Волкова Т.А.
кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет». Краснодар
Инфраструктура туризма: исследование Краснодарского края
Современная наука о туризме изобилует терминами, к определению которых разные ученые подходят по-разному. И если некоторые термину прописаны законодательно, что исключает возможность разночтений, то в отношении других мнения исследователей могут расходиться как в самой формулировке, так и в структуре определяемого объекта.
К таким понятиям можно отнести и понятие «инфраструктура туризма». Для того чтобы проследить эволюцию данного понятия необходимо начинать с самого понятия «инфраструктура», определение которого весьма устойчиво и не предполагает разночтений.
С. А. Хейнман подразумевал под инфраструктурой совокупность секторов экономики, обслуживающих материальное производство [20].
Еще в 1982 г. Л.Н. Гатовский акцентировал внимание «...если главная задача секторов экономики материального производства - создавать продукт в натуральной форме, то инфраструктура производит услуги» [18]. Производственная инфраструктура рассматривалась как комплекс секторов экономики материального производства, продолжающих процесс производства в сфере обращения, включающий транспорт, сбыт, снабжение и связь [11].
Современный словарь иностранных слов еще в 90-е г.г. определял, что «инфраструктура - комплекс отраслей экономической и социальной жизни общества, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура [17].
Советский энциклопедический словарь трактовал инфраструктуру следующим образом: «...комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэропортов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализацию, образование, науку, здравоохранение [16].
I ГГ{1
В науке о туризме определение понятия «туристская инфра- . структура» очень часто рассматривается как часть туристской индустрии, определение которой закреплено законодательно в ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ». Согласно законодательству: туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физ-культурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. (закон)
За последние годы понятие «туристская инфраструктура» претерпело некоторые коррективы. Изначально Зорин И.В., Кварталь-нов В.А. трактовали это понятие следующим образом: инфраструктура туристская - комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности туристов [6]. Они выделяли в структуре туристской инфраструктуры совокупность следующих элементов: производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, рекреационная инфраструктура.
Г.А.Аванесова и Л.П.Воронкова и др. определяют туристкую инфраструктуру как совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом. Она включает в себя транспортно-коммуникативные сети, системы гостеприимства и коммунального обслуживания, а также окружающую их социокультурную среду, включает в себя инфраструктуры различных видов туризма [19].
Позднее, Биржаков М.Б., Севастьянов Д.В., Каурова А.Д. вносят ясность в толкование рассматриваемого понятия. Туристская инфраструктура в современной науке, это - «...комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма.». Это система обеспечения перемещения, жизни, отдыха и познавательной деятельности туристов. Она является основой для организации туризма, база для осуществления туристской деятельности. Под туристской инфраструктурой понимается совокупность зданий, .
„
. сооружении, сетей, систем, прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для функционирования туризма (общественный транспорт, предприятия торговли, питания, медицинские учреждения, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения, почта, телефон и т.д.) [1, 15, 7].
Боголюбов В.С. и Севастьянова С.А. пишут, что «туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру.» В этом они согласны с мнением Кабушкина Н.И. «Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает». Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению [2].
По мнению Ключникова А.В., инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих организацию и создающих для нее как бы общий фундамент, опору. Это та часть деловой среды, которая обеспечивает организацию финансовыми, трудовыми ресурсами, транспортным обслуживанием, консультационными, аудиторскими и другими услугами [8].
М.В. Виноградова и П.И. Солдатов в состав туристской инфраструктуры включают гостиничное обслуживание (совокупность всех средств размещения для временного пребывания туристов), транспортное обслуживание (подвижные транспортные средства, стационарные устройства всех видов транспорта, правовые условия перевозок пассажиров), сферу общественного питания, развлекательно-зрелищную сферу и спортивно-оздоровительный сервис, экскурсионное обслуживание, финансовое обслуживание, средства и системы связи, производство сувенирной продукции и изделий народного промысла, производство туристской и спортивной продукции, розничная торговля, сфера бытовых услуг [5].
Данный комплекс включает в себя производственные и непроизводственные отрасли, обеспечивающие условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение [14].
Н.С. Мартышенко выделяет в качестве структурных компонентов туристкой инфраструктуры следующие: 1) инфраструк-. тура размещения, 2) инфраструктура питания, 3) транспортная
■ ■
инфраструктура, 4) инфраструктура досуга и развлечений, 5) . специализированная инфраструктура [13].
Таким образом, исследователи, работающие в науке о туризме, сходятся во мнении что, инфраструктура туризма выступает как некий конгломерат самостоятельных хозяйствующих субъектов, объединенных полностью или частично общей задачей предоставления услуг туристу, со своими специфическими особенностями [12].
Наряду с понятием «туристская инфраструктура» активно используется понятие «региональная туристская инфраструктура», в которую по мнению одних исследователей включается: 1) производственная инфраструктура (предприятия, создающие условия для удовлетворения потребностей туризма - транспорт, информационно-коммуникационная инфраструктура, коммунальное хозяйство, элементы экологической очистки и т.п.; 2) инфраструктура сферы услуг - предприятия, непосредственно удовлетворяющие потребности туристов: туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия общественного питания, торговля, безопасность, предприятия отдыха и развлечения [3, 4].
Другие же включают в ее состав основные блоки: базовые объекты инфраструктуры (аэропорты, железнодорожные вокзалы, другие транспортные центры, дорожная сеть, коммуникации, водо-, тепло-, газо- и электроснабжение, водо-отведение, связь и информационное обеспечение); средства размещения; сопутствующая инфраструктура (транспортное обслуживание, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.) [9].
Наиболее логичным многие исследователи считают представление Боголюбова В.С. и Севастьяновой С.А. об инфраструктуре туризма в регионе как об интегрированной системе, которая состоит из аттракторов и аттракции, а также совокупности предприятий и учреждений, расположенных на территории региона, организующих и обслуживающих туристов и обеспечивающих функционирование и развитие туристских предприятий [10].
А. В. Кучумов, Е. Е. Шарафанова, в своей монографии, посвященной развитию инфраструктуры туризма в регионах Российской Федерации приводят структуру инфраструктуры туризма, представленную Боголюбовым В.С. и Севастьяновой С.А., следующим образом: Таблица 1.
На наш взгляд целесообразно говорить о территориальной туристкой инфраструктуре. Актуальной и более полно отражающей .
. суть этого понятия будет следующая трактовка: территориальная туристская инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур и объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования туристско-рекреационной отрасли на определенной территории. Согласно этому подходу территориальная туристская инфраструктура включает в себя несколько составных частей: целевая, базовая, сопутствующая и поддерживающая. (Рис.1) Включение в структуру региональной туристкой инфраструктуры и объектов туристского интереса необходимо, хотя многие исследователи придерживаются иного мнения. Именно объекты туристского интереса являются основой и неотъемлемой частью функционирования туристско-рекреационной отрасли.
Поддержано грантом № 15-12-23010а(р) Российского гуманитарного научного фонда и администрации Краснодарского края.
Список литературы:
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - Спб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 576 с.
2. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2008. - № 2. - С. 15-23.
3. Величкина А.В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, №2(2014), 239-250
4. Величкина А.В. Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области) // Проблемы развития территории. - 2013. - № 66. - С. 40-48.
5. Виноградова М. В., Солдатов П. И. Инфраструктура туристского комплекса // Вестник Томского государственного университета. - Томск : Томск. гос. ун-т, 2009. - С. 264-270
6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.
7. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие - издание 3-е дополненное. - Спб.: Издетельский дом «Герда», 2008. - 368 с.
8. Ключников А.В. Менеджмент туризма: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2009. - 228 с.
9. Косманев А.Л. Туристская инфраструктура в региональных исследованиях // Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология. 2012. № 2. С. 5-12.
10. Кучумов А. В., Шарафанова Е. Е. Методические аспекты зонирования инфраструктуры региональных систем туризма // СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 155 с.
11. Лазарев В.А. Производственно-техническая база снабжения. Красноярск : Крас-нояр. ун-т, 1987
12. Лазарев В. А. Сущностное содержание понятий «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» // Известия Уральского государственного экономического университета, (2012), 1 (февраль), 38-41
13. Мартышенко Н. С. Туристский потенциал Приморского края и перспективы развития туристкой индустрии на его территории // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. №1. С.74-88
14. Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 3-е изд. М. : Ин-т нов. экономики, 2010.
15. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
16. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1998
17. Современный словарь иностранных слов. М. : Рус. яз., 1992.
Ж,
*
Рисунок 1 - Структура территориальной туристской инфраструктуры
18. Строительство материально-технической базы коммунизма / Л. М. Гатовский и др. М. : Мысль, 1982. Т. 1.
19. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронко-ва, В.И. Маслов, А.И. Фролов; под.ред. Воронковой Л.П. - М.: Аспект-Пресс, 2002 - 367 с.
20. Хейнман С.А. Научно-техническая революция и структурные изменения в экономике СССР // Коммунист. 1969. №14.
Таблица 1 - Декомпозиция инфраструктуры туризма в регионе [10]
Группа Характеристика
1 группа аттракторы, являющиеся целями поездки и аттракции как форма дополнительных развлечений (интересов) для туристов (концерты, казино, спортивные мероприятия, фильмотеки и т.д.)
2 группа основная, которая, в первую очередь, создана для обслуживания основных, жизненно необходимых постоянных во время тура потребностей туристов при реализации цели их поездок (транспортные услуги, услуги средств размещения, питания, а также турфирмы - организаторы)
3 группа дополнительная, ориентированная на обслуживание преимущественно местного населения и которой не всегда пользуются туристы (муниципальный транспорт, торговля, рекреационная инфраструктура, пункты общественного питания, учреждения здравоохранения, культуры), а также включающая учреждения, эпизодически используемые туристами и не входящие в стоимость тура (банковские и правоохранительные учреждения, страховые компании, прокат туристского инвентаря, бытовые учреждения и т.д.)
4 группа дополнительная, ориентированная на обслуживание преимущественно туристов и направленная на закрепление у них позитивных впечатлений о дестинации (например, продажа сувенирной продукции, а также предоставление услуг специфического местного характера (в Турции - турецкие бани, в Финляндии - финские сауны, во Франции - винотерапия))
5 группа поддерживающая эксплуатационные характеристики туристских учреждений, предприятий, комплексов, т.е. предприятия, используемые для поддержки функционирования ежедневно в заданном режиме основной и дополнительной инфраструктуры (головные сооружения и магистральные сети коммунального обслуживания, дорожное хозяйство, образовательные, научные, информационные и другие учреждения)
6 группа группы предприятий инфраструктуры, осуществляющие различные виды ремонтных работ, наладку, пуск оборудования (предприятия, обслуживающие материально-техническую базу туризма - основные фонды, ремонтно-строительные, сервисные и т.д.), либо обеспечивающие развитие предприятий туризма, туристских комплексов (например, строительство новых и реконструкция старых гостиниц)