Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность управления повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, обоснованы организационно-управленческие условия для повышения педагогического состава дошкольной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF MANAGEMENT OF ADVANCED QUALIFICATION OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the current problem of professional development of teaching staff in a preschool educational organization. The psychological and pedagogical pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept and essence of the management of advanced training of teaching staff in a preschool educational organization, substantiates organizational and managerial conditions for improving the teaching staff of a preschool organization.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность управления повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, обоснованы организационно-управленческие условия для повышения педагогического состава дошкольной организации.

Ключевые слова: управление, повышения квалификации, педагог, организационно-управленческих условий, квалификация, кадры.

Annotation. The article is devoted to the current problem of professional development of teaching staff in a preschool educational organization. The psychological and pedagogical pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept and essence of the management of advanced training of teaching staff in a preschool educational organization, substantiates organizational and managerial conditions for improving the teaching staff of a preschool organization.

Keywords: management, advanced training, teacher, organizational and managerial conditions, qualifications, personnel.

Введение. Содействие организации процесса повышения квалификации дошкольных педагогов на управленческом уровне требует создания в образовательной системе комплекса организационно-педагогических условий социально-правового, перспективно-целевого, потребностно-стимулирующего, а также коммуникативно-информационного характера. Процесс управления системой повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях может иметь как коллективную, так и индивидуальную формы организации образовательной деятельности. При этом сопровождение педагогических кадров в процессе повышения их квалификации и профессионализма обладает разноуровневым и дифференцированным характером.

Поставленные руководством образовательные цели определяют подбор оптимальных и эффективных форм работы интерактивного, рефлексивного, продуктивного характера педагогической деятельности. Такая деятельность может иметь форму лекции-беседы, лекции-диалога, круглого стола, дискуссий, семинаров-практикумов и т.д. Помимо указанных форм работы в процесс повышения квалификации педагогов целесообразно включать также техники и технологии мотивационного программно-целевого управления и самоуправления. Таким образом, в процессе реализации отдельного учебного модуля программы по повышению педагогической квалификации педагоги будут овладевать конкретными рефлексивными практиками, техниками и технологиями.

Проблема организации методической помощи в дошкольных образовательных организация с целью повышения квалификации педагогических кадров раскрыта в трудах таких отечественных педагогов как Е.Н. Зубкова [2], О.А. Сафонова [8], М.Г. Янова [9] и др. Система профессионального развития педагогов в дошкольных организациях описана И.А. Бевз [1], А.В. Колиниченко [3], Л.Л. Лашкова [4], Е.И. Маркиной [5], Н.Г. Пантелеевой [6] и т.д.

Изложение основного материала статьи. Классическая модель повышения квалификации воспитателей ДОО ориентирована на достижение усредненного образовательного результата без учета индивидуальных образовательных потребностей и дефицитов педагогов, выявленных оценочными процедурами перед началом обучения. Смена традиционной парадигмы повышения квалификации на новую, компетентностную, возможна только при формировании у педагогов аксиологического (ценностного) подхода к самообразованию и повышению собственного профессионального мастерства. Для этого педагогам, являющимся личностно, физиологически, социально и нравственно зрелыми людьми.

Педагогом Н.Н. Раджабовой [7] была разработана модель повышения квалификации педагогических кадров, основанная на основе использования современных педагогических технологий - модернизированная модель повышения квалификации.

Целью создания предложенной автором модели модель повышения квалификации педагогических кадров является формирование профессионала в своей области, умеющего совершенствовать педагогическую деятельность на основе приобретенных знаний и умений.

Соответствующая новым вызовам, учитывающая профессиональный уровень, запросы и интересы педагогических кадров, модель повышения квалификации педагогических кадров предусматривает выполнение следующих задач:

- развитие профессиональных компетенций педагогических кадров;

- формирование мотивации к непрерывному образованию;

- активизация процесса саморазвития и самообразования педагогических кадров на базе учреждений дополнительного образования;

- совершенствование технологий диагностики результатов повышения квалификации;

- обеспечение творческого подхода в применении педагогами в профессиональной деятельности приобретенных знаний и умений.

Результаты применения данной модели в основном подтвердили правильность и перспективность выбранного направления в повышении качества дополнительного профессионального образования педагогических кадров.

Н.Н. Раджабовой были определены цели и задачи применения данной модели, разработаны содержание и формы повышения квалификации, подходы и технологии, используемые на курсах [7]. Также были определены виды мониторингов для прослеживания эффективности применения данной модели.

Кроме этого, в соответствии с принципами современных педагогических технологий были разработаны этапы как всего курса повышения квалификации, так и отдельно взятого занятия.

Особенность предлагаемой модели в том, что наряду с теоретическими знаниями о новых педагогических технологиях обучающиеся усваивают механизм их практического применения. Положительная сторона данного процесса заключается в том, что обеспечивается теоретическая и технологическая подготовка обучающихся на курсах повышения квалификации педагогических кадров. Помимо этого, в межкурсовой период проводятся регулярные консультации по актуальным вопросам, демонстрируются открытые уроки, сопровождающиеся их обсуждением.

Реализация модель повышения квалификации педагогических кадров создает благоприятные условия для формирования и развития профессионализма педагогических кадров, который подразумевает синтез управленческой, организационной, методической, аналитической и коммуникативной компетенций. При организации учебного процесса выбор и применение педагогической технологии проводится не по принципу «адаптации к содержанию учебной программы», а по принципу соответствия этапу развития базовых умений и компетенций. Как было замечено выше, каждое занятие также сконструировано в соответствии с принципами современных педагогических технологий.

Как показывает опыт работы учреждений дополнительного педагогического образования, включение в учебные программы инноваций, в том числе современных педагогических технологий, способствует достижению положительных результатов в формировании специалистов высокого уровня.

Таким образом, можно заключить, что эффективность повышения качества дошкольного образования определяется деятельностью руководства дошкольной образовательной организации в отношении профессионального развития педагогов. Этапы повышения квалификации чередуются с периодами работы в учреждении. В этом случае между этапами обучения педагоги учреждений дошкольного образования имеют возможность соотнести вновь полученные знания с традиционными, осмыслить их, проверить теоретический материал на практике, найти наиболее оптимальные способы и методы работы.

Система управления повышением квалификации педагогов может базироваться на следующих принципах: принцип планомерности; принцип систематичности и непрерывности расширения знаний; принцип периодичности и обязательности обучения; принцип дифференциации учебных планов и программ по категориям работников и т.д.

Реализация процесса повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного звена предполагает использование разнообразных форм образования педагогов и с применением традиционных и инновационных приемов и методов работы. Подобные формы могут быть представлены:

- тренингами личностного и профессионального роста;

- групповыми и индивидуальными консультациями;

- собеседованием с обсуждением индивидуальной образовательной программы профессионального развития педагога в краткосрочной или долгосрочной перспективе;

- открытыми уроками;

- групповым психолого-педагогическим анализом презентаций и видеозаписей;

- проектной коллективной деятельностью в творческих группах с последующей защитой проектов;

- выставками и презентациями методических разработок, дидактических материалов и обсуждением их значимости;

- распространением и внедрением инновационных наработок в отношении педагогического опыта;

- консультациями, круглыми столами, ролевыми играми, семинарами, лекциями, дискуссиями, педагогическими мастер-классами и пр. [29, С. 108-109].

Для целесообразно организованной системы повышения квалификации педагогических сотрудников в дошкольной образовательной организации является необходимым наличие научно-методического центра. Непосредственно в детском саду таким центром служит методический кабинет, работа которого направлена на ознакомление педагогов с современными методиками, педагогическими технологиями и образовательными программами дошкольного обучения и воспитания и т.п.

Создания организационно-управленческих условий для повышения квалификации педагогического состава дошкольной организации через методическую работу образовательного учреждения должна быть положена диагностика профессиональной деятельности и профессиональных потребностей педагогов. Именно благодаря диагностике является возможной не только оценка фактического уровня профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявление их профессиональных запросов, что в свою очередь будет способствовать определению цели формирования системы работы с педагогами.

Успешный образовательный процесс требует от педагога собственной образовательной подготовки, в чем немаловажную роль играют курсы повышения квалификации. Благодаря такой форме повышения квалификации педагоги всегда остаются в курсе педагогических новшеств, инновационных подходов в педагогике и т.д. В свою очередь это позволяет педагогу интересно, познавательно, качественно и эффективно выстраивать свой педагогический процесс. Поэтому высокий уровень профессионального мастерства требует от педагога периодического посещения курсов повышения квалификации.

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации предполагает проведение разнообразных форм деятельности, отличающихся по своим специфическим особенностям: педагогических Советов; обучающих семинаров и деловых игр; индивидуальных и групповых консультаций; открытых просмотров; психологических тренингов; исследовательской педагогической деятельности; педагогических часов и пр.

Процесс повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации рассматривается в качестве первостепенного звена в целостной общегосударственной системе образования педагогических кадров, комплексного и творческого процесса, направленного не только на практическое обучение дошкольных педагогов методам и приемам работы с детьми, но беспрерывное повышение их профессиональной компетенции. Основными условиями повышения квалификации дошкольных педагогов являются такие критерии как непрерывность рассматриваемого процесса на протяжении всего периода педагогической деятельности, а также тесная взаимосвязь и преемственность функционирования составных частей системы повышения квалификации, предопределяющей характер данного процесса, учитывающей перспективы развития образовательной системы, а также достижения педагогической науки и педагогического опыта.

Выводы. Система повышения квалификации дошкольных педагогов выстраивается на основе применения всех форм педагогической работы данного направления, творческого подхода, учета нормативно-правовых требований, а также достижения педагогической науки и практики. Содействие организации процесса повышения квалификации дошкольных педагогов на управленческом уровне требует создания в образовательной системе комплекса организационно-педагогических условий социально-правового, перспективно-целевого, потребностно-стимулирующего, а также коммуникативно-информационного характера. Создание организационно управленческих условий повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях предполагает разработку и применение на практике специальной методики, в основу которой должны быть положены взаимосвязанные между собой традиционные и инновационные активные формы, и методы обучения педагогических кадров.

Литература:

1. Бевз И.А. Инновации в системе повышения квалификации педагогов / И.А. Бевз // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №4. - С. 132-137.

2. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса / Е.Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 38-41.

3. Колиниченко А.В. Повышение квалификации педагога / А.В. Колиниченко // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 552-554.

4. Лашкова Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5(42). - С. 265-267.

5. Маркина Е.И. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций / Е.И. Маркина, И.В. Латыпова, Ю.Ю. Баранова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 136 с.

6. Пантелеева Н.Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров - важное направление развития современной системы дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 2 (19). -С. 1-4.

7. Раджабова Н.Н. Модель повышения квалификации педагогических кадров на основе использования современных педагогических технологий / Н.Н. Раджабова // Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. - Минск: Мин. обл. ИРО. - 2015. - С 74-76.

8. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.О. Сафонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.

9. Янова М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Янова // Педагогический журнал. - 2012. - №4. - С. 63-73.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Шавина Дарья Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки и использования предметных средств в формировании профессиональных способностей у студентов-дизайнеров. Дается теоретико-методологическое обоснование групп предметных средств в системе развивающей технологии обучения в Вузе, а также определена система предметных средств и разработано их содержание. Приводятся мнения исследователей и ведущих специалистов в области разработки развивающих технологий и предметных средств, а также используются данные опыта работы авторов. Делается вывод об эффективности и целесообразности использования предложенного методологического подхода к подбору предметных средств при решении не только познавательных задач в дизайн-обучении, но и в развитии мировоззрения студентов, полностью отвечающего целям формирования профессиональных способностей, профессионального самопознания и саморазвития.

Ключевые слова: предметные средства, студенты-дизайнеры, предметная культура.

Annotation. The article deals with the problem of the development and use of subject tools in the formation of professional abilities among students-designers. The theoretical and methodological substantiation of the groups of subject means in the system of developing technology of teaching at the University is given, as well as the system of subject means is defined and their content is developed. The opinions of researchers and leading experts in the field of development of developing technologies and subject tools are given, as well as the data of the authors' experience are used. The conclusion is made about the effectiveness and expediency of using the proposed methodological approach to the selection of subject tools when solving not only cognitive tasks in design education, but also in the development of students' worldview, which fully meets the goals of forming professional abilities, professional self-knowledge and self-development.

Keywords: subject means, student designers, subject culture.

Введение. Современный этап развития цивилизации требует от дизайн-образования специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по культурным нормам, непрерывно развивать свои способности, стремясь к их универсализации. Поступательное развитие педагогической науки в связи с ломкой в настоящее время устоев жизни общества дает возможность разрабатывать и внедрять новые средства, формы и способы обучения будущих дизайнеров.

На первый план в содержании профессионального образования выступает общечеловеческая культура как основа творческой профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Многолетний опыт обучения студентов породил новую идею организации образовательной среды, обеспечивающей необходимые и достаточные условия непрерывного самопознания, саморазвития, через формирование у обучающихся универсальных способностей в рамках предметной культуры.

Понимание того, что каждый студент уникален и потенциально способен выразить в своем творчестве черты индивидуальности, дает основание рассчитать, чему и как учить, рассчитать группу средств, необходимых и достаточных для самовыражения, для выработки собственного отношения к культуре. Очевидно, что потребности студентов удовлетворяются в способах овладения различными предметными средствами, обеспечивая успешность их профессиональной деятельности. Современный социальный заказ обучения в дизайн-образовании ориентирован на развитие творческих способностей студентов, вовлечение их в самостоятельную творческую поисковую деятельность, приобщение к методам научного познания.

Все современные отечественные и зарубежные технологии в образовательном пространстве, занимаются, в основном, содержанием обучения, систематизацией знаний, а также разработкой и применением активизирующих приемов обучения. Общеизвестно, что традиционная парадигма образования, при которой знания, умения и навыки обучающимся сообщаются, определяет рамки, пределы для современных технологий образования. Вместе с тем ученые все настойчивее высказываются о необходимости скорейшего перехода на принципиально новую парадигму образования, где человек и его развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.