Научная статья на тему 'Сущностные аспекты системы управления бизнес-организацией'

Сущностные аспекты системы управления бизнес-организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕЛИ / ПРОЦЕССЫ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Портных В.В.

предложен авторский подход к рассмотрению концепции управления бизнес-организации. Суть подхода состоит в соединении бизнесорганизации, характеризующейся специфическими потребностями, целями, задачами и функциями, и системы управления, состоящей из областей целей, процессов и ресурсов, в единый комплекс и рассмотрении его свойств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные аспекты системы управления бизнес-организацией»

качества человеческих ресурсов является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в рамках Программы развития ООН. В очередном докладе о человеческом развитии за 2G11 г. в рейтинге, составленном по 1B7 странам, Россия занимает бб-е место и входит в группу стран с высоким значением индекса (G,755) [4]. Основной причиной столь невысокого индекса ИРЧП, по мнению экспертов, является низкий показатель ожидаемой прдолжительности жизни. По данным за 2G11 г. его значение составило бВ,В лет, что сопоставимо с такими странами как Ирак (б9 лет), Бангладеш (бВ,9), Непал (б8,8), Монголия (бВ,5), Украина (бВ,5), Узбекистан (бВ,3). Лидерами рейтинга по данному показателю являются европейские страны (Швейцария

- 82,3; Италия - 81,9; Австрия - 84,9; Исландия - 81,8) и страны Азии (Япония - 83,4; Сингапур - 81,1; Новая Зеландия 8G,7). Относительно невысокая продолжительность жизни населения России отражает внутренние социально-экономические, а также экологические проблемы страны, в тоже время сохранение данной тенденции в течение длительного периода может негативно сказаться на перспективах экономического роста.

В заключение, необходимо отметить, что в условиях трансформации процесса общественного воспроизводства в качественно новое инновационное состояние человеческие ресурсы становятся системообразующим фактором экономического роста. Вследствие этого исследования в сфере воспроизводства человеческих ресурсов, их количественного и качественного состава, а также их влияние на темпы экономического роста являюся актуальными для экономической науки.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [пер. с англ.]. - М., 1999.

2. Вишневский А.Г., Бобылев С.Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2GG8: Россия перед демографическими вызовами.

- М., 2GG9.

3. Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. 2G1G. № 7, с.135-150.

4. Доклад о человеческом развитии 2G11. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / Пер. с англ. - М.: ПРООН, 2G11.

5. Ресурсный потенциал экономического роста / Фигурнова Н.П., Красникова Е.В., Бабашкина А.М. [и др.]. - М., 2GG2.

6. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации //URL: http://www.gks.ru.

В.В. Портных

СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ESSENTIAL ASPECTS OF THE BUSINESS ORGANIZATION MANAGEMENT

Аннотация: предложен авторский подход к рассмотрению концепции управления бизнес-организации. Суть подхода состоит в соединении бизнес-организации, характеризующейся специфическими потребностями, целями, задачами и функциями, и системы управления, состоящей из областей целей, процессов и ресурсов, в единый комплекс и рассмотрении его свойств.

© В.В. Портных, 2G12

Ключевые слова: управление, бизнес-организация, цели, процессы, ресурсы.

Abstract: proposed author's 'approach to dealing with the concept of management of business organizations. The approach consists in combining a business organization, characterized by specific needs, goals, objectives and functions, and management systems, consisting of the areas of goals, processes and resources into a single complex and consider its properties.

Keywords: management, business organization, goals, processes and resources.

Целью данной статьи является представление авторской концепции управления бизнес-организацией. Бизнес-организация как обособленная система, состоящая из материальных и нематериальных ценностей и отношений, для достижения своей главной цели - максимизации прибыли - нуждается в эффективном механизме управления. Необходимо заметить, что проблема создания эффективного механизма (системы) управления бизнес-органиазцией представляет собой сверхактуальную задачу, как для теоретиков современного менеджмента, так и для огромной армии предпринимателей и менеджеров [1, 2, 3].

Можно выделить следующие важные причины актуальности проблемы поиска универсальной модели управления компанией:

- сложность бизнес-организации как системы, состоящей из материальных и нематериальных объектов, связанных многочисленными разнообразными отношениями;

- отсутствие единства понимания сути бизнеса у теоретиков и практиков и сложность построения всеохватывающей концепции управления бизнес-органиазцией;

- создание огромного множества разнообразных продуктов и скорость обновления продуктового и ассортиментного ряда;

- постоянное появление новых технологий в разработке, производстве, логистике, информационных системах и в том числе в управлении;

- размывание границ между отраслями и товарными сегментами;

- возрастание глобальной, национальной и региональной конкуренции;

- возрастание важности, точности, своевременности и полноты разнообразной информации, необходимой для успешного ведения бизнеса;

- быстрота изменений и рваные темпы развития внешней среды, учащение кризисов;

- возрастание роли политики, государства, общественных организаций в жизнедеятельности бизнес-организации;

- сложность управления таким специфическим ресурсом как «персонал»,

- расширение сфер интересов бизнеса и круга разнообразных партнеров.

Для базового понимания управления бизнес-органиазцией необходимо рассмотреть предельно простую схему «объект-субъект-система управления» (см. рис. 1).

Объектами управления в этой схеме являются бизнес-организации, т.е. автономные организованные живые организмы, состоящие из людей и нематериальных ценностей и обладающие комплексом потребностей и деятельности, направленной на получение прибыли. Понимание природы бизнес-организации основывается на анализе ее потребностей. Первый тип потребностей бизнес-организации связан с емкостью рынка, т.е. внешней средой - это потребности в знаниях о емкости рынке, факторах его обуславливающих, прогнозах развития рынка, выбор целевых рынков, создание и формирование рынков.

Второй тип потребностей бизнес-организации - это потребности роста доли на рынке через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей в борьбе с конкурентами. Третий тип потребностей фирмы представляет собой потребности в

прибыльном (рачительном, бережливом, эффективном) функционировании, таком, при котором доходы превышают расходы.

Рис. 1. Основные категории системы управления бизнесом

Рынок, доля на рынке и прибыльность являются составляющими достижения высшей цели бизнес-организации - получения прибыли. В количественном виде прибыль бизнес-организации определяется тремя категориями:

- емкостью рынка, т.е. объемом денег, которые покупатели платят за товары этого рынка,

- долей компании на рынке, т.е. отношением объема продаж компании к емкости рынка,

- прибыльностью компании, т.е. отношением прибыли к объемам продаж компании.

Нами предлагается использовать следующую математическую формулу для расчета прибыли

П = Е х Д х Р,

где П - прибыль,

Е - емкость рынка,

Д - доля бизнес-организации на рынке, Р - отношение прибыли бизнес-организации к ее выручке.

Субъектами управления являются собственники бизнеса (в том числе акционеры) и менеджеры. Система управления связывает объект управления с субъектом управления с целью достижения результата управления.

Общее управление бизнес-организацией включает организацию и координацию всего стратегического и оперативного управления. В развернутом виде управляется не бизнес-организация в общем, а ее каждая функциональная область; в укрупненном виде это - функциональные области управления рынком, долей, прибыльностью, координации и обеспечения и поддержки. В более детализированном виде эти функциональные области распадаются на функции, такие как управление разработками, управление производством, управление закупкой, управление логистикой, управление хранением, управление сбытом, управление маркетингом, управление обслуживанием, управление человеческими ресурсами, управление

финансами, управление информационными технологиями, управление юридической поддержкой, управление безопасностью, управление административно-хозяйственной деятельностью, управление бухгалтерским учетом, управление ведением договоров, управление анализом и прогнозированием внешней среды и рынка, управление взаимодействием с регулирующими органами, управление взаимодействием со средствами массовой информации и т.д.

В классическом понимании система управления фирмы представляет собой комплекс средств и методов, организующих деятельность таким образом, чтобы была достигнута поставленная цель. Значит необходимо иметь (обеспечивать, развивать) соответствующие средства (ресурсы) и обладать (создавать, оптимизировать) соответствующими методами (процессами) организации деятельности, при том, что по поводу целей бизнес-организации мы определились ранее. Каждая функция бизнес-организации управляется именно в соответствии с этой схемой (см. рис. 2).

Рис. 2. Управление функцией бизнес-организации

Цели, процессы и ресурсы являются областями управления каким-либо объектом, организованными на трех иерархических взаимосвязанных уровнях. Логика такова - если мы хотим получить результат от воздействия на какой-то объект, то необходимо поставить соответствующие ожидаемому результату цели, организовать процессы для достижения поставленных целей и обеспечить ресурсы, необходимые для поддержания этих процессов.

Необходимо заметить, что предложенный нами подход к обоснованию системы управления бизнес-организацией методологически соответствует теории систем. Согласно этой теории система состоит из трех компонентов: входа, операций и выхода. В нашем подходе компоненту «Вход» соответствует область управления «Ресурсы», компоненту «Операции» соответствует область управления «Процессы» и, наконец, компоненту «Выход» - область управления «Цели» (см. рис. 3).

Итак, мы обосновали систему объективных потребностей бизнес-организации, исходящих из ее природы: это потребности в оценке и управлении рынком, управлении относительным ростом, т.е. долей на рынке, управлении эффективностью (прибыльностью), координации деятельности и обеспечении и поддержке. Выяснили, что эти природные потребности являются основанием формирования комплекса функций бизнес-организации, которые, как любой объект управления (в том числе как и человек) управляются с помощью постановки целей, организации процессов и обеспечения ресурсами.

ВХОД

Теория систем

ОПЕРАЦИИ

ВЫХОД

РЕСУРСЫ

Теория управления

ПРОЦЕССЫ

ЦЕЛИ

Рис. 3. Соответствие элементов теории систем и теории управления

Теперь настала пора соединить функции бизнес-организации и области управления ей в единую систему управления бизнес-организацией. Для этого необходимо подробно рассмотреть рисунок 4, на котором схематично представлена система управления бизнес-организации, построенная методом соединения функций бизнес-организации с областями управления.

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

рынок

оценка и прогноз рынка продукции -л фирмы

доля

прибыльность

модель движения товарно-материальных

финансовая модель ■бизнес-организации

ЛЕЛИ ПО ПРИБЫЛИ, ПО РЫНКУ, ДОЛИ, ПРШ :ЫЛЬНОСТИ

дерево целей л^изнеса в целом КОМПЛЕКС ЦЕЛЕЙ О^АСТИ «РЫНОК» КОМПЛЕКС ЦЕЛЕЙ О|^АСТИ «ДОЛЯ» КОМПЛЕКС ЦЕЛЕЙ ОБЛАСТИ «ДРИБЫЛЬНОСТЬ»

Л ЕЛИ ПО ОБЕСПЕЧЕ НИЮ И ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕСА

^РОЦЕССЫ КООРДИНАЦИИ ВСЕХ ФУНКЦИЙ БИЗНЕСА

сводная карта всех Аизнес-процессов БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОБЛАСТИ «РЫНОК» БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОБЛАСТИ «ДОЛЯ» БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ОБЛАСТИ «ПРИБЫЛЬНОСТЬ»

.-ПРОЦЕССЫ ОБЕСПЕ1 ЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

__м_м_1

РГСТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ВЫСШИХ ОРГААНОВ УПРАВЛЕНИЯ

оргструктура и персонал бизнеса в ^ целом ОРГСТРУКТУРАИ ПЕРСОНАЛ ОБЛАСТИ «^ ШОК» ОРГСТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ОБЛАСТИ «ДОЛЯ» 2° ОРГСТРУКТУРА И ПЕРСОНАЛ ОБЛАСТИ «ДРИБЫЛЬНОС ТЬ»

22 РГСТРУКТУРА И ПЕ РСОНАЛ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

К

ч

и Я

Л

О

о и

я

о

К

л

о

О и

Рис. 4. Система управления бизнес-организацией

Элементы 1, 2, 3 и 4 этой схемы отражают объект управления, т.е. бизнес-организацию в виде наглядных значимых частей (модели рынка и фирмы на нем, модели движения товарно-материальных ценностей и финансовой модели), а также сводную бизнес-модель компании, рассмотренную ранее. Для организации управления всем этим комплексом элементов бизнес-организации необходимо выстроить для каждого элемента цепочку «цели-процессы-ресурсы».

Область управления «Цели» содержит следующие элементы.

Главные цели (5) бизнес-организации, включающие цели по объему прибыли, цели по емкости рынка (прогнозное значение, либо ожидаемое изменение с учетом результатов мер воздействия), цели по доли компании на рынке и цели по прибыльности, выражающиеся в уровне рентабельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели, связанные с рынком (7), включающие цели по полноте, точности и своевременности оценки и прогнозирования рынка, а также по изменениям параметров емкости и прибыльности рынка продукции компании при применении определенных средств воздействия и регулирования.

Цели роста, связанные с управлением долей на рынке (8), включающие цели по объему и структуре закупок, производства, логистики, хранения, сбыта, обслуживания, объему и результативности маркетинговой деятельности и развития.

Цели эффективности, связанные с ростом прибыльности (9), включающие цели по оптимизации бизнес-процессов, снижению расходов и управлению финансами.

Цели по обеспечению и поддержке бизнеса (10), включающие цели по обеспечению и развитию человеческих ресурсов, информационных технологий, безопасности, юридической поддержки, ведению административно-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и т.д.

Дерево целей бизнес-организации в целом (6), объединяющее все значимые цели компании в единой иерархии от главных целей - получения прибыли к целям второго порядка.

Область управления «Процессы» содержит следующие элементы.

Процессы координации всех функций бизнес-организации (11), представляющие собой общее стратегическое и оперативное управление компаний.

Процессы, связанные с рынком (13), включающие процессы оценки и прогнозирования рынка, а также процессы регулирования и воздействия на рынок продукции компании.

Процессы, связанные с управлением долей на рынке (14), включающие процессы закупок, производства, логистики, хранения, сбыта, обслуживания, маркетинга и развития.

Процессы, направленные на рост прибыльности (15), включающие процессы оптимизации бизнес-процессов, снижения расходов и управления финансами.

Процессы обеспечения и поддержки бизнеса (16), включающие процессы по обеспечению и развитию человеческих ресурсов, информационных технологий, безопасности, юридической поддержки, ведению административно-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и т.д.

Сводная карта всех бизнес-процессов компании (12), объединяющая все процессы в единый гиперпроцесс функционирования бизнес-организации.

Область управления «Ресурсы» в нашей модели подразумевает в основном человеческие ресурсы, как главные ресурсы бизнес-организации (все остальные ресурсы мы рассматривает как составную часть процессов) и содержит следующие элементы.

Организационные структура и персонал высших органов управления (17) бизнес-организации, включающие схему оргструктуры, штатное расписание, должностные обязанности и требования к высшему руководству.

Организационные структура и персонал области «Рынок» (19) бизнес-организации, включающие схему оргструктуры, штатное расписание, должностные обязанности и требования к службам аналитического маркетинга и лоббирования.

Организационные структура и персонал области «Доля» (20) бизнес-организации, включающие схему оргструктуры, штатное расписание, должностные обязанности и требования к службам оперативной деятельности.

Организационные структура и персонал области «Прибыльность» (21) бизнес-организации, включающие схему оргструктуры, штатное расписание, должностные обязанности и требования к финансовым службам и службам по оптимизации бизнес-процессов.

Организационные структура и персонал области «Обеспечение и поддержка» (22) бизнес-организации, включающие схему оргструктуры, штатное расписание, должностные обязанности и требования к подразделениям обеспечения и поддержки.

Организационные структура и персонал бизнес-организации в целом (18), включающие схему оргструктуры, штатное расписание всей компании.

В более привычном виде наша логика построения системы управления компанией может быть продемонстрирована на рисунке 5, где приведена детализированная схема управления бизнес-организацией.

Данная схема дает представление о связях между целями, процессами и ресурсами бизнес-организации методом детализации элементов системы управления. Так, здесь прослеживается взаимная обусловленность каждого из приведенных процессов соответствующей ему целью, как и ресурсов - соответствующим процессом. Таким образом, цели, процессы и ресурсы - это области управления, которые приобретают конкретику при помещении в них какой-либо задачи или функции бизнес-организации, которые (задачи и функции) могут быть стратегическими или оперативными. При сочетании областей управления с областями бизнес-организации, обусловленными ее природными потребностями (прибыль, рынок, доля и прибыльность) появляется система областей управления бизнес-организацией.

Как справедливо отмечают видные современные теоретики менеджмента, ни какая система управления не может функционировать без учета интересов людей, в нее вовлеченных [4]. В этой связи требует отдельного внимания требует проблема гармонизации целей и интересов бизнес-организации, как живого организма и персонала компании, состоящего из отдельных групп и личностей. Взаимосвязь системы управления бизнес-организацией и системы организации жизнедеятельности человека можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 6), где система главных областей жизнедеятельности человека, аналогично выше описанной системы областей управления бизнес-организацией, представляет собой матрицу, образующуюся пересечением смыслов жизни человека и областей его жизнедеятельности.

Бизнес-организация и весь персонал, вовлеченный в бизнес (собственники, управляющие бизнесом, менеджеры, наемные работники) как «инь и янь», находятся в симбиозе, т.е. в сильной (жизненно важной) зависимости. Персонал для бизнеса является главным ресурсом, позволяющим достичь его главную цель - получение прибыли. Бизнес для персонала является тоже своего рода ресурсом, позволяющим достигать жизненные цели на путях удовлетворения своих потребностей (в питании, жилье, содержании семьи, развитии, отдыхе и т.д.), что происходит также посредством получения и распределения прибыли.

Значит, у бизнеса и у персонала есть взаимный интерес в максимизации прибыли. Однако его реализация связана с преодолением нескольких серьезных противоречий.

^ V Е?

< ^ о. £

ЯИЙ

ЗАДАЧИ 1Т-ПОД- ДЕРЖКИ

ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ

ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХО-ДОВ

я «

< <

го го

НИ

< < Й

и сб

и м ^ ^ и

2 3 ¡г

о о и ас 1л

Ь ^ ио К и н г

" Он я =1

&ч о 8« и а

э-о е 5о ЧЙ ' я ¡8

й $ 5 Ё « яЗ £ § ? ° к § а ^

и Н ми и„зк^иа яЗ в ящ яо о о р 5 § о о

с ^ «с

и га & 3 § @ и О Я-а н ч 9 ° н ?ь ° Ь В 3 ь и и о_

яЗ^яо ои^в»

^ -я нй 5 ^ 2 ^ _ ЭЗ 3 5

ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗ- ВОД-СТВЕН- НЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ

ЗАДАЧИ ПРОГНО-ЗИРОВА-НИЯ РЫНКА ПРОЦЕССЫ ПРОГНО-ЗИРОВА- НИЯ РЫНКА

ОТДЕЛ ПРОГНО-ЗИРОВА- 3

ОТДЕЛ ВНЕШ-НЕЙ АНАЛИ- КТИ

, в

Е £ <

, к .

С Е ЦЫ в я ИИТ И И

ОС ОТ ГЕ

Р П ПЛОИ РИ РС Т

й Я й В

и В иВн

ы -< *

И!

о

ы

Н

0 и

а. 8

0 0

К й

5 -0

и ем

я и

=1

И1Т1Й

иээайо<ш

Ус1Л1>1Лс11)1сК)

Во-первых, между потребностью бизнес-организации (владельца бизнеса) оптимизировать расходы на содержание персонала с целью увеличения прибыльности бизнеса и стремлением персонала получать как можно большую долю прибыли в виде вознаграждения за свой труд.

Система областей управления бизнесом

ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС В ЦЕЛОМ ОБЛАСТИ БИЗНЕСА

ЕМКОСТЬ РЫНКА ДОЛЯ НА РЫНКЕ ПРИБЫЛЬНОСТЬ

ЦЕЛИ ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЕМКОСТЬЮ РЫНКА ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЕЙ НА РЫНКЕ ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ

ПРОЦЕССЫ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕМКОСТЬЮ РЫНКА ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЕЙ НА РЫНКЕ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ

РЕСУРСЫ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕННИЯ ПРИБЫЛЬЮ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕННИЯ ЕМКОСТЬЮ РЫНКА РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕННИЯ ДОЛЕЙ НА РЫНКЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕННИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ

ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ

ЗЕМЛЯ ВРЕМЯ ДУША

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ОСОЗНАНИЕ, ПРОГРАММЫ ОСОЗНАНИЕ, ПРОГРАММЫ ОСОЗНАНИЕ, ПРОГРАММЫ ОСОЗНАНИЕ, ПРОГРАММЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕЛА РЕАЛИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕСУРСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рис. 6. Взаимосвязь системы управления бизнесом и системы организации человека

Во-вторых, между потребностью бизнес-организации в инвестировании большей доле прибыли в развитие бизнеса и потребностью всего персонала (владельцев, менеджеров и наемных работников) получать большую долю прибыли на личное потребление.

В третьих, между потребительским отношением персонала к бизнес-организации и фирмы к персоналу как к ресурсу и необходимостью единства компании и персонала при достижении общей цели.

Эти противоречия должны быть учтены и преодолены в эффективной системе управления. Мы предлагаем рассматривать проблемы взаимодействия между бизнес-организацией (часто, владельцем) и персоналом в структуре областей управления бизнес-организацией, что позволяет обосновать пути гармонизации системы управления (см. рис. 7).

Противоречия между бизнес-организацией и персоналом возникают из взаимных (порой противоречивых) ожиданий по поводу системы управления. Так, в области «Цели» бизнес-организация ожидает от персонала то, что он будет разделять ее ценности, будет предан компании и будет стараться быть полезным фирме, а персонал ожидает, что компания представит ему солидную, значимую, престижную, творческую работу и будет учитывать его мнение при разработке стратегии развития и гарантирует его личностный рост и развитие.

ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОЛЬ ПЕРСОНАЛАВ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЬБИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЦЕЛИ Разделяет цели и задачи,предан компании Деятельность бизнес-организации соответствует системе ценностей персонала Гармонизация ценностей и целей, согласование задач персонала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОЦЕССЫ Организатор и исполнитель всех процессов Процессы комфортные, творческие, регламентированные Создание эффективных, комфортных и творческих условий труда

РЕСУРСЫ Главный ресурс бизнес-организации Ресурс, необходимый для удовлетворения личных потребностей через получения вознаграждения Согласование места, роли и ответственности и мотивации персонала

Рис. 7. Обоснование путей гармонизации системы управления бизнес-организацией

Это противоречие можно преодолеть гармонизацией ценностей и целей бизнес-организации и персонала и согласованием задач персонала.

В области «Процессы» бизнес-организация ожидает от персонала то, что он будет профессионально исполнять свои функции на требуемом качественном уровне и будет брать на себя ответственность за результаты своей работы, следовать распорядку, нормам поведения и распоряжениям руководства, а персонал ждет от компании создания комфортных безопасных условий труда, поддержания порядка и рабочей дисциплины, соблюдения своих прав, властных полномочий, а также придания работе творческого и увлекательного характера. Это противоречие устраняется созданием безопасных, комфортных, творческих условий труда, а также регламентацией рабочего процесса и соблюдением регламента всеми его участниками.

В области «Ресурсы» бизнес-организация ожидает от персонала то, что он обладает определенными знаниями, квалификацией, личными качествами и старается развиваться в профессиональном и личностном плане, а персонал ожидает, что компания достойно оценит его труд и выразит признание и поощрение в виде достойной заработной платы, премий и обеспечения пакета социальных благ. Это противоречие ликвидируется путем согласования зон ответственности персонала, требований к его профессиональным качествам и эффективной системы мотивации и участием в прибыли.

Применение данного подхода может явиться ключом к повышению эффективности управления бизнес-организацией.

Литература

1. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: - 2-е изд. - М.: Издательство Проспект, 2008.

2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. Пер. с англ. - М.: Издат. Дом «Вильямс», 2006.

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Пер с англ. - СПб.: Питер, 2000.

4. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможности развития // Российский журнал менеджмента. - СПб, Том 8, 2010.

В. В. Филатов В.И. Голованов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

PRESSING QUESTIONS OF MANAGEMENT OF RESTRUCTURING OF THE ENTERPRISE FOR THE PURPOSE OF INCREASE

OF ITS MARKET COST

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные вопросы оценки бизнеса как инструмента эффективного управления стоимостью предприятия в современных условиях. Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. Оценка бизнеса выявляет альтернативные методы управления предприятием и позволяет определить, какой из них обеспечит максимальную эффективность, и, следовательно, и более высокую рыночную цену, что является основной целью собственника.

Ключевые слова: оценка бизнеса, управление стоимостью предприятия, рыночная стоимость.

Abstract: in given article pressing questions of an estimation of business as the tool of efficient control in cost of the enterprise in modern conditions are considered. The business estimation is necessary for a choice of a well-founded direction of re-structuring of the enterprise. The business estimation reveals alternative management methods the enterprise and allows to define, what of them will provide peak efficiency, and, hence, and higher market price that is a main objective of the proprietor.

Keywords: business estimation, enterprise management in cost, market cost.

Бизнес с точки зрения менеджера-оценщика - это совокупность недвижимости, активов, знаний и опыта трудового коллектива, имиджа предприятия, а также организация нормального их совместного функционирования. Заслуживают внимания результаты научных исследований в области оценочной деятельности Американского института по оценке недвижимости, института экономического развития Всемирного банка, Агентства международного развития США, Международного комитета по стандартам оценки имущества, Европейской группы ассоциаций оценщиков, Российского общества оценщиков. К числу отечественных исследователей по проблемам оценки бизнеса относятся Григорьев В.В., Островкин И.М., Федотова М.А., Тарасевич Е.И., Черняк В.З., Рутгайзер В.М., Каледин С.В. [6]. Наработки по практическому использованию методов оценки в процессе реструктурирования и антикризисного управления фирмами содержатся в работах Беляева С.Г., Булычевой Г.В., Демина А.С., Дорофеева А.Ю. [3].

Цель исследования заключается в анализе проблем управления реструктуризацией предприятия для повышения его рыночной стоимости. Теоретической и методологической основой послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативные документы Российской Федерации. Информационно-эмпирической базой стали данные статистических и финансово-экономических

© В .В. Филатов, В.И. Голованов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.