Научная статья на тему 'К вопросу использования термина «Туристская инфраструктура»'

К вопросу использования термина «Туристская инфраструктура» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
418
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / RECREATIONAL GEOGRAPHY / TOURISM INFRASTRUCTURE / TERRITORIAL RECREATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колупаева И.В.

Термин «туристская инфраструктура» широко применяется в различных областях науки и сфере туризма. Однако единого и общеупотребимого толкования данного определения не существует. Так, ученые в области экономических, социологических наук трактуют данное понятие с учетом определенной специфики исследования. В то же время туристская инфраструктура является неотъемлемой частью территориальной рекреационной системы (ТРС), которая является объектом изучения рекреационной географии. В рамках данной концепции чаще употребляется понятие «рекреационная инфраструктура». Однако с развитием туристской отрасли, индустрии отдыха и развлечений пришло время говорить о понятии «туристская инфраструктура», которое является более емким, нежели рекреационная. На основе анализа существующих подходов к определению понятия «туристская инфраструктура» предпринята попытка сформулировать авторское определение в рамках концепции территориальной рекреационной системы. Ключевыми параметрами являются: единая туристская территория, параметры конкретного времени, цели группы отдыхающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Колупаева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BY THE USE OF THE TERM “TOURISM INFRASTRUCTURE”

The term “tourism infrastructure is widely used in various fields of science and tourism. However, single and common interpretation of this definition does not exist. So, scientists in the field of economic sociology, interpret this concept taking into account the specifics of the study. At the same time, tourism infrastructure is an integral part of the territorial recreational system (TRS), which is the object of study of recreational geography. Within this concept increasingly used the notion of “recreational infrastructure. However, with the development of the tourism industry, industry of entertainment it's time to talk about the notion of tourism infrastructure, which is more than recreation. Based on the analysis of existing approaches to the definition of “tourism infrastructure, an attempt was made to formulate the author's definition of the concept of territorial recreational system. The key parameters are unified tourism area, specific time parameters and the objectives of the group of campers.

Текст научной работы на тему «К вопросу использования термина «Туристская инфраструктура»»

УДК 911.3

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНА «ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

И.В. Колупаева

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Аннотация. Термин «туристская инфраструктура» широко применяется в различных областях науки и сфере туризма. Однако единого и общеупотребимого толкования данного определения не существует. Так, ученые в области экономических, социологических наук трактуют данное понятие с учетом определенной специфики исследования. В то же время туристская инфраструктура является неотъемлемой частью территориальной рекреационной системы (ТРС), которая является объектом изучения рекреационной географии. В рамках данной концепции чаще употребляется понятие «рекреационная инфраструктура». Однако с развитием туристской отрасли, индустрии отдыха и развлечений пришло время говорить о понятии «туристская инфраструктура», которое является более емким, нежели рекреационная. На основе анализа существующих подходов к определению понятия «туристская инфраструктура» предпринята попытка сформулировать авторское определение в рамках концепции территориальной рекреационной системы. Ключевыми параметрами являются: единая туристская территория, параметры конкретного времени, цели группы отдыхающих. Ключевые слова: рекреационная география, туристская инфраструктура, территориальная рекреационная система.

BY THE USE OF THE TERM "TOURISM INFRASTRUCTURE"

I. V. Kolupaeva

Altai State University, Barnaul

Abstract. The term "tourism infrastructure is widely used in various fields of science and tourism. However, single and common interpretation of this definition does not exist. So, scientists in the field of economic sociology, interpret this concept taking into account the specifics of the study. At the same time, tourism infrastructure is an integral part of the territorial recreational system (TRS), which is the object of study of recreational geography. Within this concept increasingly used the notion of "recreational infrastructure. However, with the development of the tourism industry, industry of entertainment it's time to talk about the notion of tourism infrastructure, which is more than recreation. Based on the analysis of existing approaches to the definition of "tourism infrastructure, an attempt was made to formulate the author's definition of the concept of territorial recreational system. The key parameters are unified tourism area, specific time parameters and the objectives of the group of campers. Key words: recreational geography, tourism infrastructure, territorial recreational system.

В рекреационной географии теоретической основой учения об организации отдыха, рекреационной деятельности начиная с 60-х гг. прошлого столетия является учение о территориально-рекреационных системах (далее ТРС), разработанной школой профессора В. С. Преображенского [11]. Данная система определяется автором как социально-географическая категория, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем и характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Территориальная рекреационная система состоит из пяти взаимодействующих между собой подсистем (рис. 1):

Рис. 1. Структура территориально-рекреационной системы (по материалам В. С. Преображенского, 1975 г)

Каждая подсистема имеет ряд характеристик, показателей деятельности, требований к другим подсистемам. Центральным звеном в данной системе является группа отдыхающих — совокупность рекреантов, которые имеют свободное время для осуществления рекреационных занятий. Остальные элементы призваны обеспечивать нормальное функционирование системы в процессе рекреационной деятельности отдыхающих.

В рамках ТРС элемент «технические системы» по сути представляет собой рекреационную инфраструктуру, к которой В. С. Преображенский относит транспортное обеспечение, коммунальные системы, торговлю и бытовое обслуживание, телекоммуникационные системы, места размещения и питания. С развитием туристской деятельности, появлением индустрии досуга и развлечений термин «рекреационная инфраструктура» расширяется и дополняется новыми элементами [9]. С точки зрения общего философского понятия «рекреация», в котором ключевым процессом является развитие, а также с учетом вариантов циклов рекреационной деятельности (рабочего дня, недели, года, всей жизни человека) следует выделять общую рекреационную инфраструктуру, использование которой происходит ежедневно в процессе реализации каждодневных рекреационных занятий (рис. 2). Рекреационная инфраструктура территориальной рекреационной системы — более узкое и емкое понятие, которое включает технические объекты и сооружения, призванные обеспечивать функционирование всей ТРС. Туризм является одной из форм рекреационной деятельности, а значит, туристская инфраструктура является частью рекреационной инфраструктуры ТРС, представленной В. С. Преображенским.

Сложность в определении понятия «туристская инфраструктура» усиливается отсутствием четкого толкования термина в нормативно-правовых документах в области туристкой деятельности Российской Федерации. Возможно, по этой причине многие исследователи идентифицируют понятия «туристская инфраструктура», «инфраструктура индустрии туризма» [3, 5, 8, 10]. По нашему мнению, туристская инфраструктура предназначена для удовлетворения потребностей туристов и групп отдыхающих, а инфраструктура туризма — для обеспечения процесса функционирования индустрии туризма. В целом же, многие авторы сходятся во мнении, что туристская инфраструктура — это объекты, сооружения и предприятия, обеспечивающие отдых группам рекреантов, а также удовлетворяющие потребности туристов. По сути, на этом базируется большинство определений. Более ши-

рокую трактовку туристской инфраструктуре дают П. А. Черемисин, Р. Ю. Стыцюк, О. А. Артемьева, которые включают в данное понятие социокультурные среду, территориальную привязку инфраструктуры к определенному турцентру, как бы вписывая объекты в некое пространство [12, 13].

Рис. 2. Место туристской инфраструктуры в рекреационной системе (составлено автором)

По нашему мнению, основными характеристиками, определяющими туристскую инфраструктуру, в рамках концепции ТРС являются:

1) единство туристской территории, где реализуется и потребляется турпродукт;

2) установление временных параметров;

3) наличие туристских целей у группы отдыхающих в процессе осуществления туристской деятельности.

Территориальный подход к определению туристской инфраструктуры крайне важен в силу расположения ее объектов в рамках ТРС, отделенной границами. Примерами подобных территорий могут быть город, район, область, край, регион, страна. Определение границ пространства является необходимым условием проведения любого географического исследования. Проблема определения границ усложняется наличием общефилософских понятий дискретности и континуальности пространства, которые вносят некое противоречие в процесс разграничения территорий. Исследователи не всегда могут провести реальную территориальную границу какого-либо пространства. Принято выделять границы по форме: резкие и нерезкие. К резким относят государственные, административно-территориальные границы, к нерезким — границы между экономическими районами, ландшафтами. Проводя границы между территориальными системами, как правило, выделяют границы, являющиеся разделительными линиями между системами, а также отделяющие одну систему от других [2]. Например, в рамках кластерного подхода существенно упрощается процесс определения границ некоего географического пространства. Границами кластеров выступают препятствия природного физического характера — рельеф, водные объекты, леса или искусственного (антропогенного) — железные дороги, автомагистрали, промышленные зоны. В границах туристского кластера четко определены объекты туристской инфраструктуры.

Другой важной характеристикой туристской инфраструктуры является конкретный момент во времени. ТРС изменчива во времени, имеет конкретную динамику и представляет собой определенный процесс, в котором важную роль играют временные отрезки.

В процессе выявления сущности туристской инфраструктуры следует зафиксировать процесс формирования и развития объектов в пространственно-временных точках. Следует определить конкретный момент времени пользования объектами инфраструктуры группой отдыхающих, туристов. К примеру, на момент проведения Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году гостиницы, отели и другие объекты инфраструктуры были предназначены исключительно для отдыхающих, спортсменов, тури-

стов, вовлеченных в событийный туризм. После завершения спортивных состязаний данные объекты были реконструированы, проданы. Таким образом, из инфраструктуры туристской данные объекты были трансформированы в категорию социальной инфраструктуры. Другой пример — сооружение временных выставочных павильонов, стендов в момент проведения ярмарок, праздников и других мероприятий. Потому туристская инфраструктура является таковой в определенный, конкретный период времени и не всегда это постоянная категориея. Временной показатель важен и при определении понятия «турист», так как устанавливает минимальный период пребывания туристов за пределами обычной среды (от 24 часов до 12 месяцев) [1].

Дополнительным аспектом в определении туристской инфраструктуры являются цели группы отдыхающих. К туристским целям, согласно Федеральному закону РФ № 132-Ф3 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности» (с поправками), в отечественной практике относят лечебно-оздоровительные, рекреационные, познавательные, физкультурно-спортивные, профессионально-деловые, религиозные, а также цели без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания. В международной практике туристские цели объединяют в следующие блоки: досуг, рекреация, отдых; посещения родственников, знакомых; деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т. д.); лечение; поклонение религиозным святыням (паломничество); прочие туристские цели [1]. К примеру, автомобильная дорога общего пользования будет являться элементом туристской инфраструктуры в случае передвижения по ней группы отдыхающих с целями удовлетворения туристских потребностей. Иначе данный объект не является элементом туристской инфраструктуры.

Итак, исходя из ключевых характеристик туристской инфраструктуры, мы определяем туристскую инфраструктуру как комплекс инженерно-технических объектов, обусловленных развитием туризма, туристских систем (объектов туристского назначения), составляющих и обеспечивающих функционирование ТРС (рекреационного района), используемые в определенный период времени на определенной рекреационной территории в социокультурном пространстве для удовлетворения туристских потребностей группы отдыхающих.

Под туристской системой следует понимать совокупность предприятий, способных предлагать туристские продукты и услуги в рамках определенного пространства [7]. Данное определение, с нашей точки зрения, комплексно отражает сущность понятия «туристская инфраструктура» в рамках концепции территориальной рекреационной системы.

Библиографический список

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. — М. : Аспект Пресс, 2002. — 470 с.

2. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Феномен территориальной границы // Географический вестник. — 2007. — № 1-2.

3. Биржаков М. Б. Введение в туризм : учебник. — Изд. 7-е, перераб. и доп. — СПб. : «Невский Фонд» — Изд. дом «Герда», 2004. — 448 с.

4. Богомолова Е. С. Экономико-организационные методы развития рекреационной инфраструктуры региона (на примере Республике Адыгея) : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Майкоп, 2000.

5. Василиха Д. Ф. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб., 2012.

6. Веденин Ю. А. Динамика территориальных рекреационных систем. — М. : Наука, 1982. — 190 с.

7. Джанджугазова Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. : Академия, 2014. — 272 с.

8. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма : учеб. для вузов. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 672 с.

9. Кусков А. С. Рекреационная география : учеб.-метод. комплекс. — М. : Флинта; МПСИ, 2000. — 496 с.

10. Морозов М. А. Экономика туризма : учебник. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.

11. Преображенский В. С. Теоретические основы рекреационной географии. — М., 1975.

12. Стыцюк Р. Ю., Артемьева О. А. Туристская инфраструктура как основа функционирования туристских услуг // Экономика туризма: Международный экономический форум. — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/1900.htm (дата обращения 18.04.2017).

13. Черемисин П. А. Географический анализ туристско-рекреационного комплекса страны (на примере Италии) : дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. — М., 2003.

Bibliogaphy and notes

1. Aleksandrova A. Ju. Mezhdunarodnyj turizm. — M. : Aspekt Press, 2002. — 470 s.

2. Animica E. G., Sharygin M. D. Fenomen territorial'noj granicy // Geograficheskij vestnik. — 2007. — № 1-2.

3. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm: Uchebnik. — Izd. 7-e, pererab. i dop. — Spb.: "Nevskij Fond" — Izd. dom "Gerda", 2004. — 448 p.

4. Bogomolova E. S. Jekonomiko-organizacionnye metody razvitija rekreacionnoj infrastruktury regiona (na primere Respublike Adygeja) : avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05. — Majkop, 2000.

5. Vasiliha D. F. Strategicheskoe upravlenie razvitiem regional'noj infrastruktury turizma : avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05. — SPb., 2012.

6. Vedenin Ju. A. Dinamika territorial'nyh rekreacionnyh sistem. — M. : Nauka, 1982. — 190 p.

7. Dzhandzhugazova E. A. Turistsko-rekreacionnoe proektirovanie: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. Obrazovanija. — M. : Akademija, 2014. — 272 p.

8. Kvartal'nov V. A. Teorija i praktika turizma: ucheb. dlja vuzov. — M. : Finansy i statistika, 2003. — 672 p.

9. Kuskov A. S. Rekreacionnaja geografija: ucheb.-metod. kompleks. — M. : Flinta; MPSI, 2000. — 496 p.

10. Morozov M. A. Jekonomika turizma : uchebnik. — M. : Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. — 320 p.

11. Preobrazhenskij V. S. Teoreticheskie osnovy rekreacionnoj geografii. — M., 1975.

12. Stycyuk R. YU. Artem'eva O. A. Turistskaya infrastruktura kak osnova funkcionirovaniya turistskih uslug // Ekonomika turizma: Mezhdunarodnyj ehkonomicheskij forum. — 2012 [Electronic resource]. — URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/1900.htm (data obrashcheniya 18.04.2017).

13. Cheremisin P. A. Geograficheskij analiz turistsko-rekreacionnogo kompleksa strany (Na primere Italii): dis. ... kand. geogr. nauk: 25.00.24. — M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.