Научная статья на тему 'Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростк'

Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростк Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ETNOINTEGRIRUYUSCHIE IMAGES / PSYCHOPROPHYLAXIS / DELINQUENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухарев А. В., Грачев В. С.

на основе этнофункционального подхода в психологии исследуются особенности развития подростков, обусловливающие склонность к делинквентному поведению. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере личности оказывает влияние на различные индивидуальнопсихологические характеристики, повышающие степень психологической адаптированности и уменьшающие риск возникновения делинквентного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухарев А. В., Грачев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

on the base of ethnofuctional approach in psychology the development of personality of teenagers with inclination for delinquent behaviour is investigated. The results reveal that recovering of ethnointegral images of nature has influence on different individual-psychological features witch improve a degree of psychological adaptation and reduce a risk of delinquent behavior beginnings.

Текст научной работы на тему «Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростк»

ны. При этом наличие чувства гнева лишь усиливает тенденцию к действию, а агрессивное поведение может блокироваться. В модели когнитивной настройки основным фактором, модулирующим эмоциональные явления, выступает приближение (удаление) от цели, а негативные эмоции, выявляя неблагополучие ситуации, способствуют необходимой при этом мобилизации.

Дезорганизующая функция эмоций проявляется в нарушении целесообразности и социальной опосредованности поведения индивида. Недостаточное внимание вопросам гнева связано с тем, что он является эмоцией, ориентированной на преодоление, и переживается при столкновении с препятствиями, мешающими осуществлению посильной человеку деятельности. Однако из-за того, что гнев и ярость (рассматриваемые как крайнее проявление гнева) могут воплотиться в целенаправленные действия, внимание клиницистов смещено с эмоций на поведенческие проявления.

Гнев выступает эмоциональным условием, наносящим вред здоровью. Существуют данные о связи между ним и нездоровым образом жизни (употребление алкоголя, отсутствие правильного питания, курение, плохой сон, не-

соблюдение медицинского режима, недоверие врачам). Согласно результатам метапсихологического исследования между гневом и артериальной гипертензией существует простая корреляционная связь. При этом авторы предостерегают от попыток причинно-следственного толкования этой связи, рассматривая подавление или проявление гнева в качестве патогенных факторов лишь наравне с другими, такими как наследственная предрасположенность или хронический стресс.

Изучение психологических, физиологических, биохимических, наследственных, ситуативных и других механизмов гнева, враждебности, насилия и агрессии открывает перед учеными широкий спектр возможностей для профилактики криминального и девиантно-го поведения и лечения серьезных соматических и психических заболеваний.

Среди направлений дальнейших психологических исследований следует отметить необходимость разработки и совершенствования психодиагностических методов, которые позволят производить точную и дифференцированную оценку агрессивности и враждебности, а также эффективных методов психотерапии.

Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростков

А.В. Сухарев, В.С. Грачев

Аннотация: на основе этнофункцио- дуются особенности развития подрост-нального подхода в психологии иссле- ков, обусловливающие склонность к де-

линквентному поведению. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что восстановление эт-ноинтегрирующих образов природы в образной сфере личности оказывает влияние на различные индивидуально-психологические характеристики, повышающие степень психологической адап-тированности и уменьшающие риск возникновения делинквентного поведения. Ключевые слова: этноинтегрирующие образы, психопрофилактика, делинк-вентное поведение.

Summary: on the base of ethnofuctional approach in psychology the development of personality of teenagers with inclination for delinquent behaviour is investigated. The results reveal that recovering of eth-nointegral images of nature has influence on different individual-psychological features witch improve a degree of psychological adaptation and reduce a risk of delinquent behavior beginnings. Keywords: etnointegriruyuschie images, psychoprophylaxis, delinquent behavior.

Проблема предупреждения правонарушений среди подростков в настоящее время приобрела особую значимость, а эффективность профилактики делинквентного поведения оставляет желать лучшего. Анализ состава лиц, совершивших преступления в 90-е годы, показывает, что среди них доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет составляет приблизительно 60-65 %. При этом отдельные виды делинквентного поведения носят преимущественно подростковый характер. Это обстоятельство обусловливает исключительную актуальность поиска новых методов психопрофилактики криминального поведения в подростковом возрасте.

В науке существует ряд подходов, в рамках которых раскрывается проблема происхождения делинквентного поведения — биологический (Ч. Ломбро-зо, У. Шелдон, К. Лоренц), социальный (социально-психологический) (Э. Дюрк-гейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), психологический (К. Хорни, Э. Эриксон, А. Адлер), поведенческий (У. Шелдон, Д. Кауфманн, Й. Галлахан), экологический и др. Однако ни один из перечисленных подходов не рассматривает поведение человека как целостное—в системе экологических, социальных, нравственных, природно-биологических и других факторов. Соответственно психопрофилактические методы, основанные на данных подходах, имеют тот же недостаток.

В условиях «этнокультурной мозаич-ности» современного общества в качестве актуального методологического подхода, потенциально учитывающего всю систему условий возникновения делинквентного поведения, может выступать этнофункциональная парадигма в психологии.

Основной принцип этнофункцио-нальной парадигмы — принцип этно-функциональности — является расширением этнологического представления об этнической функции культуры (Бромлей, 1983), интегрирующей или дифференцирующей человека с тем или иным этносом на все этнические признаки (климато-географические, ра-сово-биологические, культурно-психологические, социальные и трансцендентные) (Сухарев, 2008).

Согласно принципу этнофункцио-нальной системности природно-биоло-гические, культурно-психологические и трансцендентные (духовные) элементы этносреды (и человека) находятся

в неразрывной взаимосвязи, а ее нарушение вызывает разрушительные для данного человека, его личности и этнической системы в целом процессы.

В рамках этнофункционального подхода в психологии рассматривается этническая функция элементов образной сферы личности как системы устойчивых «вторичных образов» — памяти, представлений, сновидений и других, имеющих регулятивную функцию в поведении личности (Гостев, 2007). Образная сфера личности в данном подходе рассматривается как развитие в ее онтогенезе системы образов эт-носреды — внешней (социум, культура, природа), внутренней (психика, биолого-антропологические факторы), а также их трансцендентных прообразов (духи природных стихий, религиозные представления - трансцендентные прообразы дествительности). Отношение к образам природы конкретной этносреды и их трансцендентным прообразам является важнейшим параметром онтогенеза личности. В процессе адаптации личности системообразующую роль играет положительное эмоциональное отношение к образам природы ареала ее рождения и проживания, то есть этноинтегрирую-щие образы (Сухарев, 2008).

Важнейшим в этнофункциональной парадигме выступает принцип этно-функционального единства микро- и макрокосма в психологии, постулирующий, что последовательность и содержание этапов историогенеза ментальности конкретной этносреды аналогично последовательности и содержанию развития образной сферы личности в онтогенезе. С данным принципом связан и другой важнейший принцип — этно-функционального развития.

Согласно принципу этнофункцио-нального развития содержание образной сферы личности на каждой стадии и их последовательность соответствуют последовательности и образному содержанию ментальности этапов развития этносреды рождения и проживания конкретной личности. Каждая стадия этнофункционального развития личности характеризуется ведущим образным содержанием. Это содержание аналогично образному содержанию менталь-ности соответствующего этапа развития этносреды, имеющего на данном этапе основную регулятивную функцию (например, образы природы, сказочно-мифологические образы, христианские представления и т. д.).

Исходя из представлений о содержании ментальности важнейших этапов исторического развития России этнофункциональное развитие личности в русской этносреде может быть описано в виде последовательных стадий: доисторической, природной, сказочно-мифологической, религиозно-этической, просвещения и др. (Сухарев, 2008).

Образное содержание и последовательность указанных выше стадий отражает и соответствующий характер нарушений этнофункционального развития личности. Эти нарушения, согласно нашим эмпирическим исследованиям, могут обусловливать формирование ведущих типов аффекта: апатии, тоски, тревоги, гнева, мании как в норме, так и в патологии (Сухарев, Степанов, 2006).

Типы нарушения этнофункциональ-ного развития личности таковы: наличие этнодифференцирующего образного содержания стадий этнофункцио-нального развития личности, нарушение

последовательности стадий, задержка стадии развития и выпадение (то есть отсутствие соответствующего образного содержания в воспоминаниях) той или иной стадии развития. Нарушения этнофункционального развития личности могут обусловливать возникновение психической, психосоматической и социально-нравственной дезадапти-рованности личности (Сухарев, 2008).

Для настоящего исследования определяющее значение имеет содержание «природной» стадии этнофункциональ-ного развития личности. Она соответствует теоретически обозначенному «хтоническому преданимистическому» (Лосев, 1997) этапу развития русской этносреды и началу «дословесного» (Стерн, 1915), а в конце стадии—«словесного» взаимодействия личности с эт-носредой. Ведущим образным содержанием на данной стадии являются образы природных явлений и стихий ареала рождения и проживания личности.

Оптимальные периоды этнофунк-ционального развития личности - эмпирически выявленные для конкретной этносреды возрастные периоды, оптимальные для начала стадий развития личности. Для русской этносреды оптимальный период начала природной и сказочно-мифологической стадий — от 0 до 5 лет, религиозно-этической — 6-8 лет и т. д. (Сухарев, 2008).

С позиций этнофункционального подхода нарушение отношения человека к окружающей природной среде, а также прохождения «природной» стадии этно-функционального развития личности практически всегда связаны с такими симптомами, как тревога, страх перед будущим, сопутствующими первой фазе адаптационного синдрома (Селье, 1960).

Повышенный уровень тревожности, по мнению криминологов, является одним из важных психологических условий формирования делинквентного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, 1996). В то же время, по-видимому, склонность к делинквентному поведению связана и с моральным сознанием личности, а также с отношением к существенным для русской культуры христианским заповедям.

Наличие позитивного отношения (как наибольшее предпочтение) к этно-дифференцированному («неродному») образу природы требует от человека относительно больших адаптационных усилий для ассимиляции данного образа в целостную образную сферу личности. Проведенные исследования выявили связь роста тревожности в более позднем возрасте с нарушением отношения к образам природы в раннем онтогенезе личности (Сухарев, 2008).

В связи с изложенным цель исследования —выявление возможности применения этнофункционального подхода в целях профилактики делинквентного поведения у подростков.

Общая гипотеза исследования — склонность подростков к делинк-вентному поведению связана с различными особенностями этнофункциональ-ного развития образной сферы личности.

Частная гипотеза исследования — восстановление этноинтегрирую-щих образов природы в образной сфере личности способствует снижению у подростков склонности к делинквентному поведению.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы: теоретико-

методологический анализ научной литературы по проблеме профилактики криминального поведения, методика структурированного этнофункциональ-ного интервью, в процессе которого выявлялось также отношение подростков к христианским заповедям (А.В. Сухарев), констатирующий и формирующий эксперимент с использованием контрольных групп, тест цветовых пятен Рорша-ха; методика определения склонности к делинквентному поведению, методика выявления уровня школьной тревожности Филлипса. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью х2-критерия Пирсона.

В эксперименте приняли участие учащиеся 6-7-х классов школы № 1316 г. Москвы. Было обследовано 100 человек в возрасте от 13 до 14 лет. Все родились в средней полосе России и считают себя русскими по самоопределению.

На этапе констатирующего эксперимента все испытуемые были обследованы по методике диагностики склонности к делинквентному поведению А.Н. Орла (Фетискин, 2002) и затем разделены на 2 группы по 20 человек. В первую группу отбирались подростки с выраженными показателями склонности к делинквентному поведению. Исходным критерием отбора в «делинквентную» группу были показатели в баллах, превышающие норму по шкале склонности к делинквентному поведению в целом. В группу «условная норма» набирались подростки с относительно низким уровнем баллов по шкале склонности к де-линквентному поведению.

Данные группы были обследованы также по методике этнофункциональ-ного структурированного интервью

(выявлялось отношение подростков к христианским заповедям), методике диагностики тревожности Филипса (Рогов, 2000) и по тесту Роршаха (БоИт, 1972).

На этапе формирующего эксперимента была набрана группа из 20 подростков со склонностью к делинквент-ному поведению, с которой была проведена серия этнофункциональных психо-коррекционных занятий, целью которых было восстановление отношений к природным образам этносреды их рождения и проживания. В процессе работы, в частности, испытуемым предлагалось «перевоплотиться» в те или иные природные стихии и явления, обсудить и вербализировать свои эмоциональные отношения к образам русской природы.

Также была создана контрольная группа, на которую не оказывалось пси-хокоррекционного воздействия.

Обе группы были обследованы по всем методикам до и после психокоррекции.

Результаты констатирующего эксперимента

В «делинквентной» группе по сравнению с «условной нормой» была выявлена повышенная склонность к нарушению норм и правил, аддиктивному поведению и агрессии и насилию. В онтогенезе участников «делинквентной» группы преобладали этноинтегрирую-щие образы природы в возрасте после 5 лет («задержка начала природной стадии развития личности»). В группе «норма» преобладали этноинтегрирую-щие образы родной природы в возрасте до 5 лет (оптимальный возраст для начала природной стадии). У подростков «делинквентной» группы по сравнению

с «условной нормой» в возрасте с 5 до 8 лет преобладали этнодифферен-цирующие образы природы.

При этом достоверных различий в возрасте начала и образном содержании религиозно-этической стадии в обеих группах выявлено не было. Большинство детей в обеих группах прошли данную стадию в оптимальный пе-риод—6-8 лет (Сухарев, 2008). Однако в «делинквентной» группе было выявлено нарушение отношения ко всем христианским заповедям достоверно больше, чем в «нормальной» группе.

Также в образной сфере делинквент-ных подростков на момент обследования преобладали этнодифференциру-ющие образы природы, образы перекрестных «антропоэстетических» по-лоролевых выборов и образы культуры (литературные, музыкальные и др.).

По результатам проведения теста Роршаха было выявлено увеличение общего количества «шоков» в «де-линквентной» группе испытуемых, что является признаком эмоционального торможения когнитивных процессов. В группе «условная норма» выявлено больше ответов типа РРЬ+—показате-ля гармоничного взаимодействия аффекта и интеллекта, хорошей эмоциональной приспособляемости. В группе «норма» также преобладали ответы типа РШ+, которые являются показателем хорошей способности интеллектуального контроля тревоги. Ответы типа (недостаточный интеллектуальный контроль тревоги) в «делинквентной» группе встречаются чаще, чем в группе «условная норма».

В результате обследования по методике диагностики тревожности Филипса в группе «делинквентных» подростков, по

сравнению с «условной нормой», был выявлен повышенный уровень тревожности.

Обсуждение результатов констатирующего эксперимента

В «делинквентной» группе по сравнению с «условной нормой» имеют место нарушения этнофункционального развития личности на природной стадии и, по-видимому, как следствие (Сухарев, 2008), наличие этнодифференцирую-щих образов природы в образной сфере личности в момент обследования. Этно-дифференцирующие образы в содержании природной стадии в возрасте 58 лет связаны с наличием тревожного и тоскливого аффектов (Сухарев, Степанов, 2006). Это соотносится с результатами ранее проведенных эмпирических исследований, в которых было выявлено, что наличие этнодифферен-цирующих образов в образной сфере на момент обследования астенизирует личность и связано с наличием у нее относительно поздно сформировавшейся в онтогенезе тревоги (Сухарев, 2008; Шапорева, 2007). Обусловленность тревоги этнодифференцирующими образами животных косвенно подтверждается в исследованиях: Р. Мэй (1979) отмечал, что знакомство с экзотическими животными связано с возникновением у детей тревоги.

В этнофункциональном онтогенезе личности в «делинквентной» группе и в «условной норме» практически отсутствуют различия (и нарушения) в прохождении религиозно-этической стадии. При этом имеются различия в отношении ко всем христианским заповедям на момент обследования — в «делинк-вентной» группе все заповеди отвергаются. На наш взгляд, это свидетель-

ствует о недостаточно «фундированном» усвоении детьми из «делинквентной» группы религиозно-этических норм и в соответствии с принципом этнофунк-ционального развития (Сухарев, 2008) может быть связано с наличием у них нарушений на более ранней—«природной» стадии.

Отметим также, что повышенные показатели уровня тревоги и снижение способности к интеллектуальному контролю тревоги в «делинквентной» группе по сравнению с «нормой» были выявлены соответственно по методике Филипса и по тесту Роршаха.

В связи с тем что повышенный уровень тревоги является условием возникновения делинквентного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, 2002), полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарушение этнофунк-ционального развития образной сферы

личности на природной стадии и наличие в образной сфере личности предпочитаемых этнодифференцирующих образов природы связано с возникновением делинквентного поведения. Кроме того, можно утверждать, что хотя отвержение христианских заповедей связано со склонностью подростков к делинк-вентному поведению, это отвержение, в свою очередь, может быть обусловлено нарушением этнофункционального развития личности на природной стадии.

Результаты

формирующего эксперимента

Из таблицы 1 следует, что после проведения психокоррекционных занятий достоверно уменьшилась склонность к делинквентному поведению, в том числе склонность к нарушению норм и правил, к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию.

Таблица 1

Динамика показателей методики выявления склонности к делинквентному поведению у испытуемых экспериментальной группы до и после психокоррекции,%

Шкалы

Склонность к нарушению норм и правил Склонность к аддиктивному поведению Склонность к агрессии и насилию Склонность к делинквентному поведению

Г р у п п а До психокоррекции 75 55 75 100

После психокоррекции 40 20 40 50

Уровень значимости p< 0,01 p< 0,01 p< 0,01 p< 0,01

По результатам теста Роршаха была щего количества «шоков» после про-выявлена тенденция к уменьшению об- ведения психокоррекционных занятий,

что является признаком снижения эмоционального торможения когнитивных процессов. Также было выявлено увеличение числа ответов типа РРЬ+—по-казателя гармоничного взаимодействия аффекта и интеллекта, хорошей

эмоциональной приспособляемости. Появилась тенденция к уменьшению количества ответов типа которые указывают на недостаточную способность к интеллектуальному контролю тревоги.

Таблица 2

Динамика показателей Роршах-теста у испытуемых экспериментальной группы до и после психокоррекции, %

Показатели Роршах-теста

Всего ответов Количество шоков РРЬ+ РЬР риа+ иар

Г р у п п а До психокоррекции 535 24 6 1,5 2,2 4,3

После психокоррекции 517 9 24 4 3,5 0

Уровень значимости — р< 0,05 р< 0,01 — — р<0,05

Динамика количества этнодифференцирующих образов в предпочтениях личности экспериментальной группы испытуемых до и после психокоррекции по результатам этнофункционального интервью, %

Этнические признаки

Расово-биологические Климато-географические Социокультурные Общее количество этнодиффе-ренцирующих образов

Г р у п п а До психокоррекции 65 100 50 215

После психокоррекции 10 20 10 40

Уровень значимости р< 0,001 р< 0,001 р< 0,05 р< 0,001

Таблица 3

Из таблицы 3 видно, что после прове- изошло достоверное снижение общего дения психокоррекционных занятий про- количества этнодифференцирующих об-

разов, в том числе расово-биологических и климато-географических, а также появилась тенденция к снижению социокультурных этнодифференцирующих образов.

После проведения психокоррекции у подростков достоверно увеличилось количество этноинтегрирующих образов природы в этнофункциональном онто-

В соответствии с таблицей 4 после психокоррекции у подростков достоверно улучшилось отношение ко всем христианским заповедям.

Таблица 5

генезе личности до 5 лет, а количество этноинтегрирующих образов природы после 5 лет—достоверно снизилось. Появилась тенденция к снижению количе-

Таблица 4

Количество подростков экспериментальной группы, принимающих христианские заповеди до и после психокоррекции, %

Нарушения отношений к христианским заповедям

I II III IV V VI VII VIII IX X

Г р у п п а До психокоррекции 35 55 0 50 0 45 55 50 75 30

После психокоррекции 5 15 0 10 0 5 15 10 20 5

Уровень значимости Р< 0,001 Р< 0,001 - Р< 0,001 - Р< 0,001 Р< 0,001 Р< 0,001 Р< 0,001 Р< 0,001

Динамика количества образов природы в онтогенезе развития личности подростков в экспериментальной группе до и после психокоррекции, %

Наличие образов п образной сс рироды в онтогенезе эеры личности

Этноинтегри-рующие образы природы до 5 лет Этнодиффе-ренцирующие образы природы до 5 лет Этноинтегри-рующие образы природы после 5 лет Этнодиффе-ренцирующие образы природы после 5 лет

Г р у п п а До психокоррекции 0 0 80 20

После психокоррекции 75 10 15 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень значимости Р< 0,001 — Р< 0,001 Р> 0,05

ства этнодифференцирующих образов природы после 5 лет.

В контрольной группе изменений ни по одному из перечисленных показателей зафиксировано не было.

Приведем пример идиографическо-го описания процесса занятий по этно-функциональной коррекции у одного из подростков экспериментальной группы.

Учащийся А., 13 лет, родился в Москве, помнит себя с 4 лет, считает себя русским, в питании предпочитает гамбургеры и колу, зима не нравится, хотел бы, «чтобы ее не было вообще». Хочет постоянно жить в теплом месте у моря, например в Сочи. Любимая природа—тропики и море. Русских народных традиций не знает.

Первое воспоминание о природе относит к 4 годам, когда ездили отдыхать в Таиланд. Помнит море и джунгли, обезьян и слонов.

В 5 лет впервые появились мысли о добре и зле, когда подрался с братом, и родители, по его мнению, несправедливо рассудили, кто из них прав, а кто виноват.

Считает себя православным, но уверен, что в церковь ходить необязательно, молитв не знает.

В результате выяснения отношения к христианским заповедям оказалось, что он не согласен с большинством из них.

У испытуемого выявлена склонность к делинквентному поведению, повышенная тревожность.

На начальном этапе этнофункцио-нальной коррекции, в процессе упражнения «погружение в образ ручья» он описал грязевой поток, идущий в тропическом лесу с вершины холма; при этом не испытал никаких чувств («ничего не чувствую»). Остальные образы при-

роды, которые представлял подросток, также были экзотическими (то есть эт-нодифференцирующими).

После цикла занятий по этнофункци-ональной коррекции первые воспоминания испытуемого о родной природе были связаны уже с русской деревней, где он проводил лето с бабушкой в возрасте 4 лет. Изменились предпочитаемые образы природы — появились березовый и еловый лес, лесные озера. Образы природы в процессе этнофункционального «погружения» к концу психокоррекции стали исключительно этноинтегрирую-щими.

Во время повторного обследования после психокоррекционных занятий у испытуемого изменилось отношение к христианским заповедям—он согласился с ними.

По результатам теста Филипса у школьника достоверно снизился уровень тревожности и неконтролируемой тревоги по тесту Роршаха. В итоге у подростка также снизилась склонность к делинквентному поведению.

Обсуждение результатов

формирующего эксперимента

После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе в образной сфере личности подростков произошло восстановление этноинтегрирующих образов природы — испытуемые стали чаще вспоминать образы родной природы, а также относить их к более раннему возрасту (табл. 5).

Данный факт свидетельствует о расширении «когнитивной ретроспективы» (Сухарев, 2008) в образной сфере испытуемых, что, по-видимому, может быть связано со снижением степени

эмоционального торможения когнитивных процессов. Можно предположить, что всестороннее, целостное переживание, вербализация и осознание различных характеристик образов природы напоминает детям об их наличии в онтогенезе образной сферы и помогает точнее определять не только сам факт, но и время появления данных образов.

В экспериментальной группе испытуемые стали более позитивно относиться к христианским заповедям, что может быть объяснено с позиций принципа эт-нофункциональной системности и развития. Вследствие этнофункциональной коррекции в центре внимания испытуемых оказываются этноинтегрирующие образы природы, системно связанные с остальными признаками русской эт-носреды (в идеале). Это, в свою очередь, обусловливает системные изменения во всей образной сфере личности, в том числе в ее отношении к христианским заповедям.

Данные результаты соотносятся с результатами эмпирических исследований о роли этноинтегрирующих образов природы в формировании положительного отношения к христианским заповедям, а также связи этнодифференцирующих образов с нарушением христианских заповедей (Чулисова, 2010).

Полученные результаты подтверждают результаты эмпирических исследований отношения к природе, свидетельствующие о том, что формирование позитивного, «самоценного» отношения к родной природе (на контингенте подростков) выступает условием развития личности и формирования у нее таких нравственных качеств, как справедливость, честность, склонность к сопере-

живанию и др. (В.Е. Орел, В.И. Панов, Г.В. Шейнис и др.).

В соответствии с принципами этно-функциональной системности и развития восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере личности оказывает влияние на различные индивидуально-психологические характеристики, повышающие степень психологической адаптированности и уменьшающие риск возникновения делинк-вентного поведения (табл. 1), а именно: на снижение уровня тревоги, повышение качества взаимодействия аффекта и интеллекта (табл. 2), а также способствует более позитивному отношению к христианским заповедям.

Результаты экспериментально-психологического этнофункционального исследования подтвердили положение о системности взаимосвязей человека и природы (Ананьев, 1980). По замечанию М.И. Воловиковой (1995), нарушение «экологии природы» приводит к нарушению «экологии души». Центрирование человека на природе помогает ему психологически изменить себя (Панов, 2006). Результаты нашего исследования подтверждают имеющиеся теоретические и эмпирические результаты, свидетельствующие о существенной роли отношения человека к природе для его психической адаптированности, здоровья и др. (Авцын, 1972; Бабикер и др., 1980; Юнг, 1993).

Исследование выявило в целом позитивное влияние этноинтегрирующих образов природы на динамику эмоциональных и когнитивных характеристик личности и имеющее всеобщее значение для ее поведения отношение к морали.

В заключение следует отметить, что в результате теоретического и экспери-

ментального исследования подтверждена возможность применения этно-функционального подхода к психопрофилактике делинквентного поведения у подростков. Подтверждено также, что нарушения этнофункционального развития личности — это одно из условий возникновения склонности к делинк-вентному поведению. В свою очередь, восстановление в процессе психолого-педагогических воздействий у подростков системы отношений личности к родной природе и сказочно-мифологической стороне русской этносреды обусловливает снижение у них склонности к делинк-вентному поведению.

Результаты настоящего исследования могут быть полезны для практического использования в целях психопрофилактики склонности к делинквентно-му поведению в системе образования и практике психологического консультирования, а также для составления образовательных программ. Полученные результаты, на наш взгляд, являются перспективными для дальнейших исследований в области психопрофилактики и коррекции делинквентного поведения в подростковой среде.

Выводы

1. Наличие этноинтегрирующих образов природы в онтогенезе образной сферы личности до 5 лет связано со снижением у подростков склонности к делинквентному поведению.

2. Наличие этнодифференцирующих образов природы в онтогенезе образной сферы личности в возрасте с 5 до 8 лет связано с формированием у подростков склонности к делинквентному поведению.

3. Восстановление в образной сфере личности у подростков этноинтегриру-ющих образов природы обусловливает снижение склонности к делинквентному поведению.

Литература

1. Авцын А.П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972.

2. Адлер А. Индивидуально-психологическое лечение неврозов//Психотерапия. 1913. № 1.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

6. Воловикова М.И., Трофимов А. Возвращение к себе (психология, символ, культура). М.: Т-во рос. книгоиздателей, 1995.

7. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. М.: Мысль, 1994.

9. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004.

10. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М.: Изд-во МПСИ, 2007. С. 17, 26, 27.

11. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск: Наука, 1990.

12. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

13. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1997.

14. Мертон Р.К. Социальная структура и ано-мия//Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.