УДК 332.1 ББК 65.04
© Щербакова А.А., Орлова В.С.
ИНДУСТРИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЩЕРБАКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет» E-mail: [email protected]
ОРЛОВА ВИКТОРИЯ СТАНИСЛАВОВНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет» E-mail: [email protected]
В статье представлено понятие лечебно-оздоровительного туризма, которое включает две компоненты - лечение и оздоровление, предопределяющие такие его разновидности, как медицинский, санаторно-курортный и оздоровительный туризм. Индустрия лечебно-оздоровительного туризма включает в себя индустрию гостеприимства и туристскую инфраструктуру. В индустрии гостеприимства целесообразно выделять туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и индустрию развлечений. В свою очередь инфраструктура лечебно-оздоровительного туризма представляет собой совокупность специфических взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов производственного, социального и институционального назначения, необходимых и достаточных для эффективного функционирования туристской отрасли, обеспечения нормального доступа туристов к ресурсам и их надлежащего использования в целях лечебно-оздоровительного туризма, а также для жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Доказательство возможности выполнения анализа индустрии этого вида туризма представлено на примере города Вологды. По результатам определены основные направления модернизации индустрии лечебно-оздоровительного туризма.
Лечебно-оздоровительный туризм, индустрия туризма, туристская инфраструктура, индустрия гостеприимства, территория, социально-экономическое развитие.
Современная туристская индустрия1 динамично развивается и формирует один из ключевых секторов мировой экономики, оказывающий стимулирующее действие на такие отрасли, как транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и ряд других. При этом в силу значимого мультипликативного эффекта туризм служит катализатором социально-экономического развития и способствует повышению качества жизни населения.
В настоящее время одним из популярных видов туристской деятельности является лечебно-оздоровительный туризм. Традиционно лечебно-оздоровительный туризм рассматривается как перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за их пределы на срок не менее 20 часов и не более 6 месяцев в оздоровительных и профилактических целях [2]. При этом, по мнению авторов, понятийный аппарат этого вида туристической деятельности выстроен не вполне логично.
Таким образом, целью статьи является совершенствование понятийного аппарата лечебно-оздоровительного туризма на основе таксономии и доказательство возможности выполнения анализа индустрии этого вида туризма с учётом авторских разработок.
На наш взгляд, лечебно-оздоровительный туризм - более широкое понятие, которое включает две компоненты - лечение и оздоровление, предопределяющие такие его разновидности, как медицинский, санаторно-курортный и оздоровительный туризм (рис. 1).
1 Туристская индустрия (индустрия туризма) -межотраслевой комплекс учреждений, предприятий и организаций ма-териального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и по-требление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма.
Индустрию лечебно-оздоровительного туризма целесообразно представить в соответствии с принятыми научными взглядами [1] следующими компонентами: индустрией гостеприимства и туристской инфраструктурой.
Понятие «индустрия гостеприимства» впервые было сформулировано зарубежными учёными (Л. Ваген, Дж. Р. Уокер,
Н. Уэбстер, Р.А. Браймер). В отечественной науке оно стало предметом исследования недавно, поэтому радикальных разделений взглядов не случилось. Российские исследователи, в частности В.А. Квартальнов [6], к основным сегментам индустрии гостеприимства причисляют индустрию транспорта, туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и индустрию развлечений. Иностранные исследователи в основном исключают из этого перечня индустрию транспорта.
На наш взгляд, в индустрию гостеприимства следует включать туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и индустрию развлечений, тогда как индустрию транспорта целесообразно отнести к туристской инфраструктуре. При этом специфику лечебно-оздоровительного туризма в индустрии гостеприимства учитывать не следует.
Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций [6]:
а) обеспечивающая функция - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов;
б) интеграционная функция - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов;
в) регулирующая функция - создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, вы-
Рис. 1. Компоненты лечебно-оздоровительного туризма
пускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
Обобщив теоретические подходы к понятию «инфраструктура», В.П. Красов-ский [8] доказал, что границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых производственных и социальных проблем, возникающих в определённом периоде, а также от степени созданного потенциала. Поэтому при исследовании инфраструктуры следует использовать вертикальный и горизонтальный подходы к её определению (рис. 2).
Производственная инфраструктура представляет собой комплекс отраслей, производств и видов деятельности, который создаёт необходимые общие условия для размещения и эффективного функционирования производства. Во всех трактовках производственной инфраструктуры основополагающим аспектом является то, что она не производит продукта в материально-вещественной форме, а только создаёт условия для его производства.
Социальная инфраструктура создаёт материальные, бытовые, культурные и социальные условия воспроизводства и жизнедеятельности населения за счёт удовлетворения его потребностей в целях повышения уровня жизни и всестороннего развития.
Специфика и функциональное назначение институциональной инфраструктуры заключаются в выполнении общественно полезных непроизводственных услуг научного, управленческого, защитного характера всего общества в целом.
Таким образом, туристская инфраструктура - совокупность специфических взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов производственного, социального и институционального назначения, необходимых и достаточных для эффективного функционирования туристской отрасли, обеспечения нормального доступа туристов к ресурсам и их надлежащего использования в целях туризма, а также для жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.
В туристской инфраструктуре целесообразно учитывать специфику вида туризма. Так, для лечебно-оздоровительного туризма выделим следующие элементы:
а) социальной инфраструктуры - лечебно-профилактические учреждения (предоставляющие платные услуги), курорты и санатории, оздоровительные центры, детские лагеря, пассажирский транспорт, образовательные учреждения (осуществляющие подготовку специалистов для индустрии туризма);
б) производственной инфраструктуры - транспортный комплекс, информационное обеспечение индустрии туризма;
Рис. 2. Подходы к определению инфраструктуры
в) институциональной инфраструктуры - органы государственной власти и управления, в компетенции которых находится индустрия туризма.
Важной составляющей лечебно-оздоровительного туризма являются природные и климатические ресурсы - часть туристских ресурсов, представленная природными комплексами, лечебно-оздоровительными местностями, климатом, явлениями природы.
Графическая интерпретация индустрии лечебно-оздоровительного туризма представлена на рис. 3.
Туристская индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Так, по данным Всемирной туристской организации, число международных туристских прибытий в
2012 году выросло по сравнению с 2011 годом на 4%, составив 1,035 млрд. человек [4]. Согласно сведениям Единого федерального реестра туроператоров на внутренний туризм в 2012 году ориентировано 40,3% российских туристических фирм.
В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития ту-
ризма занимает Северо-Западный федеральный округ, обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия [3].
Въездной туристический поток на территорию Северо-Западного федерального округа в 2012 году составил 14 млн. посетителей. При этом все регионы существенно уступают Санкт-Петербургу (41%). На долю Вологодской области приходится 14% въездного туристического потока на территорию федерального округа.
Город Вологду в 2012 году посетило 449,3 тыс. человек (22,7% въездного потока в Вологодскую область), из них 66,8% приехали с экскурсией по культурноисторическим достопримечательностям (табл. 1). В 2013 году по видам туризма посетители города Вологды распределились следующим образом: деловой туризм - 60%, культурно-познавательный туризм - 37%, лечебно-оздоровительный туризм - 3%. Причём за последние три года наметились следующие тенденции:
а) значительный рост количества посетителей, приехавших по делам - на 43%;
Рис. 3. Индустрия лечебно-оздоровительного туризма
б) существенное снижение количества посетителей, приехавших с культурно-познавательными целями - на 34%.
Индустрия гостеприимства города Вологды включает в себя в первую очередь туроператорскую и турагентскую деятельность. По состоянию на 2013 год в городе Вологде осуществляли деятельность 119 турфирм, из них 24 организации включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Муниципальные учреждения в сфере туризма представлены МБУ «Центр содействия развитию предпринимательства и туризма» и
МАУК «Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад».
Предприятия индустрии гостеприимства в 2013 году включали в себя 30 коллективных средств размещения вместимостью 1971 место. За период 2010 - 2013 гг. число мест увеличилось на 71% (табл. 2).
Анализ номерного фонда и цен коллективных средств размещения города Вологды позволил заключить, что они ограничены в приёме туристических групп, стоимость номеров гостиниц и отелей Вологды выше, чем в других городах Северо-Западного федерального округа,
Таблица 1. Структура посетителей города Вологды, тыс. чел.
Показатель 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2013 год к 2010 году, раз
Количество посетителей, всего, тыс. человек и %, в том числе: 272,9 100% 430,8 100% 449,3 100% 533,8 100% 2
I квартал 56,4 21% 90,1 21% 103,3 23% 111,1 21% 2
II квартал 57,2 21% 106,7 25% 116,5 26% 122,3 23% 2,1
III квартал 63,8 23% 104,1 24% 111,2 25% 126,5 24% 2
IV квартал 95,5 35% 129,9 30% 118,3 26% 173,9 32% 1,8
Туристов из них: 133,8 147,4 149,3 164,1 1,2
- граждан России 128,4 135,7 138,3 155,9 1,2
- иностранных граждан 5,4 11,7 11 8,2 1,5
Экскурсантов 139,1 283,4 300 369,7 2,7
Источник: данные Департамента экономического развития Администрации города Вологды.
Таблица 2. Коллективные средства размещения города Вологды
Наименование показателя 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2013 год к 2010 году, раз
Количество коллективных средств размещения (КСР), всего ед., из них: 10 14 19 30 3
гостиницы 10 13 18 28 2,8
санатории - - - 1 -
гостевые дома - 1 1 1 -
Число номеров, ед. 691 805 821 972 1,4
Число мест/коек, ед. 1155 1308 1436 1971 1,7
Средний коэффициент загрузки КСР по городу, % 76 83 83 75 -
Ценовой диапазон (минимум - максимум), руб. 300 - 11000 410 - 11000 410 - 11000 300 - 11000 -
Источник: данные Департамента экономического развития Администрации города Вологды.
уровень комфорта и перечень предоставляемых услуг необходимо совершенствовать и расширять.
Активно развивается сеть предприятий общественного питания, являясь важным элементом индустрии гостеприимства. В 2013 году открылось 14 предприятий общественного питания на 1196 посадочных мест (табл. 3). Цена среднего чека предприятий общественного питания в 2013 году составляла 750 рублей. Стабильно растёт оборот общественного питания города, так, за период 2010 - 2013 гг. он увеличился на 33%. В последние годы открываются специализированные предприятия общественного питания, такие как фамильный ресторан вологодской кухни «Верещагинъ», кафе русской кухни «Три самовара», ресторан грузинской кухни
«Мимино», американско-мексиканский ресторан «Лаки Стар», сеть кафе быстрого питания «Бургер Кинг» и др.
Однако, несмотря на увеличение количества предприятий общественного питания на 12% и количества посадочных мест на 15%, количество посетителей возросло лишь на 6% (за исследуемый период).
К индустрии развлечений относятся организации, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях: цирки, зоопарки, аттракционы, парки отдыха и т. п. Различные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы, также обеспечивают процесс развлечений. К индустрии развлечений можно также отнести спортивно-зрелищные мероприятия
Таблица 3. Предприятия общественного питания города Вологды
Наименование показателя 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2013 год к 2010 году, раз
Количество предприятий общественного питания, всего ед. 447 471 486 500 1,12
в том числе:
рестораны (в том числе при гостиницах) 47 51 55 65 1,38
кафе (в том числе при гостиницах) 64 75 81 87 1,36
столовые 12 14 15 14 1,17
бары 36 36 39 39 1,08
закусочные 107 108 108 108 1,01
прочие 181 187 188 187 1,03
Количество посадочных мест, всего ед. 26418 28200 29260 30456 1,15
рестораны (в том числе при гостиницах) 4277 4640 4955 5879 1,37
кафе (в том числе при гостиницах) 3600 4220 4575 4947 1,37
столовые 783 920 1080 980 1,25
бары 1176 1176 1326 1326 1,13
закусочные 2280 2305 2305 2305 1,01
прочие 14302 14939 15019 15019 1,05
Количество посетителей за год, всего тыс. чел. 1700 1714 1730 1810 1,06
Цена среднего чека, руб. 650 700 750 750 1,15
Источник: данные Департамента экономического развития Администрации города Вологды.
и приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) [7].
В настоящее время на территории города Вологды функционируют различные учреждения культуры - театры, филармония, музеи, кинотеатры, библиотеки, культурно-досуговые центры, выставочные залы и т. д. В городе работают восемь театров и театральных студий, областной историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (девять филиалов), картинная галерея (три филиала), 27 школьных музеев и музейных экспозиций, четыре музея на промышленных предприятиях, шесть кинотеатров, девять библиотек, две концертные организации и др. Стоимость посещения музеев в 2013 году составила 50 - 400 рублей.
Новыми туристическими объектами показа с 2010 года стали «Музей кружева» и выставка деревянного малоэтажного домостроения «Вологодская слобода». В
2013 году в городе Вологде стали возникать частные музейные экспозиции («Музей изобретений и открытий «Эврика», «Музей занимательных наук Эйнштейна» и др.), различные культурно-досуговые заведения для молодёжи.
В 2013 году на территории города работало восемь специализированных магазинов и 20 отделов по продаже сувенирной продукции и изделий народных художественных промыслов. Средние затраты туристов на покупку сувениров составили 550 рублей.
Спортивная инфраструктура города Вологды представлена стадионами «Динамо» и «Локомотив», спорткомплексом «Витязь», плавательными бассейнами «Динамо» и «Лагуна», спортивно-концертным комплексом «Спектр», дворцом спорта «Юбилейный», гимнастическим залом спортивной гимнастики «Спорт-Арт», Центром единоборств, а также 87 спортивными сооружениями, 93 спортивными залами и 15 фитнес-клубами. В 2010 году открыт универсальный спортивный комплекс «Вологда», в 2012 году состоялось открытие спортивного комплекса с ледовой ареной. В зимнее время работает лыжная трасса «Кирики-Улиты».
В границах города действуют парк Мира (место отдыха на природе), два парка культуры и отдыха с развлечениями и аттракционами (парк ВРЗ и парк Ветеранов), 4 парка, 3 сада, 15 бульваров, 32 сквера.
Однако в городе отсутствуют цирк, зоопарк, парк развлечений с современными аттракционами, то есть основные объекты индустрии развлечений.
Таким образом, в городе Вологде индустрия гостеприимства имеет резервы для модернизации по следующим направлениям:
- увеличение количества коллективных средств размещения эконом-класса, рассчитанных на приём туристических групп, с современным уровнем комфорта и расширенным перечнем предоставляемых услуг;
- расширение сети предприятий общественного питания с приоритетом местной кухни и для детских групп.
Далее выполним анализ туристской инфраструктуры - второй составляющей индустрии лечебно-оздоровительного туризма города Вологды.
1. Транспортный комплекс (производственная инфраструктура) и пассажирский транспорт (социальная инфраструктура).
Выгодное территориально-географическое положение города Вологды - фактор его туристской привлекательности. Через город проходят транспортные магистрали, соединяющие Центральную Россию с северными и восточными регионами. Близость к городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу положительно сказывается на количестве и интенсивности туристских потоков.
Транспортный комплекс имеет многофункциональную направленность. Железнодорожные магистрали соединяют город Вологду с Москвой и Санкт-Петербургом, Ярославской, Архангельской и Мурманской областями, Республикой Коми, Уралом. Через город проходят автомагистрали федерального значения М-8 - «Архангельск - Москва» и А-114 -«Вологда - Новая Ладога». Кроме того, из Вологды осуществляются пассажирские
перевозки в населенные пункты всех районов области, что благотворно сказывается на развитии внутреннего туризма.
Перевозки авиационным и речным транспортом практически не осуществляются, несмотря на наличие соответствующей инфраструктуры.
Аэропорт Вологда находится в 10 км от центра города по Архангельскому шоссе. Пропускная способность - 200 пассажиров в час, однако регулярное пассажирское сообщение не осуществляется с июля 2012 года. Средняя загруженность самолетов по данным ОАО «Вологодское авиапредприятие» составляет 24,9%.
Судоходство по реке Вологда возможно вниз по течению до слияния с рекой Тошня. Водный транспорт города используется в основном для экскурсионного маршрута (до Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря).
Внутригородской транспорт представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси, что позволяет доставлять туристов в любую точку города. Услуги по аренде автомобилей без водителя предоставляют 13 организаций города.
По средствам передвижения посетители города Вологды в 2013 году распределились следующим образом: авиатранспорт - 1%, железнодорожный транспорт - 60,01%, автотранспорт - 38,9%, водный транспорт - 0,09%. Эта структура за последние годы существенно не изменялась.
2. Информационное обеспечение индустрии лечебно-оздоровительного туризма (производственная инфраструктура).
Организация информационного обмена и предоставление рекламной информации - эффективный способ установления новых перспективных туристских связей как внутри региона, так и на межрегиональном уровне.
Основным источником туристской информации о городе Вологде является ин-
тернет. В настоящее время в сети интернет имеется несколько сайтов, посвящённых городу Вологде и содержащих разнообразную справочную информацию: официальные сайты Администрации города Вологды, Правительства Вологодской области, ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области» и др.
Информацию о лечебно-профилактических учреждениях, санаториях и оздоровительных центрах можно получить в медицинском интернет-каталоге Вологодской области - здоровье35.рф, на сайте Департамента здравоохранения Вологодской области, а также на сайтах самих организаций.
3. Органы государственной власти и управления, в компетенции которых находится индустрия туризма (институциональная инфраструктура).
Развитие туризма на территории города Вологды осуществляет Управление содействия развитию торговли, предпринимательства и туризма Департамента экономического развития Администрации города Вологды.
Основными документами, регламентирующими развитие индустрии туризма, являются:
- Стратегия комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город»;
- Стратегия развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - культурная столица Русского Севера»;
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года;
- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)».
Важным направлением реализации инновационного подхода в туризме явля-
ется развитие различных форм государственно-частного партнёрства.
В туристской отрасли государственночастное партнёрство предусматривает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристического бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества продуктов [5].
В настоящее время в туристской отрасли РФ существуют некоторые информационно-рекламные предпосылки для развития государственно-частного партнёрства. Так, в 2010 году в рамках международной выставки «Интурмаркет-2010» Федеральное агентство по туризму РФ и Всемирная туристская организация провели для широкой аудитории обучающий семинар по вопросам развития государственно-частного партнёрства в туризме, механизмам формирования данных партнерств, а также выработке практических рекомендаций по использованию зарубежного опыта в России [5].
На местном уровне основным направлением реализации государственно-частного партнёрства в туризме является создание туристско-рекреационных кластеров, представляющих собой сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
4. Лечебно-профилактические учреждения (предоставляющие платные услуги), курорты и санатории, оздоровительные центры, детские лагеря (социальная инфраструктура).
Медицинские центры получили в последнее время широкое распространение, многие предпочитают частные клиники, а не муниципальные. Частные ме-
дицинские центры в Вологде предлагают услуги врачей (терапевта, эндокринолога, невролога, невропатолога, окулиста, хирурга, кардиолога, психолога, гинеколога, уролога, андролога, ревматолога, пульмонолога, нефролога, отоларинголога, нарколога), лечебный массаж, ультразвуковые исследования и др. По данным медицинского интернет-каталога Вологодской области в городе функционирует 32 частных медицинских центра, четыре частных медицинских кабинета, три психологических и наркологических центра.
Поликлиники и больницы Вологды являются муниципальными или государственными учреждениями здравоохранения, которые оказывают квалифицированную медицинскую помощь населению. В городе Вологде осуществляют деятельность 13 поликлиник, 21 больница и диспансер, шесть женских консультаций и два родильных дома.
Квалифицированную стоматологическую помощь, удаление и протезирование зубов, ортопедические услуги (зубные протезы, мосты, коронки, металлокерамика), реставрацию зубов, стразы, имплантанты, удаление зубного камня, отбеливание и др. осуществляют 38 стоматологических центров и восемь кабинетов.
Санатории и профилактории в Вологде являются лечебно-профилактическими учреждениями, деятельность которых направлена на оздоровление граждан. Они предлагают разнообразный спектр оздоровительных услуг - консультации врачей-специалистов, минеральные ванны, грязелечение, массаж, криотерапию, гирудотера-пию, разнообразные лечебные программы и др. В городе работают пять санаториев и профилакториев, 21 салон красоты и здоровья, четыре центра для похудения.
В качестве основных объектов выступают БУЗ ВО «Вологодская областная бальнеологическая лечебница им. В.В. Лебедева» и санаторий «Бодрость».
В настоящее время в БУЗ ВО «Вологодская областная бальнеологическая лечебница им. В.В. Лебедева» применяются комбинированные методы лечения минеральной водой с грязелечением, кислородотерапией, подводным душем-массажем, озонотерапией, медикаментозной терапией.
Санаторий «Бодрость» предоставляет оздоровительные программы лечения различных систем организма, специальные короткие программы, диагностику. Туристам предоставляется уникальная возможность отдохнуть, получить лечение и ознакомится с вологодскими достопримечательностями.
5. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для индустрии туризма (социальная инфраструктура).
Подготовку специалистов по направлениям «Туризм» и «Гостиничный сервис» в Вологде осуществляют пять образовательных учреждений:
- НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»;
- ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»;
- НОУ СПО «Вологодский кооперативный колледж»;
- Филиал СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж», г. Вологда;
- Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет», г. Вологда.
В настоящее время в РФ отсутствует единая концепция и методология непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма. С одной стороны, в российском профессиональном туристском образовании ещё не накоплен достаточный опыт подготовки высококвалифицированных кадров. С другой - копирование зарубежного опыта неэффективно, так как отраслевые системы подготовки кадров в развитых странах направлены на
решение задач развития национального туризма в рамках мирового туристского рынка, на котором доля России незначительна [10].
Таким образом, в городе Вологде инфраструктура лечебно-оздоровительного туризма имеет резервы для модернизации по следующим направлениям:
- ускоренное развитие авиационного транспорта;
- расширение информационного обмена в индустрии лечебно-оздоровительного туризма;
- включение формирования лечебнооздоровительного туризма в приоритеты экономического развития города;
- разработка единой концепции непрерывной подготовки кадров для индустрии лечебно-оздоровительного туризма с учётом требований рынка;
- расширение спектра лечебно-оздоровительных услуг для создания сильных конкурентных преимуществ;
- создание якорных объектов лечебно-оздоровительного туризма на территории города Вологды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова, В.Ф. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе [Электронный ресурс] / В.Ф. Архипова, А.С. Левизов. - Режим доступа: http://www.roman.by/r-78201.html
2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма [Текст] / А.В. Бабкин. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 252 с.
3. Величкина, А.В. Развитие сферы туризма в Вологодской области [Электронный ресурс] / А.В. Величкина // Современные научные исследования и инновации. - Режим доступа: http://web. snauka.ru/issues/2013/06/25208
4. Егорова, Л.И. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / Л.И. Егорова, Д.А. Захарова. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-5-2013/economics/egorova-zakharova.pdf
5. Захаров, А.Н. Государственно-частное партнёрство в российском туризме [Электронный ресурс] /
A.Н. Захаров, А.А. Игнатьев. - Режим доступа: http://www.vavt.ru/journal/id/259899/SFile/11-17.pdf
6. Квартальнов, В.А. Международный туризм: политика развития [Текст]: учебное пособие /
B.А. Квартальнов, А.А. Романов. - М.: Советский спорт, 1998. - 142 с.
7. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст] / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
8. Красовский, В.П. Инфраструктура и интенсификация экономики [Текст] / В.П. Красовский, Я.Т. Бронштейн, Т.Г. Зотова; отв. ред. В.П. Красовский. - М.: Наука, 1980. - 193 с.
9. Медицинский интернет-каталог Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// здоровье35.рф/
10. Полевая, М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма [Текст]: автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.05 / М.В. Полевая. - М., 2011. - 48 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Щербакова Анна Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет». Россия, 160000, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 81. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 51-83-95.
Орлова Виктория Станиславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет». Россия, 160000, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 81. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 51-83-95.
Shcherbakova A.A., Orlova V. S. HEALTH AND RECREATION TOURISM AND DIRECTIONS OF ITS MODERNISATION
The article presents a concept of health and recreation tourism, which includes two components -treatment and health improvement. These components predetermine such varieties of tourism as health, therapeutic and recreation. Health and recreation tourism industry includes a hospitality industry and a tourist infrastructure. Hospitality industry can be reasonably divided into tour operator activities, travel agency activities, hotel business industry, food industry and entertainment industry. In turn, the health and recreation tourism infrastructure is a set of special interrelated and complementary elements of industrial, social and institutional purposes; those elements are necessary and sufficient for effective functioning of a tourist sector, providing tourists with an access to resources and their appropriate use in the health and recreation tourism, as well as for activity of tourism industry enterprises. The possibility to analyze this type of tourism is proved by the case study of Vologda. The results indicate basic directions to upgrade a health and recreation tourism infrastructure.
Health and recreation tourism, tourism industry, tourist infrastructure, hospitality industry, territory, socio-economic development.
REFERENCES
1. Arkhipova V.F., Levizov A.S. Ob infrastrukture kak opredelyayushchem faktore razvitiya turizma v regione [On Infrastructure as a Defining Factor in Tourism Development in the Region]. Available at: http://www. roman.by/r-78201.html
2. Babkin A.V. Spetsial'nye vidy turizma [Special Types of Tourism]. Rostov-on-Don: Feniks, 2008. 252 p.
3. Velichkina A.V. Razvitie sfery turizma v Vologodskoy oblasti [Tourism Development in the Vologda Oblast]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Researches and Innovations]. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25208
4. Egorova L.I., Zakharova D.A. Rossiyskiy turistskiy produkt na mezhdunarodnom rynke: sostoyanie i perspektivy [Russian Tourist Product on the International Market: State and Prospects]. Available at: http://www.teoria-practica.ru/-5-2013/economics/egorova-zakharova.pdf
5. Zakharov A.N., Ignat'ev A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v rossiyskom turizme [Public-Private Partnership in the Russian Tourism]. Available at: http://www.vavt.ru/journal/id/259899/SFile/11-17.pdf
6. Kvartal’nov V.A., Romanov A.A. Mezhdunarodnyy turizm:politika razvitiya [International Tourism: Development Policy]. Textbook. Sovetskiy sport, 1998. 142 p.
7. Kvartal’nov V.A. Turizm [Tourism]. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 320 p.
8. Krasovskiy V.P., Bronshteyn Ya.T., Zotova T.G. Infrastruktura i intensifikatsiya ekonomiki [Infrastructure and Economics Intensification]. Executive editor V.P. Krasovskiy. Moscow: Nauka, 1980. 193 p.
9. Meditsinskiy internet-katalog Vologodskoy oblasti [Medical Internet-Catalog of the Vologda Oblast]. Available at: http://zdorov’e35.rf/
10. Polevaya M.V. Modernizatsiya sistemy podgotovki kadrov dlya industrii turizma: avtoreferat dissertatsii kandidata ekonomicheskikh nauk [Modernization of the Personnel Training System for Tourism Industry: Ph.D. in Economics Dissertation Abstract]. Moscow, 2011. 48 p.
INFORMATION ABOUT THE AUTORS
Shcherbakova Anna Aleksandrovna - Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Departament of Economics and Management. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "Vologda State University”. 81, Gagarin St., Vologda, Russia, 160000. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 51-83-95.
Orlova Viktoriya Stanislavovna - Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Departament of Economics and Management. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "Vologda State University”. 81, Gagarin St., Vologda, Russia, 160000. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 51-83-95.