Непрерывное профессиональное образование выступает как условие развития личности педагога, обогащения творческого потенциала, развития педагогической функции и реализации всех ее возможностей. Оно является, таким образом, сущностной характеристикой всей жизнедеятельности человека. Характеристика педагогической деятельности, к которой должны быть готовы педагоги, предопределяет содержание и характер их непрерывного образования.
Система непрерывного образования в России охватывает все виды и формы образования. Главными его подсистемами на федеральном уровне выступают:
• дошкольное образование;
• среднее образование;
• начальное и среднее профессиональное образование;
• высшее (профессиональное) образование;
• послевузовское (или постдипломное) образование.
Система дошкольного образования вносит огромный вклад в фундамент развития личности будущего гражданина современного общества. Анализ состояния дошкольного образования России на сегодняшний день показывает, что только в Санкт-Петербурге численность воспитанников ДОО в период с 2014 по 2019 годы возросла с 217286 до 274832 человек. В 2018-2019 учебном году услуги дошкольного образования оказывали 1203 образовательных организации (включая частные детские сады) [1].
Мы можем утверждать, что происходит формирование не только профессиональных качеств педагога дошкольных образовательных организаций, но и расширение социальных связей, включение педагогических работников в различного рода системы общественных отношений, что невозможно без развития специалиста как личности, субъекта социально ориентированной деятельности [2].
Выводы. Таким образом, непрерывное образование позволяет рассматривать педагогическое образование не только как диалектический процесс накопления соответствующих знаний, но и как развитие педагогической функции в качестве системообразующего фактора непрерывного педагогического образования.
Литература:
1. Возрастно-половой состав населения Санкт-Петербурга на 1 января 2019 года. Статистический бюллетень. - СПб.: Петростат, 2019. - 57 с.
2. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 2 (168). - С. 138-142.
3. Задворная М.С. Исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования / М.С. Задворная, Р.М. Шерайзина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №4 (170). -С. 362-367.
4. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер с англ. С.Л. Володиной; Под ред. д-ра экон. наук Г.Е. Скорова. - М.: Прогресс, 1970. - 261 с.
5. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.
6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития /
A.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 268 с.
7. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Стратегии управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.
8. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013. - 208 с.
9. Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы /
B.А. Ширяева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - Том 3.- № 3. - С. 69-76.
Педагогика
УДК 372
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Абдурахманова Эльнара Айдеровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие профессиональная компетентность педагога. Раскрываются особенности повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, а также основные формы повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации. Анализируется значение повышения профессиональной квалификации педагогов в современной системе дошкольного образования, находящейся под влиянием постоянных изменений в законодательной базе, образовательных стандартах и методической литературе.
Ключевые слова: педагог, дошкольная педагогика, дошкольное образование, профессиональная компетенция педагога, дошкольная образовательная организация.
Annotation. This article discusses the concept of professional competence of a teacher. It reveals the features of increasing the professional competence of preschool teachers, as well as the main forms of continuing education of teachers in a preschool educational organization. The article analyzes the importance of improving the professional qualifications of preschool teachers in the modern system of preschool education, which is under the influence of constant changes in the legislative framework, educational standards and methodological literature.
Keywords: teacher, preschool pedagogy, preschool education, professional competence of a teacher, preschool educational organization.
Введение. Ни для кого не секрет, что период дошкольного образования является важным звеном в процессе развития ребенка в дальнейшем становлении его как личности. При этом ключевая роль отводится именно педагогу дошкольного образования, который в свете динамично развивающейся дошкольной образовательной системы должен быть открытым для осознанного выбора и реализации образовательных программ с учетом возрастных возможностей и потребностей своих воспитанников.
Современные постоянно усложняющиеся с развитием образовательной системы социально-профессиональные функции дошкольного педагога требуют обновленного подхода к рассмотрению его профессиональных умений и навыков. Его профессиональные, личностные и творческие способности постоянно претерпевают усовершенствования под влиянием новых образовательных стандартов и требований. Что в свою очередь позволяет утверждать, что профессия дошкольного воспитателя постепенно переходит в разряд специальностей, для которых является характерным высочайший уровень гибкости и мобильности. Появляющиеся и развивающиеся профессиональные задачи, педагогические парадигмы и взгляды только осложняют данный вид профессии, которая при этом остается весьма востребованной в современном обществе.
Поэтому такой показатель как качество педагогических кадров является важнейшим компонентом дошкольной образовательной системы, ведь именно на его основе реализуются все остальные компоненты. При этом качество педагогических кадров выражается человеческими ресурсами, определяющими обеспеченность той или иной образовательной системы.
Таким образом, на сегодняшний день проблема профессиональной подготовки и повышения профессиональной квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации является одной из самых актуальных в системе дошкольного образования.
Однако анализ современной ситуации дошкольной образовательной системы позволяет выявить такие противоречия как несоответствие уровня профессионально-педагогической квалификации дошкольных педагогов тем требованиям, которые предъявляются со стороны образовательных стандартов, недостаточная квалификация руководителей дошкольных образовательных организаций по вопросам управления повышением квалификации педагогов.
Поиск разрешения выявленных проблем, как в теоретическом, так и в практическом плане обуславливает необходимость выявить и структурировать организационно-управленческие условия для повышения квалификации дошкольных педагогов.
Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников нашло свое отражение в трудах многих отечественных исследователей-педагогов (А.С. Белкина, Е.И. Маркиной, О.В. Симен-Северской, О.Г. Старцевой, Т.Г. Шкатовой, М.Г. Яновой и др.).
Однако анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что в педагогической практике превалирует приоритет коллективного над индивидуальным, отказ от идей профессиональной конкуренции, авторитаризм в мышлении, что в свою очередь пагубно сказывается на процессе развития системы дошкольного образования и модернизации системы образования в целом.
Изложение основного материала статьи. Как отмечает отечественный педагог Е.Н. Зубкова, качество современного дошкольного образования определится тем, насколько услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией, удовлетворяют потребности семьи и ребенка; насколько благополучным является пребывание ребенка в детском саду; насколько корректно подобраны образовательная программа и ее научно-методическое обеспечение в дошкольной образовательной организации [2, с. 38].
Однако профессиональная деятельность педагога современной дошкольной организации значительно отличается от той, которая присутствовала в отечественной педагогической практике многие годы. От современного педагога требуется способность к работе в условиях рынка, понимание того, что профессиональная деятельность определяется высоким профессионализмом, инициативой и творческим подходом [1].
Таким образом, качество дошкольного образования определяется уровнем квалификации и педагогической компетентностью работников детских садов.
Г.В. Панкова определяет профессиональную компетентность дошкольного педагога через уровень его знаний и профессионализма, являющихся основой для принятия решений в той или иной педагогической ситуации в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации [4, с. 234].
Педагог дошкольного образования должен стремиться к повышению своего профессионального уровня в условиях педагогических технологий, отвечающих целям современного общества и уровню развития науки о ребенке.
Составляющие элементы указанной технологии заключаются в следующих требованиях:
- педагог обучается определять свою собственную роль в системе деятельности дошкольной образовательной организации по предоставлению качественной образовательной услуги;
- педагог обучается планировать и проектировать свою деятельность в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОО на основе поставленных в организации целей и задач и результатов диагностики уровня усвоения детьми образовательных и целевых программ;
- педагог должен конструировать содержание методической работы с педагогами на основе диагностического блока;
- педагог должен подбирать эффективные методы и приемы работы с детьми, а также использовать эффективные формы оценки деятельности детей;
- педагог должен брать за основу для выстраивания педагогического взаимодействия личностно-ориентированную модель.
Заботясь о повышении профессиональной компетентности педагогов, администрация дошкольной образовательной организации, в чью должность входит ответственность за качество своей деятельности, должна направлять усилия на формирование корпоративной культуры педагогов, когда каждый контролирует себя и друг друга от имени коллектива [1].
При этом, как отмечает Е.Н. Соляник, компетентность невозможно найти готовом виде, так как она создается каждым субъектом заново в индивидуальном порядке, то есть как продукт индивидуального творчества и саморазвития [7, с. 7-8].
Формирование компетентности происходит в процессе профессиональной деятельности и всегда находит свое проявление в органичном единстве с ценностями человека, так как только благодаря ценностному отношению к деятельности, личностной заинтересованности происходит достижение высокого профессионального результата [8, с. 103].
По мнению М.Г. Яновой, структуру профессиональной компетентности педагога составляют не только профессиональные базовые знания и умения, но и ценностные ориентации в профессии, определяемые его мотивами и предпочтениями, оценкой знаний, опыта, отношений с людьми в профессии. На основе мотивов и предпочтений, побуждающих к педагогической деятельности, можно говорить об эффективности и результативности рассматриваемой деятельности. Мотивация рассматривается в качестве важного звена в формировании способностей к педагогическому труду. Реализация профессиональной педагогической деятельности требует от педагога постоянного профессионального роста, саморазвития, самоорганизации, самовыражения [9, с. 67-68].
Развитие профессиональной компетентности является динамичным процессом по усвоению и модернизации профессионального опыта, на основе которого развиваются индивидуальные профессиональные качества, накапливается профессиональный опыт, основанный на непрерывном развитии и самосовершенствовании. Выделяют следующие этапы формирования профессиональной компетентности педагога:
1. Проведение конструктивного самоанализа собственной педагогической деятельности.
2. Планирование дальнейшего профессионального саморазвития (постановка целей, задач, путей развития).
3. Возможность для самопроявления, анализа, самокорректировки.
В целом, говоря о процессе развития профессиональной квалификации нельзя не упомянуть о том, что данный процесс является циклическим. То есть процесс педагогической деятельности требует постоянного повышения профессионализма при том, что каждый раз происходит повторение перечисленных этапов, но уже в новом качестве. Также стоит отметить, что процесс повышения собственной профессиональной компетентности определяется средовыми возможностями, так как именно среда оказывает стимулирующее воздействие на процесс профессионального саморазвития [6].
Как отмечает Н.Г. Пантелеева, профессия педагог требует педагогического мастерства, однако из всех ресурсов человеческий потенциал обладает наибольшим резервом для повышения эффективности и качества работы образовательной организации. Данный факт говорит о том, что чем больше усилий и внимания затрачивается в ходе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, чем более эффективно организовать их обучение, тем более качественно будут выполняться профессиональные задачи со стороны педагога [5].
Среди основных форм повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации можно выделить:
- организацию открытых занятий по различным темам и вопросам образовательно-воспитательной работы;
- организацию педагогических советов, производственных собраний, совещаний по проблемам дошкольной педагогики;
- организацию научно-методических и научно-практических конференций;
- организацию педагогических выставок и педагогических чтений;
- организацию диспутов и дискуссий по актуальным проблемам образовательно-воспитательной деятельности;
- организацию педагогических экскурсий;
- организацию семинарских занятий по проблемам дошкольной педагогики;
- организацию практикумов по разработке методики изучения и обобщения дошкольного педагогического опыта;
- организацию педагогических консультаций;
- составление творческих отчетов;
- самообразование [3].
Современная система дошкольного образования требует изменения самого отношения к проблеме повышения квалификации педагогов, т.е. педагоги должны стремиться к постоянному освоению практических умений по применению теоретических знаний на практике на основе изменений в законодательстве, обновления методической литературы, что является обеспечением психолого-педагогического сопровождения профессии [5].
В сфере постоянных изменений и усовершенствований законодательства, образовательных стандартов, а также методической литературы методическая служба в дошкольной образовательно организации также переходит на новые формы организации работы с педагогами. На передовой план зачастую выходят современные формы работы, такие как мастер-классы, педагогические и управленческие инновационные проекты, конкурсы профессионального мастерства, тренинги, создание электронных пособий, распространение собственного педагогического опыта через публикации и интернет пространство.
Выводы. Таким образом, современная ситуация в сфере дошкольного образования обуславливает возникновение нового подхода к повышению квалификации педагогических кадров. Повышение профессиональной компетенции педагога является непрерывным и циклическим процессом, связанным с пересмотром ранее изученных фактов, понятий, закономерностей, развитие которых обусловлено развитием педагогической науки и научных концепций. В процессе повышения квалификации дошкольного педагога происходит самоанализ и осмысление собственного педагогического опыта и вырабатывается своя индивидуальная педагогическая концепция. Готовить детей к переменам под силу только такому педагогу, который сам открыт к переменам, стремится к профессиональному саморазвитию, имеет высокий уровень знаний и умений, развитую способность к проектировочной деятельности, то есть профессионально компетентный педагог.
Литература:
1. Бережная Л.Д. Управление качеством образования дошкольников [Электронный ресурс] / Л.Д. Бережная. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211095/
2. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса / Е.Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 38-41.
3. Методические рекомендации по обобщению эффективного педагогического опыта в учреждениях образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mtk-bks.by/_file/prepod/pedopyt/met_rec_opyt.pdf (дата обращения: 01.04.2020)
4. Панкова Г.В. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта) / Г.В. Панкова, М.М. Лузан, М.А. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 231-235.
5. Пантелеева Н.Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров — важное направление развития современной системы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Пантелеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 2 (19). - С. 1-4. - Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3866/ (дата обращения: 03.04.2020)
6. Профессиональные компетенции педагога как основное условие повышения качества образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iz-obr.ucoz.ru/Novosti/vasilchenko_elena_vasilevna.pdf (дата обращения: 05.04.2020)
7. Соляник Е.Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования / Е.Н. Соляник // Городская конференция «Непрерывное образование педагогических кадров: инновации, опыт, перспективы». - 2015. -№2. - С. 3-9.
8. Шкатова Т.Г. Содержание профессиональной компетентности педагога / Т.Г. Шкатова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №1. - С. 100-103.
9. Янова М. Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Янова // Педагогический журнал. - 2012. - №4. - С. 63-73.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Зырянова Ольга Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ СТИЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ» Н.В. ГОГОЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В
ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования представлений о стиле писателя при изучении повестей «Нос» и «Шинель» Н.В. Гоголя в 10 классе. Выявление таких стилевых доминант, как гротеск, нарушение логических связей, наличие комической пары персонажей и интерпретация в их формально-содержательном аспекте способствует развитию у обучающихся представления об идиостиле писателя.
Ключевые слова: стиль, анализ, деталь, комическое, гротеск, Гоголь.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming ideas about the style of the writer when studying the stories "Nose" and "Overcoat" N. Gogol in 10th grade. The identification of such stylistic dominants as grotesque, violation of logical connections, the presence of a comic pair of characters and interpretation in their formalsubstantive aspect contributes to the development of students' ideas about the idiostyle of the writer.
Keywords: style, analysis, detail, comic, grotesque, Gogol.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования среди требований к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы обозначены такие, как сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка и сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
При углубленном уровне требования к предметным результатам должны дополнительно отражать сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле [8].
Необходимость стилевого изучения художественных текстов важна при объяснении школьникам назначения литературы, являющейся отдаленной в хронологическом и этническом смысле, но не будем забывать и о формировании эстетического вкуса читателя. А.Б. Есин одной из основных задач работы над стилем на уроке литературы видит в том, что необходимо «расширить эстетический диапазон учащихся, научить эстетически воспринимать и гармонию пушкинского стиля, и дисгармонию стиля Блока, романтическую яркость стиля Лермонтова и сдержанную простоту стиля Твардовского и т.п.» [3, с. 104].
Формирование понятия о стиле как литературоведческой категории происходит постепенно: от представления об отдельных формально-содержательных элементах стиля в средних классах до осознания целостности стиля произведения, писателя, течения, направления, эпохи, искусства.
Творчество Н.В. Гоголя по программе В.Я. Коровиной изучается с пятого по десятый класс, за исключением шестого, поэтому в итоге у обучающихся должны сложиться представления об идиостиле писателя, особенностях его формирования, тем более что начинают они с изучения так называемых фантастических повестей из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», где сочетаются предания, фольклорные элементы, комическое и лирическое, реальное и фантастическое, а заканчивают знакомство с писателем изучением «Петербургских повестей» - «Нос» и «Портрет», где уже стилистика совсем иная.