Научная статья на тему 'Региональная эффективность валютного контроля'

Региональная эффективность валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / РЕГИОН / CURRENCY CONTROLS / CURRENCY REGULATION AUTHORITIES / CURRENCY CONTROLS AGENTS / CURRENCY OFFENSE / REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашова Марина Владимировна, Речко Галина Николаевна

В статье рассмотрены действующие в России правила валютного контроля и выявляемые нарушения (случаи и тенденции) в сфере валютного законодательства. Представлены результаты оценки эффективности валютного контроля на территории Кемеровской области с позиции необходимости обеспечения экономической защищенности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балашова Марина Владимировна, Речко Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EFFECTIVENESS OF CURRENCY CONTROLS

The article describes the federal rules of currency controls and currency offenses (cases and tendencies) in Russia. There are results of evaluation effectiveness of currency controls to improve the economic protection of the region (in Kuzbass case).

Текст научной работы на тему «Региональная эффективность валютного контроля»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.5

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ REGIONAL EFFECTIVENESS OF CURRENCY CONTROLS

Балашова Марина Владимировна1 ,

канд. экон. наук, доцент, науч. сотрудник, e-mail: bmw9632@mail.ru Balashova Marina V.1, С.Sc. (Economics), Associate Professor, Researcher

Речко Галина Николаевна1'2, канд. экон. наук, доцент, зав. лабораторией, e-mail: rgn.vt@kiizstii.ru Rechko Galina N.1'2, С.Sc. (Economics), Associate Professor, Head of Laboratory

1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17

1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (17, Ac. Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)

2 Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

2 T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (28, Vesennyaya St., Kemerovo, 650000, Russian Federation)

Аннотация.

В статье рассмотрены действующие в России правила валютного контроля и выявляемые нарушения (случаи и тенденции) в сфере валютного законодательства. Представлены результаты оценки эффективности валютного контроля на территории Кемеровской области с позиции необходимости обеспечения экономической защищенности региона. Abstract.

The article describes the federal rules of currency controls and currency offenses (cases and tendencies) in Russia. There are results of evaluation effectiveness of currency controls to improve the economic protection of the region (in Kuzbass case).

Ключевые слова: валютный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля, нарушения валютного законодательства, регион.

Keywords: currency controls, currency regulation authorities, currency controls agents, currency offense, region.

Проблема развития экономики Кемеровской области в течение первого десятилетия 2000-х гг. сравнительно успешно решалась через реализацию экспортно-ориентированной модели. Она базировалась, прежде всего, на устойчивой положительной динамике угольной и металлургической отраслей региона на фоне благоприятной конъюнктуры на мировом сырьевом рынке. Естественным образом, Кемеровская область поддерживала торговые отношения с десятками стран и продолжает это делать сегодня. При обсуждении вопросов, которые связаны с совершенствованием и перспективами инновационной трансформации экономической модели Кузбасса, не вызывает сомнений необходимость сохранения высокой внешнеэкономической активности региона. Это один из значимых факторов

конкурентоспособности в условиях глобальной

экономики. А потому по-прежнему актуальна тема эффективного использования не только инструментов поддержки внешнеторговой деятельности, но также и методов обеспечения экономической безопасности и контроля за экспортно-импортными операциями кузбасских предприятий. В частности, речь идет о системе валютного контроля, предназначенной, прежде всего, для предотвращения нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли.

Федеральные правила

Валютный контроль - это комплекс ограничительных и регулирующих мер, которые направлены на предотвращение нарушений валютного законодательства и неправомерной деятельности при проведении валютных операций. Цель валютного контроля заключается

в обеспечении соблюдения валютного законодательства Российской Федерации при проведении валютных операций. Для достижения данной цели решаются следующие задачи [1,2]:

1) контроль за законностью реализации валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ1);

2) контроль за представлением резидентами в установленные сроки информации об открытии/закрытии счетов или об изменении реквизитов счетов, которые открыты в банках-нерезидентах (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ);

3) контроль за исполнением резидентами в установленные сроки обязанностей по репатриации валюты РФ / иностранной валюты, которую перечисляет нерезидент за переданные ему товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, оказанные услуги и выполненные работы (ст. 19 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ);

4) контроль за выполнением резидентами в установленные сроки обязанностей по возврату в РФ денежных средств, которые были перечислены нерезиденту за непереданные товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также за неоказанные услуги и невыполненные работы (ст. 19 Федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003, ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ);

5) контроль за соблюдением установленных порядков предоставления отчетов по реализованным валютным операциям, а также отчетов о движении денежных средств по счетам, которые открыты в банках-нерезидентах (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ);

6) контроль за оформлением паспортов сделок и документов валютного контроля, которые оформляются по установленной форме, а также контроль за сроками хранения данных документов в уполномоченных банках (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Принципы валютного контроля установлены ст. 3 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3 [2]:

1) преимущество экономических мер при исполнении государственной валютной политики;

2) минимизация вмешательства государства в валютные операции, реализуемые резидентами и нерезидентами;

3) взаимосвязь внутренней и внешней валютной политики государства;

4) взаимосвязь системы валютного контроля и валютного регулирования;

5) гарантия защиты государством

экономических интересов и прав резидентов и нерезидентов при реализации валютных операций.

Эволюция системы валютного контроля в России проходила по пути:

- модификации методов контроля: от косвенных до прямых (ценовой контроль начал осуществляться с 1992 г. в период жесткого лицензионного режима);

- расширения сферы применения по видам сделок;

- степени охвата валютным контролем объектов валютных операций: сначала товары, затем работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности.

Периоды введения и действия нормативных документов, принимаемых органами валютного контроля, определили этапы развития системы валютного контроля в Российской Федерации (табл. 1).

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3 [2]. Частью 1.2 ст. 22 данного закона определены органы и агенты валютного контроля:

- органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (до апреля 2016 г. - Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор); в 2016 г. деятельность Росфиннадзора в сфере валютного контроля признана неэффективной и функции органа валютного контроля, уполномоченного Правительством РФ, переданы в Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу [3, 4]);

- агентами валютного контроля выступают Уполномоченные банки, подотчетные Банку России; Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; Профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся уполномоченными банками), в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; до апреля 2016 г. -таможенные и налоговые органы (в ред. федеральных законов №58-ФЗ от 29.06.2004, №90-ФЗ от 18.07.2005, № 83-Ф3 от 17.05.2007).

1 КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таблица 1. Этапы валютного контроля и валютного регулирования в России

Этап

стадия

правовая база

с 01.01.1994 г.-

для стратегически важных

сырьевых товаров (СВСТ);

с 01.04.1994 г.-

для всей номенклатуры

экспортных товаров

Инструкция ЦБ РФ №19 и ГТК РФ №01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров»

01.01.1996 г.-

для импортных товаров

Инструкция ЦБ РФ №30 и ГТК РФ №01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»

01.11.1996 г,-

для бартерных сделок

Указ Президента РФ №1209 от 18.08.1996 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»

II

01.01.2000 г.-

для экспортных товаров

Инструкция ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 от 13.10.1999 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»

01.01.2001 г.-

для импортных товаров

Инструкция ЦБ РФ №91-И и ГТК РФ №01-11/28644 от 04.10.2000 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортных товаров»

III

18.06.2004 г.-01.01.2007 г.

Федеральный закон №173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Положение Банка России №258-П от 01.06.2004 «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

Инструкция Банка России №117-И от 15.06.2004 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

Федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (бартерные сделки)._

с 01.01.2007 г.

Указание Банка России №2080-У от 08.10.2008.

с 01.10.2012 г.

Инструкция Банка России №138-И от 04.06.2012 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

с апреля 2016 г.

Указ Президента РФ №41 от 02.02.2016 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»;

Постановление Правительства РФ №300 от 13.04.2016 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Источник: составлено по [2-5].

Нарушения: случаи и тенденции

Статистика Росфиннадзора за 2013 г. (рис. 1) свидетельствует, что наибольший удельный вес (71%) от общего числа нарушений в области валютного законодательства в стране приходится на нарушения порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям,

а также по движению денежных средств по счетам, открытым в банках-нерезидентах (части 6, 6.1, 6.2 и 6.3 ст. 15.25 КоАП). Далее (в порядке убывания): 14% - нарушения, связанные с невозвращением валюты РФ и иностранной валюты (часть 4 ст. 15.25); 10% - нарушения, связанные с невозвратом нерезидентам денежных

Рис. 1. Нарушения валютного законодательства РФ в 2013-2014 гг. по видам административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАПРФ

Источник: составлено по [6].

ч 6 4 ст 1 25 КоАП РФ

ч 6 3 ст 1 25 КоАП РФ

ч 6 2 ст 1 25 КоАП РФ

ч 6 1 ст 1 25 КоАП РФ

ч 6 ст 1 25 КоАП РФ

ч 5 ст 1 25 КоАП РФ

ч 4 ст 1 25 КоАП РФ

ч 2 1 ст 1 25 КоАП РФ

ч 2 ст 1 25 КоАП РФ

ч 1 ст 1 25 КоАП РФ

ШШШШЩь^г

□ 1177

908

58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6084

И2014

■ 2013

1000 2000 3000 4000 5000 6000

7000

средств, которые были уплачены резиденту, но не были выполнены условия внешнеторгового договора (товары не были поставлены, услуги не были оказаны и т.д.) (часть 5 ст. 15.25); 4% -нарушения порядка и сроков представления информации в налоговые органы об открытии / закрытии, изменении реквизитов счета, открытого в банке-нерезиденте (часть 2 ст. 15.25); 1% -нарушения, связанные с совершением валютных операций, которые противоречат валютному законодательству РФ (часть 1 ст. 15.25).

За 2014 г. (рис. 1) наибольший удельный вес (26%) в общем числе нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования составляют нарушения

установленных единых правил оформления паспортов сделок (часть 6 ст. 15.25 КоАП). Нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на 30 дней, и более чем на 10 дней составляют 25% и 13% соответственно (части 6.3 и 6.2 ст. 15.25). Нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами не более чем на 10 дней составляют 12% (часть 6.1 ст. 15.25). Нарушения, связанные с

не возвратом валютной выручки при экспорте, составляют 11% от общего числа нарушений (ч. 4 ст. 15.25); не возврат авансовых платежей при импорте - 6% (часть 5 ст. 15.25). На нарушения установленных порядка и (или) сроков представления в налоговый орган уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизита счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, приходится 5% (часть 2 ст. 15.25). Доля осуществления незаконных валютных операций -1,5% от общего числа нарушений (ч. 1 ст. 15.25). Нарушения за повторное в течение одного года совершение действий (бездействий),

предусмотренных ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП, составляет 0,5% от общего числа нарушений.

Анализ динамики начисленных

Росфиннадзором штрафных санкций за нарушения валютного законодательства Российской Федерации в 2012-2014 гг. показывает повышательную тенденцию: в 2012 г. - 186 млрд. руб., в 2013 г. - 240 млрд. руб. (+29% к уровню 2012 г.), в 2014 г. - 376 млрд. руб. (+56,6% к 2013 г.). Этот тренд обусловлен существенным ростом в рассматриваемый период начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства РФ по протоколам органов Федеральной таможенной службы (рис. 2): в 2012 г. - 134,9 млрд. руб., в 2013 г. - 220,9 млрд. руб. (+63,8% к уровню 2012 г.), в 2014 г. - 371,3 млрд. руб. (+68,1% к 2013 г.).

Одно из основных требований, предъявляемых к российским предпринимателям при осуществлении ими внешнеторговой деятельности и проведении валютных операций, -это репатриация денежных средств на счета в РФ.

400000

350000

300000

250000

* -£00000 ^ о.

150000 100000 50000

371294,9

□2012 (32013 2014

176.5440,3 1072-6 1761,13467-5 13,2

по проверкам органов по протоколам по протоколам по постановлениям

Федеральной службы органов Федеральной органов Федеральной органов Прокуратуры

финансово- таможенной службы налоговой службыРФ РФ бюджетногонадзора РФ

Рис. 2. Динамика начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в 2012-2014 гг.

Источник: составлено по [6].

:о12

2011

2010

2009

2008

,68 1

шшшш ШШШШ.П

1 2.Б7

шш шшшшшшш т/Шм-

| 2,7.3

щтт жж///////////тж> штт ^ 609,5 5

| 2,-12 Млрд. руб.

шшж ^ 318,44

1 3.01 26,05 1 3,1?

100

200

300

400

500

600

700

□Невозвратплатежей, уплаченных за неввезенный товар, в том числе с использованием

поддельных (подложных) таможенных деклараций ■Непоступление экспортной выручки

Рис. 3. Динамика административных правонарушений валютного законодательства РФ в 2008-2012 гг., ответственность за которые предусмотрена частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАПРФ (в млрд. руб.)

Источник: [7]

Анализ динамики административных показывает, что нарушения, связанные с правонарушений валютного законодательства невозвращением нерезидентами денежных Российской Федерации в 2008-2012 гг., средств, уплаченных резидентами в качестве ответственность за которые предусмотрена авансовых платежей, превышают нарушения, частью 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, (рис.3) связанные с не репатриацией валюты РФ и

иностранной валюты за анализируемый период.

□ Экспорт О Импорт

Рис. 4. Внешнеторговый оборот Кемеровской области за 2009-2014 гг. (млн. долл. США) Источник: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики

по Кемеровской области [8].

При этом начиная с 2009 г. фиксируется резкое

увеличение невозврагценных авансовых платежей нерезидентами (в 2010 г. эта сумма увеличилась более чем в 23 раза к уровню 2008 г.). Вместе с тем нельзя не отметить, что с 2011 г. невозврагценные суммы стали уменьшаться: в

2011 г. этот показатель снизился почти на 24% к уровню 2010 г., а в 2012 г. - уже на 39% к уровню 2010 г.

Таможенные органы как агенты валютного контроля при проведении проверочных мероприятий отмечают, что около 4% нарушений валютного законодательства связано с использованием поддельных документов, прежде всего таможенных деклараций. Динамика нарушений валютного законодательства РФ с использованием поддельных таможенных деклараций [7] свидетельствует о существенном уменьшении количества поддельных деклараций в период «за чертой 2011 года»: 2012 г. - 4264 (-77% к уровню 2011 г.), 2013 г. - 684 (-84% к

2012 г.), 2014 г. - 630 (-8% к 2013 г.). После введения системы передачи информации об оформленных таможенными органами деклараций на товары в уполномоченные банки в электронном виде, число нарушений в области валютного законодательства с использованием поддельных документов сократилось [7].

Таможенная статистика свидетельствует: по импортным контрактам нарушений валютного законодательства РФ больше, чем по экспортным. Это объясняется тем, что резиденты представляют в уполномоченные банки фиктивные подтверждающие документы в обоснование

переводов денежных средств в пользу нерезидентов в качестве оплаты за импортный товар. Анализ динамики выявленных таможенными органами нарушений актов валютного законодательства РФ в 2011-2013 гг. [7] свидетельствует о сокращении в 2012 г. по сравнению с 2011 г. количества нарушений валютного законодательства по импортным и экспортным контрактам (на 20,5% и 67,8% соответственно). Однако уже в 2013 г. отмечается рост числа нарушений как по импортным контрактам (+8,1%), так и по экспортным контрактам (+39,2%). При этом больше всего нарушений происходит по импортным контрактам - 98,5% (401,97 млрд. руб.) по итогам 2013 г. (97,1 и 98,8% по итогам 2011 и 2012 гг. соответственно). Эти данные фактически отражают «утечку капиталов».

Региональная практика

Кемеровская область - один из регионов страны2,

ведущих

промышленных регионов страньг, глубоко интегрированных в мировую экономику как посредством международной торговли, так и через присутствие в регионе глобальных компаний (ЕВРАЗ, «Мечел», РУС АЛ). За период с 2009 г. внешнеторговый оборот региона вырос почти в 1,5 раза (рис. 4). При этом экспортная составляющая в его структуре превалирует (94-

2 В течение последних лет Кемеровская область входит в топ-20 ведущих регионов страны по объему промышленного производства.

95% экспорта против 5-6% импорта).

Высокая внешнеторговая активность региона предопределяет необходимость обеспечения качественного контроля за деятельностью кузбасских экспортеров и импортеров. Для анализа эффективности валютного контроля на территории Кемеровской области в рамках данного исследования использована методика, разработанная во Владивостокском

государственном университете экономики и сервиса [9]. Она включает в себя анализ результативности проверочных мероприятий в сфере валютного контроля и показателей штрафных санкций и зависит от общего количества проверочных мероприятий.

Коэффициент результативности проверочных мероприятий (Кобщ) характеризует отношение возбужденных дел к одному проверочному мероприятию и должен стремиться к максимуму. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Общее количество

„ _ _возбужденных дел_ ,1Ч

Кобщ — кр (1)

Общее количество проверочных

мероприятий

Проведенные расчеты показывают (табл. 2), что за период 2009-2014 гг. в Кемеровской области количество возбужденных дел не превышает количества проверочных мероприятий, то есть не все проверки завершались возбуждением дел об административных нарушениях (исключение 2009, 2010 и 2014 гг.). Это дает основание предполагать, что резиденты стали меньше нарушать валютное законодательство. Сравнение показателей результативности проверочных мероприятий в сфере валютного контроля в Кемеровской области (2009-2014 гг.) с общероссийскими показателями свидетельствует, что показатели региона в рассматриваемый период превосходили аналогичные показатели по стране в целом (исключение - 2013 г.). Как правило, выявленные нарушения связаны с несоблюдением сроков представления документов валютного контроля уполномоченным банкам.

Для анализа показателей взыскания штрафных санкций рассчитан коэффициент взыскания общий (Квз), который должен стремиться к 1. Коэффициент Квз рассчитывается по формуле :

Кю =ВШ/НШ (2)

где: ВШ - общая сумма взысканных штрафных санкций

НШ - общая сумма наложенных штрафных санкций

Полученные данные (табл. 3) свидетельствуют о значительном снижении Квз в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (-76%). Это связанно, прежде всего, с тем, что в 2012 г. увеличилась сумма наложенных штрафных санкций за нарушение валютного законодательства РФ (+5,36 млн. руб.

или +30%) при одновременном сокращении суммы взысканных штрафных санкций (-7,42 млн. руб. или -68%) и уменьшении количества проверочных мероприятий и возбужденных дел (см. табл. 2). Сумма взысканных штрафных санкций в расчете на одно проверочное мероприятие в 2012 г. упала до 18,88 тыс. руб. (минимальное значение за рассматриваемый период). Практически пятикратное общее снижение суммы взысканных штрафных санкций за 2009-2012 гг. вызвано, главным образом, невозвратом денежных средств, которые причитаются резидентам за переданные товары, информацию и объекты интеллектуальной деятельности, оказанные услуги и выполненные работы.

В 2013 г. ситуация изменилась: сумма взысканных штрафных санкций составила 98% от суммы наложенных санкций, что в полной мере отражает эффективность валютного контроля внешнеторговой деятельности в Кемеровской области.

В 2014 г. коэффициент взыскания общий (Квз) составил всего лишь 0,5, что вызвало рост дебиторской задолженности по взиманию штрафных санкций в сфере валютного контроля, наложенных ТУ Росфиннадзора в Кемеровской области.

Таким образом, за последние годы система валютного контроля России претерпела существенные преобразования, которые обусловлены институциональными изменениями, совершенствованием законодательной,

нормативной базы, инструментов валютного регулирования вследствие укрепления рыночных отношений в стране. Одной из наиболее важных задач для российской системы валютного контроля на федеральном и региональном уровнях по-прежнему остается борьба с нарушениями валютного законодательства, в том числе с нелегальным выводом капитала из РФ за рубеж. На повестке дня находится также вопрос модернизации системы валютного контроля как инструмента валютной политики государства в условиях ориентации на инновационную трансформацию российской экономики в целом и региональных экономик, в частности. Инновационный вектор стратегического развития российских регионов предполагает, в том числе, расширение внешнеэкономических связей как источника роста экономики, внедрение новейших технологий, доступ к международным финансовых ресурсам, а также стимулирует выход отечественных компаний на мировой рынок. Все эти задачи, как показывает дискуссия, которая разворачивается сейчас вокруг перспектив развития экономики Кемеровской области, крайне актуальны для кузбасского региона, и, помимо прочего, для их решения требуется усиление работы по повышению эффективности валютного

Таблица 2. Общая результативность проверочных мероприятий в сфере валютного контроля в

Кемеровской области в 2009-2014 гг.

Наименование показателя Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Общее количество проверочных мероприятий 297 325 276 189 290 221

Общее количество возбужденных дел 309 338 224 116 180 249

Иовщ (по Кемеровской области) 1,04 1,04 0,81 0,61 0,62 0,89

Яобщ (по России в целом) 0,63 0,82 0,57 0,56 0,74 0,80

Источник: рассчитано по данным [6, 10].

Таблица 3. Оценка взыскания штрафных санкций в сфере валютного контроля в Кемеровской области

за-2009-2014 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Общая сумма наложенных штрафных санкций, млн. руб. 22,14 19,71 17,85 23,21 10,68 14,10

Общая сумма взысканных штрафных санкций, млн. руб. 16,79 10,14 10,99 3,57 10,45 7,10

Сумма взысканных штрафных санкций в расчете на одно проверочное мероприятие, тыс. руб. 56,53 31,21 39,81 18,88 36,02 56,63

Квз 0,76 0,51 0,61 0,15 0,98 0,50

Источник: рассчитано по данным [10].

контроля для обеспечения экономической его инвестиционного потенциала, защищенности субъекта Федерации и сохранения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 6 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2016 года). - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 15.09.2016).

2. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3 / Сайт Федеральной службы финансо-бюджетного надзора. - Электрон, текстовые дан. -Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/documents/federalnie_zakoni/o-valyutnom-regulirovanii-i-уа1уий1от-копП-о1е1/?еТШе=Нормативные документы,Федеральные законы&еНге^/погп^уше-documenty/,/normativnie-documenty/federalnye-zakony/ (дата обращения: 15.09.2016).

3. Указ Президента РФ №41 от 02 февраля 2016 г. «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (дата обращения: 15.09.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. №300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=196857&fld=

1000000001,0&гпс1=0.6433836431242526 (дата обращения: 15.09.2016).

5. Балашова, М.В. Эволюция валютного контроля в Российской Федерации / М.В. Балашова, О.Н. Быданцева // Теория и практика инновационной стратегии региона. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. - С. 62-68.

6. Деятельность Росфиннадзора в сфере валютного контроля / Сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора). - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/work/valyutnyy-kontrol/rezultaty-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.09.2016).

7. Таможенная служба Российской Федерации в 2012, 2013, 2014 гг. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС РФ / Сайт Федеральной таможенной службы РФ. - Электрон, текстовые дан. -Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=l 845 (дата обращения: 21.09.2016).

8. Статистические ежегодники «Кузбасс. 2014», «Кузбасс. 2015» / Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. - Электрон, текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/Main.htm (дата обращения: 22.09.2016).

9. Корниенко, К.А. Оценка эффективности валютного контроля внешнеторговой деятельности / К.А. Корниенко, И.А. Самсонова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского

государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - №1. - С. 112-119. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ri/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennogo-valyutnogo-kontrolya-vneshnetorgovoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.09.2016).

10. Деятельность отдела валютного контроля Территориального управления (ТУ) Росфиннадзора в Кемеровской области / Сайт ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://r42.rosfinnadzor.ru/deyatelnost-territorialnogo-upravleniya/valyutnyy-kontrol/rezultaty-deyatelnosti-.php (дата обращения: 20.09.2016).

REFERENCES

1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (s izmeneniyami na 6 iyulya 2016 goda) (redaktsiya, deystvuyushchaya s 1 sentyabrya 2016 goda) [Russian Federation code on Administrative offences (as amended on July 6, 2016) (the wording effective from 1th September 2016 y.)]. URL: http://base.garant.ru/12125267/ (accessed: 15.09.2016). (rus)

2. Federal'nyy zakon RF "O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole" ot 10 dekabrya 2003 g. №173-FZ [Federal Law "On currency regulation and currency control" dated December 10, 2003 y. №173-FZ]. Sayt Federal'noy sluzhby finansovo-byudzhetnogo nadzora [Website of the Federal service for financial and budget supervision]. URL: http://www.rosfinnadzor.ru/documents/federalnie_zakoni/o-valyutnom-regulirovanii-i-v a I у u t n о m - k о n t го I e 1 ?еТШе=Нормативные документы,Федеральные за ко 11 ы & е Н re f=/n о mi a t i v n i e -documenty/,/normativnie-documenty/federalnye-zakony/ (accessed: 15.09.2016). (rus)

3. Ukaz Prezidenta RF №41 ot 02.02.2016 g. "O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v finansovo-byudzhetnoy sfere". [Decree of the President's Russian Federation №41 on February 2, 2016 y. "On some issues of state control and supervision in the financial and the public sector"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (accessed: 15.09.2016). (rus)

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 aprelya 2016 g. №300 "Ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii" [Federation Government Resolution April 13, 2016 y. №300 "On amendment and repeal of certain acts of the government of Russian Federation"]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196857&fld=134&dst=100000000 l,0&r nd=0.6433836431242526 (accessed: 15.09.2016). (rus)

5. Balashova M.V., Bydantseva O.N. Evolyutsiya valyutnogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [The evolution of currency control in Russian Federation]. Teoriya i praktika innovatsionnoy strategii regiona [Theory and practice of innovation strategy in the region]. Kemerovskiy institut (filial) GOU VPO "RGTEU" [Kemerovo Institute (branch) GOU VPO "RGTEU"]. Kemerovo, 2008. Pp. 62-68. (accessed: 10.09.2016). (rus)

6. Deyatel'nost' Rosfinnadzora v sfere valyutnogo kontrolya [Activities of Rosfinnadzor in the field of currency control]. Sayt Federal'noy sluzhby finansovo-byudzhetnogo nadzora (Rosfinnadzora) [Website of the Federal service for financial and budget supervision (Rosfinnadzor)]. URL: http://www.rosfinnadzor.ru/work/valyutnyy-kontrol/rezultaty-deyatelnosti/ (accessed: 20.09.2016). (rus)

7. Tamozhennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii v 2012, 2013, 2014 gg. [The Customs service of Russian Federation in 2012, 2013, 2014 yy.] Spravochnye materialy k zasedaniyu kollegii FTS RF [Reference materials for the meeting of the college in Russian Federal customs service]. Sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby RF [The site of the Federal customs service of Russia]. URL: http://customs.ru/index .php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (accessed: 21.09.2016). (rus)

8. Statisticheskie ezhegodniki "Kuzbass. 2014", "Kuzbass. 2015" [Statistical Yearbooks "Kuzbass.2014", "Kuzbass.2015"]. Sayt Territorial'nogo organa Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Kemerovskoy oblasti [Site local agency of Federal state statistics service of the Kemerovo region]. URL: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/Main.htm (accessed: 22.09.2016). (rus)

9. Kornienko K.A., Samsonova I.A. Otsenka effektivnosti valyutnogo kontrolya vneshnetorgovoy deyatel'nosti [Evaluating the effectiveness of currency control foreign trade activities]. Territoriya novykh vozmozhnostey [The territory of the new features]. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [Bulletin the Vladivostok State University of economics and service]. Vladivostok, 2012. Pp. 112-119. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennogo-valyutnogo-kontrolya-vneshnetorgovoy-deyatelnosti (accessed: 10.09.2016). (rus)

10. Deyatel'nost' otdela valyutnogo kontrolya Territorial'nogo upravleniya (TU) Rosfinnadzora v Kemerovskoy oblasti [The department of currency control the Territorial Administration (ТА) Rosfinnadzor in Kemerovo region]. Sayt TU Federal'noy sluzhby finansovo-byudzhetnogo nadzora v Kemerovskoy oblasti [Website TU Federal Service for financial and budget supervision in the Kemerovo region]. URL: http://r42.rosfinnadzor.ru/deyatelnost-territorialnogo-upravleniya/valyutnyy-kontrol/rezultaty-deyatelnosti-.php (accessed: 20.09.2016). (rus)

Поступило в редакцию 26.09.2016 Received 26 September 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.