УДК 338.48/49 ББК 65.43-112 М 17
Л.Б-Ж. Максанова
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ. Тел.: (950)387-76-16, e-mail: [email protected].
С.Ж. Дагданова
Ведущий инженер Байкальского института природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ. Тел.: (914)987-27-40, e-mail: [email protected].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА»
(Рецензирована)
Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ современных трактовок понятия «инфраструктура туризма». Особое внимание уделено вопросам о неоднозначном толковании понятий «инфраструктура туризма», «туристская инфраструктура» на теоретическом и практическом уровнях. На основе комплексного подхода к созданию туристской инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» обоснована необходимость разработки простой, более точной классификации объектов туристской инфраструктуры.
Ключевые слова: инфраструктура туризма, туристская инфраструктура, обеспечивающая инфраструктура, инфраструктурные проблемы, федеральная целевая программа.
L.B-Zh. Maksanova
Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude. Ph: (950)387-76-16, e-mail: [email protected].
S.Zh. Dagdanova
Lead Engineer, Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude. Ph: (914)987-27-40, e-mail: [email protected].
THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICAL
APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE «TOURISM INFRASTRUCTURE» CONCEPT
Abstract. The paper presents the comparative analysis of the contemporary interpretations of the definition of concept «tourism infrastructure». The authors pay their special attention to critical points of the role of infrastructure facilities in tourism development. They determine the necessity of more precise service infrastructure classification on the integrated approach to the tourism development in the framework of the Federal target program «Development of the domestic tourism in the Russian Federation 2011—2018»
Keywords: tourism infrastructure, service infrastructure; infrastructure problems; Federal Target Program.
В современных экономических реалиях для развития внутреннего и въездного туризма в регионах Российской Федерации важнейшее значение имеет создание
современной и конкурентоспособной инфраструктуры туризма. Более того, прогнозируемый рост внутреннего туризма в 2016 г. на 20% [1] требует скорейшего
решения инфраструктурных проблем, которые заключаются в слабо развитой, а в ряде регионов отсутствующей обеспечивающей инфраструктуре, а также низком уровне развития объектов туристской инфраструктуры.
Решение этих проблем осуществляется с использованием механизмов государственно-частного партнерства в рамках создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)», а также региональных государственных программ, направленных на развитие туризма.
На совещании по вопросам развития внутреннего туризма в Российской Федерации в г. Сочи 5 января 2016 г. руководитель Ростуризма Сафонов О.П. сообщил, что в 2015 г. реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» осуществлялась в 26 российских регионах, ещё 17 регионов хотели бы принять участие в реализации данной программы.
Рассматривая проблемы и перспективы развития инфраструктуры туризма как на теоретическом, так и на практическом уровне нельзя обойти вопрос о неоднозначном толковании этого понятия. Мы придерживаемся мнения А.В. Величкиной [2] о том, что неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется «необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов».
Термины «инфраструктура туризма», «туристская инфраструктура», «региональная инфраструктура туризма» — часто употребляемые понятия в нормативно-правовых, стратегических и программно-управленческих документах, в научной и специальной литературе, посвященных сфере туризма. Следует согласиться с Кос-маневым А.Л. [3], что точного или законодательно закрепленного определения туристской инфраструктуры, равно как и инфраструктуры туризма, пока нет. Закон о туристской деятельности в Российской Федерации эти понятия не использовал.
При этом мы полагаем, что содержание и усложнение понятия «инфраструктура» в сфере туризма обусловлено эволюцией подходов к определению туризма как такового, который является в настоящее время сложной, комплексной сферой. Современный рынок туристских услуг формируется и изменяется под влиянием геополитических, экологических, экономических, научно-технических, социально-культурных факторов, в результате чего все более расширяется и углубляется процесс производства услуг для туристов. По оценкам российских экспертов [4], в обслуживании туристов задействованы как минимум 53 вида экономической деятельности.
В экономической и специальной литературе существуют разные подходы к определению инфраструктуры туризма (таблица 1).
В зависимости от решаемых задач исследователи рассматривают инфраструктуру как совокупность предприятий, создающих «условия для удовлетворения потребностей туризма» [2]; как комплекс действующих сооружений и сетей «для функционирования сферы туризма» [5, 6]; как систему объектов и организаций, «создающих все необходимые условия для предоставления полного комплекса услуг (трансфер, размещение, питание, транспортные услуги и т. д.)» [7, 8]. По нашему мнению, между вышеперечисленными трактовками нет существенного содержательного отличия, поскольку и совокупность предприятий, и комплекс сооружений и сетей, и система объектов и организаций обеспечивают потребности туристов.
Достаточно распространенной трактовкой является определение инфраструктуры туризма как совокупности средств размещения и предприятий общественного питания [6]. На наш взгляд, такой подход существенно сужает содержание инфраструктуры туризма, не позволяет отразить всех разнообразных элементов и способов туристского предложения, а также наличие сравнительно широкого набора сопутствующих/дополнительных услуг (торговля, экскурсии, развлечения, активный спорт и пр.). В современных условиях сфера услуг становится все более технологоемкой, возрастает роль информационно-коммуникационных техноло-
Таблица 1
Современные подходы к определению понятия «инфраструктура туризма»
Авторы Определение понятия «инфраструктура туризма»
Величкина А.В. Совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма, — производственная инфраструктура, и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов, — инфраструктура сферы услуг.
Енин А.Е., Азизова А.Н. Туристические объекты, транспортное и коммунально-бытовое обслуживание, предприятия питания, инженерное оборудование и инженерная подготовка территории, благоустройство, которые неразрывно связаны с продвижением и переходом на качественно новый уровень индустрии туризма.
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в т.ч. телекоммуникационные связи, дорог, смежных туриндуст-рии предприятий (перерабатывающих, бытовых, энергетических), обеспечивающий доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.
Каширин С.В. Комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма.
Клейман А.А. Евреинов О.Б. Комплекс предприятий туриндустрии и взаимосвязанных с ней предприятий, учреждений и объектов, обеспечивающих материальные и социально-культурные условия воспроизводства туристского продукта.
Косманев А.Л. Комплекс сооружений, сетей и предприятий для обслуживания туристов и обеспечения функционирования туристско-рекреационной сферы. В ее составе производственная и социальная, в том числе рекреационная инфраструктура.
Лазарев В.А. Внесистемные самостоятельные хозяйствующие субъекты, для которых туристская деятельность подразумевается, но необязательно является основным источником дохода (предприятия общественного питания, транспорт и др.), объединенных полностью или частично общей задачей предоставления услуг туристу, со своими специфическими особенностями.
Лимонина И.Г. Вид социальной инфраструктуры, представляющей собой совокупность различных учреждений и сетей, которые обеспечивают потребности туристов в процессе потребления ими туристских услуг.
Николаевская Ю.В. Система объектов и организаций, экономическое предназначение которой — способствовать производству туристских продуктов и услуг, обеспечивать доступность туристского ресурса и комфортность пребывания туриста в месте посещения, поэтому является основой для развития въездного туризма и создает все необходимые условия для предоставления полного комплекса услуг (трансфер, размещение, питание, транспортные услуги и т. д.).
гий в туризме, что существенно расширяет возможности реализации туристских услуг. Так, растет доля потенциальных потребителей, которые при организации своего отдыха все чаще используют поисковые системы и туристские веб-сайты. В России неотъемлемой частью инфра-
структуры туризма стали «туристско-ин-формационные центры, которые созданы в регионах, исторических городах, ООПТ, сформировав информационную инфраструктуру туризма» [9].
По мнению Лимониной И.Г. [10], инфраструктура туризма — это часть
социальной инфраструктуры, обеспечивающей «потребности туристов в процессе потребления ими туристских услуг». Безусловно, среди всех условий воспроизводства потенциала человека, его здоровья и духовного развития социальная инфраструктура играет важнейшую роль. Однако, на наш взгляд, в XXI в. особую значимость приобретает учет иных факторов и тенденций: развитие технологий и коммуникаций, вопросы безопасности, перемены в моделях трудовой деятельности и пр., что выходит за границы понятия «социальная инфраструктура».
Ряд авторов [5, 6, 7, 8, 11] определяют инфраструктуру туризма, основываясь на единстве входящих в нее объектов и их функциональном назначении, с одной стороны, — это объекты, создающие туристский продукт; с другой стороны, — объекты, которые обеспечивают деятельность туристских объектов. Определение инфраструктуры туризма, данное Зориным И.В. и Квартальновым В.А. [12], как комплекса сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, обеспечивающего «доступ к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма», на наш взгляд, в большей степени обозначает необходимость инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности по оказанию туристских услуг. Иными словами, для жизнедеятельности предприятий индустрии туризма требуются объекты энергетической, транспортной, бытовой, телекоммуникационной и пр. инфраструктуры.
По определению Евреинова О.Б. [7], инфраструктура туризма представляет собой «трехуровневую систему». Основным критерием отнесения к тому или иному уровню, на наш взгляд, является степень использования объекта туристом. Так, первый уровень представлен производственной инфраструктурой, под которой
понимается комплекс действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта, но необходимых для предоставления туристских услуг (хозяйство, финансы, страхование, безопасность). Второй уровень составляют предприятия и организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Третий уровень объединяет только те предприятия и организации, которые не могут существовать без туристов и функционируют исключительно в рамках туристской деятельности: коллективные средства размещения; туристские фирмы; предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса; органы управления туризмом.
По итогам исследования авторы полагают, что целесообразно и другое разделение инфраструктуры туризма, обусловленное той ролью, которую играет соответствующий объект инфраструктуры на процесс возникновения и развития туристской деятельности: базовая инфраструктура, туристская инфраструктура, сопутствующая инфраструктура.
Базовая инфраструктура используется не только в сфере туризма и является основой для создания и функционирования объектов туристской деятельности. Это инфраструктура, которая необходима для предоставления общественно доступных услуг, включая транспорт и телекоммуникации, газо-, электро- и водоснабжение. Эти объекты создают необходимую основу для других видов экономической деятельности[13].
Туристская инфраструктура складывается исключительно из элементов и видов деятельности, связанных непосредственно с обслуживанием туристов: туро-перейтинг, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, развлечения и др. (рисунок 1).
Покупка тур а npi ю бр етега ie билета
^ >—> — > — > — >— • >—>—■)
Рисунок 1. Основные виды деятельности в цепочке создания туристского продукта
Туристская инфраструктура — это тема, состоящая из дополняющих друг взаимоувязанная функциональная сис- друга видов экономической деятельности,
обеспечивающих удовлетворение потребностей туристов в качественных и разнообразных услугах. Создание и развитие видов экономической деятельности стимулируется приездом и пребыванием туристов на определенной территории. Состав и уровень туристской инфраструктуры зависят от объемов и структуры туристского спроса, от развития перспективных видов туризма, от степени развития базовой инфраструктуры, а также от уровня государственной поддержки, оказываемой субъектам туристской деятельности. Так, рост спроса на разнообразные варианты размещения влияет на дифференциацию способов размещения: гостиница, турбаза, пансионат, кемпинг, мотель, сельский гостевой дом, хостел.
Сопутствующая инфраструктура служит дополнением к туристской инфраструктуре и представляет собой совокупность объектов и предприятий, которые повышают разнообразие и качество услуг, а также комфортность и безопасность пребывания (сувенирные лавки, банкоматы, терминалы, презентационные залы, связь, сервисные структуры, охранные службы и пр.).
С практической точки зрения с момента начала реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011—2018 гг.» под инфраструктурой туризма понимается инфраструктура, обеспечивающая деятельность туристских объектов (объекты канализационной сети и очистные сооружения, транспортная и инженерная инфраструктуры (включая берегоукрепление и дноуглубление), сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровод, водопровод и др.), и собственно туристская инфраструктура. Такой подход предусмотрен при реализации укрупненных инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, формирующих в совокупности перспективные туристские направления Российской Федерации, в рамках которых на отдельных территориях регионов будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков и оказывающей мультипликативный эффект на развитие
сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики [14]. Соответственно, и мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса РФ предполагают:
— капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
— создание и модернизацию объектов туристской инфраструктуры [14].
Основным критерием отнесения объектов к той или иной инфраструктуре является назначение объекта, определяющее и механизм финансирования его создания. Так, объекты туристской инфраструктуры, относящиеся к объектам так называемого коммерческого предназначения (объекты размещения, питания, развлекательные центры, аквапар-ки, горнолыжные центры, транспортные комплексы, яхт-клубы и др.) создаются за счет привлеченных средств инвесторов (внебюджетных средств). Современные комплексы обеспечивающей инженерной инфраструктуры, включающей систему теплоснабжения, водоснабжения и водо-отведения, очистные сооружения, объекты газоснабжения, электроснабжения и связи, объекты транспортной инфраструктуры создаются за счет бюджетных средств всех уровней [14].
В настоящее время согласно Приложению 3 к ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» укрупненный инвестиционный проект создания автотуристского кластера может включать в себя инвестиционные проекты, предусматривающие капитальное строительство за счет внебюджетных источников следующих объектов туристской инфраструктуры [14]:
а) придорожная гостиница (мотель);
б) кемпинг, стоянка;
в) кафе-ресторан;
г) объекты развлечений (включая объекты для активного отдыха) и торговли;
д) автосервис;
е) автозаправочный комплекс.
Вместе с тем деятельность автозаправочного комплекса как объекта, где предоставляются услуги розничной торговли моторным топливом, техническое обслу-
живание, текущий ремонт транспортных средств и оказание сервисных услуг водителям и пассажирам не относится к видам экономической деятельности «Туризм» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 [15].
Такая путаница в определении пообъектного состава туристской инфраструктуры автотуристского кластера чрезвычайно затрудняет работу с инвесторами по созданию объектов туристской инфраструктуры с позиций проектирования, достижения результативности, оказания мер государственной поддержки. По нашему мнению, всем участникам государственно-частного партнерства по созданию объектов обеспечивающей и туристской инфраструктур, контролирующим органам, госзаказчику — координатору ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011—2018 гг.) необходимо использовать единое содержательное толкование объектного состава туристской инфраструктуры. В этом контексте требуется разработка простой и более точной классификации объектов и туристской, и обеспечивающей инфраструктуры.
На основе проведенного анализа современных теоретических и практических подходов к определению инфраструктуры туризма авторы считают, что:
1) содержание понятия «инфраструктура туризма» исходит из особенностей туристской деятельности, которая в одном случае является способом удовлетворения социальных, психологических и физичес-
ких потребностей человека (собственно производство и потребление туристских услуг), с другой стороны, — это деятельность по организации (обеспечению) процесса производства и потребления туристских услуг;
2) термин «инфраструктура туризма» гораздо шире понятия «туристская инфраструктура» и включает комплекс обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов и собственно туристскую инфраструктуру;
3) структура и состав инфраструктуры туризма зависят от конкретных условий и развития видов туризма на территории определенного региона.
Об инфраструктуре туризма, об ее изношенности или отсутствии, о ее проблемах или перспективах начинают говорить тогда, когда регион становится туристским. Боголюбова С.А. и Василиха Д.Ф [16] справедливо утверждают, что «развитие регионального туристского комплекса находится в пределах ограничений, создаваемых инфраструктурой, т.е. находится в тесной связи с инфраструктурным развитием региона, которое определяет либо положительную динамику развития отрасли туризма, либо является основным тормозом этого развития».
В Республике Бурятия существует значительный разрыв между имеющимся туристическим и инфраструктурным потенциалами. Разница потенциалов — возможность для существенного роста экономики при соответствующих вложениях в инфраструктуру (рисунок 2).
Рисунок 2. Инвестиционный потенциал Республики Бурятия в 2015 г. по данным рейтингового агентства Эксперт РА
Определяющим для Бурятии является ее высокий ранг по природно-ресурсно-му (10) и туристскому потенциалам (15) в сочетании с низким инфраструктурным потенциалом (79). Разрыв между ними и формирует главную проблему инвестиционного развития Республики Бурятия: поступательное развитие регионального туристского комплекса сдерживается неразвитой инфраструктурой.
В настоящее время одним из ограничивающих факторов создания и функционирования объектов туристской
инфраструктуры в регионе является износ основных фондов в отраслях базовой инфраструктуры: электроэнергетика, транспорт и связь, коммунальное хозяйство. Так, согласно таблице 2, несмотря на некоторое улучшение показателя степень износа основных фондов в электроэнергетике по-прежнему остается высокая доля физически и морально устаревших объектов (58,8%). А для развития туристских услуг в настоящее время требуется качественное электроснабжение.
Таблица 2
Степень износа основных фондов по секторам экономики в Республике Бурятия, % [17]
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Электроэнергетика 54,8 59,4 59,9 56,6 58,2 60,4 62,3 63,4 62,2 58,8
Строительство 56,6 53,1 50,9 47,6 44,8 45,9 44,8 42,5 43,4 36,9
Торговля 48,6 48,6 36,5 36,7 36,8 37,5 30,7 29,6 32,3 33,7
Гостиницы и рестораны 28,7 40,8 41,4 43,9 44,6 41,6 44,5 37,2 31,4 33,4
Транспорт и связь 42,1 41,0 39,0 38,1 38,7 41,9 42,7 45,4 45,2 46,6
Коммунальное хозяйство 47,0 52,3 55,9 56,8 48,5 47,6 37,5 35,2 35,6 35,2
Степень износа основных фондов по видам деятельности «транспорт и связь» увеличилась с 42,1% в 2004 г. до 46,6% в 2013 г. Именно качество транспортной инфраструктуры является важнейшим фактором содействия развитию туризма, как например, в Смоленской области в качестве такового рассматривается состояние сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения [18].
Следует отметить, что на региональном уровне капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры является наиболее капиталоемким и долгосрочным процессом. В связи с этим Правительство Республики Бурятия ставит задачу максимального привлечения средств по федеральным це-
левым программам и федеральной адресной инвестиционной программе, а также финансовых средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.
Создание современной инфраструктуры туризма осуществляется в рамках создания особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», четырех туристских кластеров в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)», зон экономического благоприятствования туристс-ко-рекреационного типа, мест массового отдыха, формирования инвестиционных проектов по созданию туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
Примечания:
1. АТОР: Внутренний туризм покажет рост в 2016 г. на 20%. URL: http://www.fmam. ru/analysis/newsitem904A6.
2. Величкина А.В. Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области) / / Проблемы развития территорий. 2014 Вып. 4 (66) C. 40-48.
3. Косманев А.Л. Туристская инфраструктура в региональных исследованиях // Вестник ВГУ. Сер. География. Геоэкология. 2012. № 2. С. 5-12.
4. Веселова Э.Ш. Туризм: мобилизовать внутренние резервы // ЭКО. 2015. № 9(495). С. 5-18.
5. Каширин С.В. Туристская инфраструктура как определяющий фактор развития туризма // Социальная политика и социология. 2012. № 4(82). С. 122-129.
6. Лазарев В.А. Сущностное содержание понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» / / Известия Уральского государственного университета. 2012. № 1(39). С. 38-41.
7. Клейман А.А. Евреинов О.Б. Совершенствование управления развития инфраструктуры туризма в регионе // Вестник национальной академии туризма. 2011. № 4. С. 44-48.
8. Николаевская Ю.В. Состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. № 5. С. 21-33.
9. Колпакиди Д.В. Совершенствование региональной инфраструктуры туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 64-69.
10. Лимонина И.Г. Региональные особенности инфраструктурного потенциала Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Геология. География. 2007. № 2. С. 117-127.
11. Енин А.Е., Азизова А.Н. Элементы инфраструктуры туризма в общей историко-культурной системе Черноземной зоны России // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2010. № 2. С. 142-149.
12. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
13. Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь / общ. ред. И.М. Осадчая. М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»: постановление Правительства РФ от 02.08.11 г. №644: [ред. 18.12.14 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
15. Собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2): приказ Минкульта РФ от 27.05.15 г. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departa-ment/detail.php?ID=659478&SECTI0N_ro=80358&t=sb.
16. Боголюбова С.А., Василиха Д.Ф. Факторы неэффективного развития региональной инфраструктуры туризма / / Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 192.
17. Основные фонды Республики Бурятия: стат. сб. № 08-05-05. Улан-Удэ: Бурятстат, 2015. 83 с.
18. Кирсанова О.Г. Состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения как фактор, содействующий развитию туризма приграничного региона // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. Смоленск: Универсум, 2015. Вып. 8. С. 118-120.
References:
1. ATOR: Domestic tourism will increase in 2016 by 20% URL: http://www.finam.ru/ analysis/newsitem904A6.
2. Velichkina A.V. Problems of development of tourism infrastructure in the region (on the example of the Vologda region) // Problems of development of the territories. 2014 Vol. 4 (66). Pp.40-48.
3. Kosmanev A.L. Tourist infrastructure in regional studies // Herald of the Voronezh State University, a series of Geography. Geoecology. 2012. №2. Pp. 5-12.
4. Veselova E.Sh. Tourism: to mobilize internal resources // EKO. 2015.№9 (495). Pp. 5-18.
5. Kashirin S.V. Tourist infrastructure as a determining factor in the development of tourism // Social Politics and Sociology. 2012. №4 (82). Pp. 122-129.
6. Lazarev V.A. The essential content of the concept of «tourism infrastructure» and «tourism industry» // Izvestia of the Ural State University. 2012. №1. (39). Pp. 38-41.
7. Kleiman A.A. Evreinov O.B. Improving the management of the development of tourism infrastructure in the region // Herald of the National Academy of Tourism. 2011. №4. Pp. 44-48.
8. Nikolaevskaya J.V. The condition of infrastructure of tourism in Primorsky district // Izvestia of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. 2009. №5. Pp. 21-33.
9. Kolpakidi D.V. Improvement of the regional infrastructure of tourism // Bulletin of St. Petersburg State University of Economics. 2014. №6. Pp. 64-69.
10. Limonina I.G. Regional features of infrastructure capacity Leningrad region // Vest-nik St. Petersburg University. Series 7. Geology. Geography. 2007. №2. Pp. 117-127.
11. Enin A.E., Azizova A.N. Elements of tourism infrastructure in the common historical and cultural system of Chernozem zone of Russia / / Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Construction. Construction and architecture. 2010. №2. Pp. 142-149.
12. Zorin I.V., Kvartalnov V.A. Tourism Encyclopedia. Directory. M.: Finance and Statistics, 2003.368 p.
13. Black J. Economy. Dictionary / General Editorial: I.M. Osadchaya. M.: INFRA-M, 2000.
14. The federal purpose-oriented program «Development of domestic tourism in the Russian Federation» (2011-2018) [Electronic resource]: Government Decree of 02.08.11 №644. // HLS ConsultantPlus. M., 2015. Title from the screen.
15. The collective group of economic activities on the basis of the All-Russian Classification of Economic Activities OK 029-2014 (OKVED2) Order of the RF Ministry of Culture on 27.05.15. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID (the date of circulation of 20.01.2016).
16. Bogolyubova S.A, Vasiliha D.F. Inefficiencies development of regional tourism infrastructure // Modern problems of science and education. 2011. №6. Pp. 192.
17. Fixed assets Fixed assets of the Republic of Buryatia. Statistical book № 08-05-05/ Buryatstat. Ulan-Ude, 2015. 83 p.
18. Kirsanova O. G. Network status of public roads of regional and inter-municipal significance as a factor in promoting tourism frontier region // Tourism and Regional Development: A collection of scientific articles. Issue 8. Smolensk: Universum, 2015. Pp. 118-120.