Научная статья на тему 'Роль этнической функции образов русской культуры и природы в процессе формирования мотивации к учению у подростков'

Роль этнической функции образов русской культуры и природы в процессе формирования мотивации к учению у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ / ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИЕ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ И СКАЗОК / ETHNOFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / MOTIVATION FOR LEARNING OF ADOLESCENTS / ETHNOINTEGRATIVE AND ETHNODIFFERENTIAL IMAGES OF NATURE AND TALES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неверова Татьяна Вениаминовна

В результате экспериментальных исследований установлена связь особенностей этнофункционального развития личности подростков c уровнем мотивации к учению. Установлено, что восстановление этноинтегрирующих образов родной природы и народных сказок в психике подростков способствует повышению их уровня мотивации к учению и школьной успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неверова Татьяна Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ethnic function in Russian culture and nature images in the process of motivation for learning in adolescents

As a result of experimental research from the positions of ethnofunctional approach the link between peculiarities of ethnofunctional development of personality and the level of motivation for learning of adolescents was established. It was found, that the restoration of ethnointegrative images of native nature and folk tales in image sphere of adolescents helps to the advancement of level of their motivation for learning and school progress.

Текст научной работы на тему «Роль этнической функции образов русской культуры и природы в процессе формирования мотивации к учению у подростков»

Общие вопросы психологии

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

Т. В. Неверова

Кризис культуры и образования в целом, этнокультурные изменения, которые происходят в нашем обществе, оказали огромное влияние на положение дел в современной школе.

В настоящее время наиболее острые проблемы в обучении и воспитании связываются с демотивированностью основной массы школьников1. По мнению педагогов и психологов, значительное снижение мотивации к учению происходит в подростковом возрасте2.

Проблема современного подростка как многоплановая, многоуровневая, общезначимая приобрела в последние годы новый смысл. Возникли новые требования, предъявляемые подросткам экономической и социальной обстановкой, новые условия и возможности его функционирования, обостряющие проблему выбора себя в своём поведении, в своих отношениях, новое информационное пространство. Сформировалась зависимость от огромного объёма информации, недифференцированной, разноуровневой, разнохарактерной, не всегда осознаваемой, активно действующей на подростка, оказывающей влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сферу, на восприятие им действительности3.

В связи с этим большинство исследователей, рассматривающих проблему образования (воспитания) и культуры, пишут о важности приобщения ребёнка кценностям культуры (Е. В. Бондаревская), «вхождения» в мир культуры (Н. Е. Щур-кова) и «освоения» культуры (М. И. Рожков). Они отмечают, что культуру необходимо рассматривать как универсальную модель развития образования, как среду, растящую и питающую личность, как пространство её свободного развития, как актуальное и потенциальное содержание образования4.

Для преодоления кризиса образования и реализации новых целей, по мнению исследователей, необходимо изменение содержания образования — увеличение его «культуроёмкости», роли гуманитарного знания как основы развития и содержательного ядра личности5.

Наряду со спецификой современного кризиса культуры, по мнению педагогов и психологов, для формирования новых, более зрелых форм мотивации к учению сенситивным возрастным периодом является подростковый возраст0. В исследованиях отмечается необходимость создания произвольной мотивации учения, связанной с личностным смыслом для каждого школьника, который определяется системой их идеалов и ценностей7. При этом большинством исследователей наиболее эффективным признаётся формирование мотивации к учению в процессе учебной

деятельности и отработки отдельных её составляющих. Однако принимаемых мер недостаточно для достижения необходимого уровня8.

Таким образом, одной из главных задач современной школы является поиск методов эффективного формирования мотивации к учению у подростков в современной культурно-исторической ситуации.

Ряд исследователей отмечает, что во всём многообразии проявлений кризиса современной культуры наиболее важным и смыслообразующим фактором, определяющим направление культурно-исторического развития в настоящий исторический момент, а также содержание и динамику переживаний человека, является этничность9. В современной науке этничность характеризуется тремя группами не абсолютных, но соотносительных признаков: климато-географических, расово-биологических и культурно-психологических (Ю. В. Бромлей).

Данные признаки необходимо рассматривать как элементы внутренней (психика, антропобиологические характеристики человека), внешней (социокультурное и природное окружение) и «трансцендентной» (образы Бога и мира духов в целом) сферы человека, которую называют этносредой (понятие, по определению, более широкое, чем «этнос» или культура). Подходом к воспитанию и обучению, учитывающим современную культурно-историческую специфику содержания образования, её мультикультурность, а также факторы, способствующие повышению мотивации к учению и школьной успеваемости, является этнофункциональный подход10.

В этнофункциональном подходе все элементы этносреды наделяются этно-дифференцирующей и (или) этноинтегрирующей функцией. Элементы этносреды либо интегрируют, либо дифференцируют человека с тем или иным этносом или этнической системой. Этносреда может быть представлена в психике как совокупность образов, как образная сфера личности (понятие А. А. Гостева), играющая регулятивную роль в поведении человека. В этнофункциональном подходе определяются содержание, последовательность и оптимальные возрастные периоды для начала стадий развития образной сферы личности. С позиций данного подхода воспитание на ранних стадиях онтогенеза личности осуществляется в процессе приобщения её к родной этносреде и восстановлении этноинтегрирующего содержания её образной сферы на каждой последовательной стадии этнофункционального развития.

Результаты ряда ранее проведённых экспериментально-психологических исследований дают основания утверждать, что для развития эмоционально-потреб-ностной сферы оптимальным является возраст 2-5 лет (на «природной» и «сказочно-мифологической» стадиях этнофункционального развития образной сферы личности), для моральных отношений — 6-8 лет (на «религиозно-этической» стадии), для развития профессионально-операционной сферы — возраст 7-9 лет (на стадии «просвещения»), В этнофункциональных исследованиях подчёркивается ведущая роль в развитии личности отношения к родной природе, взятого в системной взаимосвязи с культурными, антропологическими, религиозно-этическими характеристиками этносреды (А. В. Сухарев). С позиций этнофункционального подхода нарушение отношения человека к окружающей природной среде, а также прохождения природной стадии этнофункционального развития практически всегда связаны

с тревогой, страхом перед будущим. Предпочтение этнодифференцированного образа природы требует от человека больших адаптационных усилий для ассимиляции данного образа в целостную образную сферу личности11.

Исследования показывают, что у значительного количества подростков имеют место те или иные нарушения этнофункционального онтогенеза образной сферы личности. При этом восстановление позитивного эмоционального отношения личности к этноинтегрирующим природным и сказочным образам способствует, в частности, гармонизации межфункционального взаимодействия её эмоциональной и когнитивной сфер12.

Отсутствие методологически обоснованного учёта влияния образов этносреды в методах обучения и воспитания может обусловливать не только нравственную, но и эмоциональную и интеллектуальную незрелость учащихся13. Эта незрелость является условием возникновения различных проявлений психической дезадаптирован-ности: психических расстройств, наркозависимого и криминального поведения14.

В условиях современной «этнокультурной мозаичности» психолого-педаго-гическое обеспечение учебно-воспитательного процесса состоит в минимизации этнодифференцирующих и консолидации этноинтегрирующих элементов в содержании обучения и воспитания, что снижает изначально повышенный уровень тревоги у подростков и способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию личности15. В качестве этнофункциональных условий неэффективности процесса образования (как воспитания и обучения) личности могут, например, выступать следующие нарушения этнофункционального развития её образной сферы: «выпадение» из воспоминаний личности образов родной природы, сказок, религиозных и этических представлений; «задержка» природной, сказочно-мифологической или религиозно-этической стадий (т.е. возникновение соответствующих образов позже оптимального возрастного периода); наличие этнодифференцирующего образного содержания на различных стадиях развития и др.

В связи со сказанным цель нашего исследования состояла в выявлении связи этнофункциональных особенностей образной сферы личности у подростков с мотивацией к учению и школьной успеваемостью как её важнейшего показателя.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: для определения уровня мотивации к учению 1) авторский опросник «Диагностика уровня мотивации к учению у подростков», 2) в процессе опроса классных руководителей выявлялись их оценки уровня мотивации к учению и успеваемости подростков по следующим параметрам: а) способности ученика в целом; б) положительное отношение к учёбе; в) ответственное отношение; г) самостоятельность; д) трудолюбие; е) выполнение домашних заданий.

Для выявления этнофункциональных особенностей образной сферы личности у подростков использовался метод структурированного этнофункционального интервью (А. В. Сухарев). Данные особенности в онтогенетическом аспекте фиксировались по следующим показателям: а) отсутствие или наличие в воспоминаниях учащихся сказочных, природных образов до оптимального периода (до 5 лет); б) наличие переживаний, связанных с представлениями о Боге, грехе и справедливости

с 9 лет или в возрасте до 6 лет, или их отсутсвие; в) появление воспоминаний образов природы и народных сказок после 5 лет. В «пространственном» аспекте (на момент обследования) данные особенности фиксировались по наличию у подростков не соответствующих месту рождения и проживания этнодифференцирующих предпочтений природно-климатических образов, антропобиологических (этнодиф-ференцирующие образы предпочитаемых продуктов питания, антропологических типов лиц противоположного пола) на момент обследования. Особенности личности у подростков выявлялись по методикам Г. Роршаха (шифровка по Э. Бому) — уровень неконтролируемой тревоги, уровень когнитивного контроля тревоги, степень эмоционального торможения когнитивных процессов, степень гармоничности меж-функционального взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности, уровень репродуктивного и творческого интеллекта, а также уровень тревоги по тесту М. Люшера (по Л. Н. Собчик). В процессе констатирующего эксперимента мы фиксировали особенности образной сферы личности подростков в зависимости от уровня мотивации. Использовался анализ школьной документации. В ходе формирующего эксперимента использовался метод этнофункционального воспитания, в процессе которого осуществлялось восстановление в образной сфере подростков этноинтегриирующих образов природы и народных сказок (А. В. Сухарев).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень мотивации к учению и слабая успеваемость связаны с определёнными этнофунк-циональными особенностями образной сферы личности подростков, а именно с отсутствием воспоминаний об этноинтегрирующих природных и русских народных сказочных образов в оптимальный период, а также представлений о справедливости, грехе и Боге до момента обследования. На основании результатов данного эксперимента мы предположили, что низкий уровень мотивации к учению и школьной успеваемости у подростков может быть обусловлен следующими особенностями личности, осложняющими её психологическую адаптацию. Во-первых, повышенным уровнем тревоги и эмоциональным торможением когнитивных процессов, снижающих интеллектуальную продуктивность, и, во-вторых, эмоциональной незрелостью личности, проявляющейся в недостаточном контроле эмоций и низком качестве взаимодействия когнитивной и эмоциональной сфер личности, не обеспечивающих достаточный уровень мотивации к учению. Особо важную роль, на наш взгляд, в снижении уровня мотивации и школьной успеваемости играет повышенный уровень тревоги, который может препятствовать интеллектуальной деятельности10. Это связано с тем, что личностная тревожность человека в современной «этнокультурной мозаичности» личности и общества, в соответствии с результатами этнофункциональных психологических исследований, имеет выраженную тенденцию к повышению17.

Для доказательства положения о том, что восстановление в образной сфере личности подростков этноинтегрирующих природных и сказочных образов может способствовать улучшению контроля эмоций, снижению эмоционального торможения когнитивных процессов, гармонизации межфункционального взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности, оптимизации уровня тревоги и, как

следствие, повышению уровня мотивации к учению и школьной успеваемости, был проведён формирующий эксперимент. Предполагалось, что восстановление в образной сфере личности подростка этноинтегрирующих природных и сказочных образов может, в соответствии с принципом этнофункционального развития, способствовать формированию представлений о справедливости, грехе и Боге как нравственных или религиозно-нравственных представлений, способствующих устойчивости социально одобряемых мотивов (в частности, мотивации к учению). Оно может также способствовать эмоциональному развитию подростков, гармонизации межфункционального взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности, снижению уровня тревоги и повышению уровня интеллекта18.

Для участия в формирующем эксперименте были отобраны экспериментальная (19 чел.) и контрольная (18 чел.) группы подростков с низким уровнем мотивации к учению и успеваемости.

Коррекция образной сферы личности подростков в ходе этнофункционального воспитания проводилась в экспериментальной группе в течение 24 групповых занятий (длительностью 1 час) и осуществлявшихся 3 раза в неделю.

В начале формирующего эксперимента значимых различий между контрольной и экспериментальной группами по показателям этнофункционального структурированного интервью, методик Роршаха и Люшера, а также по уровню мотивации к учению и школьной успеваемости выявлено не было.

Результаты экспериментально-психологического исследования представлены в диаграммах 1-2.

Из диаграммы 1 видно, что после проведения формирующего эксперимента подростки экспериментальной группы стали чаще относить этноинтегрирующие образы родной природы и русских народных сказок к возрасту до 5 лет (р < 0,05). Те испытуемые, которые до эксперимента не имели воспоминаний о природе до 5 лет, начали вспоминать образы родной природы. Количество этноинтегрирующих образов народных сказок до 5 лет у подростков также увеличилось (р < 0,05). Воспоминания о переживаниях, связанных с представлениями о справедливости, грехе и Боге они стали чаще относить к 7-8 годам (р < 0,05). Также подростки стали чаще вспоминать об эмоционально позитивных образах зимы, относимых ими к возрасту до 5 лет (р < 0,01).

Из диаграммы 2 видно, что в ходе формирующего эксперимента у подростков, по показателям теста Роршаха, увеличилось количество показателей гармоничного межфункционального взаимодействия эмоциональной и когнитивной сферы (р < 0,01), когнитивного контроля тревоги (тенденция р < 0,1) и появилась тенденция к повышению уровня творческого интеллекта (р < 0,1). Также у подростков снизилось количество показателей эмоционального торможения когнитивных процессов (шоков и отказов) (р < 0,01), а также количество показателей низкого репродуктивного интеллекта (р < 0,05).

По показателям теста Люшера количество подростков с высоким уровнем тревоги в экспериментальной группе в конце цикла занятий также снизилось (р < 0,05).

60 50 40 30 20 10

0

12 3 4

Диаграмма 1 - Динамика количества этнофункциональных особенностей образной сферы подростков за период проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе, %:

1 — количество подростков, относящих воспоминания об образах родной природы к возрасту до 5 лет; 2 — количество подростков, относящих воспоминания об образах народных сказок к возрасту до 5 лет; 3 — количество подростков, относящих представления о справедливости, грехе и Боге к возрасту с 7 до 8 лет; 4 — количество подростков отрицательно относящихся к зиме; уровни показателей: Ц — до эксперимента, Щ — после эксперимента

30

25

20

15

10

5

0

Диаграмма 2 - Динамика количества показателей Роршах теста у подростков за период проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе, %:

1 — количество показателей гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности; 2 — количество показателей эмоционального торможения когнитивных процессов; 3 — количество показателей высокого уровня тревоги; 4 — количество показателей хорошего когнитивного контроля тревоги; 5 — количество показателей низкого репродуктивного интеллекта; 6 — количество показателей творческого интеллекта; уровни показателей: 2 — до эксперимента, Щ — после эксперимента

После проведения формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы повысился уровень мотивации к учению (р < 0,05). После формирующего эксперимента подростки стали реже соглашаться со следующими утверждениями: «Я считаю, что моё стремление к получению знаний в школе связано с потребностью быть значимым, интересным для сверстников» (р < 0,01); «Мне важно избежать неудачи в учебной деятельности» (р < 0,05), «Я испытываю тревогу в отношении своего будущего» (р < 0,05).

Большее количество учащихся в конце экспериментального цикла занятий стало утверждать: «Моя главная ценность — возможность учиться» (р < 0,05); «Учёба необходима мне для дальнейшей жизни» (р < 0,01); «Хочу знать как можно больше, чтобы стать культурным и образованным человеком» (р < 0.01), «Мне нравится учиться, расширять свои знания» (р < 0,05). У подростков экспериментальной группы также возрос интерес к отдельным учебным предметам: к истории (р < 0,05), к обществознанию (р < 0,05). В конце формирующего эксперимента увеличилось количество подростков, которые считали, что знания необходимы им для дальнейшего образования (р < 0,05).

Кроме того, у подростков экспериментальной группы увеличился уровень средней успеваемости по учебным предметам по итогам следующей четверти (р<0,05). После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе уровень мотивации к учению не изменился. При этом средний уровень успеваемости по итогам четверти в данной группе снизился (тенденция при р < 0,1). Указанные выше изменения уровня успеваемости в экспериментальной и контрольной группах сохранились и по итогам годовой аттестации.

Результаты формирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе произошло восстановление этноинтегрирующих образов народных сказок и природы, относимых к возрасту до 5 лет, что можно рассматривать как расширение «когнитивной ретроспективы» в сознании испытуемых19 (см. диаграмму 1). В соответствии с принципами этнофункциональной системности и развития, восстановление в образной сфере личности у подростков этноинтегрирующих природных и народных сказочных образов способствует также восстановлению в ней этноинтегрирующих религиозно-этических представлений (отнесение подростками первых воспоминаний о грехе, справедливости или Боге к оптимальному возрасту с 6 до 8 лет20. Полученные результаты подтверждают результаты ранее проведённых эмпирических исследований отношения к природе, которые свидетельствуют о том, что формирование позитивного, «самоценного» отношения к родной природе (на контингенте подростков) выступает условием развития личности и формирования у неё важных нравственных качеств21. Это в свою очередь способствует формированию ответственного отношения к учебной деятельности и необходимых школьных умений, навыков и соответственно школьной успеваемости (диаграмма 1).

Психологические изменения, произошедшие у подростков экспериментальной группы способствуют повышению уровня когнитивного контроля тревоги и более гармоничному взаимодействию эмоциональной и когнитивной сферы, уровню когнитивного контроля тревоги и репродуктивного интеллекта (диаграмма 2). У них

повысился уровень мотивации к учению и, как следствие, уровень школьной успеваемости.

Увеличение у подростков количества воспоминаний этноинтегрирующих образов зимней природы и народных сказок в возрасте до 5 лет, в соответствии с принципами этнофункциональной системности и развития, оптимизирует развитие личности, способствует их психической адаптированности и снижению у них уровня тревоги22. Так как современные подростки характеризуются повышенным уровнем тревоги, то его снижение оптимизирует уровень мотивации к учебной деятельности23.

Увеличение количества признаков гармоничного межфункционального взаимодействия аффективной и когнитивной сфер личности («встреча аффекта и интеллекта» по Л. С. Выготскому) в процессе работы в экспериментальной группе является условием развития личности и способствует повышению мотивации к учению и школьной успеваемости подростков. Л. И. Божович отмечала, что именно благодаря встрече аффекта и интеллекта возникают такие новообразования, как убеждения, представляющие собой не что иное, как знание, ставшее мотивом поведения и деятельности человека24.

В заключение следует отметить, что полученные в настоящем исследовании результаты свидетельствуют об эффективности учёта этнофункциональных особенностей образной сферы подростков для повышения у них уровня мотивации к учению и школьной успеваемости, которые в свою очередь являются показателями психологической адаптированности подростков к школе, а также условиями её обеспечения. Восстановление в образной сфере личности подростков этноинтегрирующих образов природы и народных сказок, представлений о справедливости, грехе и Боге способствует снижению у подростков уровня тревоги, эмоционального торможения когнитивных процессов, оптимизации взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности, повышению уровня репродуктивного и творческого интеллекта.

Результаты нашего исследования могут быть полезны для практического использования в целях формирования высокого уровня мотивации к учению у подростков, а также для составления образовательных программ. Полученные результаты, на наш взгляд, являются перспективными для дальнейших исследований в области мотивации к учению и школьной успеваемости у подростков.

1 Лукьянова М. Н. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. № 8. С. 77-89.

2 Беспалько В. П. Дидактический процесс//Школьные технологии. 2007. № 1. С. 61-62.

3 Сайко Э. В., Фелъдштейн Д. II. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. 2007. № 4 (52). С. 3-10.

4 Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Новые ценности образования: культурная парадигма. 2007. № 4 (34). С. 3-10.

5 Загвязинский В. II., Атаханов Р. Методология и методы педагогического исследования. М.: Academia, 2001.

6 Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009. С. 412-415.

I Беспалько В. П. Дидактический процесс. С. 61-62.

8 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

9 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии / Ин-т психологии РАН. М., 2008.

10 Там же. С. 437-471.

II Там же.

12 Шапорева А. А. Роль этнической функции содержания сказок в развитии гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных сторон отношений у младших школьников и подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

13 Выдрина Е. А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

14 Сухарев А. В. Указ. соч. С. 146-206.

15 Шапорева А. А. Указ. соч.

16 Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2006. С. 24—48.

17 Сухарев А. В. Указ. соч. С. 241-258.

18 Выдрина Е. А. Указ. соч.

19 Сухарев А. В. Указ. соч. С. 241-258.

20 Там же.

21 Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2. С. 40-53.

22 Сухарев А. В. Указ. соч. С. 173-174.

23 Микляева А. В., Румянцева П. В. Указ. соч. С. 24—48.

24Божович Л. II. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 357-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.