среднего уровня возросло с 43% до 50%, высокого и уровня выше среднего достигло 33% обучающихся, процент испытуемых с уровнем ниже среднего снизился с 25% до 10%. По показателю экологическая эрудиция положительная динамика отмечается по уровням средний (с 50% до 57%), выше среднего и высокий (с 32% до 33%), процент обучающихся с низким уровнем и уровнем ниже среднего также имеет тенденцию к снижению (с 15% процентов в целом до 10%).
По методике М.И. Шиловой результаты исследования также позволяют говорить о положительной динамике: появились обучающиеся с высоким уровнем воспитанности - 4%, процент испытуемых со средним уровнем вырос с 43% до 54%, наблюдается тенденция к снижению процента обучающихся с низким уровнем воспитанности (с 57% до 42%).
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что задания с экологическим содержанием позволяют не только повысить уровень экологической культуры младших школьников, но и эффективно осуществлять нравственное воспитание.
Таким образом цель нашей статьи достигнута. Мы выявили связь экологической культуры младших школьников с нравственным воспитанием и описали комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственного воспитания, как компонента экологической культуры.
Литература:
1. Вохидова Н.Х., Абдуллаева М.А. Экологическое воспитание как направление духовно-нравственного развития обучающихся младших классов // В сб.статей по материалам V международной научно-практической конференции Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы. - Минск. - 2021. - С. 119-122.
2. Глазунова О.И. Актуальные проблемы нравственно-экологического воспитания личности младшего школьника // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2021. - Т.2. - №13-2. -С. 429-435.
3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 6.
4. Дубровская Н.Л., Мосолова Л.А. Нравственное воспитание школьников посредством формирования экологической компетентности учителями предметов естественного цикла // В ст. статей по материалам XVI международной научно-практической конференции Наука, образование и общество: тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 86-88.
5. Дьячкова Т.В. Воспитание экологической культуры через организацию экологических экскурсий, природоохранных мероприятий и акций // В сб. статей по материалам 39 международной научно-практической конференции Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. - 2020. - С. 93-96.
6. Зайцева С.А., Колесова О.В. Развитие представлений о здоровом образе жизни (здоровьесбережении) у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Балканское научное обозрение. - 2020. - Т.4. - №2 (8). -С. 27-30.
7. Зайцева С.А., Мухина Л.Н. Формирование экологической культуры слабовидящих младших школьников // В сб.статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. - 2017. - С. 107-110
8. Зайцева С.А., Рыжечкина Л.И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - С. 86-89.
9. Киреева И.А. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках русского языка // Электронный научный журнал. - 2020. - №8 (37). - С. 107-109.
10. Маслова Т.А., Федорова Н.А. Роль информационных технологий в воспитании экологической культуры личности в системе дополнительного образования // Вестник Калужского университета. - 2021. - №1 (50). - С. 169-171.
11. Пищенюк Н.В., Цымбал С.В., Еремина И.Д. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2021. - №2 (71). - С. 134-137.
12. Саломина Е.А. Нравственное воспитание как предпосылки развития экологического воспитания у детей с ОВЗ // В сб.статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию От экологического образования к экологии будущего. - 2020. - С. 1209-1213.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Учебно-методический портал Министерства образования и науки РФ URL: http: // минобрнауки.рф
14. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс в 2-хчастях. - М.: Академкнига, 2018.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Аннотация. В статье рассмотрена общая характеристика понятия «повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации, определены особенности организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управления, повышением квалификации, педагог, дошкольная образовательная организация, кадры, организационно-управленческие условие.
Annotation. The article discusses the general characteristics of the concept of "advanced training of teachers of preschool educational organizations. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept of advanced training of teachers of a preschool educational organization, defines the features of organizational and managerial conditions for advanced training of teaching staff in a preschool educational organization.
Keywords: management, professional development, teacher, preschool educational organization, personnel, organizational and managerial conditions.
Введение. Процесс развития современного образования не может быть эффективным без дальнейшей профессионализации лиц, задействованных в его организации, в частности на уровне дошкольной образовательной системы. Беспрерывный процесс профессионализации предполагает не только выход на кардинально новый уровень повышения квалификации и переподготовки представителей организационно-управленческого звена и педагогического состава образовательных учреждений, но и изменение образа мышления участников образовательного процесса, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс с отказом от устаревших стереотипов организации образовательного процесса.
Повышение квалификации педагогического состава должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.
Развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования отражен в исследованиях И.Н. Асаевой [1], М.Н. Корешковой [2], О.И. Рассказовой [7], Т.А. Соседенко [9]. Система профессионального развития педагогов в дошкольных организациях описана Ю.Ю. Барановой, Л.Л. Лашкова [3], Е.И. Маркиной [5], Н.Г. Пантелеевой [6].
Изложение основного материала статьи. В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования остро стоит вопрос об усилении профессионального развития педагогических работников системы дошкольного образования и повышения их профессиональных компетенций.
В сложившихся условиях необходимо оперативно знакомить педагогов дошкольного образования с новыми нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОО, предоставлять квалифицированную консультационную помощь работникам дошкольных образовательных организаций, демонстрировать практику применения инновационных технологий дошкольного образования, в основной характеристики в профессиональном стандарте, понятия квалификация, является освоения специалистом дошкольного образования ЗУН, а также наличия личностных и профессиональных качеств, то есть компетенций.
Рассмотрим сущность понятий «компетенция» и «квалификация», они взаимосвязаны. Профессионализм считается как одна из компетенций, в данном случаи это не гарантирует наличие у педагогического работника морально-нравственных качеств, качественное исполнение своих должностных обязанностей является одним из профессиональной деятельности, что свидетельствует о квалификации педагогов дошкольного образования, многие авторы выделяют квалификации на разных уровнях, одна выражена в официально фиксируемых документах, а другая квалификация показывает уровень профессионализма, проявляющийся при профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Компетенцией - совокупность теоретических знаний, необходимых педагогическому работнику для осуществления профессиональной деятельности, с другой позиции компетентность, является способность практически использовать полученные знания в ходе реализации в своей профессиональной деятельности.
О.А. Соломеникова трактует понятие «педагогическая компетентность» в качестве совокупности профессионально обоснованных требований к педагогу [8].
И.О. Рассказова рассматривает компетентность дошкольного педагога как императивную систему профессиональных характеристик личности, которые определяют успешность педагогической деятельности. Среди таких характеристик следует автор выделяет когнитивно-познавательную компетентность (полнота и системность знаний об основах функционирования детского дошкольного учреждения, а также знаний о сущности, оптимальных формах и методах организации работы воспитателя, знание основ воспитания детей дошкольного возраста), мотивационно-ценностную компетентность (степень осознания воспитателем личностной и социальной значимости оптимальной организации собственного труда, наличие профессиональной мотивации и эмоционально-оценочного отношения к эффективности своей работы), креативно-деятельностную компетентность (степень сформированности профессиональных умений) [7].
Компетентность является то, к чему можно научиться во время профессиональной и практической деятельности, а компетенция наличие врожденных или приобретенных качеств, необходимых для специалиста дошкольного образования, значит, какие-то из качеств можно самообразовываться и самовоспитываться, но многие компоненты компетенции педагога образовательной организации, является либо врожденными, либо заложенными с детства.
Становление профессиональной компетентности рассматривается как качественное изменение в профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования, раскрытие ее внутренних ресурсов, а также достижение более творческой способности выполняемой профессиональной работы. Именно это актуализирует повышение квалификации как процесс непрерывного профессионального и личностного развития педагога в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.
Повышение квалификации педагогов, как вид профессионального образования, в силу своих особенностей дает возможность в сжатые сроки не только помочь педагогам понять смысл преобразований в образовании на дошкольном уровне, но и восполнить в определенной мере набор компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Повышение квалификации обеспечивает углубление профессиональных знаний и умений, является обязательным для каждого педагога.
Первоочередная задача в повышении профессиональной компетентности дошкольных педагогов заключается в выявлении и развитии у них профессионально-значимых личностных качеств, без которых невозможно становление никакого профессионала, несмотря на любые знания и опыт.
Система непрерывного образования и повышения квалификации педагогов дошкольного образования рассматривается исследователями Р.Н. Досаева, Е.А. Подосинникова, Т.А. Соседенко в качестве первостепенного источника получения педагогами и управленцами новой информации, новых знаний, умений и навыков. При этом базовая составная часть профессиональной квалификации педагогов выражается в профессиональной педагогической компетентности, которая базируется на профессиональных знаниях и нравственности [9].
Таким образом, повышение квалификации педагогов дошкольного образования должно быть направлено на развитие профессиональной компетентности педагогического работника и включать в себя следующие основные направления: формирование специально-профессиональных знаний; выявление научно-познавательных потребностей; развитие коммуникативных способностей, умений и навыков; развитие организаторских способностей и навыков управленческой деятельности; формирование личностно-гуманных качеств.
Рассматривая такое понятие как профессиональная компетентность педагогов в качестве системного явления, целесообразно выделить следующие ее структурные компоненты:
- интеллектуально-педагогическая компетентность - предполагает применение педагогом полученных им знаний и опыта в процессе выстраивания образовательного и воспитательного процессов, а также внедрение инновационных подходов в своей педагогической деятельности;
- информационная компетенция представляет собой всю информационную совокупность представлений педагогов обо всех участниках педагогического процесса: воспитанниках, их родителях, коллегах, руководстве и т.д.;
- эмоциональная компетентность - заключается как в осознании педагогом своего собственного эмоционального состояния, так и в понимании эмоций окружающих людей, в способности педагога к управлению собственным поведением, контролированию своих эмоций, в способности к рефлексии, стрессоустойчивости; коммуникативная компетентность -одно из ключевых профессиональных качеств педагога, которое состоит из навыков и способности к слушанию, экстраверсии, эмпатии и пр.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» исследователи Р.Н. Досаева, Е.А. Подосинникова, Т.А. Соседенко предлагают использовать три основных критерия для оценки уровня профессиональной компетентности педагога: наличие и применение в педагогической практике современных педагогических технологий; готовность педагога к решению профессиональных предметных задач; контроль своей деятельности на основании принятых социально-педагогических норм и правил; помимо этого, исследователи выделяют отдельно такую важную составляющую профессиональной компетентности педагога дошкольной сферы образования как стремление к самостоятельному получению и наработке новых умений и знаний и дальнейшее их использование в своей педагогической практике [9].
Непосредственный процесс повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации рассматривается в качестве первостепенного звена в целостной общегосударственной системе образования педагогических кадров, комплексного и творческого процесса, направленного не только на практическое обучение дошкольных педагогов методам и приемам работы с детьми, но беспрерывное повышение их профессиональной компетенции.
Итак, к числу основных целей повышения квалификации педагогов относят: развитие профессиональной педагогической компетентности; формирование профессиональных навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов; обеспечение структурной целостности педагогической деятельности. Указанные цели в своей совокупности являются основой для соблюдения современных требований по достижению высокого качества образования.
Повышения квалификации педагогов ДОО в системе должна опираться на следующие принципы:
- принцип полного охвата всего работающего педагогического состава ДОО - данный принцип предполагает необходимость повышения квалификации каждого сотрудника ДОО по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;
- принцип применения дифференцированного подхода к разным категориям кадрового состава дошкольного образования - данный подход предполагает внедрение системы повышения квалификации с учетом таких показателей как образование, профессиональный стаж, занимаемая должность и т.д.;
- принцип непрерывного образования педагогов - повышения квалификации педагогов на постоянной беспрерывной основе; системный подход к организации последовательности процесса повышения квалификации - предполагает системность с долгосрочным и оперативным планированием данного процесса.
Задачи совершенствования профессионального уровня педагогов дошкольных учреждений решаются: в системе повышения квалификации и мероприятий дополнительного образования взрослых; в процессе методической работы с кадрами; посредством самообразования педагогов.
Педагог Л.Л. Лашкова отмечает, что содержание процесса формирования профессиональной компетентности специалистов ДОО в системе повышения квалификации постоянно изменяется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии [3].
В структуре профессиональной переподготовки и повышения квалификации обеспечивает выявление перспективных потребностей системы образования в переподготовке педагогических и руководящих кадров и повышении квалификации, на основе анализа разработку выявленных потребностей широкого спектра образовательных программ, возможность формирования персонифицированного маршрута освоения программ повышения квалификации либо индивидуальной образовательной программы педагога, а также организацию мониторинга их достижения и концентрацию ожидаемых результатов повышения квалификации.
Система профессионального роста педагогических и руководящих сотрудников выстраивается на определенных подходах, которые, не смотря на свое великое множество, могут быть разделены на четыре основных направления:
- анализ необходимости и потребности в повышении квалификации педагогических кадров образовательной организации;
- планирование образовательных программ, а также самого процесса повышения квалификации педагогических кадров образовательной организации;
- обеспечение организационно-педагогических условий для реализации разработанных образовательных программ;
- анализ результатов проведенной работы с целью дальнейшего продвижения работника педагогического и управленческого уровня по служебной лестнице либо в других целях.
Выводы. Таким образом, профессиональная компетентность педагога понимается как качественное и количественное изменение личности педагога в профессиональной деятельности. Достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, развитие ее внутренних ресурсов, профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту, а также наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации. Именно, это актуализирует повышение квалификации как процесс непрерывного личностно-профессионального развития педагогов в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.
Литература:
1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И.Н. Асаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. - №112. - С. 79-87.
2. Корешкова М.Н. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования / М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 466-469.
3. Лашкова Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5(42). - С. 265-267.
4. Ломакина Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии / Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 276-279.
5. Маркина Е.И. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций / Е.И. Маркина, И.В. Латыпова, Ю.Ю. Баранова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 136 с.
6. Пантелеева Н.Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров - важное направление развития современной системы дошкольного образования / Н.Г. Пантелеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 2 (19). -С. 1-4.
7. Рассказова О.И. Формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей детских дошкольных учреждений: научный дискурс проблемы / О.И. Рассказова, П.И. Рассказова // Формирование кадрового потенциала СПО -инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании. - 2016. - С. 109-114.
8. Соломенникова О.А. Структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации / О.А. Соломенникова, Ю.А. Гладкова, С.С. Прищепа // Вестник РМАТ. - 2017. - №4. - С. 44-54.
9. Соседенко Т.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения: теоретико-методологический аспект / Т.А. Соседенко, Р.Н. Досаева, Е.А. Подосинникова // Гуманитарные исследования. - 2014. - №3. - С. 152-156.
Педагогика
УДК 378.17
кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье представлены результаты анализа по умению обучающихся различных направлений подготовки оказывать первую помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Установлено, что у обучающихся вуза, не изучавших дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», практически не сформированы навыки оказания первой помощи пострадавшим. Большинство из них осознают важность изучения данного курса, мотивируя это тем, что умение оказывать первую помощь снизит смертность людей при несчастных случаях и неотложных состояниях. Бакалавры профильных подготовок («Безопасность жизнедеятельности») обладают достаточным уровнем теоретических знаний и сформированных практических навыков по оказанию первой помощи, которые могут уверенно применять в экстренных ситуациях.
Ключевые слова: первая помощь, практические навыки, обучающиеся, безопасность жизнедеятельности, травмы, неотложные состояния.
Annotation. The article describes the results of the analysis of skills students of training to provide first aid in case of accidents and emergency conditions. It was found that the students of the university, who didn't study "Fundamentals of medical knowledge and healthy lifestyle" didn't formation the skills of providing first aid to the victim. Most of them realize the importance of studying this course, citing the fact that the ability to provide first aid will reduce the mortality of people in accidents and emergencies. Bachelors of specialized training ("Life Safety") have a sufficient level of theoretical knowledge and formed practical skills in first aid, which they can confidently apply in emergency situations.
Keywords: first aid, practical skills, students, life safety, trauma, emergency conditions.
Введение. Безопасность жизнедеятельности с каждым годом приобретает все большую актуальность, обусловленную возрастающим количеством рисков различной природы для здоровья и жизни людей, сопровождающихся повышенной травматизацией. Травматизм - это серьезная социально-экономическая и медико-биологическая проблема социума и государства в целом, так как приводит в большинстве случаев к нарушению качества жизни, инвалидности [1] и даже летальному исходу [2]. Ежегодно, из-за травматизма гибнет более одного миллиона людей и такое же количество получает увечья с последующей инвалидизацией [2]. Уэлиев С.Д. с соавторами отмечает [3], что травматизм - это комплексное понятие, включающее в себе как традиционное медицинское понимание данного феномена, так и нарушение нравственно-этического статуса индивида, сопровождающееся расстройствами психического и соматического здоровья [3].
Несмотря на природу рисков (техногенные, природные, экологические, нозологические и т.д.), степень и частоту их воздействия на людей, итог всегда одинаков - нарушение функционирования организма в целом или его отдельных органов и систем. В данном контексте большое значение имеет формирование у человека культуры безопасности [4] и ее важной составляющей - медико-биологической культуры. В свою очередь, важным структурным компонентом медико-биологической культуры безопасной жизнедеятельности являются теоретические знания и практические навыки оказания первой помощи, которыми должен обладать практически каждый человек, в силу чего важно обеспечить формирование данных навыков. Наиболее благоприятным периодом для этого является время обучения подростков и студенческой молодежи в образовательных организациях. Как правило, знания в этой области обучающиеся получают в период обучения в общеобразовательной школе при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также в вузах в рамках курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Бакалавры направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности» приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки по оказанию первой помощи в курсе профессионального цикла обучения -«Оказание экстренной реабилитационной помощи в зоне ЧС».
Первая помощь - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер, направленных на спасение жизни человека и проводимых на месте происшествия до прибытия квалифицированной медицинской помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение [5]. Основной целью оказания мероприятий первой помощи является недопущение ухудшения состояния пострадавшего человека [6]. В большинстве случаев первую помощь оказывают люди, находящиеся рядом с пострадавшим или случайные очевидцы происшествия. Первая помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с Федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (ФЗ от 21.11.2011 № 323-ф3, ст. 31, п. 1) [7]. В этой связи знания и умения по оказанию первой помощи на месте происшествия являются важнейшей частью культуры безопасности, так как смертность от травм, отравлений и несчастных случаев занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний [8]. Очевиден факт необходимости обучения правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, внезапных заболеваниях, неотложных состояниях не только лиц указанных в законе: сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ст. 31, п. 1) [3], но и населения. Сформированность у людей практических навыков оказания первой помощи не только способствует спасению жизни пострадавшего, но также является в дальнейшем