УДК 376-056.2/37.018
Аймешева Зарина Мухажановна
аспирант кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация:
Проблема делинквентного поведения является одной из актуальных проблем современного общества. Ее актуализация обусловлена ростом масштабов подростковой преступности, трудностями коррекции девиантного поведения, что продуцирует особый интерес к изучению явления делинквентного поведения детей-сирот. Систематизация научных данных по проблеме делинквентного поведения детей-сирот позволила констатировать, что ее анализ требует реализации системного подхода. Данный подход дал возможность определить взаимосвязь различных неблагоприятных детерминант, которые негативно сказываются на процессе становления личности несовершеннолетнего, воспитывающегося в учреждениях для детей-сирот, и его поведении. На основе анализа психолого-педагогической литературы систематизированы основные подходы к проблеме деликвентного поведения в отечественной психологии. Автором уточнено понятие «делинквентное поведение» как совокупности противоправных действий детей и подростков, которые представляют собой их оппозицию существующей реальности и угрожают благополучию других людей или общественному порядку, выявлены психологическая природа, условия и факторы делинквентного поведения детей-сирот.
Ключевые слова: дети-сироты, делинквентное поведение, девиантное поведение, характеристики, подростки, воспитание, обучение, общество.
Aimesheva Zarina Muhazhanovna
Postgraduate student of the Department of Social Pedagogy and Psychology FSBEI HE «Astrakhan State University»
THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE DELINQUENT
BEHAVIOR OF ORPHANS
Summary:
The problem of delinquent behavior is one of the urgent problems of modern society. Its actualization is resulted from the growth of juvenile delinquency, difficulties in correcting deviant behavior, which produces a special interest in the study of the phenomenon of delinquent behavior in orphans. The systematization of scientific data on the problem of delinquent behavior of orphans made it possible to state that its analysis requires a systematic approach. Based on the results of the study, this approach made it possible to determine the relationship of various unfavorable determinants that negatively affect the process of the formation of the personality of a juvenile brought up in institutions for orphans and his behavior. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the main approaches to the problem of delinquent behavior in Russian psychology are systematized. The author also clarified the concept of «delinquent behavior» as a set of illegal actions of children and adolescents, which represent their opposition to the existing reality and threaten the well-being of other people or public order, identified the psychological nature, conditions and factors of delinquent behavior of orphans.
Keywords: orphans, delinquent behavior, deviant behavior, characteristics, adolescents, education and training.
Современный этап развития России предусматривает проведение комплекса социально-экономических реформ, направленных на сохранение и развитие человеческого и социального капитала как условия преодоления существующих в стране проблем. Социальная действительность показывает, что на фоне воспитательной пассивности многих семей, роста бедности, девальвации моральных ценностей, распространения наркомании, деморализующего влияния средств массовой информации имеет место тенденция к увеличению числа детей-сирот с делинквентным поведением. В различных законодательных и нормативных документах отмечается, что одной из задач социальной работы с несовершеннолетними, имеющими делинквентное поведение, должно стать обновление содержания и форм такой работы в различных институтах социального воспитания. Основой для решения проблемных аспектов деликвентного поведения является изучение и обобщение сущностных характеристик делинквентного поведения детей-сирот с учетом их психологических особенностей и условий воспитания и образования до совершеннолетия.
Формирование личности субъекта социума происходит в контексте влияния внешних факторов, среди которых основу составляют социальные отношения, определяемые системой норм и ценностей поведения. В данном аспекте под нормой следует понимать некий стандарт, соответствующий действительности (актуальной реальности) общества. Соотношение с данным стандартом поведения и детерминирование им поступков личности определяет приемлемость и совершенствование объектов, процедур и продуктов ее деятельности. Как показывает практика, среди членов общества всегда встречаются индивидуумы, которые не согласовывают свое поведение с
существующими нормами, допускают отклонения от них в определенных ситуациях.
Отклонения в поведении - это система проступков или отдельные проступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Такие отклонения от общепринятых норм поведения в научной литературе [1, с. 57] обозначают термином «девиации», и соответственно, поведение является «девиантным».
Делинквентное поведение - это девиантное поведение, выходящее за рамки социокультурных норм и ожиданий в отрасль противоправных действий [2, с. 139]. Среди ученых до сих пор нет единого подхода к определению сущности «делинквентное поведение». В специальной литературе данный термин используется в различных значениях. М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов и Ю.А. Парфенов, вводя в практику своих исследований по подростковой психологии и психиатрии понятие «делинквентность», понимают под ним мелкие антиобщественные действия, не подлежащие уголовной ответственности [3, с. 75]. Это, например, прогулы занятий, приобщение к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т. п. В правовых науках делинквентным называется преступное поведение, не ограниченное лишь мелкими правонарушениями.
На основании дефинитивного анализа понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение», представленных в качестве результатов наработок исследователей сферы педагогики, права и социологии, можно констатировать, что делинквентное поведение рассматривается большинством авторов как вид девиантного поведения. Так, отечественные специалисты М.Э. Паатова, С.Н. Бегидова, Н.Х. Хакунов подчеркивают, что делинквентное поведение детей-сирот представляет собой ряд действий и поступков, которым в качестве характеристики присуще нарушение правил поведения, дисциплинарных требований, социальных норм и правонарушения некриминального характера [4, с. 98].
Анализ научной литературы [5, с. 246; 6, с. 34] позволил также выделить три группы детерминантов делинквентного поведения несовершеннолетних:
- социальные детерминанты, обусловленные социально-экономическими, социокультурными и демографическими особенностями в социуме, имеющимися социальными проблемами и т. д.;
- социально-педагогические детерминанты, косвенные проблемы, которые возникают в микросреде детей (учебном заведении, группе сверстников и т. д.);
- индивидуально-психологические детерминанты, связанные с особенностями морфофизиологической системы ребенка, его эмоционально -волевыми и личностными характеристиками, ценностно-мотивационной сферой.
Целесообразность определения характеристик делинквентного поведения детей-сирот в первую очередь обусловлена тем, что в стране имеет место достаточно сложная криминогенная ситуация, а в сферу преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, имеющих особые условия проживания и обучения. Криминальные группировки, созданные детьми в подростковом возрасте, в частности не имеющими опеки родителей, реализуют ряд опасных деяний вне закона, а их количество растет ежегодно как в России, так и во всем мире.
В исследовании Е.В. Макушина указано, что причиной противоправного поведения являются личностные девиации, которые возникают под влиянием биологических и социально-психологических факторов, формирующих асоциальные личностные нарушения и настройки [7, с. 87]. Ю.А. Музаева видит причину противоправного поведения детей в алкоголизме родителей, неблагополучии в семье, а в случае с детьми-сиротами - в неправильно организованном процессе воспитания, недостаточной социально-правовой просвещенности, некомфортных условиях проживания, конфликтных ситуациях перманентного или длительного характера в окружении [8, с. 121].
По мнению Т.М. Кравцовой, большое значение в формировании противоправного поведения имеет задержка или деформация социализации личности ребенка-сироты под влиянием веских комплексных негативных социальных и бытовых факторов [9, с. 98].
Как видим, делинквентное поведение среди детей-сирот очень часто рассматривается как социальное явление, результат влияния негативных социальных факторов. Следовательно, можно отметить социальные причины проявлений девиантного поведения подростков в целом, т. е. факторы образования склонности к данному виду поведения, которые вызваны ситуациями и влиянием окружающей среды.
Анализ подходов отечественных авторов показывает, что девиантное поведение несовершеннолетнего не всегда можно связывать с «революционными изменениями» или экономическими потрясениями, идеологическим кризисом или кризисом в отношениях субъектов окружающей среды. Существует еще ряд сущностных характеристик, которые в своей совокупности детерминируют противоправное поведение детей-сирот.
Среди таких характеристик следует выделить возрастные закономерности становления и развития личности ребенка-сироты, индивидуальные черты, наличие акцентуаций и психологические факторы внутреннего воздействия. Детям-сиротам с проблемами в поведении, как показывают исследования С.В. Маст, присуща подозрительность, эгоизм, агрессивность, раздражительность, недостаточная мотивация, лень [10, с. 123-127].
Поведение ребенка отражает функционирование сложного процесса развития личности, ее становления во внешних проявлениях - поступках, деяниях. При нарушении норм и общественно принятых правил поведения отмечается также нарушение эмоционального развития детей-сирот. В данном случае их поведение тяжело поддается контролю педагогов и воспитателей по причинам, обусловленным организационными аспектами проживания сирот в соответствующих учреждениях. В связи с этим достаточно часто возникают
осложнения психологического развития, особенно в подростковом возрасте [11, с. 8].
Данный период отличается тем, что формирование личности находится только в процессе. Установки и психологические характеристики этого возраста детей-сирот вследствие различных психологических новообразований имеют неустойчивый характер, плохо закреплены. Поэтому несовершеннолетнему свойственна неустойчивость жизненной позиции, непонимание своего настоящего места в общественной жизни. Детям, воспитывающимся в семьях, в данных вопросах могут оказать поддержку родители, специалистам учреждений для детей-сирот сложно (а на практике -невозможно) уделить достаточно внимания каждому воспитаннику с учетом его индивидуального пути развития, психологических и социальных проблем в отношениях с окружающим миром. Воспитание и обучение детей-сирот чаще происходит на основании коллективного подхода, без индивидуализации процессов развития, что противоречит концепциям помощи и поддержки в становлении личности в подростковом возрасте с позиций психологии.
К этому можно добавить то, что данный возраст характеризуется развитием процессов торможения в нервной системе. Нервная система ребенка не всегда способна выдерживать сильные или долгосрочные раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
К 14-16 годам на основе личностного восприятия действительности, приобретенного социального опыта, субъективных суждений у ребенка возникают взгляды. Именно они могут быть мотивом поведения несовершеннолетнего, определять его отношение к действительности. Подросток отстаивает свою точку зрения, у него (в зависимости от личных представлений) формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, согласно которым создается круг друзей, стиль поведения, внешний вид. Становлению правовых взглядов на жизнь способствуют глубокие знания норм права, а также положительных и отрицательных примеров поведения тех или
иных людей. В этом же возрасте формируются такие признаки личности как сознание и самосознание, система представлений человека о самом себе, на основании которых строится взаимодействие с другими людьми. И здесь важно, что несоответствие самооценки детей-сирот действительности (восприятию их окружающими) способно стать фактором, который провоцирует нарушение ими правовых, моральных норм, а следовательно, способствовать совершению преступления [9, с. 64]. Большое значение в формировании сознания в подростковом возрасте имеет коллектив сверстников и лиц, на которых хочет быть похожим несовершеннолетний.
Таким образом, делинквентное поведение ребенка-сироты можно рассматривать как результат взаимодействия двух факторов:
1) условий микросреды - десоциализирующее влияние территориальных «рамок» учреждения проживания, психологические трудности и осложнения, порожденные отсутствием семьи и социумом, деформации в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
2) индивидуальных особенностей индивида - противоречия, главное из которых заключается в несоответствии между субъективной готовностью ко взрослой жизни и объективной ограниченностью возможностей ребенка; психологические коллизии, которые проявляют себя в выборочно активном отношении ребенка к окружающей среде, общению, педагогическим воздействиям, социально-нравственным ценностям и нормам, предложенным ближайшим окружением.
Проблема отклонений в поведении детей-сирот требует глубокого анализа ее причин, которые кроются, по нашему мнению, во внутренних процессах, происходящих в психике еще не совсем сложившейся личности. Молодое (в частности, растущее) поколение своим поведением наиболее ярко демонстрирует отклонения в поведении с точки зрения психологии, педагогики и социологии. Данный возрастной период становления личности характеризуется не до конца сформированным мировоззрением, в связи с чем молодежь наиболее подвержена внешнему влиянию. Оценивая и интерпретируя
с личностных позиций взгляды окружающих, она может своеобразно воспринимать чужие точки зрения, руководствоваться ими в своих поступках в будущем. Специфика факторов развития и характеристик делинквентного поведения детей-сирот обусловлена первично средой их проживания и обучения, отсутствием индивидуализированного подхода к становлению их личности, подавленными эмоциональными кризисами, более частым проявлением агрессии, нетерпимости, большей склонностью к поддержке мнения коллектива.
Анализируя механизмы противоправного поведения, нельзя игнорировать такие важные индивидуальные факторы, определяющие поведение ребенка-сироты, как специфические свойства его личности. Среди них необходимо выделить следующие: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные настройки, уровень правосознания, индивидуально -психологические особенности, характер. Итак, можно говорить о склонности к правонарушениям у детей-сирот, что обусловлено их индивидуально -психологическими особенностями и спецификой социальных условий проживания, развития и обучения. Отклонения в поведении детей-сирот чаще всего связано не с одним, а несколькими социальными, индивидуальными факторами и их комплексами.
Перспективными направлением для дальнейших изысканий остается эмпирическое изучение социальных особенностей формирования делинквентного поведения детей-сирот подросткового возраста.
Ссылки:
1. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: ВЛАДОС, 2014. 351 с.
2. Голубев Ю.В. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 18. С. 138-140.
3. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого -педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб: ПОНИ, 2010. 316 с.
4. Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико -методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» детей-сирот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 96-104.
5. Ганишина И.С. Формирование девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье // Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 241-250.
6. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 332 с.
7. Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей и детей -сирот с нарушенным развитием. М.: ОСЮ «Медицинское информационное агентство», 2009. 240 с.
8. Музаева Ю.А. К вопросу о минимизации проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 3. № 20. С. 120-122.
9. Кравцова Т.М. Особенности строения картины мира девиантных подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 96-107.
10. Маст С.В. Аддиктивное поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особая форма девиации // Специальное образование. № 4. С. 117-128.
11. Моисеева М.Г. Основные подходы к проблеме девиантного поведения детей-сирот // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 7-11.