Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Абдурахманова Эльнара Айдеровна

В данной статье обосновывается необходимость обеспечения непрерывного повышения профессиональной компетенции дошкольных педагогов в процессе реализации их педагогической деятельности. В статье рассматривается понятие организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов. Анализируются основные традиционные и инновационные направления повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Абдурахманова Эльнара Айдеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL CONDITIONS FOR ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article substantiates the need to ensure continuous improvement of the professional competence of preschool teachers in the process of implementing their pedagogical activities. The paper deals with the concept of organizational and managerial conditions for professional development of teachers. The main traditional and innovative directions of professional development of teachers in preschool educational institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Абдурахманова Эльнара Айдеровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость обеспечения непрерывного повышения профессиональной компетенции дошкольных педагогов в процессе реализации их педагогической деятельности. В статье рассматривается понятие организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов. Анализируются основные традиционные и инновационные направления повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: педагог, дошкольное образование, педагогическая квалификация, повышение педагогической квалификации, дошкольная образовательная организация.

Annotation. This article substantiates the need to ensure continuous improvement of the professional competence of preschool teachers in the process of implementing their pedagogical activities. The paper deals with the concept of organizational and managerial conditions for professional development of teachers. The main traditional and innovative directions of professional development of teachers in preschool educational institutions are analyzed.

Keywords: teacher, preschool education, pedagogical qualifications, improvement of pedagogical qualifications, preschool educational organization.

Введение. Процесс развития современного образования не может быть эффективным без дальнейшей профессионализации лиц, задействованных в его организации, в частности на уровне дошкольной образовательной системы. Беспрерывный процесс профессионализации предполагает не только выход на кардинально новый уровень повышения квалификации и переподготовки представителей организационно-управленческого звена и педагогического состава образовательных учреждений, но и изменение образа мышления участников образовательного процесса, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс с отказом от устаревших стереотипов организации образовательного процесса. Повышение квалификации педагогического состава должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Проблеме развития профессиональной квалификации педагогов посвящали свои труды такие отечественные исследователи как И.А. Бевз [2], А.Ю. Белогуров [3] и др. Вопрос повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях также нашел свое отражение во многих трудах отечественных теоретиков и практиков (Т.Е. Климова [5], Т.А. Соседенко [7] и др.).

Однако, несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы и ее интерес для педагогов-исследователей, в современной отечественной педагогической теории весьма ограниченно представлены труды, посвященные развитию организационно-управленческих условий для повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Первоочередная задача повышении профессиональной компетентности дошкольных педагогов заключается в выявлении и развитии у них профессионально-значимых личностных качеств, без которых невозможно становление никакого профессионала, несмотря на любые знания и опыт.

Система непрерывного образования и повышения квалификации педагогов дошкольного образования рассматривается в качестве первостепенного источника получения педагогами и управленцами новой информации, новых знаний, умений и навыков. При этом базовая составная часть профессиональной квалификации педагогов выражается в профессиональной педагогической компетентности, которая базируется на профессиональных знаниях и нравственности.

Организационно-педагогические условия в целом целесообразно рассматривать в качестве совокупности взаимосвязанных информационных комплексов (в соответствии с предпосылками, обстановкой, требованиями педагогического процесса), которые должны быть созданы управляющим звеном образовательной организации с целью обеспечения управления педагогическими кадрами, их квалификацией, уровнем профессионализма, а также и их профессиональной деятельностью.

К числу организационно-педагогических условий повышения квалификации дошкольных педагогов можно отнести:

- совершенствование профессионального мастерства в процессе применения современных педагогических технологий и инновационных методик, а также с учетом достижений современной педагогической науки и практики;

- создание образовательных условий для реализации педагогической деятельности на индивидуальном уроне;

- внедрение в образовательный процесс новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения квалификации педагогического состава;

- обеспечение научной и методической поддержки для самообразования, а также реализации творческих замыслов педагогов.

Реализация процесса повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного звена предполагает использование разнообразных форм образования педагогов и с применением традиционных и инновационных приемов и методов работы.

Для целесообразно организованной системы повышения квалификации педагогических сотрудников в дошкольной образовательной организации является необходимым наличие научно-методического центра. Непосредственно в детском саду таким центром служит методический кабинет, работа которого направлена на ознакомление педагогов с современными методиками, педагогическими технологиями и образовательными программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. Методическая работа с дошкольными педагогами представляет собой процесс, включающий научное управление целостным педагогическим процессом, повышение профессиональной квалификации педагогов и развитие их творческой активности.

В современной педагогической теории и практике методическая работа рассматривается, как правило, с позиции видов деятельности, направленной на повышение педагогической квалификации работников дошкольной образовательной организации, а также с позиции повышения квалификации педагогов по методическим, проблемным вопросам частного

характера, в результате чего другие аспекты повышения квалификации педагогов остаются за пределами методической работы.

Методическая работа в дошкольной образовательной организации должна быть ориентирована с одной стороны на обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой - способствовать выявлению, систематизации и распространению передового педагогического опыта.

Результативность методической работы в повышении квалификации педагогов определяется как путем аттестации педагогов, так и путем продуктивности методической деятельности (описания обобщенного педагогического опыта, методических разработок и рекомендаций, пособий и оборудования для реализации педагогического процесса и т.д.).

Таким образом, методическая работа в дошкольной образовательной организации может рассматриваться в качестве целостной системы, состоящей из процессов прогнозирования, программирования, планирования, организации, регулирования, контроля, стимулирования, коррекции и анализа.

При этом в основу создания организационно управленческих условий для повышения квалификации педагогического состава дошкольной организации через методическую работу образовательного учреждения должна быть положена диагностика профессиональной деятельности и профессиональных потребностей педагогов. Именно благодаря диагностике является возможной не только оценка фактического уровня профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявление их профессиональных запросов, что в свою очередь будет способствовать определению цели формирования системы работы с педагогами.

Успешный образовательный процесс требует от педагога собственной образовательной подготовки, в чем немаловажную роль играют курсы повышения квалификации. Благодаря такой форме повышения квалификации педагоги всегда остаются в курсе педагогических новшеств, инновационных подходов в педагогике и т.д. В свою очередь это позволяет педагогу интересно, познавательно, качественно и эффективно выстраивать свой педагогический процесс. Поэтому высокий уровень профессионального мастерства требует от педагога периодического посещения курсов повышения квалификации.

Посещение таких курсов позволяет педагогу ознакомиться с новыми методическими приемами, получить новые знания в вопросах педагогической коммуникации. При этом важно отметить, что посещение курсов повышения квалификации является необходимым не только для молодых специалистов, но и для работников образования с большим педагогическим стажем.

Учебные центры, которые предоставляют возможность педагогам пройти курсы повышения квалификации, организовывают обучение в удобное время для специалистов, без отрыва от работы. Современные информационные технологии позволяют также проходить занятия в режиме он-лайн. Данная современная форма обучения называется дистанционной и позволяет проходить обучение даже в домашних условиях. Благодаря различным тренингам, курсам, семинарам, цель которых заключается в повышении педагогической квалификации, работники сферы образования поддерживают свою конкурентоспособность.

Работа над повышением собственной педагогической компетентности основывается на таких внутренних способностях педагога как высокая внутренняя организованность, внимательность, собранность, умение сконцентрироваться на поставленной педагогической задаче и т.д.

Необходимость непрерывного повышения педагогической квалификации обусловлено тем, что со стороны общества всегда предъявлялись и будут предъявляться к педагогам самые высокие требования. Так современный образовательный процесс требует от преподавателя такого багажа знаний, который в разы превышает багаж знаний обучающихся. Именно поэтому для высококвалифицированного педагога важным является не только владение своим предметом и методикой преподавания, но и знаниями в тех научных областях, которые являются приближенными к преподаваемому им предмету.

Как отмечает исследователь А.В. Колиниченко, для педагогов важно обладать познаниями в сфере общественной жизни, истории, экологии и пр. [6].

Обновление системы повышения квалификации дошкольных педагогов не исключает возможности проведения обучения на базе дошкольных организаций в рамках их образовательной среды с привлечением ученых-преподавателей и педагогов-практиков высшей категории. Данное направление работы будет способствовать развитию возможностей для педагогов увидеть и испытать себя в разных вариантах реализации образовательных услуг, расширить собственный потенциал выбранной профессии с проведением рефлексивных практикумов, диалогического общения, психологических тренингов и т.д. Подобная работа будет способствовать гармонизации профессионального сознания и поведения, и позволит сформировать целостное единство теоретической и практической готовности педагогов.

Достаточно популярной формой профессионального развития и саморазвития педагогов также является конкурсное движение профессионального мастерства, благодаря которому педагоги могут продемонстрировать вариативное применение теоретических знаний в работе с детьми и родителями (мастер-классы, культурные практики и др.) [7].

Благодаря конкурсной деятельности проектируются индивидуальные достижения педагогов, активизируется их личностная инициатива. Таким образом, конкурсную деятельность можно рассматривать как движущую силу профессионально-личностного самоопределения. Данное направление работы с педагогами не только стимулирует педагогическую деятельность и педагогичную инициативу, но и активизирует развитие всех участников педагогического процесса.

Не стоит забывать, что дошкольные педагоги периодически испытывают трудности в применении педагогических технологий, используемых в работе с воспитанниками в процессе взаимодействия с детьми, организации разных видов детской деятельности в развивающей среде и многое другое.

Широкое распространение в современной практике повышения квалификации педагогов дошкольного образования получили такие активные методы обратной связи как экспресс-тестирование или экспресс-опрос.

Одной из современных форм работы с педагогами является педагогический ринг. Сущность данного метода работы заключается в том, что педагог задает вопрос сопернику, который должен оперативно ответить «да» или «нет». Цель подобной практики заключается в уточнении и систематизации педагогических знаний, а также в диагностике знаний педагогов по целому комплексу вопросов.

Чтобы активизировать процесс образования и переподготовки дошкольных педагогов целесообразно также использовать такой метод как метод проектов. Метод проектов лежит в основе проектного обучения, направленного на самостоятельное освоение педагогами методов инновационной деятельности в процессе реализации проектов.

Проектным обучением создаются условия для творческой самореализации в познавательной и преобразовательной деятельности, повышается мотивация к обучению, которая утверждается в качестве смыслообразующего мотива деятельности, ускоряется развитие интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений

планировать, принимать решения, оценивать результаты. Эффективность данного метода определяется высоким профессионализмом педагогов и овладением прогрессивной методикой обучения и развития воспитанников.

Педагогическая практика повышения квалификации педагогов дошкольного образования подтверждает тот факт, что эффективность повышения педагогического мастерства напрямую определяется положительным психологическим климатом во время организации образовательного процесса. Таким образом, успешное повышение педагогической квалификации в максимальной степени требует учета интересов и потребностей коллектива обучающихся педагогов.

Немаловажным фактором в процессе создания организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогических кадров дошкольного образования является стимулирование деятельности педагогов. Основными формами такого стимулирования являются материальное и морально-психологическое стимулирование. При этом важно помнить, что первоочередными направлениями работы в области повышения педагогической квалификаций является развитие мастерства и повышение уровня профессиональной квалификации, развитие способностей оперативного принятия педагогических решений, нацеленность педагогического коллектива на непрерывное развитие. Именно данные направления требуют постоянного внимания со стороны руководства дошкольных образовательных организаций.

Итак, процесс повышения педагогической квалификации является составной частью общей системы непрерывного образования. То есть сама система повышения квалификации дошкольных педагогов выстраивается на основе применения всех форм педагогической работы данного направления, творческого подхода, учета нормативно-правовых требований, а также достижения педагогической науки и практики.

Процесс управления системой повышения квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях может иметь как коллективную, так и индивидуальную формы организации образовательной деятельности. При этом сопровождение педагогических кадров в процессе повышения их квалификации и профессионализма обладает разноуровневым и дифференцированным характером.

Несмотря на достаточно обширный объем применяемых форм и методов повышения квалификации педагогов, современная психолого-педагогическая наука и практика продолжают поиски и разработку эффективных направлений работы по указанному вопросу, которые бы удовлетворяли не только образовательные потребности педагогов, но и социальный заказ региональной системы повышения квалификации работников образовательной сферы [4].

Все это способствует расширению круга актуальных педагогических задач, направленных не только на «трансляцию» знаний, ограниченных пространственными или временными рамками, но и на учет целого спектра вопросов, связанных с проектированием, планированием, моделированием профессиональной деятельности, глубоким внедрением содержания образования в производственной практике, определение и анализ возможных рисков от организации профессиональной деятельности в условиях существующего социально-экономического процесса [3].

Особенно остро стоит потребность разработки на нормативном уровне системы использования технологий, главная задача которых заключалась бы в изменении внутренней позиции дошкольного педагога, ценностно-смыслового содержания его педагогической деятельности, а также внедрение моделей подготовки и повышения квалификации педагогов на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов [1].

Важность применения указанных подходов объясняется тем, что именно личностное развитие педагога стимулирует его к преобразованию своей профессиональной деятельности, которая, в процессе повышения своего качества соответственно стимулирует дальнейшее личностное развитие специалиста.

Как отмечает отечественный исследователь И.А. Бевз, решение данной задачи будет наиболее успешным благодаря внедрению сетевого модульного обучения. Данный вид обучения, как отмечает автор, предполагает включение в образовательный процесс специально разработанных модулей, направленных на освоение необходимых теоретических знаний, приобретение практических навыков, проверку качества полученных умений и подведение итогов об уровне сформированности профессиональной компетентности.

Достоинство модульных образовательных программ, заключается в возможности освоить отдельные модули в последовательном или параллельном порядке соответственно персональному плану каждого обучающегося, а также в использовании их в сетевом варианте без дополнительной доработки или адаптации [2].

Основными условиями повышения квалификации дошкольных педагогов являются такие критерии как непрерывность рассматриваемого процесса на протяжении всего периода педагогической деятельности, а также тесная взаимосвязь и преемственность функционирования составных частей системы повышения квалификации, предопределяющей характер данного процесса, учитывающей перспективы развития образовательной системы, а также достижения педагогической науки и педагогического опыта.

Выводы. Таким образом, организационно-управленческие условия повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации носят социально-правовой, перспективно-целевой, потребностно-стимулирующий, коммуникативно-информационный характер. Создание организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогов в дошкольных образовательных организациях предполагает разработку и применение на практике специальной методики, в основу которой должны быть положены взаимосвязанные между собой традиционные и инновационные активные формы, и методы обучения воспитателей. Что в свою очередь способствовало бы последовательной реализации базовых дидактических принципов целенаправленной и непрерывной работы по развитию профессиональной компетентности дошкольных педагогов.

Литература:

1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И.Н. Асаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 79-87.

2. Бевз И.А. Инновации в системе повышения квалификации педагогов / И.А. Бевз // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 4. - С. 132-137.

3. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: Монография / А.Ю. Белогуров. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 116 с.

4. Гам В.И. Современные формы организации повышения квалификации педагогов / В.И. Гам, Б.Е. Михайлова // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Том 9. - № 1. - С. 119-133.

5. Климова Т.Е. Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия / Т.Е. Климова, С.Н. Юревич, Н.Ю. Избасарова, Л.А. Летучева // Научно-теоретический журнал. - 2015. - № 1(22). - С. 5-13.

6. Колиниченко А.В. Повышение квалификации педагога / А.В. Колиниченко // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 552-554.

7. Соседенко Т.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения: теоретико-методологический аспект / Т.А. Соседенко, Р.Н. Досаева, Е.А. Подосинникова // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (51). - С. 152-156.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Зубарева Елена Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

К ВОПРОСУ О СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье обосновывается значимость проблемы поиска средств формирования вычислительных навыков у детей-билингвов в начальных классах общеобразовательной школы. В качестве таких средств рассматриваются визуализированные алгоритмические предписания, элементы аудирования математических текстов и тематические схемы.

Ключевые слова: формирование вычислительных навыков, средства формирования вычислительных навыков, билингвизм, учебный билингвизм, младшие школьники-билингвы.

Annotation. The article substantiates the importance of the problem of finding the means of forming computational skills among bilingual children in the primary grades of secondary schools. As such means, visualized algorithmic prescriptions, elements of audition to mathematical texts and thematic schemes are considered.

Keywords: formation of computational skills, means of formation of computational skills, bilingualism, educational bilingualism, bilingual junior schoolchildren.

Введение. Формирование вычислительных навыков является одной из главных задач математического развития младших школьников.

Согласно теории поэтапного формирования понятий и умственных действий П. Я Гальперина, этот процесс включает этапы:

- мотивационный (подготовка к введению нового приема);

- разъяснение вычислительного приема на основе создания ориентировочной основы действия (в нашем случае -алгоритмического предписания) в материальной, перцептивной и внешнеречевой формах;

- закрепление вычислительного приема и выработка вычислительного навыка, в которым выделяют 4 стадии: 1 - в процессе закрепления приема обучающиеся самостоятельно выполняют операции, входящие в прием, комментируя выполнение каждой из них вслух и одновременно ведут развернутую запись; 2 - «запуск» процесса интериоризации, происходит частичное свертывание выполнения операций, составляющих прием, обучающиеся озвучивают только основные операции, а вспомогательные операции выполняют «про себя»; 3 - (внутриречевая), полное свертывание выполнения операций: обучающиеся озвучивают только конечный результат, а все операции выполняют «про себя»; 4 -переход действий во внутренний план осуществляется предельным свертыванием выполнения операций, обучающиеся выполняют все операции предельно быстро, без проговаривания, т. е. овладевают вычислительным навыком [3, с. 111-114].

Как видим, в формировании вычислительных умений и навыков значительную роль играет устная и письменная математическая речь, развитие которой у младших школьников сопровождается значительными трудностями, обусловленными проблемами в овладении знаково-символическим письмом, обилием математических терминов, с одной стороны, и специфическими требованиями использования правильных умозаключений, законов логики в речевых конструкциях, с другой стороны. Тем более проблематично развитие математической речи, а, значит, и формирование вычислительных навыков, у детей-билингвов. В данном исследовании нас интересовали так называемые «чистые билингвы» - дети, у которых речемыслительные процессы осуществляются на родном для билингва языке, а обучение - на русском языке [1].

В связи с расширением миграционного движения появилось немало семей, которые по той или иной причине оказались в чужой языковой среде и, как правило, и педагоги и семьи недостаточно готовы к решению проблем, возникающих при обучении ребенка в такой ситуации. Между тем, в статье 5 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" указано, что, «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [5].

Специалисты в области образования все больше задаются вопросом: как обучать школьников на языке, который не является для них родным? Таким образом, возникает социальный запрос к системе образования в реализации задач обучения детей с билингвизмом и, при необходимости, оказания им помощи в том числе и в математическом развитии и, в частности, обнаруживается проблема поиска средств формирования вычислительных навыков у младших школьников с билингвизмом.

Изложение основного материала статьи. Явление билингвизма рассматривается в науке с различных сторон - с позиций психологии (Н.В. Имедадзе, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.), лингвистики (В.А. Аврорин, У. Вайнрайх, Е.М. Верещагин, Н.Г. Михайловский и др.), социологии (Ю.Д. Дешериев, М.В. Дьячков, Ф.П. Филин, К.Х. Ханазаров и др., педагогики (В.А Аврорин, А.А. Залевская, И.А. Медведева, В.Ю. Розенцвейг, Т.М. Савельева, В.С. Худницкий, и др.), соответственно и определений рассматриваемого понятия множество. Педагогический аспект билингвизма, на наш взгляд, раскрыт в определении, данном Ф.П. Филиным - в узком смысле билингвизм - это «...более или менее свободное владение двумя языками: родным и неродным; двуязычие в широком смысле этого слова - это относительное владение вторым языком, умение в том или ином объеме пользоваться ими в определенных сферах общения» [6, с. 13-25].

Е.Н. Галичкина уточняет, что в процессе обучения формируется более узкий вид билингвизма - учебный, «.он также называется искусственным. Учебный билингвизм противопоставляется естественному по трем параметрам: по способу формирования, цели и условиям» [2, с. 140]. В отличие от естественного билингвизма, считает Е.Н. Галичкина, учебный возникает в учебной обстановке с требует от педагога применения специальных методов, средств, целенаправленной работы по исправлению ошибок у обучающихся.

В процессе формирования вычислительных навыков в начальных классах необходимо учитывать, что у русскоязычных обучающихся сформирован довольно значительный запас слов, в том числе математических терминов, в то время как у билингвов только начинают появляться задатки произношения русскоязычных слов. У них возникают трудности конструирования речевого высказывания и недостаточность его грамматического оформления. В ряде случаев присутствует медлительность, поскольку для того чтобы выполнить вычислительный прием билингву приходиться переключать сознание с одного языка на другой, что снижает познавательную активность и тормозит как получение правильного результата, так и в целом формирование навыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.