УДК 339.727.244:339.54
DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(1).15
Л. Д. Хамаганова
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФТС РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются пути совершенствования деятельности таможенных органов РФ в сфере валютного контроля экспортно-импортных операций в современных условиях. На основании данных платежного баланса РФ анализируется объем нелегального вывоза капитала из РФ, а также деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ, направленная на минимизацию экономического ущерба от нарушения валютного законодательства и рисков, отрицательно влияющих на состояние современной экономики России. Агент валютного контроля (Федеральная таможенная служба России) эти нарушения выявляет и передает в Росфиннадзор для принятия мер к нарушителям валютного законодательства. Вносится предложение о необходимости увеличения срока исковой давности на законодательном уровне еще на 1 год с целью привлечения участников внешнеэкономической деятельности, нарушающих валютное законодательство, к административной ответственности. В совокупности срок исковой давности составит 2 года со дня совершения правонарушения участником внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова. Орган валютного контроля; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ; агенты; таможенные органы; нарушения валютного законодательства; система управления рисками; Сибирское таможенное управление.
Информация о статье. Дата поступления 11 сентября 2014 г.; дата принятия к печати 15 сентября 2014 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2015 г.
L. D. Khamaganova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
IMPROVING CUSTOMS CONTROL OF FOREIGN EXCHANGE TRANSACTIONS IN THE TERRITORIAL JURISDICTION OF SIBERIAN CUSTOMS ADMINISTRATION OF RUSSIA'S FEDERAL CUSTOMS SERVICE
Abstract. The article considers the ways of improving customs bodies activities of the Russian Federation in the sphere of currency control of export-import transactions in the current context. Using the data of RF balance of payments an analysis is made of the amount of the illegal capital outflow from RF, as well as of the activity of the Federal Service of the RF financial and budget supervision aimed at minimizing damages from violating the currency legislation and the risks that have negative impacts on the state of Russia's today's economy. The currency control agency (Federal Customs Service of Russia) detects these violations and transfers them to the Federal financial and Budgetary Supervisory Service for taking measures concerning the violator of the currency legislation. A proposal is made of necessity of extending the action limitation period at legislative level for one more year with the view of bringing participants of international economic activity violating the currency legislation to administrative sanctions. In the aggregate, the action limitation period will constitute two years since the day of commission of offence by a participant of international economic activity.
© Л. Д. Хамаганова, 2015
Keywords. Currency control body; Federal Service of RF financial and budget supervision; agents; customs bodies; violations of currency legislation; risk management system; Siberian Customs Service.
Article info. Received September 11, 2014; accepted September 15, 2014; available online January 29, 2015.
Либерализация российского валютного законодательства последних лет не предотвратила отток капитала через внешнеторговые сделки и даже имеет тенденцию к усилению, особенно в условиях нестабильности мировой экономики. Актуальность темы заключается в необходимости проведения исследования роли таможенных органов как агентов валютного контроля по предотвращению нарушений участниками внешнеторговой деятельности таможенного законодательства в современных условиях.
Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования деятельности таможенных органов РФ в сфере валютного контроля экспортно-импортных операций в современных условиях.
Необходимо ограничить масштабы нелегального вывоза капитала из РФ при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу для экономической безопасности РФ.
При проведении валютного контроля государство и организации, уполномоченные на его проведение, стремятся к достижению определенных целей. Существует множество точек зрения на определение целей проведения валютного контроля. Например, З. А. Сабов считает, что валютный контроль — это частичное или тотальное регулирование платежного оборота с заграницей посредством прямого или косвенного государственного вмешательства [5]. В. Ф. Эбке к целям валютного контроля предлагает отнести «ограничения текущих международных платежей и международных платежей, связанных с международным движением капитала» [7].
Главное отличие в определениях валютного контроля зарубежных авторов от отечественных в том, что они под валютным контролем понимают не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций, а прежде всего выполнение им регулирующей функции. Наиболее точно, по нашему мнению, по данному поводу высказался В. В. Козлов: «Валютный контроль — это действия, направленные на соблюдение валютного законодательства, регламентирующего проведение валютных операций резидентов и нерезидентов, в целях, установленных государством» [2].
В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов валютного контроля существуют достаточно серьезные различия. Например, отличие между российской и китайской системой валютного контроля заключается в том, что основополагающим принципом, реализованным в Китае, является контроль над участником, а не за операцией, как в России [6].
По данным платежного баланса РФ был выявлен объем нелегального вывоза капитала из РФ, сформированный на основании двух статей платежного баланса:
- своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, т. е. невозвращен-ная экспортная выручка и вывоз средств за рубеж по фиктивным контрактам;
- чистые ошибки и пропуски, т. е. расхождения в платежном балансе страны, которые традиционно свидетельствуют о целенаправленном вывозе средств за рубеж (табл. 1).
Показатели двух статей платежного баланса РФ за 2003-2014 гг., млрд дол.
Таблица 1
Год Сомнительные операции* Чистые ошибки и пропуски
2003 -15 435 -9 708
2004 -25 903 -6 440
2005 -27953 -8 344
2006 -19 945 7 468
2007 -30 353 -13 640
2008 -50 635 -3 051
2009 -24 559 -6 394
2010 -25 904 -9 136
2011 -33 263 -8 655
2012 -38 816 -10 371
2013 -26 504 -10 840
2014 (январь-июнь) -5 674 480
* Включают имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, покупкой/продажей ценных бумаг и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.
Составлено по данным годовых отчетов Банка России.
При этом четко отслеживается непрекращающийся объем нелегального вывоза капитала. Реальное бегство капитала осуществляется по «серым» схемам, которые ни Федеральная служба государственной статистики, ни Банк России фактически отследить не в состоянии.
Основными нарушителями валютного и таможенного законодательства являются в общей массе частные и мелкие предприятия и общества с ограниченной ответственностью, которые в силу своего статуса могут быстро ликвидироваться, не исполнив требования, предъявляемые к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) валютным законодательством. Поэтому, обнаружив нарушения валютного законодательства, таможенные органы не могут привлечь нарушителей к административной ответственности в силу того, что субъекта правонарушения не существует, так как он уже ликвидирован, и валютная выручка от экспорта товаров оседает за рубежом. Привлечение к административной ответственности участника ВЭД также бывает невозможно в силу того, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, который по закону составляет 1 год1.
Необходимо отметить, что либерализация валютного законодательства последних лет (введение конвертируемости рубля, отмена обязательного резервирования валюты на счетах и обязательной продажи части валютной выручки экспортеров) не предотвратила отток капитала через внешнеторговые сделки, не уменьшила лжеэкспорт и лжеимпорт, а также другие нарушения. В связи с этим Правительство РФ с 2004 г. наделило полномочиями валютного контроля Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Росфиннадзор осуществляет контроль над требованиями актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций требованиям лицензий и разрешений, выданных ранее. Агенты валютного контроля (Федеральная таможенная служба России, Федеральная налоговая служба России) эти нарушения выявляют и
1 Материалы Сибирского таможенного управления. URL : http://stu.customs.ru/.
СО
Н
Ю тН
О (N
передают в Росфиннадзор для принятия мер к нарушителям валютного зако-нодательства1. В рамках реализации полномочий по валютному контролю за 2013 г. Росфиннадзором проведено 22 045 контрольных мероприятий по проверке соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (табл. 2). По результатам плановых и внеплановых (оперативных) проверок должностными лицами возбуждено 15 858 дел об административных правонарушениях.
Таблица 2
Динамика результатов контрольных мероприятий Росфиннадзора в валютной сфере (2012-2013 гг.)
Мероприятия Год Проведено контрольных мероприятий Предъявлено штрафных санкций всего, млн р. Взыскано штрафных санкций всего, млн р. Эффективность, тыс. р. на 1 контрольное мероприятие
Плановые проверочные, включая централизованные задания 2013 927,0 1 241,1 24,6 26,5
2012 907,0 56,7 39,6 43,7
Изменение, % +2,2 +2 088,9 -37,9 -39,4
Внеплановые проверочные по сообщениям, информации 2013 9 235,0 14 384,6 183,1 19,8
2012 8 637,0 49 208,1 245,7 28,4
Изменение, % +6,9 -70,7 -25,5 -30,3
Реализация протоколов Федеральной таможенной службы России 2013 5 596,0 220 901,9 71,4 12,7
2012 10 927,0 134 880,7 111,5 10,2
Изменение, % -48,8 +63,77 -35,9 +24,5
Итого 2013 22 045,0 240 436,2 322,8 14,6
2012 26 595,0 186 083,1 448,4 16,8
Изменение, % -17,11 +29,21 -28,0 -13,0
Составлено по данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Большая часть постановлений о назначении административного наказания, вступивших в законную силу, вынесена по ч. 6 и 6.1-6.3 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях2 (КоАП РФ), а также ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (невозврат валютной выручки) — 2 973 постановления (13,8 %); ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (невозврат аванса) — 2 115 постановлений (9,8 %); ч. 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ (нарушение установленного срока уведомления об открытии счета (вклада) за рубежом) — 909 постановлений (4,2 %); ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (осуществление незаконных валютных операций) — 140 постановлений (0,7 %). Следует отметить, что сумма взысканных административных штрафов (322 млн р.) существенно ниже суммы наложенных санкций (240 млрд р.). Так, в 2013 г. в Федеральную службу судебных приставов России передано 9 042 постановления о назначении административного наказания для принудительного взыскания денежных средств на общую сумму 122 млрд р.3
Большие суммы предъявленных штрафов формируются, главным образом, за счет штрафов, наложенных за нарушения, связанные с незаконными операциями по выводу капитала из страны — невозвратом валютной выручки за поставленные на экспорт товары, работы и услуги, а также невозвратом средств, направленных за рубеж в виде авансов за неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. В указанных случаях вывод капитала в ос-
1 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. URL : www.rosfinnadzor.ru.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ.
3 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. URL : www.rosfinnadzor.ru.
новной своей массе связан с заключением мнимых или притворных сделок и с проведением валютных операций на основании поддельных документов. При этом из общей суммы предъявленных административных штрафов 92 % приходится на протоколы, поступившие на реализацию от таможенных органов. Действующее же законодательство не содержит эффективного инструмента противодействия созданию и деятельности номинальных юридических лиц — «фирм-однодневок». После ряда противоправных действий, связанных с выводом денежных средств, такие фирмы оказываются недействующими либо исчезают после внесения изменений в учредительные документы.
Руководство Росфиннадзора отмечает, что нужен новый правовой инструментарий, позволяющий обеспечить надлежащее противодействие незаконным финансовым операциям, повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и совершенствование механизмов, обеспечивающих надлежащий контроль за обоснованностью осуществления валютных операций.
Таможенные органы играют существенную роль в обеспечении соблюдения требований валютного регулирования и осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу РФ (за исключением периметров свободных экономических зон и свободных складов) валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также следят за валютными операциями, связанными с перемещением через границу РФ товаров и транспортных средств1. Валютный контроль российских таможенных органов позволяет сократить нарушение валютного законодательства участниками ВЭД и минимизировать ущерб от недополучения валютной выручки и невозврата иностранной валюты в страну. Эффективный валютный контроль повышает доходность федерального бюджета вследствие взимания штрафных платежей в федеральный бюджет РФ от нарушителей валютного законодательства.
Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков (движения товаров и движения денежных средств) в рамках автоматизированной информационной системы. Глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
При выборе форм таможенного контроля была использована система управления рисками (СУР)2.
Цель СУР — создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Ки-отская конвенция)3.
1 О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 нояб. 2010 г. № 311-Ф3.
2 Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации : приказ Государственного таможенного комитета РФ от 26 сент. 2003 г. N° 1069.
3 Kyoto Convention. General Annes. Guidelines on Customs Controls. 1999. Chap. 6. Р. 36.
Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню. Во многом этому будут способствовать применение категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисками в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, а также развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров.
Созданию благоприятных условий для бизнеса способствует вступление в силу с апреля 2013 г. Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочно-сти применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность, которым предусмотрен выборочный таможенный контроль для крупных промышленных предприятий. Всего от Сибирского таможенного управления (СТУ) в Федеральную таможенную службу России представлена информация о 57 участниках ВЭД, соответствующих установленным критериям, 27 из которых были включены в «зеленый сектор»1. Восточная Сибирь по-прежнему остается экспортно-ориентированным регионом: почти 79 % от стоимостного объема товарооборота составляют экспортные операции (23, 8 млрд дол.) и чуть более 21 % — импортные (6, 4 млрд дол.).
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в регионе деятельности СТУ в 2013 г. (без учета взаимной торговли со странами Таможенного союза) составил чуть более 30 млрд дол. и по сравнению с 2012 г. уменьшился на 1,8 % (табл. 3). В товарной структуре экспорта преобладают металлы и изделия из них (42,9 % стоимостного объема товарооборота), топливно-энергетические товары (16,5 %), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (15,3 %), машиностроительная продукция (10,1 %), продукция химической промышленности (10 %). В 2013 г. отмечено увеличение стоимостного объема экспорта металлов и изделий из них на 3,3 %, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — 6,8 %, машиностроительной продукции — 23 %, а также снижение объемов вывозимых топливно-энергетических товаров (5,2 %) и химической продукции (3,6 %).
Объемы импорта в 2013 г., напротив, снизились практически по всем товарным позициям (на 16,3 %), что в основном обусловлено перераспределением товаропотоков между странами-участницами Таможенного союза. Однако поставки в Россию продовольственной продукции выросли на 10,1 %. В товарной структуре импорта на долю машин, оборудования и транспортных средств пришлось 48,2 %; продукции химической промышленности — 23,7 %; металлов и изделий из них — 8,4 %; продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — 7,7 %; текстиля, текстильных изделий и обуви — 3,9 %; топливно-энергетических товаров — 3,3 %2.
Экспортно-импортные операции в регионе деятельности СТУ осуществлялись с партнерами из 141 страны дальнего и ближнего зарубежья. Основными торговыми партнерами СТУ являлись Китай — 22,2 % от общего стоимостного объема внешнеторгового оборота; Нидерланды — 13,6 %; США — 8 %; Украина — 6,7 %; Тайвань (Китай) — 4,5 %; Турция — 4%; Япония — 3,3 %; Индия — 3,3 %; Германия — 3 % (см. табл. 3). По сравнению с 2012 г. объемы внешнеторговых операций с Японией, Украиной, Турцией и Германией сократились, а с Китаем, Нидерландами, США, Индией и Тайванем (Китай) возросли3.
1 Материалы Сибирского таможенного управления. URL : http://stu.customs.ru/.
2 Там же.
3 Там же.
Экспорт и импорт по странам в регионе деятельности Сибирского таможенного управления за 2013 г.*
Таблица 3
Регион Экспорт Импорт
Стоимость, Удельный Стоимость, Удельный
тыс. дол. вес, % тыс. дол. вес, %
Страны дальнего зарубежья 21 194 047,8 89,0 5 611 082,7 88,3
Германия 409 435,9 1,7 501 499,1 7,9
Индия 977 495,2 4,1 18 252,3 0,3
Ирландия 5 705,5 119 727,9 1,9
Италия 102 683,4 0,4 175 842,7 2,8
Канада 16 492,8 0,1 94 861,8 1,5
Китай 4 109 529,5 17,3 2 582 022,0 40,6
Корея 700 612,7 2,9 66 738,9 1,1
Латвия 529 185,0 2,2 2 797,9 -
Ливан 15 405,9 0,1 - -
Ливия 177,8 - - -
Монголия 291 421,2 1,2 27 512,5 0,4
Нидерланды 3 994 180,9 16,8 137 565,5 2,2
Польша 649 662,2 2,7 70 797,9 1,1
Соединенное Королевство 744 955,4 3,1 58 965,1 0,9
США 2 169 071,8 9,1 240 716,7 3,8
Тайвань (Китай) 1 355 220,5 5,7 13 625,0 0,2
Турция 1 191 011,1 5,0 27 904,4 0,4
Финляндия 381 013,5 1,6 86 288,7 1,4
Франция 30 396,0 0,1 452 595,3 7,1
Швейцария 380 098,8 1,6 36 353,4 0,6
Япония 928 099,7 3,9 80 860,6 1,3
Прочие страны 440,1 - 647,3 -
Страны СНГ 2 622 563,1 11,0 744 199,7 11,7
Азейрбайджан 201 703,5 0,8 32 500,8 0,5
Армения 80 653,5 0,3 1 283,8
Киргизия 164 471,2 0,7 13 833,2 0,2
Молдова 3 223,3 - 2 265,5 -
Таджикистан 180 895,6 0,8 4 043,5 0,1
Туркмения 58 821,1 0,2 1 221,1 -
Узбекистан 544 470,2 2,3 44 766,3 0,7
Украина 1 388 324,8 5,8 644 285,6 10,1
Всего 23 816 610,9 100,0 6 355 282,4 100,0
* Без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Представлен экспорт и импорт тех стран дальнего зарубежья, удельный вес которых составляет больше 1 %.
Составлено по данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В силу географического положения Иркутской области ее основными экономическими партнерами являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона. На долю этих стран приходится более 60 % внешнеторгового оборота Иркутской области, по экспортным операциям данный показатель еще более значителен — 70 %. Ведущее место среди торговых партнеров в экспорте остается за КНР (23,0 % от общего объема), Японией (19,0 %), Индией (10,5 %), США (9,0 %), Алжиром (7,9 %), Монголией (6,1 %), Малайзией (3,9 %), Нидерландами (2,4 %), Кореей (2,2 %), Узбекистаном (1,6 %). В импорте по итогам 2009 г. основные страны-партнеры распределили позиции следующим
образом: КНР (29,1 %), Казахстан (18,1 %), Австралия (10,8 %), Германия (6,8 %), Италия (6,3 %), Гвинея (5,8 %), Украина (3,3 %), Финляндия (2,2 %), Индия (2,0 %), Ирландия (1,6 %) [4, с. 139].
Одним из главных событий стала отмена таможенного контроля на внутренних границах стран Таможенного союза в отношении товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на территории РФ, Республики Казахстан и Республики Беларусь, с 1 июля 2011 г. С переносом контрольных функций на внешние границы Таможенного союза в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусском и в пунктах пропуска на российско-казахстанском участках государственной границы российские таможенные органы прекратили совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств третьих стран, следующих на территорию РФ. С 1 июля 2011 г. прекращена деятельность таможенных органов в 20 пунктах пропуска на российско-казахстанской границе в регионе деятельности СТУ.
В связи с отменой таможенного контроля товаров и транспортных средств на российско-казахстанской границе в регионе деятельности СТУ с 1 июля 2011 г. ликвидированы 6 таможенных постов: Рубцовский, Михайловский и ДАПП Павловка Алтайской таможни, Нововаршавский, Исилькульский и ДАПП Невольное Омской таможни. Таможенные посты МАПП Ольховка и ДАПП Одесское Омской таможни переименованы соответственно в Черлак-ский таможенный пост и Одесский таможенный пост.
Кроме того, с целью совершенствования структуры и оптимизации количества таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе, 2 февраля 2011 г. произведена реорганизация Братской и Иркутской таможен путем присоединения Братской таможни к Иркутской, а 30 сентября 2011 г. реорганизованы Забайкальская и Читинская таможни путем присоединения Забайкальской таможни к Читинской. В 2012 г. в СТУ проведен ряд организационно-штатных мероприятий: Восточно-Сибирская оперативная таможня присоединена к Сибирской оперативной таможне, Горно-Алтайская таможня — к Алтайской, ликвидировано 2 таможенных поста в Омской и Бурятской таможнях. Происходящие в СТУ структурные изменения включают в себя и расширение некоторых направлений деятельности. Так, в августе 2011 г. был открыт морской пункт пропуска Дудинка Таймырского таможенного поста Красноярской таможни, установлен новый воздушный пункт пропуска Новокузнецк (Спиченково), который позволяет жителям Южного Кузбасса вылетать за границу без необходимости ехать в Кемерово или Новосибирск.
В рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» и Стратегии развития таможенной службы до 2020 г. в 2013 г. в таможенных органах СТУ проводились мероприятия, направленные на оптимизацию и сокращение сроков таможенных операций, в том числе и на обеспечение перехода с 1 января 2014 г. на 100 % электронное декларирование1.
В 2013 г. с применением электронной формы декларирования таможенными органами выпущено 257 тыс. деклараций на товары, что составило более 98 % от общего декларационного массива (266,4 тыс.). При этом 99 % деклараций выпущены в течение одного дня, а по товарам, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины при экспорте и временном вывозе, 99 % — в течение 4 ч. Активно применялась технология удаленного выпуска, при которой подача декларации на ввозимый товар осуществляется во внутренний таможенный орган, а таможенные операции в отношении его совершаются на границе. Приобретя статус товара Таможенного союза, товар следует до пункта назначения уже без дополнительных мер обеспечения. Доля деклараций,
1 Материалы Сибирского таможенного управления. URL : http://stu.customs.ru/.
оформленных с применением данной технологии, в 2013 г. выросла почти в 2 раза (до 12,3 % от общего числа деклараций на товары). В настоящее время удаленный выпуск применяется на 9 внутренних и 39 приграничных таможенных постах региона.
Существенный вклад в развитие технологии удаленного выпуска внесли Новосибирский, Иркутский, Омский и Томский таможенные посты — центры электронного декларирования. Доля деклараций, выпущенных ими по технологии удаленного выпуска, составляет 60,1 % Ч
Ускорить выполнение таможенных формальностей в пунктах пропуска позволяет предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Следует отметить, что введение обязательного предварительного информирования в автомобильных пунктах пропуска позволило сократить среднее время совершения таможенных операций на 15,6 % (с 32 до 27 мин). Вместе с тем в регионе деятельности СТУ предварительное информирование также активно осуществлялось в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. С использованием предварительной информации за 2013 г. оформлено почти 63 тыс. товарных партий.
Кроме того, будет проведен комплекс мероприятий по обеспечению введения с 1 октября 2014 г. обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196).
Итогами деятельности СТУ за последние годы являются:
1. За 2012 г. в доход федерального бюджета таможенными органами СТУ перечислено таможенных и иных платежей в сумме 63 033 млн р., из них при вывозе товаров — 12 368 млн р., при ввозе товаров — 49 095 млн р. Наибольшие объемы денежных средств в текущем году поступили от Красноярской (14 966 млн р.), Иркутской (10 980 млн р.), Новосибирской (9 900 млн р.) и Читинской (9 231 млн р.) таможен.
2. В 2013 г. в результате применения системы управления рисками таможенными органами Сибири довзыскано таможенных платежей на сумму 821,6 млн р., что на 67,2 % выше аналогичного показателя в 2012 г. (491,35 млн р.). В рамках проверочных мероприятий по направлению контроля после выпуска товаров, результативность которых составила 74 % при плановых 54 %, доначислено таможенных платежей в сумме 755,2 млн р.2
Приоритетными задачами деятельности СТУ являются:
- обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в доход федерального бюджета;
- оптимизация таможенных операций и обеспечение максимальной эффективности таможенного контроля;
- создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и их дальнейшему обращению на территории РФ станет экономически нецелесообразной;
- содействие таможенными органами оптимизации логистики грузовых и почтовых потоков, перемещаемых авиатранспортом, и реализации проектов развития воздушных пунктов пропуска в Сибирском регионе;
- выявление правонарушений, совершенных физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования, следующих через воздушные пункты пропуска3.
1 Материалы Сибирского таможенного управления. URL : http://stu.customs.ru/.
2 Там же.
3 Там же.
В современный период есть и определенные проблемы при осуществлении валютного контроля:
- низкая оперативность — состоит в том, что информация о совершении валютных операций экспортерами и импортерами поступает в территориальное управление органа валютного контроля (Росфиннадзор) в течение длительного промежутка времени, который имеет право применять меры воздействия к участникам экспортно-импортных операций лишь после совершения ими нарушений валютного законодательства [3, с. 113];
- недостаточный контроль за экспортом-импортом работ и услуг в лице Росфиннадзора;
- в силу разного рода обстоятельств не получили развитие службы мониторинга, информационно-аналитического обеспечения, в том числе и прогностического. В результате, решения и действия органов валютного контроля характеризуются эффектом запаздывания [1, с. 118];
- отсутствие единой информационной базы данных между банками о недобросовестных участниках ВЭД;
- привлечение к административной ответственности участника ВЭД бывает невозможно в силу того, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, который по закону составляет 1 год.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Международная практика показывает, что нелегальный вывоз капитала (бегство капитала) не может быть остановлен только посредством административных мер. Капитал, покинувший страну, почти невозможно вернуть лишь ужесточением валютного контроля, тем не менее, деятельность органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля в современных условиях будет ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых подходов к осуществлению проверочных мероприятий.
2. На фоне упрощения таможенных формальностей и либерализации внешнеэкономической деятельности одним из приоритетных направлений для таможенных органов СТУ являлось совершенствование и оптимизация механизмов таможенного контроля, позволяющих обеспечивать экономическую безопасность государства в новых условиях.
Таким образом, наше предложение заключается в необходимости увеличения срока исковой давности на законодательном уровне еще на 1 год с целью привлечения участников ВЭД, нарушающих валютное законодательство, к административной ответственности. В совокупности срок исковой давности составит 2 года со дня совершения правонарушения участником ВЭД.
Список использованной литературы
1. Иваницкий В. П. Проблемы валютного контроля в современном коммерческом банке / В. П. Иваницкий // Известия Уральского государственного университета. — 2006. — № 4. — С. 118-123.
2. Козлов В. В. Валютный контроль и «бегство» капитала (теория, деятельность государственных органов и варианты решения проблем) / В. В. Козлов. — Новосибирск : [Б. и.], 2003. — 151 с.
3. Мишина В. Ю. Российский валютный рынок: достижения на пути либерализации / В. Ю. Мишина // Проблемы прогнозирования. — 2006. — № 4. — С. 113-127.
4. Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования / под ред. М. А. Винокурова, А. П. Киреенко, С. А. Чупрова. — М. : Наука, 2014. — 622 с.
5. Сабов З. А. Валютная конвертируемость в переходный период / З. А. Сабов. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. — 312 с.
6. Стровский Л. Е. Китай после вступления в ВТО. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства / Л. Е. Стровский, Цзян Цзин. — М. : Юнити-Дана, 2007. — 224 с.
7. Эбке В. Ф. Международное валютное право : пер. с нем. / В. Ф. Эбке. — М. : Международные отношения, 1997. — 335 с.
References
1. Ivanitskiy V. P. Problems of currency control in the present-day commercial bank. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Ural State University, 2006, no. 4, pp. 118-123. (In Russian).
2. Kozlov V. V. Valyutnyy kontrol' i «begstvo» kapitala (teoriya, deyatel'nost' gosu-darstvennykh organov i varianty resheniya problem) [Currency control and capital export (theory, governmental body activities and variants of solving the problems)]. Novosibirsk, 2003. 151 p.
3. Mishina V. Yu. Russian currency market: achievements of the way of liberalization. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2006, no. 4, pp. 113-127. (In Russian).
4. Vinokurov M. A., Kireenko A. P., Chuprov S. A. (eds). Razvitie rossiyskogo obshhest-va: sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Development of the Russian society: socio-economic and legal investigations]. Moscow, Nauka Publ., 2014. 622 p.
5. Sabov Z. A. Valyutnaya konvertiruemost' v perekhodnyy period [Currency convertibility in the transitional period]. St. Petersburg State University Publ., 1998. 312 p.
6. Strovskiy L. E., Tszyan Tszin. Kitay posle vstupleniya v VTO. Adaptatsiya kitayskoy ekonomiki k usloviyam mirovogo khozyaystva [China after entering the WTO. Adaptation of Chinese economy to conditions of the world economic management]. Moscow, Yuniti-Da-na Publ., 2007. 224 p.
7. Ebke V. F. Mezhdunarodnoe valyutnoepravo [International currency law]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1997. 335 p.
Информация об авторе
Хамаганова Людмила Даниловна — кандидат химических наук, доцент, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Lyudmila D. Khamaganova — PhD in Chemistry, Associate Professor, Chair of World Economy and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Хамаганова Л. Д. Совершенствование таможенного контроля валютных операций в регионе деятельности Сибирского таможенного управления ФТС России / Л. Д. Хамаганова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19965. — DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).15.
Reference to article
Khamaganova L. D. Improving customs control of foreign exchange transactions in the territorial jurisdiction of Siberian customs administration of Russia's federal customs service. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosu-darstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. Available at: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19965. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).15. (In Russian).