Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО'

ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТЕРИИ / КОМПОНЕНТЫ / УРОВНИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / PRESCHOOL EDUCATION / CRITERIA / COMPONENTS / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации. Раскрыто основное понятие исследования «коммуникативная компетенция» с позиции разных авторов. Описаны структурные элементы коммуникативной компетенции: коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности. Составляющие коммуникативной компетенции представлены совокупностью компонентов (когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный). Отмечена тесная взаимосвязь всех рассматриваемых компонентов коммуникативной компетентности педагога между собой. Перечислены основные принципы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов дошкольного образования. Представлены результаты проведенного диагностического исследования, направленного на выявление актуального уровня сформированности коммуникативной компетенции будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE CURRENT LEVEL OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A PEO

The article examines the features of the formation of the communicative competence of a future teacher of a preschool educational organization. The basic concept of the research “communicative competence” is revealed from the position of different authors. The structural elements of communicative competence are described: communicative knowledge, communication skills and communication skills. The components of communicative competence are represented by a set of components (cognitive, value-semantic, personal, emotional). The close relationship of all the considered components of the teacher's communicative competence with each other is noted. The main principles of the formation of the communicative competence of future teachers of preschool education are listed. The results of a diagnostic study aimed at identifying the current level of formation of the communicative competence of future teachers of preschool educational organizations are presented.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО»

Диагностика актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности будущего педагога ДОО

Зотова Ирина Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации. Раскрыто основное понятие исследования «коммуникативная компетенция» с позиции разных авторов. Описаны структурные элементы коммуникативной компетенции: коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности. Составляющие коммуникативной компетенции представлены совокупностью компонентов (когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный). Отмечена тесная взаимосвязь всех рассматриваемых компонентов коммуникативной компетентности педагога между собой. Перечислены основные принципы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов дошкольного образования. Представлены результаты проведенного диагностического исследования, направленного на выявление актуального уровня сформированности коммуникативной компетенции будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, будущие педагоги, дошкольное образование, критерии, компоненты, уровни.

о с

CJ

сэ см о см

Современная система дошкольного образования конечным педагогическим результатом своей деятельности выдвигает обеспечение успешного развития детей на последующих ступенях обучения. Развитие каждого ребенка в рамках образовательной дошкольной системы требует от педагогов высокого уровня сформированной профессиональной, в том числе и коммуникативной, компетентности. Актуальность исследования проблемы коммуникативной компетентности дошкольных педагогов обусловлена тем, что в процессе своей педагогической деятельности педагог ДОУ непрерывно сталкивается с разнообразными ситуациями общения, требующими от него проявления коммуникативных навыков, основанных на социально-психологических качествах личности, а также способствующих развитию межличностного и ролевого взаимодействия.

В связи с появлением новых форм организации дошкольного образования, а также дошкольных учреждений различного вида все более остро становиться вопрос развития профессиональных компетенций у воспитателей. Однако, стандарты профессионального образования содержательно и технологически ориентированы в основном на подготовку будущих воспитателей к работе в дошкольных организациях общеразвивающего вида и не всегда учитывают быстроменяющуюся ситуацию в дошкольном образовании (наращивание видового разнообразия ДОУ с учетом образовательных потребностей различных детей и уровня их развития).

Также, в педагогической практике дошкольного образования, мы можем наблюдать отрицательную динамику, выраженную в увеличении количества педагогов без специального образования, чья профессиональная подготовка не отвечает современным потребностям дошкольного образования, и педагогов с большим стажем профессиональной деятельности, имеющих устоявшиеся педагогические стереотипы в отношении реализации воспитательно-образовательной деятельности. В ряде современных нормативных документов, сопровождающих дошкольное образование, обозначен перечень профессиональных компетенций, которые по своему содержанию имеют ряд отличий от традиционно реализуемых педагогами функций. Например, в условиях стандартной образовательной ситуации педагоги способны действовать максимально профессионально, а в условиях инновационного развития и функционирования организации - оказываются не достаточно способными к эффективной реализации приори-

тетных направлении конкретного вида дошкольной организации. У педагогов дошкольного образования начинают появляться дефицитные компетенции, которые прямо пропорционально отражаются на качестве педагогического результата.

Проблема формирования коммуникативной компетентности педагогических работников дошкольных организаций отражена в работах таких исследователей как Т.В. Воложина [1], Е.Н. Гусарова [2], С.С. Савельева [6] и др. В работах отечественных исследователей (И.Ю. Кербис [4], А.А. Печеркина [5], Е.А. Смирнова [7], Е.П. Тарасова [8], М.Г. Янова [9] и др.) анализируется также компонентный состав коммуникативной компетентности, при этом разные ученые предлагают разные варианты структуры и составных частей коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования на основе специфики их деятельности.

Коммуникативная компетентность рассматривается в качестве важнейшей профессиональной компетенции в деятельности педагога дошкольного образования в связи с тем, что ее проявление происходит на всех уровнях педагогической деятельности, оказывая существенное влияние на все без исключения результаты данной деятельности. В ситуациях, когда взаимодействие педагога дошкольного образования с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами) организуется в целенаправленном и опосредованном ключе, коммуникативные качества обладают наибольшей значимостью среди остальных профессиональных педагогических компетенций.

Как правило, коммуникативная компетентность как системное явление включает в себя следующие структурные элементы: знания, умения и способности коммуникативной направленности.

Коммуникативные знания - представляют собой совокупность информации непосредственно о самой сущности коммуникативной деятельности, о ее видах, уровнях и закономерностях развития, о имеющихся методах и приемов коммуникативной деятельности, а также о действии, которое оказывает общение на партнеров по коммуникации, его возможностях и ограничениях. К этим знаниям также относиться информация об эффективных и продуктивных методах коммуникативной деятельности, учитывая уровень развития тех или иных коммуникативных умений в процессе выстраивания различных межличностных связей и взаимоотношений между коммуникантами с учетом развития различных ситуаций в процессе осуществления актов коммуникации.

Коммуникативные умения - к данной группе умений относятся, те которые отвечают за степень организации и построения самого текста сообщений в доступной для собеседника форме и адекватной сложившейся ситуации. К ним относятся также речевые умения, соотношение вербальных и невербальных проявлений коммуникации, получение обратной связи, преодоления барьеров и конфликтных ситуаций в процессе общения.

Совокупность коммуникативных способностей определяет формирование системы коммуникативной деятельности, основу которой составляют три связанных между собой подструктуры: гностические, экспрессивные и интеракционные способности.

Рассматривая коммуникативную компетентность педагогов, целесообразно отметить, что проявление педагогических коммуникативных ЗУН и способностей должно иметь постоянный характер и встречаться на протяжении всего педагогического процесса. Исходя из этого, в рамках педагогической компетенции одним из компонентов выделяют - педагогическую коммуникацию.

В структуре коммуникативной компетентности, как правило, выделяют следующие компоненты.

• Когнитивный компонент - включает в себя ценностно-смысловую сторону процесса коммуникации, личностные качества педагога, которые препятствуют или способствуют выстраиванию коммуникации, а также сопровождающие ее эмоции и чувства.

• Ценностно-смысловой компонент - состоит из ценностей, активизирующихся в процессе общении. Личностные ценности педагога находят свое проявление в базовых отношениях к себе и окружающим людям, что в свою очередь оказывает регулирующее воздействие на процесс общения, наполняя его тем или иным смыслом.

• Личностный компонент - определяется личностными особенностями педагога, которые проявляются в процессе педагогической коммуникации, определяя ее содержание, процесс и сущность.

• Эмотивный компонент - проявляется в процессе создания и поддержки постоянного положительного, конструктивного эмоционального настроя в процессе межличностного взаимодействия, способности к саморегулированию и быстрому реагированию на меняющееся состояние собеседника, партнера по общению, а также способности предвосхищать данные изменения. Благодаря эмоциональному компоненту человек может определить насколько процесс коммуникации является психологически благоприятным или неблагоприятным, комфортным или дискомфортным.

• Поведенческий компонент - выражается через проявление коммуникативных умений, способов деятельности и опыт, который является интегрирующей системой проявленной на поведенческом и деятельностном уровнях коммуникативной компетентности.

Неизбежным является тесная взаимосвязь всех рассматриваемых компонентов коммуникативной компетентности педагога между собой. При этом высокий уровень коммуникативной компетентности дошкольного педагога определятся всесторонним развитием всех ее структурных компонентов, профессиональным применением и использованием различных коммуникационных технологий.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В педагогической практике дошкольного образования общение рассматривается в качестве важнейшего фактора профессионального успеха. Современные личностно ориентированные образовательные стандарты, модели и технологии не могут быть реализованы, если педагог не имеет достаточного уровня коммуникативной компетентности, не способен на гибкое управление процессом взаимодействия в реализации воспитательно-образовательного процесса, не знаком с эффективными коммуникативными технологиями, содействующими взаимопониманию и т.д.

Следует отметить, что для работников педагогической сферы коммуникативная компетентность выступает основой профессиональной компетенции, которая сопровождает все уровни его профессионально-педагогической деятельности и оказывает весомое воздействие на все результаты педагогической работы. Наибольшую ценность коммуникативные качества воспитателей имеют при организации воспитательно-образовательных ситуаций, в процессе реализации и построении различных линий взаимодействия с воспитанниками.

В сфере деятельности дошкольного педагога коммуникативная компетентность формируется посредством знаний умений и навыков профессионального взаимодействия с воспитанниками, их родителями, коллегами, руководством, а также с педагогами других организаций.

В структуре педагогической деятельности коммуникативная компетентность выступает в качестве доминантного звена. При сформированной коммуникативной компетентности на достаточном уровне педагог может эффективно реализовы-вать свою конструктивную, педагогическую и организаторскую деятельность, способствуя созданию эмоционального благополучия воспитанников в образовательном процессе.

Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования требует системного использования разнообразных традиционных и инновационных методов обучения, что будет в свою очередь способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах организации педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

При этом высокий уровень коммуникативной компетентности дошкольного педагога определятся всесторонним развитием всех ее компонентов, виртуозным владением и применением коммуникационных техник.

В основу разработки диагностического инструментария педагогического оценивания уровней коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования были положены: критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), показатели и уровни сформированности ° коммуникативной компетентности будущих педа-" гогов дошкольного образования и методики опре-^ деления их проявления.

^ Для реализации целей и задач эмпирического Ц исследования был сформирован пакет диагности-

ческих методик, составивших инструментальную базу исследования. Диагностический инструментарий включал в себя следующие методики:

- Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (Б.А. Федоришин, В.В. Синявский);

- Тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер);

- Тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ря-ховский);

- Тест «Коммуникативные умения». (Л. Михель-сон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха). Обобщение результатов проведенного диагностического исследования на контрольном этапе экспериментальной работы позволило заключить, что у опрошенных студентов, обучающихся по профилю «Дошкольная педагогика» в той или иной степени развиты основные компоненты коммуникативной компетентности поведенческий (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1. Результаты уровня сформированности коммуникативной компетенции у будущих педагогов ДОУ

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во респондентов в% Кол-во респондентов в%

Высокий 6 30% 5 25%

Средний 9 45% 11 55%

Низкий 5 25% 4 20%

Высокий Средний Низкий

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 1. Уровни сформированности коммуникативной компетенции у будущих педагогов ДОУ

Анализ полученных результатов контрольной диагностики позволяет установить, что в экспериментальной группе студентов преобладающая выраженность факторов по показателям по сравнению с констатирующим этапом исследования значительно увеличились. В то время как в контрольной группе изменения весьма незначительные.

В основе такого прироста показателей у студентов экспериментальной группы лежат такие факторы совершенствования их методической подготовки как внедрение проблемно-модульной технологии с применением учебно-методического ресурса; овладение компетентностным инструментарием и общепедагогическими технологиями

в процессе решения педагогических задач; развитие рефлексивно-творческих умений как качественных показателей результативности деятельности педагога дошкольного образования.

Такой результат был ожидаем, поскольку студенты экспериментальной группы получили более глубокую теоретическую и практико-профессиональную подготовку в плане развития коммуникативных компетенций. В экспериментальной группе для всех студентов коммуникативная компетентность приобрела личностно-ценностное значение. Студенты постоянно направляли свою деятельность на саморефлекси-ию саморазвитие, были более уверены в своем профессионально-педагогическом потенциале.

Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента позволил констатировать, что к концу исследования внедрение специальной программы в учебный процесс, направленный на развитие навыков педагогической коммуникации у студентов - будущих педагогов дошкольного образования, позволило повысить значимость когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности.

Следовательно, на формирование коммуникативных умений будущих педагогов оказывают значение многие перечисленные нами способы сфор-мированности коммуникативной компетентности. Разнообразные ролевые и деловые игры, моделирование своего поведения в определенной ситуации, индивидуальная и групповая терапия, проведение различных дискуссий и т.д. Но, среди них, особое место занимают коммуникативные тренинги, являясь не только способом, но и активным методом социально-психологического обучения, которые могут соединять в себе все проанализированные нами способы, которые в своей совокупности способны комплексно решать поставленные задачи в области формирования необходимых коммуникативных качеств и умений.

Специфические особенности формирования у будущих педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности в современных реалиях опирается на ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться. Среди них:

- принцип необходимости осознания будущими педагогами значения продуктивной коммуникации с воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом; признание детей дошкольного возраста полноценными субъектами процесса развития способностей, осознание необходимости ориентироваться на личные интересы и склонности воспитанников в выборе содержания и способов реализации воспитательно-образовательного процесса;

- принцип, основанный на способности к построению коммуникативного процесса, руководствуясь и опираясь на личностно-ориентированную модель образовательной деятельности, что, в свою очередь, является фундаментом непосредственного развития личности каждого воспитанника.

Итак, сегодня важное теоретическое и практическое значение приобретает работа по определению новых граней обеспечения коммуникативных компетенций будущих педагогов дошкольного образования, формирование у них способности решать сложные профессиональные задачи, выработка у них жизненной стойкости, вооружение механизмами и технологиями коммуникации, самопомощи, самореабилитации, разработки жизненных и профессиональных стратегий, проектов.

Литература

1. Воложина Т.В. Формирование коммуникативной компетентности педагогов в условиях ФГОС / Т.В. Воложина // Психологическая наука и практика: инновации в образовании: материалы Пятой конф. психологов образования Сибири. - 2018. - С. 485-493.

2. Гусарова Е.Н. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения / Е.Н. Гусарова, О.Л. Воробъе-ва // Культурная жизнь Юга России. - 2015. -№ 1 (56). - С. 24-26.

3. Дергачева О.А. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды / О.А. Дергачева // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 4445.

4. Кербис И.Ю. Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций / И.Ю. Кербис, О.В. Груздева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. -С.126-137.

5. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 233 с.

6. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск, 2012. - 218 с.

7. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. -2008. - № 1. - С. 58-65.

8. Тарасова Е.П. Особенности коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования / Е.П. Тарасова, Н.А. Степанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2). - С. 4143.

9. Янова М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Янова // Педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-73.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

DIAGNOSTICS OF THE CURRENT LEVEL OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF A PEO

Zotova I.V.

State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov

The article examines the features of the formation of the communicative competence of a future teacher of a preschool educational organization. The basic concept of the research "communicative competence" is revealed from the position of different authors. The structural elements of communicative competence are described: communicative knowledge, communication skills and communication skills. The components of communicative competence are represented by a set of components (cognitive, value-semantic, personal, emotional). The close relationship of all the considered components of the teacher's communicative competence with each other is noted. The main principles of the formation of the communicative competence of future teachers of preschool education are listed. The results of a diagnostic study aimed at identifying the current level of formation of the communicative competence of future teachers of preschool educational organizations are presented.

Keywords: communicative competence, future teachers, preschool education, criteria, components, levels.

References

1. Volozhina T.V. Formation of the communicative competence of teachers in the conditions of the Federal State Educational Standard / T.V. Volozhin // Psychological Science and Practice:

Innovations in Education: Materials of the Fifth Conf. educational psychologists in Siberia. - 2018. - P. 485-493.

2. Gusarova E.N. Communicative competence of a teacher of a preschool educational institution / E.N. Gusarova, O.L. Vo-rob'eva // Cultural life of the South of Russia. - 2015. - No. 1 (56). - P. 24-26.

3. Dergacheva O.A. Development of the teacher's professional competence in the context of an innovative educational environment / O.A. Dergacheva // Young Scientist. - 2016. - No. 9. -P. 44-45.

4. Kerbis I. Yu. Features of the communicative competence of modern teachers of preschool educational organizations / I. Yu. Kerbis, O.V. Gruzdeva // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva. - 2017. - P. 126-137.

5. Pecherkina A.A. Development of the teacher's professional competence: theory and practice: monograph / A.A. Pecherkina, E.E. Symaniuk, E.L. Umnikova: Ural. state ped. un-t. - Yekaterinburg, 2011. - 233 p.

6. Savelieva S.S. Pedagogical conditions for the formation of teacher's professional competence in the educational process of the university: monograph / S.S. Saveliev. - Voskresensk, 2012. - 218 p.

7. Smirnova E.A. Formation of communicative competence in preschool children / E.A. Smirnova // Educator of a preschool educational institution. - 2008. - No. 1. - P. 58-65.

8. Tarasova E.P. Features of the communicative competence of teachers in the aspect of the continuity of preschool and primary general education / E.P. Tarasova, N.A. Stepanova // International Journal of Experimental Education. - 2014. - No. 7 (part 2). - P. 41-43.

9. Yanova M.G. The structure of the teacher's professional competence / M.G. Yanova // Pedagogical journal. - 2012. - No. 4. -P. 63-73.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.