норм, ценностей, даёт более полное представление об их многообразии, способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведёт к совершенствованию социальных норм. Реакция социальных групп и общества в целом на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство [4, с. 117].
Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия», считает причиной отклоняющегося поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Аномия, по мнению Р. Мертона, особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Он считает, что причиной девиации является несогласованность между культурными целями, выдвигаемыми обществом (стремление к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности), и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Сами эти средства можно подразделить на предписываемые и наиболее эффективные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Р. Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. В качестве примера он приводит противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Согласно Р. Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, торговле наркотиками, шантажу и т.п.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие группы:
- конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
- новатор пытается достигнуть культурных целей, которые он принимает, неинституциональными средствами, включая незаконные и криминальные;
- ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то
Библиографический список
же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
- изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например, бомжи, наркоманы, алкоголики);
- мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [5, с. 122 - 123].
Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, поскольку интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключённых, полиция ассоциируется скорее с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает её нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоёв общества. Но возникает вопрос, почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, а другие отвергают её? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются, т. е. девиантное поведение усваивается в процессе общения с преступниками. Так, если большинство друзей или родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он станет преступником. Таким образом, криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм, при этом важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение.
На наш взгляд, констатация мнения ряда учёных о том, что корни девиантного поведения личности уходят в социальную среду, воспитание, самовоспитание не лишены оснований. В то же время, мы убеждены, что недостаточно ограничиваться только констатацией данного феномена. Нам представляется, что решение исследуемого феномена может лежать в плоскости развития социального иммунитета, социальной зрелости, социального закаливания и нравственной защищенности подрастающего поколения. Данная задача - удел всех воспитательных институтов и, несомненно, самих молодых людей. В этом - залог национальной безопасности общества, государства, отдельной личности.
1. Краткий словарь по социологии. Москва: Политиздат, 1988.
2. Леонова И.В. Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения виктимных детей и подростков. Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009.
3. Добрунова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2008.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Москва: Наука, 1991.
5. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. Материалы Московской городской научно-практической конференции. Москва: Союз, 1996.
References
1. Kratkijslovar'po sociologii. Moskva: Politizdat, 1988.
2. Leonova I.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy profilaktiki deviantnogo povedeniya viktimnyh detej i podrostkov. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2009.
3. Dobrunova M.N. Korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah ozdorovitel'no-obrazovatel'nyh centrov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2008.
4. Dyurkgejm 'E. O razdelenii obschestvennogo truda. Metod sociologii. Moskva: Nauka, 1991.
5. Moskovskij gosudarstvennyj social'nyj universitet. Deviantnoe povedenie detej i podrostkov: problemy i puti ih resheniya. Materialy Moskovskoj gorodskoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva: Soyuz, 1996.
Статья поступила в редакцию 01.09.15
УДК 371
Mishchenko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Civil and Legal Disciplines, VYUIFSIN of Russia
(Vladimir, Russia), Е-mail: [email protected]
FEATURES OF DELINQUENT BEHAVIOR IN STUDENTS. The research paper conducts an analysis of one of the types of deviant behavior of young people - delinquent behavior. By analyzing different approaches of researchers to the definition of delinquent behavior, the author notes that the term of "juvenile delinquency" is referred to acts of young offenders with a view to identify the youth from the main mass and be able to treat them differently from adult offenders, and differences between delinquent behavior by criminal behavior are rooted in the gravity of the offense, the severity of antisocial character. The author draws attention to the mechanism of occurrence of delinquent behavior, points at drawbacks in educational institutions on the level of teaching the youth to have constructive behavior and do constructive activities.
Key words: delinquent behavior, deviant behavior, antisocial behavior, antisocial behavior, criminal behavior.
В.И. Мищенко, канд. филос. наук, ст. преп. каф. гражданско-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, г. Владимир, E-mail:[email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Данная статья посвящена анализу одного из видов отклоняющегося поведения молодежи - делинквентному поведению. Анализируя различные подходы исследователей к определению делинквентного поведения, автор отмечает, что термин «подростковая делинквентность» был введён для обозначения деяний молодых правонарушителей с целью выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем со взрослыми преступниками, а отличия делинквентного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера. Автор обращает внимание на механизм возникновения делинквентного поведения, отмечает недоработку воспитательно-образовательных институтов в плане приобщения несовершеннолетних к конструктивному поведению и деятельности.
Ключевые слова: делинквентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение, криминальное поведение.
Прежде чем анализировать делинквентное поведение несовершеннолетних, сделаем небольшой экскурс в дефиницию понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся от общепринятых норм), подразделяющегося на три большие категории:
1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
2) асоциальное поведение, которое характеризуется уклонением от выполнения морально-нравственных норм и непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество;
В подростковом возрасте, отмечает И.В. Леонова, наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение (поступки, сопровождающиеся нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей), промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки) [1, с. 28 - 29];
3) антисоциальное поведение, которое заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда они серьезны и подлежат наказанию в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Следует отметить, что границы антисоциального и асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку они более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Понятие «делинквентное поведение» с 50-60-х годов XX века в зарубежной литературе прочно вошло в научный язык криминологов, психологов, педагогов, социологов, медиков при изучении подростков, склонных к совершению правонарушений.
Отечественные исследователи в 70 - 90-е годы XX в. (Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, А.А. Реан, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн) выделяют делинквентное поведение как разновидность девиантного поведения.
Однако если девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали, то «о делинквентном поведении говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия напряжённости, применяет физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья» [2, с. 243].
Исследователи в различных отраслях педагогики и психологии дают достаточно широкое толкование понятия «делинквентное поведение». Е.П. Ильин в работе «Мотивация и мотив» под делинквентным поведением понимает систему асоциальных, противоправных поступков, в некоторых случаях приводящих к уголовной ответственности.
Таким образом, антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-без-
нравственного поведения. Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
Полагаем, что термин «подростковая делинквентность» был введён для обозначения деяний юных правонарушителей с целью не клеймить их как «преступников», а выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор [3, с. 276]. У молодёжи (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквент-ного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. В современной отечественной педагогике и психологии к делинквентным формам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной группе и т. д.
По нашему мнению, отличия делинквентного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера.
Делинквентное поведение несовершеннолетних складывается из социально-деформированного поведения: подростки нарушают требования возрастных социальных ролей, что, как правило, приводит к смещению ведущей деятельности; социально-нравственной деформации поведения (поведение подростков противоречит не только ролевым требованиям, но и связано с крайне аморальным поведением: употреблением алкоголя и наркотиков); социально-правовой деформации поведения (нарушение подростками требований социальных ролей и норм права).
Делинквентное поведение также связано с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп.
Типичными проявлениями делинквентного поведения являются ситуационно-обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, связанные с семейной и школьной дезадаптацией, трудностями общения.
Механизм делинквентного поведения - это ничто иное, как процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации и комплекса его психологических свойств, с ведущей ролью дефекта правосознания и нарушений целостно-нормативных ориентаций [4, с. 95].
В современных психолого-педагогических исследованиях называют три признака, составляющих содержание понятия «дети (подростки) с делинквентным поведением»:
1) дети и подростки с отклонением от нормы поведения (де-линквентность, девиантность);
2) поведение нелегко исправляется, коррегируется, в этой связи используются различные термины: «трудные дети» и «педагогически запущенные подростки»;
3) дети и подростки, нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и коллектива.