- 23,4 % опрошенных студентов оказались в эго-состоянии «Взрослый». Взрослое состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений;
- 7,9 % респондентов - представители Родительского состояния «Я». Оно подразделяется на заботливое родительское состояние «Я», критическое родительское «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Родительское «Я» обеспечивает успех в условиях дефицита времени [9];
- 61,2 % опрошенных студентов показали средний уровень самостоятельности; 28,4 % - высокий уровень (девушки); 10,4 % - низкий уровень самостоятельности (юноши). Низкий и средний уровни самостоятельности свидетельствуют о значимости группового «Мы», формирующимся конформизме, зависимости и несамостоятельности;
- 56,4 % опрошенных студентов показали средний уровень устойчивости к манипуляции; 28,2 % -высокий уровень; 15,4 % - низкий уровень устойчивости к манипуляции.
Результаты исследования свидетельствуют о присутствии инфантильных черт поведения студентов и недостаточно сформированной устойчивости к манипуляциям, что необходимо учесть профессорско-преподавательскому составу при организации учебного и воспитательного процессов в вузе по формированию самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональной устойчивость обучающихся.
Необходимо продолжить психодиагностику обучающихся вуза с целью анализа показателей ответственности, самостоятельности и самоконтроля, а также психокоррекции импульсивных проявлений Детского «Я», развитии ответственности и «взрослости».
Выводы. Формирование зрелой личности, способной принимать самостоятельные решения в профессиональной деятельности, нести ответственность за принятые решения, а также быть устойчивой к различным манипуляциям - одна из актуальных задач высшей школы в настоящее время информационных потоков и разнообразных воздействий.
Результаты психодиагностики эго-состояний, уровней сформированности самостоятельности и устойчивости к манипуляции студентов-аграриев являются основанием для организации учебного и воспитательного процессов в вузе по формированию самостоятельности молодых специалистов.
Литература:
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
2. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети / В.И. Гарбузов. - М.: АСТ; СПб.: Астрель - СПб., 2006. - 351 с.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 551 с.
4. Еникеева Д.Л. Популярная психиатрия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.
5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с.
6. Кон И.С. Психология самостоятельности [Электронный ресурс]. - http://scipsy.ru/zdorovie/53.html (дата доступа 01.04.2018)
7. Пегов В.А. Симптомы инфантильности молодых людей / В.А. Пегов, А.В. Пегова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 107-110.
8. Психология и этика делового общения: учеб. для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. - 6-е изд., перераб и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 591 с.
9. Тест Трансактный анализ Э. Берна [Электронный ресурс]. - http://psycabi.net/testy/237-test-transaktnyj-analiz-e-berna-test-rebenok-vzroslyj-roditel (дата доступа 01.04.2018)
10. Фромм Э. Душа человека. - М.: ООО «Изд-во АСТ ЛТД», 1998. - 664 с.
11. Шведова С.В. Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием / С.В. Шведова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 31 с.
Психология
УДК 316. 624-053.6
кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна
АНОО ВО «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Гапонова Галина Ивановна
АНОО ВО «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар)
ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ПРИЕМЛЕМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. В статье автор на основе теоретического анализа обсуждает проблему агрессивного поведения и агрессивности делинквентных подростков, рассматривает условия и факторы социализации, влияющие на формирование девиантности у подростков, актуализирует роль в детерминации агрессии и асоциального поведения личностные характеристики субъектов данного поведения, приводит фрагмент эмпирического исследования о взаимосвязи агрессивности подростков с делинквентным и социально-приемлемым поведением, делает выводы.
Ключевые слова: подростки, делинквентность, девиантное поведение, личностные характеристики, агрессивность, социализация, социально-приемлемое поведение, экспериментальное исследование.
Annotation. In the article the author discusses the issue of aggressive behavior and aggressive delinquent teenagers on the basis of theoretical analysis, analyses conditions and factors of socialization affecting to the formation of teenagers' deviant behavior, actualizes role in the determination of aggression and antisocial behavior,
personal characteristics of the subjects of this behavior, gives a part of empirical studies on the relationship of teenagers' aggressiveness with delinquent and socially acceptable behavior, sums up the results.
Keywords: teenagers, delinquency, deviant behavior, personal characteristics, aggressiveness, socialization, socially acceptable behavior, an experimental study.
Введение. Социализация - сложный и длительный процесс включения индивида в социальные отношения, на него влияет воспитание, обучение и происходит формирование личности в целом. Девиантность, в том числе делинквентность и преступность, существует во всех современных обществах. Наряду с процессом нормативной социализации происходит противостоящий ему процесс социализации отклоняющегося поведения. Подростки в процессе социализации обучаются, воспитываются, целенаправленно приобретают навыки и умения воровать, грабить, убивать, причем их жестокость и агрессивность превосходят все возможные грани.
Социализация, как социальный феномен, разделен на два потока: нормативный, который формирует законопослушность, социально-ценностные качества, соблюдение стандартов, установок норм права и морали - этим обеспечивается стабильность социума. Второй, противостоящий первому - в нем происходит социализация девиантного повеления личности, начинается от детской шалости до драк, разбойного поведения, хулиганства, воровства, доходит до терроризма и т.п.
В этой целостной системе социализации участвуют родители, родственники детей, их сверстники, школа, вузы, армия, трудовой коллектив, СМИ. Этот процесс опровергает все существующие в обществе нормы, стандарты и ценности, подрывает общественные устои, дестабилизирует общество. Высказанные выше соображения послужили основой определения цели и задач данного исследования.
В качестве теоретического предположения считаем, что характер связей форм и показателей агрессии с интеллектуальными, эмоционально-волевыми и коммуникативными качествами личности различен у делинквентных и социально-нормативных подростков.
Формулировка цели статьи: выявление психологических особенностей агрессивности делинквентных подростков.
Задачи исследования состояли в обобщении теоретического анализа проблемы агрессии, агрессивности и делинквентного поведения в подростковом возрасте; обобщении существующих в современной психологической литературе данных о личностных факторах агрессивности и делинквентного поведения; эмпирическим путем проанализировать связь агрессивности делинквентных и просоциальных подростков с их интеллектуальными, эмоционально-волевыми и коммуникативными свойствами личности.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим условия и факторы социализации, влияющие на формирование девиантности у подростков. Одним из них является учет психологических особенностей подрастающих детей, проявление форм агрессивности.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей [4].
Проблема агрессивного поведения и агрессивности делинквентных подростков имеет солидную традицию изучения в зарубежной психологии (Р.Т. и Дж. Байярд, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Б. Крэйхи, Д. Паттерсон, М. Раттер, Д. Ричардсон, Р. Уолтерс, З. Фрейд, А. Фрейд и др.). В отечественной психологии многоплановое психологическое исследование этой проблемы, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии, агрессивного поведения и агрессивности как свойства личности привлекали внимание многих авторов. Определяющий вклад в создание данной проблемной области российской психологической науки внесли Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.Н. Ениколопов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.К. Рощин, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева. Существует значительное количество работ, в которых агрессия и агрессивность рассматриваются в контексте делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.К. Валицкас, Ю.А. Васильева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, И.В. Павлов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.).
В настоящее время практически все исследователи проблем агрессии солидарны с представлением о том, что большую роль в детерминации агрессии и асоциального поведения играют личностные характеристики субъектов данного поведения (наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными). Среди них чаще всего выделяют гнев/враждебность, склонность к риску; настойчивость, пренебрежение к социальным условностям; агрессивность, тревожность, низкий уровень самоконтроля; импульсивность, низкую и/или нестабильную самооценку, импульсивность, негативное отношение к авторитетам; стремление к острым ощущениям, низкий уровень эмпатии; внешний локус контроля и ряд других [6].
Несмотря на то, что перечни личностных факторов, рассматриваемых в качестве предмета изучения в разных исследованиях существенно различаются, существует несколько принципиальных положений, с которыми в последние несколько лет склонно соглашаться все большее количество психологов, занимающихся проблемами агрессии и делинквентного поведения [7].
Во-первых, оценивается как малоэффективная практика простого «однофакторного» подхода к личностной детерминации агрессии и асоциального поведения, которая выражается в изучении влияния какой-либо одной изолированной личностной переменной. Указывается на необходимость обращения к многокомпонентным моделям изучение агрессивности и делинквентности, учитывающим характер связей между факторами, а также их отнесенность к различным уровням психологической организации человека. Полагают, что подобный подход позволит раскрыть механизмы личностной регуляции агрессивного и делинквентного поведения.
Во-вторых, подчеркивается, что личностные характеристики (по крайней мере, их большая часть) не являются жесткими детерминантами агрессии и асоциального поведения. Скорее они играют роль опосредующих факторов, «преломляя» тем или иным образом влияние на конкретного индивида со стороны
наследственности, среды и ситуации (например, путем предрасположения его к определенным способам интерпретации происходящих событий).
В-третьих, указывается на то обстоятельство, что наряду с общими личностными механизмами «порождения» агрессивности и делинквентного поведения (стабильными и неизменными от группы к группе) существуют и специфические. Последние регулируют агрессивные и асоциальные тенденции представителей определенных групп - возрастных, профессиональных, этнических. Подобное разграничение не только способствует более адекватному пониманию природы агрессии, но и эффективной профилактике и коррекции агрессивности и делинквентности при работе с конкретными «целевыми группами» [5].
Эмпирическую базу исследования составили делинквентные подростки, состоящие на административном учете в комиссии по делам несовершеннолетних Администрации центрального округа г.Краснодара (18 человек). В качестве контрольной группы выступали учащиеся двух девятых классов МБОУ № 35 г.Краснодара (42 человека). Основная часть эмпирической информации была получена при помощи следующих методик: опросника диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (в адаптации
A.К. Осницкого), методики определения индивидуальной меры рефлексивности (авторы - А.В. Карпов и
B.В. Пономарева), многофакторного личностного опросника HSPQ Р.Б. Кеттела (адаптация А.А. Рукавишникова) [7].
В ходе исследования выявлено, что личностные характеристики подростков-делинквентов и их просоциальных сверстников достаточно сильно отличаются. На основании результатов эмпирического исследования, статистистически значимые различия присутствуют во всех сферах личностной организации подростков: интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной.
В сравнении с контрольной группой делинквентные подростки оказываются:
- более «умными»: несмотря на проблемы с формальным образованием уровень сформированности интеллектуальных функций у них оказался выше, чем у «обычных» школьников (В+);
- более реалистичными, практичными, склонными полагаться преимущественно на самих себя (I-);
- более уравновешенными и сдержанными (Э-);
- менее фрустрированными Ю4-);
- более социально смелыми (Н+);
- более беспечными, склонными к риску (Р+).
В психологической литературе неоднократно отмечалась склонность делинквентных подростков к риску, социальная смелость, хорошая адаптированность в границах повседневного опыта [5]. Данные, полученные нами, хорошо согласуются с результатами ранее проведенных исследований.
Роль других факторов (В, Э, Q4) в формировании агрессивности и делинквентности оценивалась различными авторами неоднозначно. В этой части полученные нами данные согласуются с той или иной конкурирующей точкой зрения. Сравнительно большая сдержанность, уравновешенность (Э-) и «интеллектуальность» (В+) обследованных нами делинквентных подростков может свидетельствовать о преимущественно инструментальном, субъективно контролируемом характере их агрессивности. Дело в том, что в экспериментальной выборке достаточно велика доля подростков, делинквентность которых является «хронической»: они неоднократно совершали правонарушение, несколько раз помещались в ЦВИН (центр временной изоляции несовершеннолетних), включены в устойчивые группы асоциальной и криминальной направленности. Таким образом, более высокие показатели сдержанности, уравновешенности и интеллектуального контроля над поведением у делинквентных подростков (в сравнении с их социально-нормативными сверстниками) могут быть следствием протекающего у них процесса «криминальной профессионализации», выражающегося в своеобразном «повышении уровня квалификации» совершаемых ими правонарушений (например, не оказаться пойманным и/или уличенном в совершении противоправных действий). К тому же, возможно и срабатывание системы своего рода «профессионального отбора», производимого участниками криминальных сообществ. Как указывали еще в 50-е гг. американские социологи, критерии отбора будущих участников подростковой шайки могут быть не менее жесткими, чем при приеме персонала в респектабельную организацию [1].
Что касается менее высокого уровня фрустрационной напряженности ^4-) делинквентов в сравнении с «обычными» подростками, то он, по нашему мнению, закономерно согласуется с более высоким уровнем выраженности у них всех трёх форм агрессии (физической, вербальной, косвенной). Агрессивное поведение выступает как своеобразная форма «разрядки» фрустрационных импульсов, что и ведет к ослаблению интенсивности переживания фрустрации.
Кроме рассмотренных выше статистически достоверных личностных различий между подростками с делинквентным и просоциальным поведением, выявляются и различия, не достигающие 5%-ного уровня значимости, но достаточно близкие к нему.
По сравнению со старшеклассниками подростки-делинквенты оказываются несколько более:
- экстравертированными и общительными (А+);
- доминирующими, независимыми и напористыми (Е+);
- проявляющими интерес к участию в общих делах (1-);
- организованными и контролирующими свои эмоции и поведение, социально приспособленными Ю3+).
Проведенный далее анализ подтвердил предположение о различии личностных механизмов
агрессивности и враждебности у делинквентных и просоциальных подростков. Агрессивность и враждебность представителей двух сопоставляемых нами подростковых групп «опирается» на совершенно различные интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные характеристики их личностной организации.
«Пересечение» личностных факторов в двух сопоставляемых нами подвыборках подростков имеет место только в случае агрессивности. Действительно, могут быть выделены три личностных тенденции, способствующих возрастанию уровня агрессивности как делинквентных, так и просоциальных подростков. Это - общительность, экстравертированность (А+), ослабление самоконтроля и социальной приспособленности Ю3-), повышение фрустрационной напряженности Ю4+).
Уровень агрессивности делинквентных подростков тем выше, чем в большей мере им оказываются присущи склонность к риску, беспечность, предрасположенность следовать принципу «авось пронесет» (Р+); социальная смелость, решительность, вытеснение собственного негативного жизненного опыта (Н+); пренебрежительное отношение к нормам и правилам, безответственность (О-).
Рост агрессивности просоциальных подростков связан совершенно с другими личностными чертами. В их числе эмоциональная неустойчивость, обостренное личностное реагирование на неудачи и неприятности, отсутствие чувства контроля над происходящими с ними событиями (С-); чувствительность, зависимость от других (1+); склонность к чувству вины, пессимистический фон настроения (0+), а также - высокая нормативность (0+) и социальная осторожность (Н-).
Полученные данные дают основание говорить о том, что агрессивность делинквентных подростков преимущественно характеризуется стеничностью, в то время как агрессивности просоциальных подростков в большей мере присущ защитный и протестный характер. Показательно так же и то, что если агрессия делинквентов направлена на «разрушение» социальных норм, то агрессия просоциальных подростков, напротив, ориентирована на их поддержание.
Личностные корреляты враждебности отличаются высокой «групповой специфичностью»: враждебность делинквентных и социально-нормативных подростков коррелирует совершенно с различными личностными характеристиками.
Враждебность делинквентных подростков имеет тенденцию усиливаться по мере акцентирования в их личностной организации склонности к чувству вины (0+), ослабления интеллектуального контроля над повседневным поведением (В-); зависимости от «группы членства» Ю2-), которая, как правило, имеет асоциальную направленность.
Рост враждебности просоциальных подростков оказывается связан с низкой эмоциональной устойчивостью (С-), высокой фрустрированностью Ю4-), индивидуалистичностью, замкнутостью, сопротивлением к вовлечению в общие дела, несклонностью прощать обиды, жесткостью и бескомпромиссностью (1+).
Выводы. Проведенный обзор литературы и результаты эмпирического исследования по данной проблеме позволил нам сделать вывод о том, что наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными и иными причинами агрессивного поведения подростков существует значительное количество факторов, укорененных в личности самого субъекта социального поведения. Многие зарубежные и отечественные психологи отмечают тот факт, что некоторые черты личности могут выступать на разных стадиях формирования социализации подростков (а также на различных этапах построения и реализации повседневного социального поведения) в качестве структур как способствующих проявлению агрессии и делинквентных тенденций, так и подавляющих их (или, по крайней мере, сдерживающих).
Вследствие ограниченности круга опрошенных нами респондентов, проведенное исследование скорее ставит вопросы, нуждающиеся в дальнейшей разработке, нежели дает окончательные ответы. В качестве перспективы возможного направления затронутой в данной работе проблемы можно указать проверку устойчивости выявленных эмпирических закономерностей на более масштабных выборках. Также целесообразно учесть и то обстоятельство, что делинквентные подростки представляют собой внутренне неоднородную группу. Поэтому представляется перспективным анализ психологического содержания агрессивности и личностных механизмов её «поддержки» и формирования у различных категорий делинквентов, в частности тяготеющих к определенным и качественно разнородным видам правонарушений.
Следовательно, учет личностных детерминант подрастающих молодых людей играет важную роль в процессе их социализации.
Литература:
1. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 869-872.
2. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Е. В. Змановская — М.: «Академия», 2010. — 228 с.
3. Завражнов В. В., Зинина Г. М. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 583-585.
4. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2010. - 288 с.
5. Коуркина Р.Р.Влияние средств массовой информации на формирование агрессивного поведения подростков как одной из форм девиантного поведения // Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб.научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26 - 27 мая 2016 г.) / под ред.А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 83 с.
6. Проблемы девиантной социализации личности: социально -психологический, политологический и уголовно-правовой аспекты: коллективная монография Краснодар: КСЭИ, 2012.-143 с143. / Е.Е.Михаелян, Т.М.Чапурко, Г.И. Гапонова и др.; общ.ред. Е.Е.Михаелян
7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. - 96 с.
Психология
УДК 159.9.072.432
кандидат биологических наук, старший преподаватель Польшина Мария Александровна
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В РАЗНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация. Проблема психологической защищенности у подростков-сирот на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Буквально с раннего детства, и на продолжении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, называемые психологической защищенностью. Эти механизмы защищают понятие личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют решению внутриличностных конфликтов, сохранению стабильности, и проходят на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Ключевые слова: психологическая защищенность, подростки-сироты, социальные ситуации, переживания личности.
Annotation. The problem of psychological protection in orphans today is one of the most discussed. Protective processes in orphans are purely individual, diverse. Literally from early childhood, and on the continuation of life, in the human psyche arise and develop mechanisms called psychological protection. These mechanisms protect the concept of personality of various kinds of negative emotional experiences, contribute to the solution of intrapersonal conflicts, maintain stability, and pass on the unconscious and subconscious psychological levels.
Keywords: psychological protection, orphans, social situations, personal experiences.
Введение. В последнее время резко увеличился интерес к вопросу психологической защищенности, что создало рост числа теоретических и эмпирический исследований. Данный феномен получил признание во всех направлениях психотерапии и психологии, что показывает о его высокой теоретической и практической значимости. Особенно, малопродуктивные механизмы защищенности рассматриваются как одна из характеристик поведения подростков-сирот в социуме.
Современные исследования механизмов психологической защищенности подростков-сирот многовариантны и сложны, что связано с малоизученностью стрессовых и кризисных условий, которые влияют на развитие и становление личности подростков «группы риска».
В связи с этим целью нашей статьи является выявление и описание основных механизмов психологической защищенности подростков-сирот как типов прохождения трудных жизненных условий и совладания с ними, так как более всего склонны к различным стрессам именно подростки-сироты, и гарантирование их психического и социального благосостояния является одной из главных задач социума.
Изложение основного материала статьи. Подростки-сироты и дети, находящихся в экстремальных условиях жизни, не обеспечивают себя возможностями удовлетворения главных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Данный контингент подростков не развивается полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. В этой связи, рассмотрение задачи гарантирования условий формирования психологической защищенности, у подростков-сирот в разных ситуациях развития является одной из основных практик.
Известно, что итогом нахождения подростка в учреждении для детей-сирот является нарушенная самооценка, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни, ограниченность социального опыта. Время постинтернатного привыкания для подростков осложняется низким уровнем социального интеллекта, иждивенческими установками и компетентности. Поэтому, как указывают И.А. Баева, П.И. Беляева [1, С. 102], выделяют компонент психологической защищенности как психическое состояние личности, характеризующееся переживанием личностью своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность.
Одной из главных характеристик личности подростков-сирот называют агрессивность. Агрессивное, негативное отношение к другим окружающим является результатом недостатка теплоты и принятия в общении и часто распространяется даже на сестер и братьев. Агрессивность выражается в том, что любая деятельность окружающих может оцениваться подростком-сиротой как причина для конфликта. В свою очередь, также сильно сформировавшейся может быть и агрессивность подростков в отношении взрослых. Недостаток устойчивости, присущей семейным отношениям, потребность всегда адаптироваться и добиваться хорошего отношения окружающих ослабляют у подростков-сирот активное отношение к жизни: не развиваются свои ценности и принципы, зато формируется устойчивая конформность - зависимость от мнения окружающих, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто отрицательному.
Подростковый период - это сложный возраст для детей. У подростков-сирот сложности общения со сверстниками создаются ситуативностью поведения, неадекватностью эмоциональных реакций, неумением конструктивного решения проблемы. Общение подростка из детского дома со взрослым характеризуется своеобразием. Подростки-сироты общаются со взрослыми не так, как подростки из семьи, прежде всего они показывают внимание ко взрослому, пытаются любым путем завладеть его интересом. И что важно, у подростка из семьи в общении со взрослым есть главный мотив общения - познавательный, тогда как у подростков-сирот главным мотивом общения является потребность во внимании и доброжелательности. Неправильно развивающийся стаж общения приводит к отрицательным последствиям [3, С. 27- 33; 4, С. 42-44].
Формирование самосознания, самооценки отношения к себе у подростков детских домов также не просто задерживается, а имеет качественно иную форму. У них развивается устойчивая низкая самооценка, часто отмечается недоверие к себе, неприятие себя, установка в самооценке на мнение других людей. Выпускникам, воспитывающимся в детском доме, сложнее, чем их «обычным» сверстникам, воспринимать и ценить свою уникальность: вместо «чувства Я» у них развивается «чувство Мы». Однако подобная зависимость не основывается на добрых отношениях и теплых чувствах: уже в младшем подростковом возрасте складывается потребительское отношение к сверстникам и взрослым, обусловленное их практической полезностью для ребенка, складывается «способность не углубляться в привязанности»,