Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы формирования современных институциональных структур - кластеров (опыт Краснодарского края)'

Проблемы и перспективы формирования современных институциональных структур - кластеров (опыт Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КЛАСТЕРА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / CLUSTER / CLUSTER STRUCTURAL ELEMENTS / CLUSTER POLICY / SOCIO-ECONOMIC EFFECT / SYNERGETIC EFFECT / MULTIPLIER EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Кузнецова Елена Леонидовна

Рассмотрены проблемы становления кластерного подхода на примере Краснодарского края, выявлены особенности региональной кластерной пространственной политики, обозначены современные инновационные составляющие кластерной организации региональной экономики, определена социально-экономическая эффективность кластеров Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN INSTITUTIONAL STRUCTURES-CLUSTERS (EXPERIENCE OF THE KRASNODAR TERRITORY)

The formation problems of the cluster approach on the example of the Krasnodar Territory are examined. The features of the regional spatial cluster policy are revealed. Modern innovative components of the cluster organization of the regional economy are marked. Socio-economic efficiency of Krasnodar territory clusters is determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы формирования современных институциональных структур - кластеров (опыт Краснодарского края)»

успехи в деле вовлечения соседних государств в региональную систему по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Мировой опыт показывает, что наряду с уголовной ответственностью необходимым условием является наличие комплекса мер противодействия, а именно прочих видов юридической ответственности за отмывание «грязных» денег или имущества, и их активное применение. Ключевым вопросом для Российской Федерации является вопрос более широкого применения других видов ответственности, включая административную и финансовую как дополнение к уголовной.

Библиографический список

Участия только правоохранительных органов в борьбе с легализацией недостаточно, поэтому необходима их связь с ассоциациями агентов по недвижимости, участниками рынка ценных бумаг, драгметаллов и золота, кредитными организациями. Последние в ходе своей деятельности должны принимать во внимание то, что наиболее распространенным предметом отмывания в России являются безналичные деньги, учитывать особенности действий преступников, в т.ч. схемы совершения преступления, которые весьма разнообразны.

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: ФЗ РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ (в ред. №275-ФЗ от 28.11.2007) // СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

2. О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и психотропных средств: Конвенция ООН от 11.12.1988 г.// СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

3. Об «отмывании», расследовании и конфискации преступных доходов: Конвенция Совета Европы от 08.11 1990 г.// СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

4. Афанасьев Н.Н. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 2008.

5. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.:КНОРУС, 2003.

6. Президентская комиссия США по организованной преступности President's, Commission on Organized crime. The each connection, 1984.

7. Саруханян В.О. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма и новые технологии // Московский журнал международного права = Moscow Journal of International law. 2009. № 3(75). С.146-155.

УДК 332. 142 (470. 620)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР - КЛАСТЕРОВ (ОПЫТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

1 9

Е.В.Бочкова1, Е.Л.Кузнецова2

Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Рассмотрены проблемы становления кластерного подхода на примере Краснодарского края, выявлены особенности региональной кластерной пространственной политики, обозначены современные инновационные составляющие кластерной организации региональной экономики, определена социально-экономическая эффективность кластеров Краснодарского края. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: кластер; структурные элементы кластера; кластерная политика; социально -экономический эффект; синергетический эффект; мультипликативный эффект.

FORMATION PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN INSTITUTIONAL STRUCTURES-CLUSTERS (EXPERIENCE OF THE KRASNODAR TERRITORY) E.V. Bochkova, E.L. Kuznetsova

Kuban State University,

149, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.

The formation problems of the cluster approach on the example of the Krasnodar Territory are examined. The features of the regional spatial cluster policy are revealed. Modern innovative components of the cluster organization of the regional economy are marked. Socio-economic efficiency of Krasnodar territory clusters is determined. 1 figure. 2 tables. 7 sources.

Key words: cluster; cluster structural elements; cluster policy; socio-economic effect; synergetic effect; multiplier effect.

На сегодняшний день кластеризация представляет собой одно из ведущих направлений региональной экономической политики государства. Некоторые субъекты РФ уже на практике реализуют ключевые

позиции кластерной стратегии развития, поскольку кластер действительно способствует выявлению как проблем, так и одновременно сильных сторон соответствующего сектора региональной экономики [5]. В

1Бочкова Елена Владимировна, аспирант, магистр экономики, тел.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru Bochkova Elena, Postgraduate, Master of Economics, tel.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru

2Кузнецова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики экономического факультета, тел.: 89184114031, e-mail: Kuz_Elen@mail.ru

Kuznetsova, Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics of the Faculty of Economics, tel.: 89184114031, e-mail: Kuz_Elen@mail.ru

качестве примера успешного применения кластерной политики можно привести опыт Саратовской, Ленинградской, Самарской, Томской областей, в которых был сформирован ряд кластеров, а перспективы их дальнейшего функционирования вселяют уверенность в завтрашнем дне, а сами кластеры, по праву, будут определять вектор социально-экономического развития региона. Так, в Санкт-Петербурге сформировано 14 экономических кластеров, в Саратовской области кластерная политика стала важнейшей составляющей экономической стратегии области, также кластерный подход нашел отражение в стратегиях социально-экономического развития Томской и Омской областей [2, 7].

Краснодарский край, благодаря существенному вкладу малого предпринимательства в экономику территории, стал регионом-локомотивом экономического роста России. Малый бизнес является основой экономики края: решает проблемы занятости, ускорения НТП, формирования «среднего» класса. Если принять во внимание опыт ведущих зарубежных стран, а также опыт российских регионов, разработка и создание кластеров становится прогрессивным путём развития малого бизнеса Кубани на ближайшую перспективу.

Специфика формирования кластеров в Краснодарском крае такова, что они особенно зависят от географического положения, природно-естественных ресурсов, эффективное использование которых, собственно, и обеспечивает развитие. Важнейшим преимуществом Краснодарского края являются уникаль-

Структурные элементы

ные биосферные условия и транспортное положение. Именно в этих местах и необходимо создавать соответствующие структуры, включающие малые и средние предприятия - кластеры. Кластерные структуры, состоящие из малых предприятий, наиболее эффективно производят и воспринимают инновации. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона. Кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением и созданием благоприятных возможностей для экономического развития региона.

В Краснодарском крае впервые тезис о формировании кластеров был обозначен в Концепции региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края ещё в 2005-2006 гг. Согласно Концепции, региональная политика в области развития Краснодарского края, прежде всего, должна быть направлена на устранение региональной асимметрии, преодоление неравномерности экономического развития, поддержку определенных отраслей и видов производства (кластеров), стимулирование миграции капиталов, преодоление инфляционных процессов, рациональное использование ресурсов местной администрации. Разработчики Концепции предложили создать четыре кластера: агропромышленный, туристический (авторский проект кластера предложен в табл. 1), транспортный и образовательный [3]. Однако спустя четыре года, к сожалению, данные кластеры

Таблица 1

туристического кластера

Элемент Содержание

1.Поставщики ресурсов и предприятия производственного сектора, обслуживающие туристов и туристические объекты Предприятия пищевой промышленности, деревообработки, мебельная и строительная индустрия. Пищевая промышленность -главная опора туристического кластера, а от успешности функционирования строительного комплекса зависит стоимость и качество материальной базы туристической отрасли, строительства гостиниц, турбаз, кемпингов, рекреационной инфраструктуры, предприятий общепита

2. Предприятия и организации, непосредственно обслуживающие первую группу Снабжение, энергетика, связь и т.д.

3. Организации, создающие инфраструктуру туризма и индустрию развлечений К инфраструктуре относится численность лечебно-курортных и туристических средств размещения, количество фирм-туроператоров и турагентств, предприятий детского отдыха. Индустрия развлечений включает в себя стадионы, спортклубы, музеи, театры, плавательные бассейны и т.д.

4. Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования Колледжи, вузы: КубГУ, КГАФК, СГУТиК, КСЭИ, ЮИМ, ИМСИТ и т.д., также организации, осуществляющие повышение квалификации кадров

5. Научно-исследовательские институты, обеспечивающие кластер инновациями и ответственные за качественное развитие кластера Например, проведение научно-исследовательских работ по определению предельных норм антропогенной нагрузки на рекреационные территории, разработка и внедрение природоохранных продуктов

6. Организации и учреждения, осуществляющие управление кластером В качестве организатора и координатора должны выступать не региональные органы власти, а свободные вневедомственные объединения края (союз курортных районов и городов), со штаб-квартирой в г. Геленджике, который на данный момент является успешно развивающимся курортом не только края, но и всей России

не были сформированы и остались исключительно в бумажно-нормативном виде.

Проведённый анализ экономической ситуации в крае, основных проблем и тенденций развития, представленный в виде SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), выявил следующие слабые стороны региона:

- недостаточная конкурентоспособность продукции;

- недостаток современных технологий;

- недостаток ресурсов и развития инфраструктуры для обеспечения высоких темпов роста экономики;

- дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров;

- нерешённые социальные и демографические проблемы;

- значительная степень физического и морального износа основных фондов, низкая производительность труда;

- неразвитость рыночных институтов;

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики [6].

В данных условиях кластерный подход выступает современным инструментом, обуславливающим дальнейший вектор инновационного регионального развития. Речь идет о создании на территории Южного Федерального округа региона с мощными кластерами, опирающимися на биосферные, природно-климатические и географические особенности Краснодарского края, его уникальность. Благодаря своему положению край может и должен сконцентрировать на своей территории ядра мощных промышленных, аграрных, туристических и лечебно-оздоровительных кластеров. Инновационная стратегия развития Краснодарского края обеспечит системный приток в край ресурсов, как из других регионов Российской Федерации, так и из мирового хозяйства [4]. Кластерная политика, проводимая в рамках Краснодарского края, должна, на наш взгляд, включать в себя следующие компоненты:

- ликвидация барьеров для инноваций;

- инвестиции в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора;

- инвестиции в инфраструктуру.

Социально-экономический эффект функционирования потенциальных кластеров в Краснодарском крае позволит, по-нашему мнению, решить следующие задачи (рисунок).

Рассмотрим подробнее региональные проблемы и пути их решения при помощи использования кластерных структур.

1. Решение проблемы занятости и безработицы. Как известно, составными элементами кластера являются учреждения среднего специального и высшего профессионального образования. Данные организации будут готовить специалистов непосредственно для предприятий - членов кластера, тем самым способствуя устранению и снижению издержек внутреннего обучения, а также обеспечивая повышение ква-

лификационного статуса своих работников, причём профессиональные навыки работников непосредственно станут отвечать запросам и требованиям предприятий - работодателей. Кроме того, поскольку кластер сигнализирует о существующих возможностях и снижает для работников риск перемещения рабочего места, кластеры смогут сократить издержки поиска специализированной рабочей силы из других мест.

2. Повышение уровня и качества жизни населения региона. За счёт экономии на подготовке кадров предприятия кластера могут обеспечить работникам повышение их культурного и интеллектуального потенциала, предоставить возможность получения квалифицированной медицинской помощи и профилактических мероприятий, различных пособий, гарантий и страховых выплат. Увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы повлияет на размер поступлений доходов в бюджет, часть которых и направится на нужды социальной сферы.

Успешное углубление и расширение кластеров является неотъемлемой частью экономического развития. Эффективность кластеров малого бизнеса непосредственно связана с ростом жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью. Малый бизнес не только обеспечивает занятость населения, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет. На доходы от предпринимательства живёт почти четверть населения страны. Можно вполне правомерно утверждать, что кластеры будут способствовать формированию так называемого «среднего класса», который впоследствии станет стабилизатором социально - экономического развития региона.

3. Обеспечение стабильного уровня цен на предметы потребления и услуги. Географическая концентрация предприятий - членов кластера приводит к снижению транспортных и иных издержек, связанных с перевозкой и доставкой сырья, комплектующих, а потом и готовой продукции, что в итоге сказывается на снижении стоимости конечных благ и услуг, предоставляемых потребителю. Например, присутствие кластера может снижать затраты на импорт факторов производства из других регионов, а продукция и услуги станут более доступными для потребителей.

4. Решение проблемы отраслевой несбалансированности. Отраслевая несбалансированность -наследие эпохи рыночных преобразований, связанная с трансформацией отраслевой структуры экономики, поэтому необходимо равномерно развивать кластеры края, не допуская появления диспропорций в совокупном работнике. Не стоит забывать, что одной из важнейших характеристик региональных кластеров является их взаимосвязь и взаимовлияние, поэтому существующая проблема отраслевой асимметрии может быть успешно решена.

5. Развитие малого и среднего предпринимательства, связанное с увеличением рабочих мест, с поиском инновационных идей и возможностью их реализации в производстве новых товаров и оказании новых услуг, как следствие, увеличение объема налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты.

Социально-экономическая эффективность кластеров Краснодарского края

6. Построение региональной инновационной системы (РИС). Кластер выступает ключевым элементом РИС благодаря тому, что обеспечивает генерирование и распространение инноваций и новых знаний в рамках экономического пространства региона. Можно утверждать, что кластер - это современная институциональная структура, обуславливающая объединение участников инновационного процесса на условиях взаимного доверия.

Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе. Ключевым элементом создания кластера является наличие достаточного доверия между его потенциальными участниками. По мере повышения уровня взаимного доверия в кластерной структуре происходит переход к более рискованным проектам, объединяются ресурсы, создаются новые инновационные производственные и разрабатывающие структуры, вырабатываются новые инновационные формы управления. Также одним из признаков эффективного функционирования кластера является синергия. Синергетический эффект выражается в постоянной диверсификации производственного процесса, появлении всё новых товаров, освоении новых рынков, получении доходов из всё более разнообразных источников.

Помимо синергии, в кластере возникает и мультипликативный эффект, означающий, что эффективное инвестиционное решение, принятое на первом этапе разработки и развития тех или иных направлений предпринимательской деятельности, приводит к увеличению объёма инвестирования на следующем этапе.

Таким образом, кластеры представляют собой весьма эффективный способ выявления и разрешения социально-экономических проблем края. Региональная политика в области развития малого предпринимательства Краснодарского края, несомненно, способствует устранению региональной асимметрии, преодолению неравномерности экономического развития, поддержке определённых отраслей и видов

производства (кластеров) в сфере малого предпринимательства, стимулируя миграцию капиталов, преодоление инфляционных процессов, рациональное использование ресурсов местной администрации.

Кластерный подход выступает как весьма эффективный инструмент во взаимодействии власти и бизнеса: например, в рамках того или иного кластера властные структуры могут осуществлять субсидирование программ подготовки и переподготовки кадров, а это, в свою очередь, откроет новые возможности перед предпринимателями, рабочими и специалистами. И, несмотря на то, что в кластерных системах органы власти выступают в качестве равноправных субъектов, на наш взгляд, им следует сохранить за собой координирующую функцию, заключающуюся в регулировании и направлении вектора развития кластера в целом и в частности - в области решения социально-экономических задач. Но прежде чем данный механизм начнёт успешно работать, необходимо досконально изучить и проанализировать специфические особенности края, а также возможности, пути региональной кластеризации и проблемы, препятствующие внедрению прогрессивного подхода развития края, и лишь затем разрабатывать и реализовы-вать кластерные стратегии, направленные на решение насущных проблем социально-экономического развития региона [1].

По итогам IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» объём инвестиций в экономику края составит от 80 до 100 млрд рублей.

В 2010 г. году презентация инвестиционного потенциала края на Форуме была организована по кластерному принципу. Кластерный формат презентации сегодня широко применяется в мировой практике, поскольку данный подход к управлению экономикой -наиболее продуктивный, позволяющий максимально использовать потенциал территорий. Предложенные проекты, на наш взгляд, можно сгруппировать в 4 потенциальных кластера края (табл. 2).

Таблица 2

Проекты модернизации кластеров Краснодарского края_

№ п/п Кластер Количество проектов Масштабные проекты

1. Агропромышленный комплекс и потребительская сфера более 500 1) строительство завода по переработке сахарной свеклы в Кущёвском районе мощностью 16 тонн в сутки; 2) создание свиноводческого комплекса полного цикла в Успенском районе; 3) строительство комплекса по выращиванию, обработке, упаковке и хранению овощной продукции в Армавире

2. Курортная и жилая недвижимость более 200 1) тематический парк в Адлерском районе; 2) горнолыжный комплекс Собер-Баш в Север-ском районе; 3) курортный комплекс «Южная звезда» в Туап-синском районе

3. Промышленность более 200 1) подкластер стеклотарного производства в Крымском районе; 2) подкластер мебельных предприятий в Апше-ронском районе; 3) подкластер металлопроката в Абинске

4. Транспорт и инфраструктура более 100 1) строительство второго грузового района морского порта «Ейск»; 2) новый грузовой район морского торгового порта Туапсе; 3) морской перегрузочный комплекс в Примор-ско-Ахтарском районе; 4) Лабинская гидроаккумулирующая электростанция

Следовательно, анализ текущего социально-экономического состояния и проблем Краснодарского края позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях основным фактором, определяющим экономическое и инновационное развитие края, будет являться степень кластеризации экономики региона. Тем самым, кластеры выступят не только одним из главных инструментов интенсификации экономического роста региона, но и позволят принципиально трансформировать структуру производительных сил, приводя к росту производительности труда и повышению эффективности национального производства в контексте инновационного развития.

Библиограф

1. Бочкова Е.В., Кузнецова Е.Л. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда: монография. Краснодар, 2011.

2. Гусев Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. 2007. №2.

3. Концепция региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края. М., 2005-2006.

4. Милькина И. Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития территорий // Инновации. 2007. №10.

Реальные выгоды от функционирования кластера появляются не ранее чем через 5-6 лет. Для успешной реализации проектов по стимулированию кластеров необходимо наличие региональной стратегии и политики развития малого предпринимательства Краснодарского края.

Таким образом, кластерная стратегия развития края, прежде всего, направлена на решение стоящих перед регионом экономических проблем. Разработка и создание проектов потенциальных кластеров в крае лишний раз подчёркивает, что регион вполне готов к практической реализации прогрессивного подхода экономического развития.

ский список

5. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г. с учётом мировых тенденций / Б. Кузык [и др.] М., 2006.

6. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. Режим доступа: http://www.krasnodar.ru/content/30/show/2423/]

7. Тарасов С., Викторов А. Кластеры - основа эффективного развития экономики региона // Инновации. 2007. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.