АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЛИЯ ПЕТРОВНА КАЛИНЧЕНКО,
преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала
Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Сформулированы понятия валютного контроля. Раскрываются субъекты валютного контроля. Рассматриваются органы и агенты валютного контроля. Изучается Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».
Ключевые слова: валютный контроль, административный механизм, агенты и органы валютного контроля, Правительство Российской Федерации.
Annotation. The article formulates the term for currency control; describes currency control authorities and agents; examines Federal Law on Currency Regulation and Currency Control No. 173-FZ as of 10.12.2003 (as amended on 12.03.2014).
Keywords: currency control, administrative mechanism, currency control authorities and agents, Government of the Russian Federation.
Валютный контроль — административный механизм, способный, в случае необходимости, создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и, в случае выявления нарушений, наказать виновных. Основным правовым актом высшего уровня, который лег в основу осуществления этого процесса, является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в октябре 1992 г.1
В ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»2 (далее — ФЗ-173), пришедшего на смену вышеуказанному акту, закреплен перечень основных принципов валютного контроля, который предусматривает:
1) Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Нормы ст. 22 ФЗ-173, как следует из ее названия, определяют: а) валютный контроль; б) органы валютного контроля; в) агентов валютного контроля. Однако, в ч. 5 ст. 4 ФЗ-173 не дается определение валютного контроля, что является серьезным упущением, так как акты, издаваемые органами валютного контроля, должны касаться именно вопросов валютного контроля и не должны содержать положения, относящиеся к вопросам регулирования валютных операций.
В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций3. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано как «комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных
мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка»4.
Целью валютного контроля, которая ранее была закреплена в п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (ред. от 10 декабря 2003 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле»5 (на данный момент утратил силу) (далее — Закон № 3615-1), является обеспечение соблюдения валютного законодательства, а также актов органов валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Трехуровневая система валютного контроля определена ФЗ-173. Ее составляют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом ч. 2 ст. 22, в сравнении с ч. 2 ст. 11 Закона № 3615-1, сформулирована таким образом, что исключает указание в каком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган валютного контроля имеет только Правительство Российской Федерации.
В ст. 23 ФЗ-173 закреплены общие полномочия органов и агентов валютного контроля:
1) осуществление контроля за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций актам валютного законодательства и актам валютного регулирования;
2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;
3) определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
4) получение документов и информации, связанной с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Как отмечает в своих трудах Е.Ю. Грачева, органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводи-
мыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля6.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 4 ФЗ-173 право издания нормативных правовых актов валютного законодательства предоставлено одновременно как органам валютного регулирования, так и органам валютного контроля. Однако, данный подход нарушает основополагающий принцип построения государственного механизма, заключающийся в отделении функции правотворчества от функции правоприменения. Следовательно, представляется нецелесообразным относить функцию нормотворчества к компетенции контролирующих органов'.
К числу органов валютного контроля ФЗ-173 относит Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации8.
Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля и осуществляют валютный контроль в рамках специальных полномочий, закрепленных в нормативных актах.
К ним относятся уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля9.
В системе органов валютного контроля роль Правительства Российской Федерации выражается в осуществлении валютного контроля, но при этом само Правительство Российской Федерации не является ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительство Российской Федерации — орган общей компетенции, а иные федеральные органы
128
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2014
исполнительной власти являются органами специальной компетенции.
Валютный контроль осуществляют также таможенные органы Российской Федерации. В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации10 (далее — ТК РФ) к функциям таможенных органов отнесено осуществление валютного контроля в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются:
* федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба — Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной вла-сти»11);
ф региональные таможенные управления;
таможни; ф таможенные посты.
К компетенции таможенных органов относится осуществление валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным и таможенным законодательством России12.
Право на осуществление валютного контроля в августе 1999 г. также получили налоговые органы13. В настоящее время налоговые органы контролируют порядок налогообложения доходов, полученных в иностранной валюте лицами и организациями, признаваемыми налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, а также порядок уплаты налогов в иностранной валюте налоговыми нерезидентами Российской Федерации.
В осуществлении валютного контроля участвуют также: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации. Указанные исполнительные органы информируют Центральный банк Рос-
сийской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и другие органы валютного контроля о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций14.
Среди агентов валютного контроля в наиболее многочисленную группу выделяются подотчетные Банку России уполномоченные банки.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
1 Попова Т.Н. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001. С. 26.
2 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 12.03.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4859.
3 Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование: Практическое пособие. М., 1999. С. 89; Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 21.
4 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2002. С. 28.
5 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (ред. от 10 декабря 2003 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 июня 2004 г) // Российская газета. 1992, 4 ноября. № 240.
6 Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право. Москва, 2004. С. 399.
7 Финансовое право: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Игнатьевой. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 239.
8 Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право. М., 2004. С. 398.
9 Финансовое право: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Игнатьевой. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 240.
10 Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26 июня 2008 г.) // Российская газета. 1993, 21 июля. № 138.
11 Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (ред. от 25 августа 2010 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 24 мая 2004 г. № 21. Ст. 2023.
12 Финансовое право: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Игнатьевой. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 242.
13 П. 2 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» // Российская газета. 1999, 14 июля.
14 Финансовое право: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Игнатьевой. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 241.