Научная статья на тему 'Система валютного контроля в России'

Система валютного контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4654
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / ВАЛЮТА / CURRENCY / КОНТРОЛЬ / CONTROL / БАНКИ / BANKS / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / AGENTS OF CURRENCY CONTROL / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ПЛАТЕЖИ / PAYMENTS / FOREX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Колачева Наталья Вениаминовна

Цель : оценка подходов к валютному контролю со стороны Банка России и других государственных органов. Методы : диалектический подход к познанию явлений, позволяющий оценить эффективность валютного контроля. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты : В настоящее время валютный контроль является одной из важнейших составных частей экономической политики. Валютный контроль представляет собой процесс регулирования валютных отношений между государством и банками. Необходимость валютного контроля обусловлена следующим. Во-первых, это стимулирование дальнейшего развития валютного рынка. Во-вторых, это обеспечение поступления валюты по внешнеэкономическим сделкам. Банк России отпустил рубль в «свободное плаванье» отказавшись от политики валютного коридора. Однако при этом Банк России обязан обеспечить стабильный курс рубля с помощью валютных интервенций. Обеспечение бесперебойного процесса проведения валютных операций это часть правового механизма валютного регулирования. При этом под валютным регулированием понимается деятельность государства направленная на регламентирование порядка совершения с сделок с валютой. Необходимость валютного регулирования обуславливается необходимостью минимизировать валютные риски. Нормативно-правовое регулирование осуществляется набором нормативно правовых актов. К ним относиться: Конституция российской федерации, закон о Банке Росси, закон о валютном регулировании и валютном контроле. Данная система позволяет эффективно регулировать финансовую систему России. Научная новизна : в статье были разработаны методические подходы формированию системы валютного контроля. Практическая значимость : основные положения и выводы работы могут быть формировании системы валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXCHANGE CONTROL SYSTEM IN RUSSIA

Objective: to assess the approaches to foreign exchange control by the Bank of Russia and other government agencies. Methods: dialectical approach to the cognition of phenomena, allowing to assess the effectiveness of exchange control. Also, general scientific methods of research (dialectics, analysis, synthesis, systemic, complex) were applied in the work, as well as other special techniques and procedures. Results: At present currency control is one of the most important components of economic policy. Currency control is a process of regulation of currency relations between the state and banks. The need for currency control is due to the following. First, it is the stimulation of the further development of the foreign exchange market. Secondly, it is ensuring the receipt of foreign currency on foreign economic transactions. The Bank of Russia released the ruble into "free floating" by abandoning the policy of the currency corridor. However, at the same time, the Bank of Russia is obliged to ensure a stable ruble exchange rate through foreign exchange interventions. Ensuring an uninterrupted process of conducting foreign exchange operations is part of the legal mechanism of currency regulation. At the same time, currency regulation is understood as the activity of the state aimed at regulating the order of commission from transactions in currency. The need for currency regulation is conditioned by the need to minimize currency risks. Normative and legal regulation is carried out by a set of normative legal acts. These include: the Constitution of the Russian Federation, the law on the Bank of Russia, the law on currency regulation and currency control. This system allows you to effectively regulate the financial system of. Scientific novelty: methodological approaches to the formation of a currency control system were developed in the article. Practical significance: the main provisions and conclusions of the work can be the formation of a currency control system.

Текст научной работы на тему «Система валютного контроля в России»

Курилов Кирилл Юрьевич, Колачева Наталья Вениаминовна СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ...

УДК 338.24.01

СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

© 2017

Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Колачева Наталья Вениаминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: ncolacheva@mail.ru)

Аннотация: Цель: оценка подходов к валютному контролю со стороны Банка России и других государственных органов. Методы: диалектический подход к познанию явлений, позволяющий оценить эффективность валютного контроля. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: В настоящее время валютный контроль является одной из важнейших составных частей экономической политики. Валютный контроль представляет собой процесс регулирования валютных отношений между государством и банками. Необходимость валютного контроля обусловлена следующим. Во-первых, это стимулирование дальнейшего развития валютного рынка. Во-вторых, это обеспечение поступления валюты по внешнеэкономическим сделкам. Банк России отпустил рубль в «свободное плаванье» отказавшись от политики валютного коридора. Однако при этом Банк России обязан обеспечить стабильный курс рубля с помощью валютных интервенций. Обеспечение бесперебойного процесса проведения валютных операций это часть правового механизма валютного регулирования. При этом под валютным регулированием понимается деятельность государства направленная на регламентирование порядка совершения с сделок с валютой. Необходимость валютного регулирования обуславливается необходимостью минимизировать валютные риски. Нормативно-правовое регулирование осуществляется набором нормативно правовых актов. К ним относиться: Конституция российской федерации, закон о Банке Росси, закон о валютном регулировании и валютном контроле. Данная система позволяет эффективно регулировать финансовую систему России. Научная новизна: в статье были разработаны методические подходы формированию системы валютного контроля. Практическая значимость: основные положения и выводы работы могут быть формировании системы валютного контроля.

Ключевые слова: Банк России, валюта, контроль, банки, агенты валютного контроля, регулирование, платежи, FOREX.

FOREIGN EXCHANGE CONTROL SYSTEM IN RUSSIA

© 2017

Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor of «Finance and Credit» Kolacheva Natalia Veniaminovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Higher mathematics and mathematical modeling» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: ncolacheva@mail.ru)

Abstract. Objective: to assess the approaches to foreign exchange control by the Bank of Russia and other government agencies. Methods: dialectical approach to the cognition of phenomena, allowing to assess the effectiveness of exchange control. Also, general scientific methods of research (dialectics, analysis, synthesis, systemic, complex) were applied in the work, as well as other special techniques and procedures. Results: At present currency control is one of the most important components of economic policy. Currency control is a process of regulation of currency relations between the state and banks. The need for currency control is due to the following. First, it is the stimulation of the further development of the foreign exchange market. Secondly, it is ensuring the receipt of foreign currency on foreign economic transactions. The Bank of Russia released the ruble into "free floating" by abandoning the policy of the currency corridor. However, at the same time, the Bank of Russia is obliged to ensure a stable ruble exchange rate through foreign exchange interventions. Ensuring an uninterrupted process of conducting foreign exchange operations is part of the legal mechanism of currency regulation. At the same time, currency regulation is understood as the activity of the state aimed at regulating the order of commission from transactions in currency. The need for currency regulation is conditioned by the need to minimize currency risks. Normative and legal regulation is carried out by a set of normative legal acts. These include: the Constitution of the Russian Federation, the law on the Bank of Russia, the law on currency regulation and currency control. This system allows you to effectively regulate the financial system of. Scientific novelty: methodological approaches to the formation of a currency control system were developed in the article. Practical significance: the main provisions and conclusions of the work can be the formation of a currency control system.

Keywords: Bank of Russia, currency, control, banks, agents of currency control, regulation, payments, FOREX.

Одной из важнейших составных частей экономической политики является регулирование валютных отношений как между государством и банками, так и между коммерческими банками. Необходимость в этом обусловлена следующим:

- стимулирование дальнейшего развития внутреннего валютного рынка с целью повышения и укрепления позиции России в международных отношениях;

- обеспечение поступления валюты по внешнеэкономическим сделкам.

Ранее (до того, как Банк России отпустил рубль в «свободное плавание») можно было выделить еще одну функцию: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Сейчас этот аспект имеет меньшее значение, однако, по заявлениям представителей Банка России, регулятор не допустит сильного падения отечественной валюты и в случае необходимости выйдет на рынок с интервенциями.

Для выполнения и нормального бесперебойного про-

ведения валютных операций и необходимо создание эффективного правового механизма валютного регулирования.

Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование счетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Его необходимость обусловлена стремлением минимизировать валютные риски [1, с. 390]. С помощью валютного регулирования ставятся под контроль валютные операции банков.

Операции с иностранной валютой являются объектом валютного контроля. Проведение операций с иностранной валютой основано на валютном законодательстве.

Государство регламентирует порядок проведения валютных операций и международных расчетов. Существует несколько способов:

- прямые, которые подразумевают издание законодательных актов;

Курилов Кирилл Юрьевич, Колачева Наталья Вениаминовна экономические

СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ... науки

- косвенные, предполагающие воздействие на конкретные субъекты валютного рынка.

В отдельный метод можно выделить осуществление регулирования на глобальном межгосударственном уровне для обеспечения возможности координации валютной политики отдельных государств.

Основным нормативным актом, регулирующим осуществление валютных операций, является федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-Ф3. Он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля и валютного регулирования, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, виды ответственности за нарушение валютного законодательства также нормы, представляющие собой базис всего валютного регулирования.

Помимо вышеуказанного закона нормативно-правовое регулирование валютных операций осуществляется на основе:

- Гражданского кодекса РФ (ч.1, ст.140, 141, 317), Конституция РФ(ст.75), которые закрепляют за российским рублем функцию единственного платежного средства на территории России.

- Закона о Банке России (ст.4, п.1, гл.10), содержащий основные положения о координации различных направлений денежно-кредитной политики, определяя валютную политику как ее часть.

Согласно ст. 22 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. Органами являются Банке России Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Агентами признаются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы [2, с.231].

Основное отличие органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоит в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции; запрашивать и получать документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности [3, с. 8].

Банк России на валютном рынке выступает в роли регулятора и контролирующего органа. При проведении определенных форм валютной политики Банк России устанавливает правила и условия валютной интервенции Банка России, которые применяются для устранения беспорядочных колебаний валютного курса. В сфере деятельности Банка России можно выделить:

- определение порядка обращения в РФ иностранной валюты;

- издание нормативных актов, обязательных для исполнения резидентами и нерезидентами;

- проведение всех видов валютных операций;

- установление правил проведения валютных операций резидентами и нерезидентами;

- определение общих правил выдачи лицензий банкам;

- установление единых форм учета, отчетности, документации валютных операций и др. [4, с. 86].

На Банк России возложена обязанность осуществления контроля над деятельностью кредитных организаций, совершающих валютные операции. За федеральными органами исполнительной власти, являющиеся 54

органами валютного контроля, и агентами валютного контроля закреплен контроль над валютной деятельностью не кредитных организаций.

Кроме того, Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Требования к оформлению документов при совершении сделок по купле/продаже наличной иностранной валюты также определяется Банком России.

Как орган валютного контроля Банк России:

- регулирует деятельность уполномоченных банков - агентов валютного контроля, а также контролирует валютные биржи;

- является важнейшим институтом в системе валютного контроля внешнеэкономической деятельности;

- осуществляет контроль валютообменных операций, проводимых коммерческими банками;

- контролирует валютные операции, связанные с движением капитала;

- проводит мониторинг валютных операций [5, с. 35].

В соответствии с действующим законодательством

РФ все операции в иностранной валюте должны осуществляться только через Банк России или уполномоченные банки. Такими банками признаются кредитные организации, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций. В противном случае операции купли/продажи иностранной валюты считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков [6, с. 134].

Российские кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также филиалы иностранных кредитных организаций, действующие на территории РФ имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (далее - уполномоченные банки) являются агентами валютного контроля.

Коммерческие банки как агенты валютного контроля осуществляют валютный контроль за всеми видами валютных операций в соответствии с действующим валютным законодательством.

Уполномоченные банки в рамках выполнения функций агентов валютного контроля имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- контролировать достоверность учета и отчетности, а также их полноту по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Следует отметить, что уполномоченный банк вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Основными нормативными документами, которые регламентируют деятельность уполномоченных банков в роли агентов валютного контроля, являются:

- Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

- Положение Банка России «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и

Курилов Кирилл Юрьевич, Колачева Наталья Вениаминовна СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ...

актов органов валютного регулирования» от 20.07.2007 № 308-П;

- Положение Банка России «О порядке передачи в налоговые органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля паспортов сделок в электронном виде» от 21.06.2013 № 402-П;

- Указание Банка России от 20.07.2007 № 1868-У «О представлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»;

- Указание Банка России от 28.04.2004 № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками»;

- Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»;

- Письмо Федеральной таможенной службы №0111/217 от 10.01.2008 года «О методических рекомендациях по квалификации нарушений валютного законодательства».

Одной из главных составляющих валютного регулирования является валютный контроль. Именно с его помощью проводится идентификация клиентов банка. В этой связи был создан Федеральный Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В настоящее время Банк России регулярно модернизирует данный закон путем внесения изменений в вышеуказанный ФЗ. Кроме того, уполномоченные банки в соответствии с п. 2.4.3. Указания Банка России 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях», все кредитные организации обязаны проводить инструктаж по ПОД/ФТ в случае изменения действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ.

Основными направлениями валютного контроля в целом являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

- проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверка обоснованности платежей в инвалюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ [7, с. 61].

Коммерческие банки могут осуществлять рассмотренные ранее операции только при наличии соответствующей лицензии Банка России. Получая лицензию, кредитная организация становится уполномоченным банком. Уполномоченным банкам вменены в обязанность проверки валютных операций своих клиентов.

Лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на вид лицензии, перечень банковских операций, которые банк может осуществлять в соответствии с полученной лицензией, а также дату выдачи и номер лицензии.

Виды лицензий и порядок их получения установлены инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. №109-И «О порядке принятии Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Лицензии, выдаваемые Банком России, подразделяются на:

- разовые, которые дают право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте;

- внутренние, дающие право на открытие счетов резидентов в иностранной валюте, открытие корреспондентских счетов в иностранной валюте с российскими

банками полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории России;

- расширенные, предоставляющие коммерческим банкам право открывать корреспондентские счета в иностранной валюте с ограниченным числом зарубежных банков и обслуживать нерезидентов;

- генеральные, гарантирующие право на совершение коммерческими банками полного круга банковских операций в иностранной валюте как на территории России, так и за ее пределами. Такая лицензия может выдаваться банку, если с момента государственной регистрации прошло не менее двух лет.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии проводится проверка страхования вкладов физических лиц. Помимо уже существующего законодательства, в него постоянно вносятся изменения [8-13]. Так, уязвимой стороной валютного регулирования до недавнего времени являлись интернет-брокеры (так называемые FOREX-брокеры). Причем реальные объемы сделок, проводимые ими, подсчитать невозможно, можно было лишь ссылаться на результаты опросов и экспертные оценки. Широкое распространение подобные компании смогли получить из-за предоставления трейдерам большого кредитного плеча, что является огромным риском для клиентов и одновременно значительной выгодой для компаний.

Фактически, до издания Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно регулирование FOREX-брокеров не осуществлялось, т.к. в основном эти компании вели счета в оффшорных зонах и не предоставляли отчетность в РФ. Теперь же в соответствии с указанным законом с 1 октября 2015 г. в России ввелась новая категория профессиональных участников рынка ценных бумаг - FOREX-дилеры. Нововведение стало препятствием для недобросовестных участников рынка FOREX. Положительное влияние ФЗ отражается не только на клиентах-физиче-ских лицах, которые стали менее подвержены обману со стороны рассматриваемых компаний, но и на федеральном бюджете, т.к. часть операций участников FOREX переведены из-за рубежа на территорию нашей страны, что означает приток в налоговую систему РФ.

В 2016 году совершенствование валютного регулирования значительно продвинулось вперед: на сайте Министерства финансов появилась информация о создании нового департамента госрегулирования в сфере драгоценных металлов, драгоценных камней и валютного контроля. По сообщению РБК, Минфин в текущем году планирует провести «ревизию систем валютного регулирования и контроля», главными целями которой является значительное упрощение легальных валютных операций и максимальное усложнение (или в идеале -прекращение) незаконных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ярыгин А. Н., Колачева Н. В., Палфёрова С. Ш. Методы нахождения оптимального решения экономических задач многокритериальной оптимизации//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 388-393.

2. Колачева Н. В., Палферова С. Ш. Относительные статистические показатели стохастических моделей// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 234-237.

3. Артемьев А. В. Оценка динамики и структуры финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ» // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. с. 7-10.

4. Мальцев А. Г., Мальцева Т. А. Оценка результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» В 2013 году// Карельский научный журнал. 2014. № 3. с. 83-87.

5. Иванов Д. Ю. Прикладная модель системы материального стимулирования (на примере предприятия специального машиностроения)//Проблемы управления.

Курилов Кирилл Юрьевич, Колачева Наталья Вениаминовна

СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ...

2010. № 6. с. 33-37.

6. Булов В. Г. Методы информационного обеспечения управления на предприятиях автомобильной про-мышленности//Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). с. 127-136.

7. Иванов Д. Ю. Экономико-математическая модель системы материального стимулирования работников предприятия специального машиностроения//Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 3. с. 54-62.

8. Рожков Ю.В. Денежно-кредитная политика банка России: антимопольный аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 166-169.

9. Ващенко И.Ю. Определение точки экономического краха при наблюдении за макроэкномических показателями во взаимосвязи с финансовыми рынками // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 53-56.

10. Рамазанов А.В. Особенности инвестиционных операций банков // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 175-179.

11. Мадатова О.В. Новая национальная идея в экономике России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 174-177.

12. Сукиасян Н.Г. Система мер принуждения, применяемая в производстве по делам о финансовых правонарушениях, и ее правовые особенности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 411-416.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Борисов С.А. Колебания валютного курса. причины и следствия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.