Научная статья на тему 'Сущностные аспекты кластеризации российской экономики'

Сущностные аспекты кластеризации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CLUSTER / CLUSTERING / CLUSTER APPROACH / COMPETITIVENESS / ECONOMIC TOOL / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Кузнецова Елена Леонидовна

Рассмотрены вопросы формирования и развития кластерных образований в современной российской экономике; выявлены особенности кластерной организации производства в сравнении с территориально-промышленными комплексами (ТПК) в советской экономике; обозначен потенциал кластерной политики в европейских странах и Северной Америке; определены основные функции процесса кластеризации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL ASPECTS OF RUSSIAN ECONOMY CLUSTERING

The problems to form and develop cluster formations in the modern Russian economy are considered; the features of cluster organization of production are revealed in comparison with the territorial-industrial complexes (TIC) of the Soviet economy; the potential of cluster policy in European countries and the North America is indicated; the main functions of the clustering process of the Russian economy are determined.

Текст научной работы на тему «Сущностные аспекты кластеризации российской экономики»

УДК 338.1 (470+571)

СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

1 9

Е.В. Бочкова1, Е.Л. Кузнецова2

Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Рассмотрены вопросы формирования и развития кластерных образований в современной российской экономике; выявлены особенности кластерной организации производства в сравнении с территориально-промышленными комплексами (ТПК) в советской экономике; обозначен потенциал кластерной политики в европейских странах и Северной Америке; определены основные функции процесса кластеризации российской экономики. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: кластер; кластеризация; кластерный подход; конкурентоспособность; экономический инструмент; социально-экономическое развитие.

ESSENTIAL ASPECTS OF RUSSIAN ECONOMY CLUSTERING E.V. Bochkova, E.L. Kuznetsova

Kuban State University,

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.

The problems to form and develop cluster formations in the modern Russian economy are considered; the features of cluster organization of production are revealed in comparison with the territorial-industrial complexes (TIC) of the Soviet economy; the potential of cluster policy in European countries and the North America is indicated; the main functions of the clustering process of the Russian economy are determined. 1 figure. 3 tables. 11 sources.

Key words: cluster; clustering; cluster approach; competitiveness; economic tool; social and economic development.

Опыт развитых стран мира показывает, что в современной экономике формирование кластеров рассматривается в качестве одного из стратегических инструментов, определяющих вступление страны на качественно новый этап экономического развития. Кластеризацией уже охвачено более 50% экономик ведущих стран мира, она направляет вектор развития мировой экономической цивилизации. В связи с этим формирование кластеров национальной экономики России является одним из актуальных направлений интенсификации экономического и инновационного развития страны, поскольку сегодня кластеры представляют собой современную форму организации высокотехнологичного производства. В России в силу осуществления определённых социально-политических и экономических преобразований интерес к теории кластеров возник сравнительно недавно - примерно 10-15 лет назад. Несмотря на это, отечественные экономисты не только приняли на вооружение данный подход, но и положили его в основу концепций экономического развития российских регионов и территорий. На сегодняшний день формирование кластеров признано одним из ключевых направлений пространственного развития страны, а также создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, обеспечивающего прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехноло-гичной продукции [8].

Необходимо отметить, что для России кластер не

является принципиально новым рыночным институтом, поскольку современная структура отечественной экономики была сформирована ещё в условиях планового хозяйства СССР во многом на базе реализации на практике теории территориально-производственных комплексов (ТПК), которые были инструментом централизованного планирования в регионах. По ряду характеристик ТПК и кластеры имеют общие черты, однако основное отличие заключается в том, что ТПК создавались в условиях плановой экономики, и их функционирование было направлено на минимизацию издержек общественного труда, а кластеры эволюци-онно формируются в рамках рыночной экономики и имеют своей целью максимизацию прибыли. Советские учёные-экономисты предлагали преодолевать жёсткие межведомственные барьеры, свойственные управляемой по отраслевому принципу экономике СССР, с помощью программно-целевого подхода. Всё это свидетельствует о том, что в нашей стране был накоплен определённый опыт формирования такого рода объединений, игравших основополагающую роль в территориальном разделении труда страны [5].

Процесс кластеризации связан с созданием на территории РФ мощных объединений, предприятий и организаций, призванных обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Кластеры и целенаправленная политика формирования их сетей могут служить важнейшим инструментом не только гармонизации пространственной эволюции государства, но и пере-

1 Бочкова Елена Владимировна, магистр экономики, аспирант, тел.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru Bochkova Elena, Master of Economics, Postgraduate, tel.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru

2Кузнецова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики, тел.: 89184114031, e-mail: Kuz_Elen@mail.ru

Kuznetsova Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, tel.: 89184114031, e-mail: Kuz_Elen@mail.ru

вода национального хозяйства на инновационный путь развития [1].

Мировой опыт свидетельствует о том, что кластеры лучше, чем отрасли, формируют важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологий, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков по фирмам и отраслям, поэтому экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей или же секторов [10]. Отметим, что уровень производительности труда и заработной платы в кластерах существенно выше, нежели в среднем по стране. Например, в экономике США более 32% занятости обеспечивают кластеры, в Швеции - 39%, «индустриальные округа» (итальянский аналог кластеров) составляют около 30% общего уровня занятости государства. В результате исследования европейских кластеров, проведённого Европейской комиссией, было выявлено, что 24% кластеров являются мировыми лидерами, 12% - европейскими лидерами, 37% - национальными и ещё 24% кластеров лидируют в качестве экономических субъектов с высоким уровнем производительности труда [3].

Опыт формирования кластеров в странах Северной Америки и Европы позволяет выделить следующие функции кластерных структур, обуславливающих их преимущества:

- обеспечение доступа к специализированным факторам производства и рабочей силе. Снабжение ресурсами внутри кластера облегчает процессы коммуникации, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного или поддерживающего обслуживания. Помимо этого, более развитые кластеры включают в себя не одну отрасль, а несколько родственных отраслей, работающих на очень сходных факторах производства, что сильно расширяет возможности поставщиков;

- доступ к информации. Близость друг к другу, связи по поставкам и технологиям, наличие постоянных личных контактов и общественных связей облегчают движение потоков информации в рамках кластера;

- взаимодополняемость между видами деятельности участников кластера. Близкое расположение облегчает установление технических связей и осуществление постоянного координирования работы. Следует отметить, что процессы обобществления труда в рамках кластера приводят к снижению различного рода издержек, что невозможно в условиях отдельного предприятия и отрасли, где процессы координации и кооперации не так развиты;

- стимулирование изобретения нововведений. Участники кластера имеют доступ к самой современной и актуальной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские организации генерируют новые знания.

- формирование и развитие общей инфраструктуры (производственной, социальной и рыночной);

- кластерные структуры оказывают сильное влияние на величину трансакционных издержек, способствуя их значительному снижению [2].

Процессы организации и поддержки кластеров в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что:

- создание кластера не является прерогативой правительства, его возникновение и развитие - результат действия рыночных сил;

- политика государства в области поддержки развития кластеров не служит «прикрытием» для промышленной политики, основанной на государственном субсидировании и защите от конкуренции;

- властные структуры осуществляют переход от методов прямой поддержки к косвенным методам;

- невозможность создания кластера на основе отраслей и рынков, находящихся в состоянии упадка.

Таким образом, кластеры, развиваясь эволюционным путём в условиях рынка, обусловливают эффективность производства и высокий уровень производительности труда, позволяя развитым странам не только обеспечивать устойчивое экономическое развитие государства, но и успешно конкурировать на международном экономическом пространстве.

Для современной России актуальность концепции формирования кластеров не вызывает сомнений, поскольку значительная часть промышленного потенциала, созданного ещё в условиях СССР, не была ориентирована на рынок, а экспортно-сырьевая ориентация национальной экономики не отвечает стратегическим интересам России. Президент России Д.А. Медведев в своём ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ заявил: «Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка» [11]. Такое положение дел в отечественной экономике иллюстрирует структура экспорта и импорта в 2010 г., подтверждающая, что, провозгласив вступление страны на инновационный путь развития, Россия продолжает экспортировать минеральное сырьё (68,4%) и металлы (12,8%) и ввозить машины, оборудование (44,4%) и продовольственные товары (15,9%) из зарубежных государств (рисунок).

Помимо вышесказанного, наблюдается стремительное разрушение технологического потенциала государства, и снижается эффективность российской промышленности, это объясняется тем, что технологическое отставание России от развитых стран не позволяет создавать конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Об этом свидетельствует рейтинг конкурентоспособности стран мира, в котором Россия по итогам 2010 г. занимает лишь 63-е место (как и в 2009 г.) (из 133 стран), причём по сравнению с 2008 г. конкурентоспособность страны упала на 12 пунктов (табл. 1).

Страны, находящиеся на первых местах в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) по индексу конкурентоспособности (табл. 1), успешно проводят кластерную политику, обеспечивая тем самым высокие темпы экономического роста национальных экономик. Современное же состояние отечественной экономики, к сожалению, подтверждает тот факт, что Россия нуждается в принципиально новом экономическом инструменте, который бы обеспечил как промышленное, так и инновационное развитие. Таким инструментом, на наш взгляд, выступают кластеры, поскольку в отечественной экономике уже сложились предпосылки организации на территории страны данных структур. К ним относим:

1) вступление страны на рубеже 1990-2000-х гг. в фазу экономического роста. Вплоть до сентября 2008

г. российская экономика в реальном выражении росла быстрыми темпами: ВВП в рублевом эквиваленте с 1999 г. увеличился почти на 60%, в 2005 г. экономический рост немного замедлился, но тем не менее по итогам года он превысил 6%;

2) формирование крупных интегрированных бизнес-групп (ИБГ), активно позиционирующих себя на национальном рынке и встраивающихся в глобальную конкуренцию. На сегодняшний день данные бизнес-структуры реализуют крупные инвестиционные проекты, взаимодействуют с региональными властями и федеральным правительством;

3) определенный уровень производственной кооперации, сложившийся между предприятиями, представляющими различные направления, виды и сегменты бизнеса. Кооперационные и иные связи между

Рейтинг стран, проводящих кластерную политику (по методологии ВЭФ) [9],

по состоянию на 2010 г.

Таблица 2

Место 1 2 3 4 5 6 7 8 9 86 87 88 132

Страна Италия Япония Тайвань Швейцария Сингапур США Гонконг Швеция Финляндия Казахстан Россия Азербайджан Венесуэла

фирмами имеют определённые традиции, отработаны механизмы взаимодействия, достаточно высок уровень взаимного доверия;

4) освоение российского рынка иностранными транснациональными компаниями (ТНК). По некоторым данным, до половины активов в пищевой промышленности косвенно или напрямую принадлежат иностранным владельцам. Изменилось и поведение инвесторов: около 40% покупателей российских активов на фондовом рынке - резиденты Великобритании, порядка 30% - США, 7% - Германии и более 10% -России [5].

Основная цель кластеризации экономики России заключается в обеспечении высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры. Для российского правительства кластеры представляют собой «новый институт развития», направленный на повышение социально-экономического роста региона и страны в целом [4, 6].

К сожалению, единые унифицированные механизмы создания, развития и стимулирования класте-

ров в России отсутствуют. В табл. 2 представлен рейтинг стран, проводящих политику формирования кластеров. Мы видим, что в данном списке Россия занимает лишь 87-е место, соседствуя с Казахстаном и Азербайджаном.

Особенности современной экономической ситуации в России позволяют выделить ряд причин, препятствующих проведению единой кластерной политики в стране. К их числу можно отнести:

1) асимметричность социально-экономического развития территорий;

2) несоответствие экономического и административного деления России;

3) сверхмонополизм базовых отраслей экономики;

4) инертность системы управления;

5) недостаток квалифицированных кадров, а также разрыв между интеллектуальным трудом и его востребованностью обществом.

Проведённый анализ позволяет сформулировать сущностные характеристики кластеризации российской экономики (как известно, сущность любого процесса, в том числе и экономического, проявляется в выполняемых функциях), которые представлены в табл. 3.

Табл. 3 подтверждает тот факт, что наиболее устойчивые тренды экономического роста и позитивная экономическая динамика в основе своей имеют

Сущность кластеризации экономики России

Таблица 3

Функция Краткая характеристика

Развитие и поддержание конкуренции - поддержка развития малого и среднего бизнеса; - политика развития экспорта; - развитие отраслей экономики и др.

Установление эффективного взаимодействия между органами власти и бизнесом - реализация мероприятий по стимулированию сотрудничества (конференции, семинары и др.); - поддержка государством сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями

Повышение инновационного потенциала малых и средних предприятий - проведение совместных НИОКР предприятиями кластера, институтами и университетами; - создание новых инновационных предприятий; - содействие активизации инновационного процесса на предприятиях

Решение микроэкономических проблем - анализ местных рынков и компаний; - развитие локальных рынков; - создание региональных инфраструктурных объектов коллективного пользования; - учёт местных особенностей развития и выработка эффективных адресных программ по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний

кластерное происхождение.

Таким образом, кластеризация экономик ведущих стран мира выступает сущностным аспектом, определяющим вектор развития экономических систем большинства государств. Экономическая сущность кластеров проявляется в современных формах организации производства, что позволяет повысить эффективность производства благодаря сочетанию кооперации и конкуренции, обусловливающей динамич-

ность кластерных формирований и их немедленную реакцию на изменение рыночной конъюнктуры.

Российская экономика, находящаяся на пути к модернизации, должна использовать все преимущества кластеризации, обеспечив вступление страны на качественно новый уровень технологического развития, который на данный момент уже невозможен без применения кластерного подхода.

Библиографический список

1. Бочкова Е., Кузнецова Е. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда: монография. Краснодар, 2011.

2. Голиченко О. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М., 2006.

3. Дранев Я. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М., 2001.

4. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. М., 2007.

5. Ларина М., Макаев А. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. 2006. № 10.

6. Методические рекомендации по реализации кластерной

политики в субъектах Российской Федерации. М., 2008.

7. Россия в цифрах 2011: крат. стат. сб. // Росстат. М., 2011.

8. Татаркин А., Романова О. Промышленная политика: теоретические основы, региональный опыт разработки и реализации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 7.

9. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2010-2011 / World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2010.

10. Solvell O. Clusters Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Second edition. January, 2009.

11. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html/

УДК 004.051, 007.51, 336.145

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ В НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ СЧЕТОВОДСТВЕ

А

Р.В. Ерженин1

Федеральное казначейство (Казначейство России), 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 7.

Проведен анализ этапов реформирования государственной учетной информационной системы. На основе сделанных выводов о реорганизации порядка ведения учета, формирования, сбора и предоставления бухгалтерской и управленческой отчетности спрогнозировано изменение функциональных обязанностей финансово-бухгалтерского персонала государственных и муниципальных учреждений. Обозначены преимущества единых централизованных бухгалтерий публично-правовых образований в перспективе развития информационной системы управления общественными финансами. Ил. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: электронный бюджет; централизованная бухгалтерия; публично -правовое образование; учет и отчетность; бюджет; информационные системы.

CENTRALIZED ACCOUNTING IN NEW ELECTRONIC BOOK-KEEPING R.V. Erzhenin

Federal Treasury (Treasury of Russia) 7 Ilyinka, Moscow, 109097, Moscow.

The analysis of the reforming stages of the state accounting information system is carried out. Based on the conclusions on the reorganization of accounting procedures, formation, collection and reporting of financial and management accounting the author predicts the change in the functional responsibilities of financial and accounting personnel of state and municipal agencies. He indicates advantages of single centralized book-keeping of public legal organizations in the development prospect of the information systems of public finance management. 1 figure. 4 sources.

Key words: electronic budget; centralized accounting; public legal education; accounting and reporting; budget; information systems.

Государственной программой Российской Федерации (РФ) «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой распоряжением Правительства

РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р, предусмотрено решение задач по развитию экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекомму-

1 Ерженин Роман Валерьевич, заместитель начальника управления бюджетного учета и отчетности, тел. (495) 2147417, e-mail: rerzhenin@roskazna.ru

Erzhenin Roman, Deputy Director of the Department of Budget Accounting and Reporting, tel. (495) 2147417, e-mail: rerzhenin@roskazna.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.