Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СПОСОБЫ ЕГО НИВЕЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СПОСОБЫ ЕГО НИВЕЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / НАЛОГИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕНОНСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасименко О.А., Лебедев И.А.

Данная статья посвящена проблеме двойного налогообложения в условиях глобализации и макроэкономической нестабильности. В статье рассматривается содержание системы двойного международного налогообложения, сформулированы основные проблемы. В условиях изменения налоговой политики с целью сохранения национальных интересов, Россия пересматривает соглашения об избежании двойного налогообложения для ликвидации возможности утечки капитала за рубеж, что не всегда отвечает интересам крупных публичных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DOUBLE INTERNATIONAL TAXATION AND MEASURES TO LEVEL

This article is devoted to the problem of double taxation in the context of globalization and macroeconomic instability. The article discusses the content of the system of double international taxation, formulates the main problems. In the context of changing tax policy in order to preserve national interests, Russia is revising double tax treaties to eliminate the possibility of capital flight abroad, which is not always in the interests of large public companies.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СПОСОБЫ ЕГО НИВЕЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ»

СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СПОСОБЫ ЕГО НИВЕЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ

О.А. Герасименко, канд. экон. наук, доцент И.А. Лебедев, студент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-1-82-84

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме двойного налогообложения в условиях глобализации и макроэкономической нестабильности. В статье рассматривается содержание системы двойного международного налогообложения, сформулированы основные проблемы. В условиях изменения налоговой политики с целью сохранения национальных интересов, Россия пересматривает соглашения об избежании двойного налогообложения для ликвидации возможности утечки капитала за рубеж, что не всегда отвечает интересам крупных публичных компаний.

Ключевые слова: двойное налогообложение, глобализация, международные соглашения, налоги, сотрудничество, деловая активность, денонсация.

В настоящее время развитие экономики происходит в условиях глобализации, благодаря чему компании приобретают возможность расширения рынков сбыта. Это создает стимул для создания международных организаций и, соответственно, ведению бизнеса на территориях двух и более стран. Однако у таких предприятий могут возникать проблемы с налогообложением, в связи с тем, что результатом последовательного налогообложения дохода в стране его получения и в стране регистрации является возникновение двойного международного налогообложения.

Двойное налогообложение приводит к нецелесообразности производства своего продукта на территориях сразу нескольких стран, а также к усложнению развития отношений между странами, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Поэтому двойное налогообложение следует считать серьезной проблемой, решение которой возложено на налоговые органы Российской Федерации и других стран. Основным способом решения этой проблемы считаются международные налоговые соглашения, которые исключают двойное налогообложение.

Под международным двойным налогообложением понимается взимание сопоставимых налогов в двух и более странах одним налогоплательщиком в отношении

одного объекта за один и тот же период времени, в результате чего устанавливается сходство налогового платежа, сходство объекта и предмета налогообложения, а также сроков уплаты налогов.

В настоящее время стимулирование инвестиционной активности осуществляется, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц. Это происходит, и за счет заключения между странами международных договоров и соглашений, касающихся налогообложения и внутреннего законодательства. Подписание таких договоров и соглашений приносит пользу странам-нетто-импортерам, и странам-донорам капитала, так как происходит увеличение числа иностранных инвесторов и укрепление позиций собственных транснациональных компаний на внешнем рынке [2].

В 1928 году экспертами Лиги Наций были заложены основы сотрудничества между государствами в области налогов, особое значение имели конвенции об избежании двойного налогообложения. Основной целью этих документов было разрешение противоречий в налоговом законодательстве стран в отношении права облагать налогом продукт, который пересекает национальные границы, дохода и капитала, а также определенных физических и юридических лиц [4].

Такие противоречия возникают из-за налогового (фискального) суверенитета страны, в соответствии с которым органы государственной власти самостоятельно определяют объекты налогообложения, размеры налогов и способы их взимания.

Если проанализировать международные договоры и соглашения, то можно выделить такие механизмы устранения двойного налогообложения, как:

1. Разработка и установление понятийного аппарата, дающего точные формулировки и определения терминов.

2. Определение схемы устранения двойного налогообложения, согласно которой каждая страна взимает налог только с определенного вида налога.

3. Разработка и внедрение механизма устранения двойного налогообложения в случаях, когда налогообложение всех видов доходов остается за обеими странами.

4. Устранение дискриминации налогоплательщика при налогообложении в другой стране.

5. Обмен информацией между компетентными органами в целях предотвращения случаев уклонения от уплаты налогов или злоупотребления договорами и соглашениями.

Процесс разработки механизма устранения двойного налогообложения основан на двух подходах. Первый основан на территориальности, то есть страна облагает налогом только тот доход, который получен именно на территории своей страны, а доход, полученный за пределами страны, налогом не облагается. Второй подход основан на месте жительства или месте постоянного проживания. Таким образом, доходы резидента подлежат налогообложению независимо от места их происхождения.

В связи с проблемой двух подходов и их одновременного использования рядом стран возникает проблема двойного налогообложения. Использование только одного подхода невозможно, так как страны имеют разный уровень экономического развития и разные интересы, которые они представляют. Однако в условиях глобализации всех сфер жизни, в том числе и экономической, когда производственная

деятельность осуществляется по всему миру, решить проблему развития предлагаемого подхода к налогообложению может только международная кооперация стран и разработка единого подхода к налогообложению. То есть для решения этой проблемы необходимо справедливое налогообложение, учитывающее интересы и налогоплательщиков, и стран, которым необходимо пополнять свои бюджеты различных уровней [5].

Активными пользователями преимуществ договоров об устранении двойного налогообложения являются компании, зарегистрированные на офшорных территориях, и только в отношении прямых налогов, таких как, например, налог на прибыль и налог на имущество [2].

В настоящее время у России заключены налоговые соглашения более чем с 80 странами. В 2020 г. Министерство финансов начало активную работу по их пересмотру, после того как президент Российской Федерации поручил исключить ситуации оптимизации платежей в бюджет с использованием «налоговых гаваней» и повысить ставку на вывод дивидендов и процентов до 15%. Президент тогда предупредил, что Россия в одностороннем порядке выйдет из соглашений с теми странами, которые не примут ее предложения [1].

Наиболее популярные юрисдикции у российских компаний - это: Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды. Российская сторона уже согласовала новые условия налоговых соглашений с Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Мальтой, однако с Нидерландами договориться не получилось, и Россия вынуждена была запустить процесс денонсации. Денонсация соглашения затронула экономические интересы таких крупных публичных компаний как «Gazprom International», «Yandex», «VEON», «X5 Retail Group».

Цена расторжения нидерландского налогового соглашения об избежании двойного налогообложения в части имиджевых и инвестиционных потерь, стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса для иностранных инвесторов в

России - высока, а список еще не закрыт: на очереди Сингапур, Швейцария, Гонконг [3].

В настоящее время еще довольно большое количество стран имеют привлекательные условия как 5%-ная ставка по дивидендам и вряд ли данные соглашения будут быстро пересогласованы. В условиях макроэкономической нестабильности и отсутствия реального бизнеса, основная причина видится в выстраивании системы отслеживания и борьбы со злоупотреблениями. Необходимые инструменты у российских налоговых органов теперь есть, и

уже есть определенная уверенность, что эти меры станут продуктивными для российской экономики и доходов бюджета.

Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основными принципами международного сотрудничества в налоговой сфере являются:

1. Устранение двойного налогообложения, гармонизация налоговых систем.

2. Разработка процедур согласования спорных вопросов в сфере фискальной политики.

3. Повышения уровня международной деловой активности.

Библиографический список

1. Путин выступил с обращением к нации. Главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/03/25/826170-obraschenie-vladimira-putina.

2. Герасименко О.А. Влияние ужесточения налоговой политики России на пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении транзитных юрисдик-ций // Экономика и бизнес. - 2022. - № 8 (90). - С. 64-67.

3. Маглинова, Т.Г. Причины низкой капитализации российских корпораций в мировом рейтинге // Вестник ИМСИТ. - 2021. - №2 (86). - С. 58-60. - EDN GKYYRU.

4. Юрченко О.В., Герасименко О.А. Трансформация соглашений об избежании двойного налогообложения в условиях макроэкономической нестабильности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 4-4 (67). - С. 167-174.

5. The "Invisible Hand" of Digitalization: The Challenges of the Pandemic / K. D. Karpunin, J. V. Ioda, K. O. Ternavshchenko [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. -Vol. 368 LNNS. - P. 162-173. - DOI 10.1007/978-3-030-93244-2 19. - EDN XUGJRH.

THE PROBLEM OF DOUBLE INTERNATIONAL TAXATION AND MEASURES TO

LEVEL

0.A. Gerasimenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

1.A. Lebedev, Student

Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article is devoted to the problem of double taxation in the context of globalization and macroeconomic instability. The article discusses the content of the system of double international taxation, formulates the main problems. In the context of changing tax policy in order to preserve national interests, Russia is revising double tax treaties to eliminate the possibility of capital flight abroad, which is not always in the interests of large public companies.

Keywords: double taxation, globalization, international agreements, taxes, cooperation, business activity, denunciation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.