Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
8. Кучеров, И.И. Бюджетное право России: Курс лекций - М.: АО «Цитр Юр ИнфоР», 2002.
9. Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.
Literature
1. Budget Law. Text-book. Under general edition by G.B. Polyak. M., 2009.
2. PerovaS.N. Financial-economic provision of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 3, 2009.
3. Perova S.N. On the project of Federal Budget of MIA of Russia for 2008 and medium term. Economic bulletin of MIA of Russia № 8, 2007.
4. Perova S.N. Financial provision for activities of bodies of internal affairs and internal troops of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 12, 2007.
5. Comments to Budget Code of Russian Federation (item-by-item) / L.L. Arzumanov, E.M. Ashmarina, ed. by E.Yu. Gracheva, M., Prospect, 2009.
6. Kotov N.V. Administration of revenues of Federal budgets of Russian Federation by financial bodies of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 9, 2006.
7. Perova S.N. Financial-economic provision of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 3, 2009.
8. Kucherov I.I. Budget Law of Russia. Course of lectures. Moscow, 2002.
9. Budget Law. Text-book. Under general edition by G.B. Polyak. M., 2009.
1 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.9
2 Ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.
3 Приказ МВД РФ от 28.02.2005 г. № 132 «Об утверждении регламента взаимодействия МВД Росси с федеральными органами исполнительной власти» В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2005 г. N 6708 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305.
4 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.184
5 См.: С.Н. Перова Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России № 3. 2009.; С.Н. Перова О проекте федерального бюджета МВД России на 2008 год и на среднесрочную перспективу // Экономический вестник МВД России № 8. 2007.; С.Н. Перова Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России// Экономический вестник МВД России № 12. 2007.
6 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2009. С. 161
7 Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.
8 См.: Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (принят ГД ФС РФ 31.10.2008) «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48, ст. 5499,»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 1) (прил. 1 - 6),»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 2) (прил. 9),»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 3) (прил. 12, 15, 18, 19, 21 -24).
9 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2009. С. 6
10 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.12
11 Там же: С.13
12 Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.
13 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.75
14 Н.В. Котов Администрирование доходов бюджетов Российской Федерации финансовыми подразделениями системы МВД России // Экономический вестник МВД России № 9. 2006.
15 С.Н. Перова Финансово-экономическое обеспечение МВД России// Экономический вестник МВД России № 3. 2009. С.5
16 Там же: С.6
17 Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций - М.: АО «Цитр Юр ИнфоР», 2002. С. 61.
УДК 347.43 Н.Ю. Вашкович*
Правоохранительные органы Российской Федерации в системе валютного контроля
В представленной статье уделяется большое внимание проблемам правильного определения понятия «правоохранительные органы»», их места в системе валютного контроля. В статье определяется взаимосвязь полномочий органов и агентов валютного контроля, выявляется несогласованность в разграничении полномочий между ними. Большое внимание автор уделяет недостаткам действующего законодательства в сфере валютных правоотношений.
Ключевые слова: правоохранительные органы, валютный контроль, органы и агенты валютного контроля, налоговые органы, таможенные органы.
* Вашкович, Наталья Юрьевна, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 753-94-22. E-mail: [email protected]
* Doctoral studies of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer.
10б
N.Y. Vashkovich*. Law machinery of Russian Federation in the currency control system.
This article pays much attention to the problems of the right definition of the concept «law machinery», their place in the currency control system. This issue determines the intercommunication between the authorities of bodies and agents of currency control and reveals unconformity in differentiation of authorities between them. The author pays much attention to the shortcomings of the currently law in currency legal relationship.
Keywords: law machinery, currency control, bodies and agents of currency control, rating authorities, custom authorities.
Валютный контроль является одной из системы мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Система валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении валютных операций.
Предпринимаемые сегодня в нашей стране методы валютного контроля не позволяют приостановить негативные тенденции:
- вывоз капитала;
- отмывание денег, полученных незаконным путем;
- функционирование теневого сектора в сфере внешней торговли и на финансовом рынке.
Только в январе 2009 г. отток капитала из российской экономики составил 40 млрд. долларов1.
Пробелы в действующем законодательстве, отсутствие скоординированности в работе контролирующих органов позволяют создавать каналы для беспрепятственной перекачки денежных средств.
Большую роль в осуществлении валютного контроля играют правоохранительные органы. Однако в литературе нет единого подхода к определению понятия «правоохранительные органы».
В частности, возможны широкий и узкий, сугубо специализированный подходы к определению термина «правоохранительные органы». При самом общем и наиболее широком подходе к проблеме правоохранительной деятельности к числу правоохранительных органов могут быть отнесены любые из перечня министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти, суды, прокуратура, адвокатура и нотариат, т.к. каждый из них активно участвует в реализации, охране, защите прав и полномочий в порученной исполнительному органу сфере управления.
Осуществляя свои основные задачи и функции, государственные органы выполняют значительный объем правоохранительных задач и полномочий по охране законов и иных правовых нормативных актов, прав и свобод граждан и организаций, по борьбе с правонарушениями2.
Следует отметить, что существуют различные взгляды ученых-юристов на определение понятия «правоохранительные органы». Например, в учебнике «Правоохранительные органы Российской Федерации» приводится следующее определение: «Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи»3. Такое определение вызывает ряд вопросов. Что, к примеру, означает «признак профессиональной деятельности»? Как следует трактовать термин «обособленная самостоятельная группа органов государства»?
Несколько по-другому определяют понятие «правоохранительные органы» Ю.А. Лукичев и С.А. Вахмистрова. По их мнению, это специально уполномоченные органы государства, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью4.
Таким образом, авторы определяют расширительный подход к указанной проблематике5.
Однако данное определение, на наш взгляд, также не лишено существенных недостатков. Во-первых, акцент здесь ставится на борьбе с преступностью, а не с правонарушениями в целом, в частности, с наиболее широко распространенными административными правонарушениями. Во-вторых, защита прав и свобод человека свойственна не только специально уполномоченным органам государства. Согласно ст. 2 Конституции РФ, такая деятельность (защита) призвана быть обязанностью всех государственных органов и общественных объединений.
Свой взгляд на понятие «правоохранительный орган» сформулировал А.П. Рыжаков. Автор полагает, что «правоохранительным органом является учреждение, должностное лицо или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок»6.
Данное определение представляется несколько расплывчатым и нечетким и вызывает ряд вопросов. Как, например, может быть правоохранительным органом отдельный следователь? Или оказывающий юридическую помощь гражданин? Очевидно, что это элементы определенных правовых институтов — следственного аппарата, адвокатуры и т.д. По-видимому, точнее стоит говорить об участии судьи, следователя, адвоката в правоохранительном процессе.
Обобщая все вышеуказанные подходы к данной проблематике, следует отметить, что термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями7.
По мнению автора, правоохранительные органы - это такая разновидность государственных органов, которая относится по своей правовой природе к судебной власти, прокуратуре, к органам исполнительной власти, имеет своей задачей функции и полномочия правоохранительного характера, обладает правом применения юридических мер воздействия в целях укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации в целом. Если строго и последовательно руководствоваться данным вариантом определения правоохранительных органов, к их числу может быть отнесен ограниченный круг государственных органов.
В ч. 2 ст. 22 Закона « О валютном регулировании и валютном контроле»8 определен субъектный состав правоотношений по валютному контролю в части контролирующих органов, наделенных соответствующими властными полномочиями. Органами валютного контроля названы Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Допускается, что Правительство РФ может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти. При этом контрольные полномочия между указанными органами разделены таким образом, что Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.
В самом Законе в качестве органа валютного контроля непосредственно назван только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — получил полномочия по осуществлению валютного контроля опосредованно — через принятие Правительством РФ решения о наделении его статусом органа валютного контроля. Соответствующее решение было облечено в форму постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). В п. 1 упомянутого Положения закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет функции органа валютного контроля. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).
Первое, что обращает на себя внимание, - это значительно «поредевший» перечень государственных органов, получивших в соответствии с Законом 2003 г. статус органов валютного контроля. Ранее, как известно, функции органов валютного контроля выполняли таможенное ведомство (Государственный таможенный комитет РФ), налоговое ведомство (Министерство по налогам и сборам РФ), Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, после упразднения которой соответствующая функция отошла к Министерству финансов РФ.
Столь существенное сокращение списка органов валютного контроля соответствует общему правительственному курсу на либерализацию валютного регулирования и валютного законодательства.
Кроме того, следует отметить, что таможенное и налоговое ведомства, потеряв статус органа валютного контроля, не перестали участвовать в осуществлении валютного контроля. И Федеральная таможенная служба, и Федеральная налоговая служба являются государственными органами, осуществляющими в пределах своих полномочий функции агентов валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459; п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).
Валютный контроль может осуществляться одновременно несколькими органами. Как уже отмечалось, Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России. В свою очередь, Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В аспекте исследуемой проблемы остановимся на вопросе, относятся ли таможенные органы, осуществляющие валютный контроль, к правоохранительным органам.
В ст. 401 нового Таможенного кодекса РФ 2003 г. такая важная составляющая статуса таможенных органов, как принадлежность к системе правоохранительных органов, своего отражения не нашла, тогда как в ТК РФ 1993 г. данное положение было прямо зафиксировано в статье о системе таможенных органов. Отсутствие подобного положения в новом ТК РФ объясняется иной концепцией,
определяющей предметом правового регулирования порядок установления и реализации порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 1 ТК РФ).
По нашему мнению, таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Статус правоохранительного для каждого из таких органов устанавливается в конкретном акте законодательства, определяющем его функции и правомочия. В данном случае правоохранительный характер службы в таможенных органах закреплен в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Валютный контроль является одной из важных функций, выполняемых таможенными органами, направленной на защиту интересов личности, общества и государства.
В соответствии с законодательством РФ на таможенные органы возложен контроль за:
- полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
- обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
- эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
- законностью операций неторгового характера — перемещением через таможенную границу РФ валюты РФ и валютных ценностей;
- соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок, в пределах своей компетенции.
В настоящий момент сфера валютного контроля методически и технологически организована как таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК). Он представляет собой совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками, с одной стороны, при таможенном контроле, с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте. Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-банковский валютный контроль как единая система, имеющая определенную структуру, технологию и информационные связи, существует в Российской Федерации с 1994 г., когда было положено начало формированию системы организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. В дальнейшем (с 1995 г.) система получила функцию контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 г. на существующей технологической основе обработки информационных потоков с целью осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.
Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков. Данная работа организована следующим образом.
1 этап - Управление валютного контроля (УВК) Федеральной таможенной службы на основании анализа центральной базы данных валютного контроля выявляет экспортные отгрузки товаров, валютная выручка от продажи которых по информации уполномоченных банков не поступила на счета экспортеров;
2 этап - УВК направляет в таможенные органы поручения на проведение проверок поступления выручки по данным отгрузкам;
3 этап - таможенные органы проводят проверки под методическим руководством УВК;
4 этап - УВК собирает информацию о результатах проведенных проверок в центральную базу данных валютного контроля.
В настоящий момент наиболее отработанным организационно и методологически является контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
Исходя из расширительного толкования правоохранительных органов, возникает вопрос: может ли быть к ним также отнесена Федеральная налоговая служба (ФНС)?
Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 сентября 2004 г. № 506 утвердило «Положение о Федеральной налоговой службе». Служба является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов РФ; осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ.
В соответствии с указанным Постановлением, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ), а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства.
ФНС осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня являются налоговыми органами и образуют единую централизованную систему налоговых органов.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Основными задачами Федеральной налоговой службы, помимо контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды, является и осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также взаимодействие с органами валютного контроля.
Следует отметить, что мнения ученых- юристов по поводу включения налоговых органов в состав правоохранительных различны. Если исходить из расширительного понимания9 определения «правоохранительные органы», то Федеральную налоговую службу следует относить к правоохранительным органам. Однако, к примеру, Э.П. Григонис не включает налоговые органы в систему правоохранительных10. По нашему мнению, стоит согласиться с указанной позицией, особенно после упразднения в 2003 г. института налоговой полиции и передачи ее функций Министерству внутренних дел11.
Российское действующее законодательство детально не определяет содержание валютноконтрольных полномочий налоговых органов. Следует подчеркнуть, что в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173- ФЗ от 10 декабря 2003 г.12 не упоминается о налоговых органах как агентах валютного контроля. Представляется, что данный факт является недостатком Закона.
Однако подзаконные нормативные акты, такие как Инструкции и Письма Центрального банка РФ, наделяют налоговые органы контрольными полномочиями. Так, налоговые органы принимают участие (совместно с главными территориальными управлениями Банка России) в проведении проверок уполномоченных банков по обеспечению правильности и своевременности осуществления расчетов и применяют санкции, предусмотренные действующим законодательством.
После вступления в силу нового Закона 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» юридические лица и индивидуальные предприниматели получили право открывать счета в зарубежных банках. Отметим, что резиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, а также для обслуживания деятельности своих представителей за рубежом уже с 2002 г.
В соответствии с положениями Банка России № 200-П и 201-П, счета или вклады в иностранной валюте разрешено открывать в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег13. Таких стран в настоящее время насчитывается более 30.
Данные счета контролируются налоговыми органами. Резиденты обязаны не позднее месяца со дня заключения или расторжении договора об открытии или закрытии счета или вклада в иностранном банке уведомить налоговые органы по месту своего учета. Резиденты - юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках, а физические лица - отчеты об остатках средств на счетах в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало календарного года.
Следует, однако, признать, что реальный вклад налоговых органов в осуществление валютного контроля в настоящее время ограничивается выявлением случаев нарушения валютного законодательства с последующим привлечением к производству по указанным делам органов валютного контроля.
Итак, проведенный анализ показал, что федеральная таможенная служба входит в систему правоохранительных органов и осуществляет валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации14.
Федеральная налоговая служба, напротив, не является правоохранительным органом. По своим контрольным полномочиям налоговые органы следует относить к агентам валютного контроля, что, однако не нашло должного отражения в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле»15.
К сожалению, несогласованность позиций различных федеральных органов власти по такому важному вопросу, как валютный контроль, зачастую тормозит процесс образования необходимой нормативной базы, сбалансированно регламентирующей действия всех участников внешнеэкономической деятельности и при этом обеспечивающей должный уровень экономической безопасности России.
В настоящее время отсутствует четкое разграничение полномочий между различными органами и агентами валютного контроля, что в ряде случаев приводит к дублированию контрольных мероприятий, а также к непринятию мер ни одним из органов валютного контроля.
Несмотря на наличие соответствующих законодательных положений, а также ряда межведомственных соглашений о сотрудничестве и информационном обмене, органы валютного контроля практически не обмениваются данными о проводимых ими контрольных мероприятиях. До сих пор не создана единая информационная система валютного контроля в России.
Важно подчеркнуть, что поиск путей совершенствования законодательства в рассматриваемой области должен осуществляться с учетом норм международного права, опыта взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также анализа материалов судебной практики.
Список литературы
1. Габричидзе, Б.Н., Елисеев, Б.П., Чернявский, А.Г. Правоохранительные органы. - М.,
2002.
2. Григонис, Э. П. Правоохранительные органы : учебник. - СПб: Питер, 2002.
3. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник / под ред. В.П. Божьева. -М., 2001.
4. Лукичев, Ю.А., Вахмистрова, С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации.
- М., 2000.
5. Рыжаков, А.П. Правоохранительные органы : учебник. - М., 2001.
6. Фокин, В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М., 1999.
7. Зверев, А.А. Можно ли поставить заслон бегству капиталов? // Валютное регулирование и валютный контроль - 2009. - № 4.
8. Иванченко, Л. Валютная сфера: нарушений стало меньше // Таможня. - 2003. - № 16.
9. Габричидзе, Б.Н., Чернявская, А.Г. Курс таможенного права РФ: В 3 ч. - М., 2002. - Ч. 1.
10. Еремейчик, А.В. Валютное регулирование по-новому // Главбух. - 2004. - № 1.
11. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004.
Literature
1. Gabrichidze B.N., Eliseev B.P., Cherniavsky A.G. Law machinery. - Moscow, 2002.
2. Grigonis E.P. Law machinery. - SPb., 2002.
3. Law machinery / Ed. V.P. Bozhjev. - Moscow, 2001.
4. Lukichev U.A., Vahmistrova C.A. Law machinery of Russian Federation. - Moscow, 2000.
5. Ryzhakov A.P. Law machinery. - Moscow, 2001.
6. Fokin V.M. Law machinery of Russian Federation. - Moscow, 1999.
7. Zverev A.A. Can we put the barrier to the runaway of the capital? // Currency regulation and currency control. - 2009. - № 4.
8. IvanchenkoL. Currency realm: violations are less. // Customhouse. - 2003. - № 16.
9. Gabrichidze B.N., Cherniavsky A.G. The custom legislation course. - Moscow, 2002.
10. YeremejchikA.V. Currency regulation in newest // Chief accountant. - 2004. - № 1.
11. Commentary of the Federal law “About currency regulation and currency control” / Ed M.Y. Tikhomirov. - Moscow, 2004.
Вашкович, Наталья Юрьевна, докторант Санкт- Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Санкт- Петербург. Ул. Летчика Пилютова,1. Тел. 753-94-22. Email: [email protected]
* Doctoral studies of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs Of Russia, the candidate ofjurisprudence, the senior lecturer.
1 См. Зверев А.А. Можно ли поставить заслон бегству капиталов?// Валютное регулирование и валютный контроль..№4, 2009. Стр. 15
2 См.: Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Правоохранительные органы. - М., 2002. С. 8.
3 См.: Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. - М., 2001. С. 17.
4 См.: Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М., 2000. С. 12.
5 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» / СЗ РФ, 2003,
№ 50.
6 См.: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Учебник. - М., 2001. С. 4.
7 Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1999. С.5.
9 Фокин В.М. Указ. соч. С.5.
10 Григонис Э. П. Правоохранительные органы. Учебник. СПб: Питер, 2002. С.21-22
11 Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Экономика и жизнь. 2004. 16 июня. С. 2-3.
12 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» / СЗ РФ, 2003, № 50, ст.4859.
13 См.: Еремейчик А.В. Валютное регулирование по-новому // Главбух. 2004. № 1. С. 29.
14 См.: Габричидзе Б.Н., Чернявская А.Г. Курс таможенного права РФ. В 3-х частях. - М., 2002. Ч. 1 С. 319.
15 Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». /Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009