Научная статья на тему 'Тенденции развития индустрии туризма в Оренбургской области'

Тенденции развития индустрии туризма в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2223
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOURISM INDUSTRY / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горьканова Любовь Владимировна

В сложившихся современных условиях экономического развития регионов особое внимание уделяется вопросам организации и развития индустрии туризма в регионе. Индустрия туризма имеет важное значение в жизни людей и общества, поскольку способствует установлению межличностных связей, оказывающих большое положительное влияние на гармонизацию отношений между народами и государствами. Особенностью индустрии туризма является то, что производимая ею туристская услуга, потребляется непосредственно в месте ее производства. Таким образом, состояние культурного, исторического наследия, природной среды в большой степени определяет конкурентоспособность и привлекательность туристского продукта отдельной территории. В связи с этим основной целью данного исследования является определение понятийного аппарата и особенностей индустрии туризма региона, выявление проблем, анализ предпосылок и факторов ее развития на территории Оренбургской области. На основе методов системного анализа, статистических методов обработки и сбора информации в исследовании проанализированы и представлены материалы и статистические данные, определяющие состояние и основные направления развития индустрии туризма в Оренбургской области. На основании анализа были определены основные тенденции развития индустрии туризма в Оренбургской области, к которым относятся: наличие региональной программы развития туризма, с четко определенными сегментами развития; появление новых крупных и средних предприятий туристской индустрии (гостиничных предприятий, ресторанов, баров, кафе, туристских предприятий, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность); увеличение самодеятельного туристского потока по направлениям внутреннего туризма; увеличение требований посетителей к качеству обслуживания на предприятиях индустрии туризма; переориентация потенциальных потребителей туристского продукта с зарубежного рынка на отечественный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горьканова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF THE TOURISM INDUSTRY IN ORENBURG REGION

In these modern conditions of regional economic development focuses on the organization and development of the tourism industry in the region. The tourism industry is important in the life of individuals and society, as it promotes interpersonal relationships have a profound positive effect on the harmonization of relations between peoples and nations. A feature of the tourism industry is the fact that it produced tourism services consumed in the place of its production. Thus, the state of cultural and historical heritage, natural environment largely determines the competitiveness and attractiveness of the tourism product separate territory. In this regard, the main objective of this study is to determine the conceptual apparatus and characteristics of the tourism industry in the region, identification of problems, the analysis of preconditions and factors of its development in the Orenburg region. The methods of system analysis, statistical methods for processing and collecting the information in the study are analyzed and presented materials and the statistics that determine the state and the main directions of development of the tourism industry in the Orenburg region. Based on the analysis identified the main trends of development of the tourism industry in the Orenburg region, which include: the presence of a regional tourism development program with clearly defined segments of development; the emergence of new large and medium-sized enterprises in the tourism industry (hotel companies, restaurants, bars, c. fes, tourist enterprises engaged in tour operator and travel agency activities); Amateur increase tourist flow in the directions of domestic tourism; increasing demands of visitors to the quality of service at the enterprises of the tourism industry; reorientation of potential consumers of the tourism product with the domestic foreign market.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития индустрии туризма в Оренбургской области»

УДК 338.48(470.56)

Горьканова Л.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: gor_love@rambler.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В сложившихся современных условиях экономического развития регионов особое внимание уделяется вопросам организации и развития индустрии туризма в регионе. Индустрия туризма имеет важное значение в жизни людей и общества, поскольку способствует установлению межличностных связей, оказывающих большое положительное влияние на гармонизацию отношений между народами и государствами.

Особенностью индустрии туризма является то, что производимая ею туристская услуга, потребляется непосредственно в месте ее производства. Таким образом, состояние культурного, исторического наследия, природной среды в большой степени определяет конкурентоспособность и привлекательность туристского продукта отдельной территории.

В связи с этим основной целью данного исследования является определение понятийного аппарата и особенностей индустрии туризма региона, выявление проблем, анализ предпосылок и факторов ее развития на территории Оренбургской области.

На основе методов системного анализа, статистических методов обработки и сбора информации в исследовании проанализированы и представлены материалы и статистические данные, определяющие состояние и основные направления развития индустрии туризма в Оренбургской области.

На основании анализа были определены основные тенденции развития индустрии туризма в Оренбургской области, к которым относятся: наличие региональной программы развития туризма, с четко определенными сегментами развития; появление новых крупных и средних предприятий туристской индустрии (гостиничных предприятий, ресторанов, баров, кафе, туристских предприятий, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность); увеличение самодеятельного туристского потока по направлениям внутреннего туризма; увеличение требований посетителей к качеству обслуживания на предприятиях индустрии туризма; переориентация потенциальных потребителей туристского продукта с зарубежного рынка на отечественный.

Ключевые слова: туристская индустрия, Оренбургская область

Оренбургская область является одной из крупнейших областей Российской Федерации. Оренбургская область располагается на стыке Европы и Азии, через ее территорию проходят транспортные магистрали, соединяющие западные регионы с восточными, Урал, Поволжье с Центральной Россией. Область находится на границе природных зон, сочетая в себе горы и равнины, леса и степи, данные обстоятельства способствуют расширению масштабов туристской деятельности, которую осуществляют предприятия индустрии туризма [9].

Индустрия туризма имеет важное значение в жизни людей и общества, поскольку способствует установлению межличностных связей, оказывающих большое положительное влияние на гармонизацию отношений между народами и государствами.

Особенностью индустрии туризма является то, что производимая ею туристская услуга, потребляется непосредственно в месте ее производства [6]. Таким образом, состояние культурного, исторического наследия, природной среды в большой степени определяет конкурен-

тоспособность и привлекательность туристского продукта отдельной территории.

В современных условиях существует множество определений индустрии туризма, различных по формулировке, но тождественных по сути. В 1971 году конференцией ООН по торговле и развитию было представлено первое современное определение индустрии туризма, согласно которому индустрия туризма представляет собой совокупность непроизводственных и производственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц [8].

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» туристская индустрия определена как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предо-

ставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [1].

Анализируя понятие «туристская индустрия», представленное в законе, можно сказать, что оно рассматривается как комплекс материально-технических объектов и средств, которые предназначены для удовлетворения потребностей туристов, туристских предприятий, которые организуют путешествия, используя данные средства и объекты.

Зорин И.В., Квартальнов В.А. представляют индустрию туризма с одной стороны как межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма, с другой как самостоятельное звено хозяйственной структуры - экономическую систему, которая состоит из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений. На их взгляд индустрия туризма характеризуется такими специфическими свойствами как: ресурсная ориентация, сезонный и циклический характер производства, необходимость значительных капиталовложений в развитие туристкой инфраструктуры [4].

Проанализировав существующее разнообразие определений [1], [2], [4], [7], [10], возможно сформулировать следующее определение индустрии туризма.

Индустрия туризма представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы и материального производства, которые обеспечивают

производство, распределение, обмен и потребление услуг для туристов, освоение и использование туристских ресурсов [3].

Рассмотрим составляющие индустрии туризма на основании данных Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [13], основные сведения, представленные в статистических сборниках, содержат данные о количестве средств размещения, численности санаторно-курортных организациях, количество туристских фирм, количество культурных и спортивных объектов, составляющие транспортной инфраструктуры, данные по количеству услуг, оказываемых предприятиями питания [5]. Рассмотрим данные показатели более подробно.

Согласно данным статистики гостиничный бизнес Оренбургской области оценивается по следующим основным показателям:

- численность гостиниц и аналогичных средств размещения;

- единовременная вместимость;

- численность лиц, размещенных в гостиницах, в разрезе по гражданам России и иностранным гражданам [14].

В таблице 1 представлена характеристика показателей средств размещения в Оренбургской области за 2011-2013 гг.

В Оренбургской области в 2013 году по сравнению с 2011 годом произошло увеличение общей численности средств размещения на 11,4%. Несмотря на увеличение количества организаций, их единовременная вместимость снизилась на 5,41%.

Таблица 1. Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель Года Темп роста,%

2011 2012 2013 2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.

Число организаций 114 116 127 101,75 109,48

Единовременная вместимость, мест 7028 6916 6648 98,41 96,12

Численность размещенных лиц - всего в том числе: 219,6 247,4 265,7 112,66 107,39

- граждан России - всего 210,4 236,1 252,3 112,21 106,86

- число детей 2,8 4,1 5,3 146,42 129,27

- иностранных граждан: стран ЕС и других зарубежных стран 2,2 2,3 2,5 104,54 108,69

стран СНГ 7,0 9,0 10,9 128,57 121,11

Количество ночевок в коллективных средствах размещения 1 694 569 1 906 433 1 875 857 112,5 98,39

Численность размещенных лиц в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 20,99%. Рассматривая структуру размещенных лиц, можно отметить преобладание количества российских граждан над иностранными гражданами. Большинство гостей прибывает в Оренбуржье по работе, для участия в семинарах, тренингах, переговорах, конференциях. Очень редко прибывают гости в туристских целях. Данное обстоятельство связано с отсутствием мероприятий по продвижению туров на территории Оренбургской области и за ее пределами.

Данные цифры свидетельствуют о том, что гостиничный бизнес как вид деятельности находится в стадии развития и востребован среди предпринимателей области, которые видят потенциальный спрос на гостиничные услуги и эффективность финансовых вложений в данный сектор.

По мнению Федорова Р.Г., уровень обеспеченности гостиничными номерами в Оренбургской области очень низок и составляет 3,4 мест на 1000 человек. Согласно европейским нормам обеспеченность гостиничными местами должна быть 9-11 номеров на 1000 человек. В основном гостиничный фонд Оренбургской области представляют объекты, построенные еще в советские времена и в настоящее время частично или полностью реконструированные [15].

Среднегодовая загрузка гостиниц в Оренбургской области составляет около 40%, однако она имеет не только сезонный характер, но и зависит от уровня сервиса и месторасположения [9].

В Оренбургской области широко представлены специализированные средства размещения, к которым относятся санаторно-курортные организации и организации отдыха, санатории профилактории, дома отдыха, базы отдыха, туристские базы (таблица 2).

Наблюдается снижение количества санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в 2013 году на 8,16%. Данное обстоятельство связано с сокращением числа санаториев в общей численности специализирован ных средств размещения.

Рассмотрим характеристику предприятий питания в Оренбургской области за 2011-2013 г.г. (таблица 3).

Количество предприятий общественного питания в Оренбургской области в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 5,6%.

По показателю общедоступные столовые, закусочные наблюдается снижение их количества в 2013 году на 10,25%, количество ресторанов, баров, кафе наоборот имеет тенденцию к увеличению. Данный показатель составил 11,19%.

Рассмотрим состояние транспортной инфраструктуры Оренбургской области. В области достаточно хорошо развита транспортная инфраструктура. Согласно данным Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области протяженность магистральных железнодорожных путей общего пользования (Южно-Уральская железная дорога) составляет 1 447,8 км., протяженность

Таблица 2. Характеристика специализированных средств размещения в Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Санаторно-курортные организации и организации отдыха 49 49 45

количество коек (мест) 5628 5432 5184

из общего числа:

Санатории 15 14 10

количество коек 2181 2061 1953

Детские санатории 6 5 3

количество коек 854 754 721

Санатории-профилактории 13 13 14

количество коек 1158 1168 1288

Дома отдыха 2 2 2

количество мест 169 169 80

Базы отдыха 12 13 13

количество мест 1014 918 757

Туристские базы 5 5 5

количество мест 496 506 556

сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Оренбургской области составляет 13878 километров [12].

В Оренбургской области функционируют два международных аэропорта - в г. Оренбург и г. Орск, авиакомпания «Оренэйр» является крупным международным авиаперевозчиком, а также ведущим авиаперевозчиком России, на балансе предприятия состоит более 80 воздушных судов разных классов как отечественного так и зарубежного производства. В 2013 году пассажи-рооборот на воздушном транспорте увеличился на 4,8% к уровню 2011 года, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 2,0%.

С весны 2013 года в рамках программы развития региональных пассажирских авиаперевозок осуществляют полеты из г. Оренбурга в крупные областные и республиканские центры Приволжского и Уральского федеральных округов (Казань, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург и др.).

Железнодорожные и автобусные перевозки являются важными составляющими развития внутреннего туризма. На территории области осуществляют свою деятельность два филиала ОАО «Российские железные дороги: Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги и Самарское отделение Куйбышевской железной дороги, обеспечивающие регулярное железнодорожное сообщение с западными и восточными территориями страны.

Междугороднее автобусное сообщение охватывает все близлежащие областные и республиканские центры, сохраняя стабильные пассажирские потоки за счет невысоких цен, а также относительной быстроты передвижения.

Согласно подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России»

в ближайшее время по территории Оренбургской области должен пройти маршрут трансконтинентальной автомагистрали «Европа - Западный Китай» предполагается выполнить строительство магистрали до Казани до 2018 года [11].

Большое значение для характеристики индустрии туризма в области имеет анализ деятельности туристских предприятий (фирм), занимающихся туроператорской, турагентской деятельностью, а также оказывающих экскурсионные услуги (таблица 4).

В 2013 году на территории Оренбургской области осуществляли свою деятельность 136 туристских фирмы. В основном туристские фирмы области предпочитают работать в сфере выездного туризма. Общее количество реализованных населению турфирмами путевок в 2013 году уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 11,81%, стоимость реализованных турпутевок - на 6,68%.

За исследуемый период наблюдается увеличение количества турагентств - это связано с изменениями в законодательстве (отмена лицензирования, фактическая передача всей ответственности туроператорам), в связи с этим возросло и количество 361 чел, занятых в турагентствах. В последнее время наблюдается тенденция к их снижению, это связано с банкротством многих крупных туроператоров, снижению курса рубля по отношению к евро и доллару и, как следствие, снижением покупательской активности населения области по зарубежным направлениям. Данные обстоятельства способствуют развитию внутреннего туризма, на которое стали ориентироваться многие турфирмы области.

Информация по количеству обслуженных туристов и основным направлениям путешествий более подробно представлена в таблице 5.

Таблица 3. Характеристика предприятий питания в Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель Года Темп роста,%

2011 2012 2013 2012г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.

Количество объектов общественного питания, в том числе: 3039 3009 3211 99,01 106,71

Общедоступные столовые, закусочные 351 340 315 96,87 92,65

Рестораны, кафе, бары 786 817 874 103,94 106,97

Оборот общественного питания 11 346,4 13 539,3 14 937,4 119,32 110,33

Оборот общественного питания на душу населения 5 596 6 703 7 423 119,78 110,74

Количество обслуженных туристов увеличилась по сравнению с 2011 годом в 2,28 раз. Наиболее популярными местами отдыха населения области на протяжении многих лет являются Египет, Турция, Таиланд, Испания, Объединенные Арабские Эмираты. Выбирая отдых в Российской Федерации, население области в большей степени отдает предпочтение курортам Краснодарского края и Республики Башкортостан. Доля путешествующих по России в 2013 году составила 6,38% от всех обслуженных турфирмами туристов. Это связано с тем, что абсолютное большинство россиян самостоятельно планируют и совершают поездки по России.

Рассмотрим деятельность предприятий развлечения и отдыха, осуществляющих свою деятельность на территории Оренбургской области (таблица 6).

В настоящее время в системе министерства культуры и внешних связей Оренбургской области осуществляют деятельность 7 профессиональных театров на 2,2 тыс.мест, также 2 парка культуры и отдыха и одна концертная организация (Оренбургская филармония).

Общее количество концертов, спектаклей, творческих вечеров, других мероприятий, которые проведены силами театральных коллективов в 2013 году составило 1638, 16 из них проведены за пределами своей территории.

Таблица 4. Основные показатели деятельности туристских фирм в Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество туристских фирм - всего 124 133 136

осуществляющих: - туроператорскую деятельность 2 3 3

- туроператорскую и турагентскую деятельность 2 3 5

- турагентскую деятельность 120 126 128

- только экскурсионную деятельность - 1 -

Средняя численность работников, чел. 340 333 361

Количество реализованных путевок - всего 18265 20106 16107

гражданам России: - по территории России; 4778 4514 3009

- по зарубежным странам. 13487 15592 13098

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоимость реализованных путевок - всего, млн.руб. 916,7 945,0 855,5

гражданам России:

- по территории России; 101,7 83,8 60,6

- по зарубежным странам. 815,0 861,2 794,9

Таблица 5. Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами Оренбургской области, чел.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Обслужено туристов - всего 31668 70436 72361

по странам:

Россия 6648 6039 4619

СНГ 138 148 114

Европа 6937 8449 14202

Азия 13405 43132 39073

Африка 4143 12087 13694

Америка 220 513 537

Австралия и Океания 10 18 11

комплексные туры 167 50 111

Таблица 6. Численность предприятий развлечения и отдыха Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество профессиональных театров 7 7 7

Количество музеев 14 18 29

Количество учреждений культурно-досугового типа 1127 1115 1116

Количество спортивных объектов 3757 3718 3762

В 2013 году на территории области работало 29 музеев. Сотрудниками музеев проведено 660 лекций, 7965 экскурсий, 1087 массовых мероприятий и 612 выставок, что отмечено в плане научно-просветительной и выставочной работы [12].

На начало 2014 года в области насчитывалось 1116 учреждений культурно-досугового типа с общим числом посадочных мест в лекционных и зрительных залах 198,4 тысячи (на 1.01.2013г. -соответственно 202,9 и 1115 тыс.). [13]

В г.Оренбурге есть цирк, кроме того, туристов и гостей города принимают парки культуры и отдыха, культурно-развлекательные центры и культурно-спортивные комплексы. В г. Оренбурге функционирует четыре многозальных кинотеатра («Космос», «Кино-ФРЭШ», «КиноСити», «Синема5») и однозальный кинотеатр «Сокол». В г. Орск действуют два кинотеатра -«Мир» и «Орск».

Таким образом, на основании вышеизложенного можно определить следующие тен-

денции развития индустрии туризма в Оренбургской области:

- наличие региональной программы развития туризма, с четко определенными сегментами развития;

- появление новых крупных и средних предприятий туристской индустрии (гостиничных предприятий, ресторанов, баров, кафе, туристских предприятий, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность);

- увеличение самодеятельного туристского потока по направлениям внутреннего туризма;

- увеличение требований посетителей к качеству обслуживания на предприятиях индустрии туризма;

- переориентация потенциальных потребителей туристского продукта с зарубежного рынка на отечественный.

12.08.2015

Список литературы:

1. Российская Федерация. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: федер. закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 изменения от 23.07.2013 N 249-ФЗ

2. Васильева, А.В. Туризм как направление диверсификации экономики региона /А. В. Васильева //Экономика и управление -2013. -№7(93) - с.89-92.

3. Горьканова, Л.В. Теоретические подходы к классификации туристских ресурсов региона/ Л.В. Горьканова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №8 (169). с. 79-83.

4. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 368 с. - ISBN 5-279-02264-0.

5. Кострюкова, О. Н. Стратегический потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: проблемы и направления изучения /О. Н. Кострюкова // Проблемы современной экономики -2011. - №3 - с. 39-41

6. Кузнецов, Л. А. Формирование интегрированной системы продвижения крупного туристского центра на российском и международном рынках туристских услуг.:дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 22.01.02: утв. 24.06.02 / Л. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург, 2014. - с. 24.

7. Людвиг, Л. П. Развитие регионального туризма на основе стратегии управления туристскими ресурсами. Дис.... канд.эконом. наук. Иркутск. 2006. с.39.

8. Новикова, Н.Г. Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма /Н. Г. Новикова // Финансовая аналитика: проблемы и решения - 2014. - №19. - с. 2-7.

9. Официальный сайт Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minsportturizm.orb.ru

10. Писаревский, Е. Л. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском союзе /Е. Л. Писаревский //Туризм: право и экономика, -2005, -№1(8), с.16-29.

11. Полякова, И. Л. Особенности формирования и развития туристско-рекреационных комплексов в Оренбургской области / И. Л. Полякова // Вестник ОГУ - 2014. - №4. - с. 113-114.

12. Программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// minsportturizm.orb.ru/turizm/-programma-razvi.

13. Статистический ежегодник 2014 «Оренбургской области - 80 лет» [Электронный ресурс]/ Центр статистических изданий и информационных услуг. - Оренбург: orenstat.gks.ru, 2013-2014. - Режим доступа: http: // orenstat.gks.ru.

14. Филин, с.А. Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-рекреационных зон / с. А. Филин // Сервис plus. 2012 - №1. -С. 45-49.

15. Федоров Р.Г. Анализ состояния и перспектив развития гостиничного рынка Оренбургской области. /Р. Г. Федоров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: na-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nayki.

Сведения об авторе:

Горьканова Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд.6405, тел. 8(3532)372448, e-mail: up_osu@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.