Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма'

Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1703
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ СИСТЕМА / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ЦЕНТРО-ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SPATIAL ORGANIZATION OF TOURISM / ELEMENTS OF THE TOURISM SPATIAL STRUCTURE / TOURISM SYSTEM / CLUSTERING / CORE-PERIPHERY APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ашугатоян Сона Гагиковна

Статья посвящена эволюции исследований, посвященных территориальной организации туризма в отечественной и зарубежной науке. На протяжении десятилетий данная тема является центральной в географии туризма и рекреационной географии, стремительно развиваются представления о пространственной организации туризма, ее основных компонентах и воздействующих на них факторах. Однако, несмотря на наличие большого количества работ по данной проблеме, многие ее аспекты остаются слабо разработанными, что обуславливает актуальность и теоретическую значимость систематизации существующих научных взглядов. Теоретической основой исследования являются учение о территориальной рекреационной системе (далее ТРС), концепции о туристской системе, туристско-рекреационных кластерах, а также центро-периферическая модель туристского пространства. На основе проведенного анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов в статье выделено 3 этапа исследований, охватывающих период со второй половины XX в. и по настоящее время. Автором дана общая характеристика каждого этапа с анализом ключевых теорий, основных положений и подходов, а также с выявлением главных элементов территориальной организации туризма на данном этапе и факторов, влияющих на их изменения. Среди современных тенденций в пространственной организации туристской деятельности отмечены процесс кластеризации и выделения центро-периферической структуры, а также возрастание роли таких факторов, как глобализация, государственная внешняя и внутренняя политика (в том числе в вопросах экологии и безопасности) и развитие научно-инновационной базы. Результаты исследования могут быть применены для прогнозирования развития туризма и оптимизации организации туристской деятельности в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ашугатоян Сона Гагиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF VIEWS ON THE TOURISM SPATIAL ORGANIZATION

The article is devoted to the evolution of research about tourism spatial organization in domestic and foreign science. For decades, this topic is central in tourism and recreational geography, ideas about the spatial organization of tourism, its main components and the factors affecting them are rapidly evolving. However, despite a large amount of works on this issue, many aspects remain poorly developed that determines the relevance and importance of the theoretical systematization of existing scientific views. The theoretical basis of the study is the doctrine of the TRS, the concepts of the tourism system, tourism and recreation clusters and center-peripheral model of tourist space. Based on the analysis of publications of domestic and foreign authors the author of this article identifies three stages of such research, covering the period from the second half of XX century to the present time. The article includes a general characteristic of each stage with the analysis of key theories and principal approaches, as well as the identification of the main elements of tourism spatial organization at this stage and the factors which can change them. One of the current trends in the spatial organization of the tourism activity is the clustering process and the allocation of core-peripheral structures, also it can be noted the growing role of such factors as globalization, the state internal and external policy (including issues of environment and security) and the development of science and innovation base. Results of this study can be used to predict the development of tourism and optimize the organization of tourist activity in the space.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма»

Социально-экономические исследования

УДК 911.3:338.48 С.Г. Ашугатоян

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ТУРИЗМА

Статья посвящена эволюции исследований, посвященных территориальной организации туризма в отечественной и зарубежной науке. На протяжении десятилетий данная тема является центральной в географии туризма и рекреационной географии, стремительно развиваются представления о пространственной организации туризма, ее основных компонентах и воздействующих на них факторах. Однако, несмотря на наличие большого количества работ по данной проблеме, многие ее аспекты остаются слабо разработанными, что обуславливает актуальность и теоретическую значимость систематизации существующих научных взглядов. Теоретической основой исследования являются учение о территориальной рекреационной системе (далее - ТРС), концепции о туристской системе, туристско-рекреационных кластерах, а также центро-периферическая модель туристского пространства. На основе проведенного анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов в статье выделено 3 этапа исследований, охватывающих период со второй половины XX в. и по настоящее время. Автором дана общая характеристика каждого этапа с анализом ключевых теорий, основных положений и подходов, а также с выявлением главных элементов территориальной организации туризма на данном этапе и факторов, влияющих на их изменения. Среди современных тенденций в пространственной организации туристской деятельности отмечены процесс кластеризации и выделения центро-периферической структуры, а также возрастание роли таких факторов, как глобализация, государственная внешняя и внутренняя политика (в том числе в вопросах экологии и безопасности) и развитие научно-инновационной базы. Результаты исследования могут быть применены для прогнозирования развития туризма и оптимизации организации туристской деятельности в пространстве.

Ключевые слова: территориальная организация туризма, элементы территориальной структуры туризма, туристская система, кластеризация, центро-периферический подход.

Материалы и методика исследований

Под территориальной организацией следует понимать «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в пространстве элементов систем разного иерархического уровня, а также процессов и действий, направленных на поддержание, воспроизводство и развитие отдельных элементов и систем в целом» [1]. Несмотря на то, что непроизводственная сфера рассматривалась еще в рамках теорий размещения таких классиков, как В. Кристаллер и А. Леш, непосредственно элементы территориальной организации туризма начали исследоваться лишь в 1960-х гг. после зарождения рекреационной географии как самостоятельной области научных знаний. С тех пор многие отечественные и зарубежные авторы посвятили свои работы проблеме размещения и организации в пространстве туристской деятельности.

Таким образом, целью исследования является систематизация представлений и выделение этапов эволюции взглядов на территориальную организацию туризма, а также выявление современных тенденций в данной научной сфере.

В зависимости от ключевого компонента территориальной организации, а также преобладающих тенденций, принципов и подходов исследования по территориальной организации туризма можно условно разделить на 3 этапа (табл.). Необходимо отметить, что изучение пространственной организации туризма включает в себя исследования динамических процессов, в том числе изменений самой территориальной организации под влиянием множества факторов, значимость которых различалась в зависимости от этапа.

Результаты и их обсуждение

1 этап. Первый этап исследований территориальной организации туризма, относящийся к началу второй половины XX в., связан с рассмотрением туризма как системного объекта и в отечественных, и в зарубежных исследованиях, что связано с развитием системно-структурного подхода в науке в этот период. Кроме того, вторая половина XX в. характеризуется общей гуманизацией науки, повышением интереса к человеку, изучением когнитивных (мыслительных) процессов, в том числе связанных с туристскими потребностями.

128 С.Г. Ашугатоян

2016. Т. 26, вып. 3 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Основные этапы эволюции взглядов на территориальную организацию туризма

Период Основные положения, характеризующие данный этап Исследователи Основные теории / год возникновения

19601970-е гг. ТРС - основной компонент территориальной организации туризма. Развитие учения о ТРС и туристской системе. Структурно-системный подход. Антропоцентризм. Образ туристского места. Типология туристов и дестинаций В.С. Преображенский Учение о ТРС, 1975

К. Ганн; Н. Лейпер Концепция туристской системы

Ж.М. Миосек, С.С. Плог Модели восприятия и освоения туристами туристской дестинации

Ж.О.Ж. Лундгрен Модель туристского пространства, 1979

19801990-е гг. Новые элементы территориальной организации туризма: дестинация, кластер. Характеристика компонентов территориальной организации. Социологизация, экономи-зация. Концепция туристского опорного каркаса Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов Рекреационный район/регион, 1981

Н. Лейпер; Ф. Веллас, Л. Вечерел; А.Лью Концепция туристской дестинации

С.Ж. Бриттон Структурная модель, 1982

П. Мариот, С.К. Кемпбелл Маршрутные модели

С. Смит; М. Монфорт Исследования туристских кластеров

Начало XXI в. Усиление коммерческой, экономико-управленческой составляющей. Акцент на внутренних и внешних связях. Возможность трансформации территориальной организации туризма. Кластерный подход, центро-периферическая модель. Экологизация научных исследований. Использование ГИС-технологий А.Ю. Александрова Центро-периферическая модель туристского пространства, 2003

Л.Ю. Мажар Концепция ТТРС, 2009

Ф. Пирс, К.М. Холл Факторы поведения туристов

М. Бени, С. Нордин Туристские кластеры, 2003

В начале 1970-х гг. зарубежными авторами (К. Ганн, Н. Лейпером и др.) развивалась концепция туристской системы, состоящей из нескольких подсистем. «Фундаментальная туристская система» Ганн, например, включала в себя не только туристов и всю сопутствующую инфраструктуру, но и управленческо-информационную составляющую, что позволяет говорить нам о начале исследований территориальной организации туризма. При этом, помимо природных и культурных факторов, особую роль для успешного развития территориальной организации туризма автор отводил экономическим условиям: финансовому состоянию потребителей, степени развития сферы предпринимательства, конкуренции и др. Ганн не обошла стороной и значение кадровых ресурсов, а также государственного управления и поддержки для оптимизации территориальной организации туристской деятельности [2].

Возрастание роли бихевиоризма в науке отразилось в моделях С.С. Плога, который выделил психологические типы туристов в зависимости от степени популярности туристского центра, и Ж.М. Миосека, также подчеркивающего динамическую природу дестинации в прямой связи с ее восприятием туристами. Миосек не просто выделил четыре стадии развития территории, но и объяснил возникновение новых локальных центров и разделение туристского пространства на иерархические уровни. Важное значение для дальнейших исследований пространственной организации туристской деятельности имела модель Ж.О.Ж. Лундгрена, в которой автор попытался выстроить туристские дестинации в иерархическом порядке - от центрального города до природоориентированных туристских местностей.

В отечественных же исследованиях данного этапа в качестве компонента территориальной организации выступала территориальная рекреационная система - основной объект рекреационной гео-

графии того времени. Территориальная рекреационная система по В.С. Преображенскому [3] - сложная управляемая и частично самоуправляемая демоэкологическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и отдыхающих (рекреантов), для которой свойственны функциональная и территориальная целостность. Каждая из подсистем выполняет свои функции и обладает специфическими характеристиками, а орган управления занимается координирующей деятельностью, обеспечивая слаженное функционирование системы в целом. В рамках отечественных исследований туристско-рекреационной системы основой формирования и развития территориальной организации считались потребности людей в рекреации, в чем и проявлялся антропоцентризм данной модели [4]. В свою очередь, выделялись факторы, влияющие на потребности индивидов, групп людей или общества в целом: природные, демографические, психологические, медико-биологические и т.п. Помимо этого, на данном этапе уже были заложены основы исследования причин территориально неравномерного развития туризма, так как выделялась значимость концентрации природных и культурно-исторических ресурсов в регионе.

Таким образом, начальный этап характеризуется системно-структурным подходом в исследованиях, а также рассмотрением отдельных компонентов территориальной организации. Другим важным принципом данного этапа является антропоцентризм, так как в основе организации туристской деятельности и моделей туристской системы лежат потребности туристов и ориентированность на удовлетворение их нужд, а не на имеющиеся ресурсы. Развитие территориальной организации туризма рассматривается в том числе с психологической точки зрения.

2 этап. К концу XX в. процессы глобализации привели к росту мобильности населения, степени его информированности в сфере путешествий и, соответственно, появлению новых туристских направлений. В связи с этим усложнился анализ территориальной структуры и организации туризма, требующий разработки новых подходов. Второй этап можно назвать переходным периодом между двумя основными этапами, характеризующийся началом коренной смены парадигм в исследованиях территориальной организации туризма.

На данном этапе получает распространение концепция туристской дестинации, разработанная Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и упоминавшаяся в работах таких зарубежных ученых, как К. Ганн, Ф. Веллас и др. По Н. Лейперу туристская дестинация представляет собой территорию взаимодействия туристов с инфраструктурой и туристскими ресурсами, причем туристские и информационные потоки не только связывают дестинацию с другими компонентами туристской системы (регионом, порождающим туристов и транзитным регионом), но и существуют внутри самой дестинации [5]. С середины 80-х гг. начали развиваться так называемые маршрутные модели, главное внимание в которых уделялось связям в виде перемещений туристов между центрами, генерирующими туристские потоки, и туристскими дестинациями (П. Мариот, С.К. Кемпбелл). С.Ж. Бриттон в своей анклавной модели туризма отметил, что центральным звеном в пространственной организации туризма является обычно столичный регион, где расположены штаб-квартиры туристских корпораций и других компаний смежных отраслей, и откуда потоки туристов направляются в региональные и местные туристские курорты [6].

Исследования зарубежных авторов в области туризма и рекреации в данное время также были связаны с развитием идей о прохождении отдельных элементов территориальной организации туризма нескольких стадий эволюции. Концепция жизненного цикла, предложенная английским ученым Р. Батлером, стала основой исследований о том, что представляют собой и как меняются туристские дестинации и их рынки со временем [7]. Батлер отмечал, что причинами развития и изменения туристского района или центра являются: изменение предпочтений и потребностей туристов, трансформация туристской инфраструктуры, изменение (и даже исчезновение) имеющихся в данном туристском центре природных и культурных достопримечательностей. Свой вклад в исследования пространственно-временного развития туризма внес и французский автор Е. Гормсен, чья модель на примере развития приморских курортов иллюстрирует связь между эволюцией туристкой дестина-ции и изменениями в социальной структуре отдыхающих, а также количеством и разнообразием инфраструктуры размещения.

В отечественной географии Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов ввели схожее понятие «рекреационного района» - совокупности взаимосвязанных предприятий, удовлетворяющих потребности рекреантов на основе природных, культурно-исторических ресурсов, а также экономических условий

данной территории. В качестве основных условий и факторов образования рекреационного района авторы называли природную и социально-экономическую среду. При этом комплекс социально-экономических факторов разделялся на внутренние в рамках данного района, и внешние, возникающие при воздействии со средой за пределами района. Другие авторы, П. Мариот и И. В. Зорин, выделили две группы факторов развития территориальной организации туристской деятельности: генерирующие, связанные с возникновением потребностей в туристско-рекреационноий системе, и реализующие, связанные с природными и культурно-историческими ресурсами, способными удовлетворить потребности в туризме, а также с социально-экономическими условиями [4].

В последней четверти XX в. при изучении территориальной организации туризма начал распространяться каркасный подход, использовавшийся в социально-экономической географии еще с 1960-х гг. (Н.Н. Баранский, И.М. Маергойз, Б.С. Хореев, Г.М. Лаппо). В качестве площадных элементов рассматриваются туристские районы, точечных - туристско-рекреационные объекты, а связующим звеном служат линейные элементы - основные туристские маршруты и транспортные магистрали [8]. Но основными опорными элементами каркаса являются узлы - туристские центры, потенциальные «полюса роста». Каркасный подход, как способ определения генерализированного линейно-узлового образа территориальной структуры туризма, позволяет выявлять наиболее важные туристские центры, «оси развития», а также обратить внимание на перспективные с точки зрения развития туризма элементы каркаса.

Позже поиски рационального способа использования туристских ресурсов для удовлетворения потребностей населения и получения экономической выгоды привели к тому, что в 90-х гг. идеи М. Портера о производственных кластерах начали распространяться и в трудах многих авторов по туризму (С. Смит, М. Монфорт). Одним из первых исследователей в данной сфере является М. Мон-форт, рассматривавший туристский кластер как совокупность предприятий, ресурсов и инфраструктуры, прямо или косвенно вовлеченных в деятельность по оказанию туристских услуг, акцентируя внимание в основном на характеристику этих составляющих [9]. Туризм приобрел массовый характер, рост конкуренции на международном туристском рынке и поиск преимуществ, которые также повлияли на популяризацию изучения территориальной организации туризма в рамках кластеров. С появлением исследований таких элементов территориальной организации туризма, как туристско-рекреационные кластеры, акцентируется внимание еще на двух важнейших факторах их развития: сотрудничество между субъектами кластеров и роль эффективной координации их деятельности органом управления.

Итак, на данном этапе, охватывающем последние десятилетия XX в., ключевыми формами территориальной организации турима выступают туристские кластеры и дестинации. Как и на первом этапе исследования в основном содержат характеристику компонентов территориальной организации, при этом сохраняется системный и комплексный подход. Все большую роль начал играть экономический фактор, что было связано с постепенным осознанием роли туризма для социально-экономического развития региона, страны. Также идет социологизация научных исследований в рекреационной географии: маркетинговые исследования, попытки изучить степень привлекательности туристских регионов и повлиять на возникающие потребности у населения осуществляются с целью получения не только экономического, но и социального эффекта. В исследованиях данного промежутка времени, помимо связи эволюции территориальной организации туризма с внешними условиями и внутренними факторами, подчеркивалась ее цикличность, а также необходимость стадийного анализа процесса эволюции, то есть построения пространственно-временных срезов для наиболее полного понимания причин и тенденций каждого этапа и возможности дальнейшего прогнозирования.

3 этап. С начала XXI в. предыдущие этапы сменяет третья стадия развития исследований территориальной организации туризма, которая характеризуется плюрализмом идей и направлений. Современные исследователи в области туризма продолжают развивать идеи, возникшие как на первом, так и на втором этапах.

Развитием идей, заложенных В.С. Преображенским, занимались такие ученые, как Л.Ю. Мажар, И.В. Зорин, Д.В. Николаенко. Ими используется термин «территориальная туристско-рекреационная система» (далее - ТТРС). Данная система является интегральной геосистемой, включающей в себя элементы природного и антропогенного генезиса. Вследствие воздействия большого числа условий и факторов, ТТРС подвержены динамичным изменениям, причем значительную роль в ее формировании и функционировании играет природная среда. Стоит отметить, что ТТРС не запол-

няют собой территорию полностью, хоть и являются основными элементами континуальных образований - районов и регионов. Таким образом, важным является развитие представлений о взаимосвязи двух сторон туристского пространства: континуальности и дискретности [10].

В работах современных авторов также используются такие понятия, как «туристский регион» или «туристский район», берущие свои основы в концепциях «рекреационного района» Н.С. Миро-ненко и И.Т. Твердохлебова. Главным при анализе данных понятий является представление о неразрывности особенностей территории и различных подсистем ТТРС. Еще одним понятием, используемым современными исследователями, является «туристско-рекреационная зона» (ТРЗ), которая представляет собой сочетание модулей - объектов площадного и линейного типа, составляющих турист-ско-рекреационный каркас территории.

Современный этап развития научной мысли относительно пространственной организации туризма связан с повышением роли таких факторов, как глобализация, информатизация производства и потребления услуг и другие внешнеэкономические и инновационные процессы, воздействующие на территориальные формы организации туристской деятельности, а также геополитическая ситуация и экологические вопросы.

Высокая степень информированности и накопленный опыт потребителей в сфере туристских услуг в наше время ведет к повышению внимания к их потребностям и мотивам. К примеру, современный исследователь Ф. Пирс в своих трудах раскрывает поведенческий аспект, выделяя основные группы внутренних факторов, влияющих на потребителя, и иерархические уровни туристских потребностей, в зависимости от которых путешественники выбирают ту или иную туристскую дестина-цию. К.М. Холл, в свою очередь, делает акцент на факторах, ограничивающих туристскую деятельность потенциальных потребителей, среди которых культурные, физиологические, экономические и другие группы проблем.

Одним из ведущих подходов на данном этапе остается системный подход, нацеленный на изучение всех взаимосвязей и взаимодействий как внутри системы, так и со внешним миром, предполагающий выделение определенных компонентов данной системы различных уровней иерархии. В связи с этим, говоря о системном подходе в изучении территориальной организации туризма, нельзя не выделить такую универсальную модель, как «центр-периферия», которая была внедрена в региональную экономику и социально-экономическую географию Дж. Фридманом в середине 1960-х гг. Используя данную концепцию, А.Ю. Александрова создала типологию стран по уровню развития международного туризма с использованием 12 показателей [11; 12]. В типологии было выделено 5 групп стран, первая и вторая из которых составили центр мирового туристского пространства, третья - полупериферию, четвертая и пятая - периферию.

Широкое распространение получили работы по кластерам в сфере туризма. Зарубежные авторы (М. Бени, А. Родригес, С. Нордин и др.) по разному подходят к определению туристского кластера и его состава, однако общим является выделение таких характеристик кластера, как географическая сконцентрированность, взаимодействие, кооперация и, как следствие, диверсификация и углубление специализации туристских услуг. Отечественные ученые Е.Г. Кропинова и А.В. Митрофанова [13] предлагают следующее определение регионального туристского кластера: локализованная туристско-рекреационная система, состоящая из групп производственных предприятий в сфере туристского обслуживания и сопряженных отраслей, а также различных вспомогательных организаций, совместная деятельность которых обеспечивает усиление индивидуальной конкурентоспособности и специализации членов кластера вследствие возникновения синергетического эффекта комплекса услуг и приводит к созданию регионально сконцентрированного рынка труда.

Выделение кластеров со всеми внутренними и внешними связями позволяет выявить активно развивающиеся туристские дестинации. Согласно положениям центр-периферической концепции, наиболее динамично развиваются периферийные территории, в то время как центр более стабилен. Соответственно, новые кластеры будут наиболее активно возникать на периферии, в то время как центр будет характеризоваться устоявшимися производственными связями. При этом, сочетая центр-периферическую модель и кластерный подход, важно не упускать из виду неразвивающуюся периферию. В ряде случаев такие районы не обладают необходимыми ресурсами, но могут быть также выявлены территории, на которых потенциально могут развиваться новые кластеры туризма.

В связи с достаточно ярко выраженной тенденцией кластеризации в туризме на современном этапе необходимо отметить факторы, связанные с данной формой территориальной организации. Од-

ной из характерных особенностей кластера как концентрации взаимодействующих и одновременно конкурирующих предприятий является развитая сеть горизонтальных связей, важность кооперации и сотрудничества на различных уровнях для синергетического эффекта. Соответственно один из главных факторов эффективного развития кластера - специализированные трудовые ресурсы, часто на базе существующих научных и образовательных учреждений, входящих в состав кластера. Для взаимодействия многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса, расположенных в географической близости друг от друга, но относящихся к различным отраслям экономики и формам собственности, помимо специалистов в данной области, требуется и развитая материально-техническая база -специализированная инфраструктура.

Еще одним важным фактором, способным обеспечить успешное развитие туристского кластера, является государственное регулирование, заключающееся в обеспечении соответствующей нормативно-правовой базой, общей инфраструктурой, финансировании и координации деятельности элементов кластера, решении вопросов безопасности, эффективном проведении инновационной и инвестиционной политики. Благоприятная деловая среда и инвестиционный климат служат притоку дополнительных средств, улучшают имидж региона, создают базу для государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, способствует возникновению новых и расширению уже существующих полюсов роста.

Как видно из вышесказанного, третий этап развития научных представлений о территориальной организации туризма связан с развитием исследований различных пространственных образований из предыдущих этапов в качестве основных компонентов. В силу глобальных социальных и экономических процессов количество движущих сил данных элементов пространственной организации увеличивается, однако в роли ключевых факторов и условий начинают выступать: глобализация, вопросы экологической и социальной безопасности, геополитическая ситуация, государственная политика в сфере туризма, научно-инновационная база и кадровые ресурсы, а также психологические мотивы туристов.

Выводы

Резюмируя, отметим, что исследования пространственной организации туризма с середины прошлого столетия и по настоящее время можно условно разделить на три периода. Причем теории и подходы каждого последующего периода не заменяли теоретическую основу предыдущего, то есть имеющиеся концепции получали развитие и модифицировались в контексте меняющихся тенденций в науке и мире в целом, а также появлялись новые модели организации туризма в пространстве. К примеру, учение о ТРС, появившееся в отечественной науке в 70-х гг., до сих пор считается актуальным, а основы современных концепций туристско-рекреационных кластеров и центро-периферической модели закладывались еще на первом этапе развития туристских исследований.

В настоящее время процессы глобализации, охватившие все отрасли хозяйства, и действия рыночных сил привели к кластеризации туристского пространства. А в результате неравномерного распределения туристских ресурсов и отличий в социально-экономических условиях начали проявляться и очевидные туристские центры с менее развитой полупериферией и отсталой периферией. Соответственно, несмотря на плюрализм взглядов, ключевыми подходами на современном этапе являются кластерный и центро-периферический, причем особое внимание обращается на внутренние и внешние связи, а также усиливается коммерческая и управленческая составляющие территориальной организации.

Другим немаловажным выводом является факт наличия большого количества внешних и внутренних факторов, воздействующих на территориальную организацию туризма, что подчеркивает динамичность и неустойчивость современных туристских систем. Однако надо учитывать, что каждый период времени характеризуется возрастанием роли определенных факторов. На данный момент к таким факторам можно отнести геополитические, экологические и научно-инновационные. Через понимание таких изменений и воздействие на те или иные внутренние факторы и условия внешней среды можно в какой-то степени задавать необходимый вектор развития и способствовать оптимизации территориальной организации туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социально-экономическая география: понятия и термины / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.

2. Gunn C. Tourism planning. New York: Taylor and Francis, 1988, 357 p.

3. Преображенский В.С. Теория рекреационной географии: конспект монографии. М.: АН СССР, Институт географии, 1988. 55 с.

4. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 207 с.

5. Leiper N. Tourism Management. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.

6. Andriotis K. Local community perceptions of tourism as a development tool: The island of Crete. Bournemouth University, 2000. 487 p.

7. Butler R.W. The Concept of a Tourist Area Life Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources // The Canadian Geographer. 1980. №1. P. 5-12.

8. Кусков А.С. Основы туризма: учебник. М.: КНОРУС, 2011. 387 c.

9. Monfort M. Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola: doctoral dissertation. Universidad de Valencia, 2000. 502 p.

10. Мажар Л.Ю. Пространственно-временная организация туристско-рекреационной деятельности // Вестн. Балт. фед.. ун-та им. И. Канта. 2008. № 1. С. 100-104.

11. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 383 с.

12. Александрова А.Ю. Структурно-функциональный анализ туристического пространства мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География. 2009. № 4. С. 21-26.

13. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер» // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 70-75.

Поступила в редакцию 27.04.16

S. G. Ashugatoian

EVOLUTION OF VIEWS ON THE TOURISM SPATIAL ORGANIZATION

The article is devoted to the evolution of research about tourism spatial organization in domestic and foreign science. For decades, this topic is central in tourism and recreational geography, ideas about the spatial organization of tourism, its main components and the factors affecting them are rapidly evolving. However, despite a large amount of works on this issue, many aspects remain poorly developed that determines the relevance and importance of the theoretical sys-tematization of existing scientific views. The theoretical basis of the study is the doctrine of the TRS, the concepts of the tourism system, tourism and recreation clusters and center-peripheral model of tourist space. Based on the analysis of publications of domestic and foreign authors the author of this article identifies three stages of such research, covering the period from the second half of XX century to the present time. The article includes a general characteristic of each stage with the analysis of key theories and principal approaches, as well as the identification of the main elements of tourism spatial organization at this stage and the factors which can change them. One of the current trends in the spatial organization of the tourism activity is the clustering process and the allocation of core-peripheral structures, also it can be noted the growing role of such factors as globalization, the state internal and external policy (including issues of environment and security) and the development of science and innovation base. Results of this study can be used to predict the development of tourism and optimize the organization of tourist activity in the space.

Keywords: spatial organization of tourism, elements of the tourism spatial structure, tourism system, clustering, core-periphery approach.

REFERENCE

1. Social'no-ekonomicheskaja geografija: ponjatija i terminy [Socio-Economic Geography: the concepts and terms], Gorkin A.P. (ed), Smolensk: Ojkumena, 2013, 328 p. (in Russ.).

2. Gunn C. Tourism planning, New York: Taylor and Francis, 1988, 357 p.

3. Preobrazhenskij V.S. Teorija rekreacionnoj geografii: konspekt monografii [Theory of Recreation Geography: abstract of the monograph], M.: AN SSSR, Institut geografii, 1988, 55 p. (in Russ.).

4. Mironenko N.S. and Tverdohlebov I.T. Rekreacionnaja geografija [Recreational Geography], M.: Izd-vo Mosk. Univ., 1981, 207 p. (in Russ.).

5. Leiper N. Tourism Management, Sidney: Pearson Education Australia, 2004, 326 p.

6. Andriotis K. Local community perceptions of tourism as a development tool: The island of Crete. Bournemouth University, 2000, 487 p.

7. Butler R.W. The Concept of a Tourist Area Life Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources, in

The Canadian Geographer, 1980, no. 1, pp. 5-12.

8. Kuskov A. S. Osnovy turizma: uchebnik [Tourism Basics], M.: KNORUS, 2011, 387 p. (in Russ.).

9. Monfort M. Competitividad y factores críticos de éxito en la «hotelería de litoral»: experiencia de los destinos turísticos Benidorm y Peñíscola: doctoral dissertation, Universidad de Valencia, 2000, 502 p.

10. Mazhar L.Ju. [Spatio-temporal organization of tourism and recreation activities], in Vestn. Baltijskogo Federal. Univ. im. I. Kanta, 2008, no. 1, pp. 100-104 (in Russ.).

11. Aleksandrova A.Ju. Struktura turistskogo rynka [Structure of the tourist market], M.: Press-Solo, 2002, 383 p. (in Russ.).

12. Aleksandrova A.Ju. [Structural and functional analysis of the world tourist area], in Vestn. Mosk.o univ., Ser. 5: Geografja, 2009, no. 4, pp. 21-26 (in Russ.).

13. Kropinova E.G., Mitrofanova A.V. [Regional-geographical approach to the concept of "tourist-recreational cluster"], in Vestn. Ross. Gos. Univ. im. I. Kanta, 2009, iss. 1, pp. 70-75 (in Russ.).

Ашугатоян Сона Гагиковна, аспирант кафедры рекреационной географии и туризма

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1 E-mail: puma00774@yandex.ru

Ashugatoian S.G., postgraduate student at Department of Recreational Geography and Tourism

Lomonosov Moscow State University Leninskiye gory, 1, Moscow, Russia, 119991 E-mail: puma00774@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.