УДК 316.42-053.6
Мирюкова Мария Александровна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сибирского государственного индустриального университета
Терскова Светлана Геннадьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сибирского государственного индустриального университета
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация:
В статье представлен анализ подростковой делин-квентности в контексте социальных институтов, подготовленный по материалам социологического исследования. Авторы подробно изучают содержание понятия «делинквентность». Особое внимание уделяется оценке роли делинквентного поведения в условиях современного общества, взаимосвязи данного социального явления с деятельностью социальных институтов - субъектов социального контроля. Характеризуются направления совершенствования такого контроля в области предотвращения делинквентного поведения несовершеннолетних. Рассмотрены результаты социологического исследования, нацеленного на изучение проблемы делинквентности поведения подростков, проведенного с помощью анкетного опроса учителей и учащихся 7-11-х классов и экспертного опроса. Приведены данные о распространенности делин-квентного поведения несовершеннолетних. Выделены основные направления решения проблем профилактики правонарушений в подростковой среде.
Ключевые слова:
благополучие, девиация, делинквентность, несовершеннолетний, общество, преступность, проступок, социальное устройство, социальный институт, социальный порядок, социальный контроль.
Miryukova Maria Aleksandrovna
PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Social Subjects and Humanities, Siberian State Industrial University
Terskova Svetlana Gennadyevna
PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Social Subjects and Humanities, Siberian State Industrial University
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF ADOLESCENT DELINQUENCY IN THE CONTEXT OF SOCIAL INSTITUTIONS: BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH
Summary:
The paper presents the analysis of adolescent delinquency in the context of social institutions, prepared basing on the materials of sociological research. The authors conduct a detailed analysis of the contents of the notion "delinquency". Particular attention is paid to the evaluation of the role of delinquent behavior in modern society, the relationship of this social phenomenon with the activities of various social institutions - subjects of social control. Ways to improve social control for the prevention of delinquency of juveniles are considered. The work presents the results of a sociological study aimed at studying the problem of the delinquent behavior of juveniles in the context of social institutions, conducted with the help of a questionnaire survey of teachers and students of grades 7-11 and expert surveys. Data on the prevalence of delinquent behavior of juveniles are given. The main areas of solving the problems of prevention of offences by juveniles have been highlighted.
Keywords:
well-being, deviation, delinquency, juvenile, society, crime, misconduct, social structure, social institution, social order, social control.
Современное российское общество характеризуется трансформацией института семьи, новым форматом отношений в подростковой среде, преувеличенной ролью интернет а и визуальны х образов, что оказывает значительное воздействие на психику подростков и приводит к увеличению частоты встречаемости делинквентного поведения. В 2019 г. число совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений возросло на 4,1 % и составило 10 113 эпизодов [1, с. 55-57].
Проблема делинквентности поведения многогранна и многоаспектна. Она является предметом изучения многих наук - криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики, психиатрии.
Впервые понятие делинквентности ввел в науку А. Коэн в 1950-х гг. в рамках работы над теорией делинквентных субкультур [2, р. 28]. Пионерные концепции делинквентности были представлены в области теории социальной дезорганизации и аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон У. Томас, Ф. Знанецкий, К. Шоу и Г. МакКей); субкультурные объяснения делинквентного поведения
дали А. Коэн, У. Миллер, Р. Клауорд и Л. Оулин; теорию контроля - У. Реклесс; особое распространение получила теория стигмации, «наклеивания ярлыка девианта» (Г. Беккер, И. Гофман, И. Ле-мерт и др.).
В современной отечественной литературе проблема девиантного и делинквентного поведения рассматривается в работах В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской и др. Специфика социальной работы с подростками, склонными к девиантному и делинквентному поведению, описана в трудах И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова и др.
Э. Дюркгейм определял делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок', англ. Delinquency - правонарушение', провинность) как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом [3]. Зарубежные ученые понятие Delinquency употребляют в сочетании Juvenile Delinquency - преступность несовершеннолетних' - как более мягкое выражение вместо Juvenile Crime; также используется категория Juvenile Delinquents -преступное поведение молодых правонарушителей', которых закон должен главным образом перевоспитывать, исправлять, а не наказывать [4].
Многие российские исследователи понятие делинквентности изучают через призму отклоняющегося поведения, нарушающего Уголовный кодекс Российской Федерации. В учебнике «Социология» В.И. Добреньков и А.И. Кравченко делинквентное поведение определяют как совокупность противоправных поступков или преступлений [5]. П.Д. Павленок делинквентность трактует как одну из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан и являющегося правонарушением [6]. По мнению Е.В. Змановской, делинквентному поведению свойственны нарушение законодательства, угроза социальному порядку и благополучию других людей [7]. Г.А. Кривонос говорит еще проще: поведение, которое не одобряется законом, называется делинквентным [8].
Проанализировав представленные в научной литературе дефиниции, мы пришли к выводу, что делинквентность - это разновидность подростковой девиации, выражающаяся в антиобщественном поведении, противоречащем уголовному и административному законодательству Российской Федерации. Исходя из определения, сущность делинквентного поведения характеризуется противоправностью, антиобщественностью и наказуемостью совершенного деяния. Как одна из форм девиации [9] делинквентное поведение имеет ряд отличительных черт.
Во-первых, делинквентное поведение - один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Оно зависит от территории и времени совершения действия: один и тот же поступок на основе морали и этики, принятых в разных странах и в разные периоды, не всегда определяется как преступление.
Во-вторых, исследуемое поведение регулируется преимущественно нормативно-правовыми актами, что служит его спецификой.
В-третьих, данный вид поведения является наиболее опасным, поскольку угрожает общественному порядку - основе социального устройства любого социума [10].
В-четвертых, делинквентное поведение во все времена и на любых территориях осуждается и влечет за собой наказание [11], именно поэтому в отличие от других видов девиации оно требует регулирования специальными социальными институтами, такими как следственные органы, суд и, наконец, учреждения уголовно-исполнительной системы.
В-пятых, противоправное поведение, по сути, означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [12].
В структуре понятия делинквентности можно выделить три уровня: субъективный, объективный и законодательный. Схематично эта понятийная структура представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура понятия «делинквентность»
Элементы каждого уровня связаны с другими, обладают взаимовлиянием и взаимообусловленностью. Для более детального понимания необходимо остановится на описании каждого уровня.
1. Субъективный. Психическая деятельность индивида (несовершеннолетнего), непосредственно связанная с совершением действий или бездействием. Это внутреннее содержание общественно опасного деяния, отражающее отношение лица к совершенному и его последствиям.
2. Законодательный. Включает систему нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, и характеризует общественно опасное деяние как преступление.
3. Объективный. Влияние общества, традиции и обычаи, сформированные под воздействием культуры и прогресса, характеризующие поведение как антиобщественное.
Причины возникновения делинквентного поведения различны. Я.И. Гилинский, рассматривая генезис подростковой девиантности, отмечает, что «она подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то особых, специфических "причин" девиантности подростков. Но социально экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи» [13]. Тем не менее в первую очередь необходимо отметить влияние микросоциальных факторов, к которым можно отнести семью и школу, поскольку именно в рамках институтов семьи и образования закладывается система норм и ценностей несовершеннолетних. Во вторую очередь следует обратить внимание на воздействие таких макросоциальных факторов, как нестабильная социально-экономическая ситуация в стране, повышение уровня преступности, несовершенство законодательства, социальные катаклизмы. Другими словами, возникновение делинквентного поведения можно напрямую связать с неэффективностью системы социального контроля, принятого в обществе. Такой контроль включает в себя систему методов и средств, которые направляют и регулируют поведение индивидов.
Выделяют следующие формы социального контроля: внутренний, когда индивид самостоятельно регулирует поведение в соответствии с принятыми законами; и внешний, который включает совокупность социальных институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение законодательства. Американский социолог П. Бергер представил формы социального контроля социальных институтов в виде расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды и формы социального контроля: семья, неформальные требования, профессиональная система, обычаи и общественная мораль, политико-юридическая система, в центре которых находится человек [14, с. 42-47].
Таким образом, ослабление социального контроля ведет к распространению делинквентного поведения несовершеннолетних. Данные выводы подтверждаются фактами: во-первых, кризисом институтов семьи, образования, социально-экономическими трансформациями; во-вторых, увеличением количества подростков с делинквентным поведением. Эта проблема характерна как для всей территории России в целом, так и для конкретных регионов. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2019 г. Кемеровская область вошла в первую тройку по подростковой преступности и по преступлениям, совершенным учащимися и студентами. Всего в 2019 г. в органы следственного управления поступило 754 сообщения о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, проживающими в Кузбассе. Участились случаи краж подростками денежных средств с банковских карт родственников или знакомых [15].
В целях изучения понимания и распространенности делинквентного поведения среди старшеклассников Новокузнецка, одного из крупнейших городов Кузбасса, в 2018-2019 гг. проведено социологическое исследование с использованием анкетного и экспертного опросов. Работа осуществлялась в два этапа. На первом велся массовый сбор первичной информации с помощью анкетного опроса школьников. Анализируемой совокупностью явились подростки в возрасте от 13 до 18 лет, обучающиеся в 7-11-х классах школ города. Объектом изучения выступили их мнения по поводу распространенности делинквентного поведения среди подростков, так как именно в этом возрасте - 13-18 лет - оно проявляется в полной мере. Это связано с тем, что в указанный период происходят психофизиологические трансформации в организме ребенка, а вместе с ними отмечаются резкие изменения в поведении. Следствием интенсивного всестороннего развития служит формирование психологических новообразований, зависящих от множества факторов.
Основой выборки выступили 89 общеобразовательных школ города, 445 классов с 7-го по 11-й (численность учащихся в 2018 г. - 11 125 чел., в 2019-м - 11 016). В качестве метода построения выборки использовался двухступенчатый кластерный способ. При отборе на уровне школ (взаимоисключающие кластеры) исключались маленькие учебные заведения и организации для детей со специальными потребностями. При формировании выборки учитывалось коли-
чество обучаемых в каждом районе города. Опрошены школьники 25 классов, по 5 классов каждой параллели (взаимодополняющие кластеры). Таким образом, требуемый размер выборки составил 612 обучаемых 7-11-х классов Новокузнецка.
Анализ ответов показал следующее: респонденты знают, что такое правонарушение, какие последствия оно несет, даже предлагают методы, как с этой проблемой бороться государству. Несмотря на осведомленность в данной сфере, есть те, которые совершают противоправные деяния, что в полной мере характеризует субъективный уровень социального контроля по Бергеру, т. е. подростки четко осознают, какой поступок социально полезный, а какой - делинквентный.
Так, на вопрос «Какое, по Вашему мнению, можно дать определение понятию "правонарушение"?» практически все учащиеся (98 %) с 7-го по 11-й классы сформулировали либо точную, либо близкую к истине дефиницию. Отвечая на вопрос о том, что относится к правонарушениям, школьники 7-8-х классов приводили конкретные примеры: хулиганство, драки, нарушение правил дорожного движения, кражи, нецензурная лексика, курение, употребление алкоголя и наркотиков, убийство. В свою очередь, представители старших классов старались делить правонарушения на преступления и проступки, классифицировать их на уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные и т. д. На наш взгляд, это напрямую связано с введением в образовательный процесс предмета «Обществознание», в рамках которого изучаются основы права.
Таким образом, современные подростки четко представляют, что такое противоправное действие. Это позволяет сделать вывод, что с ними не раз говорили на данную тему родители, учителя, инспекторы ПДН.
Обучающиеся 7-8-х классов осведомлены о последствиях, которые несут правонарушения. В ответах на соответствующий вопрос они указали на недоверие и презрение со стороны окружающих, различные наказания. В старших классах ученики дали более точный список последствий: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность. При этом никто не упомянул о юридической ответственности, включающей в себя остальные виды ответственности. К сожалению, ни один респондент не назвал такой вид последствий для правонарушителя, как компенсация пострадавшему за причиненный физический и моральный ущерб.
Отвечая на вопрос о наказаниях, подростки трактовали их так же, как последствия. Вариантами ответов были: исключение из школы, взятие под стражу, различные штрафы, лишение определенных прав, общественные работы. Таким образом, тинейджеры видят наказание только в последствиях правонарушений, мало кто задумывается о наносимом вреде окружающим и обществу в целом. Их больше волнует, что будет с правонарушителем. Отвечая на вопрос, они встают на его место, не осознавая, что сами не застрахованы от того, что могут стать жертвами правонарушений.
На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что Ваши друзья совершают правонарушения?», только 57 % респондентов проявили негативную реакцию, были ответы «не пойман - не вор», «устраивать истерику по этому поводу друзьям я не стану». Это наводит на мысль, что подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают такие действия игрой.
По мнению учащихся 7-9-х классов, причинами совершения правонарушений являются алкогольное опьянение, влияние дурной компании, неудовлетворительное материальное положение. Подростки не осознают, что названные причины служат лишь следствиями многих других проблем, распространенных в современном обществе, к которым можно отнести нестабильную экономическую обстановку, безработицу, алкоголизм, деградацию семейных устоев и т. д. Ответы старшеклассников показали более глубокое понимание истоков возникновения делинквентного поведения: неорганизованность досуга (44 %), протест против внушаемых обществом правил (30 %), самоутверждение как «желание выделиться среди сверстников» (26 %).
Таким образом, можно утверждать, что формирование делинквентного поведения связано с возрастной спецификой подростков, характеризующейся физиологическими изменениями, сменой социальной роли, чувством взрослости, стремлением к свободе. Возникают двойственность и дисгармония в восприятии ситуации, несовершеннолетние выражают протесты и теряют интерес к прежним увлечениям, при этом начинают проявлять самостоятельность, деятельность становится более разнообразной, происходит осознание своей социальной позиции. Исследование показало, что респонденты четко выделяют субъективную, законодательную и объективную составляющие категории делинквентности.
Большинство опрашиваемых считают, что если бы они совершили правонарушение, то их родители бы огорчились, «начали бы читать нотации», наказали «домашним арестом» (84 %). Были варианты «поддержали бы меня, потому что знали бы, что это случайность», «сказали бы, чтобы я больше так не делала». Таким образом, можно утверждать, что в основном родители обеспокоены поведением ребенка, хотя в некоторых случаях наблюдается равнодушие. Важней-
шую роль в становлении подростка как индивида играет институт семьи. Одним из основополагающих факторов подростковой делинквентности является родительская девиантность. Последняя дает максимально негативный эффект, когда сочетается с родительской агрессивностью и конфликтом в семье. Неспособность девиантных родителей предоставить детям образцы нормативного и просоциального поведения выступает еще одним возможным объяснением эффекта родительской криминальности. На сегодняшний день существует потребность в укреплении места семьи в обществе и бесперебойном осуществлении семейных функций как главном способе становления подрастающего поколения. В то же время должно быть расширено сотрудничество семьи со всеми институтами государства и общества.
Относительно вариантов решения вопроса распространенности делинквентного поведения среди подростков учащиеся 7-9-х классов считают, что государству необходимо принять следующие меры: увеличение штрафов; организация досуга школьников таким образом, чтобы можно было раскрывать в них таланты; профилактика; уход от «двоякости» законов. Предлагая серьезные меры, дети показали озабоченность проблемой. Старшеклассники же не надеются на власти, в их ответах наблюдается безнадежность. В основном они указывали, что государство «ничего не должно делать, жизнь такая, какая есть», «правонарушения как совершались, так и будут совершаться» (57 %). Многие респонденты затруднились с ответом (34 %), что характерно для ситуации недоверия государству как социальному институту. Это связано с негативным позиционированием роли власти в решении социальных проблем. Уход от советской модели помощи воспринимается агрессивно и с недоверием, как любая новация, несмотря на то что оказание помощи семье и детям является одним из приоритетных направлений социальной политики страны.
Подросткам были предложены варианты организации их досуга в рамках социального партнерства образовательных учреждений с различными организациями и ведомствами. Им необходимо было проранжировать их по степени предпочтения. Все 100 % опрашиваемых хотели бы участвовать в мероприятиях во внеучебное время. При выборе приоритетных способов проведения досуга 79 % респондентов поставили на первое место мероприятия, связанные со спортом и туризмом. Для 74 % предпочтительны мероприятия, посвященные изучению профессий (экскурсии на предприятия, встречи с практиками) (вторая позиция). На третьем месте (66 %) оказались мероприятия, направленные на повышение духовной культуры (экскурсии в музеи, церкви, исторические места). Таким образом, у школьников наблюдается высокая степень мотивации к участию в социально полезных акциях, что имеет смысл использовать в рамках профилактики делинквентного поведения.
На втором этапе исследования, подразумевающем компетентную оценку изучаемой проблемы, выявление ее наиболее существенных аспектов, проводился экспертный опрос путем неформализованного интервью. Эксперты отбирались с помощью метода «снежный ком». В качестве критериев отбора фигурировали следующие показатели: стаж практической деятельности, связанной с работой с несовершеннолетними с делинквентным поведением, более 5 лет; наличие публикаций по темам, близким к рассматриваемой проблематике; опыт педагогической деятельности. В результате отбора в качестве экспертов выступили 10 ведущих специалистов города, профессионально занимающихся вопросами воспитания и обучения несовершеннолетних: члены Комитета образования и науки (1 чел.); представители Комитета социальной защиты (1); ведущие специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних (4); директора школ (4 чел.).
По мнению экспертов, проблема подростков с противоправным поведением актуальна в настоящее время. На основании данных за последние четыре месяца 2019 г., предоставленных специалистами Комиссии по делам несовершеннолетних, зарегистрировано повышение уровня подростковой преступности в сравнении с показателями за аналогичный период предыдущего года. Увеличение произошло за счет грабежей.
Причинами совершения преступлений являются такие факторы, как отсутствие эффективной системы воспитания детей; большая доля семей, находящихся в социально опасном положении; отсутствие контроля со стороны родителей; влияние дурной компании; неорганизованность досуга подростка. Интересен факт, что эксперты - сотрудники правоохранительных органов определяют в качестве одной из причин специфику региона, а именно распространенность криминальной культуры. По официальным данным, представленным на сайте ГУФСИН России по Кемеровской области, в состав уголовно-исполнительной системы здесь входят 4 следственных изолятора и 20 исправительных учреждений. В их числе 1 воспитательная колония, 2 колонии для женщин, 4 лечебно-исправительных учреждения, 3 колонии-поселения. В Новокузнецке функционирует следственный изолятор, ЛИУ-16, до 2016 г. работала ИК-12. После освобождения большое число бывших осужденных оседает в городе, что подтвердили эксперты из социальных служб. Ассимилируясь, бывшие заключенные закладывают основы криминальной культуры в детях.
По мнению экспертов, мотивами совершения правонарушения подростками стали развлечение, стремление обрести свободу, протест против «навязанных правил», желание добиться авторитета среди ровесников, «легкая нажива». При этом несовершеннолетний остается безнаказанным, так как к нему законом запрещено применять жесткие меры наказания. Эти мнения полностью совпадают с высказываниями учащихся о причинах делинквентного поведения.
Несмотря на комплексную работу по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей, результаты нельзя назвать утешительными: исправить свое поведение стремятся единицы из них. Остальные продолжают совершать неправомерные деяния, и это становится их образом жизни.
Данный факт подтверждает исследование, проведенное среди несовершеннолетних Тульской области, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. Опрос показал, что некоторым подросткам непонятны смысл и значение наказания или меры уголовно-правового характера. Несовершеннолетние зачастую воспринимают условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия и даже наказания без изоляции от общества как уход от ответственности. Таким образом, неясность наказания может повлиять на совершение подростком повторного преступления или иного противоправного деяния [16].
Эксперты отмечают, что профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних проводится различными ведомствами, но в основном они дублируют друг друга. Нет четких правил взаимодействия, разные учреждения не знают, чем занимаются другие. Кроме этого, специалисты считают, что профилактические мероприятия не совсем эффективны. На примере школьников оказалось, что чем больше говоришь "нельзя", тем больше хочется попробовать совершить неправомерное деяние. Специалисты объясняют это эффектом «зеленой обезьяны»: когда человеку запрещают думать о зеленой обезьяне, он непроизвольно начинает это делать. Таким образом, для плодотворной профилактической работы необходимы новые методы чтения лекций, проведения бесед, семинаров, тренингов. Требуется найти золотую середину, чтобы погасить у подростков интерес к совершению правонарушений.
По мнению экспертов, для эффективного решения данной проблемы необходимы радикальные меры. Для этого нужно совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, в связи с возрастанием количества хищений средств сотовой связи у подростков, специалисты-эксперты считают целесообразным принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих лицензирование предпринимательской деятельности, связанной с реализацией мобильных телефонов, бывших в употреблении; ужесточение ответственности за скупку и реализацию телефонов, добытых преступным путем; наконец, привлечение к ответственности за приобретение краденых аппаратов.
Кроме того, эксперты считают, что требуются более жесткие формы наказания родителей за безответственное отношение к воспитанию детей, возможно даже ввести закон об обязательной организации ими досуга несовершеннолетнего в целях обеспечения его занятости и трансформации целевых установок. Все опрошенные специалисты первоочередной задачей полагают создание единой электронной базы данных семей группы риска, которая позволит ведомствам мгновенно реагировать на изменение ситуации.
Таким образом, можно утверждать, что для борьбы с детской преступностью в рамках повышения социального контроля нужны совершенно иные подходы. Необходимо переориентировать поведение подростков из антиобщественных рамок в социально полезные рамки, предложить адекватную их потребностям и возможностям понимания альтернативу. Например, для снижения влияния криминальной культуры нужно использовать эти же средства, но со знаком плюс. Например, в Новокузнецке осуществляет образовательную деятельность Кузбасский институт ФСИН России. На основе социального партнерства вуза и школ города целесообразно организовать встречи, лекции и экскурсии для подростков, реально раскрывающие культуру и быт осужденных.
Важную роль играет пропаганда здорового образа жизни, которую можно не просто проводить в форме лекций на базе школ, но и организовывать в виде выездных мероприятий в спорткомплексах, больницах, наркодиспансерах и отделениях судебно-медицинской экспертизы с привлечением медицинских работников и спортсменов. Духовно-нравственный уровень развития детей можно повышать с помощью мероприятий с участием священнослужителей, писателей, художников, артистов как в школах, так и в музеях, церквях и исторических местах.
Нельзя забывать и о роли института образования в формировании социально полезного поведения несовершеннолетних и осуществлении эффективного социального контроля. Как показал опрос подростков, введение в образовательную программу предмета «Обществознание» качественно повлияло на развитие их правовой культуры. Основываясь на положительном опыте, имеет смысл продолжить внедрение социально полезных предметов в программу среднего образования, способствующих привитию таких качеств, как патриотизм, ответственность, толерантность. Например, положительно воздействовать на формирование семейной культуры
может такой факультатив, как «Семьеведение», в рамках которого подростки будут изучать основы семейных взаимоотношений, воспитания детей и культуру ведения семейного хозяйства.
В качестве одной из перспективных форм усиления социального контроля может выступать организация волонтерских отрядов в рамках социального партнерства в учебных заведениях всех уровней образования под эгидой межведомственной комиссии, в первую очередь на базе вузов, которые могут координировать отряды в средних и среднеспециальных учреждениях. Именно волонтерская деятельность способна повысить духовно-нравственный уровень развития несовершеннолетних и отвлечь их от криминогенных компаний.
Рассматривая институт социальной защиты как один из субъектов социального контроля, необходимо отметить, что социальная работа с подростками с делинквентным поведением требует создания социальных служб, быстро реагирующих на их нужды и потребности, обладающих высококвалифицированными кадрами (социальными работниками, социологами, психологами, юристами, медиками, социальными педагогами). В свою очередь, специалисты должны иметь возможность взаимодействовать с любыми социальными институтами, деятельность которых позволяет решать проблемы детской преступности.
В настоящее время в силу различных причин необходима четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями, основанная на межведомственном взаимодействии и социальном партнерстве базовых социальных институтов (организаций социальной защиты, правоохранительной системы, образовательных учреждений, общественных организаций и др.).
Ссылки:
1. Состояние преступности в РФ за январь - декабрь 2019 г. [Электронный ресурс] // МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». 2020. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
2. Cohen A.K. Delinquent Boys. The Culture of the Gang. N. Y., 1955. 198 p.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / пер с фр. В.А. Базарова. М., 1994. 399 с.
4. Collins V.H. The Choice of Words: a Book of Synonyms with Explanations. L., 1962. 222 p.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология : учебник. В 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. 519 с.
6. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учебное пособие. М., 2007. 184 с.
7. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учебное пособие. М., 2003. 228 с.
8. Кривонос Г.А., Позднякова У.С. Делинквентное поведение. Делинквенты. Криминальное поведение // Психологическое обозрение. 2009. № 12. С. 34-39.
9. Тронева В.Н. Девиантное, делинквентное и аддиктивное поведение несовершеннолетних // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 38-46.
10. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи : монография / Г.И. Семи-кин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина, Е.Г. Близнюк, А.С. Миронов, В.М. Крук. М., 2009. 243 с.
11. Кадина В.В., Еняшина Н.Г. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения подростков // Современные тенденции прикладных исследований в психологии и педагогике : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2018. С. 141-148.
12. Ганишина И.С. Формирование девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье // Психология XXI в.: вызовы, поиски, векторы развития : сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Рязань, 2019. С. 241-250.
13. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова [и др.]. СПб., 2001. 198 с.
14. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / пер. с англ. О.А. Оберемко ; под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996. 168 с.
15. Кемеровская область - Кузбасс [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура РФ : портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 23.03.2020).
16. Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е. Актуальные проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек и общество. 2019. № 1. С. 131-137. https://doi.org/0.25586/RNU.V9276.19.01.P.131.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна