Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATION COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS' DIAGNOSTICS / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / LEVELS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие результаты начального этапа экспериментального исследования - выделение структурных компонентов коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, определение уровней их сформированности, описание соответствующих качественных характеристик, позволяющих сформировать целостную картину изучаемого педагогического явления. Обоснована целесообразность исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Представлено описание этапа диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме опытно-экспериментального исследования профессиональной компетенции в целом и коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в частности, анализ нормативно-правовых актов и законодательной базы обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целостной структуре профессиональной компетентности, моделирование, сравнение, обобщение, описание диагностических методик. Автором сформулировано обоснование возможности выделения базового уровня сформированности личностных и профессиональных характеристик, рассматриваемых в целостной системе коммуникативной компетенции педагогов. Приводится обоснование актуальности и необходимости организации экспериментального изучения коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целом и качественной уровневой оценки каждого ее структурного компонента, в частности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, раскрывающие теоретическое обоснование аналитико-результативного компонента концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Рассматриваются современные методики диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации и писана процедура их проведения. Представленные выводы в дальнейшем позволят определить и выстроить содержательный компонент разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF STUDYING OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article discusses the issues that reveal the experimental study initial stage results - the allocation of the structural components of preschool educational organizations teachers' communicative competence, their formation levels determination, corresponding qualitative characteristics description that allow to form the studied pedagogical phenomenon holistic picture. The expediency of studying the preschool educational organization teachers' communicative competence is justified. The diagnostic stage description of the preschool educational organization teachers' communicative competence is presented. The fundamental research methods include the analysis of scientific literature on the problem of the professional competence experimental research in general and the preschool educational organization teachers' communicative competence experimental research, in particular; the analysis of normative legal acts and the legislative framework for ensuring the organization of preschool education and the requirements for the preschool educational organization teachers' communicative competence level in the professional competence holistic structure, along with simulation, comparison, generalization, and diagnostic methods description. The author formulates the rationale for the possibility of highlighting the basic level of personal and professional characteristics formation considered in the teachers' communicative competence holistic system. Given is the substantiation of relevance and necessity of organizing the preschool educational organization teachers' communicative competence experimental study in general and each of its structural components qualitative level assessment in particular. The results of experimental work are presented, revealing the theoretical justification of the analytically-effective component of the preschool educational organizations teachers' communicative competence development concept. Modern methods of diagnosing preschool educational organizations teachers' communicative competence are considered and the procedure for their implementation is written. The presented conclusions will subsequently allow us to identify and build a developed concept meaningful component for the preschool educational organizations teachers' communicative competence development.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

педагогические Васильева Виктория Сергеевна

науки КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ...

УДК 372.125

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0011

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2020

SPIN: 6341-2462

AuthorlD: 750501

ORCID: 0000-0003-4224-5930

Васильева Виктория Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: vasilevavs@cspu.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие результаты начального этапа экспериментального исследования - выделение структурных компонентов коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, определение уровней их сформированности, описание соответствующих качественных характеристик, позволяющих сформировать целостную картину изучаемого педагогического явления. Обоснована целесообразность исследования коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Представлено описание этапа диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме опытно-экспериментального исследования профессиональной компетенции в целом и коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в частности, анализ нормативно-правовых актов и законодательной базы обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целостной структуре профессиональной компетентности, моделирование, сравнение, обобщение, описание диагностических методик. Автором сформулировано обоснование возможности выделения базового уровня сформированности личностных и профессиональных характеристик, рассматриваемых в целостной системе коммуникативной компетенции педагогов. Приводится обоснование актуальности и необходимости организации экспериментального изучения коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в целом и качественной уровневой оценки каждого ее структурного компонента, в частности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, раскрывающие теоретическое обоснование аналитико-результативного компонента концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. Рассматриваются современные методики диагностики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации и писана процедура их проведения. Представленные выводы в дальнейшем позволят определить и выстроить содержательный компонент разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, диагностика коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования; компоненты коммуникативной компетенции; уровни сформированности коммуникативной компетенции.

CONCEPTUAL BASES OF STUDYING OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE

© 2020

Vasilyeva Victoria Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, lecturer, Department of special pedagogy, psychology and meaningful techniques South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Prospekt Lenina, 69, e-mail: vasilevavs@cspu.ru)

Abstract. The article discusses the issues that reveal the experimental study initial stage results - the allocation of the structural components of preschool educational organizations teachers' communicative competence, their formation levels determination, corresponding qualitative characteristics description that allow to form the studied pedagogical phenomenon holistic picture. The expediency of studying the preschool educational organization teachers' communicative competence is justified. The diagnostic stage description of the preschool educational organization teachers' communicative competence is presented. The fundamental research methods include the analysis of scientific literature on the problem of the professional competence experimental research in general and the preschool educational organization teachers' communicative competence experimental research, in particular; the analysis of normative legal acts and the legislative framework for ensuring the organization of preschool education and the requirements for the preschool educational organization teachers' communicative competence level in the professional competence holistic structure, along with simulation, comparison, generalization, and diagnostic methods description. The author formulates the rationale for the possibility of highlighting the basic level of personal and professional characteristics formation considered in the teachers' communicative competence holistic system. Given is the substantiation of relevance and necessity of organizing the preschool educational organization teachers' communicative competence experimental study in general and each of its structural components qualitative level assessment in particular. The results of experimental work are presented, revealing the theoretical justification of the analytically-effective component of the preschool educational organizations teachers' communicative competence development concept. Modern methods of diagnosing preschool educational organizations teachers' communicative competence are considered and the procedure for their implementation is written. The presented conclusions will subsequently allow us to identify and build a developed concept meaningful component for the preschool educational organizations teachers' communicative competence development.

Keywords: Communication competence, communicative competence of preschool teachers' diagnostics; components of communicative competence; levels of formation of communicative competence

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современные тенденции развития образования выдвигают новые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов и необходимости выстраива-

ния модели непрерывного повышения их квалификации. Особые требования предъявляются к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст является основой психофизического, интеллектуального и

Vasilyeva Victoria Sergeevna CONCEPTUAL BASES OF STUDYING ..

pedagogical sciences

личностного развития ребенка. Рассматривая профессиональную компетентность педагогов дошкольной образовательной организации как целостную систему, важно выделять его коммуникативную компетенцию, как одну из важных составляющих. В данном контексте закономерно обратиться к трудам И.А. Зимней [1], Н.В. Кузьминой [2] и Н.А. Моревой [3], в которых рассматриваются основные группы компетенций, раскрывается роль коммуникативной компетенции педагога в общем контексте успешности его профессиональной деятельности, определены компоненты коммуникативной компетенции, приведено описание критериев, определяющих высокую коммуникативную компетентность. При этом, в работах О.В. Груздевой, И.Ю. Кербис [4], Панфиловой [5], и Ротовой [6], представлены результаты исследований, рассматривающих разнообразные формы, методы и технологии возможности развития коммуникативной компетенции педагогов.

В опубликованной ранее автором статьи монографии [7] дается определение понятия «коммуникативная компетенция» применительно к профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО), под которой понимается «интегратив-ное качество личности, обеспечивающее адекватность взаимодействия участников образовательного процесса, опосредованное языком и эксплицирующее общее и специфическое на уровне субъект-объектных и субъект-субъектных отношений» [7, с. 86].

Разработка и дальнейшая реализация концептуальной модели развития и коммуникативной компетенции педагогов ДОО в целом и отдельных ее структурных компонентов в частности, включает в себя ряд этапов:

- этап выделения и обоснования адекватности, необходимости, валидности, комплексности и достаточности диагностического инструментария;

- этап реализации непосредственного экспериментального исследования;

- этап сбора статистических данных;

- этап осуществления анализа и экспертной оценки данных, полученных в ходе экспериментального исследования;

- этап формулировки и описания данных, полученных на начальном этапе экспериментального исследования и отражающих уровень сформированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО;

- этап обоснования и описания технологического компонента концептуальной модели (технологии, средства, приемы, методы, формы).

В качестве нормативно-правового базиса выступают законы Российской Федерации [8], Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, [9], Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений [10], Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11], а также нормы и требования, сложившиеся в образовательных учреждениях.

Учитывая актуальность основных положений и векторов развития современной образовательной системы, представленной в национальных проектах «Образование» и «Учитель будущего» весьма значима проблематика данного исследования в отношении педагогов дошкольного образования, необходимости изучения их профессиональной компетентности в целом и коммуникативной компетенции в частности, экспериментального изучения базового уровня коммуникативной компетенции с целью создания современной модели ее развития в целостной методической среде ДОО. Это обусловлено современными данными, раскрывающими роль корпоративного обучения, возможности использования как современных научно-методических разрабо-

ток в ходе повышения квалификации, так и конкретных коммуникативных ситуаций, возникающих на базе конкретной образовательной организации с учетом профессиональных, личностных и индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса.

В ходе анализа литературы [12, 13, 14] и современного состояния проблемы изучения и развития коммуникативной компетенции педагогов в целом и педагогов дошкольной образовательной организации в частности, были выявлены противоречия между: социальным заказом общества и государства, современными требованиями нормативно-правовой базы в повышении уровня профессиональной компетентности в целом и коммуникативной компетенции в частности и недостаточностью разработанности данного вопроса в современных исследованиях; потребностей участников образовательного процесса в практических разработках и рекомендациях по организации и содержанию работы в данной сфере профессиональной деятельности и отсутствием целостной модели экспериментального изучения базового уровня коммуникативной компетенции педагогов ДОО, позволяющих с учетом современных научных исследований и методических разработок реализовывать поставленные задачи в современной системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Современные подходы к развитию всех уровней образования (дошкольного, общего, высшего, профессионального) определяют актуальность экспериментального исследования базового уровня сформированности коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации, выделения соответствующих методик и описания технологии его проведения.

Основные положения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11] определяют требования к уровню профессиональной готовности педагогов. Закрепляется наличие и необходимость постоянного и непрерывного развития «профессионально значимых компетенций, необходимых для развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития» [11]. Педагог дошкольного образования должен владеть «знаниями для создания позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми» и уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач» [11]. Данные положения рассматриваются в общем контексте сформированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

Т.Н. Захарова и Н.В. Елкина в своих исследованиях раскрывают актуальность вопросов повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования, рассматривая описание соответствующих структурных компонентов и раскрывая возможности и актуальность их формирования [15]. Т.В. Атякшева отмечает, что в условиях реализации ФГОС ДО, успех организации образовательный среды дошкольной образовательной организации находится в прямой зависимости от уровня владения педагогами коммуникативными знаниями, умениями и навыками и сформированности у них коммуникативных способностей [16]. Е.Н. Гусарова и О.Л. Воробьева представляют результаты эмпирического исследования особенностей становления профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, раскрывая приоритетную коммуникативной компетентности [17].

Экспертная оценка педагогических процессов в це-

педагогические науки

Васильева Виктория Сергеевна КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ...

лом и конкретных педагогических явлений в частности, характеризуется объективными трудностями. Это подтверждается данными современных научных исследований Н.Б. Буртовой [18], С.Н. Костроминой [19], Л.Х-Д. Лайпановой [20], Л. Л. Лашковой [21], Е.Ю. Никитиной и В.С. Васильевой [22], Е.А. Шумиловой [23] и материалами, представленными в методических рекомендациях Ю.А. Афонькиной [24]. Психофизиологические, эмоциональные, личностные состояния объекта изучения, его индивидуальные особенности, наличие (отсутствие) разнообразных факторов внешней среды и конкретной реальности профессиональной деятельности, обязательно, но по-разному, в каждый конкретный промежуток времени оказывают влияние на качество проведения экспериментального исследования и интерпретацию полученных данных.

Формирование целей статьи (постановка задания).

С целью выделения диагностических методик, обеспечивающих изучение качественных характеристик и уровня сформированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО, нами был проведен всесторонний анализ современных научных исследований и основных требований к уроню их профессиональной компетентности в целом, представленных в нормативно-правовых документах.

В рамках подготовки констатирующего этапа эксперимента были выделены основные компоненты личности педагогов ДОО, выделяемые нами как базовые, в тоже время, обеспечивающие целостность и эффективной коммуникативной деятельности:

- индивидуально-психологический;

- коммуникативно-деятельностный;

- ценностно-смысловой.

Важно отметить, что выделяемые компоненты рассматриваются нами в полном соответствии с эталонными требованиями к уровню коммуникативных действий, умений и знаний, выделенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11].

Перед нами стоит задача на основе ранее представленных в наших исследованиях компонентов коммуникативной компетенции педагогов ДОО и с учетом характеристики их уровней сформированности определить и привести обоснование выбора необходимости и достаточности комплекса диагностических методик, обеспечивающих комплексность решения поставленных задач.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Сформулированные ранее автором компоненты коммуникативной компетенции педагогов ДОО, описание их уровневой сформированности [25], позволяют представить целостную картину, характеризующую структуру проявления коммуникативной компетенции педагогов ДОО с представлением возможных «перспектив роста», как педагогического коллектива в целом, так и каждого педагога в частности.

Анализ современных научных достижений, основных подходов к проведению психолого - педагогического исследования, учет требований репрезентативности, надежности и валидности в заданной области применения, возможность применения статистически обоснованных методов подсчета и стандартизации тестового балла позволили выделить методики для проведения опытно-экспериментального исследования.

1. Методика изучения профессиональной направленности личности (модификация Р.Р. Калининой) [24].

Включение в экспериментальное исследование данной методики обусловлено возможностью проведения оценки степени включенности педагога в профессию. При этом имеется возможность выделить и проанализировать механизмы воздействия на личность педагога его профессиональной деятельности. В рамках проведения

экспериментального исследования большое значение имеет возможность выявления и описания типических педагогических деформаций личности, что в дальнейшем играет большую роль в проведении необходимых обучающих мероприятий. Данный опросник позволяет провести оценку и сравнить между собой различные типы педагогов.

2. Диагностика «эмоционального интеллекта» - тест EQ (Н. Холл) [26].

Важным компонентом в структуре коммуникативной компетенции является единство способностей и навыков педагогов понимать, распознавать и дифференцировать эмоции, намерения, мотивацию и желания не только других людей, но и свои. Доказано, что в основе оптимального решения практических задач, возникающих в ходе взаимодействия, лежит способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Включение теста EQ, направленного на изучение эмоционального интеллекта, обосновано возможностью изучения таких компонентов эмоционального интеллекта как эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, умение распознавать эмоции других людей и воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

3. Тест «Оценка самоконтроля в общении» [27].

Важной характеристикой качества коммуникативной компетенции педагогов ДОО является показатель приоритета стратегии, выбираем в ходе коммуникации: первоочередная ориентация на собственные чувства и эмоции или на чувства, эмоции, состояния собеседников. Низкий уровень самоконтроля в общении проявляется в действиях педагога, ориентирующегося на собственные чувства и эмоции (ориентация на внутренние факторы). Высокий уровень самоконтроля в общении характерен для тех педагогов, которые на сознательном или бессознательном уровне отслеживают вербальные и невербальные сигналы, исходящие от собеседников, и подстраиваются под ситуацию, в которой происходит разговор (ориентация на внешние факторы).

Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) [27].

Профессиональная коммуникация педагогов ДОО может одновременно рассматриваться как формальное, так и неформальное. Неформальное общение характеризуется глубокой личностной составляющей, которая складывается благодаря выстроенным между партнерами личным отношениям. Формальное общение в профессиональной педагогической деятельности также имеет место быть в связи с тем, что сформулировано и закреплено большое количество различных установок, правил поведения, этикета, общепринятых и обязательных к выполнению.

Одной из задач исследования коммуникативной компетенции педагогов ДОО является изучение качественных характеристик основных коммуникативных ориен-таций, а также определение их гармоничности, которая проявляется в ходе формального общения. Качественная характеристика ориентации на принятие, адекватность, восприятие и понимание партнера, на достижение компромисса позволяет создать в комплексной структуре коммуникативной компетенции педагогов ДОО целостную картину конкретной роли педагога в социуме и его соответствующего отношения к себе. Включение диагностики мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях позволяет решить поставленную задачу.

5. Диагностика уровня социальной фрустрированно-сти (В.В Бойко) [27].

Для педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях важным показателем уровня и качества сформированности коммуникативной компетенции является уровень социальной фрустирован-ности. Определенный уровень удовлетворенности (неудовлетворенности) достижениями и положением в

Vasilyeva Victoria Sergeevna pedagogical

CONCEPTUAL BASES OF STUDYING ... sciences

социально-заданных иерархиях рассматривается как некая форма психического напряжения, обусловленная невозможностью (объективной и субъективной) реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Все это по-разному, но обязательно, оказывает непосредственное влияние на качество профессиональной коммуникации.

6. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) [27].

Данная методика включается в пакет диагностического обследования педагогов дошкольных образовательных организаций с целью получения целостной картины количественной и качественной оценки их коммуникативной компетенции.

Анализ отдельных личностных факторов общительности, логического мышления, эмоциональной устойчивости, беспечности, чувствительности, независимости, самоконтроля, склонности к асоциальному поведению расположенных в циклическом порядке позволяет получить данные о личности педагога и составления вероятностного прогноза успешности его профессиональной деятельности.

7. Тест межличностных отношений (Т. Лири) [28].

Важными факторами, определяющими качественные

характеристики межличностных отношений, являются доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность.

Важными в контексте выделения диагностического пула является понимание и выделение включение научных исследований Б. Бейлза, который благодаря проведению коллективных исследований выделил переменные, определяющие оценку поведения члена группы, которая осуществляется в трехмерном пространстве: доминирование - подчинение, дружелюбие - агрессивность, эмоциональность - аналитичность. Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком для представления основных социальных ориентации была разработана условная схема в виде круга, разделенного на секторы: властный - лидирующий; независимый - домиринирующий, прямолинейно-агрессивный; недоверчивый - скептический; покорно-застенчивый; Зависимый - послушный; сотрудничающий-конвенци-альный; ответственно-великодушный. методика универсальна с точки зрения возможности ее применения как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей (поведения в оценке окружающих («со стороны»)).

8. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В Бойко) [27].

Как уже неоднократно подчеркивалось в материалах нашего исследования, коммуникативная толерантность является важным компонентом коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Коммуникативная толерантность проявляется в высоком уровне терпимости к мнению окружающих, их эмоциям, суждениям, действиям, всем основным аспектам коммуникации. Следовательно, включение в изучение коммуникативной компетенции педагогов ДОО диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет

Получить данные, раскрывающие качественные характеристики готовности педагога принимать каждого партнера по общению с учетом его индивидуальных особенностей, качеств и черт личности положительных и отрицательных, принимаемых, эмоционально и лич-ностно близких, отвергаемых и вытесняемых.

Доказано, что определенные черты того, как человек относится к партнерам по общению, остаются неизменными. При этом важно знать и выделять факторы, которые влияют на стиль общения, на принятие и отвержение партнеров по общению, особенности реакции в тех или иных коммуникативно значимых и повседневных ситуациях.

9. Опросник межличностных отношений Уильяма Шутца [27]. 64

Изучение базовых видов межличностных взаимодействий и поведения в коммуникации с другими людьми благодаря использованию опросника межличностных отношений Уильяма Шутца раскрывают потребности, которые индивид пытается удовлетворить посредством общения.

Использование данного опросника в изучении коммуникативной компетенции педагогов ДОО позволяет выделить особенности их поведения, определить степень его совместимости и несовместимости. Это позволит сделать вывод о наличии (отсутствии) межличностной совместимости, проявляющейся во взаимодействии, способствующей (разрушающей) обоюдное удовлетворение потребностей собеседников (коммуникантов).

Изучение базовых ориентаций межличностных отношений позволяет проанализировать информацию о характеристике три основных критериев, в соответствии с описанием которых выстраиваются отношения с другими людьми: потребность контроля; потребность включения; потребность в аффекте (потребностью в эмоциях). Благодаря использованию данного опросника формируется информация по этим трем критериям, и соответствующих каждому критерию двум подпунктам -то, как педагог сам себя ведет (выраженное поведение), и то, чего он ожидает от других (требуемое поведение).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Изучение коммуникативной компетенции педагогов ДОО, степень проявления ее структурных компонентов в ситуациях профессиональной коммуникации и влияния на успешность педагогического взаимодействия важно проводить с применением самооценки и внешней оценки, получаемой благодаря анализу данных, представленных на основе анализа мнений родителей и сотрудников учреждения, коллег педагогов, участников образовательных отношений.

Сравнительный анализ самооценки и экспертных оценок позволяет установить соответствие представления педагога об уровне и качестве личной профессиональной коммуникации и сложившихся представлениях окружающих. Любое отклонение в ту или иную сторону может рассматриваться как показатель разработки и включения дальнейших разнообразных действий в структуру и содержание экспериментальной деятельности.

Итак, представленные материалы раскрывают основные положения аналитико - результативного компонента концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Выделены компоненты и уровни сформированное™ изучаемого объекта. Определены методики диагностического этапа, позволяющие провести выявление, экспертную оценку и анализ исходного (базового) уровня сформированности коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Последующая исследовательская работа в данной области позволит получить и систематизировать необходимые экспериментальные данные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности какрезультативно-це-левая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 40 с.

2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. 1985. 32 с.

3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение. 2006. 320 с.

4. Груздева О.В., Кербис И.Ю. Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций // Психология детства. Обеспечение психологического благополучия детей ми подростков. Сборник статей. Красноярск, 2018. С. 375-382.

5. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

6. Ротова Н.А. Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Сургут. 2015. 201 с.

7. Васильева В.С., Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций: монография. Москва, Изд-во «Перо», 2017. 275 с._

педагогические науки

Васильева Виктория Сергеевна КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ...

8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http: / /www. sudact.ru (дата обращения 02.02.2020.).

9. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения 02.02.2020.).

10. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908. [Электронный ресурс]. — URL: https://zakonbase. RU/CONTENT/PART/226281 (дата обращения 02.02.2020.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085. html (дата обращения 02.02.2020.).

12. Леканова Г.И. Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования //Проблемы педагогики. 2017. № 8 (31). С. 1925.

13. Пшеницына Л.А. Компетенции педагога дошкольного образования в формировании гуманистических отношений детей старшего дошкольного возраста //Научные труды Республиканского института высшей школы. 2018. №18-3. С. 269-275.

14. Карлаш С.И., Азлецкая Е.Н. «Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональных компетентностей педагогов дошкольной организации //Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 652-654.

15. Захарова Т.Н., Елкина Н.В. Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации //Ярославский педагогический вестник. 2016. №4. С. 39-42.

16. Атякшева Т.В. Изучение коммуникативной компетенции педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. №1. С. 2767-2775.

17. Гусарова Е.Н., Воробьева О.Л. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Культурная жизнь Юга России. 2015. №1 (56). С. 24-26.

18. Буртовая Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза//Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. — №6 (121). - С. 180-182.

19. Костромина С.Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. C. 77-85.

20. Лайпанова Л.Х-Д. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 207 с.

21. Лашкова Л.Л., Резанович И.В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. 339 с.

22. Никитина Е.Ю., Васильева В.С. Методологический регулятив развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования // Фундаментальные исследования. 2012. №6-1. С. 44-47.

23. Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза: монография. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета. 2016. 452 с.

24. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал / сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2014. 92 с.

25. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology. 2018. 7. 4.38. 619-627.

26. Стивен Дж. Стейн, Говард И.Бук. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. 384 с.

27. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

Статья поступила в редакцию 16.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.