Научная статья на тему 'Обоснование системы главных целей бизнес-организации'

Обоснование системы главных целей бизнес-организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / РЫНОК / ДОЛЯ РЫНКА / ПРИБЫЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Портных В.В.

предложен авторский подход к пониманию взаимосвязи природы, потребностей и целей бизнес-организации. Обосновано выделение трех сущностных взаимосвязанных сторон бизнес-организации: автономного живого организма, механизма производства прибыли и организации людей. Обоснована формула прибыли с позиций отражения в ней всех базовых потребностей бизнес-организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование системы главных целей бизнес-организации»

подход, а именно: в перечень направлений ввести направления, связанные с формированием и удержанием ключевых клиентов, а также реорганизацией и оптимизацией деятельности Совета директоров (шире - всей системы корпоративного управления).

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что в основе оценки социально-экономической эффективности реорганизации современной компании с учетом интересов всех заинтересованных сторон должен лежать ряд принципов:

- - тщательный выбор стратегии реорганизации, обоснование ее критериев с учетом интересов всех заинтересованных сторон;

- - согласованность стратегии реорганизации с общей стратегией развития компании и избранной моделью корпоративного управления;

- -вовлеченность в контроль за процессом реорганизации всех акционеров и других заинтересованных сторон;

- -мониторинг социальных последствий всех преобразований, осуществляемых в компании.

Таким образом, можно будет говорить хотя бы о первых шагах в реальном продвижении к учету интересов стейкхолдеров в ходе реформирования отечественных компаний.

Литература

1. Жданов А.Ю. Управление процессами трансформации и реструктуризации интегрированных корпоративных структур. - М. 2009. - 320 с.

2. Принципы корпоративного управления ОЭСР, 2004 г. http://www.oecd.org/daf/governance/principles/htm.

3. Пумпянский Д. А. Реструктуризация как фактор повышения конкурентных преимуществ трубной компании. Науч. доклады. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. - 285 с.

В.В. Портных

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ JUSTIFICATION OF THE MAIN GOALS OF THE BUSINESS ORGANIZATION

Аннотация: предложен авторский подход к пониманию взаимосвязи природы, потребностей и целей бизнес-организации. Обосновано выделение трех сущностных взаимосвязанных сторон бизнес-организации: автономного живого организма, механизма производства прибыли и организации людей. Обоснована формула прибыли с позиций отражения в ней всех базовых потребностей бизнес-организации.

Ключевые слова: бизнес-организация, прибыль, рынок, доля рынка, прибыльность.

Abstract: proposed author's approach to understanding the relationship of nature, needs and goals of the business organization. Justified the selection of three essential interrelated sides of the business organization: autonomous living organism, the mechanism of profit production and organization of people. Justified formula in which profit reflect the basic needs of business organization.

Keywords: business organization, profit, market, market share, profitability.

© В.В. Портных, 2012

В настоящее время не существует единой общественно признанной теории бизнес-организации (фирмы), которая бы объясняла ее природу и систематизировала ее многогранность. В этой статье мы предлагаем свой взгляд на систему природы, потребностей и целей бизнес-организации.

Мы разделяем подходы многих современных школ стратегического менеджмента в той части, что главной целью любой бизнес-организации является получение прибыли, а не какие-либо другие цели (рост благосостояния акционеров, удовлетворенность клиентов, благо общества, реализация интересов персонала и пр.) или их сочетания [1, 2].

В развернутом виде можно выделить три наиболее существенные грани бизнес-организации:

1. Бизнес-организация - это обособленный живой организм со своими потребностями, системами жизнедеятельности, жизненным циклом.

2. Бизнес-организация - это система материальных и нематериальных ценностей и внешних и внутренних отношений, целью функционирования которой является производство прибыли через удовлетворение рыночного спроса.

3. Бизнес-организация - это организация людей, объединенных общей целью получения определенных благ через организацию и ведения бизнеса и мотивированных на достижение его целей.

Эти три определения бизнес-организации не противоречивы, а наоборот взаимосвязаны на основе следующей логики - произошло объединение людей с целью совместного получения прибыли и в результате этого образовался живой организм -бизнес-организация.

В дальнейшем мы подробно поочередно рассмотрим каждую из этих трех граней бизнес-организации (б/о) и выстроим следующую логическую цепочку понимания природы фирмы, содержания ее деятельности и системы управления.

ПРИРОДА БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Б/О

КОМПЛЕКС

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Б/О

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ

1. Потребности бизнес-организации возникают из ее природы.

2. Цели бизнес-организации представляют собой ее формализованные потребности.

3. Задачи бизнес-органиазции есть детализированные ее цели.

4. Деятельность бизнес-организации направлена на решение ее задач.

5. Механизм управления бизнес-организацией является средством организации и оптимизации ее деятельности.

6. Мотивация стимулирует эффективную работу механизма управления.

Каждый успешный бизнесмен отчетливо представляет состав и взаимосвязи

элементов своего бизнеса. Он понимает, что является продуктом его бизнеса: товары (потребительские, промышленные), услуги, информация, идеи, рабочая сила и др. Так же ясна и так называемая «цепочка создания стоимости», звеньями которой могут быть добыча сырья и его переработка, закупки, транспортировка, хранение, производство, продажа, сервис, консультирование и пр. Собственник бизнеса хорошо знает своих поставщиков, организацию закупок, логистики, производства, систему продаж, сервиса, своих клиентов.

У каждого успешного лидера бизнеса существует своя система понимания и управления бизнесом, которая в его сознании в той или иной степени формализована. Он понимает, чем управляет, какие основные ключевые факторы успеха, точки приложения усилий, что необходимо делать, чтобы его бизнес был успешен сегодня и в будущем.

Бизнесмен выстраивает устойчивую систему бизнеса, состоящую из комплекса функций и связей и носителей их - людей. Можно себе представить, что на каком-то этапе творения бизнес «оживает» и уже становиться обособленным живым организмом, который можно рассматривать в отрыве от создателя. Фирма во многом похожа на своего создателя. Она имеет возраст, уровень развития, уровень самостоятельности, цели, стратегию, планы на жизнь. Она обладает опытом, навыками, культурой, у нее существуют сложившиеся отношения в процессе жизнедеятельности, она взаимодействует с внешней средой, поставщиками ресурсов, клиентами. Она мотивирует себя на достижение своих целей и контролирует ситуацию. Бизнес может иметь различный уровень развития и эффективности на разных фазах своего жизненного цикла).

Бизнес-организация функционирует в среде регуляторов, поставщиков, потребителей, конкурентов. В процессе функционирования проявляется ее эффективность. Необходимо корректировать эту систему в процессе жизнедеятельности с целью повышения эффективности различными путями:

■ перемещать ее в другую, более благоприятную, среду,

■ улучшать существующую среду,

■ менять систему построения конструкции,

■ менять (улучшать) элементы конструкции,

■ оптимизировать систему управления конструкции.

Большая проблема сегодняшних теоретиков и практиков бизнеса в том, что бизнес порой рассматривается слишком примитивно, механистично и однобоко. Мы предлагаем следующий подход понимания природы бизнес-организации, основанный на анализе ее потребностей.

Первый тип потребностей бизнес-организации связан с емкостью рынка, т.е. внешней средой - это потребности в знаниях о емкости рынке, факторах его обуславливающих, прогнозах развития рынка, выбор целевых рынков, создание и формирование рынков. Емкость рынка является одним из трех основных факторов прибыли бизнес-организации, на который она не всегда может влиять. Управление рынком и его формирование под силу только крупнейшим компаниям отрасли и осуществляется ими в основном в условиях монопольного (газ) или олигопольного (нефть, металлы) рынков.

Второй тип потребностей бизнес-организации - это потребности роста доли на рынке через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей в борьбе с конкурентами. Для увеличения прибыли бизнес-организации должна расти выручка, а для будущего выживания и развития - доля рынка.

Третий тип потребностей фирмы представляет собой потребности в прибыльном (рачительном, бережливом, эффективном) функционировании, таком, при котором доходы превышают расходы. Прибыльность бизнес-организации напрямую связана с эффективностью, цель эффективности бизнес-организации - превышение доходов над расходами. Прибыльность бизнес-организации зависит от сложившейся прибыльности на рынке.

Таким образом, рынок, доля на рынке и прибыльность являются составляющими достижения высшей цели бизнес-организации - получения прибыли и входят в состав главных стратегических целей бизнеса, т.к. от них напрямую зависит выживание и долгосрочное развитие бизнеса. В наглядном виде система базовых потребностей и целей бизнес-организации представлена на рисунке. Необходимо особо отметить, что потребности в рынке, доли на рынке и прибыльности являются жизненно важными для любого бизнеса, т. к. при отсутствии любой из этих категорий не будет достигнута цель бизнес-организации - получение прибыли. В этой связи можно говорить, что удовлетворение этих трех потребностей являются необходимыми и достаточными условиями получение прибыли бизнес-организацией.

Рис. Базовые потребности организации

В количественном виде прибыль бизнес-организации определяется тремя категориями:

• емкостью рынка, т.е. объемом денег, которые покупатели платят за товары этого рынка,

• долей компании на рынке, т. е. отношением объема продаж компании к емкости рынка,

• прибыльностью компании, т.е. отношением прибыли к объемам продаж компании.

Доказательством того, что нами был определен исчерпывающий круг факторов, обуславливающих прибыль бизнес-организации в виде категорий рынка, доли и прибыльности служит возможность соединения их в единую математическую формулу прибыли. Нами предлагается использовать следующую математическую формулу для расчета прибыли.

П = Е х Д х Р,

где П - прибыль,

Е - емкость рынка,

Д - доля бизнес-организации на рынке, Р - отношение прибыли бизнес-организации к ее выручке.

Главным методологическим отличием нашей формулы прибыли от тривиальной формулы «прибыль = доходы - расходы» является тот факт, что мы опираемся на количественные выражения глубинных детерминантов прибыли бизнес-организации: «Рынка» как общего объема и потенциала возможных доходов бизнес-организации -базы будущей прибыли; «Доли на рынке» как проявления позиций бизнес-организации по отношению к другим игрокам на рынке; «Прибыльности» как специфического качества бизнес-организации «отжимать» прибыль из завоеванного ей объема доходов.

Особенностями данной формулы является наличие таких стратегических факторов, как емкость рынка и доля бизнес-организации на рынке. Этим мы преодолеваем экстраполяционный подход к планированию выручки. Мы учитываем влияния внешних факторов на бизнес организации, связанных с предвидением условий ведения бизнеса (рынок) и стратегий конкурентов (доля).

Нетрудно заметить, что в соответствии с выше предложенной формулой прибыль бизнес-организации находится в прямо пропорциональной зависимости от изменения каждого из трех факторов (емкости рынка, доли, рентабельности), что имеет ключевое значение в представляемой нами концепции. Из этого следует, что для максимизации прибыли любая бизнес-организация по возможности должна стремиться к максимизации значений каждого сомножителя формулы - емкости рынка, доли на рынке и прибыльности.

Это дает нам обоснование системы главных целей и задач бизнес-организации, направленную на максимизацию прибыли и представленную на двух уровнях. К первому уровню относятся следующие главные цели:

1. Увеличение (если отсутствует возможность управлять рынком, тогда -прогнозирование) емкости целевого рынка.

2. Увеличение доли компании на рынке.

3. Повышение прибыльности.

Детализация главных целей выливается в комплекс ключевых задач бизнеса, который структурирует их в единую систему, что дает основание для эффективной операционализации стратегии. Мы предлагаем систематизировать ключевые задачи бизнеса по трем областям, связанным с факторами прибыли.

Детализация главной цели «Увеличение (прогнозирование) емкости целевого рынка» приводит к определению следующих ключевых задач:

■ Выбор целевых рынков,

■ Защита целевого рынка от импорта и товаров заменителей,

■ Лоббирование благоприятных условий для отрасли и ее развития,

■ Пропаганда потребления товаров целевого рынка,

■ Анализ и прогнозирование емкости рынка.

Главная цель «Увеличение доли компании на рынке» по сути распадается на ключевые задачи, составляющие комплекса маркетинга:

■ Управление товарным предложением (расширение ассортимента и повышение качества товаров, обеспечение сырьем, организация производства, получение квот на продажу, получение товаров других производителей для продажи, поглощения, альянсы с целью увеличения объема продаж и т.д.),

■ Управление ценой продаж (демпинг, система скидок, кредитование и т.д.),

■ Управление дистрибуцией (оптимизация каналов сбыта, оптимизация региональной структуры сбыта, оптимизация структуры потребителей, повышение эффективности продаж, CRM и т.д.),

■ Управление продвижением (реклама, брендинг, PR, другие мероприятия оперативного маркетинга).

Главная цель «Повышение прибыльности» бизнеса по большому счету сводится к следующим ключевым задачам:

■ Оптимизация затрат при закупке ресурсов,

■ Оптимизация затрат при управлении ресурсами,

■ Минимизация рисков через организацию комплексной поддержки бизнеса.

Кроме вышеописанного комплекса главных целей и ключевых задач у бизнес-

организации существует еще два вида специфических целей и соответствующих им набора задач, опирающихся на объективные потребности фирмы.

Во-первых, это потребность в координации деятельности по удовлетворению потребностей бизнес-организации, связанных с рынком, ростом доли и увеличением

прибыльности. Данная потребность обуславливает цель бизнес-организации в создании и эффективном функционировании общей системы стратегического и оперативного управления (при том, что необходимо отдельно организовывать управление по каждой области: «рынок», «доля», «прибыльность») и предусматривает соответствующий комплекс задач.

Во-вторых, это потребность в обеспечении и поддержки деятельности по достижении главных целей и координации этой деятельности. Данная потребность обосновывает цели и задачи бизнес-организации в следующих областях:

• Подбор, удержание, обучение, развитие и мотивация персонала,

• Организация бухгалтерского учета,

• Информационное обеспечение и поддержка,

• Правовое обеспечение и поддержка,

• Обеспечение безопасности,

• Административно-хозяйственная деятельность,

• Обеспечение и техническая поддержка офиса и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главные цели, ключевые задачи и цели и задачи координации, обеспечения и поддержки охватывают все области деятельности бизнес-организации, являясь основой функций бизнес-организации, направлены на достижение ее главной цели -максимизации прибыли.

Итак, бизнес-организация при внешнем ее рассмотрении представляет собой автономный живой организм, к которому можно относиться как к единому целому. Вся деятельность этого организма направлена на производство прибыли, таким образом, прибыль является главной его целью.

Достижение этой главной цели связано с тремя необходимыми и достаточными условиями как внешними, так и внутренними. Должен быть рынок, характеризующийся определенным объемом спроса на продукцию компании, на этом рынке фирма должна иметь какую-то долю за счет продаж своих товаров и полученные от этих продаж доходы должны превышать все расходы компании, т. е. компания должна быть прибыльная. На одновременное достижение этих трех условий направлена деятельность бизнес-организации, они (эти условия) являются основой природных потребностей компании, порождаемых главной целью - получением прибыли.

Таким образом, активность бизнес-организации сосредоточена в трех главных областях: в области оценки, прогнозирования и воздействия на свой рынок, в области получения доходов, а значит и определенной доли рынка и в области оптимизации расходов, т.е. повышения прибыльности. Рынок, доля и прибыльность являются ключевыми категориями прибыли бизнес-организации, что подтверждается обоснованной нами математической формулой, в которой прибыль находится в прямо пропорциональной зависимости от каждого из этих факторов.

Выявление и обоснование триединой обусловленности прибыли бизнес-организации открывает широкие перспективы организации эффективного управления фирмой. Это связано с тем, что в нашем подходе определено место и роль фактора рынка в отношении результатов компании. Обосновывается первичность доли рынка, а не выручки бизнес-организации в связи с необходимостью при получении доходов учитывать действия конкурентов. И в отдельную ключевую область бизнес-организации выделяется деятельность, направленная на повышение прибыльности компании, напрямую связанная с управлением денежными потоками.

Кроме того, для достижения задач в ключевых областях необходима координация деятельности и ее обеспечение и поддержка. Это обосновывает еще две принципиальные области деятельности компании. Достижение успеха бизнес-организацией, таким образом, базируется на формировании компетенций деятельности в трех ключевых областях рынка, доли и прибыльности и двух областях координации и

обеспечения, что соответствует сути бизнес-организации как живого социально-экономического организма и ее объективных потребностей.

Вторая выделяемая грань бизнес-организации, обусловлена рассмотрением ее как некой конструкции или системы, объединяющей материальные и нематериальные объекты, соединенные между собой и внешними объектами. Целью функционирования такой конструкции та же - производство прибыли. В этой связи бизнес-организацию можно назвать фабрикой по производству прибыли.

Особенность конструкции бизнес-организации является множественность ее структур. Здесь уместна широко используемая аналогия с человеком и системами его жизнедеятельности. У человека существует несколько систем поддерживающих его жизнедеятельность: опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, нервная, пищеварительная, иммунная. У бизнес-организации, в свою очередь, присутствуют системы движения товарно-материальных ценностей и движения финансов, управления персоналом, которые состоят из многих других систем более низкого уровня: закупочная, разработки товаров, производственная, маркетинга, сбытовая, бухгалтерского учета, управления финансами, информационная, правовая и др.

Совокупность систем обеспечения жизнедеятельности и достижения целей бизнес-организации можно представить в виде бизнес-модели данной фирмы. В бизнес-модели компании в полной мере отражаются ее сущностные потребности, как живого организма в оценке и управлении рынком, росте и управлении долей рынка, прибыльной деятельности, координации, обеспечении и поддержки. Эти потребности материализуются в виде определенных конкретных функций, образующих системы бизнес-организации. Объектами этих функций являются рынки, товары, клиенты, каналы сбыта, финансы, люди и пр.

Построение эффективной бизнес-модели в обязательном порядке опирается на достижение ее главной цели - получении прибыли и удовлетворении ее природных потребностей. Как пишет в своей книге «Современный стратегический анализ» Роберт М. Грант «В условиях новой экономики единицей рассмотрения инноваций становится не товар или технология, а концепция бизнеса. Концепция бизнеса и модель бизнеса состоят из одних и тех же элементов: модель бизнеса - это всего лишь реализованная на практике концепция бизнеса. Инновационная концепция бизнеса - это способность представить себе совершенно иные концепции бизнеса и совершенно иные пути дифференциации существующих концепций бизнеса. Инновационная концепция бизнеса становится ключом создания нового богатства. Конкуренция в пределах любой широкой области, будь то финансовые услуги, коммуникации, развлечения, издательская деятельность, образование, энергетика или любая другая область, происходит не между товарами и компаниями, а между моделями бизнеса» [4].

Третья грань бизнес-организации - это понимание, того факта, что коммерческая компания представляет собой организацию индивидуумов, объединенных общей целью получение определенных благ от созданного и управляемого ими бизнеса. В этой связи очень важным является рассмотрение двоякой роли людей, задействованных в бизнесе. Они, с одной стороны, являются субъектами управления бизнес-организацией, а с другой - частью самой бизнес-организации, ее основным ресурсом. В том или ином случае владельцы и персонал имеют свои системы ценностей (как индивидуальные, так и групповые), свои потребности и интересы по отношению к бизнес-организации.

Владельцы, менеджеры и сотрудники - три принципиально разные группы индивидуумов, вовлеченные в бизнес, имеют отличные друг от друга «претензии» к бизнес-организации, что и определяет специфику их ролей в ней. Владельцы нацелены на получение максимальной прибыли от бизнес-организации. В этой части их интересы совпадают с интересами самой бизнес-организации. Они представляют свой ресурс, выражающийся в их личном времени, выделяемом бизнесу. Менеджеры одновременно

нацелены на получение заработной платы в виде платы за ресурс своего рабочего времени, и на максимизацию прибыли при принятой системе мотивации менеджеров от результата бизнес-организации. Рядовые сотрудники заинтересованы в справедливой оплате их рабочего времени, как плате за ресурс.

Кроме материальных результатов, получаемых от бизнеса все эти категории заинтересованы еще и в комфортности, творчестве процесса участия в бизнесе и получения отличных от материальных результатов, таких как профессиональное, личностное развитие и опыт. Для эффективного управления бизнес-организации понимание сути организации людей для занятия бизнесом, их ценностей, интересов является не менее важным, чем понимание бизнес-организации как автономного организма и механизма по производству прибыли.

Разобрав различия трех ипостасей бизнес-организации (организма, механизма и организации), подчеркнем и одновременно с этим их единство, заключающееся в том, что все это грани одного явления. Внешнее проявление бизнес-организации, характеризующее ее величиной, долей на рынке, эффективностью, есть проявление целостности организма бизнеса. Внутренне устройство бизнес-организации, характеризующееся взаимосвязью объектов и отношений, есть проявление структуры механизма бизнеса. А сущностное наполнение бизнес-организации, связанное с объединением индивидуумов ради достижения общей цели, есть проявление социальной организации бизнеса.

Итак, мы выяснили, что бизнес-организация может рассматриваться в трех взаимосвязанных ипостасях:

• Как живой социально-экономический организм, находящийся во внешней среде рынка и имеющий главную цель - получение прибыли и жизненно важные потребности, связанные с ростом рынка, увеличением доли на рынке и повышением прибыльности, а также потребности координации и обеспечении и поддержки жизнедеятельности.

• Как комплекс товарно-материальных и нематериальных ценностей и отношений и ресурсов, производящий прибыль и обладающий соответствующей системой управления.

• Как организация отдельных людей с целью достижения своих личных целей, основанных на удовлетворении потребностей через организацию бизнеса и получение денежных средств в виде прибыли.

Взаимосвязь граней бизнес-организации состоит в том, что природа бизнес-организации обусловливает ее потребности и цели. Структура компании выстраивается согласно определенным целям и задачам. Система управления опирается на существующую структуру и может менять ее в зависимости от интерпретаций объективных целей фирмы в сложившихся условиях. Люди играют двоякую роль, составляя одновременно и структуру (в виде главного ресурса) и систему управления бизнес-организацией (в виде менеджмента).

Представленный выше подход к рассмотрению природы, потребностей, целей и задач бизнес-организации может быть использован для создания практической методологии комплексного управления современными компаниями. Кроме того, предложенное обоснование системы главных целей компании является важным элементом методологии стратегического процесса, дискуссии об эффективной процедуре которого актуальны и поныне (Минцберг, Куинн, Гошал, 2001).

Литература

1. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. - 2-е изд. -Издательство «Высшая школа менеджмента», Издательский дом Санкт-Петербургского университета, СПб, 2008.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - 4-е изд. - М.: Изд-во «Экономистъ», 2008.

3. Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. - Питер, 2001.

4. Грант Р.М. Современный стратегический анализ, «ПИТЕР», 2008г.

Е.А. Прохорова

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

VIRTUAL PROJECT ORGANISATION: CONCEPTUAL BASICS

Аннотация: в настоящей статье с помощью методологии концептуального проектирования сложных решений, основанной на теории множеств Н.Бурбаки, раскрывается смысл виртуальной проектной организации в двух ее аспектах -выполнение проектов и управление человеческими ресурсами. Построены концептуальные схемы, позволяющие конструктивно проектировать такую организацию.

Ключевые слова: виртуальная, проектная организация, концептуальная схема.

Abstract: this article uses methodology of conceptual design of complex solutions based upon the theory of multitudes of N. Burbaki to open up the sense of virtual project organisation. It's done for two of its aspects - project execution and human resource management. Conceptual schemas are built which help to constructively design such an organisation.

Keywords: virtual, project, organization, conceptual, schema.

В условиях возрастания мобильности населения и развития средств связи все большее распространение приобретает практика выполнения проектов командой, участники которой географически удалены друг от друга. Виртуальные проектные организации (ВПО) могут создаваться в различных отраслях. Взаимодействие их сотрудников осуществляется через Интернет с использованием средств передачи сообщений, ведения общих проектных ресурсов, создания групповых календарей и др. Использование подобных инструментальных средств, однако, не гарантирует эффективного выполнения проектов в виртуальной среде. Гораздо более важными являются задачи правильного проектирования такой организации, обеспечения выполнения проектов, привлечения и мотивации персонала и т.п. В современной теории управления такие вопросы рассматриваются крайне ограниченно.

В настоящей работе предпринята попытка с использованием методологии концептуального проектирования сложных решений [2-5] сформировать некий облик ВПО в виде набора строгих схем, которые раскрывают ее содержание и могут использоваться при непосредственной организации ее деятельности. Данная методология применяется для построения концептуальных схем сложных, размытых предметных областей. Ее математической основой является теория множеств Н.Бурбаки [1].

Виртуальная проектная организация: предметы исследования

ВПО как и любая организация включает множество аспектов - процессный, человеческий, технологический и иные. Задача построения целостного облика ВПО требовала бы рассмотрения каждого из них. На рисунке 1 показан возможный подход к выделению предметов концептуализации в ВПО - в основу выделения базовых

© Е.А. Прохорова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.