НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXES AND TAXATION
119
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-6-119-129 УДК 336.227(045) JEL F21, H77, H26
Применение концепции «мягкой силы» в международном налогообложении
(CC) ]
Е. С. Цепилова
ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Россия; Сочинский государственный университет, Сочи, Россия https://orcid.org/0000-0002-1982-4435
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Предметом исследования статьи является интерпретация политической концепции «мягкой силы», используемой с 1990-х гг. в международных отношениях, применительно к проблематике международного налогообложения. Цель работы - формулирование авторской интерпретации применения понятия «мягкая сила» в международном налогообложении через такой инструмент, как международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Источниками информации послужили труды политологов по концепции «мягкой силы», работы российских ученых и практиков по международному налогообложению, тексты соглашений об избежании двойного налогообложения. Практическая значимость и научная ценность статьи заключаются в том, что если рассматривать «мягкую силу» как концепцию достижения поставленных внешнеполитических целей государства путем создания его привлекательного образа, то предоставляемые национальные налоговые преференции и правила налогового администрирования можно с полным правом считать элементами «мягкой силы», применяемыми в международном налогообложении. Сделан вывод о том, что одними из важных инструментов «мягкой силы» международного налогообложения являются соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие уменьшать размеры налогов на трансграничное движение доходов и капитала, достигая, таким образом, поставленные во внешнеэкономической политике цели несиловыми методами. Проведенный в работе сравнительный анализ налоговых ставок на трансграничное движение капитала России с рядом транзитных юрисдикций по действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения выявил существенные различия и дал возможность обосновать их пересмотр, намеченный на 2020-2021 гг.
Ключевые слова: «мягкая сила»; офшоры; налоговое планирование; налоговое резидентство; двойное налогообложение; соглашения об избежании двойного налогообложения
Для цитирования: Цепилова Е. С. Применение концепции «мягкой силы» в международном налогообложении. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(6):119-129. DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-6-119-129
ORIGINAL PAPER
Applying the Concept of "Soft Power" in international Taxation
E. S. Tsepilova
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia;
Sochi State University, Sochi, Russia https://orcid.org/0000-0002-1982-4435
ABSTRACT
The subject of the article is the interpretation of the political concept of "soft power" used since the 1990s in international relations, in relation to the problems of international taxation. The purpose of the work is to formulate the author's interpretation of the use of the concept "soft power" in international taxation through such an instrument as international agreements for the avoidance of double taxation. The sources of information were the works of political scientists on the concept "soft power", the work of Russian scientists and practitioners on international taxation, and the texts of double
© Цепилова Е. С., 2020
taxation agreements. The practical significance and scientific value of the article Lies in the fact that if we consider "soft power" as a concept for achieving the set foreign policy goals of the state by creating its attractive image, then the national tax preferences provided and the rules of tax administration can be rightfully called elements of "soft power" used in international taxation. It is concluded that one of the important instruments of "soft power" of international taxation is the agreement on avoidance of double taxation, which allows reducing the amount of taxes on cross-border movement of income and capital, thus achieving the goals set in foreign economic policy by non-violent methods. The comparative analysis of tax rates on cross-border capital flows in Russia with a number of "transit" jurisdictions under existing double taxation agreements revealed significant differences and made it possible to justify their revision, scheduled for 2020-2021.
Keywords: «soft power»; offshore companies; tax planning; tax residency; double taxation; double taxation agreements
For citation: Tsepilova E. S. Applying the concept of "soft power" in international taxation. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(6):119-129. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2020-13-6-119-129
ВВЕДЕНИЕ
Будучи одними из важнейших государственных институтов, налоги применяются не только в сугубо экономических, но и в политических, и социальных целях. Посредством налоговых преференций становится возможным как привлечение или удерживание в своей налоговой юрисдикции крупнейших компаний и состоятельных физических лиц, так и передача формального контроля над важными активами в пользу транзитных стран — финансовых центров или классических офшоров. Кроме этого, предоставление налоговых преференций способствует как привлечению иностранного капитала, так и массовому оттоку отечественного капитала из страны. И в этом смысле налоговые инструменты и правила можно назвать «мягкой силой» экономического развития. Изменившийся характер международных отношений: отход экономической политики ряда стран от глобализации к протекционизму, длящиеся более шести лет санкционные ограничения в отношении России, возросшие требования к транспарентности финансовой информации, усилившаяся борьба с низконалоговыми и транзитными юрисдикциями — сопровождается пересмотром двухсторонних международных налоговых договоров России в части установления условий налогообложения между страной, являющейся источником дохода, и страной — реципиентом.
Автором дефиниции «мягкая сила» (soft power) является американский политолог Дж. Най, введший ее во второй половине 1980-х гг. Однако он не дает, по мнению ученых, изучивших его работы, четкого определения этого термина, описывая в то же время достаточно точно его содержание: «Мягкая сила — это умение делать так, чтобы
другие захотели тех же результатов, что и вы хотите, умение вовлекать и объединять людей, а не принуждать их» [1, с. 102].
Наиболее близким к дефиниции Дж. Ная представляется следующее определение «мягкой силы» — это «форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение»
Сам Дж. Най выделял три главных ресурса (источника) «мягкой силы»: культуру, политические ценности и внешнюю политику. Е. Спирин отмечает, возможно, в силу неточности перевода дефиниций несколько иную триаду ресурсов: культуру, идеологию и институциональную составляющую: «Если культура и идеология правительства привлекательны, другие будут охотнее им следовать»2. Согласно его концепции вместо наращивания военных мощностей можно усиливать культурно-идеологическое влияние в геополитически важных регионах, превращая их в союзников и даже сателлитов. В рамках институционального направления «мягкой силы» были созданы такие финансовые институты, как МВФ и ВТО, но глобализация «мягкой силы» опережала институциональные возможности государств, на которые она распространялась. Поэтому Е. Спирин констатирует, что сейчас наблюдается кризис «мягкой силы».
Расцвет политики «мягкой силы» пришелся на 1990-е гг. В ст. 9 Концепции внешней политики
1 Мягкая сила / Энциклопедический словарь Academic.ru. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1571557.
2 Спирин Е. Мягкая сила — новая возможность России. URL: https://tsargrad.tv/articles/mjagkaja-sila-novaja-vozmozhnost-rossii 154457.
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640, «мягкая сила» названа «неотъемлемой составляющей современной международной политики, а ее инструментами поименованы возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии в дополнение к традиционным дипломатическим методам. Основным государственным институтом, ответственным за «мягкую силу», в Российской Федерации является Россотрудничество (Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству).
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях четвертой промышленной революции, происходящей в XXI в. (Fourth Industrial Revolution), формируется новая теория налогообложения [2, с. 117]. Помимо того, что эта теория создается в условиях цифровой экономики, она требует применения категориально-терминологического аппарата других наук. Поэтому необходимо, по нашему мнению, использование категориально-терминологического аппарата теории международных отношений, в которой с конца 1880-х гг. используется дефиниция «мягкая сила».
В уже имеющихся ранее исследованиях рассмотрение налогов как «мягкой силы» проводилось исключительно как проявление «новой экономики», «характерной чертой которой выступает активное использование "мягкой силы", направленной на принуждение бизнеса к более полному использованию его прибыли на инвестиционную деятельность» [3, с. 52]. М. М. Соколов утверждает, что «качественное изменение в финансировании расширенного воспроизводства можно с полным правом назвать одним из наиболее ярких проявлений "новой экономики" в мире, характерной чертой которой является активное использование в хозяйственной практике так называемой мягкой силы» [3, с. 57].
В то же время представляется, что направления использования прибыли, оставшейся у компании после уплаты налогов, является сугубо ее выбором, зависящим как от внешних, так и внутрихозяйственных факторов. Было бы правильнее называть данный инструмент, как отмечает сам
М. М. Соколов, не «мягкой силой», а «мягким экономическим принуждением к инвестиционной деятельности» [3, с. 57].
Согласимся частично с Л. В. Полежаровой и А. Б. Берберовым, утверждающим, что «инструменты противодействия государств потере налоговых доходов при трансграничном движении капитала могут искажать инвестиционные решения компаний. В условиях международной налоговой конкуренции каждая налоговая система в аспекте ее характерных отличий может представлять повышенный интерес для носителей капитала» [3, с. 133]. Последний тезис не совсем оправдан в части характеристики «каждая», так как далеко не все страны имеют привлекательные для инвесторов налоговые условия, иначе бы не существовало проблемы бегства капитала по налоговым основаниям.
Автор концепции «мягкой силы» Дж. Най в своей более поздней работе 2004 г. «Soft Power: The Means to Success in World Politics» отмечает, что «сильная и эффективная экономика также может быть причиной привлекательности той или иной страны как некоего эталона, а значит, и ресурсом «мягкой силы». Именно этот тезис был положен в основу настоящей статьи, получив развитие в налоговой плоскости — международное налогообложение трансграничного движения капитала через один из его инструментов — соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН), которые, помимо справедливого двойного освобождения от налогообложения одного и того же дохода, используются и для двойного неналогообложения доходов.
Проблематика возможности двойного неналогообложения доходов находит отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, по мнению И. А. Хавановой, государства посредством двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения не могут эффективно противостоять двойному неналогообложению как режиму, в создание которого вовлечены действия налогоплательщика (группы аффилированных лиц) в иных государствах [5].
В. А. Мачехин, А. Д. Устюгова уточняют, что «в Плане BEPS указывается, что существующие налоговые соглашения не предотвращают случаев возникновения двойного неналогообложения. Понятие двойного неналогообложения применяется к ситуациям трансграничного налогообложе-
ния, как правило, при трансграничном двойном налогообложении, устраняемом посредством применения международных налоговых соглашений» [6, с. 142].
АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЯГКАЯ СИЛА» В МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
В настоящем исследовании представлена авторская интерпретация применения понятия «мягкой силы» в международном налогообложении через анализ такого его инструмента, как СИДН.
В данном случае упоминаемая выше градация Дж. Наем «мягкой силы» на три ключевых направления в трактовке Е. Спирина: культурное, идеологическое и институциональное направления применительно к налогам — представляется следующим образом:
• культурное направление «мягкой силы» международного налогообложения характеризуется налоговой культурой страны, ментальностью по отношению к налоговой дисциплине. Неслучайно, что страны с нормальным уровнем налогообложения характеризуются жесткой регуляторной практикой, высокой налоговой и финансовой дисциплиной;
• идеологическое направление «мягкой силы» международного налогообложения иллюстрируется тем, что именно развитые страны способствовали возникновению и поддержанию налоговых оазисов на своих заморских территориях. В ответ на ужесточение мировой антиофшорной компании ряд развитых стран поменял свою идеологию на трансформацию в транзитные юрисдикции;
• институциональное направление «мягкой силы» международного налогообложения связано с формированием надционального налогового регулирования, например ОЭСР.
Согласно данным консалтинговой группы Brand Finance в первом глобальном индексе стран по уровню их «мягкой силы» в 2020 г. оцениваются известность и узнаваемость нации, влияние, репутация3. Если применить этот подход в международном налогообложении, то его главные акторы привлекают инвесторов следующими характерными для них инструментами «мягкой силы»:
3 Владимир Путин обеспечил Россию мягкой силой. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4267683.
• традиционные (классические) офшорные юрисдикции (например, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Герн-си и Джерси) — практически нулевой фискальной нагрузкой для нерезидентов, отсутствием жестких требований к их банковским операциям и финансовой отчетности; часто отсутствуют договора об избежании двойного налогообложения с другими странами;
• транзитные юрисдикции (мировые финансовые центры — Кипр, Нидерланды, Люксембург) — нулевыми или низкими налогами на определенные доходы и операции нерезидентов, корпоративной защищенностью и наличием договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами;
• экономически развитые страны (например, ведущие страны ЕС) — «нормальной» налоговой нагрузкой, суровыми законами за налоговые правонарушения, высокой налоговой культурой и наличием договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами;
• развивающиеся страны (например, Индия, Россия, Бразилия) — «нормальной» налоговой нагрузкой, достаточно слабым исполнением законов за налоговые правонарушения, невысокой налоговой культурой и наличием договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами (не всегда с выгодными условиями для бюджета страны).
Современные международные налоговые отношения характеризуются тем, что страны продолжают оставаться на позиции поддержания международной налоговой конкуренции, а заключенные СИДН содержат положения, способствующие размыванию налоговой базы4.
Государства по-разному конкурируют за мировые инвестиции: низконалоговые и транзитные юрисдикции используют более мягкие подходы к противодействию уклонению от налогообложения для нерезидентов и одновременно большое количество стимулирующих инструментов в своем законодательстве; при этом часть развивающихся и развитых государств применяют более жесткие условия в международном налогообложении, направленные в большей степени на противодействие
4 Милоголов Н., Берберов А. Турбулентность в мире международного налогообложения. URL: https://www.iep.ru/ ru/kommentarii/turbulentnost-v-mire-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya-nastoyashchee-i-budushchee.html.
размыванию налоговой базы, чем на привлечение инвестиций. Именно в этом и проявляется «мягкая сила» налогов.
СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В условиях всеобщей глобализации экономики государства стремятся обеспечить конкурентоспособность своих налоговых ставок и удобство налогового администрирования для обеспечения инвестиционной привлекательности страны. Низкие налоговые ставки офшорных юрисдикций заставляют другие государства снижать свои налоговые ставки (в так называемой «гонке на дно»), что мешает полноценному предоставлению страной общественных благ, но способствует увеличению имущественного неравенства как внутри государства, так и за его пределами.
Для недопущения двойного налогообложения одного и того же вида дохода в разных государствах, а также разрешения международных налоговых споров, используются СИДН, которые, кроме исключения возможности двойного налогообложения, зачастую гарантируют определенные налоговые льготы инвесторам этих стран с целью привлечения взаимных иностранных инвестиций.
Поскольку национальные законы не исключают международное двойное налогообложение доходов, его избежание или устранение достигается главным образом посредством заключения двусторонних СИДН, основанных на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития 2014 г. [7, с. 83].
В. Н. Засько выделяет три основных способа распределения права налогообложения между странами — участницами СИДН:
1) предоставление государству, налоговым резидентом которого является получатель дохода, исключительного права на его налогообложение (в тексте соглашения указана условие «только»);
2) разделение налоговых доходов между двумя государствами за счет уменьшения налоговых платежей в одной стране на сумму уже уплаченных налогов в другой стране методом зачета (налогового кредита);
3) резервирование исключительных прав на налогообложение дохода за государством — источ-
ником дохода, что дает возможность компании или физическому лицу, извлекающему доход в стране с высокими налогами, стать по отношению к ней налоговым нерезидентом и перейти на обложение налогом в стране с низкими или нулевыми ставками [8, с. 670].
На практике действующие условия налоговых соглашений не только исключают неоднократное налогообложение одного и того дохода у его получателя, но и приводят к противоположной ситуации его полного избежания во всех странах, где компания получает доход. Такая модель агрессивного налогового планирования, как «резидент ни в одной стране мира», приводит к ситуации двойного неналогообложения [6, с. 142]. В данном случае нарушается один из фундаментальных принципов налогообложения, заложенный еще А. Смитом,— принцип справедливости: «Подданные каждого государства должны, по возможности, участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» [9].
Стандартно СИДН заключаются только со странами с «нормальным» уровнем налогообложения, чтобы не предоставлять односторонние налоговые льготы офшорным компаниям. У ряда стран такие соглашения с низконалоговыми юрисдикциями заключены и содержат положения об обмене налоговой информацией и порядке взаимной помощи по налоговым вопросам.
На ликвидацию возможностей недобросовестного использования налоговых преференций, предусмотренных налоговыми соглашениями, направлен п. 6 «Предотвращение злоупотребления договорами об избежании двойного налогообложения» Плана ОЭСР по борьбе с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (далее — План BEPS). В процессе его реализации ОЭСР выпущен итоговый доклад по каждому из 15 пунктов; в 2015 г. вышел доклад по 6-му пункту (далее — Доклад) [10], в котором идентифицируются злоупотребления налоговыми соглашениями как явление treaty shoping. Доклад не дает его определения, но указывает на негативные последствия данного явления, когда использование преимуществ договоров об избежании двойного налогообложения наносит вред налоговым доходам стран — участников договоров. Доклад состоит из введения и трех
секций; секция В посвящена разъяснению того, что налоговые соглашения направлены на исключение двойного налогообложения, но не должны способствовать двойному неналогообложению и размыванию налоговой базы [11, c. 93]. Для этого разработана ОЭСР Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее — MLI). Ее суть заключается в том, что если за счет использования СИДН доход не будет облагаться ни в одной, ни в другой стране, то страна — источник дохода имеет право не применять соглашение и соответственно извлекать налоги с таких доходов в свой бюджет (причем с дивидендов или процентов налог взимается уже на этапе их выплаты).
Ввиду того, что дистрибутивные правила действующих СИДН, созданных по образу Модельной налоговой конвенции ОЭСР или ООН, сконструированы так, что для их применения получатель дохода должен быть налоговым резидентом одного из договаривающихся государств, возможна ситуация, при которой несколько государств считают себя государствами источника дохода. В этом случае полное устранение двойного или многократного налогообложения может быть не достигнуто даже при наличии однотипных СИДН [8, c. 178].
Ожидалось, что в отношении налогов у источника многосторонняя Конвенция начнет применяться в России с 1 января 2020 г., а в отношении всех других налогов — с 1 января 2021 г., но из-за затягивания формальных процедур она заработает не ранее 2021 г.5
В настоящее время Российская Федерация имеет 84 действующих налоговых соглашения с другими странами. С традиционными офшорами — Британские Виргинские острова, Кайманы, Бермуды, Гернси и Джерси и др. — таких договоров нет, поэтому при выплате так называемых пассивных доходов в эти юрисдикции применяются стандартная для страны — источника дохода ставка налогов.
5 Информационное сообщение о применении многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 г. URL: https://www.minfin.ru/ ru/document/?id_4=129318-informatsionnoe_soobshchenie_o_ primenenii_mnogostoronnei_konventsii_po_vypolneniyu_mer_ otnosyashchikhsya_k_nalogovym_soglasheniyam_v_tselyakh_ protivodeistviya_razmyvaniyunal.
Как отмечают Л. В. Полежарова, А. Б. Берберов, в российских СИДН при налогообложении трансграничного движения капитала наиболее применимыми ставками являются:
• по дивидендам ставка 10%, пары ставок 5/10% и 5/15%, ставка 15%, ставка 0% не применяется;
• при выплате процентов ставки 10, 15% (для 24 юрисдикций);
• по роялти ставка 0% применяется в 25 СИДН [4, с. 135].
Право на применение налоговых льгот (пониженных ставок и освобождения), предусмотренных СИДН, при выплате дохода в виде дивидендов определяется по резидентству фактического, а не юридического получателя дохода. Ответственность за исчисление и перечисление налогов в бюджет Российской Федерации при выплате дохода иностранным лицам (иностранному резиденту) несет российская компания (налоговый агент).
Исследование, проводимое Н. Милоголовым и А. Берберовым в 2019 г., показало, что в России присутствуют риски необоснованно низкого налогообложения исходящих дивидендов и роялти, так как большинство юрисдикций, куда они направляются, являются «кондуитными» (транзитными) странами, использующими в своем налоговом законодательстве агрессивные подходы к привлечению капитала и не облагают их существенными налогами; в России такие доходы также будут обложены по низким ставкам в силу действия СИДН6.
Положения соглашений Российской Федерации с отдельными странами (например, с Кипром, Люксембургом, Нидерландами, Мальтой) позволяют или до недавнего времени позволяли снижать налоги у источника на дивиденды, проценты, авторские права, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Именно в этих юрисдикциях осуществляется регистрация компаний, предназначенных в первую очередь именно для налоговых целей (см. выше treaty shopping), когда через выбор более выгодного международного договора можно резиденту страны получать максимальные льготы и фактически двойное освобождение от налогов [12]. Большинство российских СИДН практически не ограничивают налоговые льготы для зарегистри-
6 Милоголов Н., Берберов А. Турбулентность в мире международного налогообложения. https://www.iep.ru/ru/ kommentarii/turbulentnost-v-mire-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya-nastoyashchee-i-budushchee.html (дата обращения 15.07.2020).
Таблица 1 / Table 1
Сравнение ставок налога на прибыль организаций и НДФЛ по трансграничным доходам / Comparison of corporate income tax and personal income tax rates for cross-border income
Налогооблагаемый доход / Taxable income Иностранных акционеров при отсутствии налогового соглашения / Foreign shareholders in the absence of a tax agreement, % Иностранных акционеров по международным налоговым соглашениям / foreign shareholders under international tax agreements, % Российских акционеров/ Russian shareholder, %
Налог на дивиденды, полученные от российских компаний / Tax on dividends received from Russian companies 15 5-15 13; при выполнении ряда условий -0
Проценты по кредитам и роялти, полученные от российских компаний / Interest on loans and royalties received from Russian companies 20 0-15 20
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
рованных в зарубежных юрисдикциях компаний, стимулируя их использование в схемах агрессивного налогового планирования.
Всего в период 2000-2019 гг. обновлено 13 СИДН, из них касающиеся офшорной тематики с Кипром (2010 г.), Люксембургом (2011 г.), Швейцарией (2011 г.) и включающие возможность обмена налоговой информацией по требованию фискальных органов. Однако некоторые юрисдикции, соглашения с которыми предусматривают налоговые льготы, часто используются при регистрации технических (промежуточных) компаний для выплаты трансграничных доходов с меньшими налогами (табл. 1).
На ликвидацию ряда налоговых льгот нацелен пересмотр (обновление) соглашений (договоров) об избежании двойного налогообложения с ключевыми для российского бизнеса юрисдикциями, проводимый Минфином России и ФНС России в 2020 г. Предполагаемые изменения касаются только так называемых транзитных юрисдикций, в которых расположены компании, специально созданные для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения. В письме от 29.04.2020 № 03-0805/35110 Минфина России отдельно подчеркнуто, что предполагаемые изменения не будут ухудшать положение национальных кипрских, люксембургских и мальтийских инвесторов и направлены на
борьбу с недобросовестными налогоплательщиками российского происхождения7.
В табл. 2 представлены ставки налогов на трансграничное движение капитала Российской Федерации по СИДН, обновление которых намечено на 2020-2021 гг. — с Швейцарией, Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами, Сингапуром.
Эти меры позволят исключить схему злоупотребления льготами СИДН и заодно отменят льготные ставки по реальным инвестициям, пришедшим из этих стран по неналоговым соображениям.
В случае непринятия новых условий зарубежными партнерами Российская Федерация вправе начать процедуру денонсации договора. Помимо резкого роста налоговой нагрузки, разрыв соглашения с транзитными юрисдикциями грозит бизнесу двойным налогообложением при получении доходов из этих стран; особенно могут пострадать крупные российские холдинги с дочерними компаниями в этих странах, и граждане, получающие за рубежом доход, не смогут зачесть в России налоги, уплаченные в этих государствах8.
7 Письмо Минфина России от 29.04.2020 № 03-08-05/35110. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase=QUEST&n=194746#02637934310267249.
8 Россия объявила о разрыве налогового соглашения с Кипром. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/08/2020/5f281d8 d9a7947c6f7a54043 (дата обращения: 09.08.2020).
Таблица 2 / Table 2
Ставки налогов на трансграничное движение капитала в ряде транзитных юрисдикций по СИДН (в действующей в 2020 г. редакции) / Tax rates for cross-border movement of capital in a number of transit jurisdictions according to the Agreements on avoidance of double taxation (in effect in 2020)
Страна / State Ставка налога на доходы из России, % / Tax rate on income from Russia, % Ставка налога на доходы в Россию, % / Tax rate on income into Russia, %
Дивиденды / Dividends Проценты, авторские права и лицензии, роялти / Interest, copyrights and licenses, royalties Дивиденды / Dividends Проценты, авторские права и лицензии, роялти / Interest, copyrights and licenses, royalties
Швейцария / Switzerland 1 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 20% капитала компании - плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 200 000 швейцарских франков; 15% во всех остальных случаях Только налог в Швейцарии (35%) Только в Швейцарии (35%) В Швейцарии не облагаются
Кипр / Cyprus 2 5%, если компания - получатель дивидендов инвестировала в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100 000 евро; 10% во всех остальных случаях Только налог в Кипре (0%) Только на Кипре (0%) На Кипре не облагаются
Мальта / Malta 3 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 25% капитала компании - плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 100 000 евро; 10% во всех остальных случаях 5% 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 25% капитала компании - плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 100 000 евро; 10% во всех остальных случаях 5%
Люксембург / Luxembourg 4 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 10% капитала компании - плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 80 000 евро; 15% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях Только налог в Люксембурге (0%) 15% В Люксембурге не облагаются
1 Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Москве 15.11.1995; ред. от 24.09.2011). URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_13490.
2 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Никозии 05.12.1998). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_23908.
3 Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (заключена в г. Москве 24.04.2013) вместе
с Протоколом к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (подписан в г. Москве 24.04.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161458.
4 Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_13946.
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
5 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19512/ (дата обращения: 04.08.2020).
6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (заключено в г. Гонконге 18.01.2016) вместе Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (подписан в г. Гонконге 18.01.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201024/ (дата обращения: 06.08.2020).
Окончание таблицы 2/ Table 2 (continued)
Страна / State Ставка налога на доходы из России, % / Tax rate on income from Russia, % Ставка налога на доходы в Россию, % / Tax rate on income into Russia, %
Дивиденды / Dividends Проценты, авторские права и лицензии, роялти / Interest, copyrights and licenses, royalties Дивиденды / Dividends Проценты, авторские права и лицензии, роялти / Interest, copyrights and licenses, royalties
Нидерланды / Netherlands 5 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 25% капитала компании - плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 75 000 евро; 15% во всех других случаях Только налог в Нидерландах (0%) 0% В Нидерландах не облагаются
Гонконг / Hong Kong 6 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 15% капитала компании - плательщика дивидендов; 10% во всех остальных случаях Проценты -только в Гонконге; 3% по авторским правам и лицензиям 5%, если компании - получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 15% капитала компании - плательщика дивидендов; 10% во всех остальных случаях Проценты в Гонконге не облагаются; 3% по авторским правам и лицензиям
Для решения этой проблемы ряд экспертов предлагают законодательно предусмотреть «возможность гибридных структур, когда иностранная компания в корпоративном смысле остается иностранной, сохраняет свои корпоративные атрибуты иностранного государства, при этом становится российским налоговым резидентом, т.е. платит налоги так же, как обычные российские компании»9. Отметим, что данное предложение, будучи новационным для российского корпоративного права, в некоторой степени уже воплощается на территории специальных административных районов на островах Октябрьский и Русский. Редомициляция (смена страны регистрации корпорации) позволяет осу-
9 Эксперты рассказали о реакции иностранных инвесторов на пересмотр международных налоговых соглашений. URL: https://www.nalog.ru/m77/news/activities_fts/9927287/ (дата обращения: 09.08.2020).
ществить полную «миграцию» иностранных компаний в Россию, в том числе получить российское налоговое резидентство.
ВЫВОДЫ
После выхода первых книг Дж. Ная прошло около 30 лет, и теперь можно объективно оценить его концепцию. За прошедшие годы взгляды этого ученого на выдвинутую им теорию под воздействием реальных политических событий эволюционировали, и он признал, что «мягкая сила» в изменившемся мире имеет значительные ограничения.
Но утратив свой главенствующий статус во внешней политике, концепция «мягкой силы» дала толчок к развитию отдельного научного направления в гуманитарных и общественных науках.
Действующие российские соглашения об избежании двойного налогообложения значительно
ограничивают права на налогообложение доходов у источника получения дохода, так как содержат очень низкие ставки удерживаемого в России налога. В среднесрочной перспективе целесообразно смещать права налогообложения в заключенных соглашениях в сторону страны источника дохода; для этого следует повышать ставки налога у источника по доходам от процентов, дивидендов, роялти. Такая смена парадигмы привела бы к значительному снижению фискальных рисков, административных и методических проблем при подтверждении статуса фактического права на доход при выплате доходов нерезидентам10.
На основе анализа происходящих изменений в налоговых соглашениях можно сделать вывод
10 Милоголов Н., Берберов А. Турбулентность в мире международного налогообложения. URL: https://www.iep.ru/ ru/kommentarii/turbulentnost-v-mire-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya-nastoyashchee-i-budushchee.html (дата обращения: 12.08.2020).
о необходимости перехода к новым ставкам налогообложения трансграничного движения капитала на одинаковых условиях и примерно в одно и то же время для всех стран (по условиям действующих Соглашений он может быть проведен в уведомительном порядке).
Как отмечает О. Г. Леонова, эпоха политики «мягкой силы», такой, какой ее видел Дж. Най, прошла, и наступила эра глобальных политических технологий — политики «умной силы» (smart power) [1, с. 114].
Применительно к международному налогообложению это означает, что «мягкая сила» налогов, примененная разными странами в сугубо своих корыстных интересах, создает возможности недобросовестным налогоплательщикам для ухода от налогов, причем применяя те инструменты, которые изначально внедрялись для поддержки добросовестных налогоплательщиков, например СИДН.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Леонова О. Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания.— 2018.- № 1.— С. 101-115.— ISSN 0869-8120.
2. Гончаренко Л. И., Вишневский В. П., Гурнак А. В. Особенности налогового регулирования в контексте четвертой промышленной революции // Экономика. Налоги. Право. — 2020.— Т. 13.— № 1.— С. 114122.- DOI: 10.26794/1999849X-2020-13-1-114-122
3. Соколов М. М. Об уровне налоговой нагрузки в экономике России и о возможностях по ее снижению без сокращения налоговых поступлений // Экономика в промышленности. — 2018.— Т. 11.— № 1.— С. 52-63.— DOI 10.17073/2072-1633-2018-1-052-062
4. Полежарова Л. В., Берберов А. Б. Налогообложение международного движения капитала в контексте факторов инвестиционных стратегий компаний: опыт развивающихся стран // Экономика. Налоги. Право.— 2019.— Т. 12.— № 4.— С. 132-142.— DOI: 10.26794/1999-849X-201912-4-132-142
5. Хаванова И. А. Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях // Журнал российского права. — 2013.— № 11.— С. 41-51.
6. Мачехин В. А., Устюгова А. Д. О понятии «двойное неналогообложение» // Экономика. Налоги. Право.— 2017.— № 1.— C. 139-143.
7. Хаванова И. А. Налоговая юрисдикция: грани возможного и отсроченные риски // Журнал российского права.— 2017.— № 12.— С. 81-92.
8. Засько В. Н. Совершенствование правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 5.— С. 669-684.— DOI: 10.18334/ rp.17.5.35031
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов — Москва: Эксмо, 2019. — 160 с. — ISBN 978-5-699-84994-9.
10. Preventing the Granting of Treaty Benefits in Inappropriate Circumstances, Action 6-2015 Final Report. — Paris: OECD Publishing, 2014.— (0ECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project). — DOI: http://dx.doi. org/10.1787/9789264241695-en
11. Мачехин В. А., Маршанкулова О. С. Борьба с неправомерным использованием льгот, предоставляемых договорами об избежании двойного налогообложения // Актуальные проблемы российского пра-ва.—2017. — Т. 74.— № 1.— С. 92-100.— DOI 10.17803/1994-1471.2017.74.1.092-099
12. Шепенко Р. А. Налоговый шопинг и категориальный аппарат ненадлежащего использования международного договора // Хозяйство и право.— 2019. — Т. 511.— № 8.— С. 96-105.
REFERENCES
1. Leonova O. G. Josef Nye and «soft power»: an attempt to read it again. Social'no-gumanitarnye znanija = Socio-humanitarian knowledge. 2018(1):101-115. (In Russ.).
2. Goncharenko L. I., Vishnevsky V. P., Gurnak A. V. Features of tax regulation in the context of the fourth industrial revolution. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(1):114-122. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999849X-2020-13-1-114-122
3. Sokolov M. M. About the level of tax burden in the Russian economy and the possibilities for reduring it without redudng tax revenues. Jekonomika v promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. 2018;11(1):52-63. (In Russ.). DOI: 10.17073/2072-1633-2018-1-052-062
4. Polezharova L. V., Berberov A. B. Taxation of international capital movement in the context of factors of investment strategies of companies: experience of developing countries. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(4):132-142. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-201912-4-132-142
5. Khavanova I. A. Fiscal (tax) sovereignty and its borders in integration entities. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian law. 2013;(11):41-51. (In Russ.).
6. Machekhin V. A., Ustyugova A. D. About the concept of «double non-taxation». Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2017;(1):139-143. (In Russ.).
7. Khavanova I. A. Tax jurisdiction: facets of the possible and deferred risks. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian law. 2017;12:81-92. (In Russ.).
8. Zasko V. N. Improvement of the rules for concluding agreements on the avoidance of double taxation. Rossijskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship. 2016.17(5):669-684. (In Russ.). DOI: 10.18334/rp.17.5.35031
9. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. Moscow: Eksmo; 2019. 160 p. (In Russ.).
10. Preventing the Granting of Treaty Benefits in Inappropriate Circumstances, Action 6-2015 Final Report, Paris: OECD Publishing, 2014. (OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project). DOI: http://dx.doi. org/10.1787/9789264241695-en
11. Machekhin V. A., Marshenkulova O. C. ^u^ering misuse of benefits provided by the agreements on avoidance of double taxation. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2017;74(1):92-100. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2017.74.1.092-099
12. Shepenko R. A. Tax shopping and categorical apparatus of improper use of an international agreement. Hozjajstvo i pravo. = Business and Law Journal. 2019;8(511):96-105. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Елена Сергеевна Цепилова — доктор экономических наук, доцент, профессор Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия; профессор Сочинского государственного университета, Сочи, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Elena S. Tsepilova — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof. at Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia; Prof. at Sochi State University, Sochi, Russia [email protected]
Статья поступила 27.08.2020; принята к публикации 20.10.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 27.08.2020; accepted for publication 20.10.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.