Научная статья на тему 'Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт'

Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бородина Н. В., Мушкина Иа, Садилова О. П.

Исторический процесс развития девиантного и делинквентного поведения подростков в отечественной и зарубежной теории и практике XIX XX вв. История понятия, теоретические подходы, теории исследования делинквентного поведения как междисциплинарного феномена, этапы развития социально-педагогической профилактики делинквентного поведения подростков в истории России периода XIX XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт»

ЭКСПЕРИМЕНТ

И ИССЛЕДОВАНИЕ

Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт

Н.В. Бородина,

доцент Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук

ИА. Мушкина,

заведующая кафедрой социальной педагогики и педагогики начального образования Сочинского государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук

О.П. Садилова,

доцент Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук

• делинквентное поведение • девиантное поведение подростков • профилактика девиант-ного поведения • дезадаптация

Исследование процесса развития девиантного и делинквентного поведения в отечественной и зарубежной теории и практике имеет глубокие исторические корни, которые представлены определёнными тенденциями в трактовке понятий, сущности и социальной значимости девиантности и делинквентности.

Исторически в зарубежной теории и практике XIX в. данная категория детей и подростков относилась к группе «делинквентов». При этом делинквентное поведение определялось как «пси-

хологическая склонность к правонарушению»

1 Goffman E. Presentation of selfinev-eryday life, 1956.

Соответственно, в европейской научной традиции проблема профилактики делинквентного поведения рассматривалась с позиции социологии права, т.е. отношения личности к готовности соблюдать нормы права (юридические, социальные, культурные, нравственные и др.). В европейской научной теории Х1Х — ХХ вв. проблема делинквентного поведения представлена в исследованиях Л. Додлера, Х. Каплан, Ф. Фелдмана, Б. Шелдона и др. Авторы дифференцировали процесс возникновения делинк-вентного поведения на различных стадиях развития личности.

Сторонники позитивистских подходов рассматривали биологические факторы как причины девиантного поведения, сторонники же психологически ориентированных теорий видели его причины в определённых психологических характеристиках девиантов. С точки зрения теорий социализации личности причинами делинквентного поведения становились любые негативные условия, в которые индивид погружался на различных этапах социального развития (группы, лидеры, неформальные объединения и др.).

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Интеракционистский подход к девиантности, оперирующий такими понятиями, как «договорная реальность», «определение ситуаций», «роли», был развит в трудах ранних интеракционистов — Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Мида, а также более поздних исследователей — И. Гофмана, Г. Блумера и др. Так, по утверждению Г. Блумера, поступки становятся девиантны-ми потому, что их интерпретируют как девиантные. И. Гофман2 ввёл понятие социальной идентичности, которая, по его мнению, может укрепляться с помощью реакций на поведение какого-либо индивида [3, 4, 5].

Социально-позитивистские теории развивались в рамках социально-экологического подхода Чикагской школы, в частности, в трудах Р. Парка, Р. Мак-кензи3, Е. Бержесса и др. Данные авторы провели анализ поведения обитателей так называемых «моральных районов», на которые была разбита городская территория. И доказали, что определённые формы девиантного поведения (проституция, наркомания, пьянство и др.), согласно собранным ими экспериментальным данным, являлись нравственно-приемлемыми в социальном поле XIX в. [9]. Однако в этих работах не раскрывается понятие «со-циальноая дезорганизация подростков группы риска».

Функционалистская концепция, которая является одним из вариантов социально-позитивистских теорий девиантности и базируется на понятии аномии, была раскрыта в трудах Э. Дюркгейма4, Р. Мертона, Г. Беккера и др. [6, 7, 8, 9, 22, 23]. С позиций Р. Мертона5, девиантное поведение представлялось функциональным как для индивида, так и для окружающих его людей [7]. При этом если суждения негативные, индивид приобретал «повреждённую» идентичность, которая ему фактически навязывалась. Г. Беккер ввёл понятие «девиантная карьера», показав, как индивид становится девиантом, проходя через определённые стадии, постепенно меняя свой социальный статус.

Сторонники структурных теорий девиантности, в том числе теории конфликтов, считали необходимым для понимания девиантности учитывать противостояние между властями, которые формируют и навязывают определённые стандарты добра и зла, и субъектами, которым эти нормы (или девиантные идентичности) навязываются.

Большой интерес вызывают современные западные исследования девиант-ного поведения таких учёных, как Д. Доттер, П. Монсон, Х. Хэйес, Р. Мертон др. В частности, Х. Хэйес рассматривал делинквентность как одну из форм девиации, используя для объяснения молодёжных правонарушений интегрированную теорию [6, 7, 8]. В своих исследованиях Х. Хэйес и др. раскрывали основы теории социального

2 Goffman E. Presentation of selfineveryday

обучения и социального контроля, рассматривая различ-

life, 1956; Гофман И. Поведение в обще-ные фазы кризисов социализации подростка и его транс- ственных местах 1963

формацию в правонарушителя. Однако ни одна из этих 3 McKenzie, Roderick D.; Park, Robert Ezra;

теорий не объясняла генезис правонарушения в целом. Burgess, Ernest Watson The City. —

Chicago: University of Chicago Press, 1967.

Практика п°дтверждает те°ретическую модеЛЬ и пока- 4 Дюркгейм Э. Правила социологическо-

зывает, что ослабевший социальный контроль способ- го метода. — Бордо, 1895.

ствует установлению контактов подростков с предста- 5 Мертон Р. Approaches to the study of

вителями преступных сообществ и, как следствие, social Süretare. — N. Y., 1975.

Н.В. Бородина, ИА. Мушкина, О.П. Садилова. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков...

приобретению опыта делинквентного поведения, совершению собственных правонарушений. Первичная преступность увеличивает вероятность негативной оценки родителей, что усиливает вероятность совершения правонарушений подростками. Полученные результаты служили аргументом для использования интегрированной теории в изучении молодёжной преступности. Следует отметить, что теория Р. Мертона объединяла элементы теорий «навешивания ярлыков», дифференциальных связей (ассоциаций), социального обучения и социального контроля в единую теоретическую модель, которая объясняла и первоначальные, и продолжающиеся правонарушения.

Взаимосвязь первичных и последующих правонарушений с негативными общественными явлениями описана в работах X. Каплана, К. Дэмфауса и др.

Необходимо отметить, что единая теория девиантности, включающая и структуру детерминации девиантного поведения, и формы социальной реакции на девиации, и социально-психологические факторы вовлечённости в девиантность, на данный момент пока не разработана. Рассмотрены некоторые аспекты антисоциального поведения подростков — проблемы антисоциального поведения в школе, оптимальные стратегии и практики его преодоления (работы К. Боудич и др.); половые различия в факторах социального контроля (С.Г. Тиббеттс, Д.К. Херц и др.); проблемы преступности, наркомании и других девиантных адаптаций на примере лонгитюдных исследований Х.Б. Каплана (Е.Е. Лабефф и др.); причины появления «человека криминального» (экспериментально изучены М. Экерстром и др.).

В отечественной теории и практике социальной педагогики и психологии на рубеже XIX — XX вв. изучались отдельные направления работы с детьми и подростками группы риска: в области воспитания (А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Е.Н. Сорочинская, Ю.В. Василькова, Т.А. Ва-силькова и др.); в преодолении дезадаптации детей и подростков (Т.Д. Мо-лодцова, Л.Я. Шульга и др.); в поиске подходов к предупреждению семейного неблагополучия (В. Зикратов, Н. Иванова, С. Калашникова и др.); в изучении особенностей социально-педагогической поддержки детей и подростков группы риска (Ф.И. Кевля и др.).

В современной теории и истории отечественной науки психологи и юристы использовали понятие «отклоняющееся поведение» как «непринятие личностью регламентированных правовых норм и моральных ценностей» (В.Н. Кудрявцев6, В.В. Шпалинский, А.М. Яковлев и др.). В периодических изданиях данное понятие было определено как «система поступков или отдельные поступки подростка, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» (А.В. Петровский, 1999). К ним относятся различного рода правонарушения, преступления и уголовно не наказуемое аморальное

поведение, а также проявления позитивного плана, на-

6 Кудрявцев В.Н., Кузнецова Н.Ф. Про- пример, повышенная творческая активность индивида. блемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалифи- Таким образом отечественные исследования девиант-кации преступлений» / науч. ред. ного поведения развивались в двух направлениях. Одно В.Н. Кудрявцев. — Издательский Дом из них связано с социологической школой уголовного «Городец», 2007. права и социологической направленностью изучения

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

некоторых форм девиантного поведения, таких как наркомания, алкоголизм, проституция, суицид и др. Такое социологическое осмысление феномена социальных отклонений начало формироваться в России с середины XIX в. Второе направление связано с формированием социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории.

Рассматривая степень разработанности данной проблемы, следует отметить, что на протяжении длительного времени она рассматривалась в рамках изучения отдельных видов социальных отклонений. В частности, за довольно значительный период большой материал был накоплен в трудах отечественных криминологов (И.Я. Фойницкий и др.). Поэтому развитие социологического подхода к изучению преступности нашло отражение в работах по истории криминологии в России и за рубежом (Андре-Ми-шель Герри, Адольф Кетле, Чезаре Ламброзо, Энрико Ферри и др.).

В России дети с делинквентным поведением и дети с отклонениями в нравственном развитии долгое время относились к группе «трудновоспитуемых» (конец XIX — начало XX в., Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Ро-синский, А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская и др.) и являлись объектами социально-педагогической профилактики. Изучением особенностей работы с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в поведении, в разное время занимались Г.А. Уманов, В.С. Мазур, В.М. Обухов, З.Д. Раевская и др.

Первый этап решения проблемы предупреждения делинквентного поведения несовершеннолетних — филантропия и меценатство в Российской им, перии XVIII — XIX вв.: строительство и открытие благотворительных уч- , реждений социального и образовательного семьями прогрессивными предпринимателями-благотворителями — Бахрушиными, Абрикосовыми, Демидовыми, Платоновыми, Солодовниковыми, Рябушинскими и др.7[2].

Второй этап начался после Гражданской войны (1918—1920). Плановая и эффективная работа социальных институтов в сфере нравственного воспитания Советской России привела к отсутствию массового распространения делинквентного поведения детей и подростков (Народный комиссариат просвещения, Народный комиссариат государственного призрения, Народный комиссариат труда идр.)8 [15, 16, 17, 18, 19]. Частью системы, созданной вэтот период, стали Суворовские училища9 [13, 15, 16, 18, 19].

Третий этап — годы Второй мировой войны

(1939- 1945). Начало Великой Отечественной войны 7 Баханов А.В. Коллекционеры и мецена-вновь вызвало резкий рост беспризорных детей де- ты в России. — М., 1989.

8 лекрет ВЦИК СНК РСФСР от линквентного поведения; увеличились показатели дет- „„„,,„,,„, '

„ J 08.03.1926 «Об утверждении Положения

ской и подростковой преступности. Организация про- о мероприятиях по борьбе с детской филактической работы осуществлялась на основании беспризорностью в Р.С.Ф.С.Р.».

постановления Совета народных комиссаров СССР 9 Суворовские шешые училища за - - „ _ двадцать лет. — М.: Воениздат, 1963.

«Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, ш Газета «Правда». — 1943. — 2 декабря.

безнадзорностью и хулиганством» 1° от 15 июня 1943 г. 11 Гущина. М.Н. Деятельность народного

В соответствии с этим постановлением на НКВД СССР юзмжгартта просвещения РОТСР с- с- в 1936 — июне 1941 гг. Специальность были возложены обязанности по открытию детских 07.00.°2.Отечественная история. — Автоколоний для содержания в них несовершеннолетних реф. дисс. на соискание учёной степени преступников (в возрасте от 11 до 16 лет)11. Уже к кон- канд. ист. наук. — Москва, 2009. — 44 с.

Н.В. Бородина, И.А. Мушкина, О.П. Садилова. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков...

цу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тысяч. За годы! войны возросло число детских комнат милиции: если в 1943 г. их было 633, то в 1944 г. уже 1058. В 1977 г. детские комнаты были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних, отнесённые к структуре уголовного розыска (действуют по настоящее время).

Успешная социальная политика позволила к 50-м гг. XX в. значительно снизить уровень криминогенности детей и подростков, имеющий место в стране в период Великой Отечественной войны.

В 50 — 60-е годы XX в. получило широкое распространение коммунарское движение12 как форма профилактики делинквентности подростков [19, с. 108]. Параллельно действовали пионерские, комсомольские организации, открывались подростковые и семейно-педагогические клубы. Учреждения системы образования и социального воспитания проводили в детской подростковой среде широкую просветительскую, культурно-просветительскую, воспитательную работу, профилактические мероприятия по развитию навыков здорового образа жизни, занимались организацией досуга несовершеннолетних.

Таким образом, предпринятые усилия государства и общества позволили фактически искоренить детскую и подростковую преступность.

В 70-80-е гг. XX в. социально-педагогическая система, направленная, в том числе, на профилактику делинквентного поведения подростков оставалась устойчивой, организованной и достаточно эффективной, несмотря на некоторую формализацию проводимых мероприятий.

В 90-е гг. XX в. произошла ломка ценностей, стереотипов, культуры поведения и норм морали, основанная на отказе от социалистической модели развития государства и переходу к современным западным формам организации жизнеустройства и обеспечения материального благополучия населения. Вновь возникли явления безнадзорности, беспризорности, сиротства, в том числе социального, правонарушений детей и подростков как отражение данного исторического периода развития России.

Начиная с 2000-х гг. до настоящего времени в стране

12 Переверзев AR °рганизационно-пра- последовательно проводилась социальная политика

вовой механизм борь(эы с прюстутос- в области реабилитации детей и подростков, попав-тью несовершеннолетних в советский

период. — дисс. канд. юр. наук. — Белго- ших в W^^ жизненную ситуацию: вновь стали ОТ-

род, 2011. С. 122-129. крываться социальные приюты, социально-реабили-

13 Закон Краснодарского края от 21 июля тационные центры, социальные дома семейного типа,

2008 г. № Ш9-КЗ «° мерах по профи- совершенствоваться формы опеки и попечительства, лактике безнадзорности и правонаруше-

возникли различные виды патронажа и др. Всё это ста-

ний несовершеннолетних в Краснодарском крае»; Постановление СНК СССР, ло возможным в рамках развития законодательной ЦИК СССР от 7 апреля 1935 года базы федерального, регионального и муниципально-№ 3/598 «О мерах борьбы спреступнос- го уровней13: [16, 17, 18, 19]. тью среди несовершеннолетних».

14 Переверзев А.В. Организационно-пра- Однако в настоящее время детская, подростковая пре-

вовой механизм борьбы с преступнос- ступность сохраняется. Основными причинами де-тью несовершеннолетних в советский

период. — Дис.... канд. юрид. наук. - ™вентног° поведения детей и п°др°стк°в сегодня

Белгород, 2011. С. 56. выступают14: социально-экономические, социально-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

психологические (высокий уровень тревожности, агрессии, низкий эмоциональный контроль), медико-психологические [19, с. 56]. На практике встречаются как индивидуальные, так и групповые случаи антисоциального, аморального поведения детей и подростков, асоциальные проявления, правонарушения и преступления, а также другие виды делинквент-ного поведения.

Кроме того, в современных условиях появляются новые виды делинквент-ного поведения подростков: бесчеловечное поведение, циничные преступления ради удовольствия, убийства от скуки, избиения детей и пожилых людей в целях самоутверждения, хакерские атаки. К личным качествам, повышающим риск правонарушения и развития делинквентного поведения, относятся: повышенная возбудимость, агрессивность, равнодушие, лживость, грубость, несамокритичность, упрямство, эгоцентризм, повышенная чувствительность, внушаемость, высокомерие, капризность, раздражительность, наличие зависимостей, ранняя сексуальная активность, ориентация на преступное поведение и др. К качествам, которые этот риск снижают — стыд, опыт нравственного поведения, верность, ответственность, эмпатия, честность, скромность, трудолюбие, внимательность, добросовестность, исполнительность, самокритичность. К качествам, которые отличают данную группу подростков от «домашних» детей и подростков — сильный инстинкт самосохранения, самостоятельность, инициатива, уверенность в себе15. Отсюда можно выделить несколько групп признаков детей, подростков, семей с повышенным риском [19, с. 98—101]:

а) семейные проблемы, трудности — отсутствие должного внимания к подростку, психологическая, эмоциональная и иная несовместимость, мешающая взаимопониманию с ним, отрицательный пример родителей и других взрослых из ближайшего окружения подростка (асоциальное поведение, преступность), злоупотребление родителями своими правами (жестокое обращение родителей, других взрослых — насилие, агрессия, унижение и др.), отсутствие семьи, тяжёлое материальное положение семьи;

б) индивидуальные особенности личности — недостатки в психическом, физическом развитии личности, отклонения в поведении (нарушение правил поведения, низкие показатели учебной деятельности и пр.), влияние криминальной группы подростков на личность, уголовно ненаказуемое аморальное поведение подростка, психологическая склонность подростка к правонарушениям, употребление подростком наркотических, психотропных, одурманивающих веществ без назначения врача, безнадзорность, беспризорность (например, бродяжничество) подростка, совершение правонарушения, повлёкшего меры административного или уголовного наказания, отбывание наказания в местах лишения свободы;

в) внешние, объективные признаки — очаги военных действий, социальные конфликты, техногенные катастрофы, стихийные

бедствия, экстремальная жизненная ситуация; наси- 15 Переверзев А.В. Организационно-пра-лие, совершённое над личностью. вовой механизм борьбы с преступнос-

тью несовершеннолетних в советский Действия данных признаков имеют взаимосвязь с от- период. — Дис.... канд. юрид. наук. —

ношением общества к социальным нормам. Белгород, 2011. С. 98-101.

Н.В. Бородина, И.А. Мушкина, О.П. Садилова. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков...

В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявлялись две противоречивые тенденции — организация и дезорганизация, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему всё новых и новых элементов, поэтому социальные нормы являлись одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. При этом формы поведения, которые противоречили сложившимся в обществе нормам, приводили к социальным отклонениям (девиациям).

Профилактика неблагополучия детей и подростков (девиантность, делинк-вентность, дезадаптация, безнадзорность и др.) осуществлялась в нормативно-правовом поле при наличии взаимных контактов и координации учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и др.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи отмечали, что понятие «девиация» связано с понятием «норма». Так, Н. Смелзер16 определял девиацию как «отклонение от групповой нормы»[21, с. 134]; Э. Шур также квалифицировал нарушения общественных и групповых правил как девиантное поведение; Я.И. Гилинский17 писал, что «под отклоняющимся поведением понимается поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [20, с. 108].

Таким образом, исследуя девиантное поведение, было необходимо рассматривать и определять понятие социальной нормы и её роли в системе общественных отношений. Глубинная суть социальности заключалась в совместных скоординированных действиях отдельных индивидов по достижению общей цели выживания. Например, несоблюдение требований в первобытном обществе наказывалось изгнанием из общины, что в результате грозило смертью, вне общины было выжить невозможно. Первоначально эти правила не осознавались, но действовали на людей как объективная реальность. Однако постепенно они выделялись из трудового процесса по мере развития рефлектирующей способности человека, начинали осмысливаться и осознаваться, вербализуясь и превращаясь в настоящие социальные нормы. С этого момента они приобрели самостоятельный статус всеобщих регуляторов человеческих взаимоотношений. Теперь они могли действовать не только в сфере труда, но и в любой другой области человеческого общежития. В работах одного из классиков социологии Э. Дюркгейма встречаем: «Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления. Преступность — нормальное явление по-

тому, что общество без преступности совершенно невоз-

I6 СмелЖр Н. Социализация: гсшшые можно»18 [22, с. 34]. Но в таком случае полностью исчезает проблемы и направления исследований. —

М : Феникс 1994 С 95-120 124-129 различие между диаметрально противоположными по-

17 Гилинский як Девиантология: социо- нятиями «норма» и «патология».

логия престутшости, наркОТизма, про- в первой половине XX в. наука расширила предмет ис-ституции, самоубийств и других отклонений. — СПб.: Издательство следований, введя в сферу своих интересов поведение «Юридический центр Пресс», 2004. жертвы преступления и проблем социального контро-

18 Дюркгейм Э. Правила социологичес- ля. Это повлекло за собой включение в содержание по-кого метода. — Бордо, 1895. нятия «норма» новых нюансов. В интеракционистских

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

-Q-

и структурно-функционалист-ских концепциях норма уже понимается не только как предписание должного поведения, но и как ожидаемое поведение. Так, например, английский социолог А. Коэн вслед за Т. Пар-сонсом19, раскрывая сущность процесса социализации, говорил о возможности предвидеть агентами интеракции ожидания других и вести себя в соответствии с этими ожиданиями [23, с. 14]. В таких рассуждениях норма выступала не только как должное, но и как ожидание определённого поведения. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения (интерио-ризации) индивидом наиболее распространённых и потому типичных для данного общества образцов поведения, ставших нормой. Следовательно, люди, живущие в одно и то же время в одном и том же обществе, знают эти нормы и вправе ожидать друг от друга их соблюдения. Соответственно, «ожидание должного поведения» изначально входило в смысловой объём понятия нормы, определяемого как предписание должного поведения.

В настоящее время продолжается исследование феномена де-линквентного поведения подростков. В условиях современного российского общества малоизученными остаются механизмы возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних и способы их профилактики.

19 Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2002.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бабкин В.А. Советская система социального обеспечения. / В.А. Бабкин — М., 1971.

2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. /А.Н. Боха-нов — М., 1989.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни./ И. Гофман; пер. с англ. А.Д. Ковалева. — М.: Канон-Пресс-Ц; Куч-ково поле, 2000.

4. Гофман И. Поведение в общественных местах (Goffman.E., 1963).

5. Гофман И. Ритуал взаимодействия (Goffman.E., 1967).

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. /

Р. Мертон; пер. с англ. А.Д. Ковалева. — М.: АСТ; Хранитель, 2006.

7. Мертон Р. Явные и латентные функции//Структурно-функци-ональный анализ в социологии. — М., 1968. — Вып. 1.

8. Мертон Р. Social theory and social structure. N. Y., 1957.

9. McKenzie, Roderick D.; Park, Robert Ezra; Burgess, Ernest Watson The City. — Chicago: University of Chicago Press, 1967.; Упрямый ребёнок: как установить границы дозволенного / перевод с англ.

Р. Макензи. — М.: Эксмо, 2011.

10. Дирнн П. История лейб-гвардии Семёновского полка. / П. Дирнн. — С.- Петербург, 1883.- Т.116.

11. Положение о кадетских корпусах. С.-Петербург, 1886.

12. Суворовские военные училища за двадцать лет // Сборник статей. — М.: Воениздат, 1963.

13. Газета «Правда». — 1943. — 2 декабря.

14. Суворовские училища: история, проблемы //Журнал «Бомбардир». — 1995. — № 2.

15. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.03.1926 «Об утверждении Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в Р.С.Ф.С.Р.».

16. Гущина М.Н. Деятельность народного комиссариата просвещения РСФСР в 1936 — июне 1941 гг. Специальность 07.00.02. Отечественная история. — Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. исторических наук. — Москва, 2009. — 44 с.

17. Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ

«О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

18. Постановление СНК ЦИК СССР от 7 апреля 1935 года № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних».

19. Переверзев А.В. Организационно-правовой механизм борьбы с преступностью несовершеннолетних в советский период — дис.... канд. юр. наук/ А.В. Переверзев — Белгород, 2011.

20. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, нар-котизма, проституции, самоубийств и других отклонений. /

Я.И. Гилинский. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

21. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований. / Н. Смелзер. — М.: Феникс, 1994. С. 95-120, 124-129.

22. Дюркгейм Э. Правила социологического метода. / Э. Дюрк-гейм. — Бордо, 1895.

23. Парсонс Т. О структуре социального действия./ Т. Парсонс. — М.: Академический проект, 2002.

24. Кудрявцев В.Н. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» /

В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова; науч. ред. В.Н. Кудрявцев — Издательский дом «Городец», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.