Научная статья на тему 'К вопросу о компетенции органов валютного контроля в рамках последних изменений законодательства'

К вопросу о компетенции органов валютного контроля в рамках последних изменений законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / FOREIGN EXCHANGE CONTROLS / CURRENCY CONTROL / CURRENCY CONTROL AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Ю. М.

В статье рассмотрены основные изменения в валютном законодательстве. Особое внимание уделено реформированию компетенции органов и агентов валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main changes in the currency legislation. Particular attention is paid to the reform of the competence of the bodies and currency control agents.

Текст научной работы на тему «К вопросу о компетенции органов валютного контроля в рамках последних изменений законодательства»

УДК 347.73:336.71.078.3

Ю. М. Литвинова

К вопросу о компетенции органов валютного контроля в рамках последних изменений законодательства

В статье рассмотрены основные изменения в валютном законодательстве. Особое внимание уделено реформированию компетенции органов и агентов валютного контроля.

The article describes the main changes in the currency legislation. Particular attention is paid to the reform of the competence of the bodies and currency control agents.

Ключевые слова: валютный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

Key words: foreign exchange controls, currency control, currency control agents.

В 2016 г. в валютное законодательство были внесены изменения, касающиеся полномочий органов и агентов валютного контроля. Так, в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочия указанной службы, как органа валютного контроля, переданы ФНС России и ФТС России соответственно. Уполномоченные банки будут передавать необходимые для проведения контроля документы и информацию только органам валютного контроля. Агентами же валютного контроля останутся уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на отсутствие четкого разделения функций между банками, таможенными и налоговыми органами, что, в свою очередь, приводило к «ведомственной разобщенности, созданию неподконтрольных зон или дублированию контрольных мер» [4, с. 14]. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 (Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования), рассматривали только должност-

© Литвинова Ю. М., 2017

ные лица Росфиннадзора. По сути, складывалась ситуация, при которой одни органы (таможенные и налоговые органы, уполномоченные банки) проводили проверки и составляли протоколы об административных правонарушениях, а другие (Росфиннадзор) выносили постановления по ним.

С одной стороны, подобная ситуация исключала дублирование полномочий между контролирующими органами по принятию решения о привлечении нарушителей к ответственности. Однако, с другой стороны, приводила к дублированию контрольных функций при рассмотрении органом валютного контроля материалов дела, собранных агентом валютного контроля. Участники же внешне-экономической деятельности (ВЭД) фактически оказывались подконтрольны двум субъектам: агентам валютного контроля при проведении проверки и органу валютного контроля при вынесении решения по проверке. Подобное положение вещей влияло на пропуск сроков давности привлечения к ответственности, полноту доказательств, собранных во время проверки агентами валютного контроля.

Таким образом, произошедшие изменения способствуют исключению дублирования контрольных функций органов и агентов валютного контроля, устранению дополнительной нагрузки на участников ВЭД, повышению эффективности осуществления финансового контроля, что в конечном итоге направлено на своевременное привлечение к ответственности, а также общей и частной превенции.

Кроме того, Росфиннадзор как единственный орган, обладающий правом привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, не обладал той полнотой правоохранительных функций, которые имеются в распоряжении у таможенных органов. В этой связи особенно положительно следует оценить наделение ФТС и ФНС статусом органов валютного контроля.

В данном случае правомерно возникает вопрос о правоохранительных функциях налоговых органов, которые, в отличие от таможенных, у них отсутствуют. На практике при выявлении правонарушений существуют проблемы с доказыванием состава правонарушения в суде в связи с отсутствием силовых, оперативных полномочий у налоговых органов, а также не всегда эффективным взаимодействием налоговых и правоохранительных органов. В результате при отсутствии достаточной доказательственной базы дела в суде просто «рассыпаются». Следует согласиться с мнением ряда авторов, придерживающихся позиции о целесообразности выведения из структуры таможенных органов подразделения, исполняющего полномочия по выявлению и

пресечению правонарушений в области таможенного дела, и передаче их в ведение МВД России [1, с. 52; 5, с. 10].

Необходимо отметить положительный опыт в данной области других государств. Так, в Республике Беларусь действуют органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в основные задачи которых входит защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь; профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений; производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией [7].

В систему полицейских органов и спецслужб США входят, в том числе, и полицейские органы Министерства финансов (секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), береговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетничеством). В составе Министерства финансов действует Служба внутренних доходов - своего рода федеральная налоговая полиция, которая расследует нарушения налогового законодательства, оперативным путем выявляет и привлекает к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от налогообложения [3]. Финансовая полиция Италии является специальным надзорным органом, задачи которого состоят в предупреждении, пресечении, расследовании случаев уклонения от уплаты налогов и нарушения правил финансового надзора [2, с. 125]. С начала 90-х гг. некоторые страны перестроили свои системы налогообложения, стремясь к повышению их эффективности: объединили налоговую и таможенную службы в один государственный орган, отвечающий за таможенный контроль и таможенное оформление (Дания, Канада, Мексика и др.). Целью подобных мер служит повышение качества услуг, оказываемых налогоплательщикам, уменьшение общих затрат, адаптируемость к международным нормам, создание совместных служб аудита [6, с. 45-46].

Следует отметить, что в Евросоюзе действует Единая налоговая полиция - орган, который создан в целях борьбы с трансграничным мошенничеством. Эта система представляет собой не четко выстроенную вертикаль, а децентрализованную сеть. В частности, определены случаи, в которых государства-члены должны незамедлительно обмениваться информацией, процедуры обеспечения обратной связи, случаи в которых государства-члены должны проводить многосторонние контрольные мероприятия [8]. Представ-

128

ляется, что создание координирующего органа финансового мониторинга в рамках Таможенного союза позволило бы более эффективно бороться с нарушениями в налоговой сфере, с помощью механизма многостороннего взаимодействия способствовать обеспечению предупреждения нарушений в данной сфере, координации деятельности национальных налоговых органов.

Необходимость реформирования существующих финансово-контрольных органов, а также создания органов финансовой полиции постулируется теоретиками юридической науки и правоприменителями. Высказывается мнение о возможности наделения налоговых органов полномочиями органа дознания для выявления признаков преступления посредством проведения ОРД с последующей передачей материалов в органы предварительного следствия, а также осуществления оперативного сопровождения предварительного расследования1.

Отмечается, что в области противодействия правонарушениям в сфере государственных финансов можно выделить следующие три основных направления деятельности:

1) финансовую разведку - деятельность по аналитической обработке информации о финансово-хозяйственной деятельности резидентов и нерезидентов в целях выявления подозрительных финансовых операций и сделок на основе разработанных критериев;

2) финансовый контроль - деятельность по проверке (аудиту) финансово-хозяйственной деятельности организаций. Этой функцией наделены различные органы государственного финансового контроля. Однако у них нет полномочий по проведению оперативно-розыскной деятельности, а функция выявления финансовых преступлений для них является сопутствующей. В случае выявления признаков преступления эти органы также передают материалы в органы предварительного расследования;

3) выявление и раскрытие финансовых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности - особого вида государственная деятельность, осуществляемая преимущественно негласно оперативными

подразделениями уполномоченных на то государственных органов путем

«2

проведения оперативно-розыскных мероприятий .

1 См. подробнее: Алабердеев Р.Р. О международном опыте борьбы с налоговыми преступлениями // Вестн. Казанского юрид. ин-та МВД России. 2012. № 9. С. 50-55.

2 См. подробнее: Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности. Следственный комитет Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://sledcom.ru/blog/bastrikin/item/1398/

Представляется, что эффективность и результативность указанных мер зависят от скоординированной и слаженной работы контролирующих органов. На наш взгляд, в связи с упразднением органов налоговой полиции было бы целесообразным объединить в одном органе правоохранительные функции в финансовой сфере. Так, представляется возможной перспектива выделения в органах полиции такого структурного подразделения, как финансовая полиция, в ведение которой будет входить предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности. Правоохранительные полномочия подобного органа в совокупности с иными факторами, как то: особый правовой статус финансовой полиции, цели и задачи ее деятельности позволят повысить эффективность валютного контроля в данной сфере, поскольку обеспечат оперативность контроля, своевременность применения мер ответственности к нарушителям, действенность самого механизма контроля, а в конечном итоге - проведение профилактики нарушений в данной сфере. К компетенции указанного органа могут быть отнесены и полномочия по осуществлению валютного контроля.

Кроме того, увеличен до двух лет срок давности привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Представляется, что увеличение сроков давности в данном случае связано с некоторыми факторами. Объединение территорий государств - участниц Евразийского экономического союза требует больших временных затрат на проведение проверок, получение соответствующих доказательств и т. д.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о положительных изменениях, произошедших в валютном законодательстве. Подобные изменения, с одной стороны, направлены на совершенствование самой системы органов, осуществляющих финансовую деятельность в государстве; с другой стороны - способствуют эффективности финансового контроля. Однако дальнейшее совершенствование системы органов финансового контроля представляется в необходимости создания соответствующих органов финансовой полиции.

Кроме того, следует отметить, что валютным законодательством не установлены сроки, периодичность и иные основные положения проведения проверок соблюдения актов валютного законодательства и органов валютного контроля. В этой связи видится важным закрепление основ проведения проверок соблюдения актов валютного законодательства и органов валютного контроля, принципов их проведения; частоту проведения; порядок

130

отражения результатов контрольных мероприятий и т. д. Однако первоначально подобные основы должны быть закреплены в законодательстве о финансовом контроле и уже затем конкретизированы в отраслевом, в том числе и валютном, законодательстве.

Список литературы

1. Бакаева О. Ю. Проблемы правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Юрист. - 2002. - № 4.

2. Бирюков П.Н. Полиция Итальянской республики // Евразийский юрид. журн. - 2010. - № 5.

3. Власихин В.А. Основные черты правовой системы США // Россия и Америка в XXI веке: электрон. науч. журн. - 2007. - № 3. - URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=62.

4. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля в области таможенного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002.

5. Лавров Д.Г. Денежные обязательства в российском гражданском праве. -СПб., 2001.

6. Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М., 2000.

7. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З. - URL: http://www.kgk.gov.by/pravo/.

8. Council strengthens cooperation on VAT fraud and creates Eurofisc network to detect new fraud schemes. - URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/ docs/pressdata/en/ecofin/116920.pdf

УДК 347.73:332.146.2

А. А. Щеблетов

Налоговые стимулы при реализации региональных инвестиционных проектов

В данной статье рассматривается механизм реализации региональных инвестиционных проектов. Исследуется институт специального инвестиционного контракта, используемого при осуществлении регионального инвестиционного проекта, а также применяемые меры налогового стимулирования.

This article focuses on the mechanism of realization of regional investment projects. The author examines the tool "Special investment contract", concluded the implementation of regional investment projects, as well as applicable tax incentives.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, региональный инвестиционный проект, налоговые льготы, специальный инвестиционный контракт.

Key words: investments, investments activity, regional investments project, tax exemptions, special investment contract.

Значимость реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации неоспорима. В условиях нестабильной экономической ситуации данный вопрос стоит еще более актуально. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо развитие инвестиционного климата, который напрямую зависит от правового регулирования, системы налогообложения, мер стимулирования и ряда других факторов.

Благоприятные условия для инвестирования являются основополагающим компонентом развития конкурентоспособности как региона в частности, так и государства в целом. Важной задачей государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание условий для реализации перспективных проектов не только на федеральном уровне, в регионах, обладающих развитой экономикой, но и в менее развитых субъектах. Это позволит снизить количество регионов-реципиентов, существующих за счет дотаций из федерального бюджета, и обеспечить равномерное развитие экономики страны.

© Щеблетов А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.