Научная статья на тему 'Проблемы формирования кластерных структур региональной инновационной системы'

Проблемы формирования кластерных структур региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА (РИС) / REGIONAL INNOVATION SYSTEM (RIS) / CLUSTER STRUCTURES / CLUSTERING / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Кузнецова Елена Леонидовна

Рассмотрены вопросы, связанные с формированием кластерных структур в рамках отечественной экономики. Авторы выделяют преимущества кластеров по сравнению с традиционными формами организации бизнеса. На основе анализа региональных и национальных программ выделены кластеры преимущественно инновационного типа, на создание которых будет в ближайшее время направлена поддержка административных органов федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Кузнецова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION ISSUES OF REGIONAL INNOVATION SYSTEM CLUSTER STRUCTURES

The article discusses the issues associated with the formation of cluster structures in native economy. The authors distinguish the advantages of clusters as compared to traditional forms of business organization. Based on the analysis of regional and national programs they identify clusters of predominantly innovation-type, which will be supported by the federal and regional administrative authorities in the nearest future.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования кластерных структур региональной инновационной системы»

распределении бюджетных средств на проведение научных исследований, а также обеспечение эффективной защиты правообладателей.

Устойчивый рост развития инновационной экономики возможен лишь при условии конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности. По мнению автора, чтобы инновационная экономика активно развивалась, необходимо на законодательном уровне устранить проблемы, мешающие активному формированию рынка интеллектуальной собственности. На сегодня целесообразно внесение изменений в дей-

ствующее законодательство о закреплении за научными и образовательными учреждениями права распоряжаться доходами по лицензионным договорам и договорам об отчуждении исключительного права. Кроме того, при постановке результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов возникает объект обложения налогом на имущество организаций, что ощутимо увеличивает расходы организации. Необходимо уменьшение налоговой базы на величину балансовой стоимости при их постановке на учет в качестве нематериальных активов.

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]: Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Стрелков О.И. Место и роль Федерального института промышленной собственности в научно-техническом и инновационном развитии страны // Материалы круглого стола №1 «Инструменты реализации научно-технического и инновационного потенциала Сибири и Дальнего Востока: законо-

ский список

дательная поддержка», VII Байкальский Международный экономический форум. Иркутск, 2011.

3. Григорьев Ю.В. Право изобретателя на вознаграждение и патентное законодательство // Патенты и лицензии. М., 2010. №1. С. 26-32.

4. Тодосийчук А.В. Научно-технический потенциал России: структура, динамика, эффективность // Биржа интеллектуальной собственности. М., 2008. №10.

5. Россия лишь в шаге от Нигера // Московский комсомолец. № 25812, 2 декабря 2011г.

УДК 332.1:001.895

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

1 9

Е.В.Бочкова1, Е.Л.Кузнецова2

Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Рассмотрены вопросы, связанные с формированием кластерных структур в рамках отечественной экономики. Авторы выделяют преимущества кластеров по сравнению с традиционными формами организации бизнеса. На основе анализа региональных и национальных программ выделены кластеры преимущественно инновационного типа, на создание которых будет в ближайшее время направлена поддержка административных органов федерального и регионального уровней. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: кластерные структуры; кластеризация; кластерная политика; региональная инновационная система (РИС).

FORMATION ISSUES OF REGIONAL INNOVATION SYSTEM CLUSTER STRUCTURES E.V. Bochkova, E.L. Kuznetsova

Kuban State University,

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.

The article discusses the issues associated with the formation of cluster structures in native economy. The authors distinguish the advantages of clusters as compared to traditional forms of business organization. Based on the analysis of regional and national programs they identify clusters of predominantly innovation-type, which will be supported by the federal and regional administrative authorities in the nearest future. 7 sources.

Key words: cluster structures; clustering; cluster policy; regional innovation system (RIS).

Проблема кластерного развития экономик веду- выходом в свет пионерных работ американского эко-щих стан мира появилась в 1980-х гг., обусловленная номиста М. Портера [6], посвящённых кластерному

1Бочкова Елена Владимировна, магистр экономики, аспирант, тел.: 89034479237, e-mail: [email protected] Bochkova Elena, Master in Economics, Postgraduate, tel.: 89034479237, e-mail: [email protected]

2Кузнецова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики, тел.: 89184114031, e-mail:[email protected]

Kuznetsova Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, tel.: 89184114031, e-mail: [email protected]

подходу, который с тех пор начал привлекать к себе внимание передовых стран и международных организаций. Кластер представляет собой социально-экономическое образование, характеризующееся определённой пространственной локализацией, включающее в себя поставщиков, а также производственные, управленческие и научно-образовательные структуры, отличающееся ростом производительности труда, который, в свою очередь, обусловлен синерге-тическими эффектами, вытекающими из сложного комплекса взаимодействий и взаимовлияний элементов кластера друг на друга [1].

Можно говорить о том, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер, имеющий отраслевой характер, приводит в силу этой особенности не к спонтанной концентрации разноплановых научных и технологических изобретений, а к возникновению устойчивой системы распространения новых знаний и технологий. Именно формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера выступает как катализатор трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества.

Процесс кластеризации отечественной экономики, происходящий в русле общемировой тенденции экономического развития, показывает, что формирование кластеров выступает неотъемлемым условием вступления страны в число ведущих держав, отличающихся высокой степенью конкурентоспособности экономики. На сегодняшний день ряд субъектов РФ декларируют о наличии на своей территории различных кластеров. Однако необходимо отметить, что некоторые из них возникли на основе соответствующих территориально-производственных комплексов (ТПК), которые функционировали в условиях плановой экономики, поэтому в полном смысле, с точки зрения рыночного механизма хозяйствования, кластерами их можно назвать с большой долей условности. Тем не менее, во многих регионах остался определённый материально-производственный потенциал, создающий возможности для создания конкурентоспособных кластеров, синергетический эффект от деятельности которых и окажет благоприятное, преимущественно социально-экономическое влияние на развитие региона или территории. Данный механизм позволит не только обеспечить дальнейшее развитие регионов - лидеров, но и будет способствовать разрешению проблемы межрегиональной асимметрии, снижая тем самым уровень социально-экономических диспропорций между территориями. Мы полагаем, что кластерный подход по праву можно считать современным инструментом региональной экономической политики, способной решать не только проблемы межрегиональной дифференциации страны, но и обеспечения конкурентных преимуществ того или иного субъекта. А это, в свою очередь, обеспечит рост конкурентоспособности экономики страны в целом, позволяя стать полноправным членом общемирового экономического пространства.

Одним из основных условий успешного развития

экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая способна обеспечивать непрерывный и поступательный рост экономики. В настоящее время НИС России обрела вполне зримые черты: созданы новые институциональные структуры, изменились финансовые институты и способы финансирования инновационной деятельности, выстраиваются механизмы взаимодействия между федеральными и региональными институтами власти, приняты отдельные нормативно-правовые основы законодательства по инновационной деятельности [1].

Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, для которого характерна ведущая роль «отраслей знаний» и высокотехнологичных отраслей промышленности, возможен при условии диверсификации экономики, повышении инновационной активности корпораций, в том числе на основе создания новых форм организации бизнеса, присущих постиндустриальной экономике.

Однако, рассматривая готовность российского государства к применению кластерной идеологии построения новой экономики, нельзя не учитывать ряд проблем, которые, на наш взгляд, тормозят её развитие. Для отечественной экономики характерны высокие административные барьеры и массовая коррупция бюрократического аппарата. «В любой крупной российской компании есть целый департамент, занимающийся government relations. Речь идет не о лоббировании. Речь идет о взятках чиновникам, о прорыве сквозь бюрократические барьеры». Объёмы внутренних инвестиций в некоторых отраслях и предприятиях не обеспечивают даже простого воспроизводства производственных активов [7].

Помимо инертности системы управления, отечественную экономику отличает высокий уровень рисков. По мнению западных специалистов, Россия проигрывает по данному показателю большинству развивающихся экономик. Согласно данным опроса PBN, около 40% всех инвесторов придерживаются мнения, что в России очень сложно организовывать и вести бизнес, не отклоняясь от международных этических и правовых норм.

Российский бизнес не отвечает мировым стандартам прозрачности и защиты от недобросовестной конкуренции. Согласно данным Всемирного банка, в 94% российских компаний нет документов, определяющих принципы их информационной политики. Более того, в 14% российских кредитных организаций топ-менеджмент компаний не располагает данными о реальных собственниках. На государственном уровне недооценивается важность разработки и принятия законодательного акта, гарантирующего неприкосновенность права собственности юридическим и физическим лицам, приватизировавшим предприятия и организации в строгом соответствии с законами, существовавшими на момент приватизации.

В отличие от большинства развитых и развивающихся государств, в России исторически сложилась парадоксальная ситуация, когда человеческий капи-

тал как решающий фактор современного производства утратил свою ценность, с одной стороны, и одновременно, провозглашается его роль, место и значение в этой системе производства. Именно это положение в конечном итоге является внушительным барьером внедрения в России кластерных инициатив. Прямым следствием недооценки роли человеческого капитала является ситуация, сложившаяся на рынке труда и подготовки кадров. В большинстве регионов система профессионального образования развернута под уже не существующие советские территориально-производственные комплексы и не справляется с задачей обеспечения достаточной квалификации населения. В силу этого возникает ситуация:

- во-первых, массовой депрофессионализации населения;

- во-вторых, утраты выгоды от ранее сделанных образовательных инвестиций;

- в-третьих, общего снижения качества профессионального образования, ориентированного на потребности предыдущего этапа развития регионального хозяйства или, в лучшем случае, текущего момента;

- в-четвертых, временных, но массовых потерь рынка труда, когда большая часть населения тратит время на малоперспективное переобучение.

Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область и др.) наблюдается одинаковая картина на рынке труда: а) не хватает квалифицированных рабочих и б) существует переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей). В то же время ощущается недостаток квалифицированных специалистов как технических, так и гуманитарных направлений (но с опытом работы или наличием второго, управленческого, образования). При этом образовательная система в случае отсутствия связей с производственным сектором, скорее всего, не сможет восполнить существующие проблемы на рынке труда [7].

Помимо этого, устарела система подготовки специалистов, а осуществляемое реформирование системы образования происходит со значительными потерями, что в итоге негативно сказывается на системе в целом (например, принятие на вооружение западноевропейского и американского опыта, не всегда приемлемого для нас). В настоящий момент ситуация становится критической как в связи с демографическим спадом, так и с постоянно разрушающейся системой профессионального образования.

Отечественный бизнес не имеет опыта стратегического планирования развития современных кластеров, отсутствует система эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера, а также существует целый ряд неадминистративных барьеров их формирования:

1) недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтракции, характеризуемый относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;

2) низкий уровень операционной конкурентоспособности большинства сборочных предприятий: высо-

кие сроки освоения новой продукции, неоправданные накладные расходы, высокий уровень брака, низкий уровень технологической оснащенности и организации производства;

3) недостаточный уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, включая качество и технологический уровень поставляемой ими продукции и услуг;

4) проблемы с доступом к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний;

5) низкая эффективность процесса коммерциализации технологий;

6) неэффективное отраслевое регулирование [2].

Тем не менее, в российских регионах активно продолжаются процессы кластеризации, связанные преимущественно с формированием кластерных структур инновационного типа и их последующим включением в региональную инновационную систему (РИС). Кластер выступает ключевым элементом РИС благодаря тому, что обеспечивает генерирование и распространение инноваций и новых знаний в рамках экономического пространства региона. Можно утверждать, что кластер - это современная институциональная структура, обуславливающая объединение участников инновационного процесса на условиях взаимного доверия.

В настоящее время наиболее перспективными, на наш взгляд, являются исследования формирования кластеров в новых пропульсивных отраслях хозяйства, развивающихся после перехода России к рыночной экономике и имеющих в своём составе большое количество инновационных предприятий, а именно:

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

- биотехнологии;

- производство конструкционных материалов, а также связанная с ними сфера услуг.

В Омской области предполагается создание кластера биомедицинских технологий и медицинского приборостроения. Данный кластер будет формироваться на базе частно-государственного партнёрства. В Ульяновской области кластер создаётся на базе традиционной отрасли - авиастроения.

Формирование конкурентоспособных инновационных кластеров - приоритет инновационной политики Санкт-Петербурга. Сегодня разработаны Основы кластерной политики региона на 2010-2014 гг., которые получили одобрение рабочей группы по реализации Комплексной программы мероприятий инновационной политики Санкт-Петербурга, и развиваются пять инновационных кластеров:

- инновационно-технологического машиностроения и металлообработки;

- медицинского экологического приборостроения и биотехнологий;

- автопроизводителей (совокупный объем инвестиций компаний в строительство новых автомобильных производств составил около $1,3 млрд. долл. Общий объем расходов бюджета Санкт-Петербурга на реализацию инвестиционных проектов составил 6,6 млрд. руб.);

- производителей фармацевтических препаратов

и лекарственных средств (с момента его создания в 2010 г. его резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, которыми инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд. руб.);

- 1Т-кластер (Некоммерческое партнёрство РУС-СОФТ) [4].

Отметим, что на сегодняшний день разработаны модели 19 территорий инновационного развития регионов России. Наряду с общими признаками каждая территория предлагает свои подходы, решения, которые служат своеобразными «точками роста» в процессе инновационного развития региона и страны в целом. Условно мы можем выделить основные векторы развития, которые выполняют особую роль на этапе преобразований и отражают особенности, опыт и потенциал регионов России.

Для Московской области - это создание промышленных округов и технопарков различной типологии в границах муниципальных образований и выполнение пилотного проекта по практической реализации элементов национальной инновационной системы. В 2010 г. было принято решение об организации и обеспечении функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов (инновационный центр «Сколково»). В рамках иннограда Сколково планируется формирование 5 кластеров:

- кластер биомедицинских технологий (направления работы: биомедицина, биофармацевтика, биоинформатика и промышленная биотехнология);

- кластер информационных и компьютерных технологий;

- кластер космических технологий и телекоммуникаций (космический сегмент телекоммуникаций; суборбитальный космический туризм; космическая радиоэлектроника; новая космическая экономика и др.);

- кластер энергоэффективных технологий;

- кластер ядерных технологий (технологии ядерной науки радиационные технологии; технологии создания новых свойств материалов; технологии машиностроения, приборостроения и новой микроэлектроники; технологии проектирования, конструирования, моделирования и инжиниринга сложных технологических объектов и систем) [5].

Для Урала - региональные промышленные холдинги с широким участием отраслевой науки и промышленные парки (кластер по переработке титана «Титановая долина» и Уральский автомобильный кластер в Свердловской области).

Для Саратова - региональные научно-технические

кластеры в области биотехнологий, нанотехнологий, лазерных технологий.

Для Самары - кластерная политика как основа развития региона и др. В настоящее время промышленный комплекс региона насчитывает около 400 крупных и средних предприятий и более 4 тыс. субъектов малого бизнеса. Для повышения инновационной активности региона наряду с автомобильным предусматривается формирование авиационного и ракетно-космического кластеров.

Процессы кластеризации активно идут и в Калужской области. В настоящее время в области создается пять кластеров: автомобилестроительный, биофармацевтический, ядерных технологий и радиомедицины, производства новых материалов и нанотехнологий. Для координации данной деятельности в конце 2010 г. создано ОАО «Агентство инновационного развития -центр кластерного развития Калужской области». Принята ведомственная целевая программа «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области».

Также рассматриваются перспективы создания инновационных кластеров и в других регионах. К примеру, кластерная организация группы высокотехнологичных отраслей производства в г. Сосновый бор (Ленинградская область), биофармацевтический кластер в Алтайском крае, высокотехнологичный кластер в сфере инновационных технологий и инженерной основы коммунальной и социальной сфер в Челябинске и др.[4].

Помимо «внутренних» кластеров, российская экономика нуждается в построении трансграничных кластеров (в первую очередь, с Финляндией, Норвегией и Китаем), которые впоследствии обеспечат укрепление конкурентоспособности трансграничных территорий страны посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (и производственными, и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день в отечественной экономике существует ряд проблем, тормозящих применение кластерного подхода, и решение данных проблем должно стать одной из первостепенных задач как органов федеральной власти, так и региональных властей. Это обусловлено тем, что кластеры как полноценные участники региональной и национальной инновационных систем позволят обеспечить вступление страны на качественно новый этап экономического развития, что является весьма актуальным в условиях модернизационных процессов, разворачивающихся в настоящее время в России.

1. Бочкова Е.В., Кузнецова Е.Л. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда [монография]. Краснодар, 2011.

2. Гусев. Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. 2007. №3.

3. Ленчук Е., Власкин Г. Кластерный подход в стратегии ин-

ский список

новационного развития России // Проблемы прогнозирования. 2010. №6.

4. Материалы Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. иР1_: http://cedipt.spb.ru (дата обращения: 22.12.2011)

5. Материалы официального сайта Фонда развития Инно-

града Сколково. URL: http://www.i-gorod.com/ (дата обращения: 22.12.2011)

6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М., 2002.

7. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров. М., 2006.

УДК 336.717

ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

М.Н.Дьячков1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются понятия инновации и банковской инновации, представленные в научной литературе. Приведено авторское определение банковской инновации, представлена классификация банковских инноваций, описаны их механизмы и основные принципы. Также в статье рассматриваются классификации банковских инноваций и описаны основные действия банков при ведении инновационной деятельности, описаны основные перспективы развития банковских инноваций в России и перечислены основные проблемы их введения. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: инновации; банки; банковская деятельность; банковские услуги.

INNOVATIONS IN BANKING AND THEIR DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA M.N. Dyachkov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines scientific literature for the concepts of innovation and banking innovation. It provides the author's definition of banking innovation, presents a classification of banking innovations, describes their mechanisms and basic principles, considers the classifications of banking innovations, specifies basic actions of banks when introducing innovation, describes the main prospects of banking innovations in Russia and enumerates major problems of their introduction. 9 sources.

Key words: innovation; banks; banking operations; banking services.

Перед российской экономикой поставлена задача преодоления сырьевой направленности за счёт ускоренной диверсификации и повышения её эффективности. Одним из способов решения этой задачи является активное внедрение достижений науки и техники в деятельность всех экономических субъектов, перевод экономики нашего государства на инновационный путь развития. Значительную роль в трансформации российской экономики играют коммерческие банки. Функционируя в высококонкурентной среде при снижении доходности по всему спектру банковских операций и увеличении рисков банковской деятельности, кредитные организации для повышения эффективности своей деятельности должны активно внедрять в банковскую практику инновационные продукты, услуги и технологии. Внедрение инноваций позволит банкам оптимально распределять свои ресурсы, минимизировать издержки, совершенствовать каналы доставки банковских продуктов до потребителя, улучшать качество предлагаемых услуг и тем самым повышать эффективность банковской деятельности, а также обеспечивать рост конкурентоспособности банка на финансовом рынке.

Инновационная деятельность банка многогранна. Банковская инновация - это не только создание и внедрение новых продуктов, но и расширение списка предлагаемых услуг, использование современных инфокоммуникационных технологий, которые откры-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вают перед клиентами банка уникальные возможности получения банковских услуг. Инновационные решения охватывают сферу управления банка в целом, его отделений и онлайновых офисов. Инновационные подходы наблюдаются в вопросах оценки кредитоспособности заёмщиков и управления рисками. Объективная необходимость разработки и внедрения инноваций обусловлена тем, что это выступает основным механизмом поддержания рентабельности всей деятельности банка в соответствии с процессами, происходящими в экономике государства.

Обострившаяся конкурентная борьба в банковском бизнесе, приведшая к тому, что банки, деятельность которых прежде характеризовалась словами «консервативная», «осторожная», «осмотрительная», стали все чаще вести агрессивную политику. Это привело к росту доли высоко рискованных операций и сделок на финансовом рынке. Поэтому, несмотря на серьёзную проработку проблем, возникающих при управлении деятельностью банка, некоторые теоретические, методологические, а также многие прикладные вопросы на современном этапе развития банковского бизнеса требуют своего решения и, как следствие, проведения дополнительных исследований. Прежде всего, это относится к учету специфики осуществления инновационной деятельности в банковском бизнесе, когда инновации становятся стратегическим ресурсом в решении задач повышения эффек-

1Дьячков Максим Николаевич, аспирант, тел.: 89021718016, e-mail: [email protected] Dyachkov Maxim, Postgraduate, tel.: 89021718016, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.