Научная статья на тему 'Сущностное содержание понятий «Инфраструктура туризма» и «Индустрия туризма»'

Сущностное содержание понятий «Инфраструктура туризма» и «Индустрия туризма» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1950
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ИНДУСТРИЯ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазарев Вадим Аркадьевич

Проводится четкая грань между понятиями «индустрия туризма» и «инфраструктура туризма», которые в учебной и научной литературе зачастую употребляются как синонимы. Приводится схема взаимодействия индустрии туризма при удовлетворении потребностей туриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностное содержание понятий «Инфраструктура туризма» и «Индустрия туризма»»

© Лазарев В. А., 2012

ЛАЗАРЕВ Вадим Аркадьевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции, логистики и экономики торговли, почетный работник высшего образования РФ

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-75 e-mail: [email protected]

Сущностное содержание понятий «инфраструктура туризма»

и «индустрия туризма»

Ключевые слова инфраструктура; инфраструктура туризма; индустрия; индустрия туризма.

Аннотация Проводится четкая грань между понятиями «индустрия туризма» и «инфраструктура туризма», которые в учебной и научной литературе зачастую употребляются как синонимы. Приводится схема взаимодействия индустрии туризма при удовлетворении потребностей туриста.

Специальные исследования сущности, задач, структуры индустрии туризма практически отсутствуют, а в научной и учебной литературе индустрия туризма чаще всего идентифицируется с инфраструктурой туризма. По существу, оба понятия употребляются как синонимы, тогда как содержание родовых понятий «индустрия» и «инфраструктура», даваемых в словарях, свидетельствует об обратном.

Предпримем попытку разграничить рассматриваемые категории применительно к туризму. В годы централизованно управляемой экономики, когда общественное производство делилось на производственную и непроизводственную сферы, роль инфраструктуры сводилась к обеспечению условий эффективного развития материального производства. Так, С. А. Хейнман понимал под инфраструктурой комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство [1]. Разрабатывая вопросы сущности основных фондов снабжения, мы определили производственную инфраструктуру как комплекс отраслей материального производства, продолжающих процесс производства в сфере обращения, включающий транспорт, сбыт, снабжение и связь [2]. Таким образом, к этому времени уже намечается представление об инфраструктуре не как о наборе разрозненных элементов и коммуникаций, а как о совокупности самостоятельных отраслей народного хозяйства.

Обратимся к толкованию понятия «инфраструктура» в словарях, отражающих сложившееся мнение ученых к определенному времени. Современный словарь иностранных слов определяет, что «инфраструктура - комплекс отраслей экономической и социальной жизни общества, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающихся производство (производственная) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура)» 3. С. 245, 246 . Советский энциклопедический словарь трактует инфраструктуру следующим образом: «...комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэропортов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализацию, образование, науку, здравоохранение и др.» [4. С. 505]. В приведенных определениях, которые мы относим к периоду планово-распределительной экономики, инфраструктура в целом и состав ее отраслей представлены как непроизводственная сфера.

В более поздних публикациях инфраструктура определяется как комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (например, [5 ). Данный комплекс включает в себя производственные и непроизводственные отрасли, обеспечивающие условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение 6. С. 283].

Проделанный исторический экскурс не добавляет ничего нового к первоначальным трактовкам понятия. Поэтому инфраструктуру народного хозяйства можно определить как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих сферы производства и услуг с целью создания условий для эффективной деятельности материального и нематериального производств и развития производительных сил общества.

Изменились подходы к трактовке рассматриваемого понятия, но сущность его не изменилась и, как отмечал еще в 1982 г. Л. Н. Гатовский, «...если основная задача отраслей материального производства - производить продукт в натуральной форме, то инфраструктура производит услуги» [7]. При этом, как отмечал в свое время академик В. П. Красовский, границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых производственных и социальных проблем, очередных задач, выдвигаемых в том или ином периоде, от масштаба уже созданного ранее потенциала, комплексов.

В годы советской власти объекты инфраструктуры туризма находились на балансе туристских организаций (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные структуры и др.), а также ряд дорожно-коммуникационных объектов (канатные дороги, фуникулеры, горноспасательные станции и др.). Переход экономики на рыночные методы хозяйствования и приватизация объектов инфраструктуры туризма превратили их во внесистемные самостоятельные хозяйствующие субъекты, для которых туристская деятельность подразумевается, но не обязательно является основным источником дохода (предприятия общественного питания, транспорт и др.).

В результате инфраструктура туризма выступает как некий конгломерат самостоятельных хозяйствующих субъектов, объединенных полностью или частично общей задачей предоставления услуг туристу, со своими специфическими особенностями.

Перейдем далее к рассмотрению понятия «индустрия туризма». Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» индустрия туризма трактуется как совокупность частных и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих операторскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [8]. Е. Н. Ильина указывает, что структура индустрии туризма состоит из индустрии гостеприимства, индустрии услуг, индустрии развлечений, индустрии размещения, индустрии питания и туроперейтинга. В. А. Квартальнов пишет: «Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов... Индустрия туризма достаточно дифференцирована и дает разнообразные возможности для специализированных путешествий. Практически любой запрос туриста может быть удовлетворен: летний круиз в холодные арктические просторы. спуск на катамаранах. неделя в гостях на западноамериканском ранчо... » [9].

Как в Законе, так и цитируемом учебнике говорится о различных услугах, которые могут быть предоставлены туристу. Не говоря уже о том, что одно понятие «индустрия туризма» вряд ли правомерно раскрывать через другие индустрии, мы видим в приведенных цитатах явное смешивание индустрии туризма с инфраструктурой туризма. Не встречаем ничего нового и в последних определениях сущности индустрии туризма. Так, А. С. Кусков и Ю. А. Джаладян, ссылаясь на труды В. А. Квартальнова, В. Н. Азарова, В. М. Козырева, определяют индустрию туризма как экономическую систему,

состоящую из комплекс отраслей и подразделений, функция которых заключается в удовлетворении спроса на разнообразные виды отдыха и развлечений [10. С. 202]. Таким образом, с момента опубликования упомянутого Закона в 2007 до 2011 г. представление о сущности и структуре индустрии туризма не изменилось, как не изменилось и содержание понятия «индустрия».

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что проведение аналогий (как в приведенной цитате), подмена понятий и тем более употребление их как синонимов недопустимо. При этом мы исходим из того, что понятие «индустрия» 3] определяется в словарях как «промышленность», т. е. комплекс отраслей, производящих материализованную товарную продукцию в виде средств производства и потребительских товаров.

Приняв решение о необходимости и возможности совершить путешествие, будущий турист осуществляет выбор, принимая решение, куда поехать, когда поехать, на каком средстве транспорта, где остановиться на ночлег, где питаться, во что всё это обойдется. Сделать выбор туристу помогают предприятия туристской инфраструктуры - туроператоры и турагенты.

Однако этим не ограничивается круг «проблем», которые должен решить турист: во что одеться, что взять с собой, где лучше купить необходимое, что приобрести в месте (стране) временного пребывания? Таким образом, второй участник, оказывающий услуги туристу, - это предприятия розничной торговли в местах постоянного и временного пребывания.

Далее, для целого ряда подвидов туризма необходимо специальное снаряжение и инвентарь: скалолазание (альпинизм), катание на лыжах с гор, дайвинг и т. д. Необходимое снаряжение может быть приобретено в продаже или предоставлено принимающей стороной, но в любом случае оно должно быть первоначально произведено как товар различными промышленными предприятиями. А это уже не услуга, а производственная деятельность по созданию товаров для туристского потребления, а предприятия-производители - это субъекты индустрии туризма. К ней же следует отнести предприятия, выпускающие различные средства транспорта для определенных подвидов туризма: различные модификации велосипедов, автобусы, морские паромы, речные и морские прогулочные и круизные суда, железнодорожные туристские вагоны и поезда, автоприцепы - передвижные дома и многое другое. Часть указанных транспортных средств выпускается как массовая продукция (часть ассортимента производимых товаров), остальное производят специализирующиеся на производстве продукции для нужд туризма.

Специальные виды водного и сухопутного транспорта обеспечивают перевозку скоропортящихся продуктов (холодильники, рефрижераторы и др.) для нужд общественного питания в интересах туристов.

Сувениры для туристов производятся как небольшими промышленными предприятиями, так и индивидуальными производителями. Особенно этот промысел развит в экзотических странах.

Особое место в туризме занимают предприятия общественного питания. По характеру своей деятельности они относятся к индустрии туризма - производят услугу - приготовление пищи. Пища предлагается предприятиями общественного питания, предоставляющими еду различных кухонь. В этом отношении они могут быть специализированными по национальному (японская, китайская, итальянская, чешская и др.) или продуктовому признаку (чайная, пиццерия, кофейня, вегетарианская столовая и пр.), могут быть и универсальными, сочетая различные признаки.

Но любому предприятию общественного питания необходимы сырые продукты и полуфабрикаты, которые производятся сельхозпредприятиями, рыболовными и рыбоводческими хозяйствами, фермами по производству овощных культур, скота, птицы и т. д.; предприятиями по производству продуктовых полуфабрикатов из зерновых

культур, выращенного скота, фруктов, овощей и т. д. Все эти производители тоже относятся к элементам, субъектам индустрии вообще и индустрии туризма в частности, как производители товарной продукции.

Все перечисленные и не вошедшие в перечень предприятия образуют индустрию туризма, которую можно определить как комплекс отраслей, предприятий и индивидуальных предпринимателей, выпускающих сырье, полуфабрикаты и готовые изделия для предприятий инфраструктуры туризма и розничной торговли для производства и реализации услуг туристам.

Структура индустрии туризма и ее связь с инфраструктурой туризма представлены на рисунке.

Я я

й и

ё й О Р-

н а

Услуга

к

П К Н <и

Э а

а, 3

О 3 а.

Услуга

Инфраструктура туризма

Услуга

Услуга

0^ Н

я 5

►г з о &

е 5 &

Услуга

ТУРИСТ

Товар

Н <и 3 *

§ І £ 2 о

|Р " *

5 н

Н Я-и

Н, я Н

1 га т 1 ® 2

О В1

Я И

Товар

§ * 8 н о 2

|Р8

Товар

Товар, услуги

Товар

«и Н Я З

& К о Л Он в И э &

Индустрия туризма

Взаимосвязь индустрии туризма и инфраструктуры туризма в удовлетворении потребностей туриста

Источники

1. Хейнман С. А. Научно-техническая революция и структурные изменения в экономике СССР // Коммунист. 1969. № 14.

2. Лазарев В. А. Производственно-техническая база снабжения. Красноярск : Краснояр. ун-т, 1987.

3. Современный словарь иностранных слов. М. : Рус. яз., 1992.

4. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1998.

5. Лазарев В. А., Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Екатеринбург : Изд. дом «Пригородные вести», 2003.

6. Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. М. : Ин-т нов. экономики, 2010.

7. Строительство материально-технической базы коммунизма / Л. М. Гатовский и др. М. : Мысль, 1982. Т. 1.

8. О внесении изменения в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» : федер. закон от 5 февраля 2007 г. // Парламентская газета. 2007. № 20.

9. Квартальнов В. А. Туризм : учебник. М. : Финансы и статистика, 2000.

10. Кусков А. С., Джиладян Ю. А. Основы туризма : учебник. 3-е изд. М. : КноРус, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.