кластерное происхождение.
Таким образом, кластеризация экономик ведущих стран мира выступает сущностным аспектом, определяющим вектор развития экономических систем большинства государств. Экономическая сущность кластеров проявляется в современных формах организации производства, что позволяет повысить эффективность производства благодаря сочетанию кооперации и конкуренции, обусловливающей динамич-
ность кластерных формирований и их немедленную реакцию на изменение рыночной конъюнктуры.
Российская экономика, находящаяся на пути к модернизации, должна использовать все преимущества кластеризации, обеспечив вступление страны на качественно новый уровень технологического развития, который на данный момент уже невозможен без применения кластерного подхода.
Библиографический список
1. Бочкова Е., Кузнецова Е. Эволюция территориальных форм общественного разделения труда: монография. Краснодар, 2011.
2. Голиченко О. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М., 2006.
3. Дранев Я. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М., 2001.
4. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. М., 2007.
5. Ларина М., Макаев А. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. 2006. № 10.
6. Методические рекомендации по реализации кластерной
политики в субъектах Российской Федерации. М., 2008.
7. Россия в цифрах 2011: крат. стат. сб. // Росстат. М., 2011.
8. Татаркин А., Романова О. Промышленная политика: теоретические основы, региональный опыт разработки и реализации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 7.
9. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2010-2011 / World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2010.
10. Solvell O. Clusters Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Second edition. January, 2009.
11. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html/
УДК 004.051, 007.51, 336.145
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ В НОВОМ ЭЛЕКТРОННОМ СЧЕТОВОДСТВЕ
А
Р.В. Ерженин1
Федеральное казначейство (Казначейство России), 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 7.
Проведен анализ этапов реформирования государственной учетной информационной системы. На основе сделанных выводов о реорганизации порядка ведения учета, формирования, сбора и предоставления бухгалтерской и управленческой отчетности спрогнозировано изменение функциональных обязанностей финансово-бухгалтерского персонала государственных и муниципальных учреждений. Обозначены преимущества единых централизованных бухгалтерий публично-правовых образований в перспективе развития информационной системы управления общественными финансами. Ил. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: электронный бюджет; централизованная бухгалтерия; публично -правовое образование; учет и отчетность; бюджет; информационные системы.
CENTRALIZED ACCOUNTING IN NEW ELECTRONIC BOOK-KEEPING R.V. Erzhenin
Federal Treasury (Treasury of Russia) 7 Ilyinka, Moscow, 109097, Moscow.
The analysis of the reforming stages of the state accounting information system is carried out. Based on the conclusions on the reorganization of accounting procedures, formation, collection and reporting of financial and management accounting the author predicts the change in the functional responsibilities of financial and accounting personnel of state and municipal agencies. He indicates advantages of single centralized book-keeping of public legal organizations in the development prospect of the information systems of public finance management. 1 figure. 4 sources.
Key words: electronic budget; centralized accounting; public legal education; accounting and reporting; budget; information systems.
Государственной программой Российской Федерации (РФ) «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой распоряжением Правительства
РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р, предусмотрено решение задач по развитию экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекомму-
1 Ерженин Роман Валерьевич, заместитель начальника управления бюджетного учета и отчетности, тел. (495) 2147417, e-mail: rerzhenin@roskazna.ru
Erzhenin Roman, Deputy Director of the Department of Budget Accounting and Reporting, tel. (495) 2147417, e-mail: rerzhenin@roskazna.ru
никационных технологий, а также предоставления гражданам возможности доступа к информации о деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.
В «Положении о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 г. № 1088) предусматривается интеграция информационных ресурсов информационных систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в целях обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, планирования их деятельности, осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых решений, а также реализации основных направлений деятельности Правительства РФ.
Одним из направлений развития Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101 -р, является создание государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами - «Электронный бюджет». Разработка этой системы осуществляется по плану Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами, одобренной распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р (далее - Концепция).
Из содержания Концепции можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы будет активизироваться работа по проектированию общей информационной, программной и технической архитектуры системы. В дальнейшем это станет основой для разработки и внедрения новой информационной системы в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.
В автоматизации финансово-хозяйственной деятельности субъектов учёта авторами Концепции предполагается использовать процессный подход к организации документооборота, который имеет ряд преимуществ перед функциональным подходом, в частности:
- внутренние бизнес-процессы охватывают всех участников бюджетного процесса, в отличие от действующей в настоящее время модели учёта, когда отдельные функции закреплены за конкретными участниками;
- каждый участник бюджетного процесса является и «поставщиком», и «потребителем» информации. Цель работы каждого участника заключается в достижении максимальной удовлетворённости конечного потребителя учётной информации при максимальной эффективности деятельности каждого из поставщиков;
- каждый элемент информации поддаётся изме-
рению, обеспечивающему прозрачность процесса.
Особенности процессного подхода позволяют создать типовые механизмы взаимодействия учётных процессов, таких как комплекс взаимодействий отдельных внутренних процессов функциональных подсистем и комплекс взаимодействий с внешними информационными системами.
Для решения этих задач авторами Концепции предполагается использовать одно программное решение, которое одновременно обеспечит пошаговое выполнение процесса и взаимодействие с источниками данных и информационными услугами, предоставляемыми множеством информационных систем.
В таком программном решении функции и сервисы для операторов информационной системы должны быть объединены в алгоритмическую последовательность различных взаимоувязанных операций, вызовов сервисов и других композитных приложений.
Также проектировщиками электронного бюджета предполагается, что действия бизнес-процессов могут быть как фоновыми композитными приложениями, обеспечивающими взаимодействие между подсистемами или выполнением бизнес-логики, так и пользовательскими задачами, которые определены как формы регламентированного ожидания определённого действия пользователя (например, выполнение в рамках бизнес-процесса интерактивных операций, таких как формирование или утверждение электронных документов).
Основной порядок действий пользователя системы «Электронный бюджет» может состоять из следующих шагов:
- пользовательские задачи назначаются пользователю в соответствии с бизнес-процессами;
- определяются сроки исполнения задач и контроля над их исполнением;
- пользователь на основе программных решений обрабатывает назначенные ему задачи;
- после завершения задачи процесс переходит на следующий шаг.
Такая организация фиксации учётной информации существенно отличается от традиционно существующей в настоящее время. С учётом действующих технологий регистрация факта хозяйственных событий в субъекте учёта производится только при наличии первичного учётного документа, составленного при совершении факта хозяйственной жизни, или, если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Эта норма закреплена в п. 3 ст. 9 нового Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, принятого Государственной думой 22.11.2011 г. и одобренного Советом Федерации 29.11. 2011 г., вступающего в силу с 1 января 2013 г. Такое же определение первичного документа даёт и действующий Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (п. 4 ст. 9).
Обозначенные преимущества процессного подхода, применяемые к инновационному отражению учётной информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, по нашим предположениям, существенно изменят традиционную архитектуру со-
провождающей учётный процесс информационной системы. В подтверждение этому авторами Концепции для формирования электронной информации о деятельности учреждений предполагается использовать в некотором смысле новацию в отечественном подходе к построению автоматизированных систем - систему «электронных формуляров», которая всецело состоит из описания модели данных и описания бизнес-процессов. В комплексе нововведение представляет собой набор описаний структуры электронных документов, справочников и отчётов, участвующих в бизнес-процессах, формируемых и обрабатываемых в ходе их исполнения; правил формирования электронных формуляров; описаний правил, зависимостей (отношений); контрольных соотношений, ограничений и правил контроля; описания шаблонов печатных образцов формуляров и наборов параметров и требований, которым они удовлетворяют.
Одним из требований, предъявляемых к обеспечению полноты и достоверности информации при ведении формуляров, является полное и своевременное отражение в электронном виде всех совершаемых финансово-хозяйственных операций. Такое использование системы формуляров в комплексе с применением средств электронной подписи и создания системы юридически значимого документооборота способствует созданию не только глобального хранилища структурированных данных о деятельности экономических субъектов бюджетных систем всех уровней власти РФ, но и попытке создания модели электронного счетоводства при новой форме счетоведения.
Электронное счетоводство как процесс ведения бухгалтерского учёта операций по счетам в настоящее время представлен в определённой типовой форме автоматизированного учёта во всех программных продуктах, представленных на рынке систем для автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учёта. В разработке автоматизированных систем используются приёмы и способы заполнения первичных учётных документов на бумажном и безбумажном носителях. Причём в первую очередь автоматизации подлежат процесс получения учётной информации и механизмы приспособления учётных регистров применительно к эксплуатационным возможностям печатающих устройств и компьютера.
Обязательным применение средств автоматизации в бюджетном учёте стало с момента вступления в силу в 2005 г. Инструкции по бухгалтерскому учёту № 70Н, изменившей структуру учёта. В настоящее время бухгалтер учреждения совместно с автоматизированной системой ведёт учёт непрерывно, последовательно и нарастающим итогом. Заполнение всех регистров современного учёта производится системой автоматически на основании ввода данных из первичных документов.
Принципиальные недостатки существующей автоматизированной обработки, систематизации и группировки учётной информации, а также её сбора заключаются в отсутствии единого подхода в программных решениях к последовательности ведения учётного процесса. Связано это, в первую очередь, с отсут-
ствием централизованных рекомендаций по построению форм и содержанию бухгалтерских регистров в условиях автоматизированного ведения учёта. Кроме того, существенными недостатками современных автоматизированных систем, по нашему мнению, является отсутствие единых методологических подходов к технологии организации последовательности действий при проведении записи операций в базу данных, слабая автоматизация процессов логической проверки введённой информации с позиции законности и достоверности учётных данных, недостаточное обеспечение автоматизированного учёта нормативно-справочными данными и комплексом мер по контролю над информационными сведениями, используемыми в управлении финансово-хозяйственными процессами в организации.
Система «Электронный бюджет» в части дальнейшего развития автоматизации учёта предлагает более «продвинутые» возможности ведении учёта с использованием электронно-вычислительных машин, максимально определяя себе роль «интеллектуального» эксперта в ведении учёта при регистрации фактов хозяйственной жизни субъектов учёта. Наличие у информационной системы таких технических средств, как ведение правил, зависимостей, контрольных соотношений, ограничений, контролей, шаблонов печатных образцов, свидетельствует о том, что основные «знания» бухгалтерского учёта сконцентрированы внутри программного продукта. Существенным отличием от действующих принципов построения автоматизированного учёта является то, что если в настоящее время информационная система выступает в роли помощника или, в лучшем случае, «наставника» для бухгалтера, обеспечивающего ведение учёта и составление отчётности, то в перспективе появится система, которая сама сможет определять «правильность» ведения учёта, исходя из внутреннего наполнения правил и условий. При таком варианте роль бухгалтера как «источника знаний и опыта» будет сведена к роли оператора, вносящего определённую часть информации на соответствующем участке её конвейерной обработки.
На рисунке представлена схема определения правил обработки первичной информации для получения на её основе вторичной, структурированной информации в текущем представлении и при условии внедрения системы «электронный бюджет».
На основе предложенных Концепцией планов создания и развития новой информационной системы можно сделать вывод о том, что в скором будущем у субъектов РФ, публично-правовых образований и их подведомственных учреждений появится возможность в выборе информационной бухгалтерской системы «традиционной» архитектуры и новой - «интеллектуальной». При этом по планам, изложенным в Концепции, все федеральные органы исполнительной власти в течение последующих лет станут пользователями системы «Электронный бюджет». В том случае, если субъекты РФ и публично-правовые образования выберут вариант с сохранением действующих на их территории информационных учётных систем, Концепци-
ей предусмотрена функция интеграции системы «Электронный бюджет» с внешними системами субъектов РФ и публично-правовых образований. Но в этой ситуации однозначно потребуется существенная доработка, а в отдельных случаях полная переработка программных комплексов, задействованных на участках планирования и исполнения бюджетов, ведения учёта и формирования финансовой отчётности.
При необходимости переработки программных комплексов под форматы взаимодействия с системой «Электронный бюджет», по-нашему мнению, также потребуется и корректировка содержания информационных баз, поскольку использование общих для всех участников информационного взаимодействия реестров и классификаторов внесёт существенные изменения в показатели аналитики учёта. Локальные справочники, например, такие как справочник товаров и услуг, справочник организаций, должны синхронизироваться (без потери в учёте учреждений) с глобальными, общедоступными справочниками.
В таких условиях реорганизации учётной информации особое преимущество приобретают централизованные бухгалтерии, созданные публично-правовыми образованиями на своей территории. К примеру, если такая бухгалтерия является одной для
всего района и поселений, находящихся на территории района, то реорганизации подвергнется всего один программный учётный комплекс и одна база данных централизованной бухгалтерии. При отсутствии такой централизации модернизовать специализированное программное обеспечение (ПО) с базами данных придётся десяткам учреждений. При условии разнородности ПО на местах и отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов работа по предполагаемой реорганизации информационных систем и их данных одновременно будет и затратной, и менее результативной в сравнении с моделью централизованного учёта.
Например, централизованная бухгалтерия Черем-ховского района Иркутской области обслуживает более 120 учреждений, финансируемых из средств районного бюджета и бюджетов 18 поселений. При внедрении системы «Электронный бюджет» модернизации подвергнется только одна база данных бухгалтерского учёта муниципальных учреждений - АС «Смета», и одна база данных учёта операций по планированию и исполнению бюджетов района и поселений - АС «Бюджет». В случае децентрализованного учёта модернизацию необходимо будет осуществить во всех 120 учреждениях района и поселений, и в 19 про-
граммных комплексах и базах данных финансовых органов муниципалитетов. Весь процесс необходимо не только провести единовременно, но и поддерживать в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации систем.
Функциональные обязанности специалистов бухгалтерии в целом при осуществлении интеграции существенно не изменятся. На этапе модернизации данных при определённых условиях объём работы может увеличиться, а в дальнейшем, ввиду приведения справочной информации к общегосударственному типу, текущая работа специалистов упорядочится и станет более производительной. Введённая в систему
информация станет более прозрачной и сопоставимой на всех уровнях бюджетной системы страны.
В том же случае, если публично-правовое образование примет решение о кардинальной смене информационных учётных систем в пользу системы «электронный бюджет», то революционным изменениям подвергнутся не только информационные технологии, функциональные обязанности всех специалистов, связанных с процессами планирования, исполнения бюджета, ведением учёта и формирования отчётности об исполнении бюджета муниципального образования, но и сменятся сами принципы обработки и получения учётной информации.
Библиографический список
1. 24 положения по бухгалтерскому учёту: сб. док. М.: Омега-Л, 2011. 378 с.
2. Безруких П.С., Комиссарова И.П. Бухгалтерское дело: учебник. М.: Бухгалтерский учёт, 2010. 368 с.
3. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.Н. Калянова. М.: Горячая линия - Телеком,
2009. 376 с.
4. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1 .minfin.ru/ru/ebudget/npa/
УДК 338.22
РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА
Л
Л.В. Нефедьева1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проблема повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последние десятилетия находится в центре внимания общественных институтов и правительств болшинства стран. В условиях глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в международный обмен товарами и услугами достигнутый уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего развития национальных экономик. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; социально-экономические проблемы; глобализация экономики; экспорт; импорт; международный обмен; государственное регулирование.
THE ROLE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN SOLVING SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE STATE AND REGION L.V. Nefedyeva
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
During previous decades the problem of increasing the export potential and associated with it level of national competitiveness has been in the centre of attention of public institutions and governments in most countries. Under conditions of the world economy globalization and consistent integration of national economies into the international exchange of services and commodities, the achieved level of export potential determines the prospects for further development of national economies. 6 sources.
Key words: foreign economic activity; socio-economic problems; globalization of economy; export; import; international exchange; government regulation.
Мировая экономика конца XX - начала XXI в. -эпоха перемен: в действие вступают новые экономические и политические, социальные и научно-технические, внутренние и международные факторы
развития. Противоречивый и пёстрый мир сегодня как никогда взаимосвязан и взаимозависим. Наша страна, как и большинство других стран, также не может эффективно развиваться без включения в сферу гло-
1Нефедьева Лидия Викторовна, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89148839590. Nefedyeva Lydia, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89148839590.