Научная статья на тему 'Сущность валютного контроля в таможенном деле'

Сущность валютного контроля в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3188
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмичев С. В.

Валютный контроль в таможенном деле рассмотрен как вид государственного валютного контроля, выявлена его сущность, отграничение от надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность валютного контроля в таможенном деле»

УДК 339.543:343.37:338.246.025 С.В. Кузьмичев (Москва, МГЮА)

СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Валютный контроль в таможенном деле рассмотрен как вид государственного валютного контроля, выявлена его сущность, отграничение от надзора.

Валютный контроль — это один из способов обеспечения и защиты экономических интересов страны.

Таможенный контроль — одно из направлений валютного контроля, который в условиях активного развития внешней торговли приобретает особое значение.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такое регулирование осуществляется с использованием совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.1 Важным средством таможенного регулирования является таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, а одна из его функций — валютный контроль в таможенном деле, т. е. проверка соблюдения валютного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. В соответствии со ст. 403 п. 7 Таможенного кодекса РФ валютный контроль — одна из функций таможенных органов, назначение которой осуществление в пределах установленной компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми на его основе нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о сущности валютного контроля в таможенном деле, следует определиться с понятиями «контроль» и «надзор». В научной литературе и в действующем законодательстве нет единообразного толкования этих терминов. В Федеральный закон называется «О валютном регулировании и валютном контроле», а федеральный орган

1 Таможенный кодекс РФ. Ст. 1, 2.

исполнительной власти, осуществляющий функции органа валютного кон -троля, называется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Разграничение понятий «контроль» и «надзор», с нашей точки зрения, имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Как совершенно справедливо отмечает М.С. Студеникина, выделение существенных черт и сущности каждой функции управления «позволяет размежевать эти функции между собой, открывая возможность для рационального построения системы управления, добиться четкого правового регулирования их осуществления, не допустить механического сцепления несовместимых по своему характеру функций в руках одного органа либо искусственного дробления функции между несоподчиненными органами».1

Государственный контроль — функция государственного управления, суть которой — в получении достоверной и объективной информации о фактическом положении дел на подконтрольном объекте. Контроль осуществляется не только за состоянием законности и государственной дисциплины, но и целесообразности деятельности контролируемого, в силу чего контролирующий может вмешиваться в текущую административнохозяйственную деятельность контролируемого, а также часто наделяется правом отменять решения контролируемого. В процессе контроля могут быть применены оперативные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, способствовавших правонарушениям, выявлению виновных лиц и привлечению их к установленной законом ответственности. Представляется, что наиболее важным в контроле является то, что, как правило, он осуществляется в отношении организационно подчиненных субъектов, по различным направлениям их деятельности, возможно вмешательство в их оперативно-хозяйственную деятельность, а за допущенные нарушения возможно применение дисциплинарной ответственности и различных организационных мер.

Именно специфическое назначение контроля свидетельствует о его са-мостоятельности и отличии от других видов управленческой деятельности.

Государственный надзор — функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдени-ем законов, иных нормативно-правовых актов, осуществляемая по подведомственным вопросам в отношении неподчиненных юридических лиц и граждан.

Административный надзор — функция исполнительных органов государственной власти, который отличается от государственного контроля тем, что он осуществляется:

а) за соблюдением специальных норм и правил, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления;

б) специальными органами исполнительной власти, наделенными широкими надведомственными полномочиями;

1 М.С. Студеникина. Государственный контроль в сфере управления. — М.: Юридическая литература, 1974. — С. 10.

в) в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц и граждан, не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную деятельность;

г) надзорные органы по результатам проверок вправе применять меры административного принуждения.

Для осуществления надзора надзорные органы наделяются полномочиями: в частности, правом требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций соответствующие документы и иную информацию, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить проверки, досмотры, обследования, требовать проведения экспертиз и т. д.; могут давать обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций предписания об устранении нарушений, применять к виновным нарушителям меры административного принуждения.

Следует согласиться с определением административного надзора как особого вида государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.1

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что по своей сущности валютный контроль — это надзорная деятельность, на что совершенно справедливо указывается в учебнике «Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации»: «возможно для обозначения этого вида деятельности подошел бы термин «надзор». Однако термин «валютный контроль» является общепринятым, поэтому он широко используется, несмотря на отмеченную неточность».2 На это же обращается внимание и в учебнике О.Ю. Бакаевой и Г.В. Матвиенко «Таможенное право»: «следует отметить, что контрольные правоотношения данного рода обладают скорее признаками надзора. Контрольная деятельность заключается, в частности, в проверке исполнения закона с точки зрения законности и целесообразности. Надзор же основан лишь на проверке исполнения закона, т. е. органы и агенты валютного контроля осуществляют постоянное наблюдение за проведением валютных операций на предмет их законности. Кроме того, надзор применяется органом к тем лицам, которые ему организационно не подчинены. Таким образом, более точно использование термина «валютный надзор», хотя понятие «валют-

1 Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. Административное право России: учеб. — М.: Изд-во «Проспект», 2006. — С. 351-352.

2 Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина, Г.Г. Ячменев. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. — М., 2004. — С. 548.

ный контроль» до настоящего времени остается общепринятым и законодательно закрепленным».1

Термины «контроль» и «надзор» часто употребляются как идентичные или взаимосвязанные виды управленческой деятельности — контрольно-надзорная, как управленческая функция — контроль-надзор. К сожалению, до настоящего времени эти слова не стали научными терминами, отражающими их сущность, и остаются предметом дискуссий. В силу сказанного, нам представляется необходимым, особенно в связи с проводимой в стране административной реформой, одним из направлений которой является «организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля ... »2, законодательно закрепить понятия «контроля» и «надзора» и в дальнейшем четко их разграничивать в правовых актах.

Разграничение этих понятий способствовало бы более точному правовому определению полномочий органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исключило бы дублирование в их деятельности и, с нашей точки зрения, помогло бы добиться точного использования указанных терминов.

Эти же рассуждения применимы и к таможенному валютному контролю, который осуществляется по конкретному направлению — валютные операции резидентов и нерезидентов, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; специальными органами исполнительной власти — таможенными органами; проверяется соблюдение только валютного законодательства РФ и нормативно-правовых актов органов валютного регулирования; в случае обнаружения нарушений возможно применение к нарушителю мер административного принуждения. Следовательно, этот вид деятельности таможенных органов более правильно и точно было бы называть надзором. Но в силу сложившейся традиции в дальнейшем мы будем говорить о таможенном валютном контроле.

Валютный таможенный контроль в соответствии с действующим законодательством представляет собой одну из основных функций таможенных органов, которые законодателем отнесены к агентам валютного контроля. Как агенты валютного контроля они имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Таможенные органы как агенты валютного контроля реализуют свои функции в координации с банками, обслуживающими счета (в том числе в

1 О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. Таможенное право: учеб. — М.: ЮРИСТЪ, 2004. — С. 256.

2 Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» (СЗ РФ. — 2003. — № 30. — Ст. 3046). Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г., которым одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. (СЗ РФ. — 2005. — № 46. — Ст. 4720).

иностранной валюте) непосредственных участников перемещения товаров через таможенную границу. Кроме того, осуществляют контроль соблюдения физическими лицами правил перевоза наличной валюты через таможенную границу России, установленных валютным законодательством нашей страны. Функцию таможенного валютного контроля осуществляет система таможенных органов, в которую входят Федеральная таможенная служба, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы, подразделения валютного контроля региональных таможенных управлений, отделы и отделения валютного контроля таможен. Задачи, функции, права указанных таможенных органов закреплены в Положениях об этих органах, утвержденных приказами Федеральной таможенной службы и изданных на основе федеральных нормативных правовых актов о валютном регулировании и валютном контроле.

В заключение хотелось бы отметить, что валютный контроль в таможенном деле, являясь видом государственного валютного контроля, характеризуется тем, что это одна из функций таможенных органов; формы и методы, которые используют таможенные органы, определены в законодательстве о валютном регулировании и Таможенном кодексе Российской Федерации; к нарушителям валютного законодательства применяются меры административного принуждения, предусмотренные действующим законодательством.

УДК 343.535:343.85

Е.А. Лебедева (Москва, МГЮА)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Рассматриваются правовые основы банкротства, дается характеристика его отдельных процедур.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 предусматривает множественность процедур, применяемых к неплатежеспособным должникам, введение которых зависит от особенностей их правового положения, возможности (невозможности) восстановления их платежеспособности и других обстоятельств.

В соответствии с названным Законом, при рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение (гл. IV);

- финансовое оздоровление (гл. V);

1 СЗ РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.