Научная статья на тему 'Проблемная семья как преддиктор девиантного поведения у подростков'

Проблемная семья как преддиктор девиантного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1583
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / АДДИКЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕМЬЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / DEVIATION / UPBRINGING / EMOTIONAL INSTABILITY / ADDICTION / DESTRUCTIVE FAMILY / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качанова Ольга Борисовна

В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене делинквентного поведения современных подростков. Представлена модель личности подростка с делинквентным поведением. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, латентность личностных деформаций, проблемные семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Качанова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes and systematizes the scientific conceptions of the delinquent behavior phenomenon of present day teenagers. It presents the model of the personality of a teenager with delinquent behavior. It sorts out the conditions determining the delinquent direction of the development of the teenagers' personality, which include addiction, ability for adaptation in asocial environment, emotional instability, latency of personal deformity, problem families.

Текст научной работы на тему «Проблемная семья как преддиктор девиантного поведения у подростков»

ванию компетентностной направленности, главной целью которой становится формирования у обучающихся осознанной личной необходимости в здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, В.С. Исследование состояния здоровья студентов / В.С. Богатырев // Материалы Сателлитного симпозиума XX Съезда физиологов России «Экология и здоровье» / Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2007. - С. 14-17.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

3. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 382 с. - (Высшее образование).

4. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

5. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи : теоретические и методико-практические аспекты : учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. Пермяков. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. - 169 с.

6. Кобяков, Ю.П. Двигательная активность студентов : структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. -С. 44-46.

7. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжик // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 21-24.

Контактная информация: kitd@orel.ru ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ПРЕДДИКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

ПОДРОСТКОВ

Ольга Борисовна Качанова, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене делинквентного поведения современных подростков. Представлена модель личности подростка с делинквентным поведением. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, латентность личностных деформаций, проблемные семьи.

Ключевые слова: девиантность, воспитание, аддикция, деструктивная семья, депривация.

PROBLEM FAMILY AS A PREDICTOR OF DEVIANT BEHAVIOR OF

TEENAGERS Olga Borisovna Kachanova, the competitor,

The Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Annotation

The article summarizes and systematizes the scientific conceptions of the delinquent behavior phenomenon of present day teenagers. It presents the model of the personality of a teenager with delinquent behavior. It sorts out the conditions determining the delinquent direction of the development of the teenagers’ personality, which include addiction, ability for adaptation in asocial environment, emotional instability, latency of personal deformity, problem families.

Key words: deviation, upbringing, emotional instability, addiction, destructive family, deprivation.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в современном обществе отмечается пристальное внимание к семье со стороны различных социальных институтов [1]. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, изменение системы ценностей, усложнение эмоционального, духовного мира современного человека [2]. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации - ребенок. Это обусловливает специфическое протекание семейной социализации [3].

С другой стороны, неуклонно растет число неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, малообеспеченных), которые, как известно, не выполняют свои воспитательные функции. Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психологопедагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений [4]. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным нарушениям социального и личностного развития, крайним вариантом которого в подростковом возрасте является девиантное поведение.

В настоящее время девиантное поведение по своей сути представляет собой конфликт между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Девиантность подростка во многом определяют деструктивные факторы развития личности, такие как фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей; физическая или психологическая жестокость в семье; острая психотравма (болезнь, потеря близких, развод родителей); недостаточная требовательность родителей, несогласованность требований к ребенку, вследствие чего у подростков не возникает четкого понимания норм поведения; усвоение подростком через научение в семье или в группе девиантных правил поведения.

Весьма актуальным в данном контексте является изучение того, какие именно внутрисемейные факторы нарушают процесс социализации подростков в семье, создают ситуацию девиантного паттерна и играют определенную роль в генезе девиантного поведения.

Цель исследования. Выявить социально-психологические факторы и особенности их проявления в девиантном поведении подростков, воспитывающихся в проблемных семьях.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование включало в себя: сбор анамнеза, наблюдение, уточнение социальных характеристик; оценку личностных особенностей - тест МшшиЬ;, изучение склонности к девиантному поведению - методика А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», оценку типов акцентуации характера - методика оценки типов акцентуаций характера К. Леонгарда - Х. Шмишека, выявление состояния депривации по авторской анкете, направленной на исследование состояния депривации и дифференцирования его варианта [8, 9].

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ 81ай8йса-6 [9].

Исследование проводилось с участием подростков, состоящих на учете в отделах профилактики правонарушений, в нем приняли участие 84 подростка с отклоняющимся поведением (опытная группа), средний возраст - 14,4±1,8 года, и 86 подростков с нормативным типом поведения, средний возраст - 14,1±1,4 года.

При исследовании особенностей семьи исследуемых подростков в полученной выборке были получены следующие результаты (рис. 1).

100% --------------------------------------------------------------------86%

80% ----------------------------------------------------

60%

40%

39%

19% 17%

20% — 9% 1% ° 0% 7% 2% 6%

0% '/0 2% 6/0 2%

0%

12%

2%

Алкоголизм Судимость Наркомания Суицид Психические Отсутствие

заболевания деструкции в семье

Опытная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Социальная особенность семей исследуемых подростков

Анализ показывает, что семьи девиантных подростков характеризуются высоким уровнем аддиктивной патологии - у 39% родителей был установлен диагноз алкоголизм, у 17% - наркомания. Семейные детерминанты девиантности связаны с делинквентными наклонностями родителей - судимость у 19% и высоким уровнем аутоагрессии - суицид в анамнезе у 7%. Наименьший показатель, связан с психопатологией - психические заболевания в семьях у 6% подростков. Полученные данные контрольной группы указывают на значимость фактора социального риска девиации подростков.

Анализ данных социальной микроструктуры семьи исследуемых подростков показал (рис. 2), что значительная часть девиантных подростков воспитывается в неполных семьях (47%) либо в семьях с неродными родителями (20%), опекунами (11%). На основе полученных данных можно сделать вывод, что структура семьи также является социально-психологическим фактором девиации подростков.

80%

60%

40%

20%

0%

Неполная семья Неродные родители Опекуны Полная семья

Опытная группа ■ Контрольная группа

Рис. 2. Социальная микроструктура семей исследуемых подростков

Результаты исследования личности девиантных подростков выявили некоторые особенности. Они склонны к аддикции - употребляют алкоголь (38%), наркотики (26%), курят табак (69%). Мотивы отклоняющегося поведения распределились по двум основным векторам: «за компанию» (65%) и удовлетворение примитивных потребностей (27%).

Нами установлено, что в сравнении со сверстниками с нормативным поведением девиантные подростки значительно агрессивнее, более предрасположены к самопо-вреждению и саморазрушающему поведению. У девочек практически не сформированы представления о социальной роли женщины. Уровень волевого контроля у подро-стков-делинквентов снижен, имеется деформация взглядов на этические и моральные нормы поведения.

В результате анализа полученных данных была разработана модель личности подростков с девиантным поведением. Основу данной модели составили мотивационный, эмоциональный и ценностно-нормативный компоненты личности. Именно эти

компоненты создают основу мотивационной сферы личности, степень развития которой во многом определяют направленность поведения (рис. 3).

___________________________________I_________________________________

Моти в вдип нньси 3 моцион а_і ь и ый Ценностно-

компонент компонент нгорнативный

т компонент

«-

Мотивы: Агрессивность

] ► Адди кти вность

Ситуацинно- Враждебность «-

им пульс ные

] Домі і н ирован не досуговой активности

При МИГИ вные Высокая личностная *- -►

|| тревожность

Не иерархизирован н ые -►

Акцеитуацни Конфли ктность

Рае с оглае о ва н и с экзальтирован ного, ■«-

между ЦИ ШОТ и м и чес ко г о, Недостаточн ые

ем ЫЕ л ооб разую щи м и эмоти вного ти по в ► адаптационные

и механизмами Паранойяльиость

целеполагаиия Пренебрежение к

1 г 1 г социальным

ГЬ ихопатия

Внешний локус нормам

контроля и ЦЕННОСТЯМ

Аффект ч р

1-саде ква? ноет п

Рис. 3. Модель личности подростка с девиантным поведением

Характерными особенностями личности подростков с делинквентным поведением являются: враждебность, высокая личностная тревожность, отчужденность, духовная опустошенность, низкий уровень волевого контроля, нарушение процесса предвосхищения будущего поступка, подозрительность к своему ближайшему окружению; доминирование примитивных потребностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и неиерархизированных, ситуационно-импульсных, примитивных, аддиктивных мотивов; рассогласованность между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания; преобладание внешнего локуса контроля; склонность к аффекту неадекватности; доминирование акцентуаций экзальтированного, циклотимического и эмотивного типов; паранойяльность; психопатия; доминирование досуговой активности; конфликтность; низкие адаптационные возможности, пренебрежение к социальным нормам и ценностям.

Анализ последствий дезадаптирующих условий семейного воспитания позволил выделить специфические варианты поведенческих расстройств в деструктивных семьях, которые можно объединить в синдром депривации, выделенный и описанный нами на основе изучения таких семей (рис. 4).

дзи М 6П д.

Я я к

К !=Г

а* Л

о ш

о к

Я Он

<и к

и 'Г'

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 <Я >П с) ч я Й н к ий £ 3

£ К И) о к к Он ЕГ К о її ^ а & 1 о Ё <=>

3 и С) О 1=£

я я

к н

ш !=Г

к л

н щ

к н

к Он

І-. к

о ■и

м РТ

Рис. 4. Социально-дезадаптирующая функция деструктивной семьи

Депривационный синдром в исследуемых семьях характеризовался:

Сенсорной депривацией - лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т. д.). Количество сенсорных стимулов понижено или ограничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов).

Эмоциональной депривацией - лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании личности.

Социальной депривацией - лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к секте, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни.

Когнитивной депривацией. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка недифференцированной информацией, психопатизирующей личность подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ исследуемой проблемы позволил определить семейные факторы, детерминирующие девиантное поведение подростков.

Решающим моментом в формировании девиантного поведения подростков является отсутствие надзора за его социальным поведением со стороны социума, семьи и ближайшего окружения, что ведет к ограничению восприятия социальных санкций; аддиктивность семьи беспризорных подростков приводит к закреплению зависимости; делинквентные наклонности семьи беспризорных подростков порождают отрицательное отношение к нормам социума; отсутствие планирования будущего, прогнозирования собственных действий и стратегии поведения обусловливается рассогласованием между нормативным поведением и собственным.

Анархичность деструктивной среды определяет склонность к независимости, что ведет к замкнутости (автономии), к психологическим защитам и барьерам, склонности к бегству от объективной реальности в собственный иллюзорный мир аддикции.

Девиантное поведение подростков складывается на фоне депривации подростковой среды и приводит к снижению способности к усвоению социальных ценностей, к недостаточной дифференциации психики, эмоциональной неустойчивости, неразвитости мотивационной сферы подростков, деформации межличностных отношений, дефициту событийной позитивной общности со значимым взрослым.

Таким образом, девиантным подросткам необходима психолого-педагогическая поддержка с акцентом на усвоение общечеловеческих ценностей, на освоение ими просоциальных алгоритмов поведения, помощь в регуляции эмоциональных состояний. Серьезной помехой в психологическом воздействии на личность подростков является недостаточный воспитательный ресурс семьи (дефицит событийной общности), пристрастие молодых людей к алкоголю и наркотикам (аддиктивная направленность), физическое насилие со стороны сверстников и взрослых (закрепление агрессивных паттернов поведения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Авруцкий, Г.Я. Влияние семьи на формирование девиантного поведения /

Г.Я. Авруцкий, А.А. Недува. - М. : Компас, 1988. - 128 с.

2. Бровин, А.Н. Исследование внутрисемейных отношений в семьях подростков с девиантной виктимностью / А.Н. Бровин // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2009. -№ 1.- С. 43-46.

3. Вовин, Р.Я. Социальная и клиническая психиатрия / Р.Я. Вовин [и др.]. - М.

: Наука, 1995. - 326 с.

4. Гомжина, Е.А. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних / Е.А. Гомжина // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2008. - № 4. - С. 73-75.

5. Горьков, В. А. Девиантная виктимность как антропологическая проблема / В.А. Горьков [и др.]. - М. : Высь, 2000. - 184 с.

6. Копытин, А.И. Делинквентное поведение несовершеннолетних / А.И. Ко-пытин. - СПб. : Гиппократ, 2003. - 128 с.

7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2006. - 458 с.

Контактная информация: my-intemet@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Владимир Анатольевич Кейстер, соискатель,

Сергей Александрович Тетеряков, соискатель, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

Аннотация

В статье рассматривается возможная структура виртуального комплекса лекционного экспресс-контроля. Сформулированы принципы формирования содержания индивидуальных контрольных заданий. Анализируются результаты педагогического эксперимента по использованию технологий лекционного экспресс-контроля знаний по дисциплине «Электротехника и электроника» в учебном процессе СПб университета ГПС МЧС России.

Ключевые слова: лекционные занятия, виртуальные технологии, индивидуальные контрольные задания, экспресс-контроль, виртуальный комплекс, структура занятия, контрольный опрос, педагогический эксперимент.

INFORMATION SUPPORT IN THE LECTURE EXPRESS CONTROL IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Vladimir Anatolevich Kejster, the competitor,

Sergey Aleksandrovich Teterjakov, the competitor,

The St.-Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry Emergency Situations of Russia

Annotation

The possible structure of a virtual complex of the lecture express control has been considered in the article. The principles of formation of individual assignments have been formulated. The results of pedagogical experiment on use of technologies of the lecture express control for knowledge on discipline «Electrical engineering and electronics» in educational process of St.-Petersburg State fire service University of the Ministry of Emergency Situations of Russia are analyzed.

Keywords: desk studies, virtual technologies, individual control tasks, express control, virtual complex, studies structure, quiz, pedagogical experiment.

Гуманизация пожарно-технического образования увеличила число изучаемых курсов, что привело к сокращению лекционных компонентов и увеличению части учебного материала, выносимой на самостоятельное изучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.