Педагогика
УДК 37.015.3:364.27-053.6
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ильина Леся Олеговна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ДИАГНОСТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлены содержательные аспекты проблемы диагностики делинквентного поведения подростков. Освещаются вопросы значимости ранней диагностики делинквентного поведения. Рассмотрены критерии, показатели, уровни и методики диагностики делинквентного поведения. Приводятся данные о результатах диагностического исследования склонности к делинквентному поведению у подростков в условиях общеобразовательной организации интернатного типа.
Ключевые слова: делинквентное поведение, диагностика, подростки, превенция, профилактика, социум, социальная норма, воспитательные возможности, социокультурная сфера.
An^taUm. The article presents the content aspects of the problem of diagnostics of delinquent behavior of adolescents. The article highlights the importance of early diagnosis of delinquent behavior. Criteria, indicators, levels, and methods for diagnosing delinquent behavior are considered. Data on the results of a diagnostic study of the propensity to delinquent behavior in adolescents in a General educational organization of the boarding type are presented.
Keywords: delinquent behavior, diagnostics, adolescents, prevention, society, social norm, educational opportunities, socio-cultural sphere.
Введение. Проблема делинквентного поведения является центральной в исследованиях психолого-педагогических и социальных наук, так как социальному порядку принадлежит основная роль в развитии государства, общества и каждого гражданина в отдельности.
В последние годы в связи с возрастанием негативных общественных изменений во всем мире наблюдается рост подростковой преступности, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении подростков. Причины формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте многогранны, но, прежде всего, это обесценивание института семьи, ограниченность ее воспитательного ресурса; дефицит положительной коммуникации со значимыми взрослыми; недостаток сценариев правомерного поведения; в целом асоциальная направленность подростковой среды; трудности социализирующего процесса; снижение вектора социокультурной сферы общества; неблагоприятные экономические условия в социуме.
Противодействие преступности, в частности, преступности несовершеннолетних, рассматривается в настоящее как одно из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Ее принципы были определены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вышесказанное обуславливает необходимость проведения ранней диагностики делинквентности, с целью организации своевременной превенции негативных явлений, способствующих трансформации делинквентного поведения в криминальное.
Изложение основного материала статьи. Основываясь на теоретических подходах Н.Н. Васягиной, Е.В. Змановской, М.Э. Паатовой выделим, что делинквентное поведение подростков - это совокупность действий и поступков, которые характеризуются нарушениями правил поведения, дисциплинарных требований, социальных норм и правонарушениями некриминального характера [1; 3; 6].
Диагностика является общепринятым методом и применяется во многих науках. Психолого-педагогическая диагностика подразумевает под собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов [2, с. 37].
Отметим, что сфера деятельности педагога-психолога образовательной организации включает работу с делинквентными подростками, одним из направлений которой является своевременная диагностика отклонений в поведении и их дальнейшая коррекция. Диагностическая деятельность может проводиться в процессе комплексных профилактических мер, направленных на предупреждение у учащихся проявлений делинквентного поведения, так и с отдельными подростками после сигнала родителей, педагогов либо учащихся об отклонениях в поведении данной личности.
Таким образом, в социально-педагогической системе образовательной организации диагностика делинквентного поведения подростков занимает значимое место. Это характеризуется в первую очередь тем, что подростки являются самой многочисленной возрастной категорией в школе, а также самой проблемной в силу возрастных психологических особенностей. Следовательно, своевременная диагностика делинквентного поведения подростков и последующая коррекционная работа с ними является одной из основных задачей, стоящих перед работающими в школе специалистами психолого-педагогической сферы.
Основываясь на классификации, предложенной В.Г. Беловым, Н.Г. Дмитриевым и Ю.А. Парфеновым [2] ранее нами были выделены основные виды критериев делинквентного поведения: личностный и социальный, а также соответствующие им показатели [4].
Опираясь на выделенные критерии и показатели делинвентного поведения, а так же на предложенную Е.Н. Кондратом [5] классификацию уровней делинвентного поведения мы обозначили свою, актуальную в рамках психолого-педагогических исследований классификацию уровней склонности к делинквентному поведению (таблица 1).
Уровни склонности к делинкентному поведению подростков
Уровень Характеристика
Низкий Периодическое игнорирование установленных в обществе (коллективе) норм и правил Нарушение элементарных запретов Нарушение и искажение позитивных связей
Критический Снижение количества и качества социальных связей Подросток легко и быстро склоняем к негативному поведению Деформация ценностных ориентация Употребление алкоголя и психоактивных веществ
Асоциальный Категорическое отрицание таких понятий как труд, семья, школа Количество и качество социальных связей еще больше уменьшается Тотальное смещение ценностей и приоритетов Полнейшее несоблюдение норм и правил Ярко выраженная конфликтность в поведении
В соответствии с выделенными критериями и показателями, с целью определения уровней склонности к делинквентному поведению подростков, был подобран комплекс методик.
Для обеспечения максимально возможной объективности оценивания полученных результатов разработана стандартизированная схема определения уровней склонности к делинквентному поведению: один балл - низкий уровень, два балла - критичный уровень, три балла - асоциальный уровень. Для удобства математических расчетов показатели в баллах переводили в процентные коэффициенты.
В таблице 2 представлены методики диагностики делинквентного поведения в соответствии с обозначенными уровнями и оценочными баллами.
Таблица 2
Показатели и диагностические методики их оценивания
Показатели Методики определения Уровни проявления и оценочные баллы
показателя Низкий Критический Асоциальный
Личностный критерий
Характерологические особенности подростка Тест изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) 1 2 3
Поведение в проблемных и Методика самооценки 1 2 3
стрессовых ситуациях психических состояний Айзенка
Наличие зависимого поведения Тест на определение алкогольной и никотиновой зависимости Теренса Т. Горски 1 2 3
Социальный критерий
Уровень адаптации и статус в Методика диагностики 1 2 3
коллективе социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
Поведение в социуме Соблюдение норм и правил Методика определения склонности к 1 2 3
принятых в обществе отклоняющемуся поведению А. Орел
Оценка межличностных Опросник межличностных 1 2 3
отношений отношений О.О. Рукавишникова
В данном исследовании приняли участие учащиеся Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Алупкинская санаторная школа-интернат». Экспериментальная группа состояла из 49 учеников: 8 класс - 15 человек, 9 класс - 20 человек и 10 класс - 14 человек.
Целью исследования стало определение уровней склонности к делинквентному поведению путем обобщения полученных показателей по проведенным методикам, по каждому критерию в отдельности и в общем.
На первом этапе анализа результатов мы, опираясь на полученные и представленные по каждой методике результаты, выделили процент учащихся в каждом классе, который соответствует выделенным нами ранее уровням склонности к делинквентному поведению.
Следующим этапом анализа результатов исследования стало сведение всех результатов диагностики делинквентного поведения исходя из показателей личностного и социального критерия в едином виде.
В таблице 3 представлены результаты диагностики делинквентного поведения у подростков исходя из показателей личностного критерия.
Суммарные показатели проявления делинквентного поведения у подростков
(личностный критерий)
Уровни склонности к делинквентному поведению Низкий Критический Асоциальный
Методики определения показателя Классы % % %
Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) 8 класс (15 учащихся) 36,7% 23,3% 40%
9 класс (20 учащихся) 25,5% 39,5% 35%
10 класс (14 учащихся) 42% 22,3% 35,7%
Методика Самооценка психических состояний (Айзенк) 8 класс (15 учащихся) 35% 41,7% 23,3%
9 класс (20 учащихся) 37,5% 37,5% 25%
10 класс (14 учащихся) 37,5% 37,5% 25%
Методика на определение алкогольной и никотиновой зависимости Теренса Т. Горски 8 класс (15 учащихся) 13,3% 60% 26,6%
9 класс (20 учащихся) 25% 50% 25%
10 класс (14 учащихся) 21,4% 35,7% 42,9%
Итого 8 класс (15 учащихся) 28,3% 41,7% 30%
9 класс (20 учащихся) 29,3% 42,3% 28,4%
10 класс (14 учащихся) 33,6% 31,8% 34,5%
Анализ данных в таблице 3 показывает, что наибольший процент «асоциального» поведения согласно личностному критерию наблюдается в 10 классе - 34,4. Такой результат может объяснятся тем, что учащиеся 10 класса уже менее подвержены комформности, стремлением становиться не быть как все, а выделяться, менее зависеть от окружения. В возрасте 16 лет начинают более ярко проявляться индивидуальные черты личности, какие-либо акцентуации или привычки.
Далее, в таблице 4 представлены результаты диагностического исследования в соответствии с показателями социального критерия.
Суммарные показатели проявления делинквентного поведения у подростков
(социальный критерий)
Уровни склонности к делинквентному поведению Низкий Критический Асоциальный
Методики определения показателя Классы % % %
Методика диагностики социально-психологической адаптации 8 класс (15 учащихся) 28,9% 36,7% 34,4%
(К. Роджерс, Р. Даймонд) 9 класс (20 учащихся) 31,7% 35% 33,4%
10 класс (14 учащихся) 39,3% 42,9% 17,9%
Методика опросник межличностных отношений А. Рукавишникова 8 класс (15 учащихся) 22,2% 35,5% 42,3%
9 класс (20 учащихся) 30% 25% 45%
10 класс (14 учащихся) 26,2% 50% 23,8%
Методика А. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» 8 класс (15 учащихся) 37,2% 29,5% 33,3%
9 класс (20 учащихся) 35,7% 36,4% 27,9%
10 класс (14 учащихся) 28,6% 38,7% 32,7%
Итого 8 класс (15 учащихся) 29,4% 33,9% 36,7%
9 класс (20 учащихся) 32,5% 32,1% 35,4%
10 класс (14 учащихся) 31,3% 43,9% 24,8%
Из представленных в таблице данных можно сделать вывод, что наивысший уровень проявления делинквентного поведения, согласно социального критерия, представлен в 8 классе - 36,7%, а наименьший в 10-24,8%. Это обусловлено тем, что дети в 8 классе (возраст 13-14 лет) являются еще более комфортными и зависимыми от окружающей социальной среды и на первое место, чаще всего, ставят общественное мнение и статус.
Далее представлены суммарные результаты диагностики учащихся по двум критериям делинквентного поведения: социальному и личностному (таблица 5).
Уровни склонности к делинквентному поведению подростков (среднее значение по всем классам)
Уровни склонности к делинквентному поведению Низкий Критический Асоциальный
Критерии Классы % % %
Социальный критерий 8 класс (15 учащихся) 29,4% 33,9% 36,7%
9 класс (20 учащихся) 32,5% 32,1% 35,4%
10 класс (14 учащихся) 31,3% 43,9% 24,8%
Личностный критерий 8 класс (15 учащихся) 28,3% 41,7% 30%
9 класс (20 учащихся) 29,3% 42,3% 28,4%
10 класс (4 учащихся) 33,6% 31,8% 34,5%
Среднее значение 8 класс (15 учащихся) 28,8% 37,8% 33,3%
9 класс (20 учащихся) 30,9% 37,2% 31,9%
10 класс (14 учащихся) 32,5% 37,8% 29,7%
Из представленных в таблице 5 данных можем сделать вывод о том, что наибольший процент подростков с проявлениями делинквентного поведения являются учащимися 8 класса - 33,3 %. Из бесед с педагогом-психологом, классными руководителями и педагогами уточнено, что учащиеся этого класса отличаются повышенной, но отрицательно направленной активностью. В классе довольно трудно проводить занятия и регулярно случаются какие-либо инциденты негативного характера (драки, срывы и сбегания с уроков, конфликты с учащимися других классов и преподавателей).
На завершающем этапе полученные результаты диагностики уровней склонности к делинквентному поведению по каждому классу отдельно сведены в единые данные для всей группы респондентов в соответствии с выделенными баллами (таблица 6).
Таблица 6
Уровни склонности к делинквентному поведению подростков
I - уровень II - уровень III - уровень
Низкий Критический Асоциальный
К-во, % К-во, % К-во, %
человек человек человек
15 30,6 18 37,6 16 31,7
Данные, представленные в таблице 6 свидетельствуют, что у 31,7% учащихся наблюдается высокий «асоциальный» уровень проявления делинквентного поведения. На стадии «критического» уровня находится 37,7% учащихся. И только у 30,6% учащихся выявлен наименьший показатель, подтверждающий низкий уровень склонности к делинквентному поведению.
В целом, достаточно высокие показатели склонности к делинквентному поведению в группе, возрастные границы которой от 13 до 16 лет, подтверждают мировую тенденцию омоложения делинквентного поведения и преступности среди несовершеннолетних.
Выводы. Таким образом, делинквентное поведение подростков - это противоправные действия подростков, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Представленное исследование было направлено на определение уровней склонности к делинквентному поведению среди учащихся, выявление их характерологических особенностей, отношения к общепринятым нормам и правилам поведения, адекватности их реакций на стрессовые и конфликтные ситуации.
Результаты исследования показали, что в связи с остро стоящей проблемой увеличения числа учащихся с делинквентным поведением, основной из задач в деятельности педагога-психолога в условиях общеобразовательной организации в работе с подростками, является своевременная и эффективная диагностика делинквентного поведения, с целью его последующей коррекции.
Литература:
1. Васягина Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н.Н. Васягина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). -С. 12-17.
2. Дмитриев Н.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / В.Г. Белов, Н.Г. Дмитриев Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 -е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
4. Ильина Л.О. Роль ранней диагностики делинквентного поведения в комплексной профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / Л.О. Ильина // В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии, под редакцией Коврова В.В. - 2019. - С. 103-106.
5. Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. - СПб: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. - 168 с.
6. Паатова М.Э. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведении» и «делинквентное поведение» подростков / С.Н. Бегидова, М.Э. Паатова, Н.Х. Хакунов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. -С. 96-104.
Педагогика
УДК 371
начальник кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции Карабаш Дмитрий Васильевич
ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД РФ» (г. Краснодар)
ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования и повышения психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Подтверждается важность развития психологической устойчивости у курсантов. Также проводится анализ механизмов повышения психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: устойчивость, психологическая устойчивость, формирование, стресс, экстремальная ситуация, курсант, сотрудник органов внутренних дел.
Annotation. In the article the necessity of forming and increase of psychological stability is grounded for the employees of organs of internai affairs. Importance of development of psychological stability is confirmed for students. The analysis of mechanisms of increase of psychological stability is also conducted for the employees of organs of internal affairs in extreme situations.
Keywords: stability, psychological stability, forming, stress, extreme situation, student, employee of organs of internal affairs.
Введение. Формирование и поддержание психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел выдвигаются на одно из первых мест в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
Прежде чем перейти к проблеме повышение психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел рассмотрим теоретический аспект. Понятие «устойчивость» в повседневной жизни не вызывает трудностей и разночтений и связано с такими трактовками, как «надёжный», «крепкий», «основательный», тогда как попытка найти научное определение данного феномена связана с проблемой вариативности имеющихся интерпретаций.
Изложение основного материала статьи. В словаре В.И. Даля «устойчивость» определяется, как свойство и качество. «Устойчивый - значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий, в прямом и переносном значении. Упрямый, упорный, настойчивый» [4, с. 187].
В словаре С.И. Ожегова приводится следующее определение понятия «устойчивый»: 1. стоящий твёрдо, не колеблясь, не падая; 2. не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твёрдый. «Устоять» -остаться стойким, не поддаться чему-нибудь. Устоять перед испытанием. Устоять под чьим-нибудь натиском [7, с. 214].
Такое многообразие трактовок обусловливает возникновение различных концептуальных подходов к рассмотрению изучаемого феномена и направлений прикладного использования теоретических закономерностей.
Итак, основными смысловыми характеристиками, относящимися к понятию «устойчивость» являются: равновесность, постоянство, стойкость, неподверженность, сопротивляемость, жизнеспособность.
Сравнительное сопоставление указанных значений показывает, что применительно к человеку в общем смысле термином «устойчивость» можно обозначить свойство или качество, позволяющее сохранять внутреннее равновесное состояние на протяжении длительного времени, в том числе при каком-либо воздействии на него.
Таким образом, под психологической устойчивостью следует понимать формирование у личного состава таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять поставленные задачи, действовать в напряженных и опасных условиях.
Безусловно, для человека вопрос устойчивости выходит за рамки биологического выживания, осложняясь всей той совокупностью общественных отношений, в которые он включён.
В зависимости от уровня этих отношений возрастает значение устойчивости / неустойчивости субъекта, будет ли это ограничиваться только индивидуальным развитием или иметь более масштабные последствия, для общества в целом, в случае, когда от устойчивости субъекта зависит, например, не только эффективность и принятие ответственных решений, но и вообще возможность выполнения профессиональных обязанностей.
В этой связи особый интерес приобретает рассмотрение феномена «устойчивость» применительно к работе сотрудников органов внутренних дел, значимость деятельности которых по-прежнему актуальна.
Проблема психологической устойчивости является одним из ключевых пунктов в контексте организации морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. В приказе МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» говорится о морально-психологической устойчивости личного состава к влиянию психотравмирующих факторов как о системе личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющих способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях [1].