Научная статья на тему 'Совершенствование административных процедур проведения валютного контроля Территориальным управлением Росфиннадзора в Тамбовской области'

Совершенствование административных процедур проведения валютного контроля Территориальным управлением Росфиннадзора в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКА-ЦИОННАЯ СИСТЕМА РОСФИННАДЗОРА / ВСЕРОССИЙСКАЯ ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL / CURRENCY TRANSACTIONS / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION SYSTEM OF FEDERAL FINANCIAL AND BUDGETARY SUPERVISORY SERVICE / ALL-RUSSIAN UNIFORM INFORMATION BASE OF CURRENCY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышова Оксана Николаевна, Коротаева Наталья Владимировна

В статье проведен анализ правонарушений в сфере валютного законодательства, выявленных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области; также представлена структура контрольно-надзорных мероприятий при проведении проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации за период с 2010 по 2013 гг. Проведенный анализ контрольной деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области позволил выявить в сфере валютного контроля существенные проблемы административно-методического характера: отсутствие единого алгоритма контрольных мероприятий в валютной сфере при проведении административных процедур; проблема оперативности фиксирования и использования информации при проведении административных процедур по осуществлению валютного контроля. В этой связи предложены некоторые основополагающие мероприятия по решению данных проблем, например, создание информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, представляющую собой объединение информационной и телекоммуникационной составляющих с использованием современных информационных технологий и средств вычислительной техники. К основным задачам, которые должны быть решены при создании информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, можно отнести: построение центрального информационно-телекоммуникационного центра, отвечающего всем современным требованиям; реализация функций защищенного электронного документооборота; использование для организации обмена с территориальными управлениями сети общего пользования Интернет; расширение полосы пропускания канала доступа в Интернет как минимум до 300 Мб/сек.; внедрение средств IР-телефонии; внедрение средств видеоконференц-связи. Наряду с мероприятиями, имеющими предупредительный характер в сфере валютного контроля, мы предлагаем провести мероприятия по повышению эффективности методов валютного контроля, в том числе путем: проведения мониторинга практики применения Административного регламента по валютному контролю; сбора, систематизации и анализа информации по типичным нарушениям валютного законодательства; осуществления информационной, консультационной и разъяснительной помощи вверенным ТУ Росфиннадзора в Тамбовской области по вопросам, связанным с осуществлением функций по валютному контролю; взаимодействия с агентами валютного контроля, уполномоченными банками, органами внутренних дел и прокуратуры, управлениями Федеральной службы судебных приставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышова Оксана Николаевна, Коротаева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES OF CARRYING OUT THE CURRENCY CONTROL OF FEDERAL SERVICE FOR FINANCIAL AND BUDGETARY SUPERVISION BY TERRITORIAL ADMINISTRATION IN THE TAMBOV REGION

In article authors carried out the analysis of the offenses in the sphere of the currency legislation revealed by Territorial administration of Federal service for financial and budgetary supervision in the Tambov region; also presented the structure of control and supervising actions at carrying out checks of observance of acts of the currency legislation of the Russian Federation from 2010 to 2013. The carried-out analysis of control activity of Territorial administration of Federal Service for Financial and Budgetary Supervision in the Tambov region allowed to reveal vital issues of administrative and methodical character in the sphere of currency control: absence of uniform algorithm of control actions in the currency sphere at carrying out administrative procedures; a problem of efficiency of fixation and use of information at carrying out administrative procedures on implementation of currency control. In this regard authors offered some fundamental actions for the solution of these problems, for example creation of information and telecommunication system of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, representing association information and the telecommunication modern information technologies and computer aids making with use. To main objectives which have to be solved at creation of information and telecommunication system of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, it is possible to carry: creation of the central information and telecommunication center meeting all modern requirements; realization of functions of the protected electronic document flow; use for the organization of an exchange with territorial administrations of the public network Internet; expansion of a pass-band of the channel of Internet access at least to 300 Mb/sec.; introduction of means of an IP-telephony; introduction of means of a video conferencing. Along with the actions having precautionary character in the sphere of currency control authors suggest to hold events for increase of efficiency of methods of currency control, including by the way: carrying out monitoring of practice of application of Administrative regulations on currency control; collecting, systematization and analysis of information on typical violations of the currency legislation; implementation of information, consulting and explanatory help by the entrusted Territorial Administration of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service in the Tambov region on questions connected with implementation of functions on currency control; interactions with agents of currency control, authorized banks, law-enforcement bodies and prosecutor's offices, offices of the Federal Bailiff Service.

Текст научной работы на тему «Совершенствование административных процедур проведения валютного контроля Территориальным управлением Росфиннадзора в Тамбовской области»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ РОСФИННАДЗОРА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕРНЫШОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОРОТАЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье проведен анализ правонарушений в сфере валютного законодательства, выявленных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области; также представлена структура контрольно-надзорных мероприятий при проведении проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации за период с 2010 по 2013 гг. Проведенный анализ контрольной деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области позволил выявить в сфере валютного контроля существенные проблемы административно-методического характера: отсутствие единого алгоритма контрольных мероприятий в валютной сфере при проведении административных процедур; проблема оперативности фиксирования и использования информации при проведении административных процедур по осуществлению валютного контроля. В этой связи предложены некоторые основополагающие мероприятия по решению данных проблем, например, создание информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, представляющую собой объединение информационной и телекоммуникационной составляющих с использованием современных информационных технологий и средств вычислительной техники. К основным задачам, которые должны быть решены при создании информационно-телекоммуникационной системы Росфиннад-зора, можно отнести: построение центрального информационно-телекоммуникационного центра, отвечающего всем современным требованиям; реализация функций защищенного электронного документооборота; использование для организации обмена с территориальными управлениями сети общего пользования Интернет; расширение полосы пропускания канала доступа в Интернет как минимум до 300 Мб/сек.; внедрение средств ГР-телефонии; внедрение средств видеоконференц-связи. Наряду с мероприятиями, имеющими предупредительный характер в сфере валютного контроля, мы предлагаем провести мероприятия по повышению эффективности методов валютного контроля, в том числе путем: проведения мониторинга практики применения Административного регламента по валютному контролю; сбора, систематизации и анализа информации по типичным нарушениям валютного законодательства; осуществления информационной, консультационной и разъяснительной помощи вверенным ТУ Росфиннадзора в Тамбовской области по вопросам, связанным с осуществлением функций по валютному контролю; взаимодействия с агентами валютного контроля, уполномоченными банками, органами внутренних дел и прокуратуры, управлениями Федеральной службы судебных приставов.

Ключевые слова: валютный контроль, валютные операции, информационно-телекоммуникационная система Росфиннадзора, Всероссийская единая информационная база валютного контроля.

Целью проведения валютного контроля органами и агентами валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций.

Ключевое место в данной системе отведено Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, наделенной правом применять меры адми-

нистративной ответственности за нарушения правовых норм в сфере валютного законодательства.

В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю задачами Службы и ее территориальных органов являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений российского валютного законодательства. Располагая 78 территориальными органами практически во

всех регионах Российской Федерации, Служба осуществляет валютный контроль независимо от места расположения хозяйствующего субъекта, его представительств и филиалов.

Для того чтобы объективно говорить об осуществлении валютного контроля в Тамбовской области, необходимо раскрыть эффективность его применения на сегодняшний день. Рассмотрим данные о правонарушениях в сфере валютного законодательства, выявленные Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области.

Территориальным управлением Росфиннадзора в Тамбовской области по данным сводных отчетно-стей за 2010-2013 гг. проведено 360 проверок соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, в том числе:

Сведения о проведенных контр

- 31 проверка по централизованным заданиям;

- 11 проверок по плану ТУ Росфиннадзора в Тамбовской области;

- 164 проверки по материалам и протоколам, поступившим от таможенных и налоговых органов, а также Постановлениям Прокуратуры;

- 154 проверки по материалам Банка России, представляемые в рамках соглашения об информационном взаимодействии [1].

Сведения о проведенных контрольных и надзорных мероприятиях можно представить в виде таблицы 1. В данной таблице представлена структура контрольно-надзорных мероприятий при проведении проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации за период с 2010 по 2013 гг.

Таблица 1

ых и надзорных мероприятиях

Год проведения проверки Проведение контрольных и надзорных мероприятий, единиц

всего по Плану Росфиннадзора (централизованным заданиям Росфиннадзора) по плану ТУ по материалам, поступившим от ИФНС, ФТС РФ и Постановления Прокуратуры по информации, поступившей от уполномоченного банка

2010 119 10 3 66 40

2011 91 6 3 38 44

2012 68 8 2 33 25

2013 82 7 3 27 45

Итого 360 31 11 164 154

Таким образом, в общем объеме проверочной деятельности Территориального управления Рос-финнадзора в Тамбовской области за 2010-2013 гг. основной удельный вес приходится на проверки, проведенные по материалам и протоколам, поступившим от таможенных и налоговых органов, а также Постановлениям Прокуратуры.

Таким образом, за 2010 г. проведено 13 плановых и 106 внеплановых проверок, за 2011 г. - 9 плановых и 82 внеплановых проверок, за 2012 г. - 10 плановых и 58 внеплановых проверок и за 2013 г. проведено 10 плановых проверок и 72 внеплановых проверки. Представим динамику плановых и внеплановых проверок на рисунке 1.

Плановые проверки Внеплановые проверки

106

82

58 72

13 9

9 10 10 10

2010 2011 2011 2012 „„,, 2013

Рис. 1. Динамика проверок за 2010 - 2013 гг.

На рисунке 1 видно, что общий объем проведенных Управлением контрольных мероприятий в 2013 г. по сравнению с 2010 г. снизился в 1,6 раза, однако в 1,2 раза повысился по сравнению с предыдущим 2012 г. Резких колебаний в объеме плановых проверок, проведенных за 2010-2013 гг. не произошло. Основные изменения объема проведенных мероприятий произошли за счет внеплановых про-

верок. Основными причинами внеплановых проверок были жалобы от других фирм или граждан и информация о нарушениях из других контролирующих структур [2].

По результатам проверок принимаются решения о возбуждении дел об административном правонарушении и выносятся постановления о назначении административного наказания (рис. 2).

Проведено проверочных мероприятий

Возбуждено дел

Принято постановлений о назначении административного наказания

158

147

119

125

95

91

104

2010

2011

68 71

2012

82

93

58

I

2013

Рис. 2. Показатели деятельности в сфере валютного контроля

Из рисунка 2 следует, что наибольшее количество проверочных мероприятий проведено территориальными управлениями Росфиннадзора в Тамбовской области в 2010 г. - 119 проверок, наибольшее количество возбужденных дел было в 2011 г. -158 дел. Наибольший объем взысканных штрафов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования также приходится на 2011 г. - 147

штрафов. Итоговые результаты деятельности Управления в части возбуждения административного производства по ст. 15.25 КоАП РФ увеличились за 2011 г. в 1,2 раза, снизились за 2012 г. - в 2,2 раза по сравнению с предыдущим периодом, и в 2013 г. увеличились в 1,4 раза. Количество принятых постановлений о назначении административного наказания находится почти на таком же уровне, что и возбуждение административного производства [3].

2(

2(

2(

2(

L3

L2

L1

L0

89

56

53

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 3. Постановления о назначении административного наказания, вступившие в законную силу

На рисунке 3 мы видим увеличение количества постановлений о назначении административного наказания, вступивших в законную силу в 2013 г. по сравнению с 2010 г. Наибольшее количество постановлений о назначении административного наказания вступило в законную силу в 2013 г. - 89 Постановлений. Наименьшее количество постановлений о назначении административного наказания вступило в законную силу в 2010 г. - 53 Постановления. Итоговые результаты деятельности Управления в части возбужденного производства по административным делам, вступивших в законную силу по ст. 15.25 КоАП РФ, увеличились за 2011 г. в 1,6 раза по сравнению с 2010 г., снизились за 2012 г. - в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом, и в 2013 г. увеличились в 1,6 раза [4].

Таким образом, ТУ Росфиннадзором в Тамбовской области за 2010-2013 гг. вынесено 283 Постановления о назначении административных наказаний, вступивших в законную силу.

Одним из полномочий Территориального управления Росфиннадзора в Тамбовской области является администрирование доходов бюджетной

системы Российской Федерации. Источником формирования бюджета в рамках осуществления Управлением функций органа валютного контроля являются денежные средства, взысканные за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования [5].

На рисунке 4 видно, что наибольшая сумма предъявленных штрафных санкций была предъявлена в 2012 г. - 10 229 089,00 тыс. руб. Наибольшая сумма зачисленных штрафных санкций в федеральный бюджет была в 2010 г. - 1 664 855,00 тыс. руб. Сумма штрафных санкций, предъявленных Управлением за нарушение положений ст. 15.25 КоАП РФ, в 2011 г. превысила аналогичный показатель предыдущего года в 1,4 раза, а в 2012 г. - в 1,7 раза. Однако можно заметить, что в 2013 г. сумма предъявленных штрафных санкций снизилась по сравнению с 2012 г. в 5,4 раза. А сумма взысканных штрафных санкций в федеральный бюджет в 2013 г. по сравнению с 2012 г. возросла в 2 раза. Предположительно, такая скачкообразная динамика сохранится и в последующие годы [5].

Предъявлено штрафных санкций (тыс.руб.) Зачислено штрафных санкций (тыс.руб.)

735 500,00

1 371 182,00

1 664 855,00

1 527 248,00

в

Э89,00

5 933 972,00 4 074 427,00

1 874 068,00

2010 2011 2012 2013

Рис. 4. Предъявлено и зачислено в федеральный бюджет административных штрафов по постановлениям о назначении административного наказания за 2010-2013 гг.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Общий объем проведенных Управлением контрольных мероприятий в 2013 г. по сравнению с 2010 г. снизился в 1,6 раза, но по сравнению с 2012 г. данный показатель вырос в 1,2 раза, что говорит об увеличении количества административных правонарушений за 2013 г. [6].

2. Наибольшее количество постановлений о назначении административного наказания вступи-

ло в законную силу в 2013 г. - 89 постановлений по сравнению с 2010-2012 гг.

3. Наиболее распространенными являются следующие нарушения:

невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непере-

данные информацию или результаты интеллектуальной деятельности;

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

- нарушением установленных единых правил оформления паспортов сделок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

4. По показателям сумм предъявленных и взысканных штрафов за период 2010-2013 гг. можно увидеть скачкообразную динамику, которая предположительно сохранится и в последующие годы.

Предупреждение правонарушений является одним из приоритетных направлений деятельности Росфиннадзора в валютной сфере и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, которые проводятся с целью [3]:

- предотвращения (недопущения) правонарушений;

- пресечения умышленных действий (либо бездействия), непосредственно направленных на совершение правонарушения;

выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятия мер по их устранению;

проведения профилактической работы с лицами, которые могут совершить правонарушения при осуществлении валютных операций;

- создания обстоятельств, препятствующих совершению правонарушений.

Однако данные меры не всегда действуют эффективно на всех участников внешнеэкономической деятельности. На наш взгляд, необходимо активное внедрение наиболее эффективных и действенных мер (как новых, так и апробированных и оправдавших себя) и совершенствование методов валютного контроля.

Проведенный анализ контрольной деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области позволил выявить в сфере валютного контроля существенные проблемы административно-методического характера:

1. Отсутствие единого алгоритма контрольных мероприятий в валютной сфере при проведении административных процедур.

Для решения данной проблемы мы предлагаем контрольные процедуры разбить на следующие этапы:

- подготовка контрольных мероприятий;

- проведение контрольных мероприятий;

- оформление результатов контрольных мероприятий;

- применяемые санкции, обжалование решений;

- реализация материалов контрольных мероприятий и подготовка отчетности о результатах проведенных мероприятий [7].

С учетом изложенного представим алгоритм проведения мероприятий по валютному контролю следующим образом на рисунке 5.

Подготовка Проведение Санкции Обжалование

- планирование; - процедура; — вынесение - рассмотрение жалоб;

- функциональ- - квалификация; решений; _^

ный анализ; - программы проверок - производство; - оформление -► - контроль за выполнением решений - сопровожде-

ние дел в судебных инстанциях; - защита в судах

Отчетность

- многомерный анализ;

- выработка предложений

Рис. 5. Алгоритм проведения Росфиннадзор

Регламентация указанных процедур через внесение уточнений в отдельные положения административного регламента позволит с учетом требований, предъявляемых к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, оптимизировать реализацию полномочий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области по

>

жтрольных мероприятий в валютной сфере

валютному контролю, повысить эффективность ее мероприятий.

Детальное и подробное описание всех процедур, связанных с исполнением государственной функции органа валютного контроля, с учетом специфики организации и планирования работы в области валютного контроля позволит устранить имеющиеся на сегодняшний день пробелы в прак-

тике исполнения государственной функции органа валютного контроля [8].

2. Проблема оперативности фиксирования и использования информации при проведении административных процедур по осуществлению валютного контроля.

В 2010-2013 гг. мероприятия по информационному обеспечению деятельности в сфере валютного контроля в основном были направлены на поддержку прикладных программных продуктов, используемых в Росфиннадзоре в сфере валютного контроля, а также их модернизацию в части расширения функциональных возможностей.

В настоящее время в ТУ Росфиннадзор в Тамбовской области используются следующие прикладные программные продукты (далее - ППП) [5]:

1. ППП «Контроль-3» предназначен для автоматизации функций учета результатов проведенных проверочных мероприятий, ведения административного производства, администрирования доходов в федеральный бюджет в виде административных штрафов за нарушения валютного законодательства и другой информации, связанной с исполнением контрольной функции в валютной сфере. Посредством данной программы осуществляется формирование форм отчетности о результатах работы. Кроме того, при помощи данного программного продукта обеспечивается транспортировка отчетных данных из территориальных управлений в центральный аппарат.

2. ППП «Учет валютных правонарушений» предназначен для автоматизации операций по учету

и обработке банковской информации, поступающей в территориальные управления Росфиннадзора. Посредством данного программного продукта осуществляются накопление, сортировка, поиск и просмотр информации, автоматическая подготовка текстовых документов, формирование статистических сведений.

3. ППП «Автоматизированная система - Валютный Контроль» предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации о признаках нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, поступающих из различных источников (органов и агентов валютного контроля -Банка России, ФТС России, ФНС России и др.) [7].

Тем не менее, документооборот в валютном отделе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области достигает колоссальных объемов и мы предлагаем дальнейшее развитие программного обеспечения и создание нового программного прикладного продукта, а точнее единой информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора.

Создание информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора надо рассматривать как объединение информационной и телекоммуникационной составляющих с использованием современных информационных технологий и средств вычислительной техники. Мы можем увидеть на рисунке 6 структуру информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора.

Рис. 6. Структура информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора

К основным задачам, которые должны быть решены при создании информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, можно отнести:

- построение центрального информационно-телекоммуникационного центра, отвечающего всем современным требованиям;

- реализация функций защищенного электронного документооборота;

- использование для организации обмена с территориальными управлениями сети общего пользования Интернет; расширение полосы пропускания канала доступа в Интернет как минимум до 300 Мб/сек.;

- внедрение средств 1Р-телефонии;

внедрение средств видеоконференц-связи.

Система электронного документооборота будет предназначена для использования ее сотрудниками, осуществляющими работу с входящей и исходящей корреспонденцией, внутренними документами при проведении административных процедур, а также осуществляющими контроль исполнения документов, и позволит автоматизированными средствами решить наиболее актуальные задачи [7]:

ускорение прохождения (на этапах создания, согласования, регистрации, рассмотрения и исполнения) документов при работе с корреспонденцией;

исключение многократного тиражирования документов на компьютерах пользователей и сетевых ресурсах организации;

- разгрузка трафика корпоративной сети благодаря устранению необходимости множественной рассылки одного документа;

- сокращение ошибок доставки документов (поручений) при реализации (выполнении) заданных процедур прохождения конкретного документа (поручения) к каждому исполнителю;

- исключение потери документов;

- проведение мониторинга прохождения документов и анализа эффективности организации при проведении административных процедур, и их оптимизация за счет осуществления формирования необходимых отчетов;

- совершенствование средств надежного централизованного хранения и эффективного поиска документов.

Блок-схему информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора можно наглядно можно представить на рисунке 7.

3. Следующая проблема, с которой столкнулись, это недостаточная ожесточенность методов борьбы с правонарушениями, совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности.

Рис. 7. Блок-схема информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора [2]

С целью снижения влияния причин, способствующих совершению правонарушений и, проявляя заинтересованность в максимально возможном сокращении правонарушений в валютной сфере, внесем предложения в работу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по изменению осуществления мероприятий, имеющие предупредительный характер, в том числе [5]:

направление писем в уполномоченные банки о необходимости проведения адресной работы с теми клиентами банка, которые систематически нарушают требования валютного законодательства и у которых наибольшее количество выявленных признаков нарушений, а также с просьбой обратить внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

- направление в адрес участников внешнеэкономической деятельности писем, предупреждающих о наличии в их действиях признаков нарушения актов валютного законодательства Россий-

ской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- проведение адресной работы с конкретными нарушителями валютного законодательства и актов валютного регулирования (в том числе с наиболее крупными участниками внешнеэкономической деятельности);

проведение Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности в целях предотвращения нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (проведение совещаний, семинаров, круглых столов и брифингов);

- оперативное размещение на интернет-сайте Росфиннадзора организационно-методической информации о деятельности Территориального управления Росфиннадзора в Тамбовской области в сфере валютного контроля;

- проведение дополнительной профилактической работы с юридическими лицами, имеющими

статус резидентов технопарков (в г. Тамбов на данный период не существует ни одного технопарка, но в ближайшее время ожидается появление технопарка, созданного на базе завод «Октябрь»).

Перечисленные мероприятия, на наш взгляд, усилят контроль над участниками внешнеэкономической деятельности и приведут к снижению количества нарушений в сфере валютного законодательства.

Наряду с мероприятиями, имеющими предупредительный характер в сфере валютного контроля, мы предлагаем провести мероприятия по повышению эффективности методов валютного контроля, в том числе путем:

- проведения мониторинга практики применения Административного регламента по валютному контролю;

- сбора, систематизации и анализа информации по типичным нарушениям валютного законодательства;

осуществления информационной, консультационной и разъяснительной помощи вверенным ТУ Росфиннадзора в Тамбовской области по вопросам, связанным с осуществлением функций по валютному контролю;

- обмена практическим опытом;

- проведения совещаний, семинаров, заседаний, в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности;

- взаимодействия с агентами валютного контроля, уполномоченными банками, органами внутренних дел и прокуратуры, управлениями Федеральной службы судебных приставов [10].

Одной из наиболее острых проблем российской экономики настоящего времени является вывод капитала за рубеж. Зачастую это осуществляется с помощью создания так называемых фирм-«однодневок», которые заключают внешнеэкономические сделки и не обеспечивают возврат валютных ценностей в Российскую Федерацию.

Привлеченные к ответственности по рассматриваемой категории дел фирмы-«однодневки» не только не обеспечивают возврат иностранной валюты и валюты Российской Федерации по предписаниям Росфиннадзора и его территориальных органов, но и не исполняют постановления о назначении административного наказания и не возмещают суммы наложенных административных штрафов в федеральный бюджет.

Следовательно, цель административного наказания, применяемого для предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами, не достигается.

При этом следует отметить, что осуществление в подобных случаях контрольно-надзорной функции органом валютного контроля - Росфин-надзором, равно как и агентами валютного контроля - таможенными и налоговыми органами, не дают желаемого результата, поскольку названными органами проводится лишь последующий контроль.

В настоящее время отсутствуют эффективные меры по предотвращению незаконного оттока капитала и по борьбе с фирмами-«однодневками».

Решение указанной проблемы лежит в сфере противодействия созданию и деятельности номинальных юридических лиц. В связи с этим можем предложить комплекс мер, связанных с борьбой с фирмами-«однодневками», в частности, по внесению изменений в действующее законодательство, предусматривающие:

- совершенствование механизма создания юридических лиц в части противодействия регистрации номинальных юридических лиц (изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения, допущенные при регистрации организаций (изменения в КоАП РФ);

- развитие института дисквалификации в административном законодательстве (изменения в КоАПРФ);

- усиление ответственности за неуплату административных штрафов.

Например, активное применение других видов административного наказания. В Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области применяются в основном только два вида административного наказания: предупреждение и административный штраф [8].

По нашему мнению, необходимо активно внедрить такие виды наказаний, как:

- административный арест;

- дисквалификация, которая предполагает лишение физического лица права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;

административное приостановление деятельности, заключающееся во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Также необходимо каждый квартал публиковать на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области сведения об участниках внешнеэкономической деятельности Тамбовской области, обладающих признаками неблагонадежности, а также анализ ошибок, за которые подавляющее большинство проверенных организаций получили взыскания разной степени.

Таким образом, введение и применение таких санкций на нарушителей валютного законодательства будет способствовать снижению уровня правонарушений других участников внешнеэкономической деятельности.

Последней проблемой, которую мы затрагиваем, является недостаточное акцентирование органов и агентов валютного контроля при их взаимодействии на выработку новых подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

С учетом изложенной проблемы можно применить методику организации информационной базы валютного контроля, включающую следующие основные элементы [5]:

1. Формирование Всероссийской единой информационной базы валютного контроля (ИБВК) должно основываться на принципах:

- защищенности;

- достоверности;

- оперативности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уникальности персональных данных участника валютных отношений;

ответственности за своевременное и достоверное отражение данных.

Распределение функций по информационному наполнению между органами и агентами валютного контроля в соответствии с их полномочиями в данной области представим наглядно на рисунке 8.

• информация о • регистрационные

валютных операциях данные о счетах за рубе-

резидентов и нерези- жом, открытых резиден-

дентов тами

• информация • информация о

о движении товаров примененных мерах ответ-

по экспорту и импорту ственности

Рис. 8. Распределение функций между органами и агентами валютного контроля по информационному наполнению

2.1. Уполномоченные банки вносят информацию о валютных операциях резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) по блокам:

валютные операции с использованием счетов за рубежом (переводы на счета, поступления со счетов);

- авансовые платежи по внешнеторговым сделкам (в пользу нерезидентов по импорту, в пользу резидентов - по экспорту).

2.2. Налоговые органы вносят регистрационные данные о счетах за рубежом, открытых резидентами (юридическими и физическими лицами).

2.3. Таможенные органы вносят информацию о движении товаров по экспорту и импорту в рамках заключенных внешнеторговых сделок.

2.4. Органы Росфиннадзора вносят информацию о применнных мерах ответственности.

3. На основании уникальных данных о резиденте (ИНН) бюджетного надзора Тамбовской области будет производиться запрос-выборка об:

осуществленных им операциях за заданный период времени;

- допущенных нарушениях валютного законодательства;

применнных мерах ответственности.

Представим данный запрос наглядно на рисунке 9.

По параметрам, отобранным при запросе о резиденте, поступает мгновенный ответ из единой информационной базы, собранный в один блок.

4. С учетом ответа формируется технология последующего валютного контроля:

организуются проверки соблюдения налоговой дисциплины;

- изучаются контрагенты и их операции;

- ужесточаются меры воздействия при последующих нарушениях;

- выстраиваются схемы проведения сомнительных операций.

Основными преимуществами представленной методики осуществления валютного контроля являются [5]:

комплексность отражения информации об участниках валютных операций;

Запрос-выборка Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

• информация о • регистрационные

валютных операциях данные о счетах за рубе-

резидентов и нерези- жом, открытых резиден-

дентов тами

• информация • информация о

о движении товаров примененных мерах ответ-

по экспорту и импорту ственности

Рис. 9. Осуществление запроса Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о резиденте

- возможность одновременного доступа и пользования органами и агентами валютного контроля ко всей информации о валютных операциях и внешнеторговых сделках, источниками которой являются разные структуры;

- отражение сведений в режиме реального времени;

- оперативный доступ агентов валютного контроля к необходимому сегменту данных;

- возможность корректировки заполняемого каждым агентом блока данных;

- защищнность информационных каналов передачи данных;

- взаимная ответственность агентов валютного контроля за достоверностью формируемых сведений;

возможность межблокового контроля данных;

- системное программное сопровождение [5].

Сформируем описанную нами Всероссийскую единую информационную базу валютного контроля в единой блок-схеме на рисунке 10. Данное программное обеспечение необходимо

внедрить для региональных структур органов и агентов валютного контроля на примере Тамбовской области в качестве эксперимента. Создание базы данных валютного контроля по нарушениям валютного законодательства и актов органов валютного регулирования создаст много преимуществ для Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области, а именно:

даст возможность формирования запросов на поиск и обработку информации базы данных по любому набору характеристик объектов и нарушений;

- будет иметь возможность использовать отраженные в базе сведения в целях проверок участников внешнеэкономической деятельности и применения санкций в случае их подтверждения в базе нарушений;

- сведения о репутации участника внешнеэкономической деятельности могут быть использованы для решения вопроса о размере применяемой санкции (при первичном нарушении, повторном нарушении либо многократном нарушении валютного законодательства);

будет способствовать оперативному реагированию для последующего контроля для проведения административных процедур, а также позволит выявлять типовые нарушения валютного законодательства Российской Федерации путем исследования финансовых потоков и финансовых схем методами наблюдения, отчетности, типологии, диагностики, стандартизации, а также выра-

ботать меры по пресечению нарушений в указанной сфере деятельности [5].

Таким образом, мы внесли ряд предложений по совершенствованию методов проведения валютного контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (на примере Территориального управления Росфиннадзора в Тамбовской области), которые предусматривают:

Запрос-выборка Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Формирование технологии последующего валютного контроля

Рис. 10. Блок-схема Всероссийской единой информационной базы валютного контроля

1. Четкую регламентацию действий по проведению Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области контрольных мероприятий в валютной сфере, которая достигается посредством объединения всех административных процедур в единый алгоритм.

2. Дальнейшее развитие программного обеспечения и создание единой информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, способствующей снижению объема документооборота и ускорению работы при проведении административных процедур по осуществлению валютного контроля.

3. Усиление методов борьбы с правонарушениями, совершаемыми участниками внешнеэконо-

мической деятельности, путем применения других видов административного наказания, таких как административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. А также публикация ежеквартального отчета об участниках внешнеэкономической деятельности Тамбовской области, обладающих признаками неблагонадежности, и выявленный анализ ошибок, за которые подавляющее большинство проверенных организаций получили взыскания разной степени. Применение таких санкций будет способствовать снижению уровня правонарушений других участников внешнеэкономической деятельности.

4. Внедрение Всероссийской единой информационной базы валютного контроля через взаимодействие региональных структур органов и агентов

валютного контроля, которая создаст ряд преимуществ для Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области, в основном такие как: выявление типовых нарушений валютного законодательства Российской Федерации путем исследования финансовых потоков и финансовых схем методами наблюдения, отчетности, типологии, диагностики, стандартизации, а также разработка мер по пресечению нарушений в указанной сфере деятельности; быстрый запрос на поиск и обработку информации базы данных по любому набору характеристик объектов и нарушений; отслеживание в реальном времени всей информации, поступающей от всех органов и агентов валютного при проведении контрольных мероприятий.

Литература

1. Черкашнев Р. Ю. Ключевые направления модернизации социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4. С. 235-240.

2. Радюкова Я. Ю., Самойлова С. С., Толстых Т. Н. [и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.

3. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями: приказ Минфина России от 24 апр. 2013 г. № 48н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo-/prime/ doc/70318548/

4. Федорова А. Ю., Дорожкина Н. И. Проблемы формирования общественных финансов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9. С. 113-115.

5. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области URL: http://fsfbn-tambov.narod.ru/istoriya.html

6. Сутягин В. Ю., Черкашнев Р.Ю. Прогнозирование цен на рынке жилой недвижимости на Тамбовском региональном рынке // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3. С.106-113.

7. Росфиннадзор: новые задачи - новые решения России. № 11. 2013. URL: http://bujet.ru/article/ 239931.php?sphrase_id=314986

8. Машковцев О. Итоги работы и перспективы развития ТУ Росфиннадзора в Тамбовской области // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2012. № 10. С. 4-13.

9. Федорова А. Ю., Самойлова С. С., Дорожкина Н. И. Становление и развитие системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 210-215.

10. Шепелев О. М., Самойлова С. С. Межбюджетные отношения как инструмент регулирования развития территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. С. 348-352.

References

1. Cherkashnev R. Yu. Klyuchevye napravleniya modernizatsii sotsial'no-ekonomicheskoj politiki razvitiya regionov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i prot-sessy. Tambov, № 4. 2013. S. 235-240.

2. Radyukova Ya. Yu., Samojlova S. S., Tolstykh T. N. [i dr.] Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. monografya. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013.

3. Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta is-polneniya Federal'noj sluzhboj finansovo-byudzhetnogo nadzora gosudarstvennoj funktsii po kontrolyu za osush-chestvleniyem valyutnykh operatsij rezidentami i nerezi-dentami, ne yavlyayushchimisya kreditnymi organizat-siyami: Prikaz Minfina Rossii ot 24 aprelya 2013 g. № 48n. URL: http://www.garant.ru/products/ipo-/prime/doc/70318548/

4. Fedorova А. Yu., Dorozhkina N. I. Problemy formirovaniya obshchestvennykh finansov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 9. 2013. S. 113-115.

5. Territorial'noye upravleniye Federal'noj sluzhby finansovo-byudzhetnogo nadzora v Tambovskoj oblasti URL: http://fsibn-tambov.narod.ru/istoriya.html

6. Sutyagin V. Yu., Cherkashnev R. Yu. Prognozi-rovaniye tsen na rynke zhiloj nedvizhimosti na Tambovs-kom regional'nom rynke // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 3. 2012. S.106-113.

7. Rosfinnadzor: novye zadachi - novye resheniya Rossii, № 11. 2013 URL: http://bujet.ru/article/ 239931 .php?sphrase_id=314986

8. Mashkovtsev O. Itogi raboty i perspektivy razvitiya TU Rosfinnadzora v Tambovskoj oblasti // Byudzhet-nye uchrezhdeniya: revizii i proverki finansovo-khozyajstvennoj deyatel'nosti. № 10. 2012. S. 4-13.

9. Fedorova А. Yu., Samojlova S. S., Dorozhkina N. I. Stanovleniye i razvitiye sistemy mezhbyudzhetnykh otnoshenij v Rossijskoj Federatsii. // Sotsial'no-ekono-micheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 5. 2013. S. 210-215.

10. Shepelev O. M., Samojlova S. S. Mezhbyudzhetnye otnosheniya kak instrument regulirovaniya razvitiya territory // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 12. 2012. S. 348-352.

* * *

IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES OF CARRYING OUT THE CURRENCY CONTROL OF FEDERAL SERVICE FOR FINANCIAL AND BUDGETARY SUPERVISION BY TERRITORIAL ADMINISTRATION

IN THE TAMBOV REGION

CHERNYSHOVA OKSANA NIKOLAYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KOROTAYEVA NATALYA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors carried out the analysis of the offenses in the sphere of the currency legislation revealed by Territorial administration of Federal service for financial and budgetary supervision in the Tambov region; also presented the structure of control and supervising actions at carrying out checks of observance of acts of the currency legislation of the Russian Federation from 2010 to 2013. The carried-out analysis of control activity of Territorial administration of Federal Service for Financial and Budgetary Supervision in the Tambov region allowed to reveal vital issues of administrative and methodical character in the sphere of currency control: absence of uniform algorithm of control actions in the currency sphere at carrying out administrative procedures; a problem of efficiency of fixation and use of information at carrying out administrative procedures on implementation of currency control. In this regard authors offered some fundamental actions for the solution of these problems, for example creation of information and telecommunication system of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, representing association information and the telecommunication modern information technologies and computer aids making with use. To main objectives which have to be solved at creation of information and telecommunication system of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, it is possible to carry: creation of the central information and telecommunication center meeting all modern requirements; realization of functions of the protected electronic document flow; use for the organization of an exchange with territorial administrations of the public network Internet; expansion of a pass-band of the channel of Internet access at least to 300 Mb/sec.; introduction of means of an IP-telephony; introduction of means of a video conferencing. Along with the actions having precautionary character in the sphere of currency control authors suggest to hold events for increase of efficiency of methods of currency control, including by the way: carrying out monitoring of practice of application of Administrative regulations on currency control; collecting, systematization and analysis of information on typical violations of the currency legislation; implementation of information, consulting and explanatory help by the entrusted Territorial Administration of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service in the Tambov region on questions connected with implementation of functions on currency control; interactions with agents of currency control, authorized banks, law-enforcement bodies and prosecutor's offices, offices of the Federal Bailiff Service.

Key words: currency control, currency transactions, information and telecommunication system of Federal Financial and Budgetary Supervisory Service, All-Russian uniform information base of currency control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.