Научная статья на тему 'Основные факторы, способствующие распространению делинквентного поведения подростков в современном российском обществе'

Основные факторы, способствующие распространению делинквентного поведения подростков в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ANOMIE ИЛИ ANOMY / DEVIATING BEHAVIOUR / DELINQUENCY / CRIMINAL BEHAVIOUR / SOCIAL NORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янченко Павел Андреевич

В статье дается анализ понятию «делинквентное поведение», рассматриваются основные варианты его трактовки представителями различных наук: криминологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики, суицидологии, наркологии и других отраслей знания. Определены основные факторы, влияющие на распространение делинквентного поведения в современной молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major factors promoting distribution of behavior delinquency of teenagers in a modern Russian society

The article defines the concept of «delinquent behavior», analyzes the basic variants of defining the concept by representatives of different sciences: criminology, pedagogy, social psychology, social pedagogy, suicidology, study of narcomania and other branches of knowledge. The main factors, influencing the spreading of delinquent behavior among today's youth, are described.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, способствующие распространению делинквентного поведения подростков в современном российском обществе»

защиты по типу «тревожная кнопка», с помощью которой можно было бы определить местонахождение нуждающегося в срочной помощи гражданина и оказать ее.

Благодаря правительству города и всем перечисленным выше его структурам, их деятельности и вниманию к нуждам трудовых мигрантов смогли произойти все позитивные сдвиги в работе нашей диаспоры по Санкт-Петербургу.

Литература

1. ПетербургУз. 2010. № 1; № 2.

УДК 347.641

П. А. Янченко

Основные факторы, способствующие распространению делинквентного поведения подростков в современном российском обществе

P. A. Yanchenko. The major factors promoting distribution of behavior delinquency of teenagers in a modern Russian society

В статье дается анализ понятию «делинк-вентное поведение», рассматриваются основные варианты его трактовки представителями различных наук: криминологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики, суицидологии, наркологии и других отраслей знания. Определены основные факторы, влияющие на распространение делинквентного поведения в современной молодежной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, криминальное поведение, аномия, социальные нормы.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 575-03-37; [email protected].

The article defines the concept of «delinquent behavior», analyzes the basic variants of defining the concept by representatives of different sciences: criminology, pedagogy, social psychology, social pedagogy, suicidology, study of narcomania and other branches of knowledge. The main factors, influencing the spreading of delinquent behavior among today's youth, are described.

Key words: deviating behaviour, delinquency, criminal behaviour, anomie или anomy, social norms.

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 575-0337; [email protected].

Общественная значимость обсуждения проблем делинквентного поведения подростков становится в настоящее время особенно очевидной: происходит изменение форм проявления делинквентного поведения, растет преступность среди данной возрастной категории, снижается возраст совершения правонарушений молодыми людьми, увеличивается количество совершаемых ими тяжких преступлений, вследствие этого необходимо четкое понимание причин того, почему

Павел Андреевич Янченко — аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © П. А. Янченко, 2011.

это происходит и какие меры необходимо предпринимать по противодействию складывающейся тревожной ситуации. Изучение природы этих явлений позволит приблизиться к выработке приемлемых методов воздействия на делинквентов, будет детерминировать процессы саморефлексии у них, что в конечном итоге создаст условия для усвоения молодыми людьми социальных, морально-правовых норм.

Сначала рассмотрим само понятие «делинквентное поведение», так как известные на сегодняшний день результаты теоретических и эмпирических исследований по делинквентному поведению подростков не дают однозначного его определения, существуют различные, порой противоположные оценки социальных норм и отклонений от них, не выработан готовый путь эффективной коррекции такого поведения.

Изучением делинквентного поведения в России занимаются представители разных наук: криминологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики, суицидологии, наркологии и многих других отраслей знания. Мы постараемся рассмотреть данный феномен с точки зрения социологии делинк-вентного поведения, включая в изучение опыт и знания других наук.

В фокусе социологического внимания оказывается целый ряд проблемных вопросов, связанных с выявлением и анализом роста числа деликтов, изменением их особенностей. Исследователи обращают внимание на то, что делинквентное поведение возникает и растет в обществах, переживающих трансформацию, более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальный характер. Так, исследования социологов XIX — начала XX в. (Э. Дюргейм, Р. К. Мертон, Т. Парсонс) [1] показали, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в годы войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Согласно разработанной Э. Дюргеймом теории аномии, резкие изменения в жизни государства способствуют ослаблению нормативной системы общества, проявлению пренебрежения нормами морали, деформации ценностных ориентаций. Р. К. Мертон считал, что аномия является результатом конфликта между культурой и социальной структурой или законными средствами и стремлением к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей [2]. Т. Парсонс объяснял возникновение девиантных мотиваций несбывшимися ожиданиями. Поведение подростков он рассматривал в свете понятия аномии как состояние, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. В своих исследованиях Э. Дюргейм, Р. Мертон, Т. Парсонс делали акцент на роль ценностно-нормативных систем личности и социальных групп, на неэффективность социальных и правовых норм, что и порождает делинквентное поведение.

Многие авторы также рассматривают делинквентное поведение как термин, охватывающий множество различных нарушений правовых и социальных норм. Так, согласно социологическому словарю Аберкромби, термин «делинквентность» (лат. delinquo — совершить поступок, провиниться, погрешить) «охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства, до криминальных действий, таких как кражи» [3, с. 114].

Дональд Шумейкер, американский исследователь делинквентного поведения, характеризует его следующим образом: «В собирательном значении незаконные деяния, независимо от того, криминальные они или статусные, совершенные молодежью до 18 лет, обозначаются как „делинквентное поведение", а молодежь, совершающая эти поступки, относится к „несовершеннолетним делинквентам"». Эта терминология была официально разработана в 1899 г., когда был принят первый Кодекс подростковой делинквентности («делинквентность» от англ. «про-

винность» или, более точно, — «психологическая тенденция к правонарушениям») в Чикаго [4, с. 3].

Отечественные исследователи [5-9 и др.] выделяют делинквентное поведение как разновидность девиантного поведения. Если девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали, то «о делинквентном поведении говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия напряженности, применяет физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья» [10, с. 243].

Такие отечественные социологи, как В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, под делинквентным поведением понимают «не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения» [11].

В криминологической литературе делинквентное поведение рассматривается как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному и административному преследованию правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте от 12 до 18 лет [12].

Исследователи в различных отраслях психологических наук дают более широкое толкование понятию «делинквентное поведение».

Так, Е. П. Ильин под делинквентным поведением понимает систему асоциальных, противоправных поступков, в некоторых случаях приводящих к уголовной ответственности. Отличия делинквентного поведения от криминального, по мнению представителей психологических наук, коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного характера.

Как мы видим, многие авторы достаточно расплывчато определяют границы девиантного, криминального и делинквентного поведения. Некоторые исследователи включают в определение делинквентности криминальное поведение, т. е. уголовно наказуемое — имущественное и насильственное преступление, а некоторые четко разграничивают это поведение административным и уголовным кодексами.

Согласно п. 1 ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетними преступниками признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в подростковом возрасте. Это обстоятельство учитывается законодательством, которое установило частичную уголовную ответственность с 14-летнего возраста и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовным законом, с 16-летнего возраста. Таким образом, ответственность за совершение преступлений наступает с 16 лет, а за некоторые — с 14. К числу последних относятся убийство, грабеж, разбой, изнасилование, умышленное причинение тяжких телесных повреждений, особо злостное хулиганство.

Поэтому, по нашему мнению, различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, не в тяжести преступления, а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих.

Это в первую очередь связано с тем, что подростки, не достигшие определенного возраста, не могут быть привлечены к ответственности в силу возрастной невменяемости.

Поэтому стоит согласиться с авторами, считающими делинквентными нарушения как социальных норм (школьные прогулы, сквернословие, драки и т. д.), так и официально установленных норм (в том числе и уголовно-правовых), но с учетом степени осознания совершаемых противоправных поступков. Также следует отметить, что не стоит считать всякий деликт (противоправный поступок) поводом для того, чтобы относить все поведение подростка к делинквентному.

Отметим, что делинквентным поведением является система противоправных проступков, а не отдельно взятое правонарушение.

Таким образом, делинквентное поведение — это повторяющиеся, асоциальные по своей направленности, проступки детей и подростков, складывающиеся в определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности, но по достижении совершеннолетия «делинквент» автоматически превращается в криминальную личность.

Теперь остановимся более подробно на факторах, способствующих распространению делинквентного поведения среди подростков.

Проблема детской трудновоспитуемости, попав в стремительное течение либерально-демократических реформ, меняет свое лицо буквально на глазах. Это грозит серьезными последствиями как для социальной перспективы человека, так и для его судьбы в целом. При этом настораживает массовый характер отклонений в поведении, заставляющий предположить некие фундаментальные изменения во взаимодействии подрастающего поколения с обществом и государством.

Кризис в социальной политике привел к тому, что понизился уровень жизни большинства семей, многие из них выброшены за черту бедности. Среди них немало и несовершеннолетних. Все они испытывают не только материальные и бытовые трудности, но и находятся в крайне тяжелом морально-психологическом состоянии, отражающемся на характере их поведения. А государство недостаточно проявляет должную заботу о подрастающем поколении. Становится все больше так называемых трудных детей, подростков группы риска, которых можно встретить практически в каждом классе любой школы. Основные причины, способствующие росту этого явления среди несовершеннолетних в России, — социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы, снижение ощущения контроля над собой и своим поведением со стороны закона (аномия), содержательное изменение системы потребностей всех уровней (материальных, социальных, духовных).

Исследователями выявлено свыше 170 факторов, влияющих на формирование противоправного поведения человека. В формировании девиантного (делинквент-ного) поведения, например, согласно некоторым теориям, есть люди более, чем другие, предрасположенные к противоправному поведению, поскольку у них есть физиологические факторы (определенное вещество в ЦНС), которые могут служить причиной проявления преступного и делинквентного поведения. Это так называемые биологические теории К. Андерсена, С. Грофа, Д. Квэя, С. Магиюс-сона и др.

В исследованиях Е. В. Змановской рассматривается происхождение делинк-вентного поведения в зависимости от роли микросоциальной ситуации. Она доказывает, что у преступников часто наблюдается состояние отчуждения от своей среды, которое происходит уже в раннем возрасте. В исследованиях приводятся

данные, что 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73 %).

Поэтому в исследовании детерминант делинквентного поведения следует, прежде всего, рассматривать, как развивалась личность в семье. Как показывают многочисленные исследования, наиболее распространенной причиной появления у подростков делинквентного поведения служит отрицательная обстановка в семье.

Социологическая юность обычно определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослой жизни человека. Взросление представляет собой период особой концентрации, часто приводящей к поведенческим отклонениям, которые обычно заканчиваются приспособлением к миру и интеграцией в него. Важнейшими же областями конфликтов являются родительский дом, референтные группы, школа.

Характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия в России является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением молодежи такого способа проживания. Россия, по данным опроса среди стран Европы, находится на шестом месте после Франции, Люксембурга, Бельгии, Словении и Соединенного Королевства, где население считает, что институт брака устарел [13, с. 69].

Россия является страной, характеризующейся глубоким демографическим кризисом и распространением малодетности. В течение последних лет в России наблюдается увеличение неполных семей за счет разводов, внебрачной рождаемости и вдовства, семей с отчимами. Данные обстоятельства негативно влияют на поведение подростков, приводя к таким проявлениям, как различного рода девиации. При этом можно указать на различные проявления комплексов у таких подростков: возникают пробелы в организации контроля за их поведением, снижается уровень и интенсивность помощи в учебе, создается напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи. Исследователями установлено, что переживания при расставании с родителями являются важными причинами кратковременных нарушений поведения у подростков и что в некоторых обстоятельствах они могут способствовать возникновению более стойких психических нарушений.

Следующей негативной тенденцией, оказывающей влияние на формирование делинквентного поведения подростков, является возросший уровень профессиональной активности женщин. В настоящее время женщина не может посвятить себя воспитанию детей. Кризисные явления в экономике, недостаточная защита государства в виде выплаты достойных пособий приводят к тому, что женщина длительное время занята на работе. Мы сталкиваемся сегодня в России с проблемой, которая имела место ранее и в зарубежных странах. Безработица, маленькие зарплаты, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой приводят к формированию у детей негативных эмоций, оказывающих и последующее влияние на возможность появления делинквентного поведения. Так, используя коэффициент Джини (независимая переменная, показывающая степень неравенства в распределении доходов населения), профессор С. Г. Ольков сумел установить влияние уровня неравенства в распределении доходов населения на уровень социально-патологических явлений (убийств, суицида, разбоев, смертностей и др.). Выяснилось, что динамика убийств и других социально-патологических явлений имеет очень тесную корреляционную связь (близкую к функциональной) с динамикой неравенства в распределении доходов населения [14, с. 73].

Таким образом, достаточное количество негативных тенденций свидетельствуют о деформации в настоящее время семьи как института, изменении нравственной составляющей общества.

Следующей тенденцией, оказывающей негативное влияние на социализацию подростков в современных условиях, является возросший уровень безнадзорных детей и подростков. Причинами этого явления стали: ослабление традиционных форм социального контроля, дискредитация прежних морально этических ценностей, ориентация подростков на праздно-развлекательные формы досуга, отсутствие качественной социальной системы профилактики, кризис школьного образования, вовлечение несовершеннолетних в употребления алкоголя, наркотических, токсических веществ, материальные трудности, испытываемые многими семьями, отрицательные изменения семейных отношений (конфликты, скандалы, разводы).

В последнее время педагоги образовательных учреждений часто говорят о том, что работать со школьниками становится все труднее. Такие высказывания не лишены основания. Действительно, появилось немало детей, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию. Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения ребят: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к учителям и родителям, отвращение к запретам и поучениям.

Выделяют три группы трудных школьников.

Первая группа с психическими отклонениями или психически больных.

Никакие средства воспитания и перевоспитания не способны перестроить поведение ребенка, если оно в значительной мере определяется болезненными мозговыми нарушениями. Однако в сочетании с лечением воспитательные средства могут быть эффективными.

Вторая группа истинно трудных — это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых и окружающих ребенка в семье — все это может привести к такому искривлению личности ребенка, что потребуется его перевоспитание.

Третья группа трудных подростков — это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд и т. д.

В самых тяжелых случаях школьник обладает свойствами, характерными для всех этих групп. Например, подросток, изуродованный неправильным воспитанием дома или в школе, а может быть, и там, и там, имеющий психические отклонения, да еще включившийся в криминальную деятельность.

Тревожной тенденцией, оказывающей влияние на делинквентное поведение подростков, является увеличение фактов жестокого обращения с детьми, и сейчас наука и практика располагают некоторыми сведениями относительно жестокости родителей по отношению к своим детям, хотя специального учета такого поведения не ведется.

Особое внимание сегодня следует уделить такому фактору делинквентного поведения, как виктимность (от лат. victima — жертва; комплекс жертвы) поведения подростков, т. е. склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Следует указать, что несовершеннолетние в любом государстве обладают высокой степенью виктимности. Отсутствие контроля со стороны родителей, конфликтные отношения в семье, в общении с окружающими приводят к тому, что несовершеннолетние легко втягиваются в виктимные ситуации. Особенно частым является вовлечение не-

совершеннолетних лиц женского пола в совершение преступления, занятие проституцией. Многие признаки виктимного поведения, выступающие в роли криминогенных факторов, становятся своеобразными условиями, способствующими их вовлечению в криминальную деятельность. Особой виктимностью обладают безнадзорные дети. Они в большей степени рискуют стать жертвами преступления и в то же время велика вероятность вовлечения их в преступления или антиобщественные действия взрослыми лицами [15, с. 41].

Следует отметить и такой фактор, как влияние средств массовой коммуникации. Сегодня информация является общепризнанным стратегическим ресурсом, посредством которого работают механизмы управления социальными системами и процессами. Особое значение следует уделять формированию подростков в условиях агрессивной социальной среды. Следует отметить, что сегодня все более значительное время досуга подростки проводят с использованием современных технических средств. Социологи пришли к выводу, что детей, которые большую часть времени проводят у телевизоров, компьютерных игр, насилие уже не так возмущает и ужасает. Они отмечают, что у детей возникла терпимость к насилию, а может быть, и индифферентность к человеческим страданиям. Аморальность становится правилом, а не исключением.

В настоящее время в судебной практике встречаются уголовные дела, где предпринимается попытка доказать прямую связь между насилием в кино, в компьютерных играх и насилием в реальной жизни.

Отечественная статистика по телевидению, компьютерным играм, содержащим элементы насилия, отсутствует.

Рассматривая и оценивая современное положение влияния средств массовой коммуникации на поведение несовершеннолетних, следует упомянуть о процессе глобализации. Глобализацию нельзя представить вне деятельности средств массовой коммуникации. Это связано с выводом на массовый рынок услуг средств массовой связи. Особенно многообещающим является использование цифровых способов передачи информации, появление социальных сетей. В настоящее время в России трансформация институтов медиа неразрывно связана с переориентацией компаний на получение прибыли.

Отсутствие какой бы то ни было идеологии отрицательно сказывается на моральных качествах современной молодежи. «Суверенное государство не может не иметь своей идеологии. Без нее оно обречено копировать модели общественного устройства других стран, следовать в фарватере их политики. При этом государственная идеология обязательна для власти, а в обществе должно быть сохранено идеологическое многообразие. По мере развития общества будут уточняться и представления о содержании объединяющих условий. Идеология должна улавливать эти изменения, обеспечивать их жизнеспособность в обозримом временном пространстве» [16, с. 266].

Все вышеперечисленные факторы напрямую способствуют распространению делинквентного поведения, мы попытались рассмотреть лишь основные из них. Анализ ситуации показывает, что в нашей в стране ситуация с подростковой делинквентностью достаточно тяжелая и требует оперативного и эффективного вмешательства со стороны государства, субъектов профилактики. В современном обществе каждый борется сам за себя и за свое место под солнцем, зачастую не обращая внимания на проблемы окружающих. Деньги, не являясь категорией нравственной, превратились сегодня в главную силу, питающую аморальность в обществе, самые отвратительные его проявления: убийства, алкоголизм, наркоманию, проституцию.

К сожалению, используется очень мало профилактических методов по недопущению правонарушений, в основном все меры по защите и наказанию используются уже после совершения проступка. Общая стратегия технологий социальной работы должна быть направлена на перенос акцента с наказания на превенцию, т. е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины делинквентного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие. Проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних — одна из центральных для целого ряда отраслей наук: криминологи, социологи, педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность.

Литература

1. Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2006. 873 с.

3. Аберкромби Н, Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004.

4. Shoemaker D. J. Theories of Delinquency: an examination of explanation of delinquent behavior. New York: Oxford University press, 2000. 356 p.

5. Беличева С. А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. 188 с.

6. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2004. 192 с.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 106 с.

8. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 278 с.

9. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотив. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

11. Социология. Т. 3. Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.socio.msu.ru.

12. Анурин В. Ф. Основы социологических знаний: курс лекций по общей социологии. Н. Новгород, 1998.

13. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.

14. Ольков С. Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) // Государство и право. 2004. № 8.

15. Орлова Ю. Р. Виктимологический аспект безнадзорности несовершеннолетних // Закон и право. 2003. № 4.

16. Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.