УДК 338.48 ББК 65
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В ТУРИЗМЕ
%
Т.Б.Очирова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
В связи с переходом на коммерческие отношения многие российские предприятия, а в частности и туристские, вынуждены решать множество проблем. Руководителями таких предприятий выявлены и сформулированы некоторые проблемы, которые прежде всего связаны с недостатком основных и оборотных средств, слабой подготовкой менеджеров среднего звена, уменьшением числа потребителей некоторых видов продукции (работ и услуг), высокой ценовой политикой по отношению к отечественной продукции (работе и услугам), неплатежеспособность, слабая нормативноправовая база, а также недостаточной поддержкой государства. Этот перечень проблем далеко не полон, так как индустрия туризма является особой сферой, которая включает в себя множество элементов, взаимосвязанных между собой, - сезонность, международные отношения, транспорт, предприятия по предоставлению, размещению, обслуживанию и производству товаров (работ и услуг) и т.д. Все эти проблемы не только влияют на экономическое состояние предприятия, но и на экономику региона и страны в целом.
Индустрия туризма как отдельная отрасль промышленности начала развиваться в XX веке, и, по прогнозам Всемирной торговой организации (ВТО), на рубеже ХХ-ХХ1 вв. туристские потоки достигли 663 млн туристов, к 2010г. число туристов в мире составит 1 млрд человек, а в 2020 г. - 1 млрд 600 млн человек [3: 4].
Так, по официальным данным, число въездов в Россию иностранных граждан и выездов из России российских граждан по различным целям поездок составило число (см. табл.1), которое постоянно увеличивается по сравнению с предыдущими годами [2: 302]. На сегодняшний день туризм не может не конкурировать по экономическому росту и территориальному масштабу с другими отраслями народного хозяйства. Несмотря на быстрые темпы роста и развития индустрии туризма, ее социально-экономическое значение, эта отрасль подвержена влиянию элементов внешней среды.
Очирова ТамараБаировна, кандидат экономических наук, доцент. Тел.: (812) 786-51-50; e-mail: baggirrasp@yandex.ru
Таблица 1
Въезд в Россию иностранных граждан и выезд за границу российских граждан по целям поездок*) (страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)
Число прибытий иностранных граждан в Россию**) Число выездов российских граждан за границу***)
1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего 5311 7410 7881 8148 8661 9398 8818 8347 8396 9819 11436 11645 13147 14838 15666 18690
в том числе по целям поездок:
служебная 2186 1997 1980 2038 2057 2591 2417 2293 1696 1611 2064 1985 1748 1864 1898 1712
туризм 1787 2215 2686 2779 2637 2251 2275 2123 2555 4252 4426 4615 5791 6405 7132 9039
частная 544 2239 2339 2404 3016 3516 3134 2853 2925 2867 3600 3614 4194 5149 5246 6070
транзит 84 90 126 131 131 148 109 133
Обслуж. персонал****) 710 869 750 796 820 892 883 945 1220 1089 1346 1431 1414 1420 1390 1869
*) Здесь приведены данные ФСБ России (Пограничная служба).
**) Без учета въехавших на постоянное место жительства.
***) Без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих.
****) Здесь водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта
Предприятия, организации, фирмы и индивидуальных предпринимателей, участвующих в производстве, предоставлении, организации и обслуживании туристов, необходимо подразделять на туристские организации, которые и являются организаторами туризма, и поставщиков работ (услуг). К туристским организациям относятся: туроператоры - это организации, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (юридическое лицо), и турагентства - организации, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) [2: 304].
На сегодняшний день количество участников на рынке туристских услуг увеличивается (табл. 2) [2: 303].
Таблица 2
Основные показатели деятельности туристских фирм*
№ Туристские фирмы 2004 2005 2006 2007
1. Число туристских фирм (на конец года) - всего 4010 5079 5842 6639
в том числе занимались:
2. туроператорской деятельностью 938 970 1007 1008
3. турагентской деятельностью 2558 3523 4060 4761
4. только продвижением туров (путевок) 189 149 174 183
5. иной туристской деятельностью 325 271 350 377
6. только экскурсионной деятельностью - 166 251 310
7. Средняя численность работников (включая
8. внешних совместителей и работников
9. несписочного состава), тыс. человек 33 35 41 44
10. Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс. 2034 4326 4641 5819
из них гражданам России:
11. по территории России 739 1378 1460 1659
12. по зарубежным странам 1140 2748 3027 4057
13. Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн руб. 29846 76301 88749 124133
из них гражданам России:
14. по территории России 7030 13757 20761 26761
15. по зарубежным странам 18843 52727 66578 96307
*) Данные за 2004 г. приведены без учета с изических лиц, осуществляющи
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Все туристские предприятия, организации, фирмы, т.е. производителей, реализаторов и поставщиков услуг можно разделить на три группы:
1-я группа - это предприятия, организации и фирмы, которые обслуживают только туристов в туристских центрах, гостиничных комплексах в местах туристского назначения. К этой группе можно отнести и сферу обслуживания (клубы, кинотеатры, стадионы, службы быта и т.д.);
2-я группа - это предприятия, организации и фирмы, обслуживающие не только туристов, но и местное население (театры, музеи, пункты обмены валюты, рестораны, бары и др.предприятия);
3-я группа - это предприятия, организации и фирмы, обслуживающие в основном местное население и туристов (общественный транспорт, почта, больница, телефон и т.д.).
Таким образом, основными составляющими индустрии туризма являются не только инфраструктура оперейтинга (турагенты и
туроператоры), но и индустрия гостеприимства, транспорта, общественного питания, предприятия питания, предприятия по производству товаров туристского назначения, учебная и научная, торговая, производственная сферы, а также органы управления туризмом (федеральный уровень -федеральные агентства по туризму; региональный уровень - министерства и ведомства регионов, общественные объединения; муниципальный уровень -негосударственные и муниципальные организации).
Особенность российской индустрии туризма заключается в специфике ресурсной ориентации, территориальной масштабности, сезонности и
цикличности в производстве и реализации туристских услуг, а также в
высоких требованиях к уровню развития социально-экономической и технико-информационных сетей. Взаимосвязь этих элементов можно представить в виде модели экономического оборота в туризме [3: 306], что и может представлять цикличность производства, организации,
предоставлении и управления в экономике туризма.
Цикличность в экономике туризма можно представить также в виде цикличности спроса на турпродукт и услуги. Цикличность спроса в туризме -это из года в год повторяющееся явление, к аналогичным явлениям можно отнести спрос и сезонность. Многим туроператорам, турагентам и другим участникам индустрии туризма приходится преодолевать из месяца в месяц, из года в год такие периоды, как спад и подъем продаж (спрос).
Цикличность туристской деятельности связана и с изменениями спроса, обусловленными сменой времен года, своего рода «сезонными» явлениями, такими как:
• пик - период, когда объемы продаж увеличиваются и расширяются рынки продаж (январь, июль, август);
• высокий - период наибольшей деловой активности туроператоров и турагентов на туристском рынке (июль, август);
• низкий - это период снижения объема продаж и гибкости ценовой политики по отношению к туристскому продукту и услугам (май, июнь, сентябрь, октябрь);
• «мертвый» - считается самым неблагоприятным для туроператоров и турагентов, так как в тот период снижается поток туристов (ноябрь, декабрь, январь и февраль).
Эффективная стратегия управления туристскими предприятиями заключается в разработке конкурентных преимуществ. Прежде всего, это формирование стратегических целей и определения миссии организации, потребностей клиентов и потребителей, а также способность предприятия удовлетворять эти потребности.
Цикл стратегического управления предприятия в сфере туризма заключается в пяти этапах:
• определение направления;
• определение миссии организации;
• разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей;
• разработка и реализация стратегии;
• контроль и оценка эффективности стратегии и коррекция предшествующих этапов.
В зависимости от уровня принятия решений в экономике туризма используют различные виды стратегий:
1) корпоративная стратегия, общая для всего предприятия;
2) стратегия сферы бизнеса;
3) функциональные стратегии;
4) стратегии линейных отделений, подразделений.
В настоящее время существует множество классификаций стратегий в зависимости от основополагающих признаков деления [1: 84]:
• низкоценовой производитель - стратегия минимизации издержек;
• дифференциация - продуктовая стратегия, основанная на изменении качества или обслуживания товара или продукта;
• фокусированная ниша - стратегия фокусирования на географических рынках, функция продукта;
• стратегия инноваций.
Все перечисленные стратегии участвуют в системе стратегий, используемых на различных стадиях жизненного цикла предприятия.
Для экономики страны и региона в целом необходимо разработать комплекс программ мероприятий по поддержке туристских предприятий, включающих:
1) создание системы управления туризмом в туристских зонах;
2) формирование единой базы данных по туризму;
3) координацию деятельности туристско-информационных центров;
4) формирование, регулярное пополнение баз данных о туристском продукте;
5) формирование маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
6) создание организационно-правовых и социально-экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма;
7) повышение качества сервиса в сфере туризма (повышение подготовки и квалификации кадров в сфере туризма).
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./ Росстат. - М., 2007.
3. Темный, Ю.В.. Темная, Л.Р. Экономика туризма: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003.