Научная статья на тему 'Валютный контроль внешнеэкономической деятельности резидентов в Российской Федерации'

Валютный контроль внешнеэкономической деятельности резидентов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
842
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чепикова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы валютного контроля внешнеэкономической деятельности резидентов, с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, органами валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign exchange control of international economic activity of the residents in the Russian Federation

The Article describes the issue of foreign exchange control of international economic activity of the residents taking into account the latest amendments and additions introduced into laws and regulations governing international economic activity by the authorities of foreign exchange control.

Текст научной работы на тему «Валютный контроль внешнеэкономической деятельности резидентов в Российской Федерации»

© 2012 г.

Т.А. Чепикова

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чепикова Татьяна Александровна - доцент кафедры «Финансы и кредит» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, советник налоговой службы РФ 2 класса, к.э.н.

(E-mail: 777irina777@ mail. ru)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы валютного контроля внешнеэкономической деятельности резидентов с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, органами валютного контроля.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, валютное законодательство, валютные операции, органы и агенты валютного контроля, административная ответственность за нарушение валютного законодательства.

В 2010-2012 годы Правительство РФ продолжило начатый с 2004 года курс на либерализацию валютного законодательства и приближение его к принятым в мировой практике нормам. В связи с этим, в законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность резидентов, были внесены изменения и дополнения, направленные на упрощение процедур валютного контроля.

Изменения и дополнения были внесены в основной закон регулирующий, внешнеэкономическую деятельность резидентов, - Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-Ф3 ) и нормативные и правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность резидентов, в целях создания благоприятного режима для осуществления внешнеэкономической деятельности резидентам, снятия неоправданных административных барьеров, а также налаживания электронного обмена информацией между резидентами и агентами валютного контроля: уполномоченными банками, таможенными и налоговыми органами.

С 5 июня 2012 года вступил в силу Закон № 173-Ф3 в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 406-ФЗ).

Закон № 406-ФЗ внес изменения в следующие статьи Закона № 173-ФЗ:

- в части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ было уточнено понятие физического лица-нерезидента. Теперь нерезидентами признаются физические лица, постоянно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года. Основанием для пребывания может быть вид на жительство, выданный уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, либо рабочие или учебные визы или совокупность таких виз со сроком действия не менее одного года. Однако в законе не конкретизируется на основании каких документов можно подтвердить данный факт. В письме МИД России от 11.09.2012 № 7695 дэс отмечается, что статус физического лица, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством

иностранного государства. В Российском законодательстве данное понятие не раскрывается. На вопрос, как контролировать время пребывания физического лица в иностранном государстве, должно ответить Министерство финансов Российской Федерации;

- статья 19 Закона № 173-Ф3 была дополнена частями 1.1 и 1.2.

С июня 2012 года резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны в порядке, установленном ЦБ РФ, представить уполномоченным банкам информацию:

- об ожидаемых максимальных сроках, в соответствии с условиями договоров (контрактов), получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и(или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам);

- об ожидаемых максимальных сроках, в соответствии с условиями договоров (контрактов), исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) в счет аванса, перечисленного резидентом.

Вышеназванная информация будет отражаться в ведомости банковского контроля и использоваться в целях валютного контроля. Порядок представления такой информации Банком России в настоящее время не установлен;

- в части 3 статьи 20 Закона № 173-Ф3 на законодательном уровне определен исчерпывающий перечень сведений, которые необходимо указывать в паспорте сделки (ранее данная информация отражалась в паспорте сделки не в силу закона, а на основании Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И).

В части 6 статьи 20 Закона № 173-Ф3 установлена обязанность уполномоченных банков передавать оформленные ими паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля. Срок передачи паспорта сделки не должен превышать трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки.

- в части 6 статьи 22 Закона № 173-Ф3 уточнена функция Правительства Российской Федерации как координатора деятельности в области валютного контроля .

На Правительство РФ возложена обязанность по обеспечению координации деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействию с ЦБ РФ. На уполномоченные банки как агента валютного контроля возложена обязанность передачи другим агентам валютного контроля: таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ;

- часть 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ дополнена пп.14, то есть дополнен перечень документов, запрашиваемых агентами валютного контроля у резидентов в целях валютного контроля. Агенты валютного контроля имеют право запросить документы, подтверждающие статус физического лица-нерезидента (факт и основание пребывания физического лица-гражданина РФ в иностранном государстве не менее одного года);

- в часть 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ внесены изменения, предусматривающие введение принципа однократности представления резидентами органам и агентам валютного контроля документов для валютного контроля и только в том случае, когда такая обязанность установлена в вышеназванном законе. Одни и те же документы представляются резидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшему документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Причем, у резидентов могут быть истребованы только те документы, которые ими используются для учета хозяйственных операций. Специально для целей валютного контроля составлять документы не надо. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Документы представляются в подлиннике либо надлежащим образом заверенной копии;

- в части 6 статьи 23 Закона № 173-ФЗ определена обязанность таможенных органов передавать в электронном виде информацию о зарегистрированных ими таможенных декларациях ЦБ РФ и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товара (положение вступает в силу с 01.01.2013 года);

- в части 9.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ новой обязанностью наделены уполномоченные банки и Внешэкономбанк. Если они обладают информацией о нарушении юридическим лицом-резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ, то обязаны сообщить об этом в Федеральную службу

финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) и направить ему ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявленного нарушения;

- в части 17 статьи 23 Закона № 173-Ф3 указано на необходимость использовать способы защиты информации при передаче ее в электронном виде органами и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в пункте 1 части 3 статьи 24 Закона № 173-Ф3 уточнено, что резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон № 409-ФЗ от 06.12.2011 « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 5 июня 2012 года, внес изменения и дополнения в следующие статьи Закона № 173-Ф3:

- подпункт «г» пункта 9 части 1 Закона № 173-Ф3 изложен в новой редакции, как «ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг», исключены слова «таможенная территория Российской Федерации».

- статья 15 Закона № 173-ФЗ сняла ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в Закон № 173-ФЗ органами валютного контроля, направлены на координацию деятельности органов и агентов валютного контроля, сокращение документооборота за счет широкого применения электронных документов, упорядочения и сокращения объема запрашиваемой в целях валютного контроля информации у резидентов.

Существенные изменения с 1 октября 2012 года претерпели акты органов валютного регулирования.

С 1 октября 2012 года вступила в силу Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).

Инструкция № 138-И заменила Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П и Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И, а также отменила Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У, которые утратили силу с 1 октября 2012 года.

Инструкцией № 138-И внесены следующие изменения в порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при проведении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций, оформления паспортов сделок и порядок осуществления контроля за проведением валютных операций:

- в пункте 1.5 Инструкции № 138-И названы формы учета по валютным операциям: справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах. Таким образом, форм учета по валютным операциям для резидентов (не кредитных организаций) стало меньше. При зачислении и списании иностранной валюты либо валюты Российской Федерации предусмотрено представление резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях;

- изменены форма справки о валютных операциях и порядок ее заполнения;

- установлена возможность и определены сроки представления в уполномоченный банк корректирующей справки о валютных операций, с подтверждающими изменения документами;

- изменена форма и порядок заполнения справки о подтверждающих документах. Введена возможность и определены сроки представления в банк корректирующей справки о подтверждающих документах, при изменении сведений, содержащихся в принятой банком справке, с приложением документов, подтверждающих изменения;

- в пунктах 2.1 и 3.6 Инструкции № 138-И установлены документы, представляемые резидентом в уполномоченный банк при осуществлении им валютных операций, связанных с зачислением иностранной валюты (валюты РФ) на счет или со списанием иностранной валюты (валюты РФ) со счета, поступившей от нерезидента: справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке. Однако в п.3.6 указано, что вышеназванные документы представляются резидентами в уполномоченный банк в том случае, если по контракту (кредитному договору), предусматривающему расчеты с нерезидентом в валюте РФ, оформлен паспорт сделки или

в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в расчетном документе нерезидентом;

- в пунктах 2.3 и 3.8 Инструкции № 138-И установлены срок представления вышеназванных документов резидентом в уполномоченный банк (кроме случаев, установленных в пп.2.5-2.9 и в пп.3.10-3.13 ) , который составляет:

а) при зачислении иностранной валюты (валюты РФ) на счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении банка о ее зачислении;

б) при списании иностранной валюты с расчетного счета - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты (одновременно с расчетным документом по валютной операции);

- в пунктах 2.5 и 3.10 Инструкции № 138-И установлен срок представления резидентом вышеназванных документов при осуществлении валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте либо со списанием валюты РФ с расчетного счета в валюте РФ с использованием банковской карты, который составляет:

а) не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлена валютная операция с использованием банковской карты;

- в пунктах 2.6, 3.11, 11.5, 11.10 Инструкции № 138-И установлен срок представления справки о валютных операциях и (или) копий выписок из счета при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте РФ по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, через счет, открытый в банке-нерезиденте, который составляет:

а) не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены валютные операции;

- в пунктах 2.7, 3.12, 11.5, 11.10, 12.4-12.6 Инструкции № 138-И установлен срок представления резидентом в банк справки о валютных операциях и документов, связанных с проведением третьим лицом-резидентом валютных операций по контракту (кредитному договору) , по которому оформлен паспорт сделки, который составляет:

а) в случае, если расчеты осуществляются через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте -не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены такие валютные операции (п.11.5, п.11.10);

б) не позднее 15 рабочих дней после даты принятия уполномоченным банком справки о валютных операциях третьего лица-нерезидента резидент заполняет и представляет в банк свою справку о валютных операциях (п. 12.5) либо при осуществлении третьим лицом-резидентом валютных операций, связанных с расчетами через его счет, открытый в банке-нерезиденте, он передает резиденту, оформившему паспорт сделки, выписки из этого счета не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором третьим лицом были осуществлены валютные операции. Резидент, оформивший паспорт сделки, на основании указанных документов заполняет свою справку в срок, указанный в пунктах 11.5 и 11.10;

- в пунктах 2.8, 3.13, 16.3, 16.5 Инструкции № 138-И установлены сроки представления справки

о валютных операциях и документов, связанных с проведением расчетов по аккредитиву, при осуществлению резидентом валютных операций в иностранной валюте либо валюте РФ по контракту, по которому оформлен паспорт сделки , которые составляют:

а) не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву;

- в пунктах 2.9 и 3.15 Инструкции № 138-И установлен срок представления корректирующей справки о валютных операциях и документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях, который составляет:

а) не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения;

- в пункте 9.2 Инструкции № 138-И установлен срок представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, который составляет:

а) не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемой должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней;

б) не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором оформлены подтверждающие документы;

- в пункте 9.7 Инструкции № 138-И установлен срок представления корректирующей справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченном банком справке о подтверждающих документах, который составляет:

а) не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения.

Таким образом, в Инструкции № 138-И установленны порядок и сроки представления форм учета по валютным операциям;

- в Инструкции № 138-И изменен порядок оформления (переоформления, закрытия) паспортов сделок ( далее - ПС). С 1 октября 2012 года ПС оформляется и по кредитному договору (контракту) в случае, если сумма обязательств по кредитному договору превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США, по курсу Банка России, на дату заключения кредитного договора, или в случае изменений суммы обязательств - на сумму свыше 50 тыс. долл США (эквивалент), по кредитному договору, на дату заключения последних изменений к договору, то есть повышена сумма кредитного договора с 5 тыс. долларов США до 50 тыс. долл США при оформлении ПС;

- в Инструкции № 138-И установлена возможность оформления ПС по предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащих все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), проектам договоров (контрактов, соглашений). Также, установлена возможность оформления ПС по агентскому договору, договору комиссии, договору поручения, предусматривающему выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В этом случае ПС оформляется независимо от того, осуществляются ли в рамках договора платежи, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения или нет;

- в Инструкции № 138-И указано, что номер ПС присваивается банком и остается неизменным в случае перевода ПС на обслуживание в иной уполномоченный банк (филиал банка), установлены сроки оформления (переоформления) ПС и изменены основания закрытия ПС;

Названы следующие основания закрытия ПС:

1) перевод ПС из банка ПС в другой уполномоченный банк , при закрытии резидентом всех счетов в банке ПС;

2) при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору);

3) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту;

4) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу-резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту на другое лицо-резидент;

5) при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, основаниям, предусмотренным законодательством;

б) банк вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней, следующих за датой указанной в графе 6 раздела 3 ПС (датой завершения исполнения обязательств по контракту).

7) резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по кредитному договору, общая сумма обязательств по которому на дату вступления в силу Инструкции № 138-И не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США:

- в Инструкции № 138-И изменен перечень кодов валютных операций, а также установлена возможность электронного документооборота между клиентом и банком документами валютного контроля.

Таким образом, орган валютного регулирования уменьшил количество актов валютного регулирования и форм учета по валютным операциям резидентов, установил возможность и определил сроки представления корректирующих форм учета и возможность электронного документооборота между резидентами и агентами валютного контроля.

Валютный контроль соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ осуществляется как в ходе проведения проверок, так и посредством запроса и получения от резидентов и нерезидентов документов и информации, связанной с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в банках за пределами территории РФ.

Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации с нарушением установленных действующим валютным законодательством РФ правил и ограничений могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а за нарушения на сумму более 5 млн. рублей руководители

организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со статьей 1 93 Уголовного кодекса РФ.

Контроль соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, в пределах своих полномочий, осуществляют органы и агенты валютного контроля ( статья 22 Закона № 173-ФЗ).

Органами валютного контроля являются: Правительство РФ и Росфиннадзор. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия и бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования.

За нарушения резидентами-юридическими и физическими лицами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования к ним могут быть применены меры административной ответственности, установленные статьей 15.25 КоАП РФ (табл.).

Ответственность за проведение незаконной (запрещенной) валютной операции, установленная частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, применяется к резидентам-физическим и юридическим лицам.

Федеральным законом от 12.11.2012 № 194-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях», часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ представлена в новой редакции, которая вступит в силу с 13 февраля 2013 года. В новой редакции части 1 статьи 15.25 четко прописано, что является незаконной (запрещенной) валютной операцией, размер штрафных санкций не изменен.

Незаконной (запрещенной) валютной операцией для резидентов является:

- купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте минуя уполномоченные банки ;

- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета уполномоченных банков или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ;

- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством.

В связи вступлением в силу с июня 2012 года Закона № 409-ФЗ от 06.12.2011 , отменены ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации резидентами валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг при соблюдении ими требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, за нарушение части 1 статьи 15.25 КоАП РФ резиденты могут быть привлечены к ответственности в виде административного штрафа в размере от 75 до 100 % от суммы проведенной ими незаконной валютной операции.

Таблица

Меры ответственности, применяемые к резидентам юридическим лицам и физическим лицам за нарушения валютного законодательства РФ

Вид нарушения и номер Мера ответственности

нарушенной статьи КоАП РФ Физические лица Юридические лица

1 2 3

Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции (часть 1 статьи 15.25) Штраф на физическое лицо в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции. Штраф на юридических и должностных лиц в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции.

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и(или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф на физическое лицо в размере от 1 000 до1 500 руб. Штраф на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц - в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф на физическое лицо от 4 000 до 5 000 руб. Штраф на юридических лиц в размере от 800 000 до 1 000 000 руб., на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

На банковский счет резидента в контрактные сроки не поступила от иностранного партнера (заказчика) иностранная валюта (валюта РФ) за переданные заказчику товары (выполненные работы, оказанные услуги) (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф на юридических и должностных лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и(или) в размере от 75 до 100 % суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание

1 2 3

Иностранный партнер в установленный срок не вернул аванс (предоплату) за не полученные в РФ товары (не выполненные работы, не оказанные услуги) (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф на юридических и должностных лиц в размере от 75 до 1 00 % от суммы не возвращенных денежных средств

Резидент нарушил единые правила оформления паспорта сделки, в установленные сроки не представил формы учета и отчетности по валютным операциям, нарушил сроки хранения учетных и отчетных документов, паспортов сделок (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ) ч. 6.1ст. 15.25 КоАП РФ: Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ: Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10 дней, но не более 30 дней ч. 6.3 ст. 15.25КоАП РФ: Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней Штраф на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб. Предупреждение или штраф на юридических лиц в размере от 5 000 до 15 000 руб., на должностных лиц -в размере от 500 до 1 000 руб. Штраф на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., на должностных лиц - в размере от 2 000 до 3 000 руб. Штраф для юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Резиденты-юридические и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 и части 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения составляет неуведом-ление налогового органа либо уведомление с нарушением установленного срока и(или) не по установленной форме об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, находящемся в банке за пределами территории РФ.

С 29.10.2012 вступила в силу новая редакция части 2 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 140-ФЗ).

Новая редакция расширила перечень нарушений, рассматриваемых в данной части статьи и ужесточила штрафные санкции к нарушителям, как физическим лицам, так и юридическим лицам, за непредставление ими в установленной срок уведомлений об открытии (закрытии) и(или) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Новая редакция включает часть 2 и часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Часть 2 предусматривает ответственность резидента за представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и(или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) и(или) об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ. Как видно из таблицы, за вышеназванные нарушения резиденты-физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1 000 до

1 500 руб. , должностные лица - в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а юридические лица -к штрафу в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Часть 2.1 предусматривает ответственность резидента за непредставление им в установленный срок уведомления об открытии (закрытии) и(или) об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ. Данное нарушения влечет наложения административного штрафа на физических лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 800 000 до 1 млн. руб.

Согласно части 2 статьи 12 Закона № 173-Ф3, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы, по месту своего учета, об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и(или) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее одного месяца, со дня открытия (закрытия) счета, или изменения реквизитов таких счетов, по форме, утвержденной ФНС России.

Форма уведомления установлена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ». В соответствии с данным приказом введены три формы уведомлений: уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории РФ, уведомление о закрытии счета в банке, расположенном за пределами территории РФ, уведомление об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ.

Форма уведомлений в электронном виде установлена приказом ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6-559 «Об утверждении форматов представления в электронном виде уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ».

Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об отмене постановления органа валютного контроля о назначении им административного наказания по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля не доказал наличия в действиях резидента события и состава административного правонарушения.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-72632/2010 от 25.04.2011 отмечается, что апелляционный суд отказал в заявлении резидента и оставил решение суда первой инстанции без изменения в связи с тем, что органом валютного контроля доказан факт нарушения резидентом ч. 2 ст. 12 Закона № 173-Ф3 (нарушения установленного срока представления в налоговый орган уведомления об открытии счета в банке за пределами территории РФ), административная ответственность за которое , предусмотрена в ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом установлена административная ответственность.

Резиденты-юридические лица, наряду с вышеназванными нарушениями, могут быть привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 15.25, части 5 статьи 15.25 и части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Валютный контроль резидентов, связанный с исполнением ими части 1 и части 1.1 статьи 19 Закона № 173-Ф3 (в редакции изменений, внесенных Законом № 406-ФЗ от 06.12.11) осуществляется в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезен-ные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Кроме того, в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, резиденты обязаны, в соответствии с условиями договоров (контрактов), представить уполномоченным банкам информацию:

- о максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и(или) валюты РФ за исполнение обязательств по договору (контракту) путем передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации;

- о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по договору (контракту) в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, устанавливается ЦБ РФ (часть 1.2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ). В настоящее время вышеназванный порядок еще не установлен.

Исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, установлен в части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

Однако в части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ отсутствует разрешение у резидента не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая.

При определении срока поступления выручки в первую очередь необходимо исходить из условий заключенного договора, в том числе при определении порядка исчисления периода времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и даты (момента), с которой (которого) должен исчисляться данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ. Также необходимо учитывать, что не является нарушением пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ получение денежных средств с нарушением контрактных сроков за товары, еще не переданные покупателю (авансы, предоплаты), и случаи неполучения денежных средств, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств.

Если во внешнеторговом договоре (контракте) не определен срок получения резидентом от нерезидента денежных средств, причитающихся за переданные резидентом товары, то контроль за исполнением резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом.

Согласно пункту 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом. В случае, если договором предусмотрена оплата товара после его передачи покупателю (продажа товара в кредит - статья 488 ГК РФ), но срок оплаты договором не определен, в соответствии со статьей 314 ГК РФ обязательство по оплате товара должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения ( т.е с момента исполнения обязанности передать товар). Продажа товара в кредит является видом коммерческого кредитования и, следовательно, на продажу товаров в кредит распространяются правила о займе в соответствии с пунктом

2 статьи 823 ГК РФ. В связи с этим при определении разумного срока оплаты товара, проданного в кредит, исходя из положений пункта 1 статьи 810 ГК РФ, следует считать его равным 30 дням с момента возникновения обязательства по оплате товара. Аналогичный подход применим к договорам на импорт товаров, если договором не определен срок поставки товара после его оплаты. Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт

передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (договорами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности, статьей 458 ГК РФ.

Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:

- товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;

- денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены резидентом в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки, а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) сроки получения резидентом денежных средств не установлены, - в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.

Резиденты могут изменить сроки получения денежных средств за переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности) в том случае, если дополнительные соглашения к договорам (контрактам), изменяющие сроки получения денежных средств, приняты до истечения договорных (контрактных) сроков.

Не является нарушением валютного законодательства незачисление на счет резидента сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте), а именно: что комиссионные расходы и банковские расходы, связанные с оплатой услуг банков-корреспондентов, несет продавец.

В соответствии с частью 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях к резидентам, не обеспечившим в установленные договором (контрактом) сроки получения на свои счета в уполномоченном банке денежных средств за переданные нерезиденту товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию), могут быть применены следующие виды ответственности, которая законодателями дифференцирована:

- за нарушение установленных сроков зачисления денежных средств будут начислены пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей в период просрочки) от суммы денежных средств, зачисленных на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств;

- за незачисление денежных средств - штраф в размере от 75 до 100 % от суммы незачисленных средств;

- если часть средств зачислена с нарушением установленного срока, а часть не зачислена, то применяется комбинированная санкция.

Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об оспаривании постановлений органов валютного контроля о назначении им административного наказания на основании части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля должен доказать наличие в действиях резидента события и состава административного правонарушения.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-10265/11 от 15.02.2012 было признано незаконным и отменено постановление органа валютного контроля (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Санкт-Петербургу) в связи с неполной оценкой обстоятельств, составляющих состав правонарушения, а именно: не учетом факта, что непоступление выручки связано с отгрузкой забракованного товара. Поэтому бездействие резидента, выразившееся в непринятии мер к получению валютной выручки, не является нарушением части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

В то же время, как отмечено в Постановлении ФАС Московского округа по делу № А40-60663/11-147-516 от 30.01.12, неоднократное направление иностранному контрагенту писем с требованием оплаты товара (в результате товар оплачен полностью) свидетельствует о стремлении резидента выполнить обязанность, установленную пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 15970/09, суд признал привлечение резидента к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ незаконным.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа по делу № А33-1736/2011 от 01.02.2012, привлекая резидента к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ , суд указывает на непринятие резидентом достаточных мер для получение валютной выручки (претензия нерезиденту направлена после истечения срока поступления выручки). Доказательств обращения покупателя с просьбой об отсрочке оплаты товара либо принятия резидентом мер по обеспечению поступления валютной выручки в течение полугода, с даты направления претензий, не представлено.

В соответствии с частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, резиденты-юридические лица, не обеспечившие в контрактные сроки возврат в РФ денежных средств за неввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 75 до 100 % суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об оспаривании постановлений органов валютного контроля о назначении им административного наказания на основании части 5 статьи 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля должен доказать наличие в действиях резидента события и состава административного правонарушения.

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-18780/2011 от 24.04.12 отмечается, что суд отказал в удовлетворении требования об отмене постановления по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ, указав, что факт невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию РФ товары свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Причем, сама по себе передача векселя, как средства для расчета за непоставленный товар не может отождествляться с возвратом в РФ денежных средств за неввезенные товары. Обязанность считается исполненной при условии дальнейшего поступления средств в уполномоченный банк. Аналогичная позиция высказана и в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А32-9227/2011 от 13.01.12.

По данным Росфиннадзора, в настоящее время, чаще всего резиденты-юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Административная ответственность по вышеназванной статье применяется к резидентам-юридическим лицам за несоблюдение ими установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и(или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок, либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям.

С 28.11.2011 ( даты вступления в силу Федерального закона № 311-ФЭ от 16.11.2011) законодателями введены дифференцированные штрафные санкции за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно:

- если сроки представления нарушены не более чем на десять дней, то резидент может быть предупрежден или привлечен к минимальной административной ответственности в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 до 15 000 руб., а на должностное лицо - в размере от 500 до

1 000 руб. ( ч .6.1 ст. 15.25 КоАП РФ);

- если сроки представления нарушены более чем на десять дней, но не более чем на 30 дней, то резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на должностных лиц - в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ);

- если сроки представления нарушены более чем на 30 дней, то резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., а на должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны в установленном порядке вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора( контракта).

Контроль представления резидентами-юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории РФ, возложен на налоговые органы на основании части 7 статьи 12 Закона № 173-Ф3.

Порядок представления резидентами-юридическими лицами отчетов установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 « Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ», в редакции Постановления Правительства РФ от 15.07.2008 № 532 (далее - Постановление № 819).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления № 819 резиденты-юридические лица ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2-х экземплярах по форме , указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения , указанные в отчете (далее -подтверждающие банковские документы) по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого по последнее число отчетного квартала (п. 5 Постановления № 819).

Документы, предусмотренные пунктами 4-5 Постановления № 819, представляются непосредственно резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 6 Постановления № 819).

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной, в соответствии с требованиями законодательства РФ. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный, в соответствии с требованиями законодательства РФ, перевод на русский язык.

Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа возвращается резиденту либо представителю резидента под расписку в день представления отчета или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета.

В соответствии с п. 9 Постановления № 819 днем представления отчета и подтверждающих банковских документов в налоговый орган является:

- при представлении вышеназванных документов непосредственно резидентом либо его представителем - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

- при направлении вышеназванных документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Предметом административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является непредставление (несвоевременное представление) резидентом в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, с подтверждающими банковскими документами либо представление отчета без подтверждающих банковских документов или ненадлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

С 1 октября 2012 года (даты вступления в силу Инструкции № 138-И) сроки представления резидентом в уполномоченный банк документов для оформления ПС (не позднее срока установленного Инструкцией № 138-И для представления справки о валютных операциях ) установлены в разделе II вышеназванной Инструкции Банка России.

В Инструкции № 138-И предлагаются две формы ПС: при осуществлении валютных операций по контракту - форма 1, при осуществлении валютных операций по кредитному договору - форма 2 (приложение № 4 к Инструкции № 138-И).

Паспорт сделки не оформляется в случаях, установленных пунктом 5.2 Инструкции № 138-И, в частности, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте

50 тыс. долл. США по курсу, установленному банком на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту(кредитному договору) - на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору).

Во второй главе Инструкции № 138-И изложены порядок и сроки представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях, которые рассмотрены выше.

В Инструкции № 138-И предусмотрена возможность и определены сроки представления в банк резидентом корректирующей справки о валютных операциях при изменении сведений, содержащихся в принятой банком справке, которые также рассмотрена выше. Форма справки приведена в приложении № 1 к Инструкции № 138-И.

При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) , по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (кредитному договору), сроки представления которой нами выше рассмотрены.

В настоящее время резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по частям 6, 6.1, 6.2,6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в следующих случаях:

- при нарушении единых правил оформления паспорта сделки;

- при непредставлении или представлении с нарушением установленных сроков и установленного порядка отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ;

- при нарушении установленных сроков представления форм учета по валютным операциям;

- при нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.

Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об отмене постановления органа валютного контроля о назначении им административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, а также по частям 6.1, 6.2 или 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля должен доказать наличие в действиях резидента события и состава административного правонарушения.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А 21-4499/2012 от 25.10.2012 отмечается, что судом первой инстанции был установлен факт нарушения резидентом сроков представления форм учета по валютным операциям (справки о подтверждающих документах) более чем на 30 дней. Резидентом нарушен п. 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. У суда нет оснований считать данное административное правонарушение малозначительным, на что ссылается в обращении резидент.

Отказано резиденту в отмене постановления органа валютного контроля о назначении ему административного наказания по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-21286/2012 от 19.10.2012, в связи с отсутствием нарушений процедуры привлечения резидента к административной ответственности и непредставлением им доказательств невозможности исполнения им обязательств, установленных в п. 2.4 Положения Банка России № 258-П (в силу чрезвычайных обстоятельств).

В Постановлении Верховного суда РФ № 41-АД12-3 от 16.03.2012 «Об административном штрафе, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ», Верховный суд отклонил ранее вынесенное решение суда. Резидент нарушил порядок составления справки о подтверждающих документах, а не порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за нарушения которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ошибочно указав в справке о подтверждающих документах неправильный номер грузовой таможенной декларации.

В то же время, в Определении ВАС № ВАС-15230/11 от 13.02.2012 суд отклоняет ранее вынесенное решение суда. Так как постановление органа валютного контроля о привлечении резидента к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ вынесено после вступления в силу Указания ЦБ РФ № 2556-У от 29.12.2010, которое внесло изменения в п. 1.2 Положения Банка России № 258-П от 01.06.2004. Эти положения не распространяются на валютные операции, если сумма контракта меньше 50 тысяч долларов США. Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу.

Перечень основных документов, которыми следует руководствоваться резидентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Федеральный закон от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

5. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

7. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации».

8. Письмо Банка России от 15.07.1996 № 300 « О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

9. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

10. Положение Банка России от 29.10.2010 № 364-П «Положение о порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде».

11. Приказ ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

12. Приказ ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6/559 «Об утверждении форматов представления в электронном виде уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Информационное письмо Банка России от 28.02.2007 № 35 «Обобщение практики применения федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».

14. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

15. Письмо Федеральной таможенной службы России от 23.11.2012 № 01-11/58089 «Об инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И» ( с приложением письма Министерства финансов РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133).

16. Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 10.01.2008 № 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» (с изменениями, внесенными письмами ФТС РФ от 24.12.2009 № 01-11/62023, от 23.11.2010 № 01-11/56802, от 06.06.2011 № 01-11/26394, письмом Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.