тей, родных и близких, знакомых и незнакомых, случайных попутчиков и сотрудников правоохранительных органов, а также других осужденных.
Можно сказать, что их криминальный путь характеризуется тремя признаками — крайней асоциальностью, стабильностью и тотальностью.
Длительные сроки заключения за предшествующие преступления и пребывание у исправительных учреждениях особого режима (камерное содержание в условиях пожизненного лишения свободы) способствовали лишь дальнейшей психопатизации личности пожизненно осужденных.
Личностный рост и нравственное возрождение оказались для этой категории невозможными ни в условиях свободы, ни в условиях пенитенциарных учреждений.
Сравнительный анализ профилей СМИЛ осужденных, совершивших тяжкие преступления, но находящихся на общем режиме (контрольная группа) показывает, что по личностной структуре они почти не отличаются от осужденных к ПЛС. Снижена только высота профиля, т.е. уровень психопатизации несколько снижен. Можно предположить, что это своеобразный «резерв на приближение» к вершине криминальной карьеры.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
А. С. Краснощеков
Аннотация: статья представляет системный подход в прогнозировании риска делинквентного поведения. Выявлена специфика социальнопсихологических и личностных особенностей и их связей у лиц с делинквентным поведением. На основе параметров, имеющих прогностическую значимость в отношении возможности криминализации личности разработан алгоритм определения групп риска возникновения делинквентного поведения. Выявлены социально-психологические илич-ностные маркеры риска развития криминального поведения у мужчин, что делает возможным выделение групп риска
с их мониторингом и фокусированием профилактических программ.
Ключевые слова: делинквентное поведение, прогноз, профилактика.
The summary: the article present a system approach in delinquent behavior prognosis. The specificity of socio-psycho-logical features and features of the person and their communications at persons with delinquent behavior is revealed. On the basis of the parametres having prognostic importance the algorithm of revealing of groups of risk of occurrence delinquent behavior is developed. Socio-psychological and personal markers of risk of development criminal behavior in men that does
possible allocation of groups of risk with their monitoring and focusing of preventive programs are revealed.
Keywords: delinquent behavior, prognosis, prevention.
Профилактика делинквентного поведения молодых людей и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем всегда были в центре внимания государства. Несмотря на то что еще в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» была поставлена задача реализации комплексного подхода в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, достигнуть ее решения до настоящего времени не удалось [4, с. 49]. Одной из значимых задач, определяющих возможности эффективной профилактической работы, выступает задача определения категорий лиц группы риска возникновения психических и поведенческих отклонений, которые должны являться объектом психолого-педагогического профилактического воздействия [2, с. 130]. Решение этой задачи возможно лишь при условии комплексного и системного подходов к определению взаимосвязанных факторов риска (маркеров) ин-тра- и интерпсихического уровней, обеспечивающих объективность прогностических мероприятий и эффективность модели психологического обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Для совершения асоциального деликта необходимо, с одной стороны, наличие определенной готовности (диспозиции) к асоциальному поведению, а с
другой — нахождение или создание ситуации, обеспечивающей своеобразный резонанс с данной диспозицией. Таким образом, преступление представляет собой результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и объективной (внешней для индивида) ситуации [6, с. 4]. При этом ни одна из особенностей личности, взятых изолированно, не способна четко отделить преступника от непреступника [1, с. 157]. Иными словами, нет единого и единственного свойства личности, которое вызывало бы отклоняющееся поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Кроме того, комбинация переменных имеет тенденцию сильнее коррелировать с делинквентностью, чем каждая переменная в отдельности [8]. В то же время выделение и изучение черт личности преступника представляет большие трудности. Основная из них определяется множеством свойств, входящих в структуру личности, делая заведомо невыполнимой задачу получения абсолютно полного представления о личностном синдроме. Следовательно, единственный путь — выделить признаки, отвечающие общей концепции личности преступника и ее частным гипотезам [7]. В связи с этим актуальным является изучение, с одной стороны, типовых ситуаций жизнедеятельности несовершеннолетних, которые могут выступать в качестве внешних (социально-психологических) условий, предрасполагающих к делинквентному поведению, а с другой — индивидуальнопсихологических особенностей личности, которые играют роль внутренних детерминант делинквентного поведения [9].
Это и обусловило цель нашего исследования, заключающуюся в разработке системы прогностических мероприятий, обеспечивающих выявление факторов риска развития делинквентного поведения у лиц мужского пола. Объект исследования — социально-психологические и личностные факторы, системное соотношение которых обусловливает риск возникновения делинквентного поведения у лиц мужского пола.
В исследовании приняли участие 200 мужчин 28,46±0,70 лет, осужденных за насильственные преступления (исследуемая группа), и 200 мужчин 27,08±0,37 лет, не привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности (контрольная группа).
Исследование проведено с использованием комплекса методов, обеспечивающих определение факторов риска возникновения девиаций в поведении социальной модальности: 1) изучение личных дел осужденных; 2) анкетирование, направленное на выявление социальной ситуации развития (анкета М.Г. Дебольского [3, с. 57]). Другой комплекс методов использовался нами для изучения факторов риска возникновения девиаций в поведении ин-трапсихического уровня: пятифакторный личностный опросник «Big 5», опросники Баса-Перри, Шмишека, методика «УСЦД» Е.Б. Фанталовой.
Статистическая обработка данных, проведенная с помощью стандартного пакета прикладных программ «Statistica-8.0», включала в себя корреляционный, дисперсионный и дискриминантный анализы.
На первом этапе исследования с помощью однофакторного дисперсионного анализа выявлялись взаимосвя-
зи между различными факторами социальной ситуации развития в генезисе делинквентного поведения. Так, вероятность проявления преступного поведения повышает наличие или увеличение факторов «приводы в милицию» (30,3±0,2 %; р<0,000) и «возраст начала употребления алкоголя» (22,0±0,6 %; р<0,000). Сильное воздействие оказывает фактор «нахождение на гауптвахте» (10,1±0,2 %; р<0,000). Вероятность проявления делинквентного поведения зависит от отсутствия одного или обоих родителей (12,5±0,4 %; р<0,000), а также от факта их развода (2,1±0,2 %; р<0,003). Высокий показатель и у фактора «местность проживания в детстве» (10,6±0,5 %; р<0,000) — вероятность преступного поведения выше в деревнях и городе, ниже — в поселке. Негативное влияние также оказывают факторы «нереализованность потребностей» (8,0±0,5 %; р<0,000), алкоголизм роди телей (6,3±0,2 %; р<0,000), «наличие сиблингов» (5,0±1,0 %; р<0,000) — чем больше в семье детей, тем выше вероятность их преступного поведения, «убийство животных» (3,9±0,2 %; р<0,000), «подвергание побоям в детстве» (3,8±0,2 %; р<0,000), «конфликты в семье» (2,8±0,2 %; р<0,001). Делинквентное поведение зависит от фактора «притеснения со стороны одноклассников» (8,7±0,2%; р<0,000), при этом значения факторов «притеснения одноклассников» (1,0±0,2 %; р<0,045), «конфликты с одноклассниками» (0,7±0,2 %; р<0,084] не очень велики и находятся на грани с достоверным. Оказывают влияние факторы «низкая успеваемость в школе» (6,7±0,5 %; р<0,000], «повторное обучение в одном классе» (6,5±0,2 %; р<0,000), «конфликты с учителями»
Таблица 1
Различия в показателях выраженности свойств личности у осужденных за насильственные преступления и исследуемых контрольной группы («Big 5»)
Показатель Средние арифметические значения и ошибки Достоверность различий(U,р)
Осужденные Контрольная группа
Нейротизм (N) 18,7±0,6 12,9±0,5 8181,0; р<0,000
Экстраверсия (E) 27,0±0,8 31,5±0,5 9759,0; р<0,000
Открытость опыту (O) 26,4±0,6 23,8±0,4 12088,5; р<0,000
Уживчивость (A) 28,2±0,9 29,8±0,5 13899,0; р<0,05
Сознательность(C) 34,1±1,1 36,4±0,4 14097,0; р<0,05
Таблица 2
Различия в показателях выраженности свойств личности у осужденных за насильственные преступления и исследуемых контрольной группы (Басса-Перри)
Показатель Средние арифметические значения и ошибки Достоверность различий(U,р)
Осужденные Контрольная группа
Физическая агрессия(рИа) 24,5±0,6 20,1±0,4 9879,0; р<0,000
Гнев (апд) 18,0±0,5 14,0±0,4 9339,0; р<0,000
Враждебность (ИвО 21,2±0,6 15,9±0,3 7261,5; р<0,000
Интегральная шкала агрессии Пва) 63,6±1,4 49,9±0,9 6859,5; р<0,000
Таблица 3
Различия в показателях выраженности характерологических свойств личности у осужденных за насильственные преступления и исследуемых контрольной группы
Показатель Средние арифметические значения и ошибки Достоверность различий(U,р)
Осужденные Контрольная группа
Гипертимность 16,5±0,4 16,8±0,4 33537,0; р>0,05
Дистимность 7,8±0,3 6,5±0,4 28621,5 р<0,000
Циклотимность 11,2±0,4 9,3±0,4 26834,0 р<0,000
Возбудимость 8,0±0,4 5,0±0,4 23853,0 р<0,000
Застревание 12,5±0,3 11,2±0,3 27481,0 р<0,000
Педантичность 11,9±0,3 9,3±0,3 23011,5 р<0,000
Тревожность 5,6±0,3 4,0±0,3 26299,5 р<0,000
Эмотивность 13,2±0,3 8,9±0,4 17703,0 р<0,000
Демонстративность 13,4±0,3 11,8±0,3 2 ОТ от го 0 0 0 ,0 0 < р
Экзальтированность 14,3±0,4 11,2±0,4 25840,5 р<0,000
(6,1 ±0,2 %; р<0,000), а также «прогу- дения зависит от количества разводов
лы уроков» (5,6±0,2 %; р<0,000). Веро- (6,5±0,7 %; р<0,000). Преступное пове-
ятность проявления преступного пове- дение менее вероятно при наличии или
увеличении факторов «служба в армии» (20,4±0,2 %; р<0,000); «уровень образования», причем как самих делинквентов (19,8±0,4 %; р<0,000), так и их матери (10,5±0,5 %; р<0,000), отца (13,6±0,6 %; р<0,000); «наличие и количество детей» (11,1±0,7 %; р<0,000). Делинквентное поведение в большей степени зависит от возраста матери на момент рождения (8,7±1,3 %; р<0,000), чем от возраста отца (6,3±1,3 %; р<0,001).
На втором этапе исследования с помощью указанных психодиагностических методик выявлялись особенности индивидуально-личностных факторов в генезисе делинквентного поведения. Статистический анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики Б1д 5, указывает достоверные различия в степени выраженности свойств личности испытуемых двух групп. В частности, в группе осужденных отмечается достоверно более высокая выраженность факторов «открытость опыту» и «нейротизм», тогда как показатели экстраверсии, уживчивости и сознательности имеют достоверно меньшую степень выраженности, чем в контрольной группе (табл. 1).
Анализ результатов выполнения испытуемыми методики Басса-Перри позволяет сделать вывод о том, что у осужденных проявления агрессии более выражены, чем у исследуемых контрольной группы. У осужденных достоверно выше уровни выраженности физической агрессии, гнева, враж-дебности,интегральной шкалы агрессии (табл. 2). При этом наиболее существенные различия наблюдаются в когнитивном компоненте агрессии: у осужденных более враждебное восприятие социального окружения, конкрет-
ной ситуации взаимодействия.
Диагностическое исследование характерологических свойств личности осужденных также выявляет различия в показателях выраженности этих свойств в основной (осужденные) и контрольной группах. В группе осужденных достоверно выше показатели всех шкал теста Шмишека: дистимности, циклотимно-сти, возбудимости, застревания, педантичности, тревожности, эмотивности, демонстративности, экзальтированности. Исключение составляет лишь шкала ги-пертимности (табл. 3).
В группе осужденных достоверно выше уровень общей внутренней конфликтности (ОВК), чем в контрольной группе (20±0,64; 17±0,64; 11=16262; р=0,001) и ниже уровень запаса уверенности в себе (-1±0,37; 1±0,34; и=15103; р=0,000). Показатель ОВК характеризует степень эмоциональной напряженности и показывает уровень интеграции/дезинтеграции ценностносмысловой сферы личности. Высокие значения данного показателя могут означать наличие у осужденных высокой степени эмоциональной напряженности и высокого уровня дезинтеграции ценностно-смысловой сферы личности при низкой уверенности в себе.
Обнаружено статистически достоверное влияние факторов «Большой пятерки» на возможность проявления делинквентного поведения: нейротизм оказывает влияние в размере 12,1±0,5 %, экстраверсия — 15,7±0,5 %, открытость опыту — 7,5±0,5 %, сознательность — 2,1±0,5 %. Обнаружено статистически достоверное влияние агрессии на возможность проявления делинквентного поведения: физическая агрессия оказывает влияние в размере 8,9±0,5 %
от общего влияния всей суммы факторов, гнев — 9,9±0,5 %, враждебность — 20,4±0,4 %, интегральная шкала агрессии —22,1 ±0,4 %. Обнаружено статистически достоверное влияние особенностей характера на возможность проявления делинквентного поведения: эмо-тивность имеет наибольшее влияние в размере 15,7±0,5 % от общего влияния всей суммы факторов, педантичность — 7,0±0,5 %, возбудимость — 6,5±0,5 %, экзальтированность — 5,3±0,5 %, демонстративность — 4,5±0,5 %, застревание — 3,2±0,6 %. Выявлено статистически достоверное влияние запаса уверенности в себе (5,5±0,7 %) и общей внутренней конфликтности личности (4,6±0,7 %) на возможность проявления делинквентного поведения.
На третьем этапе исследования применение пошагового дискриминантного анализа сделало возможным разделение групп осужденных за насильственные преступления и сравнения по следующим социально-психологическим, индивидуально-личностным и биометрическим переменным («маркерам делинквентного поведения»): наличие приводов в милицию (1); враждебность (Иб^; нахождение на гауптвахте (2); служба в армии (3); образование матери (4); образование отца (5); факты притеснения одноклассниками (6); возраст матери (7); семейное положение (8); образование (9); конфликты с одноклассниками (10); местность, в которой прошло детство (11); интегральная шкала агрессии Пва); циклотимность (Цик); прогулы уроков в школе (12); конфликты с учителями (13); алкоголизм родителей (14); эмотивность (Эм); конфликты в семье (15); возраст отца (16); наличие и количество детей в семье (17);
дистимность (Дис); полная-неполная семья (18); развод родителей (19); истязания и убийства животных в детстве (20); успеваемость в школе (21).
Определена значимость переменных для различения групп лиц с делинквентным и просоциальным поведением. Так, статистика Р-удаления для исследованных переменных представляется в следующем виде (факторы расположены в порядке убывания значимости для выделения групп): образование матери (51,74), служба в армии (36,80), факт нахождения на гауптвахте (26,50), факты притеснения одноклассниками (18,22), образование (14,98), образование отца (10,85), алкоголизм родителей (9,82), конфликты в семье (9,70), прогулы уроков в школе (8,12), интегральная шкала агрессии (7,34), семейное положение (5,72), наличие приводов в милицию (5,64), полнота семьи (4,36), возраст матери (3,78), развод родителей (3,47), наличие и количество детей (3,47), конфликты с учителями (3,33), эмотивность (3,26), убийства животных в детстве (3,20), местность проживания в детстве (2,17), дистимность (1,62), успеваемость (1,04), конфликты с одноклассниками (0,83), враждебность (0,77), циклотимность (0,53), возраст отца (0,07). При этом чем меньше значение переменной, тем сильнее она связана с другими переменными.
Классификационная матрица демонстрирует, что общий уровень достоверности разделения групп по выделенным переменным составляет 95,6 % (100,0 % — для группы осужденных за насильственные преступления, 93,7 %— для контрольной группы).
Классификационные функции для каждой группы (у1 — классифициро-
ванное значение для группы осужденных, у2 — классифицированное значение для контрольной группы):
у1= -424,955 + 31,451(1) + 2,971(1^) + 61,765(2) + 33,308(3) + 30,267(4) — 23,825(5) — 78,189(6]
— 7,569(7) + 28,278(8) + 35,771(9) + 19,996(10) + 25,726(11) + 3,789(1ва) + 6,322(Цик)+32,777(12)—30,695(13) + 237,374(14) + 5,711 (Эм) + 18,782( 15) + 23,070(16) + 5,293(17) + 6,588(Дис) + 37,954(18) + 52,025(19) — 39,112(20) + 14,521(21),
у2= -393,281 + 24,506(1) + 2,150(1^) + 48,877(2) + 43,430(3) + 20,570(4) — 19,266(5) — 98,887(6)
— 9,169(7) + 25,378(8) + 42,944(9) + 18,538( 10) + 24,448( 11) + 1,241(1ва) + 5,868(Цик) + 39,716(12) — 34,424(13) + 266,875(14) + 4,572(Эм) + 7,690(15) + 22,821(16) + 7,469(17) + 5,628(Дис) + 40,968(18) + 55,521(19) — 46,789(20) + 10,796(21).
При практическом применении данных формул в прогностической работе классификационное значение рассчитывается по предложенным функциям путем подстановки в формулы соответствующих значений психодиагностических методик и анкетирования.
Таким образом, риск возникновения делинквентного поведения определяется наличием взаимосвязанных факторов разноуровневой организации личности, оказывающих определенное неодинаковое влияние на социальнопсихологическом и индивидуальноличностном уровнях.
Лица с делинквентным поведением имеют специфические особенности социальной ситуации развития, касающиеся прежде всего особенностей семьи и семейного воспитания, обучения в шко-
ле и взаимоотношений с учителями и одноклассниками, поведения вне школы и дома. Индивидуально-личностными детерминантами делинквентного поведения выступают высокие значения факторов нейротизма и открытости опыту и низкие — экстраверсии и сознательности. Больше других личностных факторов возможность проявления делинквентного поведения определяет показатель по интегральной шкале агрессии, при этом из трех компонентов агрессии самое сильное воздействие оказывает когнитивный компонент «враждебность». Среди особенностей характера наибольший вклад вносят эмотивность, педантичность, возбудимость, экзальтированность, демонстративность, застревание.
В связи с этим нами предложен алгоритм определения риска возникновения делинквентного поведения на основе системы детерминант различных уровней организации личности.
Литература
1. Бурлаков ВН, Гомонов Н.Д. Патопсихологические особенности личности и механизм преступного поведения // Правоведение. — 2001. — № 3
(236).
2. Гречишкин ОН, Старков О.В. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних. — Краснодар, 2004.
3. Котова Э.П. Индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших агрессивнонасильственные преступления // Насилие, агрессия, жестокость: Криминально-психологическое исследование: сб. науч. тр. / отв. ред. А.Р. Ратинов. — М., 1989.
4. Поздняков В.М. Психологическое обеспечение профилактики правонарушении несовершеннолетних: состояние и перспективы // Вестн. Вологод. нн-та права и экономики ФСИН России. — 2009. — № 7.
5. Проведение психодиагностического обследования осужденных (находящихся в карантине исправительного учреждения, представляемых к переводу в колонию-поселение, обратившихся в суд с хо-
датайством об условно-досрочном освобождении):
метод. рек. — М.: ФСИН России, 2008. — 99 с.
6. СахаровА.Б. Причины и условия индивидуального криминального поведения: лекция.—М., 1995.
7. GlueckS., GlueckE. Potential juvenile delinquents can be identified: What next? // British Journal of Criminology. — 1964. — 4:215-226.
8. Glueck S., Glueck E. Unravelling Juvenile Delinquency. — New York: The Commonwealth Fund, 1950.
9. Patterson G.R., Stouthamer-Loeber M. The correlation of family management practices and delinquency // Child Development. — 1984. — 55:12991307.
СООТНОШЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ И УРОВНЕЙ СУБЪЕКТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
И. П. Краснощеченко
Аннотация: в работе обоснована и представлена типология траекторий субъектно-профессионального развития студентов-психологов в образовательном пространстве вуза, основывающаяся на результатах мониторинга всего периода обучения в вузе по параметрам активности, включенности в различные виды деятельности, мотивации достижения и т. д. Даны характеристики 7 типов таких траекторий: предопределенно-целенаправленной, разносторонне-активной, учебноориентированной, постепенного вхождения в образовательный процесс, разносторонне-поверхностной, самореализации за пределами профессионального образования и диффузной. Показано соотношение траекторий и уровней развития профессиональной субъект-ности студентов-психологов к завершению профессионального образования.
Ключевые слова: субъект, субъектно-профессиональное развитие, траектория, стратегия развития, образовательное пространство вуза, деятельность.
The summary: The justification and the typology of trajectories of subject and professional development of psychology students in the educational area of the university, based on results of monitoring the entire period of study at a university in the parameters of activity, involvement in various activities, achievement motivation, etc., are given Features 7 types of trajectories: predictably, focused, versatile, active, education-oriented, gradual entry into the educational process, versatile, superficial, self-fulfillment outside of vocational education and diffuse. Shows the relationship between trajectories and levels of development of professional subjectivity of psychology students to complete vocational training.
Keywords: subject, subject and professional development trajectory, strategy development, educational space university activities.
В условиях модернизации российского общества, как никогда прежде, актуальными и востребованными становятся такие качества современного че-