Изд-во НГМИ, 1994. С. 47 - 70.
7. Стартов, А. М. Реография для профессионалов. Методы исследования сосудистой системы / А.М. Стартов, И.В. Смирнов. М.: Познавательная книга-пресс, 2003. С. 29 — 34.
8. Яруллин, Х.Х. Клиническая реоэнцефалография / Х.Х. Яруллин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1983. С. 123 - 138.
Н. Е. ФЕТИСОВА (Волгоград)
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
Рассматривается структурно-функциональная модель ценностного отношения к рациональному природопользованию. Выделены сущностные характеристики, критерии, уровни сформированности у старшеклассников данного личностного образования.
Анализ исследований, посвященных проблемам ценностного отношения к природопользованию, позволил разработать структурно-функциональную модель ценностного отношения к рациональному природопользованию, в которой выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-смысловой, эмоциональный, деятельностный. Их содержательное наполнение обусловлено потенциалом естественнонаучных дисциплин и спецификой присвоения обозначенной ценности в старшем школьном возрасте.
Когнитивный компонент предполагает усвоение личностью системы знаний, лежащих в основе рационального природопользования.
Знания о рациональном природопользовании как ценности могут быть представлены на трех уровнях: 1) на уровне представлений (ценность - не ценность); 2) на уровне понятий; 3) на уровне идей.
Структура знаний о рациональном природопользовании как ценности может быть представлена следующим образом: знания о ценностях, знания о компонентах ценности «рациональное природопользование», знание о роли рационального природопользования в обществе.
Знания о ценностях являются вводными и раскрываются через роль ценностей в жизни общества.
В качестве структурообразующего элемента знания о рациональном природопользовании как ценности в данном исследовании рассматриваются знания о компонентах ценности «рациональное природопользование».
Содержание компонентов рационального природопользования раскрывается через соответствующие им идеи. Таковыми идеями являются следующие: идея ценности природы, базирующаяся на категориях «природные ресурсы», «природа - наш общий дом»; идея рационального ведения хозяйственной_деятельности базируется на категориях «комплексное использование ресурсов», «ресурсосберегающие технологии», «мероприятия, направленные на восстановление возобновимых природных ресурсов», «природопользование», «нерациональное природопользование»; идея человека как ответственного пользователя - на категории «ответственность».
Знания о роли рационального природопользования в обществе дополняют знания о ценности «рациональное природопользование», а также обобщают и объединяют содержание отдельных компонентов ценности «рациональное природопользование».
Все элементы знания о ценности «рациональное природопользование» являются взаимосвязанными.
© Фетисова Н.Е., 2007
Мотивационно-смысловой компонент предполагает осознание роли и места естественнонаучного знания в контексте определения ценностного отношения к рациональному природопользованию; поиск, осознание и принятие старшеклассником личностного и общественного смысла ценности «рациональное природопользование».
Поиск, осознание и принятие старшеклассником личностного смысла ценности «рациональное природопользование» предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, представленной в виде личностных предпочтений.
Личностная значимость ценностного отношения к рациональному природопользованию заключается в:
- осознании индивидуальной значимости рационального природопользования;
- понимании необходимости рационального природопользования для реализации жизненных и профессиональных целей;
- осознании необходимости знания и применения на практике законов сохранения и восстановления природы и экологических систем;
- самостоятельном поиске наиболее рациональных способов использования и сохранения природных богатств;
- осознании ответственности за состояние природы как национальной ценности.
Определяя перспективу духовного развития и формирования качеств рационального использования природных ресурсов, мотивационно-смысловой компонент проявляется в осознании личностной значимости рационального природопользования, понимании социально значимых целей рационального природопользования, наличии к нему устойчивого интереса.
Эмоциональный компонент заключается в особом, эмоционально окрашенном отношении к рациональному природопользованию.
В познании сущности ценности «рациональное природопользование» наблюдается движение знания от отдельных ситуативных образов, смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию, затем к категории, идее, раскрывающим сущность ценности; в области эмоций наблюдается та же тенденция.
Эмоциональный компонент характеризуется следующими чертами:
- наличием общего эмоционального фона, появляющегося у старшеклассников при восприятии знаний о рациональном природопользовании; отличается неустойчивостью, недифференцированностью по отношению к объектам переживания;
- ситуативным эмоциональным фоном, возникающим при условии, что учащийся обладает определенным эмоциональным опытом; также характеризуется неустойчивостью, недифференцированностью к объектам переживания;
- устойчивым эмоциональным отношением к рациональному природопользованию.
Деятельностный компонент предполагает связь конкретного субъекта отношений с
окружающей средой, другими людьми. Данная связь реализуется посредством активной сознательной деятельности.
Отношение неразрывно с деятельностью и выражается в ней. Доказательством наличия того или иного отношения является соответствующая ему активная деятельность субъекта данного отношения. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия - его осознанность, т. к. осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.
Деятельностный компонент ценностного отношения к рациональному природопользованию представляет собой:
- систему умений по оценке состояния окружающей среды;
- умение подобрать наиболее рациональный способ использования природных ресурсов в хозяйственной и повседневной деятельности;
- умение применять правовые знания для сохранения и восстановления природных богатств;
- умения самостоятельного поиска наиболее рационального способа использования природных ресурсов.
Деятельностный компонент выполняет преобразующую функцию, которая позволяет человеку преобразовывать действительность посредством знаний о рациональном природопользовании.
Каждый из компонентов ценностного отношения к рациональному природопользованию обладает функциональной заданностью. Когнитивный компонент выполняет информационную функцию, мотивационно-смысловой - рефлексивную функцию, эмоциональный компонент - функцию эмоционального подкрепления.
Все компоненты ценностного отношения к рациональному природопользованию взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, причем эта связь носит не суммарный, а интегративный характер. Это объясняется тем, что ценностное отношение к рациональному природопользованию является целостным образованием. Однако наряду с взаимосвязью выделенные компоненты структуры данного феномена обладают и определенной самостоятельностью.
Определение содержательного наполнения когнитивного, мотивационно-смысло-вого, эмоционального и деятельностного компонентов позволило определить ценностное отношение к рациональному природопользованию как интегративное, относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «рациональное природопользование», включающее в себя знание о ценности «рациональное природопользование», эмоциональное отношение к нему, осознание рационального природопользования как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.
Компонентный состав ценностного отношения к рациональному природопользованию определил выбор его критериальных оснований. В качестве показателей проявления когнитивного компонента выступает полнота знаний о ценности «рациональное природопользование»; мотивационно-смыслового - степень осознанности общественной и личностной значимости рационального природопользования; эмоционального - характер объектов эмоционального отношения к ценности «рациональное природопользование»; деятельностного - степень сформированности учебных умений по оценке состояния окружающей среды, применению правовых знаний для сохранения и восстановления природных богатств, самостоятельного поиска наиболее рационального способа использования природных ресурсов, а также полнота реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к рациональному природопользованию в индивидуальной преобразующей деятельности.
Выделенные показатели (критерии) служат для определения уровней сформированности у старшеклассников данного личностного образования. Уровневые характеристики ценностного отношения к рациональному природопользованию находятся в зависимости от уровневых показателей данных компонентов. Исходя из вышесказанного, а также проанализировав и обобщив психолого-педагогические исследования по проблеме определения уровней развития личностных свойств и качеств (А.М. Васильевой, О.С. Г-ребенюка, B.C. Ильина, Н.К. Сергеева, О.Е. Аляевой, JI.A Реут, JIА Алёшиной, Т.Н. Логачевой и др.), можно выделить следующие уровни сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию: низкий или безразлично-по-требительский, средний или нейтрально-пассивный и высокий или осознанно-действенный.
Низкий или безразлично-потребительский уровень - характеризуется несформирован-ным ценностным отношением к природе как к средству удовлетворения своих потребностей. Отсутствует осознание общественной значимости рационального природопользования и ответственности за использование природных богатств. На этом уровне наблюдается нерациональное использование природных ресурсов. Учащиеся не считают природу ценностью для себя и других, отсутствует потребность в приобретении новых знаний (низкий уровень развития когнитивного компонента). Природосберегающая деятельность носит избирательно-ситуативный характер, т. е. старшеклассник ведет данную деятельность редко, от случая к случаю, часто неосознанно.
Нейтрально-пассивный или средний уровень - характеризуется осознанием долга и ответственности. Чувство ответственности за использование природных ресурсов про-
является в отдельных жизненных ситуациях. При соприкосновении с природой возникают эмоциональные переживания, желание использовать знания о рациональном природопользовании на практике. Знания о рациональном природопользовании имеют личностный характер, учащиеся заинтересованы в их получении, но редко проявляют инициативу, самостоятельность (средний уровень сформированности когнитивного и эмоционального компонентов). Ребята эпизодически, непроизвольно используют умения, связанные с рациональным природопользованием, в практической деятельности. Используются данные умения для другого как для себя эпизодически (средний уровень развития деятельностного компонента).
Третий - высокий уровень сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию, или осознанно-действенный - характеризуется осознанием социальной значимости рационального природопользования (высокий уровень развития мотивационно-смыслового компонента). Наблюдается потребность выстраивать свою жизнь с позиций рационального природопользования, осознается его значимость для самосовершенствования, саморазвития, проявляется стремление широко использовать его принципы во всех жизненных ситуациях, в полной мере реализуется потребность в получении и дальнейшей передаче знаний и умений рационального природопользования другим.
Старшеклассники полностью представляют себе компоненты ценности «рациональное природопользование», её роль в обществе (высокий уровень развития когнитивного компонента). Ученики осознанно используют умения, связанные с рациональным природопользованием, стремятся применять их для другого как для себя (высокий уровень развития деятельностного компонента).
Литература
1. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
2. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. Оренбург, 1996.187 с.
3. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.
4. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебнонаучно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): монография / Н.К. Сергеев. СПб. -Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.
5. Григорьева, Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Григорьева. Волгоград: Перемена, 1998. 22 с.
6. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук/ И.В. Крутова. Волгоград, 2002. 237 с.
7. Калинин, А.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (на материале гуманитарных дисциплин): дис. ... канд. пед. наук / А.С. Калинин. Волгоград, 2002. 242 с.