Научная статья на тему 'Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в православном воспитании осуждённых за тяжкие насильственные преступления'

Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в православном воспитании осуждённых за тяжкие насильственные преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИЕ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ / ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ / CRIMINAL BEHAVIOR / ETHNOFUNCTIONAL APPROACH / ETHNOINTEGRATIVE AND ETHNODIFFERENTIAL IMAGES OF NATURE / CHRISTIAN COMMANDMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

Применение этноинтегрирующих образов природы в психолого-педагогической работе с осуждёнными за тяжкие насильственные преступления способствует формированию у них более положительного отношения к христианским заповедям, а также способствует положительным изменениям в эмоциональной и когнитивной сферах их личности. Напротив, применение этнодифференцирующих образов природы способствует формированию более отрицательного отношения к христианским заповедям, повышению склонности к совершению противоправных поступ128ков, а также негативным изменениям в эмоциональной и когнитивной сферах личности осуждённых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Ethnointegrative and Ethnodifferential Nature Images used in psychological and pedagogical work with people convicted for violent crimes

Using of ethnointegrative images of nature in psychological work with people convicted for violent crimes produces an increase in their positive relation to Christian Commandments and positive changes in emotional and cognitive sphere. And on the contrary using of ethodifferential images stimulates their negative relation to Christian Commandments, produces an increase in desposition to criminal behavior and destructive changes in emotional and cognitive sphere.

Текст научной работы на тему «Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в православном воспитании осуждённых за тяжкие насильственные преступления»

РОЛЬ ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИХ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИХ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ В ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ ОСУЖДЁННЫХ ЗА ТЯЖКИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А. П. Чулисова

По мнению ряда специалистов, наиболее эффективным методом вторичной профилактики криминального поведения является «духовная психотерапия» или религиозное (в данном случае — православное) воспитание1. Неотъемлемой частью воспитательной работы, проводимой в исправительных учреждениях в советские времена, являлось трудовое воспитание — привлечение к производительному труду, необходимому для формирования позитивных моральных ценностей2. В постпере-строечный период, как и в XIX в., наряду с производительным трудом, важным аспектом воспитательной работы с осуждёнными стало православное воспитание: в исправительных учреждениях начали строиться храмы, священнослужителями стали проводиться службы, получила распространение религиозная литература и т.д.3 В настоящее время всё реже становится возможным применение метода трудового воспитания осуждённых в связи с отсутствием во многих исправительных колониях России сферы производства. В то же время почти над всеми исправительными колониями возвышаются купола православных церквей.

Православное воспитание в русской ментальности, в частности воспитание положительного отношения к христианским заповедям, несомненно, способствует формированию морали, которая является наиболее общим регулятором поведения личности4. Православное воспитание представляет собой метод профилактики возникновения криминального поведения.

В России отношение к христианским заповедям является неотъемлемой частью отношений к моральным ценностям, а отношение к Богу — основой морали, так как христианство представляет собой важнейшую составляющую русской культуры.

Необходимость православного воспитания осуждённых в исправительных учреждениях не вызывает сомнений. В то же время система воспитания, основанная только на формировании представлений о моральных, религиозно-этических ценностях, может являться не вполне эффективной. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение количества рецидивов преступлений, в том числе тяжких насильственных, таких, как убийство, разбой, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести и др.5 В связи со сказанным возникает проблема изучения причин недостаточно эффективного усвоения осуждёнными в исправительных учреждениях моральных ценностей. Как показывает ряд исследований, препятствовать полноценному усвоению моральных ценностей может наличие нарушений в раннем развитии личности и, как следствие, недостаточно сформированный самоконтроль, в частности когнитивный контроль эмоциональной сферы0.

Согласно криминально-психологическим исследованиям Ю. М. Антоняна, М. И. Еникеева, В. Е. Эминова7, В. Л. Васильева8 и др., важнейшей психологической причиной возникновения и роста преступного поведения является тревожность, формирование которой связано с нарушением самоконтроля. Вместе с тем личностная тревога, а также поведение в целом могут быть обусловлены рядом взаимосвязанных причин: этнокультурной «мозаичностью» общества, следствием которой является «культуршок»9, нарушением эмоциональной связи с родной природой10, воздействием криминальной субкультуры11 и др. В целом, речь идёт о разнородных социальных, культурных, природно-климатических, конфессиональных и др. факторах, системно не учитывающихся в исследовании их влияния на развитие личности, её поведение, в профилактике преступного поведения и, в частности, в воспитательной работе с осуждёнными.

В связи со сказанным исторически актуальным и продуктивным для профилактики преступного поведения является метод этнофункционального воспитания, системно, на единой методологической основе учитывающий все вышеперечисленные факторы, влияющие на личность12.

Данный метод опирается на регулятивный потенциал изменения этнической функции пространственных (на момент обследования) и онтогенетических характеристик образной сферы личности и, в частности, образов природы. Образная сфера является интегральной характеристикой личности13. В связи с этим характеристики образной сферы могут обусловливать особенности эмоциональной, когнитивной, нравственной и других сфер личности14.

Образы природы, как показано в этнофункциональных исследованиях, взаимосвязаны с особенностями различных сфер личности; при этом подчёркивается ведущая роль в развитии личности отношения к родной природе, взятого в системной взаимосвязи с культурными, антропологическими, религиозно-этическими характеристиками этносреды15. Важность отношения к образам природы для развития личности и её поведения в целом отмечается во многих исследованиях10. Установлено также, что общение с объектами природы может обусловливать существенные «преобразования образа мира личности»17, формирование нравственных качеств18 и связано с формированием правовых норм19. В процессе этнофункционального воспитания осуществляется, в частности, восстановление этоинтегрирующих образов природы в образной сфере личности.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении роли этнической функции образов природы в процессе этнофункционального воспитания осуждённых за насильственные преступления на особенности эмоциональной, когнитивной, нравственной сфер их личности.

В качестве теоретико-методологической основы исследования мы использовали концепцию возникновения преступного поведения20, а также концепцию образной сферы человека21. Системный учёт влияния различных факторов на особенности личности осуждённых за насильственные преступления осуществлялся с позиций актуальной в современной культурно-исторической ситуации этнофун-кциональной парадигмы в психологии22, опирающейся на психологическую кате-

горию образа как «единицу психического»23. Данная парадигма основана на ряде методологических принципов: принципе этнофункциональной системности, этно-функционального единства микро- и макрокосма, из которого следует принцип эт-нофункционального развития, и др.

Важным понятием этнофункциональной парадигмы является понятие этносреды, включающей внутренние (биологические, психологические), внешние (ландшафтно-климатические (природные), социокультурные) и трансцендентные (Христос, духи природных стихий и т.д.) этнические признаки. Каждый элемент образной сферы личности — вторичный образ этносреды — наделён этнической функцией. Данная функция может принимать два значения: этноинтегрирующее, то есть объединяющее личность с родной этносредой, или этнодифференцирующее, разобщающее с ней.

На основании принципов этнофункционального развития и системности мы предполагали, что восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере осуждённых за насильственные преступления в процессе этнофункционального воспитания может обусловливать положительные изменения особенностей эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сфер их личности. Вместе с тем мы также предполагали, что восстановление этнодифференцирующих образов природы может обусловливать отрицательные изменения особенностей данных сфер личности.

В исследовании сочеталось применение номотетического и идиографичес-кого подходов, а также использовались следующие эмпирические методы: 1) для диагностики «пространственной» и «онтогенетической» составляющих образной сферы личности испытуемых использовался метод структурированного этнофункционального интервью24; в процессе данного интервью выявлялось также отношение испытуемых к моральным ценностям на примере христианских заповедей; 2) для определения склонности личности осуждённых к совершению противоправных поступков (делинквентному поведению), являющейся важнейшим показателем нравственности, использовался «Опросник склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла25; д) для исследования особенностей эмоциональной и когнитивной сфер личности испытуемых применялся тест Роршаха20; е) для восстановления этноинтегрирующего содержания образов природы в образной сфере личности осуждённых за насильственные преступления в формирующем эксперименте 1 использовался метод этнофункциональной коррекции27. Для того чтобы дифференцировать влияние этноинтегрирующих образов природы от этнодифференцирующих, проводился формирующий эксперимент 2, в котором осуществлялось восстановление этнодифференцирующих образов природы в образной сфере личности осуждённых за насильственные преступления. Математико-статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью %2-критерия Пирсона.

В исследовании приняли участие 203 человека. Были обследованы 88 мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, не привлекавшихся к уголовной ответственности, — курсанты Академии гражданской защиты МЧС РФ (группа «законопослушные»). Вместе с тем проведено обследование 115 мужчин в возрасте от 20 до 33 лет, осуж-

дённых за тяжкие насильственные преступления, а именно за разбойные нападения, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, убийства, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Саратовской области, а также в СИЗО № 3 г. Москвы {группа «осуждённые»),

Этничность обследуемых по самоопределению: 95% — русские (остальные 5% — представители бывших республик СССР). Все участники исследования родились и проживали первые 5 лет в средней полосе России и большинство из них (92,7%) считало себя христианами (православными).

В первой части исследования (констатирующем эксперименте) выявлялась связь психологических особенностей личности осуждённых за насильственные преступления с этнофункциональными характеристиками её образной сферы (с помощью сравнения данных особенностей личности у законопослушных и осуждённых). Результаты констатирующего эксперимента показывают, что такие особенности личности осуждённых за насильственные преступления, как неконтролируемая эмоциональность и тревога, эмоциональное торможение когнитивных процессов, отвержение христианских заповедей, связаны с возникновением природных и сказочных образов не ранее 5 лет, представлений о Боге, грехе и справедливости не ранее 9 лет, а также с предпочтением этнодифференцирующих образов животных, ландшафта, климата и антропологических типов лиц противоположного пола28.

Во второй части исследования проводился формирующий эксперимент 1, в процессе которого осуществлялось восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере личности осуждённых экспериментальной группы 1; также проводился формирующий эксперимент 2: восстановление этнодифференцирующих образов природы в образной сфере осуждённых экспериментальной группы 2.

Этнофункциональное воспитание личности испытуемых экспериментальных групп проводилось в форме групповых занятий: осуждённым предлагалось в состоянии мышечной релаксации представить (вспомнить или вообразить) образы родной или экзотической природы (животных, деревьев, природных ландшафтов). В процессе представления данных образов испытуемые переживали, осознавали и вербализовывали их эмоциональные, когнитивные и двигательные характеристики.

Мы полагали, что криминальная субкультура является этнодифференцирую-щей в любой этносреде (вряд ли преступники, осуждённые за тяжкие насильственные преступления, в какой бы то ни было этносреде могут считаться в полной мере культурными людьми). Для того чтобы выявить характер влияния на осуждённых этнодифференцирующих образов криминальной субкультуры, распространённой в среде отбывания наказания, в формирующем эксперименте 1 фиксировались изменения этнофункциональных характеристик образной сферы, а также психологических особенностей личности испытуемых контрольной группы (в данной группе не проводились занятия по этнофункциональному воспитанию). Следует отметить, что воздействию криминальной субкультуры подвергались испытуемые как контрольной, так и экспериментальных групп.

Результаты экспериментального исследования характера влияния восстановления этноинтегрирующих образов природы в образной сфере осуждённых на психологические особенности их личности (формирующий эксперимент 1). За время проведения формирующего эксперимента осуждённые контрольной группы стали чаще относить воспоминания об образах природы к возрасту после 5 лет (тенденция, р < 0.1). Вместе с тем в контрольной группе снизилось количество русских народных и других сказочных образов, возникших в возрасте до 5 лет (р < 0.05). Свои первые представления о справедливости они чаще стали относить к возрасту с 9 лет и старше (тенденция, р < 0.1).

У испытуемых контрольной группы была выявлена динамика пространственных характеристик: увеличилось количество предпочтений этнодифференцирую-щих (экзотических) продуктов питания — киви, бананов и пр. (р < 0.05), а количество предпочтений традиционных продуктов питания, наоборот, уменьшилось (тенденция, р < 0.1).

Осуждённые данной группы стали чаще отрицательно относиться к соблюдению христианских заповедей (р < 0.05), и у них повысился показатель склонности к противоправному поведению (р < 0.05). Кроме этого, в контрольной группе повысился уровень неконтролируемой или неэффективно контролируемой эмоциональности (р < 0.05) и снизился уровень эффективно контролируемой тревожности (р < 0.05).

После формирующего эксперимента испытуемые экспериментальной группы

1 стали чаще относить свои первые воспоминания о природе к возрасту до 5 лет (р < 0.05). Те осуждённые, которые до эксперимента не помнили природу до 5 лет, начали вспоминать образы родной природы (р < 0.05). Вместе с тем испытуемые стали чаще относить свои первые представления о справедливости к возрасту 6-8 лет (р < 0.05).

Динамика этнофункциональных пространственных характеристик образной сферы состояла в том, что осуждённые экспериментальной группы 1 стали реже отрицательно относиться к образам зимней природы (р < 0.05).

Помимо этого, испытуемые данной группы стали чаще положительно относиться к необходимости соблюдения христианских заповедей (р < 0.01), вместе с тем у них снизилась степень эмоционального торможения когнитивных процессов (р < 0.01), тревожности (р < 0.05) и повысился уровень продуктивного (творческого) мышления (р < 0.05). А показатель склонности к делинквентному поведению остался без изменения.

Результаты экспериментального исследования характера влияния восстановления этнодифференцирующих образов природы в образной сфере осуждённых на психологические особенности их личности (формирующий эксперимент 2). У испытуемых экспериментальной группы 2 в процессе формирующего эксперимента произошли следующие изменения этнофункциональных онтогенетических и пространственных характеристик образной сферы их личности.

Диаграмма 1. Динамика этнофуикциональных онтогенетических и пространственных характеристик образной сферы осуждённых за период проведения формирующего эксперимента 2, %

1 2 3 4 5

Примечание. Здесь и далее — белый цвет столбиков гистограммы означает уровни показателей до эксперимента, а чёрный — после. Цифрами обозначена динамика следующих показателей: 1 — появление образов природы до 5 лет; 2 — появление образов природы с 6 до 7 лет; 3 — возникновение представлений о грехе с 6 до 8 лет;

4 — положительное отношение к родной природе; 5 — предпочтение экзотических продуктов питания.

Показатели Диаграммы 1 свидетельствуют о том, что осуждённые экспериментальной группы 2 стали реже относить первые воспоминания об образах природы к возрасту до 5 лет (р < 0.05) и соответственно чаще — к возрасту 6-7 лет (р < 0.05), а также первые представления о грехе стали реже относить к 6-8 годам (р < 0.05). Помимо этого, испытуемые стали реже положительно относиться к родной природе и чаще предпочитать экзотические продукты питания (р < 0.05).

Диаграмма 2. Динамика показателей Роршах-теста за период проведения формирующего эксперимента 2, %

80- s—

70-'

60-' I

50-'

40-'

30-'

20-'

10-' Л fTL .

0-1- 1 2 3

Примечание. 1 — сравнение показателей эмоционального торможения когнитивных процессов; 2 — сравнение показателей продуктивного (творческого) мышления; 3 — сравнение показателей эффективно контролируемой тревожности.

Как показано на диаграмме 2, у осуждённых экспериментальной группы 2 произошли следующие изменения психологических особенностей их личности: снижение степени эмоционального торможения когнитивных процессов (р < 0.01), повышение уровня творческого мышления (р < 0.05), снижение эффективно контролируемой тревожности (р < 0.05). Вместе с тем испытуемые стали более отрицательно относиться к христианским заповедям (тенденция, р < 0.1), а также у них повысилась склонность к делинквентному поведению (р < 0.05).

Обсуждение результатов. Эмпирические результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что этнодифференцирующие образы природы и криминальной субкультуры, в целом, сходно влияют на психологические особенности личности осуждённых. В соответствии с принципом этнофункциональной системности этнодифференцирующие образы природы и криминальной субкультуры могут разрушать целостность образной сферы, астенизировать личность и способствовать дальнейшему «проникновению» в неё других этнодифференцирующих образов.

Полученные в нашем исследовании результаты косвенно подтверждаются исследованиями, проведёнными на младших школьниках, где в процессе психологической коррекции использовались этноинтегрирующие как природные, так и сказочные образы29. В данных исследованиях было установлено, что одновременное использование в процессе психологической коррекции этноинтегрирующих образов природы и сказочных образов способствовало снижению эмоционального торможения когнитивных процессов; вместе с тем качество взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности повышалось. В нашем исследовании применение только этноинтегрирующих образов природы, наряду со снижением эмоционального торможения когнитивных процессов, снижало и повышенный уровень личностной тревоги.

В свою очередь, в формирующем эксперименте с младшими школьниками этнодифференцирующие образы природы обусловливали снижение качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер и в то же время, как и в нашем эксперименте, способствовали снижению эмоционального торможения когнитивных процессов. В нашем исследовании использование только этнодифференцирующих образов природы способствовало лишь снижению качества когнитивного контроля тревоги.

Сравнение результатов этих исследований показывает, что влияние на личность только образов природы (этноинтегрирующих и этнодифференцирующих), по сравнению с совместным воздействием природных и сказочных образов в целом, обусловливает менее выраженный эффект для изменения качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности. При этом как отдельно этноинтегрирующие образы природы, так и данные образы совместно со сказочными оказывают, несомненно, более положительное влияние на эмоциональную и когнитивную сферы личности, чем этнодифференцирующие образы.

Кроме того, исследования А. В. Сухарева30 и А. А. Шапоревой31 показали, что применение в процессе психологической коррекции этноинтегрирующих сказочных образов, по сравнению с использованием этнодифференцирующих сказоч-

ных образов, а также телесноориентированной психотерапией, даёт выраженный эффект повышения качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности. Можно заключить, что основной эффект использования этноинтегриру-ющих образов природы состоит в снижении уровня невротизации по показателям снижения эмоционального торможения когнитивных процессов и снижения уровня тревоги, являющейся психологической основой преступного поведения32.

На основе результатов настоящего исследования можно сделать следующие выводы.

1. Анализ научной литературы показал, что применяемые в российских исправительных учреждениях психолого-педагогические методы воспитания осуждённых системно не учитывают влияние специфики современной культурно-исторической ситуации на личность, её поведение в целом. Использование метода этнофункционального воспитания в целях вторичной профилактики преступного поведения обусловлено исторической актуальностью этнофункциональной парадигмы в психологии, на единстве методологических принципов которой данный метод основан.

2. Восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере личности осуждённых за насильственные преступления обусловливает её изменение в онтогенетическом и пространственном аспектах: актуализируются более ранние воспоминания об этноинтегрирующих образах природы, а также о возникновении представлений о справедливости; вместе с тем появляются предпочтения (на момент обследования) этноинтегрирующих образов зимней природы.

3. Восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере осуждённых за насильственные преступления обусловливает изменения в эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сферах их личности: снижение уровня тревоги, степени эмоционального торможения когнитивных процессов и вместе с тем более положительное отношение к христианским заповедям.

4. Использование этнодифференцирующих образов природы в психологической коррекции личности осуждённых за насильственные преступления обусловливает её изменение в онтогенетическом и пространственном аспектах: появление первых воспоминаний об образах природы с 6-7 лет, более редкое возникновение первых представлений о грехе с 6-8 лет, менее положительное отношение к родной природе, а также предпочтение экзотических продуктов питания.

5. Использование этнодифференцирующих образов природы в психологической коррекции осуждённых за насильственные преступления обусловливает изменения в эмоциональной, когнитивной, нравственной сферах их личности: снижение эмоционального торможения когнитивных процессов, уменьшение когнитивного контроля тревожности, более отрицательное отношение к христианским заповедям и вместе с этим повышение склонности к делинквентному поведению.

6. Влияние этнодифференцирующих образов криминальной субкультуры на осуждённых за насильственные преступления обусловливает следующие изменения этнофункциональных характеристик образной сферы их личности: более позднее (после 5 лет) появление в онтогенезе образов природы, снижение количества

воспоминаний русских народных и других сказочных образов в возрасте до 5 лет, отнесение первых представлений о справедливости к возрасту 9 лет и старше, более частое предпочтение этнодифференцирующих продуктов питания.

Кроме того, этнодифференцирующие образы криминальной субкультуры способствуют повышению у осуждённых за насильственные преступления неконтролируемой или неэффективно контролируемой эмоциональности, снижению уровня эффективно контролируемой тревожности, повышению склонности к делинквентному поведению и более негативному отношению к христианским заповедям.

1 Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: ИЦ «Академия», 2008; Кошель А. Закон, преступление, исправление: взгляд священника // Преступность и духовность. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 111-115; Перебинос Ю. Историко-правовые аспекты взаимодействия пенитенциарных учреждений и попечительских органов в России и за рубежом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 3. С. 40—43. И др.

2 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 5; Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. URL: http://www.oim.m/reader (дата обращения: 14.01.2011). И др.

3 Горбунов В. А. Исправительная педагогика. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2005; Перебинос Ю. Историко-правовые аспекты взаимодействия пенитенциарных учреждений и попечительских органов в России и за рубежом. Указ. соч.

4 Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский пси-холого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

5 Пншаков С. М. Латентная преступность в Российской Федерации: перспективы исследования. URL: www.sartraccc.m (дата обращения: 10.12.2010).

6 Выдрина Е. А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007; Сухарев А. В. Этно-функциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008; Шапорева А. А. Роль этнической функции содержания сказок в развитии гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных сторон отношений у младших школьников и подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

I Антонян Ю. М., Еникеев М. II., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений М.: Юристъ, 1996.

8 Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005.

9 Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford: Pergamon, 1982; Coelho G. V Changing Images of America. Glencoe: Free Press, 1979; May R. The meaning of Anxiety. N.Y.: Pocket Books, 1979.

10 Голд Дж. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990; Сид Дж., Мэйси Дж., Флеминг П., Наэс А. Думая как гора. М.: Россия Молодая, 1992; Сухарев А. В. Этнофункци-ональная парадигма в психологии. Указ. соч.

II Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 1998; Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М.: «Права человека», 2002.

12 См.: Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

13 Гостев А. А. Психология вторичного образа / Ин-т психологии РАН. М., 2007.

14Величкоеский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982; Гостев А. А. Психология вторичного образа. Указ. соч.; Ильин Е. П. Психология воли. СПб. и др.: Питер, 2000.

15 См.: Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

16 Голд Дж. Основы поведенческой географии. Указ. соч.; Панов В. II. Введение в экологическую психологию. М.: НИИ школьных технологий, 2006\Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

11 Дерябо С. Д. Феномен субъектификации природных объектов: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2002.

18 Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2. С. 40-53.

19 Панов В. II. Введение в экологическую психологию. Указ. соч.

20 Антонян Ю. М., Еникеев М. II., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. Указ. соч.

21 Гостев А. А. Психология вторичного образа. Указ. соч.

22 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

23 IHtmipee П. Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1993.

24 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

25 В кн.: Змановская Е. В. Девиантология. Указ. соч.

26 Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972.

27 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

28 См. подробнее: Сухарев А. В., Чулисова А. П. От методологии к практике: этнофункциональная парадигма в криминальной психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 70-86.

29 Сухарев А. В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапорева А. А., Щербак С. Ю. Эгнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68-80.

30 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

31 Шапорева А. А. Роль этнической функции содержания сказок... Указ. соч.

32 Антонян Ю. М., Еникеев М. II., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.